Конспект урока обучения грамоте "Буква С"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Чижова Светлана Александровна

Конспект интегрированного урока обучения грамоте (чтение, письмо).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chizhova_s.a._obuchenie_gramote._uroki_3-4.docx25.57 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Чижова Светлана Александровна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ п.г.т. Осинки Безенчукского района Самарской области

Уроки 3,4.

Тема: Буквы «С», «с», обозначающие согласные звуки [с], [с´].

Цели: познакомить учащихся со звуками [ с ], [ с´], с буквами «С», «с», с правилами переноса слов; развивать навыки беглого чтения , записи предложений письменными буквами, слого-звукгвого анализа слов, самопроверки, взаимной проверки, работы с сигнальными карточками; развивать внимание, чувство коллективизма, познавательные интересы; закрепить знание дорожных знаков; воспитывать чувство любви к книге.

 

Ход занятий.

   1* Организационный момент.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Злость, капризы, ссоры с ленью

Пусть останутся за дверью.

С улыбкой и старанием

Получим много знаний мы.   (С. Чижова)

   2* Читательская пятиминутка   («жужжащее» чтение с использованием «Практического пособия для обучения детей чтению»).

   3* Повторение ранее пройденного материала.

- Того, кто сегодня на уроке будет помогать нам получать знания, я прошу вас угадать:

У него глаза цветные –

Не глаза, а три огня.

Он по очереди ими

Сверху смотрит на меня.   (Светофор)

- А вот и наш гость. Светофору будет очень приятно, если вы вспомните, где и для чего он необходим.

- Ребята, вы неплохие знатоки, поэтому Светофор обращается к вам за помощью. Дело в том, что на улице Алфавитной, на остановке, стоит автобус сине-зелёного цвета и не знает, каких пассажиров впустить в салон. Помогите определить, какие буквы могут войти в автобус.

- Кто поможет впустить согласные?

- Что их объединяет? (Они непарные по глухости)

- Какие пассажиры остались на остановке? (Гласные)

- Автобус какого цвета для них потребуется? (Красного)

- Наконец, подъехал автобус красного цвета, где оставшиеся пассажиры разместились в 2 ряда.

- Что объединяет гласные первого ряда? (Обозначают твёрдость предшествующего согласного)

- Что объединяет гласные второго ряда? (Обозначают мягкость предшествующего согласного)

   4* Определение темы урока.

- Молодцы! Вы помогли Светофору, а в благодарность он хочет познакомить вас со своей любимой буквой и с новыми звуками, с какими – узнаем, отгадывая загадки:

На чужой спине едет,

А на своей груз везёт.   (Седло)

Гладкий, бурый, неуклюжий,

Он не любит зимней стужи.

До весны в норе глубокой

Посреди степи широкой

Сладко спит себе зверёк,

А зовут его …   (Сурок)

- Кто догадался, какова будет тема урока.

   5* Изучение нового материала.

  1. Слого-звуевой анализ слов.

- Составим слого-звуковые схемы слов-отгадок по плану (алгоритм разбора схематично дан на доске)

   Разбор слова «сурок». Ученики поочерёдно работают у доски (комментируя, выставляют демонстрационные фишки на наборное полотно), остальные – на своих рабочих местах, пользуясь фишками, кассой букв.

   Разбор слова «седло» дети выполняют самостоятельно, после чего сверяют свою работу с образцом, открывшимся на доске, где учитель умышленно допустил ошибку. Найдя её, дети показывают сигнальную карточку «Ошибка!».

- Что случилось? (В слове «седло» первый звук не твёрдый, а мягкий)

   Обращается внимание на то, что в слове «седло» звук [и] обозначается буквой «е». Это «проблемная» буква – безударная гласная.

- Внимательно посмотрите на обе слого-звуковые схемы. Что в них общего? (Эти слова начинаются с буквы «с»; в них по 2 слога: второй слог ударный; по 5 звуков: 3 согласных и 2 гласных)

- Чем отличаются эти слова? (В слове «сурок»: в первом слоге 2 звука, а во втором 3; буква «с» обозначает твёрдый звук; нет мягкого согласного звука; 2 глухих согласных звука и 1 звонкий. В слове «седло»: в первом слоге 3 звука, а во втором 2; буква «с» обозначает мягкий согласный звук; есть 1 мягкий согласный звук; 2 звонких согласных звука и 1 глухой.)

