Конспект урока русского языка. 2 класс. УМК "Гармония". Тема "Новое об известных опасностях письма. Удвоенные согласные".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Урок с использованием технологической карты и рейтинго-накопительной системы оценивания результатов собственной деятельности уч-ся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_rns.doc | 123 КБ |
karta_uroka_dlya_uchitelya.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ гимназия №406 Пушкинский р-н С-Петербург
Преподаватель: Исаева Галина Леонидовна
Тьютор: Ермохина Марина Анатольевна
Учебная дисциплина: русский язык
Тема: «Новое об известных опасностях письма. Удвоенные согласные, относящиеся к разным частям слова».
Целевая аудитория: класс.
Цели:
Знать:
-части слова;
-основные орфограммы корня и способы их проверки;
-словарные слова с удвоенными согласными;
- правописание удвоенной согласной на границе морфем.
Понимать:
-алгоритм разбора по составу;
-правильность объединения в группу и нахождения «лишнего» слова;
-объяснять написание удвоенных согласных;
-преобразование словесного материала в схему.
Уметь:
-уметь писать слова с удвоенными согласными;
-выполнять морфологический разбор;
-группировать слова по заданному принципу.
Анализировать:
-заданную схему и подбирать к ней слова;
-способ классификации.
Создавать:
-объяснить алгоритм действий при написании слов с орфограммами на стыке морфем;
-составлять предложения из деформированного текста.
Оценивать:
соответствие выводов имеющимся данным;
-значимость приобретения новых знаний правописания слов.
Оборудование:
-рабочая тетрадь по русскому языку часть №3;
-карточки с заданиями для учащихся;
-иллюстрация с изображением аллеи парка;
-модель правописания удвоенных согласных на границе частей слова;
-технологическая карта для учащихся.
Ход урока:
№ п/п | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Примечания |
1. | Самоопределение в деятельности | ||
Вы знаете, что на каждом уроке мы делаем новые… дополняют открытия, учимся новому. Вы готовы? А еще мы учимся анализировать свою работу и товарищей …(как?) честно и справедливо. Будем совершенствоваться в этом умении? | Ученики дополняют вступительное слово учителя. | ||
2. | Чистописание | На доске представлены буквосочетания. Приложение №1. | |
Выпишите буквосочетания с удвоенными согласными. Помните, что это вы должны сделать правильно и красиво. Учитель вычеркивает неверные. Оцените свою работу в карте. | После выполнения задания ученики проверяют правильность выполнения. По очереди называют правильные. | ||
3. | Орфографическая разминка. Работа с предложением. | На доске записано предложение. Приложение №2. | |
А сейчас мы прочитаем предложение о том, чего сегодня в природе нам так не хватает Где вы сейчас оказались? На самом деле это изображение аллей Летнего сада в Петербурге. Мы там с вами обязательно побываем. Обозначьте все знакомые вам орфограммы, написание которых можете объяснить. Правильно обозначайте вид орфограммы. А теперь давайте проверим. Подсчитайте количество орфограмм, которые вы отметили самостоятельно и правильно. Оцените в карте. Какие основные орфограммы в корне вам встретились? Каким способом вы их проверяли? За правильный ответ вы получаете дополнительные баллы. Учитель сам называет, кому проставить дополнительные баллы за правильный ответ. Одна из орфограмм – тема нашего урока, если посмотреть на строку чистописания, то вы догадаетесь. Где они находятся? Почему вы знаете его написание? Вы сегодня узнаете, что это орфограмма требует к себе очень внимательного отношения. | Ответы учеников: зелени, солнца, в Екатерининском парке и т.д. Непроизносимая согласная, парная согласная, безударная гласная, двойная согласная. Дети называют способы подбора проверочных слов. Например, в слове солнце непроизносимая согласная -л-; проверяю ласковой формой –солнышко-. Осветили, безударная гласная –е- , проверяю по команде вопроса что? –свет-. Два-три ученика по очереди отмечают на доске. Остальные комментируют с места. Двойные согласные. В корне слова. Потому что оно словарное. Это иностранное слово. | Показ иллюстрации с изображением аллеи Летнего сада, пронизанной солнечными лучами. Приложение №3. | |
4. | Найди «лишнее» слово (работа в группах). | ||
