Конспект урока русского языка на тему: Обозначение мягкости согласного мягким знаком.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Конспект урока, проведенного во 2 классе по программе "Школа России".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovyy_konspekt.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Обозначение мягкости согласного мягким знаком
Тип урока: Урок усвоения нового материала
Ведущий метод: Проблемно-поисковый с опорой на научность. Учебная задача: Формирование и совершенствование фонетико-графических знаний и умений учащихся в обозначении мягкости согласного звука мягким знаком.
Цели:
Обучающие: уточнить представление о роли мягкого знака как показателя мягкости согласного звука в слове.
Воспроизвести знания об изученных правилах письма.
Развивающие: развивать умение соотносить произношение и написание слов с мягким знаком, обозначать мягкость согласного на конце слова и перед другими согласными мягким знаком. Способствовать развитию орфографического навыка. Активизировать мыслительную, познавательно-языковую и коммуникативно-речевую деятельность
учащихся.
Воспитывающие: создать условия для формирования устойчивой мотивации к изучению родного языка.
Ход урока.
I. Организационный момент
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Вот книжки на столе,
А вот – тетрадки.
Не хочется играть
Мне с вами в прятки:
Пусть ручка плавно поплывёт
В тетрадке по реке бумажной,
Сегодня в классе у ребят
Урок ответственный и важный.
В добрый путь, друзья!
Учитель: - Ребята, давайте попытаемся определить, насколько комфортно
вы чувствуете себя на сегодняшнем уроке. Для этого подойдите к экрану на
доске и отметьте в цветовой гамме своё состояние на данный момент
(Учащиеся прикрепляют к экрану карточки по правилам:
красный цвет – радость; зелёный – спокойствие; синий – грусть;
белый – затруднение в ответе).
Рассказ учителя:
- Ребята, какой праздник к нам приближается?
А какой это праздник, зимний или летний?
- А сейчас я вам предлагаю окунуться в историю и совершить удивительное путешествие по звёздному небу. Почему по звездному вы сейчас поймете. Итак, мы начинаем наше путешествие.
Слайд Небо
У древних народов самым главным было созвездие Тельца, Слайд Созвездие тельца
Почему главным было именно созвездие тельца, спросите вы. Но все очень просто, так как Новый год у древних народов начинался весной., а весной, как вы знаете из уроков окружающего мира у нас властвует Созвездие тельца. Среди всех знаков зодиака Телец – самое древнее созвездие. Так как в жизни древних народов скотоводство играло огромную роль, а Телец – это бык. Слайд Созвездие тельца
Многие древние народы почитали это животное, считали его священным.
Вот так шло время и все менялось Новый год вместо весеннего праздника стал зимним, созвездие тельца не является в нашем зодиакальном круге главным. Но мы знаем про это созвездие и сегодня. И нам уже сегодня с вами известно, что самая яркая звезда в созвездии Тельца носит название Альдебаран.
Именно с этой далёкой звезды приземлился к нам на урок Робот, Слайд Робот который привёз с собой несколько заданий для вас. Итак, друзья, за работу!
Ребята, отгадайте загадку:
Буквы-значки, как бойцы на парад, в строгом порядке построены в ряд. Каждый в условленном месте стоит, а называется всё …(АЛФАВИТ).
- Сколько букв в русском алфавите?
- Сколько согласных?
- На какие две группы можно разделить все согласные звуки? (твёрдые и мягкие).
- Назовите среди гласных только те буквы, которые обозначают мягкость предшествующего согласного звука? (е,ё,и,ю,я).
Сегодня на уроке мы продолжим изучать тему «Согласные звуки и буквы для их обозначения».
Работа в парах
На партах у вас листы со словами. Ваша задача изменить слова так, чтобы первыё твёрдый согласный стал мягким. Для этого вам необходимо вспомнить, какими гласными буквами обозначается мягкость согласного звука на письме.
1 ряд | 2 ряд | 3 ряд |
лук - | рад - | воз - |
ток - | мыл - | был - |
нос - | пыл - | рука - |
лото - | мышка - | мор - |
Проверка:
Учитель: Какие слова у вас получились?
- Какие гласные буквы помогли вам превратить твёрдый согласный в мягкий? (е,ё,ю,и,я)
Вывод: Буквы я, е, ё, и, я указывают на мягкость предшествующего согласного звука.