   

  1. «Новоселье» буквы в «Замке букв» (в ленте букв).

 - Итак, звуки [ с ], [ с´] мы будем обозначать буквой «с». Куда мы поселим новую букву? (В сине-зелёную «гостиную», т. к. обозначает твёрдый и мягкий согласные звуки; на нижнем этаже, т. к. обозначает глухой согласный звук)

  1. Из истории буквы «с».

- В наше время буква эта называется «эс». Древнее исконное её название – «слово» - то, что можно слышать. От древнего слова «слово» произошло и слово «слава», а от него – «славяне». Это русские, украинцы, белорусы, поляки, чехи, словаки, болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы. Славяне – это народ, имеющий славу, славный народ.

   Слово – реальная сила, которая может изменить мир. Недаром говорят: «Живым словом победить можно».

 

  1. Физминутка – «Звуковая эстафета».

- Теперь вы не ученики, а звуки знакомого нам слова «седло». В этом слове 5 звуков, но т. к.  звуки [ д ], [ л ] имеют сходство (согласные твёрдые, звонкие), в командах будет по всего 4 человека. Каждому члену команды достаётся свой звук (например, «Первые номера команд – вы звук [ с´]  - согласный, мягкий, глухой». Нужно быть внимательными, т. к. у согласных 2 характеристики!)

- Начинаем эстафету. Будьте внимательны и собраны, чтобы не подвести свою команду.

   Вызов участников:

  • мягкий согласный звук;
  • твёрдый согласный звук;
  • безударный гласный звук;
  • глухой согласный звук;
  • ударный гласный звук;
  • звонкий согласный звук.

   Дети добегают до указанной цели и возвращаются в команду. По окончании отмечается команда-победительница, все участники награждаются сувенирами – дорожными знаками.

- Ребята, давайте порадуем Светофора знанием дорожных знаков. Что означают следующие знаки? (Показ знаков)

- А эти 2 знака (зелёный «и» и зелёный «ы») из страны Звуков и Букв. Помогите Светофору найти ошибочный, чтобы предупредить аварии. Определите, в какой руке я его держу.

- Вспомните, какое правило было нарушено.

Согласный с «а», «о», «у», «э», «ы»

Твёрдо ты произноси!

Согласный с «я», «ё», «ю», «е», «и»

Мягко ты произноси!

  1. Обучение письму строчной буквы «с».

   *Зрительное восприятие.

Полумесяц в небе тёмном

Буквой «с» повис над домом.   (В. Степанов)

Шёл конь, подковами звеня,

Как буква «с» следы коня.   (Е. Тарлапан)

Села мышка в уголок,

Съела бублика кусок.   (Г. Виеру)

   *«Тактильное знакомство» со строчной буквой «с» методом ощупывания буквы, вырезанной из наждачной бумаги, в направлении письма.

   *Письмо буквы с помощью вкладыша.

   *Работа в прописи № 1 (стр. 26)

   Слого-звуковой анализ слова «сосиски». Письмо строчной буквы «с». Нижнее и верхнее соединения с буквой «с». Запись слов «осы», «осина»;  деление на слоги (сколько в слове гласных, столько и слогов); определение ударной, безударных гласных.

   Знакомство с правилами переноса слов: если слово не помещается на строке, его нужно продолжить на следующей, т. е. перенести; переноси слова по слогам; не оставляй одну букву на строке; не переноси одну букву на следующую строку.

   В результате наблюдений над словами дети приходят к выводу:

  • нельзя переносить односложные слова (1 слог);
  • нельзя оставлять на строке и переносить на другую строку слоги, состоящие из одной гласной.

   Запись предложений с соблюдением правил:

  • первое слово в предложении и имена собственные пишутся с заглавной буквы;
  • все слова в предложении пишутся отдельно;
  • в конце предложения ставится знак (. ? ! ).

  1. Пальчиковая гимнастика.

Дружно пальчики сгибаем,

Крепко кулачки сжимаем.

