№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Характеристика деятельности учащихся |
1 | Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Что мы знаем о слове | 1 |
|
|
1.Повторение | 10 |
| Знакомиться с новым учебником, вычитывать информацию из иллюстраций, с обложки, из оглавления; прогнозировать содержание и виды работы по учебнику. Называть отличительные признаки слова, предложения, текста. Отличать текст от набора предложений, записанных как текст. Составлять устный рассказ «Что я знаю о тексте»; сопоставлять содержание своего рассказа и рассказов одноклассников. Классифицировать изученные орфограммы (буквенные – небуквенные; буквы гласных, буквы согласных, буквы ъ и ь). Находить в словах изученные орфограммы, составлять и писать самодиктанты. Группировать слова с изученными орфограммами. Графически обозначать выбор написания, писать графические диктанты. Находить и исправлять орфографические ошибки, работать по алгоритму. |
|
2-3 | Что мы знаем о тексте | 2 |
|
|
4 | Что мы знаем о слове, предложении, тексте | 1 |
|
|
5 | По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и между словами | 1 |
|
|
6-7 | Повторяем изученные орфограммы, их графическое обозначение. | 2 |
|
|
8 | Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы | 1 |
|
|
9 | Развитие умения писать заглавную букву в словах. Проверочное списывание. | 1 |
|
|
10 | Правописание большой буквы в словах. Повторение алфавита | 1 |
|
|
11 | Контрольный диктант №1 | 1 |
|
|
Слово | 116 |
|
|
|
2.Части слова. Корень. Чередование согласных звуков в корне слова | 3 |
| Находить корень в группе однокоренных слов, аргументировать правильность выбора. Обнаруживать чередующие согласные звуки в корне однокоренных слов, выделять эти корни. Составлять связный текст из деформированных предложений.
|
|
12 | Повторение понятий «корень слова», «однокоренные слова». Понятие о чередовании согласных звуков в корне. | 1 |
|
|
13 | Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне. | 1 |
|
|
14 | Р/р Творческая работа. Составление связного текста из деформированных предложений | 1 |
|
|
3.Правописание проверяемых букв согласных в корне слова | 4 |
| Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами, устанавливать несоответствие произношения и написания. Участвовать в «открытии» и формулировании орфографических правил, работать в группе (паре), представлять результат работы в виде текста, схемы, опорных сигналов. Находить в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, правильно писать слова, графически объяснять выбор написаний, находить и исправлять орфографические ошибки. Осознавать, что удвоенная буква согласного обозначает один долгий звук, отражать это при фонетическом разборе слова. Формулировать обобщённое правило правописания букв, обозначающих согласные звуки на конце и в середине слова. Писать сочинение по опорным словам с изученными орфограммами. Писать свободный диктант после предварительной подготовки. |
|
15 | Правописание проверяемых букв согласных в корне слова (на конце и в середине слова). | 1 |
|
|
16 | Правописание проверяемых букв согласных в корне слова. | 1 |
|
|
17 | Развитие умения видеть изученную орфограмму в слове, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму. | 1 |
|
|
18 | Проверочная работа №1 | 1 |
|
|
4. Удвоенные буквы согласных в корне слова | 5 |
|
|
|
19 | Понятие об удвоенных буквах согласных | 1 |
|
|
20 | Правописание слов с удвоенными буквами согласных в корне. | 1 |
|
|
21 | Правописание слов с удвоенными буквами согласных в корне. | 1 |
|
|
22 | Р/р Творческая работа | 1 |
|
|
23 | Повторение. Проверочная работа №2 | 1 |
|
|
5. Непроизносимые согласные в корне | 9 |
|
|
|
24 | Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне. | 1 |
|
|
25 | Правило правописания букв, обозначающих непроизносимые согласные звуки в корне слова. | 1 |
|
|
26 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Р/р Творческая работа(сочинение по опорным словам) | 1 |
|
|
27 | Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука. | 1 |
|
|
28 | Формулирование обобщённого правила правописания проверяемых букв согласных в корне слова. | 1 |
|
|
29 | Повторение. Проверочная работа №3 | 1 |
|
|
30 | Правописание проверяемых букв согласных в корне слова | 1 |
|
|
31 | Контрольный диктант №2 | 1 |
|
|
32 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | 1 |
|
|
6. Безударные гласные в корне слова | 7 |
|
|
|
33 | Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне. | 1 |
|
|
34 | Развитие умения видеть в словах орфограммы - буквы безударных гласных. | 1 |
|
|
35-36 | Упражнения в написании слов с буквами безударных гласных в корне. Р/р Свободный диктант | 2 |
|
|
37 | Повторение. Проверочная работа №4 Р/р | 1 |
|
|
38 | Р/р Сочинение по опорным словам | 1 |
