Имя прилагательное как часть речи
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Шемякина Ирина Сергеевна

Конспект урока разработан в соответсвиеФГОС с применеием активных форм обучения по программе "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx36.96 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Шемякина Ирина Сергеевна

Предмет: Русский язык

Класс: 3 А (УМК «Школа 2100»)

Технологическая карта изучения темы

Тема

Имя прилагательное как часть речи

Тип урока

Открытие нового знания

Цели

  • развитие умений подбирать прилагательные к существительным, определять признаки прилагательного как части речи, сопоставлять их с признаками существительного
  • развитие умений находить имена прилагательные в тексте, определять их роль.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

  1. Находить  в  тексте имена прилагательные по вопросу.
  2. Наблюдать за ролью имен прилагательных в речи.
  3. Анализировать текст с преимущественным употреблением имён прилагательных.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Личностные УУД

1 Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Основные понятия

имя прилагательное

Межпредметные связи

литературное чтение

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Р.Н. Бунеев,  Е.В. Бунеева, О.В. Пронина Русский язык. Учебник для 3 класса нач. школы в 2ч.

О. В.Пронина-3-е изд.-М.: Баласс, 2013.- 208с.

Русский язык. 3 класс. Методические рекомендации для учителя/ Е.В. Бунеев, Н. А. Исаева. –ь М. : Баласс, 2013 – 320 с.

Г.А.Бакулина. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка

Мультимедиа (презентация)

Оборудование

Интерактивная доска, проектор, компьютер, «Лист успеха», плакат дерева, яблочки трех цветов (зеленый, оранжевый, красный), листы с домашним заданием разного уровня.

Организация пространства

Фронтальная, индивидуальная, парная

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.Самоопределение к деятельности Организационный этап

1 минута

- Ребята, у вас у каждого будет свой «Лист успеха», выполняя каждое задание, оценивайте свой успех при помощи цвета: зеленый-справились без ошибок, оранжевый - с незначительными ошибками, красный - есть ошибки (3-4). (Приложение 1)

- Желаю вам успеха!

- Откройте тетради, запишите число и классная работа.

Дети настраиваются на активную работу на уроке.

Дети пишут в тетради

Личностные: самоопределение,

регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

 2. Постановка и формулирование проблемы

5 минут

Ребята, отгадайте мою загадку: (слайд 1)

Конь …, хвост

– Почему вы её не поняли? Помогли вам имена существительные догадаться, о чём идёт речь?

Послушайте ещё раз:

Конь стальной, хвост льняной. Что это?

– Какие слова помогли отгадать загадку?

– Что они обозначают?

– О каких словах пойдёт речь на уроке?

– Как бы вы сформулировали тему урока?

– Откройте учебник. Прочитайте название раздела.

– Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 75.

- Кто нас встречает?

- Что он делает?  

- Как он себя чувствует?

- Как догадались?  - А ему удобно?  (Да)

- Что ему помогает отдыхать?

- Как догадались?

- А какая у него подушка?

– Как вы думаете, чем мы будем заниматься на этом уроке: что будем делать сначала, что потом, чем закончим урок? 

- На какие вопросы необходимо ответить, чтобы рассказать об имени прилагательном?

– Давайте составим план урока.

Учитель вместе с детьми составляет план урока.

Ответы детей

Иголка и нитка.

Стальной и льняной

Признак предмета

Предположения детей

Афанасий

Отдыхает

Ему хорошо

Улыбается

Подушка

Воздушная, пуховая, удобная, белая, большая…

Что обозначают имена прилагательные?

На какие вопросы отвечают?

Какие грамматические признаки имеют: род, число…?

Почему так называются?

Коммуникативные:

-. развиваем умение слушать и понимать других.

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

- оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные

-развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

- выявлять сущность, особенности объектов.

- на основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные:

Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

-.принимать участие в обсуждении и формулировании темы и цели урока.

- участвовать в оценке и обсуждении полученного результата конкретного задания.

3. Открытие нового знания

25 минут

  1. Наблюдение над признаками имён прилагательных, их ролью в речи.

