конспект урока "Обучающее изложение на основе зрительного восприятия текста «Мурлыка» (По Н. Сладкову)."
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Позёмнова Елена Евгеньевна

Конспект урока разработан по программе "Школа 2100". Изложение в 3 классе носит обучающий характер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon обучающее изложение 3 класс54 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная система «Школа 2100»

Урок развития речи.

Класс: 3

Тип урока: комплексное применение знаний.

Тема. Обучающее изложение на основе зрительного восприятия текста «Мурлыка» (По Н. Сладкову).

Цели:

Познавательная цель – ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия, логического мышления и воображения учащихся.

Социокультурная цель – формирование коммуникативных компетенций учащихся как показателя общей культуры человека, развитие устной и письменной речи.

Педагогические задачи: корректировать действия учащихся, связанные с особенностями построения текста-повествования; сформировать  умение создавать письменные тексты различных типов на основе взаимосвязи содержания, структуры и речевого оформления (текст-повествование); организовывать  систему работы по обучению изложениям в начальной школе с учётом особенностей восприятия и порождения текстов разных типов (текст-повествование).

Планируемые результаты образования.

  Предметные: знают типы текстов, характеристику типов текста по его структуре; знакомы с творчеством Н.И. Сладкова; обучающиеся учатся самостоятельно анализировать текст, составлять план для текста типа-описания, учатся самостоятельно письменно оформлять содержание текста по типу-описания; анализируют последовательность собственных действий при работе над изложениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений).

Метапредметные.

Регулятивные: учатся целеполаганию исходя из темы и задач, поставленных на уроке; учатся планированию своей деятельности (формулируют в устной форме); учатся прогнозировать свои шаги успешности и неуспешности по оценке данной учителем, одноклассникам, своей внутренней оценке; учатся контролировать свои действия и свою деятельность на уроке через выполнения самостоятельной работы; учатся коррекции при выполнении самопроверки своей работы; сравнивают свою деятельность на уроке с деятельностью других учащихся; учатся оценивать и проявлять свою волевую саморегуляцию.

Познавательные: -  общеучебные УУД:  - учатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель исходя из темы урока; учатся работать с графическими записями: таблицами, схемами, моделями; учатся осознанному
и произвольному построению речевого высказывания в устной и письменной форме; учатся извлечению необходимой информации из прослушанного текста; учатся определять основную и второстепенную информацию исходя из поставленной перед ними целью.

- логические УУД: - учатся анализировать текст с целью выделения признаков (существенных, несущественных); учатся обобщать, сравнивать, классифицировать в заданиях при анализе текста, при подготовке лексической и орфографической; учатся доказывать своё суждение; учатся выдвигать свою гипотезу и её обосновывать, - постановка и решение проблемы: - учатся самостоятельно находить способ решения проблем творческого и поискового характера (работая в группах).

Коммуникативные: доносят свою позицию до всех участников образовательного процесса – оформляют свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или текста); адекватно используют речевые средства для решения коммуникативных задач; осуществляют контроль и самоконтроль.

Личностные:  проявляют интерес к письму, созданию собственных текстов, к письменной форме общения; осознают ответственность за произнесённые и написанные слова; могут  объяснить, для чего нужно изучать русский язык, где пригодятся эти знания, каждый ученик старается соблюдать, действовать и демонстрировать своё поведение на уроке согласно общепринятым нравственно-этическим нормам.

Оборудование: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина учебник «Русский язык» 3 класс (2 часть); иллюстрации  с изображением кошек;

С.И. Ожегов Толковый словарь русского языка.

Конспект урока.

          1. Организационный момент.

В самом начале урока настраиваю ребят на  работу, обсуждая с ними, для чего пишут изложения.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь.

- Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число. (Тема урока, название изложения закрыты листами).  

- Посмотрите на доску и скажите, какова тема нашего сегодняшнего урока? (открываю запись на доске «Изложение. Мурлыка».)

(Сегодня мы будем писать изложение про кота Мурлыку).

- Правильно. Сегодня на уроке мы будем писать изложение.

- Ребята, скажите, для чего пишут изложения?

(Чтобы узнать что-то новое, научиться передавать содержание прочитанного текста и др.)

- Конечно. Мы пишем изложения для того, чтобы как можно правильно и близко к тексту передать его содержание. А также узнать что-то новое, получить какую-то информацию.

