Конспект урока по русскому языку 1 класс
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (1 класс) на тему

Храмцова Татьяна Вадимовна

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Синонимы и антонимы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_1_kl._russkogo_yazyka.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

                        Конспект урока       Русского языка

                           1 класс

Тема: « Синонимы и антонимы»

Цели:

Познакомиться с понятиями «синонимы» и «антонимы»,

 наблюдать в речи  употребление слов-синонимов и слов антонимов.

Упражняться в употреблении в речи слов-синонимов и слов- антонимов.  

Учиться подбирать синонимы и антонимы к данным словам.  Развивать орфографическую зоркость, самостоятельность в работе с учебными пособиями.

Формировать жизненно-необходимые качества: усидчивость, самостоятельность, внимательность, уважение к другим, способности к сотрудничеству.

Развивать творческую инициативу, мышление, память, воображение.

Активизировать познавательную деятельность через решение логических задач.

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ « КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Тема урока: Синонимы и антонимы

Цели урока:

Образовательная – ознакомление со словами синонимами-антонимами;

Воспитательные -  формирование  жизненно-необходимых качеств: усидчивости, самостоятельности, внимательности, уважение к другим, способности к сотрудничеству.

Развивающие -развитие орфографической зоркости, самостоятельности в работе с учебными пособиями, развитие речи, активизация познавательной деятельности через решение логических задач.

Оборудование и материалы:

Мультимедиа система, презентация.

Наглядное пособие: таблица «Синонимы и антонимы»

Учебник, тетрадь на печатной основе.

                                  Ход урока:

  1. Организация класса.

- Проверьте готовность  к уроку: учебник,  рабочая тетрадь, тетрадь на печатной основе, ручка, простой карандаш.

Повторим хором правило, которое помогает в учебе:

Дети:

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!

- Молодцы!

-Сядем все прямо, откроем рабочую тетрадь, положим ее под наклоном.

2. Минутка чистописания.

ог ог ог аг аг аг го го го га га га ого ага

нога много флаг гора

3.  Изучение нового материала.

3.1  Сообщение темы урока и постановка учебной задачи

- Прочитайте слова на доске.

(интерактивная доска)

Синонимы                            Антонимы

- Сегодня мы должны с вами узнать, что обозначают эти слова,  научиться их различать и употреблять в  речи.

3.2 Формулировка правила учащимися

- В русском языке есть слова близкие по смыслу и противоположные по смыслу.

- Прочитайте таблицу на интерактивной доске:

Синонимы

красный - алый

вьюга - метель

Антонимы

день – ночь

жара - стужа

- Сделайте вывод, что такое синонимы, что такое антонимы.

(Учащиеся делают вывод, что синонимы – это слова близкие по смыслу, антонимы – противоположные по смыслу слова).

Так как в учебнике нет определения синонимов и антонимов, вывод записывается в тетрадь.

Синонимы –  слова близкие по смыслу.

 Антонимы – противоположные по смыслу слова.

4. Закрепление изученного материала

Интерактивная доска

Добрый – злой,

Трусливый – смелый,

Толстый – тонкий,

Черный – белый,

Вверх – вниз,

Внутри - снаружи,

Над – под, 

Жара – стужа,

Чистить – пачкать,

День - ночь

Все сюда! – ступайте прочь!

Труд – безделье,

Смех – рыданья….

Здравствуйте… и до свиданья!

- Вам понравилось стихотворение? Чем?

- Назовите слова – синонимы из стихотворения?

- Почему вы не можете выполнить задание?

 -  Правильно, здесь их нет.

-  Эти слова называются АНТОНИМАМИ

4.1  Устное упражнение в подборе антонимов к словам

Интерактивная доска

- Назовите антонимы к словам:

Маленький – ( большой), низкий – (высокий), черный – (белый),  хороший – (плохой), холодный -  (горячий), далеко – (близко), тяжело – (легко), быстро – (медленно), толстый- (тонкий), короткий – (длинный), узкий – (широкий).

Физкультминутка

Каждый день по утрам  (Наклоны вправо и влево)

Делаем зарядку

Очень нравится нам  (Наклоны вперед.)

Делать по порядку:

Весело шагать, (Ходьба на месте.)

Руки поднимать, (Поднимать руки вверх и опускать.)

Приседать и вставать, (Несколько приседаний.)

Прыгать и скакать.  (Несколько прыжков.)

4.2 Работа над упражнением 8 стр. 70.

Работа в паре.

Прочитай пословицы из словаря В. И. Даля.

