Рабочая программа по русскому языку 4 класс учебник А.В.Поляковой
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Рабочая программа составлена по ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_russkiy_yazyk.doc98.48 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса составлена в соответствии с  Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2009 г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования авторской  программой  «Русский язык» (автор А.В.Полякова, Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. Издательский дом «Фёдоров», издательство «Учебная литература», 2011)

Место предмета в базисном учебном плане

  Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения русского языка в 4 классе  отводится 170 часов из расчета 5 часов в неделю.

В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует две основные цели:

        - познавательную – ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

 - социокультурную – формирование коммуникативной компетенции учащихся; развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей необходимо решать следующие практические задачи:

- развивать речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

 - обеспечивать освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

 - обеспечивать овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

 - воспитывать у учеников позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, побуждать познавательный интерес к языку, стремление совершенствовать свою речь.

Коррекция программы

Резервные уроки отданы на повторение основных тем в конце учебного года.

Общая характеристика учебного предмета

     Данный курс русского языка разработан на основе концепции Л.В. Занкова. Развивающие возможности системы развивающего обучения Л.В. Занкова связаны с реализацией дидактических принципов, богатым содержанием учебного материала, особой организацией деятельности учащихся, включением эмоциональной сферы, индивидуализацией обучения. Соответственно дидактические принципы системы Л. В. Занкова включают:

- обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности;

 - ведущую роль теоретических знаний в обучении;

 - быстрый темп в изучении материала, обеспечивающий высокую познавательную активность учащихся;

 - осознание школьником процесса обучения;

 - систематическую работу над развитием каждого ребенка, включая самого слабого.

Эти принципы обусловливают расширение в курсе объема инвариантного содержания предмета и особый подход к его структурированию, определяющий последовательность изучения учебного материала.

    Содержание курса – совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, - представлено следующими разделами:

- основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

 - орфография и пунктуация;

 - развитие речи.

    Языковой материал призван обеспечить формирование первоначального представления о структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также усвоение норм русского литературного языка.

Изучение орфографических и пунктуационных правил, развитие устной и письменной речи учащихся служат решению практических задач общения и формируют навыки, определяющие языковой уровень культуры учащихся как будущих членов общества.

В курсе представлены не только система знаний и умений по русскому языку, но и конкретные учебные действия, помогающие эффективному усвоению содержания предмета на основе реализации дидактических принципов системы развивающего обучения Л.В. Занкова.

    Программа ориентирует на организацию учебного процесса как сотрудничества учителя и учащихся, а также детей между собой. В этом сотрудничестве и происходит первичное постижение родного языка как предмета изучения, осуществляется анализ различных его сторон. Центральным звеном изучения предмета является раскрытие коммуникативной функции языка, средством осуществления которой является речь.

Описание ценностных ориентиров содержания предмета

• формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

– чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

 – восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

• формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

– доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

 – уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

• развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им; ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

 – формирования чувства прекрасного и эстетических чувств благодаря знакомству с мировой и отечественной художественной культурой;

• развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

 – формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

• развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

 – формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

 – развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

 – формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

Вклад данного курса в решении педагогических задач

Предмет «Русский язык» занимает особое место среди предметов, входящих в учебный план начальной школы. Русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения, и его изучение способствует формированию у младших школьников представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуре и основе национального самознания.

Специфика предмета «Русский язык» заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Успехи в изучении данного предмета во многом определяют результаты освоения других школьных дисциплин. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Особенности содержания и организации УД

Одно из ключевых понятий предметных программ, в том числе и по русскому языку, – линии развития ученика средствами предмета. Это совокупность связанных друг с другом умений, последовательное развитие которых обеспечивает достижение предметных результатов в аспекте формирования разных компетенций (коммуникативной, языковой и (или) лингвистической и культуроведческой). В программе этих линий восемь (см. программу по русскому языку и комментарии по использованию конспектов уроков). Кроме того, предмет «Русский язык» решает задачи достижения личностных и метапредметных результатов.

Средствами достижения личностных и метапредметных результатов по русскому языку могут служить:

1) текст (например, познавательного, нравственно-социального и культурного характера);

2) иллюстративный ряд (например, схемы, таблицы, модели правил, лингвистических определений);

3) продуктивные задания, т.е. вопросы, на которые в тексте учебников не содержится прямых ответов, в то же время там имеется информация, преобразуя которую (создавая для решения задачи собственную модель реальности), ученик может сформулировать свою версию ответа;

4) принцип минимакса – в учебнике (и конспектах) имеется как необходимый для усвоения основной материал, так и дополнительный. Минимум представлен в виде правил и определений, выделенных в учебнике в цветной рамке (оранжевого цвета), а также в виде ключевых слов в конце параграфа, которые либо даны в готовом виде, либо ученикам требуется определить (назвать) их самим. В конспектах работа с ключевыми словами предлагается на разных этапах урока в зависимости от цели и типа урока.

Предмет «Русский язык», наряду с достижением предметных результатов, нацелен на личностное развитие ученика. Также на уроках русского языка в процессе освоения системы понятий и правил у учеников формируются познавательные универсальные учебные действия. Личностные результаты.

Посредством текстов учебника используется воспитательный потенциал русского языка; учащиеся приходят к пониманию необходимости беречь свой родной язык как часть русской национальной культуры; работать над развитием и совершенствованием собственной речи (система речевых упражнений: свободные диктанты, обучающие изложения и сочинения, их анализ, редактирование). Многие тексты упражнений учебников несут духовно-нравственный смысл, и, работая с ними, учитель не может пройти мимо нравственной оценки их содержания.

Регулятивные универсальные учебные действия.

Развитие организационных умений на уроках русского языка осуществляется, прежде всего, через использование проблемно-диалогической технологии. Материал в учебнике, конспектах, презентациях, сопровождающих поурочные разработки, на уроках открытия нового знания структурирован так, чтобы для учеников была создана обстановка творческого поиска, умственного напряжения: даны проблемные ситуации, организовано наблюдение над материалом с помощью специальных вопросов и заданий (в презентациях обеспечена интерактивная наглядность, содержатся необходимые формулировки-схемы, модели, с которыми ученики должны сопоставить свои собственные выводы), работа осуществляется не только фронтально, но и в парах и группах.

