Тематическое планирование по русскому языку ( 170 часов.)
календарно-тематическое планирование по русскому языку (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование
по русскому языку
Предмет: Русский язык
Программа: Русский язык: программа 1-4 классы. М.С.Соловейчик.- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
Учебник: Русский язык «К тайнам нашего языка» в 2 частях. М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко 4 класс
Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014.
№ | Темы | Кол. часов |
I четверть (45 ч. 36/9 р.) | ||
Знаем – повторим, не знаем – узнаем (20 ч.: 17/3р.) | ||
1 | Начинаем повторять… («Перечитаем письмо») | 1 |
2 | Повторение основных грамматических понятий («Обо всём понемногу») | 1 |
3 | Систематизация основных орфографических правил | 1 |
4-5 | Повторение изученного о речи («Всё ли ты помнишь о речи?») | 2 |
6 | Знакомство с понятием «личный дневник» и обучение его ведению («Делаем дневниковые записи») | 1 |
7 | Обобщение известного о слове: о значении, строении, части речи и члене предложения («Что ты знаешь о словах?») | 1 |
Повторение грамматических признаков слов и всех видов разбора («Как ты умеешь анализировать слова?) | ||
8 | Звуки и буквы в слове: значение и строение слова | 1 |
9 | Состав слова и его значение | 1 |
10 | Разграничение слов по частям речи | 1 |
11 | Повторение изученного о формах глагола | 1 |
12 | Упражнение в выполнении различных грамматических действий | 1 |
Совершенствование грамматических и орфографических умений («Готовимся к проверке своих умений») | ||
13-15 | Орфографические умения как правильные орфографические действия | 3 |
16-17 | Тренировочно-проверочные работы | 2 |
18 | Контрольная работа по результатам повторения. Диктант | 1 |
Учимся передавать рассказы других и говорить о себе | ||
19 | Изложение: обучение пересказу от другого лица | 1 |
20 | Написание воспоминаний «Летние встречи» | 1 |
Словосочетание («Знакомимся со словосочетаниями») (14 ч.: 10/4 р.) | ||
21 | Знакомство с понятием «словосочетание» («Как предметы, признаки, действия назвать точнее?») | 1 |
22 | Продолжение знакомства со словосочетаниями | 1 |
23 | Составление словосочетаний и включение их в предложение | 1 |
24-25 | Знакомство со значениями словосочетаний и смысловыми вопросами («Наблюдаем за значениями словосочетаний») | 2 |
26 | Обучение составлению словосочетаний и вычленению их из предложений | 1 |
Наблюдаем за связями слов в словосочетаниях («Что может приказывать главный член словосочетания? ) | ||
27-28 | Связь имени прилагательного с именем существительным; работа над правильным построением словосочетаний и написанием родовых окончаний («Что приказывает имя существительное имени прилагательному?») | 2 |
29-30 | Подчинение имени существительного глаголу или другому имени существительному, упражнение в определении падежей («Кому и в чём подчиняются имена существительные?») | 2 |
31 | Закрепление изученного о словосочетании и решение различных орфографических задач | 1 |
32-33 | Обучение выбору падежной формы имени существительного («Учимся правильной речи») | 2 |
34 | Закрепление изученного | 1 |
Наречие. («Представляем ещё одну часть речи») (5 ч.: 4/1 р.) | ||
35 | Знакомство с особенностями наречия как части речи («Представляем ещё одну часть речи»). | 1 |
36 | Правописание наречий | 1 |
37 | Продолжение освоения наречия как части речи | 1 |
38 | Закрепление изученного о наречии, обучение употреблению слов этой части речи | 1 |
39 | Изложение с изменением лица рассказчика; тренировка в использовании и правописании наречий | 1 |
Проверяем себя (3 ч.: 2/1р.) | ||
40 | Повторение изученного и подготовка к контрольной работе (Проверяем себя») | 1 |
41 | Совершенствование и самопроверка приобретённых умений | 1 |
