Урок Обучения грамоте.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Русина Марина Владимировна
Урок изучения нового материала с применением современных компьютерных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka.docx27.2 КБ
Файл prilozhenie_1.docx301.76 КБ
Файл prilozhenie_2.docx320.13 КБ
Файл prilozhenie_3.docx264.12 КБ
Файл prilozhenie_4.docx299.63 КБ
Файл prilozhenie_6.docx298.31 КБ
Файл prilozhenie_7.docx134.97 КБ
Файл prilozhenie_8.docx379.61 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН - КОНСПЕКТ   УРОКА.

Предмет: Обучение грамоте.

Тип урока: Урок изучения нового материала с применением современных компьютерных технологий.

Тема: Согласные звуки [д], [д’]. Буквы Д, д.

Продолжительность: 35 минут.

Класс 1.

Технологии:  словесные (беседа, рассказ), наглядные, новизны (использование интерактивной доски),

развитие познавательных интересов, личностно-ориентированное обучение.

Задачи урока.

  1. Образовательные:

познакомить учащихся с согласными звуками [д], [д’], буквами Д, д; формировать навык правильного плавного сознательного выразительного чтения слов и предложений с изученными буквами; осуществить звуковой анализ слов.

  1. Развивающие:

развивать фонематический слух, речь, логическое мышление, память; расширять кругозор учащихся; прививать интерес к чтению.

  1. Воспитательные:

воспитывать усидчивость, трудолюбие, любознательность, познавательную активность.

Оборудование и оснащение – интерактивная доска Smart, компьютер, проектор, демонстрационное оборудование.                                                                                                                                          

Ход урока

  1. Мобилизующая часть урока. – 1 мин.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами, ребята, познакомимся с новыми звуками и буквой, которая даёт эти звуки; будем читать слоги, слова и предложения с этой буквой, узнаем много познавательного и интересного.

  1. Повторение (интерактивная доска). (Приложение №1) – 6 мин.

К нам на урок пришёл Незнайка. Давайте поможем ему разобраться с буквами. Гласные – поставим на красный прямоугольник, согласные – на синий прямоугольник (интерактивная доска).

Дети по очереди подходят к интерактивной доске и рукой передвигают буквы к нужному прямоугольнику, гласные - к красному, согласные – к синему.

  - Почему  Е И А У – гласные?

  - Почему остальные буквы согласные?

     3.     Игра « Кто самый внимательный» - 4 мин.

- Давайте поиграем в игру «Кто самый внимательный».

Послушайте и определите в словах одинаковые звуки. Готовы?

Дом, дерево, помидор, гвоздика, ведро, Дима.

- Какие это звуки? [д]-[д’] Произнесём хором: д-д-д. Они гласные или согласные?

- А сейчас поднимите синий квадрат, если услышите твёрдый [д] и зелёный квадрат - если услышите мягкий [д’]. ( Приложение №2)

Дом – (хором) дом, дерево – (хором) дерево, помидор – (хором) помидор, гвоздика, ведро, Дима.

- Эти звуки [д] и [д’] даёт буква Д. (Показываю карточку с буквами Дд).

- На что похожа буква Д?

Дети читают стихи:

Этот  домик – буква Д                Видны за окнами дома

В домике – окошко.                        И дети на дорожках.

Из трубы идёт дымок,                А вот и буква Д сама

А в окошке – кошка.                            На самоварных ножках.

   Печатание буквы Дд в тетрадях (Обращаю внимание   на осанку детей за партой)  и на интерактивной доске. (Приложение №2).

Дети по очереди подходят к интерактивной доске и маркером в клеточках печатают буквы Д и д.

  1. Звукобуквенный анализ слов: - 4 мин.

- Скажите, какая цифра стоит между цифрами 1 и 3?

Это цифра 2. Давайте проанализируем слово ДВА.

Сколько слогов? Какой первый звук? Что мы слышим потом?

(на доске и в тетрадях появляется схема)  (Приложение №3). Под схемой дети печатают слово ДВА.

