План-конспект урока русского языка в 4-м классе на тему "Обучающее изложение на основе зрительного восприятия текста по рассказу С. Алексеева "Медаль."
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Разработка урока развития речи в 4-м классе в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_konspekta_russ._yaz._4_kl._medal.doc | 42 КБ |
prezentatsiya_izl._4_kl._medal.ppt | 844 КБ |
samoanaliz_uroka_po_russkomu_yazyku_kl._medal.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Класс: 4 –Г
Учитель: ДорожкинаЕ.А.
Дата проведения : 17.05.2019 г.
Тип урока: урок закрепления знаний и способов действий.
Тема: Обучающее изложение на основе зрительного восприятия текста по рассказу С.Алексеева « Медаль» Заголовок, основная мысль текста; их взаимосвязь.
Цели деятельности учителя:
- формировать умение определять тему и главную мысль повествовательного текста, его композицию;
- формировать умение составлять план текста и записывать текст с опорой на план, точно употребляя глаголы.
Формируемые УУД:
познавательные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; рефлексия способов и условий действия , контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
коммуникативные –- понимать тему текста по содержанию;
- владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
- формировать умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- создать условия для культуры общения, интереса к урокам русского языка;
познавательные – формировать умение выделять существенную информацию из текста; прогнозировать содержание текста по заголовку и плану;
-учить находить и проверять орфограммы слова, через решение поставленной проблемы;
-создать условия для культуры общения, интереса к урокам русского языка;
-формировать навыки учебной деятельности.
регулятивные – составление плана и последовательности действий; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию;
личностные - нравственно – эстетическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Оборудование: презентация, проектор, энциклопедия вооружения и военного костюма « Русская армия 18-19 в.в.листы для самоанализа по рефлексии, таблица пословиц.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент
Я сегодня – удалец!
Я сегодня – молодец!
Всё сумею, всё смогу
И другому помогу!
II.Актуализация знаний.
1. Мотивационный момент
- Сегодня мы будем писать изложение.
-Что значит, написать изложение? ( письменно пересказать текст)
- Как вы думаете, для чего школьники пишут изложения?( чтобы развивать речь, память, внимание) Слайд 2
2.Самоопределение к деятельности
- мы будем писать изложение по рассказу С. Алексеева об очень известном человеке, попытайтесь угадать , что это за человек…
« Когда он родился, имя ему дали в честь князя Александра Невского, Саша был очень слабым ребенком в детстве, но в результате усиленной работы над собой, он стал очень знаменитым военачальником. За свою военную карьеру он дал более 60 крупных сражений и ни одного из них не проиграл. Ему принадлежит взятие Измаила, переход через Альпы. Ему было присвоено звание генералиссимуса. Жил этот человек в 18 веке»
Кто это?
- Какими качествами обладал этот великий человек? А еще он известен своей заботой о простых солдатах. Сегодняшний рассказ называется « Медаль»
Слайд 3,4
III. Целеполагание
1. Формулировка темы урока и учебных задач
- Кто может сформулировать тему урока? ( изложение текста о том, как Суворов вручил медаль)
- Мы узнаем одну историю из жизни великого полководца, будем учиться излагать этот материал, учиться составлять план, писать текст по плану, будем учится писать изложение без ошибок.
2. Постановка учебной задачи и её решение
- В истории , которую мы сегодня прочитаем говорится об одном интересном случае, который произошёл во время сражения с турками.
IV. Применение полученных знаний
1. Знакомство с содержанием текста ( упр502 стр.110-11) Текст читает 1 ученик.
2. Анализ текста. Выяснение темы и основной мысли текста
- Когда произошли события , о которых говорится в рассказе?
- Как вёл себя солдат Шапкин во время боя?
-Почему Суворов решил наградить солдата, ведь он видел, что Шапкин просидел бой в кустах?
- Как ведёт себя солдат во время награждения и после него? О чём это говорит?
- Что заставило Шапкина возвратить медаль Суворову?
- Чему обрадовался Суворов? Слайд 5
- КАКОВА ТЕМА данного текста ( о чём?) ( Как Суворов наградил солдата) Слайд 6
- Назовите главную мысль текста, она есть в тексте. ( ГЕРОЯМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ, А СТАНОВЯТСЯ)
- Что отражено в заголовке : ТЕМА или ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ?
