КОНСТРУКТ УРОКА ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ НА ТЕМУ "ЗВУК (Ш), БУКВЫ Шш
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Автор-составитель:
Сутормина Светлана Николаевна
- учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 183
Тема урока (Т): Звук (ш), буквы Ш,ш
Цели урока (Ц):
· образовательная (познавательная) – познакомить обучающихся со звуком (ш) и его характеристикой, научить обозначать звук буквами Ш,ш, научить правильному написанию букв, познакомить с орфограммой «ши»
· развивающая – создать условия для формирования регулятивных (выполнять учебные действия в громкой речевой и умственной форме, учиться определять степень успешности своей работы, учиться осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников), познавательных (ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, осуществлять поиск необходимой информации, строить связные высказывания, наблюдать, сравнивать и делать выводы) и коммуникативных УУД (вступать в сотрудничество с учителем и сверстниками, слушать и понимать речь других, участвовать в коллективном обсуждении прочитанного);
· воспитательная – создать условия для формирования личностных УУД (умения слушать и слышать собеседника, настраиваться на учебную деятельность, переключаться на другой вид деятельности, оценивать свою деятельность и деятельность других обучающихся).
Ожидаемые результаты урока:
· предметные – обучающиеся познакомятся со звуком (ш), научатся давать ему характеристику, обозначать звук буквами Ш ш , научатся правильному написанию букв, познакомятся с орфограммой «ши»;
· метапредметные – обучающиеся познакомятся с понятием учебной задачи урока,
овладеют способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
познакомятся со знаково-символическими средствами подачи информации
(условными обозначениями звука) ;
· личностные – ученики смогут задуматься о смысле учебной деятельности, как
источнике получения новых знаний и умений самостоятельно решать возникающие
проблемные вопросы.
Материалы к уроку: учебник «Букварь» (Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеева), классная лента букв, листочки с заданиями для индивидуальной работы, демонстрационное сопровождение урока, смайлики- наклейки для оценивания, тетради для печатания
Конструкт урока
Время, мин | Элементы структуры занятия |
Содержание этапов занятия | Планирование действий педагогической оценки |
10 | ПЭУ Орг.момент
Повторение пройденного | Эмоциональное вхождение в урок «Поделись улыбкою своей» (звуковая мультимедийная гимнастика для глаз): - внимательно следите глазами за движущимися объектами на полянке - не забывайте улыбаться в ответ тому, кто улыбается вам - поделитесь своей улыбкой с соседом - у кого настроение улучшилось после улыбки соседа? Работа с лентой букв - вспомните и расскажите на какие группы делятся буквы русского алфавита (гласные и согласные) - как называется эта таблица? (лента букв) - назовите буквы, которые обозначают парные согласные звуки - назовите буквы, которые обозначают 2 звука- твердый и мягкий - возьмите листочки и обведите все гласные буквы красным цветом, все согласные буквы, которые обозначают два звука – синим цветом - поменяйтесь листочками, проверьте работу соседа (образец проверки указан на слайде) - поставьте наклейку-смайлик соседу - Что вы заметили ? ( одна буква осталась не обведена) - Почему мы не можем ее обвести? (ситуация затруднения, обусловленная незнанием обучающимися нового учебного материала урока)
