Урок игра – путешествие по русскому языку по теме: «Правописание сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши. Закрепление»
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме
Открытый урок по русскому языку в 1 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_sochetaniy_chu-shchu_cha-shcha_zhi-shi.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок игра – путешествие по русскому языку по теме: «Правописание сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши. Закрепление»
Учитель нач. кл. Ахметьянова М.А.
Цели:
- закрепление навыка правописания изученных сочетаний, развитие умения распознавать звуки (ч), (щ).
- развитие орфографической зоркости у учащихся;
- развитие внимания, мышления;
- обогащение словарного запаса и развитие речи учащихся;
- закрепление знании о предложении, как единице речи, выражающей законченную мысль;
- воспитание любви к природе.
Оборудование:
- картина «Лесная чаща», картинка с изображением лесной птицы щура;
- рисунок поезда;
- карточки со станциями: «Проверяй-ка», «Чистописание», «Угадай-ка», «Словарная», «Лесная чаща», «Парная», «Соревновательная», «Самостоятельная».
Ход урока
- Сегодня, ребята, у нас необычный урок, урок игра-путешествие. Совершать путешествие будем на этом поезде. (картина) А чтобы отправиться в путешествие по станциям, нам нужны билеты. Билеты вы приобретете, если поиграете со мной в игру «Аукцион». Продаю слово «билет», а вы все покупатели, назовите все, что знаете об этом слове.
- Молодцы! Продано слово, куплен билет. Можно ехать, а чтобы веселее было ехать, проведем фонетическую зарядку:
- Ра-ра-ра начинается игра
- Ры-ры-ры у мальчиков шары
- Вот и наша первая остановка «Проверяй-ка» Проверяем д/задание. Упр.77 Читаете слово и называете орфограмму.
- Значит, какими правилами пользовались, чтобы правильно записать слова?(ча-ща пиши с буквой а)
- Найдите слово ,которое состоит из трех слогов? (защищать)
- Найдите слова, в которых букв больше, чем звуков? (стучать, защищать)
Почему?
- Передайте тетради на проверку.
- Поехали дальше.
- Ча-ча-ча- горит в комнате свеча
- Чу-чу-чу- молоточком я стучу.
- Вот и остановка «Чистописание». Сядьте ровно, постарайтесь весь урок быть внимательными и писать аккуратно.
- Записывайте число. Классная работа.
- На минутке чистописания над какими буквами мы сегодня будем работать вы узнаете, если поиграете в игру «Доскажи словечко»
- Жеребенок с каждым днем
Подрастал и стал …(конем)
- Кругла, рассыпчата, бела
На стол она с полей пришла
Ты посоли ее немножко
Ведь правда вкусная …..(картошка)
- Мчусь, как пуля, я вперед,
Лишь поскрипывает лед
Да мелькают огоньки
Кто несет меня? ….(коньки)
- Итак, кто догадался над какими буквами будем работать? (Кк)
- Послушайте стихотворение об этой букве
На прямую палочку
Справа села галочка
Там поныне и сидит
Буквой К на нас глядит
-А теперь спишите с доски
Кк Кк Кк Кк Кк Кк
Прочитайте пословицу
Кто на все руки, у того нет скуки.
- Как понимаете смысл пословицы?
- Спишите пословицу.
- Продолжим путешествие.
Жи-жи-жи - в лесу живут ежи.
Ши-ши-ши - в коробке есть карандаши
- Вот остановка «Угадайка». На доске написаны слова для каждого ряда. На этой остановке поиграем в игру «Знатоки». Прочитайте и найдите лишнее слово. Докажите.
1ряд 2ряд 3ряд
Крыши Роща Грущу
Стрижи Пища Живет
Куча Часы Стучу
Ежи Чугун Ищу
- Значит, написание каких орфограмм мы сегодня на уроке будем повторять и закреплять?
- Молодцы! Поехали дальше.
Жу-жу-жу- молоко дадим ежу
Жа-жа-жа- есть иголки у ежа
- Вот станция «Словарная».Ребята, кто догадался, почему она так называется?
- Правильно. Сейчас мы будем повторять словарные слова. Приготовьте карточки. Поиграем в игру «Молчанка» Вы молча показываете гласные буквы, которые нужно вставить в слова, а я их записываю:
М.шина р.бочий к.р.ндаши х.роший р.бота
- Мы повторили правописание непроверяемых безударных гласных букв. А какая еще орфограмма есть в этих словах? (Ши)
- Что вы знаете про звуки (ж). (ш) ? (Эти звуки всегда твердые)
- Что вы можете сказать про сочетания жи-ши? (сочетания жи-ши пиши с буквой и)
- С заданием справились, поехали дальше.
Ча-ча-ча- мы ждали нашего врача
Ща-ща-ща в пруду поймали леща
- Вот мы подъехали к чаще, остановка «Лесная чаща»
Чаща - что обозначает это слово? (Густой лес, заросль)
- Какая орфограмма спряталась в этом слове?