Физкультминутка
3 .Структурный анализ текста. Составление плана. Слайд 7
- Какие типы текста вы знаете? ( Рассуждение, повествование и описание)
- К какому типу текста относится наш текст? ( повествование)
- Какие части повествовательного текста вы знаете?( вводная часть или завязкой, основная часть, концовка или развязка)
- Как развивается действие в рассказе? Что является завязкой?( Шапкин струсил)
- Какие события входят в основную часть?( Незаслуженная награда, без покоя, признание и похвала)
- Когда действия достигают наивысшего напряжения?
- Что является развязкой?
- Давайте составим план рассказа из 5 пунктов.
4. Самостоятельная работа по составлению плана.
Примерный план
1.Шапкин струсил.
2.Незаслуженная награда.
3.Нет покоя.
4.Признание и похвала.
5.Заслужил медаль и славу.
5. Лексико – орфографическая подготовка. Слайд 8
1. Объясните значения данных выражений.
во время боя струсил; приметил; в честь победы; раздавал награды; совестно было; потупил глаза; покоя не находит; ворвался.
2. Разбор слов с изученными орфограммами ( работа в парах) Слайд 9
- Вставьте пропущенные буквы в словах т распредели орфограммы в 2 столбика
М…л..дой, струс..л, прос..дел, (не 0знал, в суворовск..ю армию, это кончил..сь,
совес..но,п..туп..л, покр..снел, м..лчит, ( не) выдерж..л, ( не) рождают..ся,
в следующ..м б..ю)
3. Анализ предложений текста
- Найдите предложения с запятыми, объясните их постановку.
V. Решение учебных задач
1.Повторное чтение текста
2.Самостоятельная работа с проверкой по эталону (Написание изложения)
3 .Включение в систему знаний и повторение.
- Мы с вами решили, что в названии заключена тема текста. А вот теперь , будьте внимательны, перед вами на листочках написаны 4 пословицы, каждая из них про смелость и трусость. Подумайте , и в конце своего изложения напишите ту, в которой , по –вашему заключена основная мысль этого рассказа.
Слайд 10
1. Кто идет вперед, того страх не берет.
2.Напуган – наполовину побежден.
3. Храбрый не тот , кто страха не знает, а тот , кто узнал и навстречу идёт.
4. Умей бояться, умей и смелым быть.
VI. Подведение итогов. Рефлексия.
- Прочитайте свое изложение с выбранной пословицей.
Слайд 11
1.) Закончите предложения
- В результате работы на изложением я понял, как……..
- Я узнал,
- Мне было интересно…..
- Я теперь буду……
2) Смайлик – настроение
- С помощью смайлика покажите, на сколько вы довольны своей работой над изложением.
- Спасибо за урок! Урок закончен.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Изложение по рассказу
Угадай известную личность « Когда он родился, имя ему дали в честь князя А. Невского. Саша был очень слабым ребенком в детстве, но в результате усиленной работы над собой, он стал известным военачальником. За свою военную карьеру он дал более 60 крупных сражений и ни одного из них не проиграл. Ему принадлежит взятие Крепости Измаил, преход через Альпы по « Чертову мосту».Ему было присвоено звание генералиссимуса. Жил этот великий человек в 18 веке.» О ком речь?
А.В.Суворов 1730-1800
Анализ текста - Когда произошли события, о которых говорится в рассказе? -Как вел себя солдат Шапкин во время боя? -Почему Суворов решил наградить солдата, ведь он видел, что Шапкин просидел бой в кустах? -Как ведёт себя солдат во время награждения и после него? -Что заставило Шапкина возвратить медаль Суворову? -Чему обрадовался Суворов?
Какова ТЕМА данного текста? -Как Суворов наградил солдата, Найдите в тексте предложение, в котором заключена основная мысль рассказа. ГЕРОЯМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ, А СТАНОВЯТСЯ! -Что отражено в названии ТЕМА или ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ?
ПЛАН 1) ШАПКИН СТРУСИЛ. 2) НЕЗАСЛУЖЕННАЯ НАГРАДА, 3) НЕТ ПОКОЯ. 4) ПРИЗНАНИЕ И ПОХВАЛА. 5) ЗАСЛУЖИЛ МЕДАЛЬ И СЛАВУ.
