конспект урока "Обучающее изложение на основе зрительного восприятия текста «Мурлыка» (По Н. Сладкову)."
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Конспект урока разработан по программе "Школа 2100". Изложение в 3 классе носит обучающий характер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
обучающее изложение 3 класс | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная система «Школа 2100»
Урок развития речи.
Класс: 3
Тип урока: комплексное применение знаний.
Тема. Обучающее изложение на основе зрительного восприятия текста «Мурлыка» (По Н. Сладкову).
Цели:
Познавательная цель – ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия, логического мышления и воображения учащихся.
Социокультурная цель – формирование коммуникативных компетенций учащихся как показателя общей культуры человека, развитие устной и письменной речи.
Педагогические задачи: корректировать действия учащихся, связанные с особенностями построения текста-повествования; сформировать умение создавать письменные тексты различных типов на основе взаимосвязи содержания, структуры и речевого оформления (текст-повествование); организовывать систему работы по обучению изложениям в начальной школе с учётом особенностей восприятия и порождения текстов разных типов (текст-повествование).
Планируемые результаты образования.
Предметные: знают типы текстов, характеристику типов текста по его структуре; знакомы с творчеством Н.И. Сладкова; обучающиеся учатся самостоятельно анализировать текст, составлять план для текста типа-описания, учатся самостоятельно письменно оформлять содержание текста по типу-описания; анализируют последовательность собственных действий при работе над изложениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений).
Метапредметные.
Регулятивные: учатся целеполаганию исходя из темы и задач, поставленных на уроке; учатся планированию своей деятельности (формулируют в устной форме); учатся прогнозировать свои шаги успешности и неуспешности по оценке данной учителем, одноклассникам, своей внутренней оценке; учатся контролировать свои действия и свою деятельность на уроке через выполнения самостоятельной работы; учатся коррекции при выполнении самопроверки своей работы; сравнивают свою деятельность на уроке с деятельностью других учащихся; учатся оценивать и проявлять свою волевую саморегуляцию.
Познавательные: - общеучебные УУД: - учатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель исходя из темы урока; учатся работать с графическими записями: таблицами, схемами, моделями; учатся осознанному
и произвольному построению речевого высказывания в устной и письменной форме; учатся извлечению необходимой информации из прослушанного текста; учатся определять основную и второстепенную информацию исходя из поставленной перед ними целью.
- логические УУД: - учатся анализировать текст с целью выделения признаков (существенных, несущественных); учатся обобщать, сравнивать, классифицировать в заданиях при анализе текста, при подготовке лексической и орфографической; учатся доказывать своё суждение; учатся выдвигать свою гипотезу и её обосновывать, - постановка и решение проблемы: - учатся самостоятельно находить способ решения проблем творческого и поискового характера (работая в группах).
Коммуникативные: доносят свою позицию до всех участников образовательного процесса – оформляют свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или текста); адекватно используют речевые средства для решения коммуникативных задач; осуществляют контроль и самоконтроль.
Личностные: проявляют интерес к письму, созданию собственных текстов, к письменной форме общения; осознают ответственность за произнесённые и написанные слова; могут объяснить, для чего нужно изучать русский язык, где пригодятся эти знания, каждый ученик старается соблюдать, действовать и демонстрировать своё поведение на уроке согласно общепринятым нравственно-этическим нормам.
Оборудование: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина учебник «Русский язык» 3 класс (2 часть); иллюстрации с изображением кошек;
С.И. Ожегов Толковый словарь русского языка.
Конспект урока.
1. Организационный момент.
В самом начале урока настраиваю ребят на работу, обсуждая с ними, для чего пишут изложения.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь.
- Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число. (Тема урока, название изложения закрыты листами).
- Посмотрите на доску и скажите, какова тема нашего сегодняшнего урока? (открываю запись на доске «Изложение. Мурлыка».)
(Сегодня мы будем писать изложение про кота Мурлыку).
- Правильно. Сегодня на уроке мы будем писать изложение.
- Ребята, скажите, для чего пишут изложения?
(Чтобы узнать что-то новое, научиться передавать содержание прочитанного текста и др.)
- Конечно. Мы пишем изложения для того, чтобы как можно правильно и близко к тексту передать его содержание. А также узнать что-то новое, получить какую-то информацию.
- Ведь что такое изложение? Это письменный пересказ прочитанного текста.
