Конспект урока
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Чекалева Ольга Николаевна

Конспект урока по русскому языку "Оглушение парных согласных на конце слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока33.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

урока русского языка,

2 класс

программа «Школа 2100».


Тема: Оглушение звонких согласных на конце слова.

Цели урока: (образовательная – предметная линия, развивающая и воспитывающая – метапредметная линия)

1. образовательная: развитие умений наблюдать за изменением звуков в речи, определять оглушение звонких согласных в конце слова и обозначать буквы согласных в конце слова на письме.

2. развивающая: развитие умений ориентироваться в учебнике, названии ключевых слов, слушать и вычленять информацию из устной речи, преобразовывать информацию (из слов в схему).

3. воспитательная: формирование положительной мотивации, воспитывать чувство взаимопомощи, сотрудничества, умение общаться с товарищами и находить выход из конфликтных ситуаций.

Формирование общеучебных умений и навыков: правильно готовить рабочее место к уроку, соблюдать правильную осанку, правильно пользоваться учебными принадлежностями, понимать и удерживать учебную задачу, проверять свою работу, работу товарища ( самоконтроль, взаимоконтроль), производить оценку своей деятельности (самооценка).

Оборудование к уроку:

  • Учебник «Русский язык» 2 класс, авторы Е. В. Бунеева, Р. Н. Бунеев,
  • видеоролик «Развитие растения»,
  • карточки для работы в парах,
  • карточки с дифференцированным  домашним заданием,
  •  карточки для рефлексии
  • схема-модель правила,
  • таблички с  опорными словами,
  • компьютер, проектор, экран,
  • интерактивная доска,
  • презентация к уроку

Этап

содержание

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Орг. момент. Приветствие. Психологический настрой.

Звучит спокойная музыка. 

Дети, представьте себе, что вы маленькое семечко. Садовник очень бережно относится к семечку, поливает его, ухаживает за ним. С первыми лучами солнышка семечко медленно начинает расти, появляются первые листочки.

Стебелёк растёт . И вот наступает радостный момент, появляется прекрасный цветок . Цветок хорошеет . Он тянется к свету, к солнцу. Заканчивается музыка.

Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом.

Как цветы тянутся к весенним лучам солнца, так и человек тянется к знаниям. Он хочет познать много нового, интересного.

        

А можно ли что-то новое узнать на уроке рус. языка?

- Мне очень хочется, чтобы во время работы на уроке мы с вами в знаниях поднялись на ступеньку выше.

Успехов вам и удач!

Создание. Положительного настроя на учение, благоприятной атмосферы. Создание положительной мотивации.

Учитель проходит и гладит по головкам детей.

Дети присаживаются и закрывают головы руками.

Дети поднимают руки, тянутся вверх. Дети потягиваются, расправляют плечики. Дети поднимают руки вверх, показывая распустившиеся лепестки. Дети улыбаются друг другу

Чистописание

Давайте откроем тетради и запишем дату нашей сегодняшней встречи.

 Посмотрите на доску.

М,и,ь,п,с,о

 Какие буквы вы видите?

Запишите буквы. Какие правила написания необходимо помнить? (наклон, ширина букв)

 Разделите их на группы. Какие группы получились?

Дайте характеристику звукам.

Составьте из данных букв слово.

письмо

Учитель на доске записывает буквы.

Дети записывают число.

Вспоминают правила написания букв.

Дети записывают буквы, находят наиболее красивую, ставят под ней точку.

 Устно делят буквы на группы, дают характеристику группам, звукам. Составляют слово. Записывают в тетрадь.

Создание проблемной ситуации.

 (чтение письма)

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Маша, а моего друга Петя. Вчера на уроке рисования учительница дала нам задание нарисовать [лук]. Сначала мы с Петькой поспорили, а потом и вовсе поругались. Помогите нам разобраться и помириться.

Ребята, а из-за чего произошла ссора?

 Что представили ребята?

Давайте запишем это слово.

Давайте проверим, что вы записали.

Кто думает иначе?

Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение?

Вопрос был один? А мнений сколько?

Запишите транскрипцию слов. Что интересного заметили? Что вас удивило?

[к]

Г   к

Что произошло со звуками?

Учитель читает письмо.

Учитель в ходе беседы подводит детей к проблеме.

Ученики слушают письмо.

Отвечают на вопросы. Записывают слова, транскрипции.

Формулирование темы урока.

Открытие новых знаний.

Какой возникает вопрос? (почему слышим одинаковые звуки, а пишем разные буквы, они оглушаются)

Какова будет тема нашего урока?  

Оглушение согласных на конце слова.

Давайте выделим опорные слова: согласные на конце слова.

Давайте составим план наших действий.

Что будем изучать  ?   (согласные)

Где вызывают затруднения? (на конце слова)

 А как вы думаете, со всеми ли согласными происходит оглушение?

Давайте проверим наши предположения, понаблюдаем.

Работа в парах.

Задание на слайде: распределите слова на группы. (клюв, нос, шкаф, глаз) Какие группы получились?

В какой группе произошло оглушение?

Выполняем упр. 236

Прочитайте задание.

Найдите слова, в которых  произошло оглушение.

 

Так значит, с какими же согласными происходит оглушение?

Давайте составим модель.

Учитель помогает ученикам сформулировать тему урока.

Учитель наблюдает за деятельностью детей, координирует их действия.

