Урок – сказка по теме: «Правописание сочетаний жи-ши; ча-ща; чу-щу».
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Пилипенко Светлана Васильевна
Закрепить навык правописания сочетаний ЖИ – ШИ. - Учить детей видеть орфограмму в слове и выделять её. - Учить составлять текст из разрозненных предложений. - Развивать внимание к уроку в целом. - Активизировать внимание учащихся на выделении орфограмм в словах, предложениях и различных текстах. - Развивать культуру речи учащихся на уроке. - Воспитывать бережное отношение к слову русской речи. - Воспитывать интерес к предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-skazka.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – сказка по теме: «Правописание сочетаний жи-ши; ча-ща; чу-щу». (Слайд 1)

Цели: (Слайд 2)

- Закрепить навык правописания сочетаний ЖИ – ШИ.

- Учить детей видеть орфограмму в слове и выделять её.

- Учить составлять текст из разрозненных предложений.

- Развивать внимание к уроку в целом.

- Активизировать внимание учащихся на выделении орфограмм в словах, предложениях и различных текстах.

- Развивать культуру речи учащихся на уроке.

- Воспитывать бережное отношение к слову русской речи.

- Воспитывать интерес к предмету.

Ход урока.

I. Организационный момент. (Слайд 3)

Вот книжка на столе, а вот – тетрадки,

Не хочется играть сегодня в прятки,

И недосуг дуть на корабль бумажный

Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный.

Будьте внимательны, а ещё старательны.

Ждут задания интересные вас

Чтоб дружно работал весь 2-ой класс

Пожелаем вам удачи –

II. Чистописание. (Слайд 4)

  1. Какие буквы здесь спрятались? (ч, щ, ж, ш)

Какие звуки они обозначают?

2. Написание этих букв. (Слайд 5)

Чч         Шш     Щщ   Жж

III. Постановка учебной задачи. (Слайд 6)

    Пришла Маша из школы, опять у неё в диктанте по русскому языку ошибки на сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. Всё вроде бы знала, а опять неудача!

Расстроилась Маша. Посмотрела на картину в детской комнате, где средизеленых деревьев и кустарников приютился маленький ёжик, колючий с черными глазками – бусинками.

- Ну, что ж ты ёжик, не помог мне во время диктанта?

Я опять  написала с ошибками! Не можешь ты помогать детям, а жаль!

    Маша легла спать не в самом хорошем настроении.

    Пробило 12 часов. Вдруг картина ожила. Ёжик встрепенулся, отряхнулся и очутился на середине огромной лесной поляны, на которой прыгали кузнечик, ползали ужи, летали стрекозы и шмели, посвистывали сверчки и летучие мыши.

    Видит Маша, правда, сказать ничего не может, что собрал ёжик совет лесных обитателей и предложения им помочь Маше в изучении правописания шипящих. Каждый из членов совета должен придумать что-то интересное. Своеобразное и легко запоминающееся, а в сегодняшнюю волшебную ночь, всё может сбыться.

    Закипела работа. Построили волшебный дом. А над дверью висел плакат, в котором подчеркнуты слова с шипящими: (Слайд 7)

    Широка страна моя родная.

    Жизнь правде посвящай.

    Я отлично учу уроки.

    Маша стоит вроде рядом с учителем и слышит, что он спрашивает на уроке?

    Какая орфограмма объединяет все выделенные слова (жи – ши).

    Какие правила надо помнить для написания этих слов?

IV. Работа над правописанием жи – ши, ча – ща, чу – щу.

    Маша стояла перед картиной, наблюдая за действиями лесных обитателей, а сама думала:

- Неужели картина может оживать и все звери могут разговаривать? Да ещё правила помогать мне учить?

    Это просто невероятно! Сделала Маша шаг и очутилась в сторонке на этой же лесной полянке.

Начала наблюдать.

а) Тут первым прибегает ёжик с листочками на колючках. (Слайд 8)

Раздели слова на две группы.

Пушинка, шиповник, снежинка, крошить, кувшин, держит, держи, сушит, съёжился.