Возрастосообразным является также использование проектной деятельности по самостоятельно выбранной теме. Многие темы рассматриваются в практическом аспекте, когда присвоенный учениками алгоритм постановки и решения проблем используется в жизненных ситуациях (жизненные, или компетентностные, учебно-практические задачи). Учитель в этом случае является консультантом.

Познавательные универсальные учебные действия.

Познавательные универсальные учебные действия формируются через использование технологии продуктивного чтения, присвоенную учениками систему приёмов понимания устного и письменного текста. Это могут быть:

– задания на извлечение, преобразование и использование текстовой информации (например, чтение таблицы, преобразование текста в таблицу, схему, выстраивание алгоритма по применению правила, составление по плану рассказа на лингвистическую тему и т.д.);

– использование разного ряда визуальных подсказок и ключей, формулировок проблемных вопросов, «иллюстративного» визуального ряда (представлены в учебнике, составляются самими детьми или даются в презентациях в интерактивном режиме);

– приёмы работы с правилами и определениями как учебно-научными текстами;

– система работы с различными словарями.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Коммуникативные умения используются и совершенствуются в ходе учебного взаимодействия в паре или группе учеников, проектной деятельности. Здесь можно выделить два направления: развитие устной научной речи (высказывания на лингвистические темы) и развитие комплекса умений, на которых базируется эффективное взаимодействие, основанное на восприятии (слушании) и понимании автора (собеседника). Чётко выстроенная в учебниках, методических рекомендациях система работы по развитию речи включает совершенствование орфоэпических навыков, количественное и качественное обогащение словарного запаса, оперирование стилистическими ресурсами языка, развитие связной устной и письменной речи.

Планируемые результаты

Личностные УУД

У выпускника будут сформированы:

- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

 - формирование уважительного отношения к культуре других народов;

 - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур;

 - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

 - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

 - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

 - развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Регулятивные УУД

Выпускник научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

 - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

 - принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

 - в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

 - осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

 - вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

 - адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

 - принимать роль в учебном сотрудничестве;

 - выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Выпускник получит возможность научиться:

- контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

 - на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых языковых фактов и явлений в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

 - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия.

Познавательные УУД

Выпускник научится:

- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе;

 - строить сообщения в устной форме;

 - находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

 - ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

 - воспринимать смысл предъявляемого текста;

 - анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

 - осуществлять синтез как составление целого из частей;

 - проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

 - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

 - обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

 - подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: часть речи – самостоятельная часть речи – имя существительное – одушевленное / неодушевленное и т.д.);

 - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Выпускник получит возможность научиться:

- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

 - выделять информацию из сообщений разных видов (в том числе текстов) в соответствии с учебной задачей;

 - осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

 - проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

 - обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Коммуникативные УУД

Выпускник научится:

- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

 - воспринимать другое мнение и позицию;

 - формулировать собственное мнение и позицию;

 - договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

 - строить понятные для партнера высказывания;

 - задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

Выпускник получит возможность научиться:

- строить монологические высказывания;

- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать другое мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, паре);

- контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;

- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;

- осуществлять действие взаимоконтроля.

Предметные результаты:

Развитие речи

Выпускник научится

- оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

 - соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);

 - выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения;

 - самостоятельно озаглавливать текст;

 - составлять план текста;

 - сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

Выпускник получит возможность научиться

- создавать тексты по предложенному заголовку;

 - подробно или выборочно пересказывать текст;

 - пересказывать текст от другого лица;

 - составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

 - анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;

 - корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;

 - анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом;

 - оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоя¬тельно создаваемых текстов);

 - соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

Система языка

Выпускник научится

- различать звуки и буквы;

 - характеризовать звуки русского и родного языков: гласные ударные/безударные;

 - согласные твердые/ мягкие, парные/ непарные твердые и мягкие;

- согласные звонкие/ глухие, парные/ непарные звонкие и глухие;

 - знать последовательность букв в русском и родном алфавитах, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.

Выпускник получит возможность научиться

- проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов;

 - соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);

 - находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.).

Лексика

Выпускник научится

- выявлять слова, значение которых требует уточнения;

 - определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

Выпускник получит возможность научиться

- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

 - подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

 - различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

 - оценивать уместность использования слов в тексте;

 - выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

Состав слова (морфемика)

Выпускник научится

- различать изменяемые и неизменяемые слова;

 - различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

 - находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.

Выпускник получит возможность научиться

- разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оце¬нивать правильность проведения разбора слова по составу.

Морфология

Выпускник научится

- определять грамматические признаки имен существительных — род, число, падеж, склонение;

 - определять грамматические признаки имен прилагательных — род, число, падеж;

 - определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.

Выпускник получит возможность научиться

- проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенно¬му в учебнике алгоритму;

 - оценивать правильность проведения морфологического разбора;

 - находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они отно¬сятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.

Синтаксис

Выпускник научится

- различать предложение, словосочетание, слово;

 - устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

 - классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные, побудительные, вопросительные предложения;

 - определять восклицательную, невосклицательную интонацию предложения;

 - находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

 - выделять предложения с однородными членами.

Учебно – тематический план

Тема раздела

Кол-во часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

4 класс (170 часов)

Сложное предложение

Местоимения.

Правописание гласных и согласных в приставках

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам

Неопределенная форма глагола

Первое и второе спряжение глаголов

Правописание безударных окончаний глаголов

Наречие

Второстепенные члены предложений

Склонения прилагательных

Правописание глаголов

Простое и сложное предложения 7 ч

Речь.

Повторение изученного за год.

12ч

12ч

12ч

16ч

10ч

30ч

12ч

10ч

12ч

13ч

Содержание тем учебного курса

Название разделов

        Количество часов

Словарные диктанты

Списывание

Всего

Контрольные

диктанты

Проверочные

Развитие речи

сочин.