Игра «Узнай»

Серый, хищный, жадный…

Рыжая, хищная, ловкая…

Высокий, красивый, каменный…

Круглый, разноцветный…

- Отметьте на «Листе успеха» как вы справились с данным заданием (цветовой кружок)

- А теперь вы сами попробуйте описать некоторые предметы: 1 ряд - улица, 2 ряд - озеро, 3 ряд – мальчик.

- Отметьте результат своей работы

- Постарайтесь ответить на следующий вопрос. Какую роль выполняет имена прилагательные в речи? Для чего мы используем их в предложениях?

Теперь давайте выполним упр. 304.(слайд 2)

– Почему легко было догадаться?

– Что общего у слов в каждом столбике? Сделайте вывод: по каким признакам можно характеризовать имена прилагательные?

б) Упр. 305 – ученики самостоятельно подбирают имена прилагательные к словам-предметам, изображённым на рисунках:

– Сделайте вывод: почему вы задавали разные вопросы?

Отметьте результат работы на листе

2. Связь имени прилагательного с именем существительным.

– Прилагательное связано с именем существительным по смыслу, называет признак предмета.

– А есть ли ещё какая-то связь между ними?

Работа по учебнику.

а) Упр. 307(Слайд 3) – установление характера связи прилагательного с существительным.

Выполняется «по шагам» в задании.

Образец рассуждения:

Снег (какой?) последний. Имя существительное снег мужского рода употреблено в форме ед.ч. и прилагательное последний – тоже в форме ед.ч., м.р.

 Сделайте вывод: как ещё связаны имена прилагательные с существительными? От чего зависит их форма?

Р/р. Прилагательными автор рисует картину ранней весны – весенний пейзаж. Подснежник по форме похож на кувшинчик, поэтому словосочетание синий кувшинчик помогает ярче представить себе, как выглядит этот цветок.

– Прочитайте имена прилагательные в зелёной рамке. Что это за слова? (Синонимы.) Какой из них использует автор в стихотворении?

Почему? - Оцените свою работу.

б) Упр. 308 – работа над термином «имя прилагательное».

– Прочитайте текст про себя.

– Какой смысл заключён в названии части речи – «прилагательное»?

Что вы узнали об имени прилагательном?

– Почему сказано не «имеют род и число», а «изменяются по родам и числам»? (Зависят от рода и числа существительных, ставятся в тех же формах.)

- Что мы узнали об имени прилагательном? (ключевые слова)

- Ребята, а теперь объединитесь в группы. Представьте, что вы ученые. Вам нужно написать учебник по русскому языку с правилами. Сегодня вы напишите правило об имени прилагательном, используя ключевые слова. Нужно помнить, что правило – это четкое определение, понятное всем учащимся. - Выслушаем ваши правила. А теперь сверим по учебнику, справились ли вы с заданием. (Слайд 4)

- Ребята, вы молодцы! Из вас выйдут хорошие ученые-языковеды. - Оцените свой результат.

Динамическая пауза  Встаньте из-за парт, руки на пояс. Я буду называть признаки данного предмета. Если я назову прилагательные, которые указывают на внешний вид, приседают девочки, на настроение – мальчики. Руки перед собой.

Произносятся слова: веселый,  ушастый, печальный, грустный, хвостатый, радостный, пятнистый, задумчивый. (Несколько упражнений на расслабление мышц, зрительная гимнастика)

Волк, лиса, мяч

Дети отмечают на «Листе успеха» свой результат

Ответы детей

Работа в группе

Украшают, обогащают нашу речь

«Лист успеха»

Ученики определяют по признакам предметы: сад, небо, песня.

Отвечают на один и тот же вопрос.

По вопросам, значению.

Ландыш красивый, пахучий, лесной, чудесный (какой?)

Роза красная, красивая, ароматная, прекрасная (какая?) Солнце яркое, жаркое, горячее, летнее, зимнее (какое?) Дети маленькие, весёлые, дружные (какие?) (Это зависит от рода имён существительных: ландыш – м.р., поэтому вопрос какой? и т.д.)

«Лист успеха»

Наблюдение над словосочетаниями тёплый пар, кувшинчик синий, юный лес, зелёный дым, тёплые грозы.

Ставятся в том же роде и числе, что и существительные, форма прилагательного зависит от формы существительного.)

Юный – это очень молодой. Юный лес – тот, который только-только покрылся зеленью.

Отмечают свой результат на «Листе успеха»

Ответы детей

Работа в группах.