| взаимо-оценивание настроения детей в парах
Взаимооцени вание в парах
|
| Тема (Т) | Звук (ш), буквы Ш ш
|
Оценивание учащихся, участвующих в ЦП
|
| Цель урока (Ц) | Сегодня мы познакомимся с новым звуком (ш) и научимся обозначать его буквами Ш,ш
| |
| Задачи урока (З) | -Каким путем мы пойдем к цели? 1) Сначала послушаем звук, определим какой он, обозначим звук схемой-человечком 2) Затем установим, какой буквой он обозначается, научимся ее писать 3) И, наконец, выясним, как читаются слоги и слова с этим звуком, а также познакомимся с новым правилом | |
5 | I этап | Понятие звук (ш)
| |
| Цель 1 (Ц1) | Отгадайте загадку и послушайте первый звук в слове-отгадке: Твой хвостик я в руке держал, Ты полетел, я побежал (шарик, Шарик) |
Оценивание учащихся, включенных в работу
Оценивание учащихся, участвующих в подведении итога 1 этапа
|
| Суть работы на I этапе | Попробуйте самостоятельно определить какой это звук гласный или согласный? (согласный) Внимательно послушайте звук и определите какой он звонкий или глухой? (глухой) Понаблюдайте, чем этот звук отличается от других глухих звуков? (шипящий) Заметьте, можно ли этот звук произнести мягко? (нет) Обозначим звук схемой-человечком | |
| Итог 1 (И1)
ФИЗПАУЗА | Сделайте вывод, какой это звук? (звук (ш)- согласный, глухой (шипящий), твердый
«Делай как я» (звуковое мультимедийное сопровождение) | |
| ЭЛП | А как вы думаете какой буквой обозначается звук (ш)? (ситуация затруднения, обусловленная незнанием обучающимися правильного названия буквы)
|
Оценивание учащихся, включенных в работу
Оценивание учащихся, участвующих в подведении итога 2 этапа |
12 | II этап | Обозначение звука (ш) буквами Ш,ш
| |
| Цель 2 (Ц2) | Послушайте стихотворение С.Я. Маршака и постарайтесь запомнить правильное название буквы: Буква – Ша,буква –Ша, Буква очень хороша, Потому что из нее Можно сделать Е и Е
| |
| Суть работы на II этапе | Вспомните загадку и скажите какой шарик полетел? (воздушный) Какой буквой мы обозначим звук (ш) в этом слове? (маленькой –ш) Докажите (это не имя, не географическое название…) А какой Шарик побежал? (собака) Какой буквой мы обозначим теперь звук (ш)? (заглавной –Ш) Докажите (все клички животных пишутся с большой буквы) Внимательно рассмотрите буквы: - Из каких элементов они состоят (из прямых линий) - Составьте из палочек маленькую букву «ш» - Сколько потребовалось таких палочек? (4) - Внимательно рассмотрите букву и скажите, на что она похожа? - А теперь понаблюдайте как дети запишут на доске эту букву (у доски работает 6 человек) - Откройте тетради по печатанию и пропишите букву ш до конца строки - Внимательно проверьте написанное - А теперь поменяйтесь тетрадями со своим соседом - Подчеркните те буквы, элементы которых получились одинаковой высоты и имеют ровные линии (образец на доске) - Поставьте друг другу смайлики ( если из 10 букв вы подчеркнули 8, то смайлик веселый, если 7,6,5 -смайлик серьезный, а если меньше 5 –то грустный) | |
| Итог 2 (И2) | Сделайте вывод, как правильно называется эта буква? (ша) Сколько потребовалось букв, чтобы обозначить звук(ш) (2-заглавная и маленькая) Сравните буквы Ш и ш и сделайте вывод (дети находят сходство и различие в написании букв и приходят к выводу, что буквы Ш и ш обозначают один и тот же звук) | |
| ЭЛП | Откройте букварь и прочитайте слова первого столбика Что вы заметили? (ситуация затруднения, обусловленная незнанием обучающимися различия произношения и написания слога «ши») |