42 | Контрольная работа за 1-ю четверть | 1 |
Пишем объявления (3 ч.) | ||
43 | Знакомство с особенностями построения объявлений | 1 |
44-45 | Создание текстов-объявлений | 2 |
II четверть (35 ч.: 29/6 р.) | ||
Продолжаем разговор об именах существительных и именах прилагательных (32 ч.: 26/6 р.) | ||
1 | Повторение изученного об именах существительных («Что ты знаешь об именах существительных?») | 1 |
2 | Знакомство с тремя склонениями имён существительных и способом определения склонения («Открываем новый секрет имён существительных») | 1 |
3 | Формирование умения определять склонение имени существительного | 1 |
4 | Закрепление изученного | 1 |
5 | Дополнение памятки анализа имени существительного сведениями о склонении и роли этой части речи в предложении | 1 |
6 | Знакомство со способом решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных («Известное правило подсказывает новое») | 1 |
7 | Закрепление изученного | 1 |
8 | Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях существительных («Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных») | 1 |
9 | Закрепление изученного | 1 |
10-11 | Тренировка в написании безударных окончаний имён существительных в единственном числе | 2 |
12 | Закрепление изученного | 1 |
13-15 | Выбор буквы в безударном окончании имени прилагательного («Как не ошибаться в безударных окончаниях имён прилагательных?») | 3 |
16 | Освоение способа определения безударных окончаний имён прилагательных. Закрепление изученного | 1 |
17 | Изложение «Так приходит зима» | 1 |
18 | Этюд по картине А. Пластова «Первый снег» | 1 |
19-20 | Правописание окончаний имён существительных и имён прилагательных во множественном числе («Склоняются ли имена существительные и имена прилагательные во множественном числе?») | 2 |
21-22 | Культура речи: образование форм именительного и родительного падежей множественного числа имён существительных; обучение пользованию «Словарём трудностей». («Поговорим об именах существительных в именительном и родительном падежах множественного числа») | 2 |
23-25 | Закрепление изученных вопросов правописания («Повторяем, тренируемся в правильном письме») | 3 |
26 | Закрепление изученного | 1 |
27 | Контрольная работа | 1 |
28-30 | Культура речи: предупреждение ошибок в образовании различных форм имён существительных («Открываем ещё несколько секретов правильной речи») | 3 |
31-32 | Создание словесных этюдов («Размышляем, фантазируем, рисуем…») | 2 |
Части речи: что мы о них знаем? (14 ч.: 11/3 р.) | ||
Повторение | ||
33 | Повторение изученного об именах существительных и именах прилагательных; дополнение памятки разбора имён прилагательных сведениями о роли в предложении («Части речи-имена») | 1 |
34 | Продолжение повторения изученного | 1 |
35 | Знакомство с понятием «выборочное изложение»; написание выборочного изложения | 1 |
III четверть (50 ч.: 37/13 р.) | ||
Секреты имён числительных | ||
1 | Изменение имён числительных по падежам | 1 |
2-3 | Сложные числительные и особенности их изменения | 2 |
4 | Употребление имён числительных в речи; совершенствование различных орфографических умений | 1 |
Учимся пользоваться личными местоимениями | ||
5-6 | Особенности местоимения как части речи, написание и употребление в речи личных местоимений | 2 |
Повторение изученного о глаголе | ||
7 | Неопределённая форма глагола: особенности, строение и написание | 1 |
8 | Образование неопределённой формы | 1 |
9 | Совершенствование умения находить неопределённую форму глагола и правильно её писать | 1 |
10-11 | Времена глагола: опознавательные признаки и значения, которые передают родовые и личные окончания («О чём рассказывают глагольные окончания?») | 2 |
