Конспект урока обучения грамоте "Буква С"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Конспект интегрированного урока обучения грамоте (чтение, письмо).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chizhova_s.a._obuchenie_gramote._uroki_3-4.docx | 25.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Чижова Светлана Александровна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ п.г.т. Осинки Безенчукского района Самарской области
Уроки 3,4.
Тема: Буквы «С», «с», обозначающие согласные звуки [с], [с´].
Цели: познакомить учащихся со звуками [ с ], [ с´], с буквами «С», «с», с правилами переноса слов; развивать навыки беглого чтения , записи предложений письменными буквами, слого-звукгвого анализа слов, самопроверки, взаимной проверки, работы с сигнальными карточками; развивать внимание, чувство коллективизма, познавательные интересы; закрепить знание дорожных знаков; воспитывать чувство любви к книге.
Ход занятий.
1* Организационный момент.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Злость, капризы, ссоры с ленью
Пусть останутся за дверью.
С улыбкой и старанием
Получим много знаний мы. (С. Чижова)
2* Читательская пятиминутка («жужжащее» чтение с использованием «Практического пособия для обучения детей чтению»).
3* Повторение ранее пройденного материала.
- Того, кто сегодня на уроке будет помогать нам получать знания, я прошу вас угадать:
У него глаза цветные –
Не глаза, а три огня.
Он по очереди ими
Сверху смотрит на меня. (Светофор)
- А вот и наш гость. Светофору будет очень приятно, если вы вспомните, где и для чего он необходим.
- Ребята, вы неплохие знатоки, поэтому Светофор обращается к вам за помощью. Дело в том, что на улице Алфавитной, на остановке, стоит автобус сине-зелёного цвета и не знает, каких пассажиров впустить в салон. Помогите определить, какие буквы могут войти в автобус.
- Кто поможет впустить согласные?
- Что их объединяет? (Они непарные по глухости)
- Какие пассажиры остались на остановке? (Гласные)
- Автобус какого цвета для них потребуется? (Красного)
- Наконец, подъехал автобус красного цвета, где оставшиеся пассажиры разместились в 2 ряда.
- Что объединяет гласные первого ряда? (Обозначают твёрдость предшествующего согласного)
- Что объединяет гласные второго ряда? (Обозначают мягкость предшествующего согласного)
4* Определение темы урока.
- Молодцы! Вы помогли Светофору, а в благодарность он хочет познакомить вас со своей любимой буквой и с новыми звуками, с какими – узнаем, отгадывая загадки:
На чужой спине едет,
А на своей груз везёт. (Седло)
Гладкий, бурый, неуклюжий,
Он не любит зимней стужи.
До весны в норе глубокой
Посреди степи широкой
Сладко спит себе зверёк,
А зовут его … (Сурок)
- Кто догадался, какова будет тема урока.
5* Изучение нового материала.
- Слого-звуевой анализ слов.
- Составим слого-звуковые схемы слов-отгадок по плану (алгоритм разбора схематично дан на доске)
Разбор слова «сурок». Ученики поочерёдно работают у доски (комментируя, выставляют демонстрационные фишки на наборное полотно), остальные – на своих рабочих местах, пользуясь фишками, кассой букв.
Разбор слова «седло» дети выполняют самостоятельно, после чего сверяют свою работу с образцом, открывшимся на доске, где учитель умышленно допустил ошибку. Найдя её, дети показывают сигнальную карточку «Ошибка!».
- Что случилось? (В слове «седло» первый звук не твёрдый, а мягкий)
Обращается внимание на то, что в слове «седло» звук [и] обозначается буквой «е». Это «проблемная» буква – безударная гласная.
- Внимательно посмотрите на обе слого-звуковые схемы. Что в них общего? (Эти слова начинаются с буквы «с»; в них по 2 слога: второй слог ударный; по 5 звуков: 3 согласных и 2 гласных)
- Чем отличаются эти слова? (В слове «сурок»: в первом слоге 2 звука, а во втором 3; буква «с» обозначает твёрдый звук; нет мягкого согласного звука; 2 глухих согласных звука и 1 звонкий. В слове «седло»: в первом слоге 3 звука, а во втором 2; буква «с» обозначает мягкий согласный звук; есть 1 мягкий согласный звук; 2 звонких согласных звука и 1 глухой.)