ГРЕНАДЁРЫ – это элитные пехотинцы
Разбор слов с изученными орфограммами -Вставь пропущенные буквы и распредели слова в 2 столбика( орфограмма в глаголах, орфограмма в других частях речи) М..л..дой, струс..л, прос..дел, (не)знал, в суворовск..ю армию, это кончил...сь, совес..но, п..туп..л, покр…снел, м..лчит, (не)выдерж..л, (не)рождают..ся, в следующ..м б..ю.
Выбери пословицу, в которой заключена основная мысль рассказа - Кто идёт вперёд, того страх не берёт. - Напуган – наполовину побеждён. - Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу идёт. - Умей бояться , умей и смелым быть.
Рефлексия -Закончите предложения: - В результате работы над изложением я понял, как ….. - Я узнал, …. - Мне было интересно….. - Я теперь буду….
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока по русскому языку
Учитель : Дорожкина Е.А.
Класс : 4-Г
Предмет : русский язык
Тема: Обучающее изложение на основе зрительного восприятия текста по рассказу С.Алексеева « Медаль» Заголовок, основная мысль текста; их взаимосвязь.
Тип урока: : урок закрепления знаний и способов действий.
В 4 –г классе 30 учеников : 13 девочек, 17 мальчиков. 5 человек сильного уровня развития, 20 человек среднего уровня развития, 5 человек ниже среднего уровня развития. Дети на уроках работают активно, им нравится учиться в школе, в школу ходят с интересом.
Учитывая уровень развития учащихся, я пыталась организовать работу так, чтобы каждый ученик был вовлечён в активную познавательную деятельность. Исходя из этого, выбрала индивидуальную, работу в парах, групповую формы работы. Были использованы следующие образовательные технологии: проблемного диалога, поисково – исследовательской деятельности. Свой урок старалась строить, опираясь на системно- деятельностный подход с использованием ИКТ.
Цели урока: - формировать умение определять тему и главную мысль повествовательного текста, его композицию;
- формировать умение составлять план текста и записывать текст с опорой на план, точно употребляя глаголы.
Задачи урока: повторить знания о правописании изученных орфограмм, развивать интеллектуальные качества учащихся, анализировать, рассуждать, сопоставлять, делать логические выводы, вырабатывать орфографическую зоркость, умения осуществлять контроль и взаимоконтроль. Прививать любовь к русской истории, к русскому языку и коммуникативную культуру учащихся.
Коммуникативные УУД :
- понимать тему текста по содержанию;
- владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
- формировать умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- создать условия для культуры общения, интереса к урокам русского языка;
Познавательные УУД :
-формировать умение выделять существенную информацию из текста; прогнозировать содержание текста по заголовку и плану;
-учить находить и проверять орфограммы слова, через решение поставленной проблемы;
-создать условия для культуры общения, интереса к урокам русского языка;
-формировать навыки учебной деятельности.
Регулятивные УУД : - составлять плана и последовательность действий; вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия; развивать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию;
Личностные УУД : - - нравственно – эстетическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Моими позициями на уроке были: организатор и консультант.
Для отбора содержания были использованы:
- Презентация;
-«Энциклопедия вооружения и военного костюма 18-19 в.в.» А. Чернушкин;
-Листы самоанализа;
- Подборка пословиц о смелости и трусости.
Виды деятельности:
- организация дискуссий;
- групповая творческая работа;
- работа в парах;
- самопроверка,
Виды активности на уроке:
-познавательная активность: учащиеся работают с информацией, выдвигают гипотезы, сопоставляют факты и делают выводы.
- социальная активность: учащиеся взаимодействуют, общаются с учителем и друг с другом, учатся договариваться.
-физическая активность: говорят, пишут, слушают.
Все учащиеся выступали в позиции : мыслителя, творца, слушателя, чтеца, а представляющие выводы – в роли информатора.
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.
На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности : учебной и учебно – познавательной.
Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учащихся.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности.
1. Организационно – мотивационный этап.
Цель: подготовить учащихся психологически и эмоционально к общению и предстоящему занятию. Хорошее настроение ребята получили, улыбнувшись друг другу и прослушав стихотворение.
