Технология деловой игры. «Заседание редакционного совета газеты». Мастер - класс урока русского языка по теме урока " Первое склонение имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Игровая технология выгодно отличается  от традиционных моделей обучения и воспитания. Под игровой технологией понимается определённая последовательность операций, действий, направленных на достижение учебно-воспитательных целей. При этом игровая технология не подменяет традиционные методы обучения, а рационально дополняет, расширяя педагогический арсенал учителя, позволяя более эффективно достигать поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного курса.

Мастер - класс урока русского языка по теме «ПЕРВОЕ СКЛОНЕНИЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технология деловой игры23.86 КБ

Предварительный просмотр:

Технология деловой игры

«Заседание редакционного совета газеты».

Учитель :  Шабунина Ольга Ивановна, учитель высшей категории.

«Игра - это накопление опыта,

Причём опыта активного».

П. П. Блонский

   Игровая технология выгодно отличается  от традиционных моделей обучения и воспитания. Под игровой технологией понимается определённая последовательность операций, действий, направленных на достижение учебно-воспитательных целей. При этом игровая технология не подменяет традиционные методы обучения, а рационально дополняет, расширяя педагогический арсенал учителя, позволяя более эффективно достигать поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного курса.  

   Наиболее актуально применение игровых технологий в начальной школе. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения. Эти уроки формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряженность, скованность, которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной деятельности. Уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются прочные, глубокие знания.

   Данный урок построен в форме деловой игры, где дети выступают в роли  сотрудников  редакционного совета газеты. Учитель выполняет функцию организатора учебного процесса.

   Урок в 3 классе является заключительным по теме «Первое склонение имён существительных». Он обобщает и систематизирует знания, полученные учащимися при изучении этого материала. На этом уроке у учителя есть возможность выявить степень усвоения материала учащимися, а у учащихся расширить и углубить свои знания по изученной теме, осуществить коррекцию имеющихся пробелов, оценить свой уровень подготовки по теме.

ТЕМА УРОКА: «ПЕРВОЕ СКЛОНЕНИЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ».

Тип урока:  актуализация знаний учащихся.

Организационные формы:

- Групповая;

- Индивидуальная

Задачи урока.

Образовательные задачи:

- формировать познавательный интерес учащихся к предмету;

- закрепить правописание падежных окончаний у существительных первого склонения в единственном числе;

- развивать орфографическую зоркость.

Развивающие задачи:

- развивать коммуникативные способности;

- развивать логическое мышление;

- развивать творческий потенциал младших школьников.

Воспитательные задачи:

- прививать любовь к «малой родине»;

- воспитывать уважение к труду журналистов;

- формировать культуру диалогового общения.

Оборудование:

Таблички: «Главный редактор», «Отдел писем», «Отдел информации», Газета «Угрешские вести»; дидактический раздаточный материал.

Ход урока.

  1. Организационно-мотивационный этап.

Учитель: Ребята, мы с вами закончили изучение большой темы. Какой?

-  Сегодня обобщим наши знания о существительных первого склонения единственного числа.

-  У нас будет необычный урок, который пройдёт в форме деловой игры «Заседание редакционного совета газеты».

- За первым столом разместились сотрудники «Отдела писем». Как думаете, чем будет заниматься ваш отдел?  (Выдаётся табличка).

-   За вторым столом находятся сотрудники «Отдела новостей». Чем будете заниматься вы? (Выдаётся табличка).

- За третьим столом сотрудники «Отдела информации». Чем займётся ваш отдел? (Выдаётся табличка).

- Кем буду сегодня я? (Главным редактором газеты).

- Помните, что эффективность работы всего отдела зависит от работы каждого сотрудника.

 2.   Актуализация знаний учащихся.

-  Проверим готовность наших отделов к работе.

Каждый отдел получает задание: «Собери слова и найди «лишнее».  Докажи.                             (см. Приложение 1)

Проверка: выступает один сотрудник от отдела.

Во всех отделах «лишнее» слово газета.

- Что вы  ещё можете сказать об этом слове?

- Просклоняйте в своих деловых блокнотах слово газета.

Проверка: фронтальная.

- Какие падежи при склонении вызвали затруднение?

- Как доказать, что мы написали правильно?

- Послушаем сообщения сотрудников отдела информации, что обозначает слово газета, и как оно появилось в русском языке

Сообщения детей-сотрудников отдела информации.

1. «Газета»  (Толковый словарь С. И. Ожегова) - периодическое издание  в виде больших листов, обычно ежедневное, посвящённое событиям текущей политической и общественной жизни».

2 . «Слово   газета  пришло к нам  из итальянского языка, где оно имело значение «мелкая монета». Появившейся  в 1563 году в итальянском годе Венеция газеты  были рукописные  и продавались только для  прочтения. За  прочтение платили  мелкую монету, потом газету  возвращали  продавцу».

3. «Изначально  газета - монета в 2 сольди (итальянские деньги)  с изображением сороки. На неё можно было купить газету. По-итальянски «сорока» - «газза». Отсюда и слово « газета».

4. «Впервые в царской России газета стала печататься около трёхсот лет тому назад. Она называлась «Ведомости». Первый номер этой газеты и писал, и редактировал сам царь Пётр I».

- Спасибо сотрудникам отдела информации за плодотворную работу.

- Сегодня мы начнём создавать свою  школьную газету. Что нужно сделать в первую очередь?

