урок «Закрепление значения русского слова: многозначность, переносное значение, синонимы, антонимы».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Данный урок  в разделе  «Какими бывают лексические значения» третий по счету.

 Урок был насыщен разными занимательным заданиями, расширяющие кругозор детей, разнообразными видами деятельности, которые требовали эмоциональных переживаний и поддерживали интерес детей к данной теме.

Урок требовал от учащихся специальной подготовки, целью которой было развитие творческого потенциала ребенка, формирование умения работать в группе, работать с дополнительной литературой.

Их целью было достойно приготовиться к выступлению и представить свою группу слов по теме «Лексика».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx38.02 КБ
Файл znachenie_russkogo_slova.pptx2.74 МБ
Файл kartochki.docx14.26 КБ
Файл zadanie_k_antonimam.docx13.16 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку

по теме:

 «Закрепление значения русского слова: многозначность, переносное значение,

синонимы, антонимы».

 

                                                                                   Разработала: М.В.Гугучкина

                                                                                   учитель начальных классов

                                                                                    НОУ «Нижневартвоская  

                                                                                    православная гимназия»

г.Нижневартовск

2010

Цель:

обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Лексика”;

развивать речь у детей; обогатить словарный запас учащихся;

закрепить умения в подборе слов антонимов, синонимов;

закрепить умение пользоваться словарем синонимов;

раскрыть значение русского слова и многообразие русской речи.

Тип урока:

                     урок закрепления

Оборудование:

компьютер, проектор, карточки с прямым и переносным значением, карта Лексикологии, ребус антонимы, символы, карточки со словами /красота речи, точность речи, выразительность речи/

Методы обучения:

 беседа,  наглядный, анализ, обобщение, практические – работа по карточкам, работа со словарем, создание проблемной ситуации, создание проекта.

Ход урока

Урок начинается с молитвы                                               СЛАЙД 1   

  1. Работа в тетради:                                             Запись даты и классной работы

  1. Орфографическая минутка

- Вставьте пропущенные буквы в слова, и вы получите ключ к разгадке темы нашего урока.

На доске:

                           Коло… ,  церко…ь ,    д…бряк, со…нце,   г…рдыня.

  1. ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ                                      СЛАЙД 2                                

  1. Чистописание.                                                              СЛАЙД 3

Составьте из букв слово. Что  получилось?                  СЛАЙД   4  чистый

С  Л   О  В  О

                                                                                        СЛАЙД   5

  1. Целеполагание

Итак, тема нашего урока – слова, их значение и роль в нашей речи.

Давайте вспомним стихотворение :                              СЛАЙД   6                                                      

Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки

За собой повести.

- О каких свойствах слова говорится в этом стихотворении?

Как вы понимаете?

- Из этого стихотворения мы видим насколько велико значение слова.

- Кто из вас помнит, с каких слов начинается Библия?

СЛАЙД  7

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.      

- Библия еще раз нам показывает, какую важную роль оно может нести.

Речью обладает только человек. А человек есть образ и подобие Божие.

- Сегодня мы должны с вами убедиться, как богат и как красив русский язык. 

Слайд чистый 8

  1. Повторение.

- Игра, которую я хочу вам предложить, тоже связана со словами. А вот с какими, вы скажете сами.

Игра «Словарь вежливых слов»         ПРОДОЛЖИТЕ СТРОКИ

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться … (доброе утро)

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит … (добрый день).

Мальчик вежливый и развитый,

Говорит, встречаясь … (здравствуйте).

Растает даже ледяная глыба

От слова доброго …(спасибо)

Когда бранят за шалости,

Говорим «прости … (пожалуйста)»

И во Франции, и в Дании

Говорят, прощаясь … (до свидания).

Всем вам с большой любовью

Желаю крепкого … (здоровья)

За Доской:

спасибо  пожалуйста   до свидания

Как называются эти слова?  /вежливые/

Важны ли эти слова в нашей жизни? Почему?

Запишите и разделите их для переноса.

Микроитог: 

Какие правила переноса мы вспомнили?

  1. Закрепление  и обощение знаний по теме Лексика

Слова бывают разные и каждое из них имеет свое значение и несёт свою роль.