-Как называют металлические предметы с круглыми головками и острыми концами, которые вбивают в деревянную поверхность, используя молоток? (ГВОЗДИ)

Сколько слогов? Какой первый? ГВОЗ  Какой второй? ДИ. Изображаем схему и печатаем слово.

- Какой в этом слове звук [д], твёрдый или мягкий?

- Почему? (Его смягчает гласная И).

Физкультминутка.

Буратино потянулся:

Раз – нагнулся, разогнулся.

 Руки за спину развёл:

Видно ключик не нашёл.

А чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

5. А сейчас  мы проведём Слоговой аукцион (интерактивная доска)  (Приложение №4) 6 мин.

Слово «аукцион» обозначает публичную продажу каких-либо ценных предметов. Я буду не продавать, а выставлять слоги с букв Д, а вы будете образовывать слова с этими слогами.

Итак, начали: да… до…ду…ды…ди…де…

Дети по очереди выходят к интерактивной доске и, передвигая слоги, составляют из них слова: вода, диван, дымок, дома, гвозди, иду, дети…

6. Работа по учебнику, с.109 – 7 мин.

-Посмотрите, какая красивая буква Д в правом верхнем уголке вашего учебника. Вот так раньше в старинных книгах писали эту букву.

-Что вы видите на картинке?

-Кто такие водолазы? Что они делают под водой?

Рассказ учителя  сопровождается просмотром видеоролика о водолазах. ( Приложение №5)

Учитель: Профессия водолаза считается одной из самых трудных и опасных. Водолазы не только ищут сокровища на дне моря, они спасают людей, ведут исследовательскую работу на подводных батискафах.

Когда вы подрастёте и хорошо научитесь читать, вы сможете узнать о профессии водолаза, о подводном мире и о животных подводного мира, прочитав такие замечательные книги. (Обращаю внимание на книги, выставленные на витрине).

(Приложение №6)

-А пока давайте прочитаем слова над картинкой:

вода         водопад         водолаз         водные         подводные

-Что общего во всех этих словах? (Все они связаны с водой).

Вода-это жидкость, а водопад-падение воды с большой высоты, водолаз-человек, работающий под водой…

-Послушайте рассказ о водолазах:

а) чтение учителем; б) чтение учеником

- Что мы узнали про водолазов? 

- Кем работают папы Нади и Димы?

- Что они делали на дне реки?

- В каких словах встретилась буква д?

Учитель: На слайде (Приложение №7) показаны два моста через реку Обь, которые находятся в городе Новосибирске. Слева знаменитый метромост, длина которого составляет 2145м. Это мировой рекорд. Второй мост – автомобильный.

На втором слайде изображён грузовой мост, по которому идут поезда. Посмотрите, какие мощные опоры этого моста. Чтобы закрепить такие опоры, на дне реки работали водолазы.

Физкультминутка.

-На счёт 1-4 закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, затем раскрыть глаза и на счёт 1-4, расслабив мышцы глаз, посмотреть вверх, вниз, влево, вправо. Повторяем 4 раза.

(В условиях возрастающей визуальной нагрузки в школе, необходимо научиться расслаблять глаза, несмотря на психическое и эмоциональное напряжение. Эти упражнения расслабляют напряженные мышцы глаз и одновременно активизируют, вливают новые силы в нервные клетки сетчатки, создавая так называемую легкую игру для зрения).

7.Чтение пословиц. – 4 мин.

- Кто может прочитать пословицу?

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

«Авось» да « как-нибудь» до добра не доведут…

- Объясните, как вы понимаете эту пословицу.

(Если ждать пока проблема решится сама собой, пустить всё на самотёк, то ничего хорошего не получится.)

-Какие слова с буквой д встретились в пословицах?

-Что мы узнали про эту букву?

8.Итог урока. – 3 мин.

- Вам понравился урок? Тогда повернитесь и улыбнитесь друг другу.

- Вы хотите узнать мою оценку вашей работы? Тогда расставьте матрёшек на интерактивной доске в порядке от наибольшей к наименьшей. (Приложение №8) 

Дети подходят к интерактивной доске и расставляют матрёшек от самой большой к самой маленькой, передвигая рукой картинки.