Оценивание учащихся, участвующих в чтении по цепочке
Оценивание учащихся, участвующих в подведении итогов 3 этапа |
8 | III этап | Знакомство с орфограммой «ши»
| |
| Цель 3 (Ц3) | Сейчас мы посмотрим, что же поможет нам правильно прочитать эти слова (если дети не ответят, то показываю правило в готовом виде на доске – ши пиши с буквой и) Проговариваем вместе с учителем
| |
| Суть работы на III этапе | Повторите это правило и объясните как вы его поняли (отвечает 5-6 человек: читаем шы,а пишем ши Читаем слова второго и третьего столбика (чтение вслух по цепочке), внимательно следим за читающим, подчеркиваем сочетание «ШИ» | |
| Итог 3 (И3) | Сделайте вывод: Произношение и написание слога ши не совпадает. Что нужно сделать, чтобы не ошибиться? (запомнить правило «ши» пиши с буквой и, а читай с буквой ы)
| |
5
| ЗЭУ Вывод по уроку (В)
| Ребята, что же мы сегодня узнали нового на уроке? 1. Узнали новый звук (ш), (какой он?)- научились обозначать звук буквами Ш,ш 2. Научились правильно называть букву ш, правильно ее записывать 3. Познакомились с новым правилом: ши пиши с буквой и Еще раз вывод формулирует учитель -Что сегодня удалось на уроке? - Какие были трудности? -Что нужно сделать, чтобы преодолеть эти трудности? (повторить изученный материал дома) |
Оценивание учащихся, участвующих в подведении итогов урока
|
МП | - А как вы думаете можно ли еще придумать слова с сочетанием ши, которые мы сегодня не читали? Дома (по желанию) придумайте такие слова и на следующем уроке нам ответите. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sutormina_s.n.-_konstrukt_uroka.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор-составитель:
Сутормина Светлана Николаевна
- учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 183
Тема урока (Т): Звук (ш), буквы Ш,ш
Цели урока (Ц):
- образовательная (познавательная) – познакомить обучающихся со звуком (ш) и его характеристикой, научить обозначать звук буквами Ш,ш, научить правильному написанию букв, познакомить с орфограммой «ши»
- развивающая – создать условия для формирования регулятивных (выполнять учебные действия в громкой речевой и умственной форме, учиться определять степень успешности своей работы, учиться осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников), познавательных (ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, осуществлять поиск необходимой информации, строить связные высказывания, наблюдать, сравнивать и делать выводы) и коммуникативных УУД (вступать в сотрудничество с учителем и сверстниками, слушать и понимать речь других, участвовать в коллективном обсуждении прочитанного);
- воспитательная – создать условия для формирования личностных УУД (умения слушать и слышать собеседника, настраиваться на учебную деятельность, переключаться на другой вид деятельности, оценивать свою деятельность и деятельность других обучающихся).
Ожидаемые результаты урока:
- предметные – обучающиеся познакомятся со звуком (ш), научатся давать ему характеристику, обозначать звук буквами Ш ш , научатся правильному написанию букв, познакомятся с орфограммой «ши»;
- метапредметные – обучающиеся познакомятся с понятием учебной задачи урока,
овладеют способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
познакомятся со знаково-символическими средствами подачи информации
(условными обозначениями звука) ;
- личностные – ученики смогут задуматься о смысле учебной деятельности, как
источнике получения новых знаний и умений самостоятельно решать возникающие
проблемные вопросы.
