Конспект урока русского языка 2 класс "Школа России" Тема: Обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Данилова Лариса Николаевна

Конспект урока по системе "Школа России" во 2 классе. Тема: Обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_rus._yaz.doc906 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

2 г класс МОУ «СОШ № 34»

Учитель: Данилова Лариса Николаевна

Тема: Обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме                                     гласными буквами.

Цели:

Обучающая: Познакомить учащихся с новым способом обозначения мягкости согласных звуков гласными буквами е, ё, ю, я, и.

Развивающая: Способствовать развитию орфографической зоркости и фонематического           слуха.

Воспитательная:  Воспитывать положительное отношение к учебному труду.

Задачи:

Обучающая: Способствовать развитию умения обозначать мягкость согласных звуков гласными буквами е, ё, ю, я, и.

Развивающая: Развивать умения различать мягкие и твердые согласные звуки и                правильно обозначать их на письме; классифицировать гласные звуки.

Воспитательная:  Прививать интерес к русскому языку, используя занимательные упражнения,             создавая ситуацию успешности на уроке.

Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс авт. Рамзаева Т. Г., карточки с буквами, карточки со словами, иллюстрации «Лиса, рыси, тюлени».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Общие методические указания

I. Психологический

настрой

1 мин.

Формирую умения выражать свои чувства, настроение.

Итак, друзья, внимание

Вот прозвенел звонок

Садитесь, поудобнее,

Начнём скорей урок

- Посмотрите друг на друга и определите, с каким настроением вы пришли на урок?

- Что помогло?

- Сегодня у нас необычный урок. Мы должны показать, как дружно умеем работать, познакомимся с новой темой, будем учиться отвечать полными и четкими ответами на вопросы.

Дети смотрят друг на друга, желая доброго настроения.

Отвечают на вопросы учителя.

Глаза, улыбка, взгляд

Настрой использую для развития коммуникативных качеств учащихся.

II. Психологическая подготовка к восприятию нового материала.

2 мин.

Игра «Угадай-ка».

2 мин.

Задаю вопросы по пройденным темам для подготовки к восприятию нового материала.

А) - Из чего состоит наша речь?

- А предложения?

- А слова?

- Из чего состоят слоги?

- Чем обозначаются звуки на письме?

- На какие две группы делятся все звуки?

- Какую работу выполняют гласные звуки?

- А как вы определяете твёрдый или мягкий звук обозначает согласная буква?

Б) Провожу игру на поиск закономерностей, опираясь на знания детей.

Развиваю умение классифицировать, сравнивать, делать выводы, опираясь на имеющиеся знания учащихся.

 - Чтобы вспомнить, какие гласные обозначают мягкость, а какие твёрдость, я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай-ка»:

и    ы     у    е   а    о    я    ю   э   ё

- Какие буквы писаны на карточках?

- На какие 2 группы их можно разделить?

- Какие гласные указывают на твёрдость согласных?

- Какие указывают  на мягкость?

- А как вы думаете, какой буквы, обозначающей мягкость согласных, здесь нет?

- Молодцы, с этими заданиями вы справились!

Дети отвечают на вопросы.

Из  предложений

Из слов.

Из слогов.

Из звуков.

Буквами.

Гласные и согласные.

Обозначают гласный звук, указывают на твёрдость и мягкость согласных.

По гласным буквам, которые стоят после них.

Учащиеся делят гласные буквы, отвечают на вопросы.

Дети называют буквы.

Ответы детей.

ы, у, о, а, э

и, е, я, ю, ё

Нет мягкого знака.

Данные вопросы позволяют  повторить пройденный материал, подготовить к изучению нового.

III. Постановка учебных задач

2 мин.

Побуждаю к формулировке темы и целей урока.

-Как вы, ребята, думаете, какова тема нашего сегодняшнего  урока?

- Опираясь на тему, сформулируйте цель нашего  урока.

-Чтобы достичь этих целей, вам нужно будет пройти нелёгкий путь. Посмотрите на доску.

Озвучивают тему урока.