           Какая наука занимается изучением значений слов?                          Лексика

Сегодня мы с вами отправимся в страну Лексики” и закрепим все свои знания в этой области.

Давайте вспомним, о каких группах слов мы говорили на прошлых уроках, проверим ваше домашнее задание.

В чем оно заключалось?             / каждой команде представить свою группу слов/

1 команда: догадайтесь кто мы?                                             Сальников Петя

                                                                                                     Устьянцев Богдан

Мы с приятелем вдвоем                                                            Пархоменко Аня

Дружно, весело живем.                                                              Шлей Кира

Я иду, и он шагает.

Я смеюсь, хохочет он.

Если грустно мне бывает,                                                                

Он печалится со мной.

О какой группе слов идет речь в этом стихотворении?        /синонимы/                

- Какие слова называются синонимами?                              

-Сравните эти два стихотворения. Прочитайте.  Слайд 9

Мы с приятелем вдвоем                                                            

Дружно, весело живем.

Я иду, и он идет.

Я смеюсь, смеётся он.

Если грустно мне бывает,                                                                

Он грустит со мной.

- Какое стихотворение  вам понравилось больше? Почему?

- Для чего нужны синонимы?                                                                                        

                                                                                                              /красота/

- Синонимы приготовили  задание:                                    СЛАЙД 10

Прочитайте пословицу. Почему так говорят? Давайте её запишем в тетрадях.

Плохо жить без забот, худо без доброго слова.

Найдите слова-синонимы.

Молодцы!

                              Слайд чистый 11

Работа со словарем                       работа у доски

- Подберите слова-синонимы:                 по 3-4 слова

1 вариант к слову -  честный /правдивый, прямой, искренний, безупречный

2 вариант к слову – смелый  /отважный, храбрый, мужественный, бесстрашный.

Представляем слово следующей команде.

2 команда:                Юмагузин И., Самсонов С., Мосунов К., Голяева А.

Разгадайте ребус.

Мальчик АНТОН и МЫ.                                               Кто мы?                /антонимы/

- Когда так говорят: Живут как кошка с собакой?                   /недружно, плохо/

- Какие слова называются антонимами?

- Мы предлагаем вам составить из данных слов предложение, и вы узнаете, что требуется от каждого человека, чтобы ему было хорошо.

/противится, дает, Бог, смиренным, благодать, гордым/

Бог гордым противится, смиренным дает благодать.

- В чем может проявляться гордость?             /в делах, в мыслях, в словах/

- Как избежать гордости?             /стараться чаще каяться и думать о том, что все, что мы имеем, это от Бога и не является нашей заслугой/

- Найдите в предложении слова антонимы. Выпишите их.              У ДОСКИ 

- Как еще можно назвать гордого человека? А смиренного?

- Составьте предложение, в котором один предмет сопоставляется другому по размеру;  по длине, по форме…

Микроитог: 

- А для чего нужны антонимы?                                       /сравнение / точность/

3 команда                        Мурадян Н, Примак Я., Тюрина К.

Мы девицы – мы сестрицы похожи как капли водицы.

Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат.

Но значения у нас разные.     Кто мы?                                   /многозначные слова/

- Какие слова называют многозначными?

Мы приготовили для ребят скороговорку.

- Потренируйтесь в произношении этой скороговорки.

У ёлки иголки колки.

- Какое слово имеет несколько значений? Какие это значения?

- Какие многозначные слова вы еще знаете?

- Прочитайте стихотворение и вы узнаете новое слово, которое тоже имеет несколько значений.                                                                            СЛАЙД 12

Вот этой овсянки не хочется киске.

/вот этой овсянки, которая в миске/.

Какой же овсянки она захотела?

Не той ли, что мимо сейчас пролетела?

О какой овсянке говорилось в первом случае? О какой, во втором?

А теперь давайте поиграем «Заселяем дом»                      СЛАЙД 13

                                                                 Фронтально у компьютера

Микроитог:                                                             СЛАЙД 14   чистый

- Как вы думаете, как появились многозначные слова?

/ у них есть какое то общее свойство/

4 команда                                 Шимко М., Буряк С., Жукова П.

О какой группе слов пойдет речь сейчас?

Говорит учитель нам:

Дремлет лес и дремлет класс.

Как же нам его понять:

Разве лес - может спать?

