Обобщение по теме "Имя существительное". 4 класс.
план-конспект урока (4 класс) на тему
Урок- исследование слова "Мороз" с использованием групповых технологий. Варианты: урок-исследования слов "вода", " солнце".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 41.5 КБ |
kartochki_s_zadaniyami.xls | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык
Обобщение знаний по теме
«Имя существительное».
Исследование слова «Мороз».
( с использованием поисково-исследовательских и групповых технологий)
Цель:
обобщение знаний учащихся об имени существительном, повторение грамматических признаков имени существительного, закрепление правописания падежных окончаний;
развитие логического мышления, речи, фантазии, внимательности, развитие способностей к продуктивной самостоятельной работе;
воспитание взаимоуважения, , инициативы и активности, привитие интереса к предмету, воспитание любви к родному краю.
Ход урока:
1. Психологический настрой
Прозвенел и смолк урок
Начинаем наш урок
Все друг к другу повернитесь
Улыбнитесь мне, гостям
Мило, дружно улыбнитесь.
И садитесь по местам.
Я рада видеть ваши улыбки и думаю, что этот урок принесет нам всем радость общения друг с другом, принесет много нового и интересного.
2.Постановка целей и задач урока.
- Отгадайте загадку:
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам.
- Правильно. Это имя существительное.
3. Имя существительное – самая представительная часть речи. Почти каждое слово в нашей речи - имя существительное. По наблюдениям учёных, существительное появилось в речи в числе самых первых слов людей. Мы закончили изучение темы «Имя существительное». Сегодня урок обобщения знаний об имени существительном. Урок у нас будет необычный, урок-исследование, а вы будете исследователями, работать мы будем в группах по 2-4 человека. Каждая группа получит карточку с заданиями. Предметом нашего исследования будет слово спрятанное в загадке:
Невидимкою зимою
Он является ко мне
И рисует, как художник,
Он узоры на окне. (МОРОЗ)
Посмотрим на это слово с разных сторон науки о русском языке.
Морфология Синтаксис Фразеология
МОРОЗ
Фонетика Орфография Лексика Словообразование
3.Познавательный этап.
Деление класса на 7 групп, которые исследуют слово.
1 группа: Фонетика.
- Что изучает фонетика?
(Это наука о звуках, а звук - это то, что мы слышим и произносим.)
- Какие звуки в слове не соответствуют написанию?
{А}, {C}.
- Какие трудности в связи с этим появляются?
(Как грамотно написать слово.)
Поможет нам следующий раздел.
2 группа: Орфография.
- Что изучает раздел орфография?
(Правильное грамотное написание слов.)
- Какие орфограммы есть в слове «Мороз»?
(Непроверяемый безударный гласный в первом слоге – О, парный согласный З в конце слова.)
Перед вами текст с пропущенными орфограммами.
Какое задание вы бы задали себе? (вставить пропущенные буквы)
Со...нце землю греет слабо,
По н…чам тр..щит мороз.
Во дв...ре у снежной бабы
П…белел м…рковный но… .
(Проверка написанного учениками.)
3 группа: Лексика.
Вот мы нашли тесную связь между двумя разделами науки о языке: фонетикой и орфографией.
- Что изучает лексика?
(Значение слова, антонимы, синонимы, многозначность.)
- Как объясняет это слово С. И. Ожегов?
- Как объясняет это слово В. И. Даль?
- Есть ли синонимы, антонимы у этого слова?
- Посмотрите на ряд слов: мороз, мороза, морозом, морозец, о морозе. Какое слово лишнее? Докажите.
(Слово морозец – это не форма слова мороз, а однокоренное слово.)
4.Физкультминутка
На дворе у нас мороз. Дети хлопают себя ладонями по плечам и
Чтобы носик не замерз, топают ногами/
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать.
С неба падают снежинки, Дети поднимают руки над головой и делают
Как на сказочной картинке. хватательные движения, словно ловят
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы, Потягивания — руки в стороны.
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы, Ходьба на месте с высоким подниманием колен.
Поднимаем выше ноги.
Мы идем, идем, идем Ходьба на месте.
И к себе приходим в дом. Дети садятся на свои места.
4 группа: Словообразование.
- Какие части слова участвуют в образовании новых однокоренных слов?
(Приставки и суффиксы.)
- Какой раздел русского языка будет рассматривать это явление.
(Словообразование.)
- Найдите в словаре строения слов однокоренные слова к слову «Мороз».
- Придумайте однокоренные слова.
5 группа: Морфология.
- Что исследует морфология?
(Слово как часть речи.)
- Какой частью речи является слово мороз?
(Имя существительное, вопрос: что?, явление природы.)
- Произвести морфологический разбор-исследование.
6 группа: Синтаксис.
- Какой раздел науки о русском языке изучает словосочетание и предложение?
- Придумайте словосочетание со словом «Мороз».
- Составьте предложение из этих словосочетаний.
Ребята я тоже придумала предложение, но вот незадача: все слова рассыпались, помогите мне составить предложение.
На морозе сверкает серебристый гладкий лёд.
(Разобрать по членам предложения, выписать словосочетания, в слове «на морозе» определить род, склонение, падеж.)
7 группа: Фразеология.
- Что изучает фразеология?
(Устойчивые словосочетания «фразеологические обороты», «крылатые» слова.)
- Что обозначает выражение: «мороз по коже»?
Пословицы и поговорки – это тоже крылатые слова.
- Какие вы подготовили пословицы и поговорки со словом «мороз»?
- Какие загадки?
Русский народ всегда любил зиму и мороз. Мороз представлялся живым человеком, и сказки о нём слагали. («Мороз Иванович», «Два Мороза».)
Поэты тоже посвящали стихи морозу и зиме. Какие стихи вы выучили?
5.Итоговый этап урока.
- Чему учились на уроке?
- Какие разделы науки о русском языке вы знаете?
- Что вы узнали нового?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Обобщение об имени существительном" 4 класс
Автор: Стрекаловская Л.А. ГБОУ СОШ № 80 Санкт-Петербург Представлен урок русского языка "Обобщение об имени существительном" в 4 классе и авторская презентация к уроку...
Урок русского языка "Обобщение об имени существительном" 4 класс
Автор: Стрекаловская Л.А. ГБОУ "Школа здоровья и индивидуального развития" Санкт-Петербург Представлен урок русского языка "Обобщение об имени существительном" в 4 классе и авторская презентация ...
Урок русского языка по теме: Обобщение об именах существительных 2 класс
Методическая разработкаПрезентацияКарточки индивидуальныеКарточки для учащихся с ЗПР...
презентация по теме "Обобщение о падежах существительных" 3 класс УМК "Школа России"
презентация к уроку русского языка по теме " Обобщение о падежах имени существительного" + тренажёры для глаз...
Урок русского языка "Обобщение об имени существительном" 2 класс
Цели: создание условий для обобщения знаний обучающихся об имени существительном как части речи; развитие умений распознавать в речи имена существительные, классифицировать одушевленные и ...
Русский язык 4 класс Тема: «Обобщение об имени существительном».
Открытый урок в 4 классе...
Конспект урока. Обобщение об имени существительном.3 класс
На уроке используются приемы критического мышления....