- Ведь что такое изложение? Это письменный пересказ прочитанного текста.

- Вот и сегодня на уроке мы будем письменно пересказывать текст.

2. Применение знаний.  Повторение знаний о тексте.

- Прежде чем начать работу над изложением  давайте  вспомним всё, что мы знаем о тексте.

- Что такое текст?

(Текст состоит из предложений. Предложения в тексте связаны по смыслу.)

- Что такое главная мысль?

(Это то, о чём  говорится в тексте.)

- Что вы можете сказать о заглавии?

(У текста есть заглавие. По заглавию можно определить, о чём будет говориться в тексте.)

- Что ещё вы можете сказать о тексте?

( Текст можно разделить на части, каждую часть можно озаглавить.)

 Этапы работы над изложением.

Перед прочтением текста дети рассматривают иллюстрацию с изображением кота, рассказывают о его повадках.

а) Учитель знакомит  учащихся с содержанием текста (текст читает учитель).

Далее следует беседа по тексту.

- Кто такой Мурлыка?

(Мурлыка - это кот.)

- Где жил кот?

 (Кот жил у бабушки.)

- Что он больше всего любит?

(Больше всего Мурлыка любит молоко).

- Что делал кот летом?

(Летом Мурлыка любил холодное молоко. Попьёт и ляжет на завалинку вверх лапками. Живот на солнце греет.)

- Чем он занимался зимой?

(Зимой кот любил тёплое молоко. Напьётся молока – и в снег, горячий живот остужать.)

- А любил ли кот Мурлыка мышей ловить?

(Нет. Мышей ему ловить некогда. Он то греет живот, то остужает.)

- Ребята, как вы думаете, какой по характеру кот Мурлыка?

(Он очень ленивый. Любит только молоко пить, да лежать на солнце греться, или остужать живот в снегу.)

Затем ребята определяют тему и  главную мысль текста.

- Какова тема нашего текста?

(Кот Мурлыка.)

- Какая главная мысль в тексте?

(Ловить коту мышей некогда, он занят  своим делом.)

б) Наблюдение над структурой текста.

- Ребята, на сколько частей можно разделить текст?

(На четыре: начало, основная часть, состоящая из двух частей, развязка.)

- Ребята, а какой этот текст по  типу: повествование, описание или рассуждение?

(Это текст – повествование. Всё изображённое можно на рисовать на отдельных листах или запечатлеть на отдельных снимках.)

в) Чтение текста по частям, языковой разбор и составление плана изложения (языковая работа и озаглавливание частей.)

- Запишите в тетради слово “План». (Коллективно составляют план к тексту.

Записывают план в тетрадях.)

- Что мы узнали из первой части?

(Мы узнали, что кот жил у бабушки. Его звали Мурлыка. Больше всего он любил молоко.)

- Как мы можем озаглавить эту часть?

(Кот Мурлыка. Жил-был кот и др.) Поставьте цифру один. Запишите название части в тетради.

- О чём мы узнали из второй части?

(Мы узнали, что летом Мурлыка любил холодное молоко. Напьётся - и на завалинку. Лапы вверх, живот греет на солнце.)

- А каким словом автор выразил отношение кота к молоку?

(Кот уважал молоко).

Работа со словарём.

Уважать – относиться с уважением к чему-либо, к кому-либо. Уважение – почтительное отношение, основанное на  признаках чьих-нибудь достоинств.

- То есть кот, не просто любил молоко, а предпочитал, очень любил холодное молоко, так как летом жарко.

- Ребята, кто знает, что такое завалинка?

(Предположения детей.)

Завалинка – это земляная невысокая насыпь вдоль наружных стен избы.

- Как мы можем озаглавить вторую часть?

(Летом кот любил холодное молоко.) Поставьте цифру два. Запишите название части в тетради.

- О чём говорится в третьей части?

(О том, что зимой он любил топлёное молоко, особенно пенку. Сначала съест пенку, потом молоко вылакает. А потом и в снег – живот остужать.)

- А в этой части каким словом автор выразил любовь кота к молоку?

(Зимой подавай Мурлыке молоко топлёное.)

Работа со словарём.

Подать – дать, поднеся. Доставить, придвинуть в нужное место.

- То  есть не просто налить молоко, а поставить его в нужное место, позвать кота.

- Как озаглавим эту часть?