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаем разгибать.   (О. Узорова)

   Дети вытягивают руки вперёд, сжимают пальцы в кулачки как можно сильнее, а затем расслабляют их и разжимают. Повторяют упражнение несколько раз.

  1. Работа с учебником (стр. 48 – 49).

   *Работа с иллюстрацией в учебнике.  

- Какое время суток изображено?

- Что случилось с девочками?

- Что бы вы предложили девочкам в этой непростой ситуации?

- В какое время года отправились девочки в лес?

    Показ репродукции картины художника Левитана «Золотая осень» под музыку П. И. Чайковского «Времена года».      

- Почему художник назвал картину «Золотая осень»?

- Что означает слово «золотая»?

    Чтение отрывка из стихотворения И. Бунина. Впечатления о прочитанном. Чтение читающими учениками.

    Словарная работа:

  • багряный – красный цвет густого, тёмного оттенка;
  • лиловый – цвет фиалки или тёмных соцветий сирени, фиолетовый;
  • терем – высокий богатый дом с покатой крышей.

   *Риторическая пятиминутка.

- Послушайте ещё одно стихотворение. Подумайте, какую примету осени можно обнаружить в этих строчках:

Слышит Мишка косолапый

Близкой бури грозный свист.

Он зовёт на помощь папу –

Удержать последний лист.

Папа шепчет: - Это осень…

А осеннею порой

Расстаётся лес с листвой.   (Л. Сорокин)

- Какое настроение вызывает это стихотворение?

- Закончи предложение: «Весна вызывает чувство радости, а осень …».

- Какие строчки надо читать медленно, а какие быстро; тихо, громко?

- Подумай, почему Осень имеет 3 имени и 3 отчества. Что они означают?

    Пришла Осень:

    Сентябрина Дождиковна,

    Октябрина Листопадовна,

    Ноябрина Холодовна.

- Но осень не только навевает грусть, но и радует нас прекрасными картинами природы, потому что она - прекрасный художник.

    Чтение читающими учениками стихотворения:

Осень длинной тонкой кистью

Перекрашивает листья.

Красный, жёлтый, золотой –

Как хорош ты, лист цветной!

- Узнай осенние листья. (Показ)

    По желанию дети могут дома нарисовать осенние листья.

    Составление слов из слогов. Чтение слов, предложений. Восклицательные предложения.

  1. Обучение письму заглавной буквы «С» (аналогично обучению письму строчной буквы).

   Работа в прописи № 1 (стр. 27).

Письмо заглавной буквы «С». Верхнее и нижнее соединения. Запись предложений. Определение количества слов в предложении.

- Вспомним правило правописания заглавной буквы в словах:

Помни: пишутся всегда

С большой буквы города,

Клички, имена, моря …

И фамилия твоя.

  1. Разминка для глаз с использованием тренажёра Базарного.

   6* Закрепление изученного на уроке материала.

  1. Книжная пятиминутка.

- Ещё один гость пожаловал к нам на урок. Кто же это?  (Дядя Миша)

- Кто придумал этого сказочного героя?  (В. Г. Сутеев)

- Случайно ли мы вспомнили сегодня этого автора?  (Фамилия начинается с буквы «С»)

- Владимир Григорьевич Сутеев начал свою профессиональную деятельность как художник-мультипликатор. В мультипликации у Сутеева было 3 профессии – художник-постановщик, режиссёр, сценарист. Он создал более 30 мультфильмов.

   Художник Сутеев иллюстрировал книги многих детских писателей: К. Чуковского, С. Михалкова, А. Барто, Джанни Родари и др..

   Но разве мог В. Г. Сутеев не создать для детей своей собственной книги? Ведь он был не простой, а волшебный художник, который хотел написать весёлые истории, чтобы все дети на свете смеялись.

   Но были в жизни В. Г. Сутеева и суровые времена. Во время Великой Отечественной войны художник и писатель убрал в стол кисти, ручку, бумагу и ушёл на фронт. В его книгах добро всегда побеждает зло. Так случилось и в жизни. После войны Сутеев снова вернулся к своему любимому делу.

- С какими произведениями В. Г. Сутеева вы уже знакомы7  («Дядя Миша», «Мешок яблок», «Яблоко», «Мы ищем Кляксу», «Под грибом», «Волшебный магазин», «Петя и Красная Шапочка», «Три котёнка», «Цыплёнок и утёнок» и др.)