|
|
39 | Контрольный диктант №3 | 1 |
|
|
7.Сложные слова и их правописание | 6 |
| Находить в предложении (тексте) сложные слова путём выделения двух корней и соединительной буквы о (е). Осознавать лексическое значение сложного слова, которое складывается из значения двух корней. Использовать в речи и правильно писать сложные слова разных тематических групп, в том числе характеризующих человека (внешность, характер). |
|
40 | Знакомство с понятием «сложные слова» . | 1 |
|
|
41 | Соединительные буквы о и е в сложных словах. | 1 |
|
|
42 | Образование сложных слов | 1 |
|
|
43 | Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей. | 1 |
|
|
44 | Употребление в речи и правописание сложных слов. Р/р Свободный диктант | 1 |
|
|
45 | Повторение. Проверочная работа №5 | 1 |
|
|
8. Части слова. Приставка | 1 |
| Различать приставки по- и па-, про- и пра-. Различать и правильно писать слова с удвоенной буквой согласного в корне и на стыке приставки и корня. Анализировать состав слова, осознанно выбирать разделительный ъ или ь, исходя из состава слова и фонетических опознавательных признаков. Выделять в слове окончание и основу, действовать по алгоритму. Систематизировать знания о составе слова в виде схемы, таблицы. Участвовать в открытии нового знания о составе слова, работать в группе, участвовать в учебном диалоге, сотрудничать с одноклассниками. |
|
46 | Приставка, её роль в слове (повторение). Различение приставок и предлогов. Развитие умения находить в словах приставки. | 1 |
|
|
9. Безударные гласные в приставках | 3 |
|
|
|
47-48 | Правописание букв безударных гласных в приставках | 2 |
|
|
49 | Приставки про- и пра-, по- и па-, их правописание. | 1 |
|
|
10. Удвоенные буквы согласных на стыке приставки и корня | 2 |
|
|
|
50 | Почему появляется удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня. | 1 |
|
|
51 | Различение и правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне и на стыке приставки и корня. | 1 |
|
|
11. Различение и правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне и на стыке приставки и корня | 5 |
|
|
|
52 | Звук [й] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь. | 1 |
|
|
53 | Правописание слов с разделительными ъ и ь | 1 |
|
|
54 | Повторение. Проверочная работа №6 | 1 |
|
|
55 | Упражнение в правописании слов с разделительными ъ и ь. Свободный диктант | 1 |
|
|
56 | Контрольный диктант № 4 | 1 |
|
|
12. Части слова. Окончание и основа | 2 |
|
|
|
57 | Понятие об окончании и основе слова. | 1 |
|
|
58 | Развитие умения находить в слове окончание. | 1 |
|
|
13. Основа слова и окончание | 2 |
|
|
|
59 | Как найти в слове основу | 1 |
|
|
60 | Развитие умения находить в слове окончание и основу | 1 |
|
|
14. Части слова. Суффикс | 2 |
|
|
|
61 | Суффикс и его роль в слове | 1 |
|
|
62 | Развитие умения находить в слове суффикс. Обобщение и систематизация знаний о частях слова | 1 |
|
|
15. Разбор слова по составу | 4 |
|
|
|
63 | Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу | 1 |
|
|
64 | Контрольное списывание | 1 |
|
|
65 | Упражнения в разборе слов по составу | 1 |
|
|
66 | Повторение. Проверочная работа №7 | 1 |
|
|
16. Части речи в русском языке | 1 |
| Выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи. Составлять в группе обобщённую схему «Части речи», сопоставлять свой вариант с вариантом учебника. Открывать, участвуя в проблемном диалоге, признаки имени существительного как части речи. Определять грамматические признаки имён существительных. Определять начальную форму имени существительного. Наблюдать за использованием имён существительных в речи. Анализировать текст с преимущественным употреблением имён существительных. Употреблять имена существительные в речи: выполнять творческую работу – составление текста-описания с помощью имён существительных. Анализировать имена существительные: называть их грамматические признаки в определённой последовательности (выполнять морфологический разбор). Образовывать с помощью суффиксов и употреблять в речи имена существительные (с уменьшительно-ласкательным значением и др.), осознавать значимость использования таких слов для успешного общения. Разбирать имена существительные по составу, соотносить слово со схемой. Продуцировать связное высказывание на грамматическую тему («Что я знаю об именах существительных», «Опираясь на знания об именах существительных, я умею...»). Письменно пересказывать текст-повествование с элементами описания (писать обучающее подробное изложение текста). Сочинять сказку, используя имен существительные с различными суффиксами. |
|
67 | Части речи в русском языке | 1 |
|
|
17. Имя существительное как часть речи | 2 |
|
|
|
68 | Определение имени существительного | 1 |
|
|
69 | Роль имён существительных в речи. Р/р Творческая работа: составление текста | 1 |
