Урок игра – путешествие по русскому языку по теме: «Правописание сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши. Закрепление»
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Ахметьянова Минзиля Абубакировна

Открытый урок по русскому языку в 1 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravopisanie_sochetaniy_chu-shchu_cha-shcha_zhi-shi.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Урок игра – путешествие по русскому языку по теме: «Правописание сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши. Закрепление»

Учитель нач. кл. Ахметьянова М.А.

Цели:

  1. закрепление навыка правописания изученных сочетаний, развитие умения распознавать звуки (ч), (щ).
  2. развитие орфографической зоркости у учащихся;
  3. развитие внимания, мышления;
  4. обогащение словарного запаса и развитие речи учащихся;
  5. закрепление знании о предложении, как единице речи, выражающей законченную мысль;
  6. воспитание любви к природе.

Оборудование:

  1. картина «Лесная чаща», картинка с изображением лесной птицы щура;
  2. рисунок поезда;
  3. карточки со станциями: «Проверяй-ка», «Чистописание», «Угадай-ка», «Словарная», «Лесная чаща», «Парная», «Соревновательная», «Самостоятельная».

Ход урока

- Сегодня, ребята, у нас необычный урок, урок игра-путешествие. Совершать путешествие будем на этом поезде. (картина) А чтобы отправиться в путешествие по станциям, нам нужны билеты. Билеты вы приобретете, если поиграете со мной в игру «Аукцион». Продаю слово «билет», а вы все покупатели, назовите все, что знаете об этом слове.

- Молодцы! Продано слово, куплен билет. Можно ехать, а чтобы веселее было ехать, проведем фонетическую зарядку:

- Ра-ра-ра  начинается игра

- Ры-ры-ры у мальчиков шары

- Вот и наша первая остановка «Проверяй-ка» Проверяем д/задание. Упр.77 Читаете слово и называете орфограмму.

- Значит, какими правилами пользовались, чтобы правильно записать слова?(ча-ща пиши с буквой а)

- Найдите слово ,которое состоит из трех слогов? (защищать)

- Найдите слова, в которых букв больше, чем звуков? (стучать, защищать)

Почему?

- Передайте тетради на проверку.

 

- Поехали дальше.

- Ча-ча-ча-  горит в комнате свеча

- Чу-чу-чу-  молоточком я стучу.

- Вот и остановка «Чистописание». Сядьте ровно, постарайтесь весь урок быть внимательными и писать аккуратно.

- Записывайте число. Классная работа.

- На минутке чистописания над какими буквами мы сегодня будем работать вы узнаете, если поиграете в игру «Доскажи словечко»

 

  1. Жеребенок с каждым днем

Подрастал и стал …(конем)

  1. Кругла, рассыпчата, бела

На стол она с полей пришла

Ты посоли ее немножко

Ведь правда вкусная …..(картошка)

  1. Мчусь, как пуля, я вперед,

Лишь поскрипывает лед

Да мелькают огоньки

Кто несет меня? ….(коньки)

- Итак, кто догадался над какими буквами будем работать? (Кк)

- Послушайте стихотворение об этой букве

На прямую палочку

Справа села галочка

Там поныне и сидит

Буквой К на нас глядит

-А теперь спишите с доски

Кк Кк Кк Кк Кк Кк

 Прочитайте пословицу

Кто на все руки, у того нет скуки.

- Как понимаете смысл пословицы?

- Спишите пословицу.

- Продолжим путешествие.

Жи-жи-жи -    в лесу живут ежи.

Ши-ши-ши -  в коробке есть карандаши

- Вот остановка «Угадайка». На доске написаны слова для каждого ряда. На этой остановке поиграем в игру «Знатоки». Прочитайте и найдите лишнее слово. Докажите.

1ряд                       2ряд                3ряд

                                           

Крыши                  Роща                Грущу

Стрижи                 Пища               Живет

Куча                      Часы                Стучу

Ежи                            Чугун                  Ищу

- Значит, написание каких орфограмм мы сегодня на уроке будем повторять и закреплять?

- Молодцы! Поехали дальше.

 Жу-жу-жу-   молоко дадим ежу

Жа-жа-жа-     есть иголки у ежа

 

- Вот станция «Словарная».Ребята, кто догадался, почему она так называется?

- Правильно. Сейчас мы будем повторять словарные слова. Приготовьте карточки. Поиграем в игру «Молчанка» Вы молча показываете гласные буквы, которые нужно вставить в слова, а я их записываю:

    М.шина       р.бочий   к.р.ндаши    х.роший    р.бота

- Мы повторили правописание непроверяемых безударных гласных букв. А какая еще орфограмма есть в этих словах? (Ши)

 

- Что вы знаете про звуки  (ж). (ш) ? (Эти звуки всегда твердые)

- Что вы можете сказать про сочетания жи-ши? (сочетания жи-ши пиши с буквой  и)

- С заданием справились, поехали дальше.

Ча-ча-ча-       мы ждали нашего врача

Ща-ща-ща     в пруду поймали леща

 

- Вот мы подъехали к чаще, остановка «Лесная чаща»

Чаща  -   что обозначает это слово? (Густой лес, заросль)

- Какая орфограмма спряталась в этом слове?

