Разработка открытого урока на тему " Имя существительное. Обобщение"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 35.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема « Имя существительное (обобщение)»
Цели урока: обобщить и систематизировать имеющиеся знания об имени
существительном, закрепить умение применять теоретические знания при выполнении практических заданий;
развивать устную и письменную речь учащихся, расширять их лексический кругозор;
воспитывать интерес к предмету, навыки самоконтроля.
Оборудование: карточки с названием падежей; карточки с падежными вопросами;
перфокарты; презентация
Содержание и ход урока.
I. Организационный момент.
Сегодня у нас необычный урок, у нас на уроке гости. Порадуем их своей работой. Открыли тетради, записали число, классная работа. А также на уроке мы будем говорить о красоте зимней природы. А вы любите зиму? А чем она вам нравится?
Чистописание:
-Какая буква победила?
Варе (ж/ш) ки, з (и/е) ма, лё (д/т), лы (жы/жи), моро (з/с), сне (г/к),
ша (б/п) ка, шар (в/ф), сугро(б/п), сн (е/и) (ж/ш)ки.
- Девочки записывают существительные ж.р., а мальчики – м.р.
Скажите ребята, что их объединяет.(Отвечают на вопросы что? обозначают предмет, все слова объединены одной лексической теме « Зима»)
-Как вы думаете, какая тема у нас сегодня на уроке?
Молодцы! Запишите тему урока: «Имя существительное (обобщение)»
-А что мы с вами делаем на обобщающих уроках?
Я предлагаю вам поработать по следующим карточкам и как можно лучше вспомнить всё об имени существительном.
Карточка №1 Вставить пропущенные (недостающие слова)
1. Имя существительное – это ____________________, которая отвечает на вопросы ______, ________ и обозначает ______________________.
2. На вопрос кто? отвечают _______________________ имена существительные, на вопрос что? отвечают _______________________ имена существительные.
3. Имена существительные бывают ____________________ и пишутся с большой буквы и бывают ________________ и пишутся с маленькой буквы.
4. Имена существительные бывают _____________________рода, ________________ рода
и __________________________ рода.
5. Имена существительные изменяются по ________________ , по ___________________
6. Существительные бывают трёх типов __________________.
- Вот какой у нас получился красивый домик.
Есть на речке на Чернильной
Город сказочный, не пыльный.
С незапамятных времен
Существительным зовется он.
В этом городе живет
Удивительный народ.
Он трудом своим полезен,
Он бывает, строг и весел,
Обозначит вмиг предмет,
Что живой он или нет.
Отвечает на вопрос
Кто? и Что? нам здесь принес?
Изменяется по числам, падежам,
Помогает этим самым мне и Вам!
II. Упражнения по определению падежей.
– Что такое склонение?
– Сколько падежей в русском языке? /В русском языке 6 падежей/
– Какая скороговорка помогает запомнить названия и последовательность падежей?
Иван рубил дрова, Василиса топила печь.
Иван родил детёнка, велел тащить пелёнки
1. Вспомним названия падежей и вопросы.
/Два ученика работают у доски./
1 ученик – выставляет карточки с названием падежей;
2 ученик – выставляет карточки с вопросами
Именительный Кто? Что?
Родительный Кого? Чего?
Дательный Кому? Чему?
Винительный Кого? Что?
Творительный Кем? Чем?
Предложный О ком? О чём?
2. Дети рассказывают стихи:
Воскликнул Именительный:
- Мой именинник тот,
Который изумительно
Науку познает!
- Того, - сказал, Родительный,
Я отрицаю, кто
Не может без родителей
Надеть свое пальто.
- Тому, - ответил Дательный,
Плохое имя дам,
Кто не любил старательно
Уроки делать сам.
- Того, - сказал Винительный, -
Я буду обвинять,
Кто книжку вразумительно
Не может прочитать.
С тем, - заявил Творительный, -
Я только лишь в ладу,
Кто очень уважительно
Относиться к труду.
О том, - сказал Предложный, -
Я предложу рассказ,
Кто в жизни делать может
Полезное для нас.
3. Игра “Какой падеж?”
В каком падеже стоит подлежащее? (И.п.)
Какой падеж без предлога не употребляются? (П.п.)
Падеж “работяга” (Т.п.)
Предлоги к и по пишутся с существительными в (Д.п.)
Вспомогательное слово “вижу, винить” (В.п.)
Какой падеж никогда не имеет при себе предлога? (И.п.)
Вспомогательное слово “нет” (Р.п.)
4. Работа с перфокартами.
Задание: Определите падеж выделенных существительных, поставьте “+” в нужном столбике.
1. В зоопарке мы видели волка.
2. На снегу виднелись следы зайца.
3. Тепло зайцу косолапому в его шубке.
4. Дятел застучал клювом по осинке.
5. Тучи ползли по небу мохнатым зверем.
6. Ландыш любит лесную глушь.
И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.
1. +
2. +
3. +
4. +
5. +
6. +
Взаимопроверка в парах.
5.Блиц–опрос “Говори правильно!”
Задание: Поставить имена существительные в родительный падеж.