|
|
18. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые | 3 |
|
|
|
70 | Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных | 1 |
|
|
71 | Имена существительные в речи | 1 |
|
|
72 | Урок-обобщение. Что мы знаем об именах существительных | 1 |
|
|
19. Род имён существительных | 3 |
|
|
|
73 | Имена существительные мужского, женского и среднего рода. | 1 |
|
|
74 | Род – постоянный признак имён существительных | 1 |
|
|
75 | Окончания имён существительных мужского, женского и среднего рода | 1 |
|
|
20. Число имён существительных | 4 |
|
|
|
76 | Изменение имён существительных по числам. | 1 |
|
|
77 | Образование множественного числа имён существительных | 1 |
|
|
78 | Окончания имён существительных в единственном и во множественном числе. | 1 |
|
|
79 | Разбор имени существительного как части речи | 1 |
|
|
21. Словообразование имён существительных | 8 |
|
|
|
80 | Образование имён существительных уменьшительно-ласкательным значением. | 1 |
|
|
81 | Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке. | 1 |
|
|
82 | Образование имён существительных от основ существительных и глаголов | 1 |
|
|
83 | Р/р Сочинение сказки с использованием имён существительных с различными суффиксами | 1 |
|
|
84 | Разбор имён существительных по составу | 1 |
|
|
85 | Р/р Обучающее изложение «Мурлыка» | 1 |
|
|
86 | Употребление имён существительных в речи | 1 |
|
|
87 | Повторение. Проверочная работа №8 | 1 |
|
|
22. Местоимение как часть речи | 6 |
| Отличать местоимения от слов других частей речи. Заменять в тексте местоимения именами существительными и наоборот (элементы редактирования). Писать предлоги с местоимениями раздельно. Осознавать роль личных местоимений в речи. Продуцировать текст с использованием местоимений (сочинение «О себе»). |
|
88 | Понятие о местоимении. Личные местоимения | 1 |
|
|
89 | Местоимения 1, 2, 3-го лица. Правописание предлогов с местоимениями | 1 |
|
|
90 | Разбор местоимения как части речи | 1 |
|
|
91 | Роль личных местоимений в речи. Р/р Обучающее сочинение «О себе» | 1 |
|
|
92 | Закрепление знаний о местоимении. Р/р Свободный диктант | 1 |
|
|
93 | Повторение. Проверочная работа №9 |
|
|
|
23. Имя прилагательное как часть речи | 4 |
| Группировать слова по частям речи. Находить в тексте имена прилагательные по вопросу. Наблюдать за ролью имён прилагательных в речи. Анализировать текст с преимущественным употреблением имён прилагательных. Различать текст-повествование и текст-описание. Выделять в предложении словосочетания прил. + сущ., ставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному. Называть признаки имени прилагательного (морфологический разбор). Продуцировать текст-описание по опорным словам. Подбирать антоним к данному имени прилагательному. Проверять написание безударного окончания имени прилагательного с помощью вопроса. Разбирать по составу имена прилагательные. |
|
94 | Определение имени прилагательного | 1 |
|
|
95 | Роль имён прилагательных в речи. Связь имён прилагательных с именами существительными. | 1 |
|
|
96 | Роль имён прилагательных в речи | 1 |
|
|
97 | Разбор имени прилагательного как части речи | 1 |
|
|
24. Правописание букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных | 4 |
|
|
|
98 | Окончания имён прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе | 1 |
|
|
99 | Как проверить правописание буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных | 1 |
|
|
100 | Развитие умения писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Знакомство с антонимами | 1 |
|
|
101 | Закрепление правописания слов с изученными орфограммами | 1 |
|
|
25. Разбор имён прилагательных по составу | 4 |
|
|
|
102 | Словообразование имён прилагательных. Р/Р Сочинение по опорным сочетаниям слов | 1 |
|
|
103 | Проверочная работа №10 | 1 |
|
|
104 | Разбор имён прилагательных по составу | 1 |
|
|
105 | Контрольный диктант №5 | 1 |
|
|
26. Глагол как часть речи | 4 |
| Наблюдать за ролью глаголов в речи. Анализировать текст с преимущественным употреблением глаголов. Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые знания о грамматических признаках глаголов. Выделять начальную (неопределённую) форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную. Образовывать и употреблять в речи глаголы в различных формах времени. Выделять суффикс -л- в форме прошедшего времени глагола. Определять изученные грамматические признаки глагола. Накапливать опыт употребления в речи различных глагольных форм. Совместно составлять алгоритм разбора глагола как части речи. |
|
106 | Определение глагола как части речи | 1 |
|
|
107 | Изменение глаголов по временам | 1 |
|
|
108 | Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам. | 1 |
|
|
109 | Изменение глаголов по числам | 1 |
|
|