-На ваше рассмотрение я предлагаю три варианта названия: «Искорка», «Звёздочка», «Переменка».

(Таблички с названиями вывешиваются на доску. Отделы принимают решение и мотивируют свой выбор. Учитель помещает название газеты и названия рубрик на ватман-газету)

- В какую рубрику поместим сообщения о газете сотрудников отдела информации?

Учитель размещает сообщения в рубрику «Это интересно знать».

- Чтобы газету было интересно читать, материалы в ней должны быть разнообразными, интересными и актуальными, то есть важными для настоящего момента. В какой рубрике мы сможем найти этот материал?

- К нам в газету поступили новости из леса. Ваша задача собрать их в текст и откорректировать, то есть исправить ошибки.  (см. Приложение 2)

Дети читают получившийся текст и мотивируют свои исправления.

- Текст составлен, откорректирован. Поместим его в газету.

Физкультминутка.

- Уважаемые коллеги! В нашу редакцию пришло письмо от ученика третьего класса Незнайкина Митрофана. Я передаю его в отдел писем.

  Ученик зачитывает письмо: «Уважаемые сотрудники газеты! Помогите мне справиться с непосильным для меня заданием. Вставьте недостающие окончания именам существительным и объясните их правописание».

Письмо помещается в рубрике «Вопрос-ответ». Ученики получают карточки с заданием и выполняют его индивидуально. (см. Приложение 3)

Проверка: фронтальная.

- Кто выполнил задание без ошибок?

Карточка-ответ помещается в газету.

- В нашем городе издаётся своя газета. Как она называется?

Вывешивается газета «Угрешские вести».

-О чём можно узнать, читая её?

- У каждого из вас в нашем городе есть место, которое вам особо дорого. Предлагаю вам дома написать небольшой рассказ о дорогом вашему сердцу уголке «малой родины». Лучшие рассказы разместим в нашей газете в рубрике «Мой город».

- Заседание редакционного совета подходит к концу. Подведём итоги нашей работы, выполнив тест на изученную тему. Если вы выполните все задания верно, то получится слово, в котором содержится оценка вашей работы. (Приложение 4)

Дети выполняют задания теста.

Проверка: фронтальная.

- Какое слово у вас получилось? (ОТЛИЧНО)

- Вот вы и узнали оценку своей работы.

3.    Подведение итогов урока.

- Вспомните самые интересные моменты нашего урока. Что вам больше всего понравилось, запомнилось?

Домашнее задание:  написать рассказ-заметку о любимом уголке родного города.

Приложение.

Приложение 1.

  блок  нот, га  зе  та, жур  нал.

Приложение 2.

Она учит мидвежат находит_ себе корм.

Родилис_ они слепыми и весят всего полкило.

В фиврале у мидведицы в берлоги появились мидвежата.

Так и лежат мидведи до висны.

Греются малышы возле матери и малако посасывают.

А весной мидведица выводит своих детёнышей из берлоге.

Приложение 3.

  рос у опушк…

  шёл по дорог…

  рассказ о школ…

  поехал к дочк…

  гулял с собак…

  стояли около беседк…

Приложение 4.

Т Е С Т  .

1. Сколько падежей в русском языке?

                 Н) 5                                              О) 6                                                                 П) 7

2. Какой падеж считается начальной формой имени существительного?

 Л) Им. п.                      М) Р. п.                                                                                       Н) В. п.

3. С каким падежом употребляются предлоги   к, по?

Ж) Р. п.                          З) П. п.                       Н) Д. п.

4. В каком падеже у имён существительных 1 склонения окончание  -и?

О) Р.п.                 П) В. п.                       А) П.п.

5. Какой вопрос может быть поставлен к двум падежам?

В) кому?              У) чего?                  Ч) что?

6. Выбери нужные окончания в словосочетании:  от берёзк…  к ёлк…

Б) -е, -и                 И) -и, -е                       К) -и, -и

7. У какого имени существительного окончание не такое, как у других?

Т) до деревн…              Д) по деревн…            С) о деревн…

 

   

                                                                                                     

                                                                                                                         

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока русского языка по теме "Основные типы склонения имен существительных. Первое склонение".

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Основные типы склонения имён существительных. Первое склонение»   и  презентация к нему.Урок разработан в соответствии с УМК «Школа Ро...

Олимпийский урок. Русский язык, 4 класс. Тема урока: "Склонение имён существительных".

Данный материал представляет конспект урока русского языка в 4 классе. Тема урока: "Склонение имён существительных". С целью актуализации информации о XXII  Олимпийских зимних играх и XI Пар...

Урок русского языка в 3 классе Тема: "Склонение имён существительных" УМК Перспективная начальная школа"

УМК: "Перспективная начальная школа»Тема урокаСклонения имён существительных.Цель урокаДать понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе. Познакомить учащихся с распознаван...

урок русского языка ,3 класс по теме "Склонение имён существительных"

К конспекту прилагается презентация по уроку....

Урок русского языка в 3 классе. Тема: «Склонение имён существительных».

Урок русского языка в 3 классе.Тема: «Склонение имён существительных»....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание безударных окончаний имён существительных 2 склонения"

Урок соответствует ФГОС, проведён с использованием технологии проблемного диалога....

Деловая игра "Заседание редакционного совета газеты "Имя прилагательное"

Деловая игра  "Заседание редакционного совета газеты "Имя прилагательное" по русскому языку...