излож.

 1.Сложное предложение

2. Местоимения.

3. Правописание гласных и согласных в приставках

4. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам

5. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам

6. Неопределенная форма глагола

7. Первое и второе спряжение глаголов

8. Правописание безударных окончаний глаголов

9. Наречие

10. Второстепенные члены предложений

11. Склонения прилагательных

12. Правописание глаголов

13. Простое и сложное предложения

14. Речь.

15. Повторение изученного за год.

Итого

12ч

12ч

12ч

16ч

10ч

30ч

12ч

10ч

12ч

13ч

170

1

1

1

2

1

2

1

2

11

1

1

1

1

1

1

6

2

1

1

1

2

1

1

9

1

1

1

1

1

1

6

1

1

2

1

1

1

3

        Календарно – тематическое планирование

Номер урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Характеристика деятельности учащихся

план

факт

СЛОЖНОЕ   ПРЕДЛОЖЕНИЕ

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Виды предложений. Сложное предложение.

№1-5

Сложное предложение с  союзами.

№6-9

Сложное предложение и предложение с однородными членами.

№10-12

Сложное предложение и предложение с однородными

 членами.

№13-16

Проверочная работа по теме: «Отличие сложных предложений от предложений

 с однородными членами».

Работа над ошибками. Сложное предложение.

Входная контрольная работа.

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

1

1

1

1

1

1

1

1

Личностные результаты: формировать умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке, достаточный объем словарного запаса  и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей.

Коммуникативные УУД: формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться, находить общее решение,  умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей; планирование и регуляция  своей деятельности.

Познавательные УУД: - анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

 - воспринимать смысл предъявляемого текста;

 - анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

 - осуществлять синтез как составление целого из частей;

 - проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

 - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

 - обобщать;

 - подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения;

 - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

 - принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

 - в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

 - осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

 - вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

 - адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

 - принимать роль в учебном сотрудничестве;

 - выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане, адекватное использование речевых средств, осуществлять анализ объектов с выделением существенных несущественных признаков

Использовать речь для регуляции своего действия

Предметные УДД: Распознавание сложных предложений. Обнаружение различного смысла, присущего частям сложного предложения, грамматически выступающего в качестве основы предложения. Отличать  сложное предложение и предложения с однородными членами.  

МЕСТОИМЕНИЕ

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

Общее понятие о местоимении.

№17-20

Личные местоимения. 

№21-28

Р.р. Мини-сочинение из личного опыта  на тему: летние впечатления.

Склонение личных местоимений.

№29-31

Склонение местоимений 1-2 лица.

№32-35

Склонение местоимений 3–его лица.

№36-40

Р.р.Сочинение – описание по картине М.В.Васнецова «Иван-царевич на сером волке».

Анализ и редактирование сочинения.

Предлоги перед местоимениями.

№41-43

Предлоги перед местоимениями.

Фразеологизмы

Предлоги перед местоимениями.

№46-47

Обобщение по теме: «Склонение местоимений».

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Познавательные УДД: классифицировать объекты по существенному признаку; использовать приём планирования учебных действий с опорой на заданный алгоритм; строить сообщения в устной и письменной форме; оценивать результаты выполненного задания; работать толковым словарём, находить в нём  необходимую информацию.

Регулятивные УДД: умение работать по образцу; планировать (в сотрудничестве с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей; удерживать цель деятельности до получения её результата; планировать решение учебной задачи; выстраивать последовательность необходимых операций; контролировать результаты своей деятельности;

Коммуникативные УДД: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками; участвовать в совместной деятельности;

участвовать в      диалоге, в общей беседе,  выполняя правила речевого поведения; составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования; оказывать взаимопомощь; осуществлять взаимоконтроль; проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Личностные УУД:  развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, привитие бережного отношения к природе.

Предметные УУД: находить местоимения в речи;

осмыслить роль личных местоимений. На основе характеристики местоимений определить отличие местоимений от других частей речи. Употребление местоимений, когда местоимения не заменяют другие части речи. Анализировать личные местоимения1-го. 2-го и 3-го лица в форме единственного и множественного числа. Наблюдение за различными падежными формами местоимений. Умения изменять местоимения по лицам и числам.

ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ В ПРИСТАВКАХ

21.

22.

23.

24.

25.

26.

Правописание гласных в приставках.

№48-50

Правописание согласных в приставках.

№51-53

Обучающее изложение с элементами сочинения по теме «Лебеди».

Анализ и редактирование изложения.

Правописание гласных и согласных в приставках.

№54-57

Правописание гласных и согласных в приставках.

Закрепление.

1

1

1

1

1

1

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

 Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

  Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

 Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

 Предметные УУД: характеризовать разные группы приставок, запомнить традиционные приставки;

 находить в словах приставку; объяснять написание гласных в приставках; отличать приставку от предлога, образовывать слова с помощью приставки;  работать с текстом; составлять слова по морфемам и правильно их писать. Правописание гласных в приставках. определять Смысловое значение слов, употребляемых с разными приставками. Запомнить правописание согласных в приставках. Формировать умения писать связный текст по плану с элементами сочинения

ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ В НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ ВРЕМЕНИ ПО ЛИЦАМ И ЧИСЛАМ

27.

28.

29.

30.

31.

Настоящее время глагола.

№ 60-63

Личные окончания глаголов.

№ 64-66

Контрольный словарный диктант. Личные окончания глаголов.

№ 67-70

Будущее простое время глаголов.

№71-76

Изменение будущего времени глаголов по лицам и числам.

№77-79

1

1

1

1

1

Личностные УУД: актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы; осознать ценность совместной деятельности;формирование уважительного отношения к культуре других народов;

 - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур;

 - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

 - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

 - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

 - развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Регулятивные УУД:  формировать цель на основе соотношения того, что уже известно с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки; планировать своё действие  с поставленной задачей, высказывать воё предположение.

 Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; выполнять правила работы в паре.