2. Актуализация знаний
Для актуализации знаний я ставила цель, чтобы дети, работая над текстом сравнивали, рассуждали, сопоставляли, а затем делали вывод. В процессе самоопределения к деятельности я использовала прием « Хочу спросить», когда учащиеся по биогафическим данным должны были узнать историческую личность. На этом этапе мною были использованы метапредметные связи (дети с удовольствием вспомнили о заслугах А.В. Суворова).В результате учащиеся закрепили полученные ранее знания по теме. Эта цель решалась через дифференцированное обучение. Шло формирование личностных, регулятивных и коммуникативных УУД.
3.Целеполагание
На данном этапе учащиеся определяли для себя: чему мы будем учиться? Здесь у нас были сформулированы и задачи урока, и его тема, использована коллективная форма организации учебно-познавательной деятельности.
4.Применение полученных знаний.
При работе с текстом использовался метод продуктивного чтения. Учащиеся читали и осмысливали содержание текста; выделяли существенную информацию через ряд поставленных вопросов.
Велось обсуждение прочитанного, объяснялись непонятные слова. Особый интерес возник при выяснении значения слова гринадёр.
В ходе орфографической подготовки я использовала работу в парах, при которой дети вместе , сообща решали орфографические задачи.
При выявлении главной мысли детям пришлось вернуться к тексту, т.к. автор текста «спрятал ее в одном из предложений».
План к тексту учащиеся составляли самостоятельно, в ходе проверки план корректировался.
5. Этап решения учебных задач у меня получился трёхступенчатым.
После повторного чтения дети самостоятельно воспроизводили текст с опорой на план. После самопроверки учащиеся выбирают пословицу , которая подходит к тексту.В результате дети были вовлечены в в активную мыслительную и практическую деятельность познавательного характера, им надо было использовать уже имеющиеся знаний, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.
6.Рефлексивно – оценочный этап
Цель: выяснить в ходе самооценки глубину знаний детей, достигнута ли цель урока и какими компетенциями владеют учащиеся.
В результате самоанализа были выявлены затруднения, возникшие в процессе работы над изложением, что дало мне возможность скорректировать свою дальнейшую работу.
Так же я могла узнать настроение детей по окончании работы.
Перегрузка предупреждалась физкультминуткой и сменой разных видов деятельности. Общая атмосфера и образовательная среда урока способствовали продвижению учащихся в развитии и усвоении знаний.
На уроке применялось ИКТ и была использована межпредметная связь с уроком окружающего мира.
Исходя из самоанализа урока, я считаю, что цель и задачи урока выполнены, так как урок является развивающим и соответствует требованиям новых стандартов.
Для себя сделала следующие выводы:
-продолжить работу по организации проблемно – поисковой деятельности на уроках;
-работать над грамотным формированием предложений учащихся;
- при организации контроля, строить работу так, чтобы ученик мог контролировать весь процесс действия, а не только результат;
- учить адекватной самооценке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка (развитие речи) 2 класс---тема "Обучающее изложение"
Данная презентация может оказать помощь учителям начальных классов при обучении детей написанию изложений....
План-конспект открытого урока русского языка во 2 А классе по теме "Предлог. Роль предлогов в нашей речи"
План-конспект открытого урока русского языка содержит весь материал занятия. Здесь и занимательный, познавательный материал по теме урока. Есть работа детей в парах, группах....
конспект урока "Обучающее изложение на основе зрительного восприятия текста «Мурлыка» (По Н. Сладкову)."
Конспект урока разработан по программе "Школа 2100". Изложение в 3 классе носит обучающий характер....
Конспект урока Тема: «Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану»
Цели деятельности учителя: Создать условия для составления текста по отрывку из рассказа Г. Скребицкого; совершенствовать умение ставитьзнаки препинания в предложениях; способствовать развитию умений ...
План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе. Тема урока: «Правописание ударных и безударных окончаний имён прилагательных».
План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе.Тема урока:«Правописание ударных и безударных окончаний имён прилагательных»....
Презентация к уроку развития речи во 2 классе "Изложение на основе зрительного восприятия текста "Сластёна"
Данная презентация подготовлена для урока русского языка во 2 классе по учебнику Р. Н. Бунеева( Школа 2100).. Презентация способствует запоминанию излагаемого текста учащимися и эффективному ...
План-конспект открытого урока русского языка в 3 классе: Проверка безударных гласных в корне слова.
Цель урока: Закрепить умение подбирать проверочное слово для доказательства правильного написания слов с безударной гласной в корне....