Звуки и буквы.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Ярославцева Галина Ивановна

звуки и буквы

Скачать:


Предварительный просмотр:


ЗВУКИ И БУКВЫ. НАЗВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ.
ВЫДЕЛЕНИЕ ЗВУКОВ И БУКВ В СЛОВАХ.
РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ И БУКВ

Задачи: повторить понятия «звук», «буква»; развивать внимание, фонематический слух, навыки грамотного, каллиграфического письма; формировать речевые способности; воспитывать трудолюбие.

Оборудование: картинка «Сова»; кассы букв; звуковые символы; плакат для минутки чистописания; плакат для организационного момента; круги красного цвета.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Упражнение на развитие внимания, зрительного восприятия.

Учитель вывешивает на доску плакат с буквами, написанными разными шрифтами.

– Какая буква «лишняя»? (Буква «Ж».) Почему? (Обозначает согласный звук.)

III. Изучение нового материала.

1. Беседа:

– К нам сегодня на урок залетела Мудрая Сова.

Используется предметная картинка с изображением совы.

– Мудрая Сова предлагает нам с вами отправиться в большое путешествие в Страну азбуки.

– Как вы думаете, кто живет в этой стране?

– В Стране азбуки живут буквы. Но путь в эту страну лежит через Страну звуков.

– Эта страна невидимая, но она окружает нас всюду.

– Как вы думаете, почему Страна звуков невидимая?

– Да потому, что звуки есть везде, их нельзя увидеть. Их можно только услышать или воспроизвести.

– Закройте глаза и прислушайтесь.

– Какие звуки вы слышите?

– Скажите, как сигналит машина?

– Как смеются?

– Как воет волк? Лает собака? Мяукает кошка?

– Так вот, все, что вы произнесли и услышали, – это и есть звуки. Звуками называется все, что можно услышать и произнести.

– А кто мне скажет, с помощью чего люди издают звуки?

– Что находится во рту каждого из вас?

– А  если  мы  закроем  рот,  что мешает нам увидеть зубы и язык? (Губы.)

– Попробуйте закрыть рот и сказать «Здравствуйте!», не открывая рта.

– Вы смогли правильно произнести это слово с закрытым ртом? (Не смогли.)

– Можно ли разговаривать без помощи губ, щек, языка и зубов? (Нельзя.)

– Значит, с помощью чего люди произносят звуки?

– Произнесите звук [и].

– В каком домике он живет? Почему в красном? (Обозначает гласный звук.)

2. Работа с кассой букв.

– А  кто  из  вас  помнит, с помощью какой буквы мы обозначаем звук [а]?

– Найдите ее в кассе букв. Прочтите эту букву.

– Ну вот мы и попали с вами в Страну азбуки – в Страну букв.

– В этой стране живут 33 буквы.

– А для чего нужны нам буквы? (Читать, писать.)

– Верно, буквы мы пишем или читаем.

– Итак, давайте повторим:

•  Звуки мы ... (произносим и слышим).

•  Буквы мы ... (пишем и читаем).

IV. Минутка чистописания.

– Внимательно посмотрите на плакат:

– Скажите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания? Она встречается чаще, чем другие.

– Сколько раз, какая это буква? (Буква «И», встречается 6 раз.)

– Сегодня вы будете писать букву «И», она изображена чаще других, а точнее – 6 раз.

V. Повторение изученного.

1. Игра «Маяк».

Когда дети слышат среди произносимых учителем звуков гласные звуки, они зажигают свой «маяк» (показывают круг красного цвета). Ошибки подсчитываются. Выигрывает тот, кто не допустил ни одной ошибки.

2. Игра «Чудо-дерево».

Украсить дерево игрушками, картинками, в названии которых имеется соответствующий звук. Подобрать слова с заданным звуком.

VI. Итог урока.

– В какой стране живут буквы?

– С помощью чего мы произносим звуки?

– Для чего нам нужны буквы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».

Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...

урок произношения 2 класс Тема: звук и буква Ж. звук и буква Ш.

Задачи:1.     Уточнить  и закрепить артикуляцию и акустические признаки при  произношении изучаемых звуков Ш и Ж.2.     Дифференцировать звуки Ш и Ж...

Конспект урока УМК «Школа 2100» по обучению грамоте на тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква»

Конспект  открытого  урокаУМК «Школа 2100»по обучению грамотена тему: «Звуки, обозначаемые буквами  и, г, п, т, р.Знакомство с согласными звуками.        ...

«Согласный звук ш , буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после шипящего звука ш».

Данный конспект урока станет хорошим помощником для учителей начальных классов и для студентов педагогических ВУЗов...

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а. Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письмо строчной и заглавной букв О, о.

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а.Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письм...