 Познавательные УУД: ориентироваться в системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; классифицировать уже изученное  о глаголе; выстраивать логическую цепочку рассуждений; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Предметные УУД: повторить понятие о глаголе; дать представление  об изменении глаголов по временам; формировать навык; закрепить навык нахождения глаголов в тексте и употребление в речи. Определять лица и числа глаголов настоящего времени. Наблюдать за смысловым значением глаголов. Развивать умение различать глаголы в будущем простом и сложном времени

ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ В ПРОШЕДШЕМ ВРЕМЕНИ ПО РОДАМ И ЧИСЛАМ.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

43.

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам.

№80-83

Изменение глаголов в прошедшем времени по числам.

№84-87

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам

№88-91

Р.р. Выборочное изложение по тексту «Капитан»

№92

Анализ и редактирование изложения. Текст

Определение времени,
лица и числа глаголов

№93

Проверочная работа  «Время глагола»

Работа над ошибками

Связь слов в глагольных словосочетаниях.

№95-98

Связь слов в глагольных словосочетаниях.

№99-101

Связь слов в глагольных словосочетаниях.

№102-105

за

 

Контрольный диктант за

I четверть.

Анализ диктанта. Работа над ошибками

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Личностные УУД: определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. формирование уважительного отношения к культуре других народов;

 - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур;

 - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

 - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

 - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

 - развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану.

 Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник; извлекать информацию, представленную в разных формах.

Предметные УУД: сформировать представление об изменении по родам глаголов прошедшего времени;  сформировать понятие о различном правописании окончаний глаголов прошедшего времени;  сформировать способность к определению рода и правописанию окончаний глаголов прошедшего времени

НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА

44.

45.

46.

47.

48.

49.

50.

51.

Неопределённая форма глагола.

№106-108

Р.р. Сочинение «Осенний парашютист».

Анализ сочинений  и коррекция текста.

Контрольный словарный диктант. Неопределённая форма глагола.

№109-111

Роль неопределённой формы глагола в предложении.

№112-116

Образование глаголов в прошедшем времени.

№117-122

Правописание частицы не с глаголом.

№123-127

Проверочная работа «Образование глаголов» №124

1

1

1

1

1

1

1

1

Личностные УУД: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества. формирование уважительного отношения к культуре других народов;

 - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур;

 - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

 - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

 - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

 - развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Регулятивные УУД: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимы действия, операции, действует по плану.

Познавательные УУД: понимает информацию и интегрирует её в имеющийся запас знаний, преобразовать, структурировать, воспроизводить и применять с учётом решающих задач;

анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

 - воспринимать смысл предъявляемого текста;

 - анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

 - осуществлять синтез как составление целого из частей;

 - проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

 - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

ем, одноклассниками,

Коммуникативные УУД: вступать в учебный диалог с учителем,  формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться, находить общее решение,  умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей; планирование и регуляция  своей деятельности.

Предметные УУД: отличать глаголы в неопределённой форме от других глаголов по вопросам;

- правильно записывать глаголы в неопределённой форме.

познакомить с неопределенной формой глагола как начальной формой   глагола; развивать умение определять глаголы в начальной форме в тексте; учить правильно, ставить вопросы что делать? что сделать? к глаголам в неопределённой форме;   развивать умение находить глаголы в тексте, определять грамматические признаки;  определять число глагола с помощью окончания и вопроса;  находить в тексте глаголы, наблюдать роль глаголов в тексте.

 

ПЕРВОЕ  И  ВТОРОЕ СПРЯЖЕНИЕ  ГЛАГОЛОВ

52.

53.

54.

55.

56.

57.

58.

59.

60.

61.

62.

63.

Работа над ошибками. I и II спряжение глаголов.

№128-129

I и II спряжение глаголов.

№130-134

I и II спряжение глаголов.

№135-139

Контрольное списывание.

Работа над ошибками. Определение спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.

№140-142

Определение спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.

№143-146

Спряжение глаголов.

№147-153

Глаголы–исключения.

№154-157

Проверочная работа по теме: «Спряжение глаголов».

Работа над ошибками. Глаголы-исключения

№158-163

Р.р. Сочинение –описание по картине В.Г. Перова «Тройка».

Анализ и редактирование текста.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Личностные УУД:  формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию; формирование  мотивации к обучению и познанию; формирование  целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии;  формирование уважительного отношения к иному мнению.

Регулятивные УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;  освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;  овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности.

Познавательные УУД: преобразовывать информацию из одной формы в другую, подробно пересказывать небольшие тексты;  формирование умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи;

 установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство;

 ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях

Коммуникативные УУД: формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами; коммуникации и составлять тексты в устной форме

  формирование умения использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач;  формирования умения слушать и вступать в диалог.

Предметные УУД: познакомиться с термином «Спряжение» как изменение глаголов по лицам и числам.

  Характеризовать признаки глаголов 1 и 2 спряжения.

 Отличать глаголы 1 и 2 спряжения по набору личных окончаний.

ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ

64.

65.

66.

67.

Правописание безударных окончаний глаголов.

№164-167

Правописание безударных окончаний глаголов.

№168-172

Контрольный диктант по теме «Правописание глаголов».

Работа над ошибками. Правописание безударных окончаний глаголов.

№173-176

1

1

1

1

Регулятивные УУД: Умение ставить цели; определять степень успешности своей работы и работы коллектива;  работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные УУД: умение определять спряжение глагола; умение правильно писать безударные личные окончания глаголов; умение извлекать информацию, предоставленную в разных формах; составлять сложный план текста,  передавать содержание в развернутом виде.

Коммуникативные УУД: умение  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; при необходимости отстаивать свою точку зрения, подтверждать аргументы фактами.

Личностные УУД: развивают этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей. формирование уважительного отношения к культуре других народов;

 - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур;

 - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

 - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

 - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

 - развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Пред Предметные УУД: упражнять в написании безударных личных оконч окончаний глаголов 1 и 2 спряжения; сформировать умение опред выделять спряжение глаголов с приставками, умение «видеть» в та в таких глаголах слово-исключение; Показать зависимость безу-

д    ау дарных личных окончаний глагола от спряжения.

