Рабочая программа по русскому языку 1 класс, учебник Полякова А.В
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему
Настоящая рабочая программа по русскому языку для 1 класса МОАУ «Классическая гимназия №2» разработана на основе методологии системы развивающего обучения Л. В. Занкова, в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Полякова А.В. Русский язык: Учебник: 1 класс. М.: Просвещение,2013г.
2. Песняева Н.А., Анащенкова С.В. Русский язык: Рабочая тетрадь: 1 класс. М.: Просвещение,2014г
3. Полякова А.В., Песняева Н.А. Русский язык: Рабочие программы: 1-4 классы.
4. Полякова А.В. Русский язык в начальной школе: 1-2 классы: методические рекомендации: Пособие для учителя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_1_klass_polyakovaa.v.docx | 61.83 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373.«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТАНАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
- Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год
- Учебный план образовательного учреждения на 2014/2015 учебный год
- Локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы)
- Сборник программ для 4-х летней начальной школы. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Изд. Дом «Фёдоров», 2011г.
- Авторской программы начального общего образования по русскому языку А.В. Поляковой.
Для реализации программы используется учебно – методический комплект:
- Полякова А.В. Русский язык: Учебник: 1 класс. М.: Просвещение,2013г.
- Песняева Н.А., Анащенкова С.В. Русский язык: Рабочая тетрадь: 1 класс. М.: Просвещение,2014г
- Полякова А.В., Песняева Н.А. Русский язык: Рабочие программы: 1-4 классы.
- Полякова А.В. Русский язык в начальной школе: 1-2 классы: методические рекомендации: Пособие для учителя
В системе предметов начальной общеобразовательной школы «Русский язык» реализует две основные цели:
- познавательную — ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково
символического, восприятия и логического мышления обучающихся;
- социокультурную — формирование коммуникативной компетенции обучающихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей куль-
туры человека.
Для достижения поставленных целей необходимо решать следующие практические задачи:
- развивать речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и
условиями общения;
- обеспечивать освоение обучающимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- обеспечивать овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные
- монологические высказывания (в том числе рассуждения) и письменные тексты-описания и тексты-повествования
небольшого объѐма;
- воспитывать у учеников позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, пробуждать познавательный интерес к
языку, стремление совершенствовать свою речь.
Общая характеристика предмета
Данный курс русского языка разработан на основе концепции Л. В. Занкова. Развивающие возможности системы Л. В. Занкова связаны с усложнением содержания обучения за счѐт увеличения удельного веса теоретических знаний и объѐма информации,
особой организации деятельности обучающихся, включения эмоциональной сферы, индивидуализации обучения. Соответственно принципы системы Л. В. Занкова включают:
— высокий уровень трудности обучения;
— ведущую роль теоретических знаний в обучении;
— быстрый темп в изучении материала, обеспечивающий высокую познавательную
активность обучающихся;
— осознание школьниками хода своих умственных действий в процессе обучения,
обеспечивающее развивающий эффект;
— систематическую работу над развитием всех обучающихся, в том числе самых слабых.
Названными принципами обусловлены расширение в курсе объѐма инвариантного содержания предмета, а также особый подход к его структурированию, определяющий последовательность изучения учебного материала.
Содержание курса — совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, — представлено следующими разделами:
- основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
- орфография и пунктуация;
- развитие речи.
Языковой материал призван обеспечить формирование первоначального представления о структуре русского языка с учѐтом возрастных особенностей младших школьников, а также усвоение норм русского литературного языка.
Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи обучающихся служат решению практических задач общения и формируют навыки, определяющие языковой уровень культуры обучающихся как будущих членов общества.
В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», обеспечивающий ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности.
В курсе представлены не только система знаний и умений по русскому языку, но и конкретные учебные действия, помогающие эффективному усвоению содержания предмета на основе реализации дидактических принципов Л.В. Занкова.
Программа ориентирует на организацию учебного процесса как сотрудничества, учителя и обучающихся, а также детей между собой. В этом сотрудничестве и происходит первичное постижение родного языка как предмета изучения, осуществляется анализ различных его сторон. Центральным звеном изучения предмета является раскрытие
коммуникативной функции языка, средством осуществления которой является речь.