Обучение правописанию личных окончаний глаголов («Учимся писать личные окончания глаголов») (20 ч.:15/5р.) | ||
12 | Введение понятия «спряжение» («Имена склоняются, а глаголы…») | 1 |
13 | «Открытие» двух спряжений глагола. Знакомство с двумя наборами окончаний и основными глагольными орфограммами («Склонений – три. А спряжений?») | 1 |
14 | Определение спряжения по ударным окончаниям; упражнение в решении освоенных орфографических задач (написание ь в глаголах 2-го л. ед. ч., суффиксов и ь в неопределённой форме | 1 |
15 | Закрепление определения спряжения по ударным окончаниям | 1 |
16 | Постановка учебной задачи: научиться определять спряжение глагола с безударным личным окончанием («Зачем и как узнавать спряжение глагола?») | 1 |
17 | Построение алгоритма определения спряжения глагола по его неопределённой форме («Как по неопределённой форме узнать спряжение глагола?») | 1 |
18 | Закрепление умения узнавать спряжение по неопределенной форме | 1 |
19 | Знакомство с 11 глаголами-исключениями и освоение способа действия по определению спряжения глагола | 1 |
20-21 | Формирование умения решать орфографические задачи в безударных личных окончаниях глаголов («Правильные действия – правильная буква») | 2 |
22 | Совершенствование умения решать орфографические задачи в личных окончаниях глаголов | 1 |
23 | Продолжение работы над правописанием личных окончаний глаголов | 1 |
24 | Дополнение памятки анализа глагола сведениями о спряжении («Дополняем памятку характеристики глагола») | 1 |
25-27 | Совершенствование комплекса формируемых умений («Применяем знания, совершенствуем умения»). | 3 |
28 | Подробное изложение: обучение деловому повествованию | 1 |
29-30 | Закрепление изученного, проверка грамматических, орфографических и речевых умений | 2 |
31 | Контрольная работа | 1 |
Новое о строении предложений (12 ч.: 9/3р.) | ||
Однородные члены предложения | ||
32 | Общее знакомство с видами второстепенных членов предложения («Пополним знания о членах предложения») | 1 |
33 | Знакомство с понятием «однородные члены предложения» | 1 |
34 | Союзы и знаки препинания при однородных членах | 1 |
35 | Обучение выбору союза и построению предложений с однородными членами | 1 |
36 | Предупреждение ошибок в построении предложений с однородными членами | 1 |
37 | Использование в речи предложений с однородными членами | 1 |
Предложения бывают сложными | ||
38 | Общее знакомство со сложными предложениями | 1 |
39 | Сопоставление сложных предложений и простых с однородными членами | 1 |
40 | Обучение построению и записи сложных предложений при ответе на вопрос «почему?» | 1 |
Подведение итогов | ||
41-42 | Совершенствование всех приобретённых грамматических и орфографических умений; подготовка к контрольной работе | 2 |
43 | Контрольная работа за 3-ю четверть | 1 |
Учимся рассуждать (7 ч.:5/2р.) | ||
44 | Знакомство с построением рассуждения | 1 |
45 | Рассуждения-объяснения и рассуждения-размышления | 1 |
46 | Обучение написанию объяснительной записки | 1 |
47 | Обучение построению рассуждений (на материале правил письма) | 1 |
48 | Письменный пересказ текста-рассуждения | 1 |
49 | Конструирование текста-рассуждения | 1 |
50 | Создание текста-рассуждения | 1 |
IV четверть (40 ч.: 32/8 р.) | ||
Повторение, систематизация и расширение знаний о слове («И снова о главном работнике в языке – слове») (23ч.: 20/3р.) | ||
Слово и его значение (7/0) | ||
1 | Много ли слов в языке и почему появляются новые слова? | 1 |
2 | О словах, которые выходят из употребления | 1 |
3 | Объясняем происхождение некоторых слов | 1 |
4 | Правильное употребление слов: обучение сжатому письменному пересказу текста («Поговорим о значении слов») | 1 |
5 | Об использовании слов в речи; совершенствование умения пользоваться токовым словарём | 1 |