4) Ф Формировать умение писать бездарные личные окончания      лов в  глаголов в настоящем и будущем времени.

5) Р Р  Развивать умение обосновывать правильное написание безу-

-да    дарных личных окончаний глаголов настоящего и будущего време времени.

 

НАРЕЧИЕ

68.

69.

70.

71.

72.

73.

74.

75.

76.

77.

78.

79.

80.

81.

82.

83.

84.

Наречие.

№ 177-180

Наречие.

№ 181-185

Разряды наречий

№186-190

Р.р. Подробное изложение деформированного текста («Свиристели» по Б.Павлову)

Анализ и коррекция текста. Значение наречий.

№191-194

Значение наречий.

№195-198

Образование наречий от прилагательных.

№198-202

Контрольная работа
за I полугодие

Работа над ошибками. Образование наречий
от косвенных падежей
существительных.

№203-205

Образование наречий.

№206-208

Правописание наречий.

№209-214

Р.р. Сочинение – описание «Зимний день»

Анализ и коррекция текста.

Правописание наречий с приставками.

№215-218

Правописание наречий с приставкой по-

№219-222

Контрольный диктант по теме: «Правописание наречий»

Работа над ошибками.  Правописание наречий

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 Познавательные УУД: умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации при работе с разными источником; умения структурировать знания; умения сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умения наблюдать за языковым материалом, проводить на основе наблюдений операций анализа и синтеза; умение строить логическую цепь рассуждений; навыки моделирования.

Регулятивные УУД: умение выполнять целеполагание, планирование, контроль и коррекцию, оценку деятельности.

  Личностные УУД: формировать умение устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом, этическое оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Коммуникативные УУД: воспитывать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение адекватно оценивать границы своего знания и «незнания», свою работу и работу своего товарища, контроль, коррекция, оценка действий партнера;

Предметные УУД: ученик научится распознавать наречия, правильно записывать наречия. характеризовать наречия как части речи, разряды наречий; определять разряды наречий;  развивать орфографическую зоркость;

 Определить поясняющую функция наречий, дифференцировать части речи по их существенным признакам.

Образовывать  наречий  от  прилагательных  с  помощью  суффиксов  -о,  -е  и приставок.

Разбирать   наречия  по составу.

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ  ЧЛЕНЫ  ПРЕДЛОЖЕНИЯ

85.

86.

87.

88.

89.

90.

91.

92.

93.

Второстепенные члены предложения. Обстоятельство.

№223-225

Второстепенные члены предложения. Обстоятельство и дополнение.  

№226-227

Второстепенные члены предложения. Обстоятельства места

№228-233

Второстепенные члены предложения. Обстоятельства времени

№235-240

Обстоятельство места и времени.

№241-245

Обстоятельства образа действия.

№246-250

Сжатое изложение по теме «Барсучий хвост»

Анализ и редактирование изложения. Классификация обстоятельств по видам.

Проверочная работа по теме «Второстепенные члены предложения».

1

1

1

1

1

1

1

1

Личностные УУД: проявление устойчивого интереса к русскому языку при определении однородных членов предложения, второстепенных членов предложения (определение, дополнение, обстоятельство), сложных предложений, союзов при однородных членах и в сложных предложениях; определении понятий «текст-рассуждение», «изложение»; выполнении разбора предложения по членам;

делении текста на части; осуществлении пересказа;

- осознанное выполнение морально-этических норм при взаимодействии с учителем и одноклассниками на уроках русского языка.

Регулятивные УУД: определение цели учебной деятельности самостоятельно или совместно с учителем и одноклассниками при определении понятия «текст – рассуждение» ( рассуждение – размышление, рассуждение - объяснение), «однородные члены предложения», «второстепенные члены предложения»: определение, дополнение, обстоятельство;

Определение  видов второстепенных членов предложения;

установлени связи слов в предложении; постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения и в сложных предложениях; построении предложения с однородными членами предложения и сложных предложений с союзами и без союзов;

- прогнозирование и составление плана решения учебной задачи самостоятельно или совместно с одноклассниками при определении понятия «текст – рассуждение»

- контроль и коррекция способов и результата решения учебной задачи по ранее составленному плану (эталону, образцу) при определении понятия «текст – рассуждение»

- оценка успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с одноклассниками и учителем, при определении понятия «текст – рассуждение»

Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование при разборе предложения по членам;

- поиск и выделение необходимой информации в учебнике, рабочей тетради при работе со сложными предложениями, предложениями с однородными членами предложения;

- умение структурировать знания при написании изложения-рассуждения;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме при написании изложения-рассуждения, построении предложений с однородными членами, сложных предложений;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач при написании изложения-рассуждения, построении предложений с однородными членами, сложных предложений;

- смысловое чтение при работе над изложением-рассуждением, при выполнении упражнений по заданному алгоритму, контролируя этапы своей работы.

 Коммуникативные УУД: осознанное построение учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками и учителем (умение формулировать и аргументировать собственное мнение, задавать вопросы, контролировать собственные действия и координировать действия партнера) при оформлении своих мыслей в устной и письменной форме при написании изложения;

-построение предложений с однородными членами и сложных предложений с союзами и без союзов в ходе работы в группах и парах;

 выполняет письменные и устные упражнения на развитие умений, направленные на написание: однородных членов предложения, второстепенных членов предложения (определение, дополнение, обстоятельство), сложных предложений; правильное употребление в речи (устной и письменной) союзов;

- строит связные речевые высказывания в устной форме при характеристике однородных членов предложения, второстепенных членов предложения (определение, дополнение, обстоятельство); сложных предложений;

- участвует в учебном диалоге с одноклассниками и учителем с использованием научных терминов: однородные члены предложения, второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство), сложные предложения;

- осуществляет поиск необходимой информации в учебнике, словарях при изучении однородных членов предложения, второстепенных членов предложения, сложных предложений;

Предметные УУД:

- анализировать, классифицировать, сравнивать при изучении второстепенных членов предложения;

- участвовать в постановке и решении проблемных ситуаций при изучении второстепенных членов предложения;

 формировать умения определять обстоятельства;

отличать обстоятельства от дополнения; проверить умение находить и различать обстоятельства по их видам.