27. Правописание частицы не с глаголами | 2 |
|
|
|
110 | Употребление частицы не с глаголами. Правило правописания частицы не с глаголами | 1 |
|
|
111 | Развитие умения писать частицу не с глаголами. Р\р Свободный диктант | 1 |
|
|
28. Неопределённая форма глагола | 7 |
|
|
|
112 | Понятие о неопределённой форме глагола | 1 |
|
|
113 | Р/р Контрольное изложение | 1 |
|
|
114 | Неопределённая форма глагола. Правописание ь в глаголах неопределённой формы | 1 |
|
|
115 | Контрольный диктант №6 | 1 |
|
|
116 | Образование форм времени от неопределённой формы глагола | 1 |
|
|
117 | Разбор глагола как части речи | 1 |
|
|
118 | Повторение. Проверочная работа №11 | 1 |
|
|
29.Наречие как часть речи | 2 |
|
|
|
119-120 | Понятие о наречии как части речи | 2 |
|
|
121-127 | Резервные уроки по разделу «Слово», планируются по усмотрению учителя. | 7 |
|
|
Предложение | 25 |
| Различать слово, словосочетание и предложение. Находить в предложении грамматическую основу, обозначать её графически. Различать грамматическую основу и второстепенные члены предложения. Устанавливать грамматические связи в словосочетании с помощью вопросов. Разделять текст на предложения. Совместно обсуждать порядок действий при синтаксическом разборе простого предложения. Использовать этот порядок при разборе. Оценивать правильность работы. Распространять и сокращать предложение до основы, сравнивать смысл. Находить однородные члены в простом предложении с двумя главными членами. Объяснять постановку знаков препинания. Конструировать предложения с однородными членами. Накапливать опыт нахождения в тексте и использования в речи таких предложений. Наблюдать за ролью разделительного знака – запятой в предложении с однородными членами. Различать простое и сложное предложение (одна грамматическая основа – две грамматические основы). Накапливать опыт постановки запятой и употребления в речи сложных предложений из двух частей с бессоюзной связью. Конструировать сложные предложения (по схеме, по данному началу). Совместно составлять алгоритм синтаксического разбора сложного предложения, действовать по алгоритму, проверять себя. Различать виды предложений по цели высказывания. Произносить с соответствующей интонацией предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные. Накапливать опыт постановки логического ударения |
|
30.Виды предложений по цели высказывания и интонации | 3 |
|
|
|
128 | Виды предложений по цели высказывания | 1 |
|
|
129 | Интонация в предложениях, различных по цели высказывания. Логическое ударение.
| 1 |
|
|
130 | Восклицательные и невосклицательные предложения. | 1 |
|
|
31. Главные и второстепенные члены предложения | 6 |
|
|
|
131 | Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое | 1 |
|
|
132 | Развитие умения находить в предложении подлежащее и сказуемое | 1 |
|
|
133 | Понятие о второстепенных членах предложения | 1 |
|
|
134 | Составление схем предложений и предложений по схемам.
| 1 |
|
|
135 | Предложения распространённые и нераспространённые | 1 |
|
|
136 | Разбор предложений .Контрольный словарный диктант | 1 |
|
|
32. Предложения с однородными членами | 7 |
|
|
|
137 | Однородные подлежащие и сказуемые | 1 |
|
|
138 | Упражнение в нахождении однородных членов предложения и их графическом обозначении | 1 |
|
|
139 | Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами | 1 |
|
|
140 | Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами | 1 |
|
|
141 | Главные и второстепенные однородные члены предложения. Определение однородных членов предложения | 1 |
|
|
142 | Запятая в предложениях с однородными членами. | 1 |
|
|
143 | Повторение изученного. Р/р Свободный диктант | 1 |
|
|
33. Простые и сложные предложения | 6 |
|
|
|
144 | Понятие о простом и сложном предложении | 1 |
|
|
145 | Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения | 1 |
|
|
146 | Развитие умения различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами и ставить в них запятые. | 1 |
|
|
147 | Запятая в простом предложении с однородными членами в сложном предложении. Р/р Свободный диктант | 1 |
|
|
148 | Разбор простого и сложного предложения | 1 |
|
|
149 | Повторение. Проверочная работа №12 | 1 |
|
|
150-152 | Резервные уроки по разделу «Предложение», планируются по усмотрению учителя | 3 |
|
|
34.Повторение | 5 |
|
|
|
153 | Повторение знаний о предложении, тексте, частях речи. Контрольное списывание | 1 |
|
|
154 | Повторение изученных орфограмм и состава слова | 1 |
|
|
155-157 | Итоговый контроль | 3 |
| Систематизировать изученный материал по морфологии, составу слова, орфографии, синтаксису и пунктуации. Представить его в виде схем, таблиц. Продуцировать устное сообщение на грамматическую тему по изученному материалу |
158-170 | Резервные уроки, планируются по усмотрению учителя. | 13 |
|
|