Ключевые слова: (Слайд 4)

Имя прилагательное

Отвечает на вопросы

Признак предмета

Существительное+прилагательное

Изменяются по родам и числам

Ответы детей

Дети отмечают результат на «Листе успеха»

Регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

- проговаривать последовательность действий на уроке.

Личностные:

- развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

- оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

- формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Познавательные

-развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

- выявлять сущность, особенности объектов.

- на основе анализа объектов делать выводы.

- обобщать и классифицировать по признакам.

- ориентироваться на развороте учебника.

- находить ответы на вопросы в иллюстрации.

4.Развитие умений.

8  минут

Работа в учебнике.

Упр. 309. (Слайд 5) Выполняется по заданию.

– Сравните прилагательные в каждом столбике.

– Изменилось ли их значение?

– А что же изменилось?

– Как же понять, что прилагательное изменяется

–Можно ли сказать, что существительное изменяется по родам? – А по числам? Докажите.

– Как вы думаете, род и число – это постоянные или непостоянные признаки прилагательного?

– А теперь попробуем обобщить наши выводы в сравнительной таблице. Работайте в паре.

На слайде появляется таблица (ученики должны заполнить её, поставив знаки «+» или «–»  в ячейках):

Изменяются

По родам

По числам

Имена существительные

-

+

Имена прилагательные

+

+

- Оцените свой успех. Как вы поработали в паре. Получили ли результат?

Ответы детей

Род, число.

У него могут меняться род и число, а значение остаётся прежним.

Работа в паре (карточка)

Один ученик работает у доски (технология самооценивания)

Ученик проговаривает алгоритм самооценивания

Дети отмечают («Лист успеха»)

Личностные:

- формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные:

- учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

- учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные:

-  преобразовывать информацию из одной формы в другую: - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

- ориентироваться на развороте учебника.

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

Итог урока. Рефлексия

2 минуты

- Какая была тема урока?  (Имя прилагательное как часть речи)

- Чему научились?

-Какие задачи перед собой ставили?

- Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

Дети повторяют задачи, которые ставили на уроке

Что обозначают имена прилагательные?

На какие вопросы отвечают?

Какие грамматические признаки имеют: род, число…?

Почему так называются?

Регулятивные:

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Самооценивание

2 минуты

Ребята, теперь подведем итоги по вашим «Листам успеха» Каких цветовых кружков у вас больше?  

- Давайте отметим ваш успех. Изображено дерево, на нем будут расти яблочки.  Яблочко – это ваш успех (цветовой кружок, которого больше)  Зеленое яблочко - отлично поработал, оранжевое - хорошо, красное - буду стараться)

Дети подсчитывают.

Регулятивные:

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

- участвовать (в работе учителем) в оценивании результатов общей и индивидуальной работе.

Домашнее задание  с дифференцированным подходом

2 минуты

Запишите д/з.  Упражнение 306, правило с.77 

По желанию: 1. Составить 4-5 предложений на тему  «Весна» 2 Творческое задание: сочинение четверостишия о весне  с использованием имен прилагательных

Дети записывают в дневник

Регулятивные:

- выбирать задания в учебнике для индивидуальной работы по силам и интересам.


Приложение 1

Лист успеха

Задания

Оценка

Игра «Узнай»

Работа в группе. Описать предмет (улица, озеро, мальчик)

Упражнение 304

Упражнение 305

Упражнение 307

Упражнение 308

Составление правила по ключевым словам

Упражнение 309 (работа по таблице)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Безударные падежные окончания имён прилагательных».Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе. Задачи: -совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи; -Определить ле

Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе.Задачи:-совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи;-Определ...

"Имя прилагательное как часть речи в русском и английском языках. Изменение имён прилагательных по родам и числам. Сравнение категории числа имени прилагательного в русском и английском языках"

Цели:-учить определять  и формулировать тему и цели урока;-формировать умение  действовать по плану и планировать свои действия;-обобщить  знания  об  имени  прилагательн...

Конспект урока на тему «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разработанный в технологии критического мышления.

  Конспект урока  на тему  «Имя прилагательное как часть  речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разра...

Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным

Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным...

Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных в речи"

систематизировать знания об имени прилагательном как части речи;пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте;обратить вниман...