СКЛОНЕНИЕ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

94

95.

96

97.

98.

99.

100.

101.

102.

103.

104

105.

106.

107.

108

109.

110

111.

112.

113.

114.

115.

116.

117.

118.

119.

120.

121.

122.

123.

Склонение прилагательных  мужского и среднего рода с твердым согласным звуком на конце основы

№251-255

Упражнения в определении падежа имён прилагательных

№256-260

Ударные и безударные окончания имён прилагательных  мужского и среднего рода с твердым согласным звуком на конце основы

№261-264

Родительный падеж имён прилагательных мужского

и среднего рода с твердым согласным звуком на конце основы

№265-268

Правописание безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода с твёрдой основой

№269-270

Проверочная работа по теме «Правописание безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода

Работа над ошибками. Склонение прилагательных женского рода с твёрдой основой

№271-275

Склонение прилагательных женского рода с твёрдой основой

№276-278

Склонение прилагательных женского рода с твёрдой основой

№279-281

Р.р. Сочинение –описание по картине И.Э. Грабарь «Февральская лазурь».

Анализ и коррекция текста.  

Склонение прилагательных во множественном числе.

№282-284

Склонение прилагательных во множественном числе

№285-287

Склонение прилагательных во множественном числе

№288-289

Контрольный диктант по теме « Правописание окончаний имен прилагательных»

Работа над ошибками. Склонение прилагательных мужского и среднего рода

с мягкой основой

№290-292

Склонение прилагательных мужского и среднего рода

с мягкой основой. Родительный падеж. Переход прилагательного в существительное

№293-296

Контрольный словарный диктант. Склонение прилагательных мужского и среднего рода

с мягкой основой.

Дательный падеж

№297-299

Склонение прилагательных мужского
и среднего рода

с мягкой основой.

Творительный падеж

№300-301

Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой

№302-304

Склонение имён прилагательных женского рода с мягкой основой.

№305-308

Склонение имён прилагательных женского рода с мягкой основой. Винительный и творительный падежи.

№ 309-312

Правописание безударных окончаний имён прилагательных и способы их проверки.

№313-315

Правописание безударных окончаний имён прилагательных и способы их проверки.

№316-318

Контрольное изложение

Анализ и коррекция текста. 

Склонение имён прилагательных во множественном числе.

№319-323

Правописание безударных окончаний прилагательных во множественном числе.

№324-328

Образование имён прилагательных от основ имён существительных при помощи суффикса.

№329-332

Образование имён прилагательных от основ имён существительных при помощи суффикса.

№333-337

Р.р. Сочинение –описание по картине И.И.Левитана «Март».

Анализ и коррекция текста.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Личностные УУД: формирование уважительного отношения к культуре других народов;

 - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур;

 - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

 - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

 - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

 - развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Коммуникативные УУД: формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться, находить общее решение,  умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей; планирование и регуляция  своей деятельности.

Познавательные УУД: - анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

 - воспринимать смысл предъявляемого текста;

 - анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

 - осуществлять синтез как составление целого из частей;

 - проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

 - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

 - обобщать;

 - подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения;

 - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

 - принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

 - в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

 - осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

 - вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

 - адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

 - принимать роль в учебном сотрудничестве;

 - выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане, адекватное использование речевых средств, осуществлять анализ объектов с выделением существенных несущественных признаков

Использовать речь для регуляции своего действия

Предметные УУД: Повторить основные орфограммы, пояснить, те в которых допущены ошибки.

Определять  падежа имён прилагательных

Склонять  имена прилагательные, определять падежные окончания прилагательных мужского и среднего рода с твердым согласным звуком на конце основы;  проверять безударные падежные окончания имён прилагательных с помощью вопроса. Повторить основные орфограммы, пояснить, те в которых допущены ошибки.

Формировать  умения определять и раскрывать тему и главную мысль в сочинении - описании.

Повторить основные орфограммы, пояснить, те в которых допущены ошибки, пояснить стилистические ошибки.

Формировать умение склонять  имена прилагательные мужского и среднего рода с мягкой основой.

Проверить знание правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных

 Отрабатывать написание предложений с заданными словосочетаниями, письмо окончаний имён прилагательных женского рода в винительном и творительном падежах.

 Образовывать прилагательные от основ существительных при помощи суффиксов.

ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ.

124.

125.

126.

127.

128.

129.

130.

131.

132.

133.

134.

135.

136.

Правописание глаголов с суффиксами – ся, – сь.

№338-340

Правописание глаголов с суффиксами-   ся, -сь.

№341-343

Правописание глаголов с суффиксами-   ся, -сь.

№344-346

Правописание «ь» в глаголах 2го лица.

№347-352

Контрольный диктант за 3 четверть.

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3–м лице.

№353-356

Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3–м лице.

№357-360

Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3–м лице.

№361-363

Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3–м лице.

№364-368

Контрольный диктант по теме: «Правописание глаголов в 3–м лице и в неопределённой форме ».

Анализ диктанта. работа над ошибками.

Закрепление изученного материала по теме .

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Личностные УУД: проявление устойчивого интереса к русскому языку при определении спряжения глаголов по неопределённой форме и по форме 3-го лица множественного числа, правописании личных окончаний глаголов; выполнении морфологического разбора глагола; осуществление устного и письменного пересказа;

-правильное употребление в речи (устной и письменной) глаголов;

-осознанное представление о единстве и многообразии русского языка при изучении глагола, написании изложения, правильном употреблении в речи (устной и письменной) глаголов, правописании личных окончаний глаголов;

-проявление позитивного отношения к правильной устной и письменной речи при написании изложения, правильном употреблении в речи (устной и письменной) глаголов;

- осознанное выполнение морально-этических норм при взаимодействии с учителем и одноклассниками на уроках русского языка.