- Вот и сегодня на уроке мы будем письменно пересказывать текст.
2. Применение знаний. Повторение знаний о тексте.
- Прежде чем начать работу над изложением давайте вспомним всё, что мы знаем о тексте.
- Что такое текст?
(Текст состоит из предложений. Предложения в тексте связаны по смыслу.)
- Что такое главная мысль?
(Это то, о чём говорится в тексте.)
- Что вы можете сказать о заглавии?
(У текста есть заглавие. По заглавию можно определить, о чём будет говориться в тексте.)
- Что ещё вы можете сказать о тексте?
( Текст можно разделить на части, каждую часть можно озаглавить.)
Этапы работы над изложением.
Перед прочтением текста дети рассматривают иллюстрацию с изображением кота, рассказывают о его повадках.
а) Учитель знакомит учащихся с содержанием текста (текст читает учитель).
Далее следует беседа по тексту.
- Кто такой Мурлыка?
(Мурлыка - это кот.)
- Где жил кот?
(Кот жил у бабушки.)
- Что он больше всего любит?
(Больше всего Мурлыка любит молоко).
- Что делал кот летом?
(Летом Мурлыка любил холодное молоко. Попьёт и ляжет на завалинку вверх лапками. Живот на солнце греет.)
- Чем он занимался зимой?
(Зимой кот любил тёплое молоко. Напьётся молока – и в снег, горячий живот остужать.)
- А любил ли кот Мурлыка мышей ловить?
(Нет. Мышей ему ловить некогда. Он то греет живот, то остужает.)
- Ребята, как вы думаете, какой по характеру кот Мурлыка?
(Он очень ленивый. Любит только молоко пить, да лежать на солнце греться, или остужать живот в снегу.)
Затем ребята определяют тему и главную мысль текста.
- Какова тема нашего текста?
(Кот Мурлыка.)
- Какая главная мысль в тексте?
(Ловить коту мышей некогда, он занят своим делом.)
б) Наблюдение над структурой текста.
- Ребята, на сколько частей можно разделить текст?
(На четыре: начало, основная часть, состоящая из двух частей, развязка.)
- Ребята, а какой этот текст по типу: повествование, описание или рассуждение?
(Это текст – повествование. Всё изображённое можно на рисовать на отдельных листах или запечатлеть на отдельных снимках.)
в) Чтение текста по частям, языковой разбор и составление плана изложения (языковая работа и озаглавливание частей.)
- Запишите в тетради слово “План». (Коллективно составляют план к тексту.
Записывают план в тетрадях.)
- Что мы узнали из первой части?
(Мы узнали, что кот жил у бабушки. Его звали Мурлыка. Больше всего он любил молоко.)
- Как мы можем озаглавить эту часть?
(Кот Мурлыка. Жил-был кот и др.) Поставьте цифру один. Запишите название части в тетради.
- О чём мы узнали из второй части?
(Мы узнали, что летом Мурлыка любил холодное молоко. Напьётся - и на завалинку. Лапы вверх, живот греет на солнце.)
- А каким словом автор выразил отношение кота к молоку?
(Кот уважал молоко).
Работа со словарём.
Уважать – относиться с уважением к чему-либо, к кому-либо. Уважение – почтительное отношение, основанное на признаках чьих-нибудь достоинств.
- То есть кот, не просто любил молоко, а предпочитал, очень любил холодное молоко, так как летом жарко.
- Ребята, кто знает, что такое завалинка?
(Предположения детей.)
Завалинка – это земляная невысокая насыпь вдоль наружных стен избы.
- Как мы можем озаглавить вторую часть?
(Летом кот любил холодное молоко.) Поставьте цифру два. Запишите название части в тетради.
- О чём говорится в третьей части?
(О том, что зимой он любил топлёное молоко, особенно пенку. Сначала съест пенку, потом молоко вылакает. А потом и в снег – живот остужать.)
- А в этой части каким словом автор выразил любовь кота к молоку?
(Зимой подавай Мурлыке молоко топлёное.)
Работа со словарём.
Подать – дать, поднеся. Доставить, придвинуть в нужное место.
- То есть не просто налить молоко, а поставить его в нужное место, позвать кота.
- Как озаглавим эту часть?
(Зимой Мурлыка любил топлёное молоко.) Поставьте цифру три. Запишите название части в тетради.
- О чём говорится в четвёртой части?
(О том, что кот не любит ловить мышей. Он то греет живот, то студит.)