Материалы к уроку: учебник «Букварь» (Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеева), классная лента букв, листочки с заданиями для индивидуальной работы, демонстрационное сопровождение урока, смайлики- наклейки для оценивания, тетради для печатания
Конструкт урока
Время, мин | Элементы структуры занятия | Содержание этапов занятия | Планирование действий педагогической оценки |
10 | ПЭУ Орг.момент Повторение пройденного | Эмоциональное вхождение в урок «Поделись улыбкою своей» (звуковая мультимедийная гимнастика для глаз): - внимательно следите глазами за движущимися объектами на полянке - не забывайте улыбаться в ответ тому, кто улыбается вам - поделитесь своей улыбкой с соседом - у кого настроение улучшилось после улыбки соседа? Работа с лентой букв - вспомните и расскажите на какие группы делятся буквы русского алфавита (гласные и согласные) - как называется эта таблица? (лента букв) - назовите буквы, которые обозначают парные согласные звуки - назовите буквы, которые обозначают 2 звука- твердый и мягкий - возьмите листочки и обведите все гласные буквы красным цветом, все согласные буквы, которые обозначают два звука – синим цветом - поменяйтесь листочками, проверьте работу соседа (образец проверки указан на слайде) - поставьте наклейку-смайлик соседу - Что вы заметили ? ( одна буква осталась не обведена) - Почему мы не можем ее обвести? (ситуация затруднения, обусловленная незнанием обучающимися нового учебного материала урока) | взаимо-оценивание настроения детей в парах Взаимооцени вание в парах |
Тема (Т) | Звук (ш), буквы Ш ш | Оценивание учащихся, участвующих в ЦП | |
Цель урока (Ц) | Сегодня мы познакомимся с новым звуком (ш) и научимся обозначать его буквами Ш,ш | ||
Задачи урока (З) | -Каким путем мы пойдем к цели? 1) Сначала послушаем звук, определим какой он, обозначим звук схемой-человечком 2) Затем установим, какой буквой он обозначается, научимся ее писать 3) И, наконец, выясним, как читаются слоги и слова с этим звуком, а также познакомимся с новым правилом | ||
5 | I этап | Понятие звук (ш) | |
Цель 1 (Ц1) | Отгадайте загадку и послушайте первый звук в слове-отгадке: Твой хвостик я в руке держал, Ты полетел, я побежал (шарик, Шарик) | Оценивание учащихся, включенных в работу Оценивание учащихся, участвующих в подведении итога 1 этапа | |
Суть работы на I этапе | Попробуйте самостоятельно определить какой это звук гласный или согласный? (согласный) Внимательно послушайте звук и определите какой он звонкий или глухой? (глухой) Понаблюдайте, чем этот звук отличается от других глухих звуков? (шипящий) Заметьте, можно ли этот звук произнести мягко? (нет) Обозначим звук схемой-человечком | ||
Итог 1 (И1) ФИЗПАУЗА | Сделайте вывод, какой это звук? (звук (ш)- согласный, глухой (шипящий), твердый «Делай как я» (звуковое мультимедийное сопровождение) | ||
ЭЛП | А как вы думаете какой буквой обозначается звук (ш)? (ситуация затруднения, обусловленная незнанием обучающимися правильного названия буквы) | Оценивание учащихся, включенных в работу Оценивание учащихся, участвующих в подведении итога 2 этапа | |
12 | II этап | Обозначение звука (ш) буквами Ш,ш | |
Цель 2 (Ц2) | Послушайте стихотворение С.Я. Маршака и постарайтесь запомнить правильное название буквы: Буква – Ша,буква –Ша, Буква очень хороша, Потому что из нее Можно сделать Е и Е | ||
Суть работы на II этапе | Вспомните загадку и скажите какой шарик полетел? (воздушный) Какой буквой мы обозначим звук (ш) в этом слове? (маленькой –ш) Докажите (это не имя, не географическое название…) А какой Шарик побежал? (собака) Какой буквой мы обозначим теперь звук (ш)? (заглавной –Ш) Докажите (все клички животных пишутся с большой буквы) Внимательно рассмотрите буквы: - Из каких элементов они состоят (из прямых линий) - Составьте из палочек маленькую букву «ш» - Сколько потребовалось таких палочек? (4) - Внимательно рассмотрите букву и скажите, на что она похожа? - А теперь понаблюдайте как дети запишут на доске эту букву (у доски работает 6 человек) - Откройте тетради по печатанию и пропишите букву ш до конца строки - Внимательно проверьте написанное - А теперь поменяйтесь тетрадями со своим соседом - Подчеркните те буквы, элементы которых получились одинаковой высоты и имеют ровные линии (образец на доске) - Поставьте друг другу смайлики ( если из 10 букв вы подчеркнули 8, то смайлик веселый, если 7,6,5 -смайлик серьезный, а если меньше 5 –то грустный) | ||