лоб – (лба) лёд – (льда)
рот – (рта) мох – (мха)
пень – (пня) рожь – (ржи)
III. Три типа склонения имен существительных.
- Сколько типов склонения существует в русском языке?
– Какие существительные относятся к 1, 2 и 3 склонениям?
1. Прочитать записанные имена существительные.
Мышка, олень, дочка, степь, печка, поле, ночка, морковка.
Задание: Выписать только имена существительные 1 склонения и образовать от них однокоренные существительные 3 склонения
мышка – мышь
дочка – дочь
печка – печь
ночка – ночь
морковка – морковь
VI Окончания имён существительных
На доске карточки:
- Е
- И
– Что можно сказать об этих окончаниях?
Окончание – Е пишется у существительных первого склонения в дательном и предложном падежах и у существительных второго склонения в предложном падеже.
Окончание – И пишется у существительных первого склонения в родительном падеже и у существительных третьего склонения в родительном, дательном и предложном падежах.
- Е 1 склонение Д.п., П.п.
2 склонение П.п.
- И 1 склонение Р.п.
3 склонение Р.п., Д.п., П.п.
1. Работа в тетрадях по рядам
Задание: просклоняйте существительные, выделите окончания.
1 ряд – погода
2 ряд – медведь
3 ряд – тетрадь
/три ученика работают у доски/
Проверка: самопроверка.
2. Составить из слов предложение.
Сверкающий, опушке, снег, на, леса, лежит
На опушке леса лежит сверкающий снег.
Задание:
- Найдите существительное с безударным падежным окончанием.
3. Самостоятельная работа.
Задание. Списать текст, вставьте безударные окончания, объясните свой выбор.
В пол.. гудит вьюга. На речк.. и озер.. от мороза трещит лёд. Букашки спрятались от стуж.. под корой деревьев.
в поле – П.п. 2 скл.
на речке - П.п. 1 скл.
на озёре – П.п. 2 скл.
от стужи – Р.п. 1 скл.
Проверка – самопроверка.
А) Разберите второе предложение по членам предложения.
Б) Морфологический разбор (на) речке.
- Дети вспоминают морфологические признаки существительного
2.Блиц – опрос “Говори правильно!”
Заменить существительные единственного числа существительными множественного числа.
учитель учителя
директор директора
сторож сторожа
инженер инженеры
шофёр шофёры
Блиц – опрос “Говори правильно!”
Образовать родительный падеж множественного числа.
Учителя учителей
туфли туфель
места мест
килограммы килограммов
апельсины апельсинов
яблоки яблок
VI. Обобщающий контроль.
Тест.
1. Найдите имя существительное.
а) яркая; б) добрый; в) читает; г) школьник; д) бежит.
2. Найдите имя существительное в единственном числе.
а) блокноты; б) книга; в) журналы; г) газеты; д) тетради.
3. Найдите имя существительное в дательном падеже.
а) лисой; б) лисы; в) лиса; г) лисе; д) лису.
4. Найдите имя существительное в творительном падеже.
а) ученика; б) ученику; в) учеником; г) об ученике; д) ученик.
5. Определи падеж существительного в предложении: Широко раскинулась наша страна.
а) именительный; б) родительный; в) дательный; г) винительный; д) творительный.
6. На какие вопросы отвечают имена существительные в винительном падеже?
а) Кого? Что? б) Кому? Чему? в) Кто? Что? г) Кем? Чем? д) О ком? О чём?
7. В каком падеже существительное не употребляется без предлога?
а) дательный; б) винительный; в) родительный; г) предложный; д) именительный.
8. В каком падеже существительное является в предложении подлежащим?
а) предложный; б) дательный; в) родительный; г) винительный; д) именительный.
9. Какие предлоги употребляется с существительными в родительном падеже?
а) о, об, на; б) над, под, перед; в) по, к; г) от, до, из; д) за, про.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по теме «Третье склонение имён существительных» 4 класс.
Разработка открытого урока по теме «Третье склонение имён существительных» 4 класс. Программа «Школа России», русский язык - Рамзаева Т. Г. Тип урока: комбинированный. Метод обучения: проблемный....
Русский язык 4 класс. Разработка открытого урока "Правописание окончаний имен существительных в Творительном падеже"
Русский язык в 4 классе. Учебник Т.Рамзаевой. Конспект открытого урока "Правописание окончаний имен существительных в Творительном падеже"...
Открытый урок на тему «Имена существительные, которые отвечают на вопрос кого?»
Тема урока: «Имена существительные, которые отвечают на вопрос кого?»Предметная область: русский языкКласс: 3 классАвтор УМК: Русский язык 3 класс Г.М.Селиверстова,Ф.Т.МанзановаТип урока: урок усвоени...
Разработка открытого урока "Множественное число имен существительных" 3 класс
Разработка открытого урока...
Открытый урок по теме «Части речи. Обобщение» 2 класс
Данный урок представлен по программе "Перспектива"...
Технологическая карта открытого урока по теме:"Имя существительное как часть речи" 2 класс
2 класс по программе "Перспектива"...
Открытый урок по теме "Имя существительное как часть речи"
Данный урок проводится в 3 четверти 2 класса, по программе "Школа России" Используются разные виды работы и ЭОР....