- «Новоселье» буквы в «Замке букв» (в ленте букв).
- Итак, звуки [ с ], [ с´] мы будем обозначать буквой «с». Куда мы поселим новую букву? (В сине-зелёную «гостиную», т. к. обозначает твёрдый и мягкий согласные звуки; на нижнем этаже, т. к. обозначает глухой согласный звук)
- Из истории буквы «с».
- В наше время буква эта называется «эс». Древнее исконное её название – «слово» - то, что можно слышать. От древнего слова «слово» произошло и слово «слава», а от него – «славяне». Это русские, украинцы, белорусы, поляки, чехи, словаки, болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы. Славяне – это народ, имеющий славу, славный народ.
Слово – реальная сила, которая может изменить мир. Недаром говорят: «Живым словом победить можно».
- Физминутка – «Звуковая эстафета».
- Теперь вы не ученики, а звуки знакомого нам слова «седло». В этом слове 5 звуков, но т. к. звуки [ д ], [ л ] имеют сходство (согласные твёрдые, звонкие), в командах будет по всего 4 человека. Каждому члену команды достаётся свой звук (например, «Первые номера команд – вы звук [ с´] - согласный, мягкий, глухой». Нужно быть внимательными, т. к. у согласных 2 характеристики!)
- Начинаем эстафету. Будьте внимательны и собраны, чтобы не подвести свою команду.
Вызов участников:
- мягкий согласный звук;
- твёрдый согласный звук;
- безударный гласный звук;
- глухой согласный звук;
- ударный гласный звук;
- звонкий согласный звук.
Дети добегают до указанной цели и возвращаются в команду. По окончании отмечается команда-победительница, все участники награждаются сувенирами – дорожными знаками.
- Ребята, давайте порадуем Светофора знанием дорожных знаков. Что означают следующие знаки? (Показ знаков)
- А эти 2 знака (зелёный «и» и зелёный «ы») из страны Звуков и Букв. Помогите Светофору найти ошибочный, чтобы предупредить аварии. Определите, в какой руке я его держу.
- Вспомните, какое правило было нарушено.
Согласный с «а», «о», «у», «э», «ы»
Твёрдо ты произноси!
Согласный с «я», «ё», «ю», «е», «и»
Мягко ты произноси!
- Обучение письму строчной буквы «с».
*Зрительное восприятие.
Полумесяц в небе тёмном
Буквой «с» повис над домом. (В. Степанов)
Шёл конь, подковами звеня,
Как буква «с» следы коня. (Е. Тарлапан)
Села мышка в уголок,
Съела бублика кусок. (Г. Виеру)
*«Тактильное знакомство» со строчной буквой «с» методом ощупывания буквы, вырезанной из наждачной бумаги, в направлении письма.
*Письмо буквы с помощью вкладыша.
*Работа в прописи № 1 (стр. 26)
Слого-звуковой анализ слова «сосиски». Письмо строчной буквы «с». Нижнее и верхнее соединения с буквой «с». Запись слов «осы», «осина»; деление на слоги (сколько в слове гласных, столько и слогов); определение ударной, безударных гласных.
Знакомство с правилами переноса слов: если слово не помещается на строке, его нужно продолжить на следующей, т. е. перенести; переноси слова по слогам; не оставляй одну букву на строке; не переноси одну букву на следующую строку.
В результате наблюдений над словами дети приходят к выводу:
- нельзя переносить односложные слова (1 слог);
- нельзя оставлять на строке и переносить на другую строку слоги, состоящие из одной гласной.
Запись предложений с соблюдением правил:
- первое слово в предложении и имена собственные пишутся с заглавной буквы;
- все слова в предложении пишутся отдельно;
- в конце предложения ставится знак (. ? ! ).
- Пальчиковая гимнастика.
Дружно пальчики сгибаем,
Крепко кулачки сжимаем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем разгибать. (О. Узорова)
Дети вытягивают руки вперёд, сжимают пальцы в кулачки как можно сильнее, а затем расслабляют их и разжимают. Повторяют упражнение несколько раз.