Прочитайте слова, определите какое слово здесь «лишнее» и почему. Разберите слова по составу (каждый разбирает самостоятельно; проверка в группе). Сверьте с тем, как разобраны слова на доске. Оцените работу в карте. Подумайте, какое слово может теперь оказаться «лишним» (обсуждение в группе). Если ученики не догадываются о месте расположения удвоенной согласной, то учитель акцентирует этот момент. Значит, где еще может писаться удвоенная согласная? Правильно, на границе частей слова. Распределите в группе бонус из 7 баллов по степени участия в работе и запишите баллы в карту. | От группы выступает представитель, который четко может объяснить. -Слово пассажиры, т.к. оно употреблено во мн. ч. -слово - ранняя, потому что это название признака. -слово - класс, в нем удвоенная согласная на конце. -слово – ранняя, двойные согласные не в корне | Слова даны в конвертах и на доске правильный вариант разбора слов по составу. Приложение №4. по степени участия в работе. | |
5. | Наблюдение над словами с удвоенными согласными (работа в парах). | Рабочая тетрадь, упр. №545 Приложение №5 Учебник, упр. №545, чтение вывода. | |
Сейчас мы попробуем убедиться в наших открытиях. Чтение темы: «Новое об известных опасностях письма» Вы догадались, что нужно сделать со словами упр.№545?Двойные согласные могут появляться в конце приставки и в начале корня Обозначьте те части слов, в которых скрыта разгадка. Что удалось понять? Действительно, удвоенные согласные пишутся и на границе частей слова. Мы с вами самостоятельно сделали этот вывод. Оцените правильность выполнения работы своим товарищем. | Разобрать слова по составу. Взаимопроверка. Двойные согласные могут появляться в конце приставки и в начале корня, в конце корня и в начале суффикса. Дети читают вывод в учебнике и сверяют его со своим. | ||
6. | Физкультминутка. | ||
Пора отдохнуть. Давайте вспомним стихи-игру «Карусели…» А теперь я: «…мы с вами за парту сели» и продолжаем работу. | Дети по очереди продолжают стихи, предлагая новые движения. «… Карусели, карусели, мы с тобой на лошадь сели и поехали…» | Стихи взяты из рассказа Л. Пантелеева «Карусели». Ученики сочиняли свое продолжение стихотворения на уроках литературного чтения. | |
7. | Упражнение в группировке слов по месту орфограммы (работа в парах). | Слова даны по вариантам в конверте. Приложение №6 | |
Одинаковая ли причина появления в словах двойных согласных? Как вы это узнаете? Раскройте тайну, обозначив части слов. Распределите их в 2 группы. Запишите в 2 столбика. Проверьте друг друга, как справились с работой и выставьте баллы в карту соседа. Показ схематичного изображения нового правила. Как вы понимаете эту зашифрованную запись? | Надо посмотреть, где они находятся. Разобрать слова по составу. Выписывают сначала словарные слова, а затем те, где правописание объясняется составом слова. Двойные согласные пишутся на границе приставки и корня, корня и суффикса. | Приложение №7 | |
8. | Работа с деформированным текстом (работа в парах). | Тексты в конверте. Приложение №8 | |
Вы увлеченно работали весь урок. После же уроков у вас много еще интересных занятий. Вот об этом и рассказ. Вставьте подходящие по смыслу слова из слов для справок. Проверьте друг друга в правильности написания. Дополнительное задание (по желанию) дописать про свое увлечение. Оцените себя в карте. | Ученики сначала в паре обсуждают, какое слово надо вставить, затем самостоятельно вписывают в сою карточку. | Дополнительное задание можно предложить написать о своем увлечении дома. | |
9. | Итог. | ||
Что нового узнали? Что больше всего понравилось? Учитель распределяет дополнительные баллы за активность на уроке. Общий подсчет баллов. Домашнее задание упр. и правило, дополнительное задание. | Ответы учеников. | Можно использовать схематичное изображение (приложение №7) |
Приложение №1
нн, жк, кк, дк, сс, ск, тр, зд, жж, ее, мм, пп, пт, бб
Приложение №2
Лучи солнца освещали все дорожки на аллеях парка.
Приложение №3
Приложение №4
пассажиры, класс, ранняя, перрон, ванна
Приложение №5
рас сказ ран н ее
рас сып ать длин н ый
от толк нуть туман н ое
Приложение №6
1 вариант: бессонный, суббота, весенний, шоссе, телеграмма, карманный, рассказать, хоккей
2 вариант: аккуратный, пассажир, осенний, классный, длинная, рассердился, хоккей
Приложение №7
Приложение №8
В нашем кла(с, сс)е все р.бята чем-то увлекаются. Вот Филипп ра(с, сс)матривает ___________ марок. Алла любит отгадывать дли(н, нн)ые _____________. Вокруг нее всегда _______ р.бят. Кирилл ходит в ба(с, сс)ейн, он еще и кла(с, сс)ный ________. Инна играет в __________. А Петя увлекается __________булочками.
Я_________________________________________________.
Слова для справок: аппетитными, коллекцию, хо(к, кк)еист, кроссворды, гру(п, ппа), те(н, нн)ис.