  1. Упражнение «Волшебное окошко».

- А сейчас вместе с дядей Мишей мы попутешествуем по слоговой таблице (чтение слогов с буквой «с»).  

- Какие слова могли бы подружиться со словом Миша?  (Слого-звуковая схема слова «Миша» дана рядом со сказочным героем – дядей Мишей, изображённым на карточке «Волшебное окошко»)   (Липа, Зина и др.)

- Давайте проверим, какие слова запомнил дядя Миша.  

    Составление слов из слогов по слоговой таблице, чтение: «Вика», «Вера», «небо», «ваза».

- Почему вы показываете сигнальную карточку «Ошибка!»?   (В слове «ваза» первый звук твёрдый, а не мягкий, как в слове «Миша»)

  1. Упражнение «Слогочиталочка».

   Дети читают слоги с буквой «с», перемещая в абаке полоску с гласными; работают в парах (сигнал) по принципу «учитель – ученик», меняясь ролями.

 

  1. Упражнение «Твёрдый – мягкий».

   Предварительное чтение читающими учениками стихотворения В. Лунина:

Солнце село за селом,

Спят синицы, сойки спят.

Спит в реке усатый сом,

Спит и лес, и степь, и сад.

Стадо спит, пастух и пёс …

Сон в страну свою унёс

Всех.                                   (В. Лунин)

- Названия каких птиц в этом стихотворении начинаются с буквы «с»?   (Сойки, синицы)

- Названия каких ещё птиц начинаются с буквы «с»?   (Сорока, соловей, скворец, сова, снегирь, свиристель и др.)

   Учитель показывает картинки с изображением птиц. Если в названии птицы есть новые изученные звуки, дети показывают сигнальную карточку нужного цвета (синяя – твёрдый согласный звук, зелёная – мягкий).

     7* подведение итогов.

- Что нового узнали на уроке?

- Что вызвало затруднение?

- Что особенно понравилось и запомнилось?

- Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте 1 класс

На данном уроке дети осваивают работу в четвёрках(подготовка к работе в группе). Работа проводится на этапе закрепления.Задания на уроке - моя педагогическая находка....

Конспект урока обучения грамоте Тема урока: «Гласные и согласные звуки» (УМК « Система Л.В.Занкова»)

Конспект урока обучения грамоте  с использованием интерактивной доски, нетбуков для детей, Единой Коллекции ЦОР,  CD Программно-методического комплекса "Развитие речи"для интерактивной доски...

Конспект урока обучения грамоте.(Программа «Школа 2100») Тема урока: Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш.

Урок в 1 классе по теме «Согласный звук [ш], буква ш» разработан в соответствии с требованиями ФГОС по программе «Школа 2100». Это урок «открытия» новых знаний. Он проведён по технологии проблем...

План - конспект урока обучения чтению в первом классе и урок русского языка во втором классе. УМК Перспективная начальная школа

ФИО (полностью)Агафонова Антонина ВладимировнаМесто работыМАОУ «Окунёвская СОШ» Тюменская обл., Омутинский р.-н с.ОкунёвскоеДолжностьУчительПредметОбучение чтению (обучение грамоте)   и русс...

Конспект урока обучения чтению по УМК "Школа России". Тема урока "Звук й, Буквы Йй

В ходе урока дети определяют особенность буквы й (обозначает согласный звук, не входящий в слияние; звук [j’] слога не образует; в русских словах буква й бывает только строчная); выполняют слого-звуко...

Конспект урока обучения грамоте 1 «В» класс. Тема урока: «Век живи, век учись. Как образуется слог?»

1.      Обсудить тему «Век живи, век учись».2.      Вспомнить сказку «Волк и семеро козлят».3.      Р...

Конспект урока обучения грамоте (чтение). УМК «Перспектива». Тема урока: «Буквы В, в. Согласные звуки [В] и [В̓]».

Тема урока: «Буквы В, в. Согласные звуки [В] и [В̓]».Тип урока: урок открытия нового знанияЦель. Создать условия для формирования новых знаний  учащихся о звуках [в] и [в̓]...