- Как озаглавим эту часть?
(Мышей ловить некогда.) Поставьте цифру четыре. Запишите название части в тетради.
В итоге работы над частями текста рождается план, по которому дети пишут изложение.
– Итак, ребята. У нас получился следующий план, который поможет написать вам изложение.
На доске:
План.
1. Кот Мурлыка.
2. Летом кот любил холодное молоко.
3. Зимой Мурлыка любил топлёное молоко.
4. Мышей ловить некогда.
г) Выбор опорных слов (делается запись на доске.)
1 часть - у бабушки, Мурлыка, молоко.
2 часть - лето, холодное, живот.
3 часть - зима, топлёное, снег
4 часть - ловить некогда.
д) Пересказ по частям с опорой на ключевые слова (1-2 ученика.)
е) Орфографическая подготовка. (Запись трудных слов на доске.)
- Найдите в тексте слова с орфограммами.
(Молоко, уважал, завалинка, вверх, солнце, подавай, топлёное, студит, сперва.)
- Какие орфограммы встретились нам в этих словах?
(учащиеся выходят по одному к доске, называют орфограмму, подбирают проверочное слово (если можно), подчёркивают орфограмму.)
- А как пишутся клички животных?
(Клички животных пишутся с большой буквы.)
ж) Текст повторно прочитывается учащимися (желательно про себя).
3. Контроль и самоконтроль. Самостоятельная работа. Написание изложения учащимися.
- А сейчас, ребята, открываем тетради и приступаем к написанию изложения.
(Перед написанием обращаю внимание на то, что все четыре части (абзацы) пишутся с красной строки.)
4. Итог урока.
- Какую работу, ребята, мы выполняли сегодня на уроке?
(Писали изложение про кота Мурлыку.)
- Ещё раз вспомним с вами, что такое изложение?
(Изложение – это письменный пересказ текста.)
- Чему учит нас умение писать изложения?
- Спасибо за работу. Урок окончен.
Обучающее изложение.
Мурлыка.
Жил у бабушки кот. Звали кота Мурлыкой. Больше всего на свете любил Мурлыка молоко.
Летом кот уважал молоко холодное. Попьёт – и на завалинку. Лапки вверх, холодный живот на солнце греет.
Зато зимой подавай Мурлыке молоко топлёное. Сперва пенку съест, потом всё до капельки вылакает. А потом сразу в снег, горячий живот остужать.
Так Мурлыка то греет живот, то студит. Мышей ловить ему некогда.
(По Н. Сладкову)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды словарных диктантов и работ на основе зрительного восприятия.
Данный материал содержит различные виды работ со словарными словами....
Презентация к уроку русского языка (УМК "Школы России") 3 класс "Изложение после зрительного восприятия текста"
Презентация составлена к уроку русского языка в 3 классе УМК "Школы России" по тексту упражнения 88 части 1 учебника....
Конспект урока Тема: «Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану»
Цели деятельности учителя: Создать условия для составления текста по отрывку из рассказа Г. Скребицкого; совершенствовать умение ставитьзнаки препинания в предложениях; способствовать развитию умений ...
Презентация к уроку развития речи во 2 классе "Изложение на основе зрительного восприятия текста "Сластёна"
Данная презентация подготовлена для урока русского языка во 2 классе по учебнику Р. Н. Бунеева( Школа 2100).. Презентация способствует запоминанию излагаемого текста учащимися и эффективному ...
Урок развития речи. 3класс. Тема: Изложение текста «В берлоге» на основе зрительного восприятия по коллективно составленному плану.
Урок развития речи. 3класс.Тема: Изложение текста «В берлоге» на основе зрительного восприятия по коллективно составленному плану.Цели:Формировать умение воспроизводить текст в логической ...
План-конспект урока русского языка в 4-м классе на тему "Обучающее изложение на основе зрительного восприятия текста по рассказу С. Алексеева "Медаль."
Разработка урока развития речи в 4-м классе в соответствии с требованиями ФГОС НОО....
Технологическая карта урока по русскому языку "Заголовок, тема, основная мысль текста; их взаимосвязь. Изложение повествовательного текста на основе зрительного восприятия" (УМК "Ритм", 4 класс)
Цель урока: создание условий для развития у обучающихся умения определять тему и основную мысль повествовательного текста, его композицию.Задачи урока:Дидактические:1. Учить обучающихся верно определя...