II. Чистописание. (Работа в парах постоянного состава)
Учитель: А теперь задание для чистописания. Слайд Буквы для чистописания
У вас на партах листы с набором букв. Внимательно посмотрите на лист и определите, какую букву мы будем сегодня писать. Подсказка: она встречается в каждой строке данного набора.
- Что это за буква? (мягкий знак).
- Из каких элементов она состоит? (из короткой наклонной линии и полуовала)
Откройте тетрадочки и запишите в них по образцу:
ььь ььь ььь
- Эта буква гласная или согласная?
- Какая особенность у этой буквы? (Она не обозначает звука)
А какую же работу в русском языке выполняет эта буква? ( Она указывает на мягкость предшествующего согласного звука)
Вывод: Значит, эта буква необходима, чтобы указать на мягкость предшествующего согласного звука.
III. Словарная работа Слайд с картинками словарных слов
1. Картинный диктант.
Учитель: А теперь внимание, на экран. Из космоса мы получили снимки, которые инопланетяне не могут объяснить. Робот просит нас помочь назвать каждый снимок одним словом и выполнить запись этого слова в тетрадях.
1) тёплая верхняя одежда (пальто)
2) профессия человека (учитель)
3) школьная принадлежность (тетрадь)
4) зимняя птица с красной грудкой (снегирь)
5) время года с листопадом и дождями (осень)
6) любитель долгого зимнего сна (медведь)
7) обувь для игры в хоккей (коньки)
- Что это за слова? (словарные) - Почему их так называют? (Они с непроверяемыми или труднопроверяемыми написаниями) – Как не допустить ошибки в их написании? (Их нужно запомнить или проверить по словарю) Давайте проверим, как вы умеете записывать словарные слова. Смотрите на экран и соотносите слово со своей записью. (Комментирование слов по образцу: в слове « пальто» - 2-ой слог ударный, нужно запомнить безударную гласную букву «а»)
Вывод: Слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями надо запомнить или проверять по словарю.
2. Конкретизация темы урока.
Учитель: Что общего во всех этих словах? (Буква мягкий знак)
- Ребята, если мы с вами вспомним наше чистописание и мы увидели что объединяет словарные слова, кто же догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Какая тема нашего урока?
IV. Работа по теме урока. 1. Сообщение темы урока. Учитель: Прочитайте тему урока в учебнике на стр.124 (Работа с учебником с.124.) Чтение темы урока: Мягкий знак. Чтение главного вопроса: Для чего служит мягкий знак?
И мы с вами постараемся на уроке ответить на этот вопрос.
Но эта тема, для нас не новая, мы с вами знакомились с буквой Ь, в первом классе, поэтому давайте немного вспомним. Что мы знаем про эту букву!
- Эта буква гласная или согласная?
- Какая особенность у этой буквы? (Она не обозначает звука)
А какую же работу в русском языке выполняет эта буква? ( Она указывает на мягкость предшествующего согласного звука)
- Послушайте стихотворение А.Усечева «Мягкий знак».
Нет также звука- «мягкий знак».
Но без него нельзя никак:
Ведь им кончается БУКВАРЬ
И размягчается СУХАРЬ.
( Какой бы это был кошмар,
Когда бы грызли мы СУХАР!)
Вывод: Значит, эта буква необходима, чтобы указать на мягкость предшествующего согласного звука.
2. Воспроизведение знаний о мягком знаке (12мин) 1) Выполнение упр. №1 с.124. (Работа в постоянных группах – рядах).
Прочитайте пословицы.
- Скромность всякому к лицу.
- Бережливость – не скупость.
- Совесть – верный советчик.
Объясните их смысл. Какие качества в людях цените вы?
- Спишите по одной пословице и подчеркните букву, которая не обозначает звука?
- Какую букву вы подчеркнули? (мягкий знак)
- Определение роли мягкого знака.
Чтение сведений о языке с. 124.
Физкультминутка СЛАЙД
3) Соотнесение количественного состава звуков и букв в словах. (3 мин) А) Игра «Кто быстрее считает?».
(Работа в группах постоянного состава. У каждого ученика на парте лежит комплект, состоящий из знаков «=» и «>» )
Учитель: Я буду называть слова, а вы должны быстро сосчитать сколько в слове звуков слышится и сколько букв потребуется для его написания. Если количество звуков и букв совпадёт, то вы показываете знак равно, а если не совпадёт – знак неравенства.
Дом, конь, сыр, рис, рысь, угол, письмо, стол, мост, соль.