Программа нацеливает на систематическое обращение к языковому опыту обучающихся, опору на языковое чутьѐ, обогащение речи новыми лексическими и грамматическими категориями.
Содержание курса предусматривает целенаправленную работу по развитию у младших школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности:
- интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);
- познавательных (учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);
- организационных (организовывать сотрудничество, планировать свою деятельность, осуществлять самооценку и контроль своих действий).
При освоении программы у обучающихся формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться словарями, справочниками.
Изучение курса обеспечивает формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Курс обеспечивает реализацию основных задач образовательной области «Филология»:
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
- развитие коммуникативных умений; развитие нравственных и эстетическихчувств;
- развитие способностей к творческой деятельности.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у обучающихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у обучающихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека.
Описание места учебного предмета
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается с 1 по 4 класс. Курс обучения грамоте составляет 198 часов (22 недели по 9 часов в неделю) + 50 часов русского языка.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 класс (50 часов)
Слово и предложение 3 ч
Звуки и буквы 2 ч
Слоги 1 ч
Гласные звуки 2 ч
Согласные звуки 1 ч
Перенос слов 2 ч
Ударение 2 ч
Большая буква 3 ч
Русская азбука, или алфавит 2 ч
Твердые и мягкие согласные звуки 4 ч
Шипящие согласные звуки 4 ч
Звонкие и глухие согласные звуки 2 ч
Парные согласные звуки в конце слова 3 ч
Части речи 3 ч
Предлоги 2 ч
Предложения повествовательные, вопросительные и побудительные 2 ч
Текст 4 ч
Родственные слова. Корень слова 3 ч
Секреты речи 5 ч
Результаты изучения обучающимися программы по русскому языку:
Личностные результаты:
—формирование чувства гордости за свою Родину, малую родину, российский народ, историю России, историю РБ, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
—формирование уважительного отношения к культуре других народов;
—формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы,
народов, культур;
—принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
—формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
—развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
—развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
—овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств еѐ осуществления;
—освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
—формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации;
—определять наиболее эффективные способы достижения результата;
—освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
—использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
—активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
—использование различных способов поиска (в справочных источниках, у взрослого), сбора, анализа информации;
—овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной форме;
—овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;
—готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
—готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учѐта интересов сторон и сотрудничества;
—умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
—овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
—формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
—понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка
межнационального общения;
—сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека;
—владение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
—умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
—осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объѐме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверятьнаписанное;
—овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Основное содержание предмета
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение темы и основной мысли текста, передача его содержания по вопросам, опорным словам и плану.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (рассуждение, описание, повествование). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном и неявном (подтекст) виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте, личного опыта и наблюдений. Антиципация, интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учѐтом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку, письмо по памяти в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (краткое, подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотренного фрагмента видеозаписи и т. п.).
Фонетика и орфоэпия. Звуки и обозначение их буквами. Наблюдение расхождения произношения и обозначения звуков. Фонетическая транскрипция. Смыслоразличительная роль звуков речи в слове. Наблюдение связи звуковой структуры слова и его значения. Различение гласных и согласных звуков. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твѐрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твѐрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.
Фонетический (звуковой) разбор слова: определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твѐрдый —мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный —непарный. Фонетико-графический (звуко - буквенный) разбор: определение качественной характеристики звуков и обозначение их буквами. Ударение в слове, словообразующая функция ударения. Ударные и безударные слоги.
Графика. Различение звуков и букв. Способы обозначения мягкости согласных звуков буквами я, ю, е, ѐ, и, ь. Использование на письме разделительных ъ и ь. Функции йотированных гласных: обозначают мягкость согласных звуков, обозначают два звука.
Фонетическая транскрипция.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа «стол», «конь»; в словах с буквами е, ѐ, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Алфавит. Название и порядок букв русского алфавита. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов,
значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. Образные сравнения. Фразеологизмы.
Состав слова (морфемика).Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.
Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Основа слова. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Отличие предлога от приставки. Образование однокоренных слов (разных частей речи) с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи. Деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Признаки, значение и употребление в речи. Умение распознавать в речи имена собственные. Различение имѐн существительных одушевлѐнных и неодушевлѐнных. Различение имѐн существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имѐн существительных к 1, 2 и 3-му склонению. Морфологический разбор имѐн существительных.
Имя прилагательное. Признаки, значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имѐн прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Глагол. Признаки, значение и употребление в речи. Неопределѐнная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Глаголы-исключения. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов. Возвратные глаголы.
Имя числительное. Признаки, значение и употребление в речи. Количественные и
порядковые числительные.
Наречие. Признаки, значение и употребление в речи. Виды наречия, образование наречий.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имѐн существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, да,их роль в речи.
Частица. Понятие о частицах (на ознакомительном уровне). Отрицательная частица не, правописание нес глаголами.
Междометие. Междометие как средство эмоционально-экспрессивного выражения чувств.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Нахождение главных членов предложения (основы предложения): подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании (управление, примыкание, согласование) и предложении. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но, да. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
- сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щувположении под ударением;
- сочетания чк, чн, щн;
- перенос слов;
- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
- проверяемые безударные гласные в корне слова;
- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
- непроизносимые согласные;
- соединительные буквы оие в сложных словах;
- буквы ои е после букв, обозначающих шипящие звуки, и ц в окончаниях существительных;
- двойные согласные;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова;
- гласные и согласные звуки в неизменяемых на письме приставках;
- разделительные ъ и ь;
- мягкий знак после шипящих на конце имѐн существительных (ночь, рожь, мышь);
- буквы е и ив суффиксах существительных -ек- и -ик-;
- безударные падежные окончания имѐн существительных (кроме
- существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -йя, -ов, -ин);
- буквы ои е на конце наречий;
- безударные окончания имѐн прилагательных;
- раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
- правописание частицы не с глаголами;
- мягкий знак после шипящих на конце глаголов 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь);
- мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
- безударные личные окончания глаголов и глаголов-исключений;
- раздельное написание предлогов с другими словами;
- знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и
- восклицательный знаки;
- знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
- знаки препинания (запятая) в сложных предложениях;
- знаки препинания при оформлении диалога и прямой речи: тире, кавычки.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение? Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определѐнную тему с использованием разных типов речи (рассуждение, описание, повествование).
Текст. Наблюдение за признаками текста. Заглавие текста как отражение главной мысли или темы текста. Последовательность предложений в тексте. Абзацы как части текста. Понимание развития главной мысли от абзаца к абзацу. Восстановление деформированного текста.
План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: рассуждение, описание, повествование, их структура. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учѐтом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов, антонимов, образных сравнений, фразеологизмов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений: изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение. Алгоритм написания изложения.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Личностными результатами изучения курса «Русский язык» в 1-м классе является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.Средством достижения этих результатов служит организация на уроке парно-групповой работы.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с учебником.
- Учиться работать по предложенному учителем плану. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию.Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания
учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в методических рекомендациях даны такие варианты проведения уроков).
Предметные результаты
В результате изучения русского языка в 1 классе ученик будет различать:
- виды предложений по цели высказывания (без терминологии) и эмоциональной окраске, предложения восклицательные невосклицательные по интонации;
- оформление предложений на письме;
- смысл близких детям по тематике пословиц и поговорок;
- слова, называющие предмет, действие предмета и признак предмета;
- различие между звуками и буквами; гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;
- звук [й] и буква й;
- слогообразующую роль гласного звука в слове, деление слова на слоги и для переноса;
- гласные ударные и безударные;
- согласные твердые и мягкие, обозначение мягкости согласных на письме;
- согласные только твердые, согласные только мягкие;
- согласные, парные по звонкости и глухости;
- соотношение количества звуков и букв в таких словах, как мел, мель, яма, ель;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- передачи в устной речи эмоциональной окраски предложений и выбора интонации, соответствующей речевой ситуации;
- соблюдения орфоэпических норм (норм литературного произношения) в наиболее употребительных словах;
- оформления на письме предложений, различных по цели высказывания и эмоциональной окраске; правильного употребления знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки); правильного употребления прописной буквы в начале предложения;
- деления слов на слоги и для переноса;
- определения ударного слога в слове;
- использования прописной буквы в именах собственных;
- написания слов с сочетаниями жи — щи, ча — ща, чу — щу;
- обозначения в словах мягкости согласных звуков на письме;
- правильного написания слов типа пень, яма;
- правописания слов с непроверяемыми орфограммами;
- четкого, без искажений написания строчных и прописных букв, соединений, слов;
- правильного списывания слов и предложений, написанных печатным и рукописным шрифтом;
- письма под диктовку текстов (15— 17 слов) с известными орфограммами и знаками препинания;
- устного составления текста из 3—5 предложений, разных по цели высказывания, на определенную тему.