(Зимой Мурлыка любил топлёное молоко.) Поставьте цифру три. Запишите название части в тетради.

- О чём говорится в четвёртой части?

(О том, что кот не любит ловить мышей. Он то греет живот, то студит.)

- Как озаглавим эту часть?

(Мышей ловить некогда.) Поставьте цифру четыре. Запишите название части в тетради.

В итоге работы над частями текста рождается план, по которому дети пишут изложение.

 – Итак, ребята. У нас получился следующий план, который поможет написать вам изложение.

На доске:

                  План.

1. Кот Мурлыка.

2. Летом кот любил холодное молоко.

3. Зимой Мурлыка любил топлёное молоко.

4. Мышей ловить некогда.

г) Выбор опорных слов (делается запись на доске.)

1 часть - у бабушки, Мурлыка, молоко.

2 часть - лето, холодное, живот.

3 часть -  зима, топлёное, снег

4 часть - ловить некогда.

д) Пересказ по частям с опорой на ключевые слова (1-2 ученика.)

е) Орфографическая подготовка. (Запись трудных слов на доске.)

- Найдите в тексте слова с орфограммами.

(Молоко, уважал, завалинка, вверх, солнце, подавай, топлёное, студит, сперва.)

- Какие орфограммы встретились нам в этих словах?

(учащиеся выходят по одному к доске, называют орфограмму, подбирают проверочное слово (если можно), подчёркивают орфограмму.)

- А как пишутся клички животных?

(Клички животных пишутся с большой буквы.)

ж) Текст повторно прочитывается учащимися (желательно про себя).

3. Контроль и самоконтроль. Самостоятельная работа. Написание изложения учащимися.

- А сейчас, ребята, открываем тетради и приступаем к написанию изложения.

(Перед написанием обращаю внимание на то, что все четыре части (абзацы) пишутся с красной строки.)

4. Итог урока.

- Какую работу, ребята, мы выполняли сегодня на уроке?

 (Писали изложение про кота Мурлыку.)

- Ещё раз вспомним с вами, что такое изложение?

(Изложение – это письменный пересказ текста.)

- Чему учит нас умение писать изложения?

- Спасибо за работу. Урок окончен.

Обучающее изложение.

Мурлыка.

Жил у бабушки кот. Звали кота Мурлыкой. Больше всего на свете любил Мурлыка молоко.

Летом кот уважал молоко холодное. Попьёт – и на завалинку. Лапки вверх, холодный живот на солнце греет.

Зато зимой подавай Мурлыке молоко топлёное. Сперва пенку съест, потом всё до капельки вылакает. А потом сразу в снег, горячий живот остужать.

Так Мурлыка то греет живот, то студит. Мышей ловить ему некогда.

                                                                                             (По Н. Сладкову)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды словарных диктантов и работ на основе зрительного восприятия.

Данный материал содержит различные виды работ со словарными словами....

Презентация к уроку русского языка (УМК "Школы России") 3 класс "Изложение после зрительного восприятия текста"

Презентация составлена к уроку русского языка в 3 классе УМК "Школы России" по тексту упражнения 88 части 1 учебника....

Конспект урока Тема: «Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану»

Цели деятельности учителя: Создать условия для составления текста по отрывку из рассказа Г. Скребицкого; совершенствовать умение ставитьзнаки препинания в предложениях; способствовать развитию умений ...

Презентация к уроку развития речи во 2 классе "Изложение на основе зрительного восприятия текста "Сластёна"

Данная презентация подготовлена для урока русского языка во 2 классе по учебнику Р. Н. Бунеева( Школа 2100).. Презентация способствует  запоминанию излагаемого текста учащимися и эффективному ...

Урок развития речи. 3класс. Тема: Изложение текста «В берлоге» на основе зрительного восприятия по коллективно составленному плану.

Урок развития речи. 3класс.Тема: Изложение текста «В берлоге» на основе зрительного восприятия по коллективно составленному плану.Цели:Формировать умение воспроизводить текст в логической ...

Технологическая карта урока по русскому языку "Заголовок, тема, основная мысль текста; их взаимосвязь. Изложение повествовательного текста на основе зрительного восприятия" (УМК "Ритм", 4 класс)

Цель урока: создание условий для развития у обучающихся умения определять тему и основную мысль повествовательного текста, его композицию.Задачи урока:Дидактические:1. Учить обучающихся верно определя...