- Работа с учебником (стр. 48 – 49).
*Работа с иллюстрацией в учебнике.
- Какое время суток изображено?
- Что случилось с девочками?
- Что бы вы предложили девочкам в этой непростой ситуации?
- В какое время года отправились девочки в лес?
Показ репродукции картины художника Левитана «Золотая осень» под музыку П. И. Чайковского «Времена года».
- Почему художник назвал картину «Золотая осень»?
- Что означает слово «золотая»?
Чтение отрывка из стихотворения И. Бунина. Впечатления о прочитанном. Чтение читающими учениками.
Словарная работа:
- багряный – красный цвет густого, тёмного оттенка;
- лиловый – цвет фиалки или тёмных соцветий сирени, фиолетовый;
- терем – высокий богатый дом с покатой крышей.
*Риторическая пятиминутка.
- Послушайте ещё одно стихотворение. Подумайте, какую примету осени можно обнаружить в этих строчках:
Слышит Мишка косолапый
Близкой бури грозный свист.
Он зовёт на помощь папу –
Удержать последний лист.
Папа шепчет: - Это осень…
А осеннею порой
Расстаётся лес с листвой. (Л. Сорокин)
- Какое настроение вызывает это стихотворение?
- Закончи предложение: «Весна вызывает чувство радости, а осень …».
- Какие строчки надо читать медленно, а какие быстро; тихо, громко?
- Подумай, почему Осень имеет 3 имени и 3 отчества. Что они означают?
Пришла Осень:
Сентябрина Дождиковна,
Октябрина Листопадовна,
Ноябрина Холодовна.
- Но осень не только навевает грусть, но и радует нас прекрасными картинами природы, потому что она - прекрасный художник.
Чтение читающими учениками стихотворения:
Осень длинной тонкой кистью
Перекрашивает листья.
Красный, жёлтый, золотой –
Как хорош ты, лист цветной!
- Узнай осенние листья. (Показ)
По желанию дети могут дома нарисовать осенние листья.
Составление слов из слогов. Чтение слов, предложений. Восклицательные предложения.
- Обучение письму заглавной буквы «С» (аналогично обучению письму строчной буквы).
Работа в прописи № 1 (стр. 27).
Письмо заглавной буквы «С». Верхнее и нижнее соединения. Запись предложений. Определение количества слов в предложении.
- Вспомним правило правописания заглавной буквы в словах:
Помни: пишутся всегда
С большой буквы города,
Клички, имена, моря …
И фамилия твоя.
- Разминка для глаз с использованием тренажёра Базарного.
6* Закрепление изученного на уроке материала.
- Книжная пятиминутка.
- Ещё один гость пожаловал к нам на урок. Кто же это? (Дядя Миша)
- Кто придумал этого сказочного героя? (В. Г. Сутеев)
- Случайно ли мы вспомнили сегодня этого автора? (Фамилия начинается с буквы «С»)
- Владимир Григорьевич Сутеев начал свою профессиональную деятельность как художник-мультипликатор. В мультипликации у Сутеева было 3 профессии – художник-постановщик, режиссёр, сценарист. Он создал более 30 мультфильмов.
Художник Сутеев иллюстрировал книги многих детских писателей: К. Чуковского, С. Михалкова, А. Барто, Джанни Родари и др..
Но разве мог В. Г. Сутеев не создать для детей своей собственной книги? Ведь он был не простой, а волшебный художник, который хотел написать весёлые истории, чтобы все дети на свете смеялись.
Но были в жизни В. Г. Сутеева и суровые времена. Во время Великой Отечественной войны художник и писатель убрал в стол кисти, ручку, бумагу и ушёл на фронт. В его книгах добро всегда побеждает зло. Так случилось и в жизни. После войны Сутеев снова вернулся к своему любимому делу.
- С какими произведениями В. Г. Сутеева вы уже знакомы7 («Дядя Миша», «Мешок яблок», «Яблоко», «Мы ищем Кляксу», «Под грибом», «Волшебный магазин», «Петя и Красная Шапочка», «Три котёнка», «Цыплёнок и утёнок» и др.)