Целевая ориентация реализации настоящей рабочей программы в практике учреждения
Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса: в классе любят проводить исследования различных видов. Учащиеся класса активно работают в группах над проектами, используя справочную литературу, умело ведут дискуссии на уроках, могут контролировать и оценивать работу.
Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса: в 1 классе обучаются дети, которые владеют разными видами речевой деятельности и на разных уровнях. Учащиеся класса будут осваивать материал каждый на своем уровне и в своем темпе.
Формы и средства контроля
Обязательные формы и методы контроля | Иные формы учета достижений | ||
текущая аттестация | итоговая (четверть, год) аттестация | урочная деятельность | внеурочная деятельность |
*устный опрос, устная оценка успешностирезультатов; *практическая работа; *творческая работа | *стартовая диагностическая работа (сентябрь); *итоговая диагностическая работа (апрель) *итоговый контрольный диктант, списывание(май) | *проектная деятельность | * участие в выставках, конкурсах, НПК, олимпиадах разного уровня |
*портфолио |
Формы работы на уроке:
Типы уроков:
- - урок изучение нового материала;
- - урок совершенствования знаний, умений и навыков;
- -урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
- -комбинированный урок;
- -урок-практикум;
- -урок-исследование;
- -урок контроля умений и навыков.
Виды уроков:
- урок – беседа
- урок – игра
- выполнение учебного проекта
- Экскурсия, целевая прогулка
МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Полякова А.В. Русский язык: Учебник. 1 класс.
Полякова А.В. Русский язык: Учебник. 2 класс: В 2 ч.
Полякова А.В. Русский язык: Учебник. 3 класс. В 2 ч.
Полякова А.В. Русский язык: Учебник. 4 класс. В 2 ч.
Полякова А.В., Песняева Н.А. Русский язык: Рабочие программы. 1-4 классы.
Полякова А.В. Русский язык в начальной школе: 1-2 классы: Методические рекомендации: Пособие для учителя.
Полякова А.В. Русский язык в начальной школе: 3-4 классы: Методические рекомендации: Пособие для учителя.
Словари по русскому языку: толковый, морфемный, словообразовательный, орфоэпический, фразеологизмов.
Литература для учителя.
1. Волина, В. В. Учимся играя: занимательное азбуковедение, веселая грамматика, в гостях у слова / В. В. Волина. – М. : Новая школа, 2010.
2. Волина, В. В. 1000 игр с буквами и словами на уроках и дома / В. В. Волина. – М. : АСТ-ПРЕСС, 2006.
3. Жиренко, О. Е. Учим русский язык с увлечением: формирование орфографической грамотности. 1–4 классы : пособие для учителя. – М. : 5 за знания, 2007.
4. Кривин, Ф. Д. Завтрашние сказки / Ф. Д. Кривин. – Ужгород : Карпаты, 1992.
5. Лакаева, С. И. Грамматический разбор : тетрадь по рус. яз. : для нач. кл. / С. И. Лакаева. – Саратов : ИЦ «Добродея» : ГП «Саратовтелефильм», 2002. – 48 с. : ил. – (Хочу быть грамотным).
6. Малый толковый словарь русского языка / В. В. Лопатин, Л. Е. Лопатина. – М. : Русский язык, 1993.
7. Мережко, Е. Г. Учим словарные слова : учеб. пособие / Е. Г. Мережко. – Саратов : ИЦ «Добродея» : ГП «Саратовтелефильм», 2003.
8. Русский орфографический словарь / РАН, Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова ; О. Е. Иванова, В. В. Лопатин (отв. ред.), И. В. Нечаева, Л. К. Чельцова. – М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010.