6 | Синонимы и антонимы; выбор точного слова | 1 |
7 | Подробное изложение: обучение словесному рисованию | 1 |
Значение слова, его строение, признаки как части речи и написание (16 ч.: 13/3р.) | ||
8 | Объяснение значения слова как способ проверки безударных гласных в корне («От значения слова – к правильному написанию») | 1 |
9 | История слова и непроверяемые безударные гласные в корне | 1 |
10 | Рассказываем истории некоторых выражений | 1 |
11 | Слово с разных точек зрения («Что мы знаем о словах?») | 1 |
12-13 | Систематизация знаний о слове; упражнение в различных видах разбора | 2 |
14-15 | Чтобы писать грамотно, нужно… (систематизация умений) | 2 |
16 | Совершенствование комплекса орфографических умений | 1 |
Проверяем себя | ||
17-18 | Проверяем свои умения («Проверяем себя») | 2 |
19-20 | Выполнение тестовых заданий; тренировочные диктанты; выполнение заданий на основе текста | 2 |
21 | Контрольный диктант | 1 |
22 | Итоговая проверочная работа (выполняется на тексте) | 1 |
23 | Культура речи: повторение и обобщение («Знаешь, как правильно?») | 1 |
Размышляем, рассказываем, сочиняем (14 ч.: 11/3р) | ||
24 | Наблюдения за способами связи предложений в тексте | 1 |
25 | Обучение связи предложений в тексте | 1 |
26 | Повторение сведений об особенностях повествования, описания предмета, оценки и рассуждения | 1 |
27 | Подробное изложение: обучение построению рассказа | 1 |
28 | Подробное изложение: обучение словесному рисованию | 1 |
29 | Создание текста-объяснения. Написание словесных зарисовок-воспоминаний на основе личных впечатлений | 1 |
30 | Введение термина «сочинение»; знакомство с памяткой «Как писать сочинение» и её первичное освоение | 1 |
31-32 | Письменные пересказы и создание сочинений-этюдов или сочинений-сказок | 2 |
33 | Написание сочинений-рассуждений | 1 |
34 | Сочинение рассказа по сериям сюжетных рисунков | 1 |
35 | Продолжение работы над сочинением рассказов по серии сюжетных рисунков | 1 |
36 | Ещё один рассказ по серии картинок | 1 |
37 | Письмо учителю | 1 |
Перелистаем учебник (3ч.: 1/2р) | ||
38 | Обсуждаем письмо в газету и ответ С. Маршака. Размышляем об уроках русского языка… | 1 |
39-40 | Спрашиваем друг друга, отвечаем на вопросы, отгадываем кроссворды | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование по русскому языку 4 класс Школа России на 4 часа в неделю ( 136 часов в год)
Тематическое планирование составлено на основе программы «Русский язык» для 4 класса общеобразовательных учреждений «Школа России», рекомендованной Департаментом общего среднего обра...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 3 классе ( УМК "Школа России" ,170 часов)
Календарно-тематическое планирование разработано в соответствии с требованиями ФГОС и включает характеристику деятельности учащихся....
Календарно - тематическое планирование уроков русского языка на основе авторской программы М.С.Соловейчик и Н.С.Кузьменко «К тайнам нашего языка» 2 класс-5ч.-н- 175 часа
Календарно - тематическое планирование уроков русского языка на основе авторской программы М.С.Соловейчик и Н.С.Кузьменко «К тайнам нашего языка»2 класс-5ч.-н- 175 часа...
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (учебник А.В. Поляковой, 3 класс – 170 часов, 5 часов в неделю)
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ(учебник А.В. Поляковой, 3 класс – 170 часов, 5 часов в неделю)...
Календарно-тематическое планирование по русскому языку во 2 классе 5 часов в неделю (170 часов в год) по учебнику Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной
Календарно-тематическое планирование по русскому языку во 2 классе 5 часов в неделю (170 часов в год) по учебнику Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной №п/пДатаТема урокаКол-во часовПланируемые результа...