Регулятивные УУД: определение цели учебной деятельности самостоятельно или совместно с учителем и одноклассниками при определении морфологических признаков глагола;

-выполнение морфологического разбора глаголов;

-деление текста на части;

-осуществление устного и письменного пересказа;

правильное употребление в речи (устной и письменной) глаголов;

- прогнозирование и составления плана решения учебной задачи самостоятельно или совместно с одноклассниками при определении глаголов; выполнении морфологического разбора глаголов; делении текста на части; осуществлении устного и письменного пересказа; правильном употреблении в речи (устной и письменной) глаголов;

- контроль и коррекция способов и результата решения учебной задачи по ранее составленному плану (эталону, образцу) при определении глаголов: выполнении морфологического разбора глаголов; делении текста на части; осуществлении устного и письменного пересказа; правильном употреблении в речи (устной и письменной) глаголов, определении морфологических признаков глагола;

- оценка успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с одноклассниками и учителем, при определении  глаголов; выполнении морфологического разбора глагола; делении текста на части; осуществлении устного и письменного пересказа; правильном употреблении в речи (устной и письменной) глаголов, определении морфологических признаков глагола.

Познавательные УУД: обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнение на различном текстовом материале;

– осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, справочной литературы, с использованием дополнительных источников, включая контролируемое пространство Интернета;

– отбирать, систематизировать и фиксировать информацию;

– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД:  осознанное построение учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками и учителем (умение формулировать и аргументировать собственное мнение, задавать вопросы, контролировать собственные действия и координировать действия партнера) при оформлении своих мыслей в устной и письменной форме при написании изложения;

Предметные УУД: выполнять письменные и устные упражнения на развитие умений, направленные на написание

личных окончаний глаголов; выполнение морфологического разбора глаголов; делить  текста на части;  осуществлять пересказа; правильно употреблять в речи (устной и письменной) глаголов, определять морфологические признаки глагола; строить связные речевые высказывания в устной форме при характеристике признаков глаголов, связные речевые высказывания в письменной форме при написании изложения;

- анализировать, классифицировать, сравнивать при изучении глаголов, при работе с текстом, изложением;

- участвовать в постановке и решении проблемных ситуаций при изучении правописания личных окончаний глаголов;

ПРОСТОЕ И СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

137.

138.

139.

140.

141.

142.

143.

144.

145.

Простое и сложное предложение.

№369-371

Простое и сложное предложение.

№372-375

Простое и сложное предложение.

№376-381

Р.р. Изложение с элементами сочинения «Случай с кошельком»

Анализ и коррекция текста.  Простое и сложное предложение.

№382-385

Простое и сложное предложение.

№386-389

Р.р. Сочинение по личным наблюдениям «О чём чирикал воробей»

Анализ и коррекция текста.  

Простое и сложное предложение.

Контрольный диктант по теме: «Виды предложений»

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Познавательные УУД: Актуализировать, систематизировать и обобщить знания учащихся, приобретённые при изучении раздела «Предложение. Текст» («Простое предложение», «Предложение с однородными членами», «Сложные предложения с союзами  и, а, но», «Предложения с прямой речью»);  создание и нахождение путей выхода из проблемной ситуации,

 Коммуникативные УУД: сотрудничество учеников в паре, планирование  совместной деятельности, умение донести свою позицию и понять других; - осознанное построение учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками и учителем (умение формулировать и аргументировать собственное мнение, задавать вопросы, контролировать собственные действия и координировать действия партнера) при оформлении своих мыслей в устной и письменной форме при составлении текста, написании изложения, сочинения, сочинения-рассуждения в ходе работы в группах и парах.

Регулятивные УУД: контролирование своей деятельности по ходу и через результат выполнения задания; определение цели учебной деятельности самостоятельно или совместно с учителем и одноклассниками при определении;  прогнозирование и составления плана решения учебной задачи самостоятельно или совместно с одноклассниками при определении.

Личностные УУД: умение оценивать свои и чужие действия, стремление к созидательной деятельности.

Предметные УУД: Повторить основные орфограммы, пояснить, те в которых допущены ошибки.

Систематизировать знания изученных орфограмм. Определять виды предложений

Разбирать  предложения по членам, определять падеж имени прилагательного, вид речи, классифицировать предложения,

правила пунктуации в сложных предложениях и в предложениях с однородными членами.  Развивать навык написания по памяти предложения, знаки препинания;  Определять заглавие  текста, план текста.

Отрабатывать  написание различных видов предложений, умение находить их в тексте, письмо предложений с однородными членами.

Формировать навык написания сочинений , повторить алгоритм написаниясочинения.

РЕЧЬ

146.

147.

148.

149.

150.

151.

152

153.

154.

155

156

157

158.

159

160

161

162

163

164

165

166.

167.

168.

169.

170.

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

Речь. Текст.

№ 390 -392

Текст. Определение темы текста и основной мысли.

№393-395

Смысловые связи между частями текста.

№396-397

Прямая речь.

№398-400

Контрольное списывание

Работа над ошибками

Прямая речь. Знаки

препинания при прямой речи.

№401-403

Прямая речь. Знаки

препинания при прямой речи.

№404-406

Учебно - деловая речь.

Составление содержательного и стилистически точного продолжения к тексту (рассказ, сказка, описание, рассуждение).

№ 407 - 410

Контрольный словарный диктант. Упражнения на группировку текстов по стилю (диалог, монолог)

Фразеологизмы . Их значение  в тексте.

Олицетворения в тексте. Образные сравнения.

Повторение.

Правописание безударных окончаний имён существительных

Повторение. Правописание безударных окончаний имён прилагательных

Повторение. Правописание глаголов

Повторение. Правописание наречий

Повторение. Простое и сложное предложение

Контрольная работа за 4 четверть.

Работа над ошибками.  

Повторение по теме «Прямая речь»

Итоговый контрольный диктант.

Работа над ошибками.  

Сочинение – повествование «Кем я хочу быть?»