Итог 2 (И2) | Сделайте вывод, как правильно называется эта буква? (ша) Сколько потребовалось букв, чтобы обозначить звук(ш) (2-заглавная и маленькая) Сравните буквы Ш и ш и сделайте вывод (дети находят сходство и различие в написании букв и приходят к выводу, что буквы Ш и ш обозначают один и тот же звук) | ||
ЭЛП | Откройте букварь и прочитайте слова первого столбика Что вы заметили? (ситуация затруднения, обусловленная незнанием обучающимися различия произношения и написания слога «ши») | Оценивание учащихся, участвующих в чтении по цепочке Оценивание учащихся, участвующих в подведении итогов 3 этапа | |
8 | III этап | Знакомство с орфограммой «ши» | |
Цель 3 (Ц3) | Сейчас мы посмотрим, что же поможет нам правильно прочитать эти слова (если дети не ответят, то показываю правило в готовом виде на доске – ши пиши с буквой и) Проговариваем вместе с учителем | ||
Суть работы на III этапе | Повторите это правило и объясните как вы его поняли (отвечает 5-6 человек: читаем шы,а пишем ши Читаем слова второго и третьего столбика (чтение вслух по цепочке), внимательно следим за читающим, подчеркиваем сочетание «ШИ» | ||
Итог 3 (И3) | Сделайте вывод: Произношение и написание слога ши не совпадает. Что нужно сделать, чтобы не ошибиться? (запомнить правило «ши» пиши с буквой и, а читай с буквой ы) | ||
5 | ЗЭУ Вывод по уроку (В) | Ребята, что же мы сегодня узнали нового на уроке? 1. Узнали новый звук (ш), (какой он?)- научились обозначать звук буквами Ш,ш 2. Научились правильно называть букву ш, правильно ее записывать 3. Познакомились с новым правилом: ши пиши с буквой и Еще раз вывод формулирует учитель -Что сегодня удалось на уроке? - Какие были трудности? -Что нужно сделать, чтобы преодолеть эти трудности? (повторить изученный материал дома) | Оценивание учащихся, участвующих в подведении итогов урока |
МП | - А как вы думаете можно ли еще придумать слова с сочетанием ши, которые мы сегодня не читали? Дома (по желанию) придумайте такие слова и на следующем уроке нам ответите. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте и письму. Тема: «Буквы П, п, обозначающие согласные звуки [п]. [п’]».
Конспект урока обучения грамоте и письму по программе "Школа России"...
Презентация к уроку обучения грамоте "Гласный звук [o], буква о". Школа 2100
Конспект урока для интерактивной доски Smart. Конспект составлен в соответствии с методическими рекомендациями для учителей О. В. Пронинрй, И. И. Кремлёвой...
Урок обучения грамоте "Знакомство с согласной буквой М м, звуками [м], [м,]. Письмо заглавной и строчной букв М м"
Цель урокаПознакомить со звуками [м м,], буквой М м. Научить писать заглавную и строчную букву М м.Основные понятия темыСтрочная буква, заглавная буква, гласный звук...
Урок обучения грамоте: « Звуки [ ф ], [ ф`], Буквы Ф, ф (урок – путешествие).
В ходе морского путешествия учащиеся знакомятся с новыми звуками и буквами. Разнообразные упражнения направлены на совершенствование чтения первоклассников....
1 класс Урок обучение грамоте по теме "Заглавная буква Ю. Написание заглавной буквы Ю. Упражнения в письме"
На данном уроке создаются условия для:- формирования понятия "Письмо заглавной буквы Ю", - совершенствования навыков техники письма,- отработки навыков письма с изученными б...
Методическая разработка урока обучения грамоте "Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш."
Урок обучения грамоте составлен и проведён в соответствии с требованиями федерального государственнорго образовательного стандарта....
Конспект урока обучения грамоте "Знакомство со строчной буквой г, письмо строчной, письменной и печатной буквы г" (УМК "Перспектива", 1 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний о звуках г,г и букве г, первоначального графического навыка: обучение написанию буквы г, строчных и письменных соединений, слов, ...