(ча-ща пиши с буквой а) На этой остановке поиграим в игру «Не ошибись» Я называю слова, а вы в 1 столбик напишите слова с звуком (ч), а во 2 столбик со звуком (щ).
Часто, щука, удача, чайник, роща, пища, чугун, щур.
- Подчеркните известные орфограммы.
- Что вы знаете про звуки (ч), (щ)? (Эти звуки всегда мягкие)
- Какая гласная буква пишется в сочетаниях ча-ща? Чу-щу?
- Ребята, кто может объяснить слово щур? (Это небольшая северная птица)
- Сейчас, ребята осень все перелетные птицы улетели в теплые края.Остались зимующие птицы. Скоро зима.Настанет голодное время для птиц.Хоть природа и позаботилась о них, оставив ягоды рябины, боярышника, семена растений, но этого мало, поэтому чтобы облегчить жизнь птицам зимой, человек должен подкармливать их, т.е. Сделать кормушки и насыпать туда корм, тогда сытой птице и холод не будет страшен.Если со мной согласны 1раз хлопок.
- Поехали дальше:
Щу-щу-щу- я по маме грущу
Чу-чу-чу - громко в дверь я постучу
- Следующая станция «Парная» На этой станции поиграем в игру «Найди пару»
Волшебник чаща
Нередко чародей
Глушь часто
Храбрец грущу
Скучаю смельчак
- Составьте с одним из слов предложение.
- Поехали дальше.
Жи-жи-жи- прилетели к нам чижи
Ши-ши-ши- веселятся малыши
- Станция «Соревновательная». На этой станции поиграем в игру «Кто быстрее?» Каждому ряду даются слова, будете выходить по одному к доске и записывать сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.
лу… све… сту…
гара… ….сы кри…
малы… …й мол…
ер… ро… …лан
…лет зада… …лок
…знь алы… …гун
…лье …бан …кА
- Давайте проверим. Какие слова вам непонятны?
Чабан – пастух
Алыча – южное плодовое дерево, родственное сливе.
- Поехали дальше
Ча-ча-ча – у меня нет ключа
Уч-уч-уч- ежик наш колюч
- Подьехали к станции «Самостоятельная» У всех ребят есть карточки, прошу выполнить их.
1уровень
Вставить пропущенные буквы:
Встреч…, пуш…нка, ч…чело, угощ…ть, беж..т, коч..н, кувш…н
2уровень
Вставить пропущенные буквы:
Решить задач…, позвонить врач…, цветные карандаш…, летучие мыш…, я молч…
3уровень
Вставить пропущенные буквы:
Лес затих. Птицы больше не крич...т. Белка укач…ла своих бельч…т. Все ж…вое спит.
- Закончили. На перемене сдадите на проверку. Оценку услышите завтра.
- Ребята наше путешествие заканчивается. Расскажем в стихах, какие орфограммы закрепляли на уроке. Игра «Обобщай-ка»
Лыжи, мыши и ужи
Шины, ежики,чижи
Жи да ши, жи да ши
С буквой и всегда пиши
Ча да ща,ча да ща,
Роща, чаща и свеча
Пища, туча, саранча
С буквой а и ча и ща
Не стучу, не пищу,
Не ворчу и не кричу
А учу да учу
Все слова на щу чу
Чум. Чудак, чулок, чурбан,
Щука, чудо и чулан
Сочетанья чу и щу
Пишем только с буквой У
Д/з упр.81
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме: " Правописание сочетаний ЧК, ЧН"
Урок проведён во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века" Тип урока- повторение и закрепление знаний....
Урок русского языка по теме: "Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн." 1 класс
УМК: Развивающая система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова Тип урока: постановка проблемыПостановочный, или вводный, – это урок или часть урока, на котором перед детьми став...
Урок русского языка по теме: «Правописание сочетаний ЖИ и ШИ»
«Жи-Ши пиши с буквой И!» - любимой школьное правило маленьких первоклашек. Чтобы на уроке им было интересно и запоминание проходило лучше и быстрее, а цель занятия достигалась более эффективно, ...
РУССКИЙ ЯЗЫК 2 КЛАССА "ПРАВОПИСАНИЕ СОЧЕТАНИЙ ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.ЗАКРЕПЛЕНИЕ"
закрепление навыка правописания изученных сочетаний; развитие умения распознавать звуки [ч’], [щ’]; [ж], [ш];развитие орфографической зоркости у учащихся;развитие внимания, мышления;обогащение словарн...
Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание сочетаний ЧК, ЧН, ЩН".
В документе представлен конспект к уроку по русскому языку во 2 классе по программе Школа России....
Урок по русскому языку по теме: "Правописание сочетаний жи-ши"
Урок по русскому языку по теме: "Правописание сочетаний жи-ши"УМК "Школа России"1 класс...
Урок русского языка по теме "Правописание сочетаний жи-ши", 1 класс
Урок русского языка. Тема урока "Правописание сочетаний жи-ши. УМК "Школа России", 1 класс...