Конспект урока
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Богатова Ольга Львовна

Конспект урока русского языка «Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку
во 2 классе

«Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме»

подготовила

учитель начальных классов

Богатова Ольга Львовна

2014 г

Предмет

Русский язык

Класс

2

Базовый учебник

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 2 класс (Баласс)

Цель урока (краткое описание)

Обеспечение условий для уточнения и конкретизации представлений обучающихся о различии согласных звуков по твёрдости и мягкости, способе обозначения мягкости согласных буквой ь.

Задачи урока

Обучающие: учить определять роль буквы ь в словах, обозначать мягкость согласных звуков на письме буквой ь.

Развивающие: способствовать развитию орфографической зоркости, фонематического слуха, речи учащихся.

Воспитательные: осознавать роль языка и речи в жизни людей, проявлять интерес к речевой деятельности, понимать, как важно быть внимательным, наблюдательным, целеустремлённым на уроке.

Тип урока

комбинированный

Методы обучения

иллюстративно-словесный

Формы работы

индивидуальная, фронтальная, работа в парах

Оборудование:

 таблички

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

1.Актуализация знаний.

Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем запоминаем,
Ни минуты не теряем.

Поприветствуем друг друга. Я дарю вам всем свою улыбку, поделитесь и вы своими улыбками друг с другом, ощутите тепло и свет, радость и счастье. Сделали глубокий вдох, выдохнули, сказали себе «Я умничка, у меня все получится». (Дети повторяют просьбы учителя)

Тихонько присели.

- На какие две группы делятся звуки?

Заполнить схему на доске. Класс разделён на 3 группы.

I группа – гласные.
II группа – согласные.
III группа – подводит итог.

Таблички развешаны по классу, дети собирают их и вывешивают на доску.

http://festival.1september.ru/articles/531162/img1.gif

– Закончите предложения:

а) Звуки речи делятся на … (гласные и согласные).

б) Гласные звуки бывают … (ударные и безударные).

в) Согласные звуки делятся на …. и …, а также … и …(твёрдые и мягкие, глухие и звонкие).

г) Твёрдые и мягкие звуки бывают … и … (парные и непарные).

д) Непарные мягкие звуки – это … ([ч], [щ], [й]).

е) Не обозначают звуков буквы … (ь и ъ).

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

2. Формулиро-вание проблемы, планирова-ние деятель-ности.  

3. Физкультминутка

- Рассмотрим центральный кадр киноплёнки, расположенный на слайде.

– Какие буквы и ъ) соответствуют каким стульям?

– Как в кадре передаётся ощущение мягкости? А твёрдости?

– Прочитайте название раздела.

– Вспомните, как в русском языке может быть обозначена мягкость звуков на письме. (С помощью мягкого знака.)

Учитель прикрепляет на доске букву ь.

– Есть ли другие способы? (Специальные буквы гласных.)

– Назовите эти буквы. (е, ё, ю, я, и.)

Учитель прикрепляет на доске: буквы гласных е, ё, ю, я, и.

– Сколько же существует способов обозначения мягкости согласных звуков? (Два.)

– Сформулируйте тему урока на основе записей на доске.

Ученики называют тему: «Обозначение мягкости при помощи ь и букв гласных е, ё, ю, я». Либо с помощью учителя: «Способы обозначения мягкости согласных». (Тема прикрепляется на доску)

Сформулируйте цель урока: (определить способы обозначения мягкости согласных на письме).

Составим план урока.

План (постараемся сформулировать правило на эту тему, запомнить его, выполнять упражнения по теме)

- сколько получилось способов обозначения мягкости согласных? (два)

-конкретизируем место расположения ь в слове (в середине между согласными, на конце слова)

-на основе полученной схемы попробуйте составить правило

А теперь давайте проверим, правы ли были мы, на странице 125 учебника,  прочтем правило на эту тему и проговорим.

Вот Незнайкина зарядка.

Выполняйте по порядку.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели – встали, сели – встали.

Вы, надеюсь, не устали?

Надо вам свободней встать

И спокойнее дышать.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

4. Развитие умений – применение знания.

Я тетрадь свою открою

И с наклоном положу

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку правильно держу

Сяду ровно, не согнусь

За работу я примусь.

Чистописание.

Работа над темой урока

Упр.185

Проговорим алгоритм действий. Выполняем коллективно с проверкой у доски.

 Первичное закрепление.

 Самостоятельная работа

На доске вывешены слова:

Люстра, пальто, морковь, песня, вишня, крепость.

 Поселите эти слова в домики.

1) слова, в которых мягкость согласных обозначена гласными буквами (люстра, песня, вишня, крепость)

2) слова, в которых мягкость согласных обозначена буквой ь. (пальто, морковь, крепость)

 Какое слово используется дважды? Почему?

 Отгадайте загадки, запишите их в тетрадь.

Растёт она вниз головой,
Не летом растёт, а зимой,
Но солнце её припечёт –
Заплачет она и умрёт.
(Сосулька)

По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.
(Гусь)

Есть, ребята у меня
Два серебряных коня. 
Езжу сразу на обоих!
Что за кони у меня?
(Коньки)

- Чем обозначена мягкость согласных в словах?

Сделать фонетический анализ слова гусь.

Самостоятельная работа

Упр. 186 

Проговорим алгоритм действий. Выполняем самостоятельно.

Взаимопроверка

Оценка действий (работа в парах, проговаривают друг другу, ставят отметки зеленым карандашом своему соседу)

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

5. Итог урока.

- Какова тема урока?

- Сколько способов обозначения мягкости согласных букв?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

6 Домашнее задание.

Работа по карточкам.

Правило стр. 125 выучить

 

Список использованной литературы

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1 Официальный сайт Школа 2100 – конспекты уроков

 2.учебник «Русский язык. 2 класс»  Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина УМК «Школа 2100», «Русский язык 1-2 классы.

3. Методические рекомендации» Е.В.Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, М.Я. Яковлева.  



Люстра, пальто, морковь,

песня, вишня, крепость.


Гласные

Согласные

Ударные

Безударные

Твёрдые

Мягкие

Звонкие

Глухие

Парные

Непарные

Звуки


http://festival.1september.ru/articles/531162/img2.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...