Выполнив это задание, дети читают получившееся слово: МОЛОДЦЫ.

Литература:

В.Г.Горецкий Русская азбука – М.: Просвещение, 2009

Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая Секреты орфографии – М.: Просвещение, 1991

В.В.Волина Занимательное азбуковедение: Книга для родителей, учителей и милых детей – М.: Просвещение,1994

 В.В.Волина Весёлая грамматика – М.: Знание, 1995

                                                



Предварительный просмотр:

Приложение №1.

ПОМОГИТЕ НЕЗНАЙКЕ!Картинка 49 из 7939

К                У                Т

                                                         А                Е                 С                 И        З        

                           

Буквы на доске приготовлены заранее. Была использована функция интерактивной доски «экранная клавиатура» и «группировка». Картинка импортирована из Интернета.

Дети работают на интерактивной доске, передвигая буквы рукой.

F:\DCIM\113CANON\IMG_0768.JPGF:\DCIM\113CANON\IMG_0766.JPG

        



Предварительный просмотр:

Приложение №2.

F:\DCIM\112_PANA\P1120419.JPG

F:\DCIM\112_PANA\P1120406.JPG

Зелёным квадратом обозначаем мягкий согласный звук. Синим квадратом – твёрдый согласный звук. Выполняя задание учителя, дети поднимают нужный квадрат.

Дети работают на интерактивной  доске, используя функции  « перо» и при необходимости « ластик».  Картинка и фоновый рисунок «клеточка» импортированы на экран из Интернета заранее.



Предварительный просмотр:

Приложение №3.

F:\DCIM\112_PANA\P1120426.JPG

F:\DCIM\112_PANA\P1120407.JPG

На уроке были использованы схемы звуков: синий квадрат – твёрдый согласный звук, зелёный квадрат – мягкий согласный звук. Прямоугольник с зелёным треугольником – слог-слияние с мягким согласным. Прямоугольник с синим треугольником – слог-слияние с твёрдым согласным звуком.

На обычной доске ученик изобразил при помощи схем  слова: два и гвозди и напечатал мелом эти слова.



Предварительный просмотр:

Приложение №4.

Картинка 292 из 81627

ДА     ДО     ДУ    ДЫ      ДЕ       ДИ

ВО    МА        ЧА        ГВОЗ           ТИ         МОК          ВАН          И

Слоги на интерактивной доске приготовлены заранее. Для этого использованы функции доски: «экранная клавиатура» и «группировка».

Передвигая слоги,  дети составляют слова: гвозди, дымок, иду, дома, дети  и т.д.

F:\DCIM\113CANON\IMG_0765.JPGF:\DCIM\113CANON\IMG_0764.JPG



Предварительный просмотр:

Приложение № 6.

F:\DCIM\112_PANA\P1120424.JPGF:\DCIM\112_PANA\P1120409.JPG

        

 К уроку были  подобраны   книги  о подводном мире и жизни под водой.



Предварительный просмотр:

Приложение №7.

F:\DCIM\113CANON\IMG_0783.JPGКартинка 68 из 86

Картинки импортированы на экран доски из Интернета.



Предварительный просмотр:

Приложение №8.

                Картинка 3 из 12083

Картинка 3 из 12083Картинка 3 из 12083Картинка 3 из 12083Картинка 3 из 12083

Картинка 3 из 12083Картинка 3 из 12083

М      О      Л     О    Д    Ц   Ы 

Картинки импортированы на экран доски из Интернета.  Для подготовки задания  была использована  функция  доски «экранная клавиатура», «группировка» и «свойства объекта».

Дети, передвигая картинки рукой, выполняют задание учителя.

F:\DCIM\113CANON\IMG_0785.JPGF:\DCIM\113CANON\IMG_0771.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения

УМК "Школа России",     Русская азбука;  Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на  применением здоровьесберегающих технологий. ...

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"

Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...

Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения

В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...

УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС

Тема:  Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...

Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....

Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте(чтение) по УМК"Школа России" 1 класс и обучение письму

Календарно-тематическое планирование с УУД уроков обучения грамоте ( чтение) по УМК "Школа России" и обучение письму....