(ча-ща пиши с буквой а) На этой остановке поиграим в игру «Не ошибись» Я называю слова, а вы в 1 столбик напишите слова с звуком  (ч), а во 2 столбик  со звуком (щ).

Часто, щука, удача, чайник, роща, пища, чугун, щур.

- Подчеркните известные орфограммы.

- Что вы знаете про звуки (ч), (щ)?  (Эти звуки всегда мягкие)

- Какая гласная буква пишется в сочетаниях ча-ща? Чу-щу?

- Ребята, кто может объяснить слово щур? (Это небольшая северная птица)

- Сейчас, ребята осень все перелетные птицы улетели в теплые края.Остались зимующие птицы. Скоро зима.Настанет голодное время для птиц.Хоть природа и позаботилась о них, оставив ягоды рябины, боярышника, семена растений, но этого мало, поэтому чтобы облегчить жизнь птицам зимой, человек должен подкармливать их, т.е. Сделать кормушки и насыпать туда корм, тогда сытой птице и холод не будет страшен.Если со мной согласны 1раз хлопок.

- Поехали дальше:

Щу-щу-щу-      я по маме грущу

Чу-чу-чу  -        громко в дверь я постучу

- Следующая станция «Парная» На этой станции поиграем в игру «Найди пару»

Волшебник         чаща

Нередко              чародей

Глушь                  часто

Храбрец               грущу

Скучаю                смельчак

- Составьте с одним из слов предложение.

- Поехали дальше.

Жи-жи-жи-   прилетели к нам чижи

Ши-ши-ши-  веселятся малыши

- Станция «Соревновательная». На этой станции поиграем в игру «Кто быстрее?» Каждому ряду даются слова, будете выходить по одному к доске и записывать сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

лу…                све…                сту…

гара…        ….сы                кри…

малы…        …й                        мол…

ер…                ро…                        …лан

…лет        зада…                …лок

…знь        алы…                …гун

…лье        …бан                …кА

- Давайте проверим. Какие слова вам непонятны?

Чабан – пастух

Алыча – южное плодовое дерево, родственное сливе.

- Поехали дальше

Ча-ча-ча – у меня нет ключа

Уч-уч-уч- ежик наш колюч

- Подьехали к станции «Самостоятельная» У всех ребят есть карточки, прошу выполнить их.

1уровень

Вставить пропущенные буквы:

Встреч…, пуш…нка, ч…чело, угощ…ть, беж..т, коч..н, кувш…н

2уровень

Вставить пропущенные буквы:

Решить задач…, позвонить врач…, цветные карандаш…,  летучие мыш…, я молч…

3уровень

Вставить пропущенные буквы:

Лес затих. Птицы больше не крич...т. Белка укач…ла своих бельч…т. Все ж…вое спит.

- Закончили. На перемене сдадите на проверку. Оценку услышите завтра.

- Ребята наше путешествие заканчивается. Расскажем в стихах, какие орфограммы закрепляли на уроке. Игра «Обобщай-ка»

Лыжи, мыши и ужи

Шины, ежики,чижи

Жи да ши, жи да ши

С буквой и всегда пиши

Ча да ща,ча да ща,

Роща, чаща и свеча

Пища, туча, саранча

С буквой а и ча и ща

Не стучу, не пищу,

Не ворчу и не кричу

А учу да учу

Все слова на щу  чу

Чум. Чудак, чулок, чурбан,

Щука, чудо и чулан

Сочетанья чу и щу

Пишем только с буквой У

Д/з упр.81


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме: " Правописание сочетаний ЧК, ЧН"

Урок проведён во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века" Тип урока- повторение и закрепление знаний....

Урок русского языка по теме: "Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн." 1 класс

УМК:  Развивающая  система  Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова Тип урока:  постановка проблемыПостановочный, или вводный, – это урок или часть урока, на котором перед детьми став...

Урок русского языка по теме: «Правописание сочетаний ЖИ и ШИ»

«Жи-Ши пиши с буквой И!» - любимой школьное правило маленьких первоклашек. Чтобы на уроке им было интересно и запоминание проходило лучше и быстрее,  а цель занятия достигалась более эффективно, ...

РУССКИЙ ЯЗЫК 2 КЛАССА "ПРАВОПИСАНИЕ СОЧЕТАНИЙ ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.ЗАКРЕПЛЕНИЕ"

закрепление навыка правописания изученных сочетаний; развитие умения распознавать звуки [ч’], [щ’]; [ж], [ш];развитие орфографической зоркости у учащихся;развитие внимания, мышления;обогащение словарн...

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание сочетаний ЧК, ЧН, ЩН".

В документе представлен конспект к уроку по русскому языку во 2 классе по программе Школа России....

Урок по русскому языку по теме: "Правописание сочетаний жи-ши"

Урок по русскому языку по теме: "Правописание  сочетаний жи-ши"УМК "Школа России"1 класс...

Урок русского языка по теме "Правописание сочетаний жи-ши", 1 класс

Урок русского языка. Тема урока "Правописание сочетаний жи-ши. УМК "Школа России", 1 класс...