- Ответьте на вопрос недоуменного ученика. Какое слово употребляется дважды? В каком значении - в первом случае? В каком - во втором?

                                   

Микроитог: 

- Какую роль играют многозначные слова и слова с переносным значением?

Какой они делают нашу речь?                          /выразительность/

  1. Итог урока

- Посмотрите, как богат наш русский язык. Русский язык считается одним из самых трудных и красивых языков.

- Давайте подведем итог урока.

- Над чем мы работали сегодня на уроке? /над словом/

- Какая наука занимается изучением значения слов?            /лексика/

- Значения каких групп слов мы затронули сегодня на уроке?

- Какую роль играют эти слова в нашей речи?

Красота речи

Точность речи

Выразительность речи

СЛАЙД   15     МОЛОДЦЫ

Оценки. Домашнее задание.

Спасибо за урок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Звенит звонок, начинается урок 1

Слайд 2

Электронные физминутки для глаз 2

Слайд 3

3

Слайд 4

4

Слайд 5

Значение русского слова 5

Слайд 6

Словом можно убить, Словом можно спасти, Словом можно полки За собой повести. 6

Слайд 7

В начале было Слово, Слово было у Бога, и Слово было Бог. 7

Слайд 8

8

Слайд 9

Мы с приятелем вдвоем Дружно , весело живем. Я иду , и он шагает . Я смеюсь , хохочет он. Если грустно мне бывает, Он печалится со мной. Мы с приятелем вдвоем Дружно, весело живем. Я иду , и он идет . Я смеюсь , смеётся он. Если грустно мне бывает, Он грустит со мной. 9

Слайд 10

Плохо жить без забот, худо без доброго слова. 10

Слайд 11

11

Слайд 12

Овсянка Вот этой овсянки не хочется киске. (Вот этой овсянки, которая в миске). Какой же овсянки она захотела? Не той ли, что мимо сейчас пролетела. 12

Слайд 13

А теперь давайте поиграем! Игра «Заселяем дом» Вот стоит высокий дом, Новоселье скоро в нём. Ты подумай, не спеши, И жильцов в дом засели! В этом доме живут… «ручки». 13

Слайд 14

14

Слайд 15

МОЛОДЦЫ !!! 15



Предварительный просмотр:

ПРЯМОЕ ЗНАЧЕНИЕ

ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Спят

Спят

Идут

Идут

Золотая

Золотая

Красная

Красный

Ф.И._________________________

Ф.И._________________________

ПРЯМОЕ ЗНАЧЕНИЕ

ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Спят

Спят

Идут

Идут

Золотая

Золотая

Красная

Красный

ПРЯМОЕ ЗНАЧЕНИЕ

ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Спят

Спят

Идут

Идут

Золотая

Золотая

Красная

Красный

Ф.И._________________________



Предварительный просмотр:

благодать

гордым

противится

дает

смиренным

Бог

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку «Слова со сходными значениями. Синонимы.» 2 класс (ПНШ)

Урок с презентацией по русскому языку. Программа "Перспективная Начальная Школа".Цели урока:Познакомить детей с синонимами, показать их роль  и значение в нашей речи; формировать умение находить ...

Открытый урок по русскому языку во 2-ом классе. Тема: Слова, близкие по значению (синонимы).

Урок углубляет знания о словах, близких по значению, учит понимать возможные различия синонимов (по сфере употребления, по стилистической и эмоционально-экспрессивной окрашенности), подбирать синонимы...

Урок - закрепление по теме: "Состав слова".

Урок - закрепление по теме: "Состав слова", обобщение знаний учащихся по изученной теме, умение образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов, формирование орфографической зоркости у учащих...

Урок закрепления знания по теме «Слова, обозначающие действия предметов»

Урок закрепления знания по теме "Слова, обозначающие действие предметов" 4 класс  (АООП, вариант 9.1)...

Слова, близкие по значению (синонимы) 2 класс

Конспект урока русского языка, 2 класс, УМК "перспектива. тема:"Слова, близкие по значению (синонимы)"...

Урок - закрепление по теме: "Корень слова. Однокоренные слова."

На данном уроке использовались разнообразные методы и приёмы, повышающие эмоциональный уровеньребёнка, способствующие формированию позитивного отношения к учёбе....