Дети формулируют тему урока. Находят опорные слова и составляют план изучения нового материала.

 

Выдвигают гипотезы, наблюдают.

Работают в парах.

Делят слова на группы, делают выводы.

Моделирование.

Давайте попробуем это изобразить   схематически. Вспомним парные согласные.

Б  В Г  Д Ж  З

П ф к т ш с

Какой вывод можем сделать?

Давайте сравним наш вывод с выводом в учебнике.

Какое заключение можем сделать?

Из-за чего же произошла ссора у детей? кто был прав? почему оба были правы? а почему они не поняли задание учителя? как нужно вести себя в подобных ситуациях? (правила общения, необходимо внимательно слушать учителя на уроке)

Учитель на доске вывешивает карточки с буквами, составляет модель со слов учеников.

Составляют модель.

Делают вывод. Сравнивают свой вывод с выводом в учебнике.

Физминутка

Приплыли тучи дождевые:

-Лей, дождь, лей!

Дождинки пляшут, как живые:

-Петь, рожь, пей!

И рожь, склоняясь к земле зеленой,

Пьет, пьет, пьет.

А теплый дождь неугомонный

Льет, льет, льет.

В каких словах произошло оглушение?

Учитель читает стихотворение и показывает движения.

Дети выполняют движения.

Развитие умений – применение нового знания

Самостоятельная работа.

- Ориентируясь на первые слова, замените картинки  подходящие по смыслу словарными слова с оглушением согласных.

Сильный (мороз)

Бурый (медведь)

Большой (город)

Взаимопроверка.

Сравните с образцом.

Встаньте те, кто выполнил задание без ошибки, те кто выполнил 1 ошибку.

 Какие знания нам были необходимы, для того, чтобы успешно выполнить это задание? (правописание непроверяемых безударных гласных, парные согласные на конце слова, подбор проверочных слов)

 Итак, мы с вами говорили о несоответствии произношения и написания. Как называется такое место в словах? (Орфограмма)

А как же узнать, какую букву написать на конце слова? Есть ли здесь какое правило?

Прочитайте название стихотворения Б. Заходера в упр. 237.

Что мы наблюдаем в этом слове? Почему нужно писать букву ж? Найдите слово подсказку в этом стихотворении. Прочитайте это слово. Как оно называется?

Докажите, что это проверочное слово.

Попробуйте сформулировать правило написания буквы  согласного на конце слова.

Учитель демонстрирует картинки.

Подводящий диалог к проблеме.

Дети самостоятельно записывают словосочетания. Меняют тетрадями, проверяют работу соседа, сравнивают полученное с образцом.

Анализируют записанные слова, находят орфограммы, делают выводы.

Ученики в тексте ищут ответ на вопрос.

 Формулируют правило проверки парной звонкой согласной на конце слова.

Итог урока. Рефлексия.

Давайте подведем итоги.

Тест.

Какое новое знание получили на уроке?

Игра «Светофор»

Нарисуйте тот знак, который соответствует вашим знаниям, полученным на уроке:

Семя, росток, цветок

Если вы хорошо поняли тему, то нарисуйте цветок, если вам не все понятно – росток, если вам нужна помощь учителя, то семя.

Кому на уроке было интересно, то нарисуйте улыбающийся смайлик, если на уроке было не очень интересно, то смайлик с ровным ротиком, если на уроке было скучно, то грустный смайлик.

Учитель демонстрирует задания теста.

Ученики выполняют тест.

Анализируют свои знания и дают оценку в виде условного знака: ростка, семени или цветка.

Затем они оценивают свой эмоциональной настрой, демонстрируя смайлики.

Домашнее задание.

Домашнее задание записано на листочках разных  цветов.

На красном – самое сложное задание

На желтом – среднее по сложности задание

На зеленом – самый простой уровень задания.

Каждый выберет для себя то задание, которое сможет выполнить.

1 группа:

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Озаглавьте.

   За лесом глубокий пру…. В нём живут кар… и кара…. Около пруда раскинулся могучий ду…. Под дубом вырос красивый ланды…. А вот и белый гри…. По нему ползёт жу….

2 группа:

Спиши текст, вставляя подходящие по смыслу слова. Озаглавь.

   За лесом глубокий____. В нём живут _____ и_____. Около пруда раскинулся могучий ____. Под дубом вырос красивый_____. А вот и белый_____. По нему ползёт_____.

Слова для справок: жу…, кар…, ду…, ландыш…, гри…, кара…, пру… .

3 группа:

Составь текст, используя слова: пру(д,т), кар(б,п), кара(з,с)ь, ду(б,п), ланды(ж,ш), гри(б,п), жу(г,к).

Озаглавь полученный текст.

Учитель объясняет домашнее задание.

Дети рассматривают задания на листиках.

Дополнительный материал

1.Творческая работа.
- Вставьте пропущенные буквы. Запишите словосочетания. Составьте предложения с каждым из словосочетаний.
 
Вариант I                                         Вариант II
Вкусный пиро…                              Душистый ланды…
Хороший уло…                               Свежий хле…

Запишите слова с парной согласной на конце слова. Запишите слова, подберите проверочные:

« Я принес из леса гри…

По реке плывет вон пло..

А в саду на груше пло…

За деревней виден лу..

Заболел во рту вдруг зу…

Дома ждет нас старый де…

Ему 80 ле..

Наконец закрыв тетра..

Стал звонка я в классе ждать»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...