Твердые и мягкие согласные

Дети формулируют цели урока.

Учиться различать твердые и мягкие согласные в словах, обозначать их.

Данное задание развивает умение делать выводы, опираясь на имеющиеся знания учащихся.

IV.

Работа  по достижению поставленных целей

4 мин.

Провожу МЧ для развития мелкой моторики, каллиграфии.

А) Минутка чистописания

- Спишите с доски:

Ее  Ее

Ель, ёжик, мельник, пёс, сестра, моё, моет.

- В каких словах гласные буквы обозначают два звука?

- Какую функцию они выполняют в словах мельник, пёс, сестра?

Открыли тетради, написали мин. чистописания.

Отвечают на вопросы учителя.

Называют слова- ель, ёжик, моё, моет.

Обозначают мягкость согласных.

Данный этап урока способствует развитию умения соотносить звуковую и графическую форму слова.

VI. Объяснение нового материала.

 10 мин.

Организую беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний. Организую коллективную проверку.

А) Вывешиваю иллюстрацию

лисы.

.

Ставлю детей  в проблемную ситуацию, которая требует решения.

- Назовите изображенное животное. Вывешиваю слово лиса.

- Составьте схему этого слова.

ЛИСА

- Произнесите согласные звуки в этом слове.

- Перед какими гласными звуками согласные произносятся мягко?

- Запишите слово лиса.

- Отметьте букву на месте мягкого согласного звука.

- Отметьте букву, которая обозначает мягкий согласный звук.

Б) Вывешиваю иллюстрацию рысей.

- Назовите изображенное животное. Вывешиваю слово рыси.

- Составьте схему этого слова.

рыси

- Произнесите согласные звуки в этом слове.

- Перед какими гласными звуками согласные произносятся мягко?

- Запишите слово рыси.

- Отметьте букву на месте мягкого согласного звука.

- Отметьте букву, которая обозначает мягкий согласный звук.

В) Вывешиваю иллюстрацию тюленей.

- Назовите изображенное животное. Вывешиваю слово тюлени.

- Составьте схему этого слова.

тюлени

- Произнесите согласные звуки в этом слове.

- Какие они?

- Как обозначается на письме мягкость каждого согласного звука?

- Запишите слово тюлени.

- Отметьте буквы на месте мягких согласных звуков.

Подвожу учащихся к выводу по теме урока.

- Сделайте вывод, какими буквами обозначается мягкость согласных на письме?

- Сравните наш вывод с выводом, данным в учебнике на с. 83.

- Как еще может обозначаться на письме мягкость согласного звука?

Рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы учителя.

Это лиса.

Дети ставят разноцветные точки под буквами на доске.

[л΄], [с]

Учащиеся называют звук [и].

Дети записывают слово.

Буква Л.

Буква И.

Это рыси.

Дети ставят разноцветные точки под буквами на доске.

[р], [с΄]

Учащиеся называют звук [и].

Дети записывают слово.

Буква С.

Буква И.

Это тюлени.

Дети ставят разноцветные точки под буквами на доске, отвечают на вопросы.

[т΄], [л΄], [н΄]

Мягкие.

Учащиеся называют буквы ю, е, и.

Дети записывают слово.

Отмечают буквы Т, Л, Н.

Учащиеся делают вывод – мягкость согласных на письме обозначается буквами е, ё, ю, я, и.

Читают правило на с. 83.

Буквой Ь.

Данные задания создают необходимые условия для развития фонематического слуха, закрепления знаний о гласных и согласных звуках.

Данное задание развивает

умение анализировать и делать выводы в ходе коллективного обсуждения, в классе.

V. Физкультминутка.

2 мин.

Провожу физкультминутку «Лягушки».

Под музыку учащиеся выполняют физминутку «Лягушки».

Проведение физкультминуток помогает снять  утомление детей, настроить организм на работу.

VI. Первичное закрепление.

 10 мин.

Работа в паре.

1. Наблюдение над произношением твердых и мягких согласных и обозначение их буквами.

Организую выполнение упражнения для закрепления полученных знаний.