- Упражнение «Волшебное окошко».
- А сейчас вместе с дядей Мишей мы попутешествуем по слоговой таблице (чтение слогов с буквой «с»).
- Какие слова могли бы подружиться со словом Миша? (Слого-звуковая схема слова «Миша» дана рядом со сказочным героем – дядей Мишей, изображённым на карточке «Волшебное окошко») (Липа, Зина и др.)
- Давайте проверим, какие слова запомнил дядя Миша.
Составление слов из слогов по слоговой таблице, чтение: «Вика», «Вера», «небо», «ваза».
- Почему вы показываете сигнальную карточку «Ошибка!»? (В слове «ваза» первый звук твёрдый, а не мягкий, как в слове «Миша»)
- Упражнение «Слогочиталочка».
Дети читают слоги с буквой «с», перемещая в абаке полоску с гласными; работают в парах (сигнал) по принципу «учитель – ученик», меняясь ролями.
- Упражнение «Твёрдый – мягкий».
Предварительное чтение читающими учениками стихотворения В. Лунина:
Солнце село за селом,
Спят синицы, сойки спят.
Спит в реке усатый сом,
Спит и лес, и степь, и сад.
Стадо спит, пастух и пёс …
Сон в страну свою унёс
Всех. (В. Лунин)
- Названия каких птиц в этом стихотворении начинаются с буквы «с»? (Сойки, синицы)
- Названия каких ещё птиц начинаются с буквы «с»? (Сорока, соловей, скворец, сова, снегирь, свиристель и др.)
Учитель показывает картинки с изображением птиц. Если в названии птицы есть новые изученные звуки, дети показывают сигнальную карточку нужного цвета (синяя – твёрдый согласный звук, зелёная – мягкий).
7* подведение итогов.
- Что нового узнали на уроке?
- Что вызвало затруднение?
- Что особенно понравилось и запомнилось?
- Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока обучения грамоте 1 класс
На данном уроке дети осваивают работу в четвёрках(подготовка к работе в группе). Работа проводится на этапе закрепления.Задания на уроке - моя педагогическая находка....
Конспект урока обучения грамоте Тема урока: «Гласные и согласные звуки» (УМК « Система Л.В.Занкова»)
Конспект урока обучения грамоте с использованием интерактивной доски, нетбуков для детей, Единой Коллекции ЦОР, CD Программно-методического комплекса "Развитие речи"для интерактивной доски...
Конспект урока обучения грамоте.(Программа «Школа 2100») Тема урока: Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш.
Урок в 1 классе по теме «Согласный звук [ш], буква ш» разработан в соответствии с требованиями ФГОС по программе «Школа 2100». Это урок «открытия» новых знаний. Он проведён по технологии проблем...
План - конспект урока обучения чтению в первом классе и урок русского языка во втором классе. УМК Перспективная начальная школа
ФИО (полностью)Агафонова Антонина ВладимировнаМесто работыМАОУ «Окунёвская СОШ» Тюменская обл., Омутинский р.-н с.ОкунёвскоеДолжностьУчительПредметОбучение чтению (обучение грамоте) и русс...
Конспект урока обучения чтению по УМК "Школа России". Тема урока "Звук й, Буквы Йй
В ходе урока дети определяют особенность буквы й (обозначает согласный звук, не входящий в слияние; звук [j’] слога не образует; в русских словах буква й бывает только строчная); выполняют слого-звуко...
Конспект урока обучения грамоте 1 «В» класс. Тема урока: «Век живи, век учись. Как образуется слог?»
1. Обсудить тему «Век живи, век учись».2. Вспомнить сказку «Волк и семеро козлят».3. Р...
Конспект урока обучения грамоте (чтение). УМК «Перспектива». Тема урока: «Буквы В, в. Согласные звуки [В] и [В̓]».
Тема урока: «Буквы В, в. Согласные звуки [В] и [В̓]».Тип урока: урок открытия нового знанияЦель. Создать условия для формирования новых знаний учащихся о звуках [в] и [в̓]...