Хороша веревка длинная, а речь короткая.

Корень ученья горек, да плод его сладок.

Чему учит народная мудрость?

Какие слова с противоположным значением  - антонимы – употреблены в пословицах?

Обсуждение в паре. Один из учеников объясняет смысл пословиц. (От короткой веревки почти никогда нет пользы, нужна длинная веревка.

 Речь приятно слушать понятную и сказанную коротко.  

Учиться иногда бывает трудно, но потом это очень пригодится, когда станем взрослыми.)

- Спишите эти пословицы в тетрадь, подчеркните антонимы.

Проверка выполненного задания. Учащиеся называют, какие антонимы они подчеркнули:

Длинная – короткая, горек – сладок.

Обменяйтесь тетрадями, проверьте правильность выполнения упражнения.

4.3 Выполнение упражнения 3 в тетради на печатной основе на стр. 22

- Откройте тетрадь на печатной основе на  странице 23, найдите упражнение № 3.

- Прочитайте задание к упражнению:

Вставь пропущенные буквы, записывая в скобках проверочные слова. Найди и подчеркни синонимы.

Выполнение упражнения с комментированием, называют на какие орфограммы  пропущены буквы и как  их проверить.

Стужа, ( морозы) мороз, зной, (холода) холод.   Каша, пища, еда, (зёрна), зерно.  Режим, (дело) дела, распорядок.  Источник, родник, (воды) вода.

Физкульминутка.

Зайка серенький сидит (Сесть на корточки.)

И ушами шевелит. (Руки у ушей, имитация движения.)

Зайке холодно сидеть, (Встать.)

Надо лапочки погреть. (Растирать руки друг о друга.)

Раз, два, надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,   ( Легкие прыжки на месте.)

Надо зайке поскакать.

Кто-то зайку напугал, (Быстро сесть на свое место.)

Зайка прыг – и убежал!

4.4 Выполнение упражнения 4 в тетради на печатной основе на стр. 23.

- Прочитайте задание к упражнению:

Какие из синонимов уместно употребить в каждом из предложений? Впиши их и вставь пропущенные буквы.

- Выполните это задание самостоятельно. Кто сомневается, какие слова где употребить - выполняйте задание простым карандашом.

Самостоятельное выполнение упражнения учащимися.

золотой- желтый

леденеть – холодеть

1).Осенью березки надевают свой золотой наряд. 2) На клумбе расцвели жёлтые тюльпаны. 3) С августа воздух начинает холодеть. 4)  По ночам лужи стали леденеть.

Проверка выполненного. Учащиеся называют какие буквы они вставили и почему, какие синонимы вставили.

- Кто ошибся – исправьте свои ошибки.

4.6 Выполнение упражнения 5 в тетради на печатной основе на стр. 23 (задание из вариативной части).

- Прочитайте задание к упражнению:

В каждой группе найди слова с противоположным значением (антонимы). Соедини их линией.

- Выполним это задание все вместе.

Учащиеся читают группы слов и называют антонимы в каждой группе, слова соединяются линиями.

1.Маленький – большой, длинный – короткий.

2.Обман, ложь – правда.

3.Встречать – провожать, расставаться - приветствовать.

4.Быстрый – медленный, неуклюжий – ловкий.

5.Друг – враг, неприятель.

6.Гаснуть-разгораться, зажигаться.

- Назовите синонимы во второй группе слов (обман, ложь).

- Назовите синонимы в пятой  группе слов (враг – неприятель).

- Назовите синонимы в  шестой   группе слов (разгораться- зажигаться).

5. Итог урока. Домашнее задание.

На доске:

- Какие новые слова узнали? (синонимы, антонимы)

- Что такое синонимы?  (слова, близкие по смыслу)

 - Что такое антонимы?  (противоположные по смыслу слова)

- Благодарю вас за активную работу.

Учитель выставляет оценки наиболее активным детям.

- Остальные тоже молодцы, старались на уроке.

- Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

Конспект урока по русскому языку. Класс: 3.

А вы хорошо помните сказку про Колобка? Вот мы сейчас проверим. Я буду вам задавать вопрос, а вы отгадаете и отгадку запишите. (Один на доске записывает, объясняя правописание) - Кто из этих зверей Ко...

Конспект урока Предмет: Русский язык Класс: 2

Конспект урокаПредмет: Русский язык       Класс: 2Составитель: Крибель Анна Анатольевна, учитель начальных классовТема: «Парные звонкие и глухие согласные в ко...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....