9. Школьный словарь иностранных языков / Н. Г. Комлев – М. : Эксмо-пресс, 2008.
10. Собственные имена в русском языке : Словарь ударений / Ф. Л. Агеенко. – М. : Рольф, 2001.
11. Тикунова, Л. И. 1200 диктантов и творческих работ по русскому языку : пособие для учителя / Л. И. Тикунова, Т. В. Игнатьева. – М. : Дрофа, 1999.
12.Веселая Азбука Кирилла и Мефодия (CD).
13.Детский энциклопедический словарь» (CD).
Технические средства обучения:
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц картинок;
- телевизор;
- магнитофон;
- мультимедийный проектор;
- интерактивная доска
- ноутбук;
- сканер;
- принтер.
3. Экранно - звуковые пособия:
- аудиозаписи в соответствии с программой обучения;
- видеофильмы, соответствующие тематике программы по русскому языку (по возможности);
- слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы по русскому языку (по возможности);
- мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку.
4. Оборудование класса:
- ученические двухместные столы с комплектом стульев;
-стол учительский с тумбой;
- шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.;
-уголок класса;
-игротека.
Интернет-ресурсы
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа:
http://school-collection.edu.ru
2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык». – Режим
доступа: http://www.gramota.ru
3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа:
4. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа:
http://nachalka.info/about/193
5.Детские электронные презентации. – Режим доступа
6.Азбука для малышей с картинками. – Режим доступа: http://bomoonlight.ru/azbuka/index.html
Русский язык.
Учебник «Русский язык» А.В. Полякова
№ | Тема | Кол-во часов | Тип урока | Планируемые результаты обучения | Возможные виды деятельности учащихся | Дата | |
Освоение предметных знаний | Универсальные учебные действия | ||||||
Предложение и слово | |||||||
1. | Слово и предложение. | 1 | Урок-игра | Знать понятия «слово», «предложение». Уметь составлять из слов предложение. | Личностные: проявление интереса к изучаемому предмету, материалу, к русскому языку; формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на ее решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками. Коммуникативные: выражать в речи свои мысли и действия, договариваться и приходить к общему решению. Познавательные: усвоение гигиенических требований при письме; формулировать познавательные цели; искать и выделять информацию; анализировать с целью выделения признаков; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям, составление целого из данных элементов. | Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове. Классифицировать звуки по заданному основанию (твердые-мягкие согласные звуки). Определять наличие заданного звука в слове. Группировать (классифицировать) слова по первому звуку (по последнему звуку), по наличию близких в акустико-артикуляционном отношении звуков. Различать звуки: гласные и согласные, согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Характеризовать особенности гласных, согласных звуков. Моделировать звуковой состав слова (с использованием фишек разного цвета). Анализировать предложенную модель звукового состава слова, подбирать слова, соответствующие заданной модели. Соотносить заданное слово с соответствующей ему моделью, выбирая ее из ряда предложенных. Сравнить модели звукового состава слов: находить сходство и различия. Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания. | |
2. | Как получается предложение. | 1 | Комбинированный | Иметь представление о предложении как единице речи, выражающей законченную мысль. Знать признаки предложения. Уметь оформлять предложение на письме. | |||
3. | Главные члены предложения. | 1 | Комбинированный | Знать понятия «главные члены предложения», «грамматическая основа», «знаки препинания». Уметь находить в предложении главные и второстепенные члены, ставить нужные знаки препинания в конце предложения. | |||
Звуки и буквы | |||||||
4-5. | Звуки и буквы. | 2 | Комбинированный | Знать буквы и звуки, фонетическую транскрипцию. Иметь представление о существенных признаках звуков и букв русского языка. Уметь обозначать звуки на письме соответствующими буквами. | |||
6 -7. | Слоги. | 2 | Комбинированный | Знать понятие «слог», слоговую структуру слова. Уметь разбивать слова на слоги. | |||