- Выполняем упр. 142 устно с комментированием.

Май     нос     лук    мэр   дым

Мяч     нёс     люк   метр  диво

- На что обратили внимание?

Организую беседу по закреплению. Подвожу учащихся к выводу по теме урока.

- Какие буквы обозначают мягкость  согласных звуков? Подчеркните их красным цветом.

- Какие буквы обозначают твердость согласных звуков? Подчеркните их синим цветом.

- Какая ещё буква обозначает мягкость согласного звука?

Организую самостоятельную работу с учебником, взаимопроверку.

2. Выполнение упр. 143 – самостоятельная работа с проверкой.

После выполнения упражнения, проверяют тетрадь соседа (я, е, я, ё, я, я, я, е, я, ю – подчеркнули красным цветом, а, о, а, а, о, а – подчеркнули синим цветом). Правильные ответы называем цепочкой.

Проверяем, кто выполнил без ошибок. Остальных прошу стараться.

Обеспечиваю положительную реакцию детей на работу одноклассника.

Анализируют задание, отвечают на вопросы.

Первый звук в первом слове твердый, а во втором - мягкий.

Я, ё, ю, е, и

А, о, у, э, ы

Ь

Учащиеся записывают имена, изменяя их по образцу, подчеркивают буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков.

Проверяют тетрадь соседа.

Данное задание обучает умению сравнивать, делать выводы, обобщать.

Выполнение упражнения подведёт учащихся к формулированию вывода.

VII.

Дополнительное задание (если останется время) - 

творческая работа.

(групповая форма)

5 мин.

Вывешиваю иллюстрацию осеннего пейзажа.

Организую выполнение задания в группе.

- Какое время года изображено?

- Докажите.

- Какое настроение возникает при виде этой картины?

- Составьте в группе предложение по иллюстрации.

Выбираем лучшее, записываем под диктовку.

Предлагаю задание к предложению, контролирую выполнение работы.

Задание: 1 в. – отметить буквы на месте мягких согласных звуков.

                 2 в. – отметить буквы, которые обозначают мягкость согласного.

Организую проверку выполнения задания.

Отвечают на вопросы, в группах придумывают красивое предложение.

Дети называют правила написания предложений.

Записывают под диктовку.

В группах дети составляют предложения.

Слушают варианты предложений, выбирают понравившееся.

Рисуют зеленые точки под мягкими согласными.

Рисуют красные точки под гласными.

Данное задание развивает умение ориентироваться в предложении, выражать свои мысли.

Провожу для того, чтобы поддерживать понимание причастности вклада отдельного ребёнка в результат совместной деятельности.

VIII. Итог

2 мин.

Организую беседу, связывая результаты урока с его целями. Проверяю уровень усвоения новой темы учащимися.

- С какой темой познакомились на уроке?

- Что нового узнали?

- Как обозначаются мягкие согласные на письме?

Молодцы!

Диктую д/з - № 144, с. 83.

Урок окончен.

Отвечают на вопросы, формулируют выводы.

Обозначение мягкости и твердости согласных звуков.

Мягкость и твердость согласных звуков обозначают гласные буквы.

Буквами ю, е, ё, я, и.

Записывают д/з.

Данный этап урока создает условия осознания и гордости ребёнка за свои достижения, учит самодиагностике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме: "Обозначение мягкости согласного мягким знаком в середине слова". 2 класс

Конспект урока русского языка " Обозначение мягкости согласного мягким знаком в середине слова". 2 класс....

Конспект урока русского языка на тему: Обозначение мягкости согласного мягким знаком.

Конспект урока, проведенного во 2 классе по программе "Школа России"....

Конспект урока русского языка по теме: "Различение твёрдых и мягких согласных звуков. Звуковая схема слова. Предложение." 1 класс, ПНШ.

Цели деятельности учителя: Закрепление навыков различения твёрдых и мягких согласных звуков:[р]-[р,],[л]-[л,],[б]-[б,],формирование умения соотносить звучащее слово с его звуковой схемой.Планируемые р...