- Почему в некоторых словах звуков было меньше, чем букв? (Мягкий знак звука не обозначает)
Б) Упражнение в чтении и написании слов с мягким знаком. (Работа в тетрадях на печатной основе с. 46 упр. № 2)
Учитель: А сейчас я предлагаю вам выполнить новое задание. Пришельцы из космоса успели побывать и в ваших тетрадочках, поэтому в словах исчезли последние буквы. Ваша задача: эти буквы вернуть.
Текст упражнения: Сире__, тюле__, ладо__, грус__, зве__,
те__, оку__, де__, шко__ник, колоко__чик,
тю__пан, васи__ки ию__, скатер__ .
Вывод. Какая буква не обозначает звука? (Ответы детей).
- На что указывает мягкий знак? (На мягкость предшествующего согласного).
V.Обобщение работы. (с применением ИКТ) (Приложение № 6) Работа с тестом.
Учитель: Настал момент подведения итогов нашей работы. У вас на партах находятся тесты. Ответив на вопросы теста, мы сумеем с вами выяснить, что вы узнали сегодня на уроке. (Самостоятельная работа учащихся).
Самопроверка теста.
Учитель: Взгляните на экран, найдите ключ к тесту. Проверьте свою работу. За каждый правильный ответ поставьте себе «+». Посчитайте все свои знаки «+». А теперь внимание на экран: если у вас 5 плюсов – вы молодец! Если 4 – очень хорошо! Если 3 – неплохо! 1 или 2 – не волнуйтесь, в следующий раз вам обязательно повезёт! Если 0 – сегодня не ваш день, но у вас всё получится!
VI. Итог урока. Учитель: - Что познавательного было в сегодняшнем уроке? - А чем запомнится вам наш урок?
-Какой мы можем сделать вывод про Ь с нашего сегодняшнего урока
Мягкий знак – хитрый знак
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома угол
Превратился сразу в уголь?
Без пожара, просто так?
Это сделал мягкий знак!
-Так зачем же нам мягкий знак?
Завершение сюжетной линии урока. Учитель: Вы замечательно потрудились! И я думаю, что Робот остался доволен знакомством с вами. А сейчас ему пора домой на свою родину звезду Альдебаран в созвездии Тельца. А на память о сегодняшнем уроке Робот дарит вам в класс картину, на которой изображена его родина и космические послания для каждого из вас.
Мы – жители планеты Земля. Наша Родина – Россия. Мы живём в самом сердце России и владеем несметным богатством: великим, могучим, красивым и певучим родным русским языком. А в Солнечной системе много разных планет и больших и малых. И кто знает, может быть, из неведомых космических далей кто-нибудь наблюдает за нами…
Определение уровня эмоционального комфорта учащихся Рефлексия: (Учащиеся определяют уровень комфорта после урока и оценивают свою активность на уроке).
VII. Домашнее задание по уровням:
Репродуктивный: Рабочая тетрадь на печатной основе с. 46 упр. № 1. «Вставь пропущенную букву».
Продуктивный: Рабочая тетрадь на печатной основе с. 47 упр. № 3. Игра «Придумай словечко».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме: "Обозначение мягкости согласного мягким знаком в середине слова". 2 класс
Конспект урока русского языка " Обозначение мягкости согласного мягким знаком в середине слова". 2 класс....
Конспект урока русского языка во 2 классе. Тема: "Разделительный мягкий знак"
Цель урока: Создать условия для успешного формирования навыков у обучающихся правописания слов с разделительным мягким знаком....
Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Мягкий знак на конце существительных после шипящих".
Урок предназначен для изучения нового материала и контроля. Содержание учебного материала урока соответствует программе и уровню знаний учащихся по предмету....
Конспект урока русского языка 2 класс "Обозначение мягкости согласного звука буквами е,ё,ю,я, и, ь"
Конспект урока во 2 классе....
Конспект урока русского языка по теме: "Обозначение на письме твёрдых и мягких согласных" 1 класс, ПНШ.
Цели деятельности учителя: Формирование умения определять функцию гласных звуков, бозначать твёрдость и мягкость согласных перед ними, проводить звуковой анализ слова, определять слова с равным и разн...
Конспект урока русского языка по теме "Для чего служит мягкий знак"
Конспект урока...
Конспект урока русского языка в 4 классе на тему:" Мягкий знак на конце существительных женского рода"
Конспект урока русского языка в 4 классе на тему:" Мягкий знак на конце существительных женского рода"...