8. | Гласные звуки. | 1 | Урок-игра | Знать о главных признаках гласных звуков. Уметь выделять гласные звуки. | |||
9. | Деление слов на слоги. | 1 | Комбинированный | Знать и уметь делить слова на слоги, определять количество слогов в словах. | |||
10 | Согласные звуки. | 1 | Комбинированный | Знать основные признаки согласных звуков и букв. Уметь различать гласные от согласных звуков и букв. | |||
11-13. | Перенос слов. | 3 | Комбинированный | Знать правила переноса слов на письме. Уметь правильно переносить слова на письме. | |||
14-15 | Ударение. | 2 | Комбинированный | Знать правила переноса слов на письме. Уметь правильно переносить слова на письме. | |||
Большая буква в именах собственных | |||||||
16 | Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей. | 1 | Комбинированный | Знать правило употребления заглавной буквы в именах собственных. Уметь писать имена собственные с заглавной буквы. Иметь представление о том, как отличать имена собственные от нарицательных. | Личностные: проявление настойчивости в достижении цели, интереса к изучаемому материалу, формирование уважительного отношения к чужому мнению; развитие навыков сотрудничества. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осознание того, что усвоено и что еще нужно усвоить, адекватное восприятие и понимание оценки учителя. Коммуникативные: строить понятные для партнера высказывания, договариваться и приходить к общему решению, допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе и не совпадающих. Познавательные: знание орфограмм, правильное формирование познавательной цели; находить и выделять учебную информацию; знать знаково-символическое обозначение, анализировать с целью выделения признаков, выбирать основания и критерии для сравнения объектов; подведение под понятие; построение логической цепи рассуждений. | Классифицировать слова в соответствии с их значением (слова, называющие предметы, слова, называющие признаки, слова, называющие действия). Группировать слова, сходные по значению и звучанию. Моделировать предложение. Наблюдать: определять количество слов в предложении. Списывать деформированный текст с его параллельной корректировкой. Придумывать предложения с заданным словом с последующим распространением предложений. Анализировать текст: находить слова с буквосочетаниями ча—ща, чу—щу, жи—ши. Выписывать из текста слова с буквосочетаниями ча—ща, чу—щу, жи—ши. Подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы. Объяснять правила написания слов с заглавной буквы; подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы; подбирать и записывать имена собственные на заданную букву. Оформлять начало и конец предложения. Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку. | |
17. | Большая буква в кличках животных. | 1 | Урок-экскурсия | ||||
18. | Большая буква в географических названиях. | 1 | Комбинированный | ||||
Алфавит | Знать русскую азбуку. Уметь пользоваться алфавитом при расположении слов в соответствии с ним. | ||||||
19-20 | Русская азбука, или алфавит. | 2 | Комбинированный | ||||
Правописание согласных букв | |||||||
21 | Твердые и мягкие согласные звуки. Ь - показатель мягкости. | 1 | Комбинированный | Знать об обозначении мягкости согласных звуков на письме буквой Ь. Уметь различать мягкие и твердые согласные звуки при произношении. | |||
22-24 | Буквы, обозначающие мягкость согласных звуков. | 3 | Комбинированный | Знать буквы, обозначающие мягкость согласных звуков. Уметь обозначать мягкость согласных звуков на письме гласными буквами. | |||
25 | Шипящие согласные звуки. | 1 | Урок-путешествие | ||||
26. | Буквосочетания жи-ши. | 1 | Комбинированный | Закреплять знание о согласных звуках [ж], [ш] как всегда твердых звуках, звуках [ч’], [щ’] как всегда мягких. Уметь определять всегда твердые и всегда мягкие звуки. | |||
27 | Буквосочетания ча-ща, чу-щу. | 1 | Комбинированный | Знать правило написания сочетаний ЖИ, ШИ. Уметь писать слова с сочетаниями ЖИ,ШИ. | |||
28 | Буквосочетания чк, чн, щн. | 1 | Комбинированный | Знать правило написания сочетаний ЧА, ЩА; ЧУ, ЩУ. Уметь писать слова с сочетаниями ЧА, ЩА; ЧУ, ЩУ. | |||
29 | Звонкие и глухие согласные звуки. | 2 | Комбинированный | Знать правило написания сочетаний ЧК, ЧН, ЩН. Уметь писать сочетания букв, требующих повышенной внимательности при формировании навыков грамотного письма. | |||