Технологическая карта урока «Новое об известных опасностях письма»
ученика (ученицы)
____________________________________________________________________
№ п/п | Вид деятельности | Баллы | Мои баллы |
Чистописание | |||
1. | Я не сумел (а) выполнить задание | 0 | |
Я сумел (а) выполнить правильно, но написал(а) некрасиво | 1 | ||
Я все сделал (а) правильно и красиво | 2 | ||
Работа с предложением | |||
2. | Я нашел 1 или 2 орфограммы | 0 | |
Я отметил (а) меньше 3- 5 орфограмм | 1 | ||
Я нашел (а) 6-8 орфограмм | 2 | ||
Я нашел 9 и больше орфограмм | 3 | ||
Дополнительные баллы | 1 | ||
3. | Найди «лишнее» слово (работа в группах) | ||
Я допустил (а) больше 2-х ошибок | 0 | ||
Я допустил (а) 2 ошибки | 1 | ||
Я все слова разобрал (а) верно | 2 | ||
Дополнительные баллы (всего 7; распределить на всех) | |||
4. | Наблюдение над словами с удвоенными согласными (рабочая тетрадь с.15 упр.№544); работа в парах Поставь баллы в карту соседа | ||
допустила 2 и более ошибок | 0 | ||
допустил (а) 1 ошибку | 1 | ||
разобрал (а) без ошибок | 2 | ||
Дополнительные баллы | 1 | ||
5. | Упражнение в группировке слов по месту орфограммы (рабочая тетрадь с.16 упр. №546); работа по вариантам. Поставь баллы в карту соседа | ||
не сумел (а) выполнить задание | 0 | ||
допустил (а) 2 ошибки | 1 | ||
допустил (а) 1 ошибку | 2 | ||
выполнил (а) без ошибок | 3 | ||
6. | Работа с текстом. | ||
Я не выполнил (а) задание | 0 | ||
Я допустил (а) 3 и более ошибок | 1 | ||
Я допустил (а) 1-2 ошибки | 2 | ||
Я выполнил (а) без ошибок | 3 | ||
Дополнительные баллы | 1-3 | ||
Активность на уроке | До 2 баллов | ||
ВСЕГО: | _______________ |
Если я набрал (а)
От 15 до 23 – «5»
От 10до 15 – «4»
От 7 до 9 – «3»
Отзыв:
Использование технологической карты позволило мне конкретизировать цели урока и порядок работы по их достижению.
Для учащихся всегда важен, а теперь стал и понятен эталон оценки результатов их деятельности.
В процессе совместной деятельности в парах, группах, с учителем у учеников формируется эмоционально-личностное отношение к изучаемому материалу и, что самое важное, это находит отражение и в последующей деятельности по его освоению. Активность всего класса была высокой на протяжении всего урока.
Сложности в том, что у второклассников недостаточно развито внимание при оценке, у некоторых превалирует желание сделать результат лучше. Но при планомерной совместной работе можно выработать точные критерии, сделать их понятными и заинтересовать в объективности оценивания своих результатов.
Предварительный просмотр:
КАРТА УРОКА
Тема: | Новое об известных опасностях письма. Удвоенные согласные, относящиеся к разным частям слова. |
Цель: | Совершенствование знаний о правописании слов с удвоенными согласными; обучение объяснению написания удвоенных согласных на границе морфем (без термина). |
Детализация главной дидактической цели по уровням познавательной деятельности (задачи урока) в когнитивной (образовательной) области
Уровни | Содержание | Задания, | Критерии оценки выполнения заданий |
Знать | -части слова; -основные орфограммы корня и способы их проверки; -словарные слова с удвоенными согласными; - правописание удвоенной согласной на границе морфем | -выписать буквосочетания с удвоенными согласными; - списать предложения и определить известные орфограммы | |
Понимать | -алгоритм разбора по составу; -правильность объединения в группу и нахождения «лишнего» слова; -объяснять написание удвоенных согласных; -преобразование словесного материала в схему | -нахождение «лишнего» слова; -привести примеры подбора проверочных слов; -группировка слов по месту орфограммы | |
Применять | -уметь писать слова с удвоенными согласными; -выполнять морфологический разбор; -группировать слова по заданному принципу | -запись деформированного текста; -распределение слов на две группы по месту орфограммы; - нахождение «лишнего» слова | |
Анализировать | -заданную схему и подбирать к ней слова; -способ классификации; | - объяснить схематичную запись; -выявить принципы распределения на группы | |
Синтезировать | -объяснить алгоритм действий при написании слов с орфограммами на стыке морфем; -составлять предложения из деформированного текста | -сформулировать новое знание о написании удвоенных согласных на стыке морфем; -дополнять текст предложениями на заданную тему | |
Оценивать | -соответствие выводов имеющимся данным; -значимость приобретения новых знаний правописания слов | -определять критерии оценки выполнения заданий; -высказывать мнение о работе товарища в паре или группе | |
Разработка критериев оценки выполнения заданий по трем уровням (1 уровень – 1 балл, 2 уровень – 2 балла, 3 уровень – 3 балла).
Уровни выполнения заданий по количеству ошибок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка во2 классе Тема: Слова с удвоенными согласными. Цель: дать представление о словах с удвоенными согласными и способах их переноса.
Урок составлен в соответствии с требованиями по новым ФГОС.Задачи: развивать у учащихся логическое мышление, внимание; прод...
Конспект урока русского языка Класс: 4 В.
Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....
Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»
Актуальность проекта Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...
Конспект урока русского языка по теме: "Упражнение в различении мягких и твердых согласных звуков" 1 класс, ПНШ.
Цели деятельности учителя: Создание условий для формирования умений различать мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные звуки; способствование воспитанию культуры поведения и речи в школе, в общест...
Урок русского языка по теме: «Упражнение в написании слов с удвоенными согласными»
Закрепление правописания слов с удвоенными согласными. Цель: формирование умений обозначать на письме удвоенные согласные звуки буквами; закреплять п...
Конспект урока русского языка класс
Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...