Анализ и коррекция текста.

Смотр знаний.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Личностные УУД: формирование уважительного отношения к культуре других народов;

 - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур;

 - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

 - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

 - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

 - развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Коммуникативные УУД: формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться, находить общее решение,  умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей; планирование и регуляция  своей деятельности.

Познавательные УУД: - анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

 - воспринимать смысл предъявляемого текста;

 - анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

 - осуществлять синтез как составление целого из частей;

 - проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

 - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

 - обобщать;

 - подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения;

 - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

 - принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

 - в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

 - осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

 - вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

 - адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

 - принимать роль в учебном сотрудничестве;

 - выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане, адекватное использование речевых средств, осуществлять анализ объектов с выделением существенных несущественных признаков

Использовать речь для регуляции своего действия

Предметные УУД: Формировать навык определения темы текста, основной мысли, определения теста по стилю, находить смысловые связи в тексте.

 Характеризовать текст, определять темы текста и основной мысли. Определять смысловые связи между частями текста.

 Находить прямую речь, расставлять знаки препинания в ней.

Формировать умения определять и раскрывать тему и главную мысль в сочинении - описании. Формирование умения составлять текст. Формировать навык в классификации предложений по стилю. Формировать навык составления содержательного и стилистически точного продолжения к тексту (рассказ, сказка, описание, рассуждение).

Формировать и систематизировать  навык работы с текстом, учить выполнять упражнения на группировку текстов по стилю. Находить в тексте фразеологизмы, олицетворения.  Определять виды предложений. Использовать олицетворения в письменной и устной речи.

Повторить основные орфограммы, пояснить, те в которых допущены ошибки, пояснить стилистические ошибки. Демонстрировать знания по всем изученным темам

Материально-техническое обеспечение предмета «Русский язык»

Наименование объектов

Количество

Примечания

Библиотечный фонд

Основная литература

  1. Полякова А.В. Русский язык: Учебник для 4 класса: в 2 ч. – 2-е  изд., -М.: Просвещение, 2014г.
  2. Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная   литература», 2011.
  3. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 3 класс. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС.

        4. Полякова А.В. Творческие учебные задания по русскому языку. - М.: ЗАО ЦОР.

         5.Полякова А.В. Практикум по русскому языку. 3-4 классы: Методический комментарий.    Варианты проверочных и контрольных работ. - Самара: Издательский дом «Федоров».

К

Д

Д

Технические средства обучения

1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

2. Интерактивная доска.

3. Мультимедийный проектор.

4.Компьютер.

Д

Д

Д

Д

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

  1. Репродукции картин (в том числе и в цифровой форме).
  2. Аудио-энциклопедия- учимся говорить правильно (развитие речи)

3.Мультимедийные  и интерактивные презентации.

Д

Д

Д

Демонстрационные пособия

  1. 1«Учим трудные слова» (слова с непроверяемыми написаниями)
  2. Картинки для развития речи
  3. Опорные таблицы для начальной школы (1-4)

Д

Д

Д

Список литературы

 

  1. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев. Книга для учителя. Дидактические игры и

 занимательные упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы - М.: «Просвещение». - АО «Учебная литература», 1995.

  1. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 3 класс. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 144с.
  2. Волина В.В. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Русский язык. «Фирма «Издательство АСТ», 1998.
  3. Ерёмина О.А. Всякому мила родная сторона. Тематический словарь. Самара: Издательство «Учебная литература», 2005. – 48 с.
  4. Ерёмина О.Е. От макушечки до пят. Тематический словарь. – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2003. – 64с.
  5. Лапатухин М.С. и др. Школьный толковый словарь русского языка. Пособие для учащихся. Москва. «Просвещение», 1981.
  6. Литвинова Е.А. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. – М.: «Интеллект центр», 2007. -97с.
  7. Львов МР. Школьный словарь антонимов русского языка. Издательство «Просвещение», 1981.
  8. Львов Т.Р. Словарик синонимов и антонимов. Москва. Издательство «Вентатаграф», 1995.
  9. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Москва, «Русский язык». 1989.
  10. Одинцов В.В. и др. Школьный словарь иностранных слов. Пособие для учащихся. Москва. «Просвещение», 1983.
  11. Рик Т. Доброе утро, Имя прилагательное, - М.: РИО «Самовар», 1994.
  12. Рик Т. Здравствуй, дядюшка глагол! - М.: РИО «Самовар», 1995.
  13. Рик Т. Здравствуйте, имя существительное!- М.: РИО «Самовар», 1994.

12.Соколовская С.М. Словарь в ребусах и загадках русский язык. 1-4, Издательский центр «Взгляд», 2002.

13 Соловьёва З.И. Русский язык. Карточки для опроса учащихся 4 класс. – М., Верум – М, 2001. – 96 с.

14. Полякова А.В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Пояснения для учителя. Москва, 1998.

• Иллюстративная детская энциклопедия «Кирилл и Мефодий»

 • Тренажеры по русскому языку

 • Интернет-сайты: www sol.runet

 www festival.ru

 www kulichiki.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ( автор А.В.Полякова)

Рабочая программа для 3 класса разработана  на основе  примерной  типовой  программы по русскому языку в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного станда...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку по учебнику А.В. Поляковой 4 класс

Программа рассчитана на 170 часов. В программу внесены изменения по количеству часов ( +0,5, итого 184 ч. ): выделены отдельные уроки на анализ сочинений и изложений после их написания, разбор стилист...

Рабочая программа по русскому языку, 3 класс (учебник Поляковой)

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа по русскому языку 1-4 классы, Полякова

Рабочая программа составлена на 4 года обучения. В программе: общая характеристика предмета, метапредметные УУД, содержание....

Рабочая программа по русскому языку 1 класс, учебник Полякова А.В

             Настоящая рабочая программа по русскому языку для 1 класса МОАУ «Классическая гимназия №2» разработана на основе методологии системы развивающего...

рабочая программа по русскому языку 3 класс, автор Полякова О.В.

Программы содержат пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, контрольно-измерительные материалы....