30 | Парные согласные звуки в конце слова. | 3 | Комбинированный | Знать парные звонкие и глухие согласные звуки. Уметь определять зв. и глухие согл. звуки, различать парные согласные. | |||
Грамматика | |||||||
31. | Части речи. Общее понятие | Урок-игра | Знать особенности проверочных и проверяемых слов. Уметь сопоставлять произношение и написание слов; выполнять звуко-буквенный анализ слова. | ||||
32. | Имя существительное | 1 | Комбинированный | Знать слова,которые отвечают на вопрос КТО?, на вопрос ЧТО? Уметь различать слова по вопросам КТО? ЧТО?; соотносить предмет с его названием. | |||
33. | Имя прилагательное. | 1 | Комбинированный | Знать слова, обозначающие признаки предметов. Уметь ставить вопросы к слову. | |||
34. | Глагол. | 1 | Комбинированный | Знать слова, обозначающие действие предмета. Уметь ставить вопрос к слову. | |||
35 | Словосочетание | 1 | Комбинированный | ||||
36-37 | Предлоги. | 2 | Комбинированный | Иметь представление о предлоге как отдельном слове и показать его роль в русской речи. Уметь находить предлоги в предложении; писать предлоги раздельно со словами. | |||
Предложение и текст | Анализировать деформированный текст: определять границы предложений, выбирать знак в конце предложений. Классифицировать предложения по цели высказывания, находить в тексте повествовательные/побудительные/ вопросительные предложения. | ||||||
38 | Предложение. Восклицательные предложения. | 1 | Комбинированный | Знать виды предложений по цели высказывания. Уметь различать предложения по интонации и правильно ставить знаки в конце предложений, выделять слова при помощи логического ударения в восклицательных предложениях. | |||
39 -40 | Предложения повествовательные, вопросительные и побудительные. | 2 | Комбинированный | ||||
41 | Текст и предложение. | 1 | Комбинированный | Иметь представление о тексте. Уметь определять разницу между предложением и группой слов, между текстом и группой предложений. | |||
42 | Итоговая комплексная контрольная работа | 1 | Проверка и контроль ЗУН | ||||
43 | Текст. Абзац. | 1 | Комбинированный | Знать понятие «абзац». Уметь определять главную мысль текста; определять абзац. | |||
44 | План речи. | 1 | Комбинированный | Знать понятие «план». Уметь составлять план выступления, текста. | |||
45 | Текст. Контрольное списывание. | 1 | Проверка и контроль ЗУН | Уметь определять количество предложений и их границы. | |||
Грамматика | |||||||
46 | Работа над ошибками. Родственные слова. | 1 | Комбинированный | Иметь представление о корне слова как общей части родственных слов. Уметь находить родственные слова и выделять в них корень. | |||
47-48 | Родственные слова. Корень слова. | 2 | |||||
49 | Контрольный диктант, итоговый за год. | 1 | Проверка и контроль ЗУН | Проверить умение оформлять предложения при написании. | |||
50 | Секреты речи. | 1 | Урок-викторина | Формировать орфографическую зоркость; способствовать расширению словарного запаса. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку по учебнику А.В. Поляковой 4 класс
Программа рассчитана на 170 часов. В программу внесены изменения по количеству часов ( +0,5, итого 184 ч. ): выделены отдельные уроки на анализ сочинений и изложений после их написания, разбор стилист...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Поляковой А.В. 1 класс ФГОС
Рабочая программа предназначена для учителей, работающих по системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Программа включает пояснительную записку и тематическое планирование....
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Поляковой система Занкова
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» п.7 ст.12, Типовым положением об общеобразовательном учреждении,...
ФГОС Рабочая программа по русскому языку к учебникам А.В.Поляковой
1. Пояснительная записка.Рабочая программа по русскому языку разработана на основе: Федеральный закон об образовании №273 от 22 декабря 2012г.Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику А.В.Поляковой,Н.А.Песняевой.
Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы начального образова...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику А.В.Поляковой,Н.А.Песняевой 4 класс
Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы начального об...
Рабочая программа по русскому языку А.В. Полякова 1 класс
Пояснительная записка и КТП по учебнику А.В.Поляковой Русский язык 1 класс...