Каким правилом будем пользоваться? Проверь себя (Слайд 9).

б) Вслед за ним прибежал заяц. Составь слова из слогов.

ка, чай, вель, ща, сок, ча, ло, чис.

На какое правило здесь слова? Какое слово лишнее? Проверь себя (Слайд 10).

в) Здесь зашифровано название самой большой рыбы, которую поймал медведь. (Слайд 11). 

Что вы знаете о щуке? (Слайд 13).

Составь и запиши предложение (Слайд 14).

Выдели основу и составь схему предложения?

Выписать словосочетание.

V. Физминутка. (Слайд 15).

VI. Продолжение работы по теме урока.

а) Видит Маша, что белка не спряталась в дупло, а прибежала и принесла задания. (Слайд 16).

Упр. 52 с. 43 (тетрадь)

Вставь нужную букву. В скобках пиши проверочное слово.  Проверь себя. (Слайд 17).

б) И оленёнок принёс задание. (Слайд 18).

    Отгадай загадки, напишите отгадки.

  1. Два берёзовых коня по снегам несут меня. Кони эти рыжие, а зовут их (лыжи).
  2. Кувшинчики и блюдца не тонут и не бьются. (кувшинки)
  3. Из горячего колодца через нос водица льётся. (чайник)
  4. Хвостиком виляет зубаста, а не лает. (щука)
  5. Ты нас, мама, не ищи

Ищем мы щавель на щи.

   6. Вася помог решить задачу. Проверь себя. (Слайд 19).

        Тигренок сочинил стихотворение для Маши

         Прочти это стихотворение и выбери слова с сочетаниями на изученные правила. (Слайд 20).

         Однажды … .

         Детёныши зверей решили все дружить.

На опушке старый пень

Стал столом он в этот день.

Принесли печенье зайчата,

Тащат чайник с заваркой скворчата,

Чайные чашки ставят бельчата.

Сладкий пирог вынимают волчата.

Долго-долго веселилась детвора –

Игры, шутки раздавались до утра.

Прошуршали камыши:

- Как ребята хороши!

Проверь себя. (Слайд 21).

Проснулась утром Маша и вспомнила чудный сон. Посмотрела она на картину над кроватью: все на своих местах.

-Разве может картина оживать?

-Разве могут знать русский язык животные леса?

-Конечно, не, - подумала Света.

Но тут солнечный лучик заглянул в комнату, пробежал по стене и остановился на листе со словами стихотворения.

Маша вскочила, схватила листок – тот самый, который она видела во сне!

Посмотрела на ёжика на картине. Он чуть заметно подмигнул ей одним глазком. Маша всё поняла и поблагодарила ёжика:

-Спасибо, ёжик! Теперь я верю, что игрушки тоже могут оживать и разговаривать, а также помогать детям в трудных случаях. Маша уверенно пошла в школу. И с оценками по русскому языку теперь у неё всё в порядке!

VII. Итог урока. (Слайд №22).

    Какие правила вы запомнили из нашего урока?

Домашнее задание (Слайд №23).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по темам"Правописание сочетаний ЖИ-ШИ"и "Звездное небо,заглянем в будущее"

Этот урок проводится для обобщения изученного материала по указанным темам....

Конспект урока русского языка по теме: " Правописание сочетаний ЧК, ЧН"

Урок проведён во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века" Тип урока- повторение и закрепление знаний....

Урок русского языка по теме: "Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн." 1 класс

УМК:  Развивающая  система  Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова Тип урока:  постановка проблемыПостановочный, или вводный, – это урок или часть урока, на котором перед детьми став...

Конспект урока русского языка тема : ,,Правописание сочетаний жи-ши,ча-ща,чу-щу.Закрепление.\'\'2 класс УМК ,,Школа России\'\'

Урок проведён с применением средств ИКТ,на протяжении всего урока используется презентация.. Дети в увлекательной прогулке по зимнему лесу знакомятся с лесными обитателями и закрепляют правила пра...

Урок русского языка. Тема:"Правописание сочетаний ци-цы".

Конспект урока по русскому языку в технологии деятельностного метода....