Конспект урока
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка,
проведенного в 4 классе.
Тема урока: Структура и содержание текстов разных типов.
Целеполагание для учащихся: Познакомиться с особенностями содержания текстов разных типов. | Целеполагание для учителя: Сформировать представление об особенностях содержания разных типов текстов. |
Повторить типы тестов, их строение. Учиться работать по алгоритму. Учиться писать тексты разных типов, с учётом особенностей их содержания. |
|
Этапы урока и содержание | Деят-ть учителя | Деят-сть Уч-ся |
Задача этапа: Организация оформления классной работы
Задача этапа: подготовить руку к письму Т, е,с,т,к В написании каких букв мы будем упражняться? Что лишнее? Ничего интересного не заметили? (можно составить слово текст)
Задача этапа: актуализировать знания детей о тексте Какое слово получилось? Случайно ли это? Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Что такое текст? Что есть у любого текста? (тема, основная мысль) Одинаково ли содержание текстов? (нет) Отчего это зависит? (от типа текстов) Какие типы текстов вы знаете? (текст – повествование, текст – описание, текст-рассуждение) Работа с учебником. Откройте учебники на стр. 117 №268 Прочитайте тексты и попробуйте определить тип текста (по алгоритму, составленному на предыдущем уроке) Выполните это задание в парах. Назовите основную мысль этих текстов.(Береза). Словарно-орфографическая работа Задача этапа: развитие орфографической зоркости, повторение понятия родственные слова Найдите орфограмму в этом слове. Найдите в текстах однокоренные слова к слову береза. Запишите их, разберите по составу. Почему не выписали слово березу? (это форма слова) Давайте подведем итог вышесказанному. Назовите общие признаки текстов: тема, основная мысль. Чем отличаются тексты разных типов? (имеют разные цели, для этого используются разные части речи, либо существенные признаки) А сейчас обращаемся к текстам, которые лежат у вас на партах.
Давайте определим типы этих текстов. А какую структуру имеет текст? (Вводная часть, основная часть, заключительная часть.) Сравните, одинакова ли структура данных текстов. ( Да, одинакова) Одинаково ли значение структурных единиц? Можем ли сразу дать ответ на этот вопрос?
Задача этапа: включить детей в постановку задачи урока. Давайте дополним тему нашего урока. Строение текстов разных типов.
Задача этапа: выделение признаков сходства и различия структурных частей текста Рассмотрим текст –повествование. Прочитайте вводную часть. (Однажды зимой Лиза кормила кроликов. Под сеном она нашла мерзлую птичку, мороз превратил малютку в льдинку.) Прочитайте основную часть. (Девочка стала греть находку своим дыханием. Вдруг птичка шевельнулась…) Прочитайте заключительную часть (Лида поняла, что малышка ожила). Рассмотрим текст – описание. Прочитайте вводную часть. (На ветке сидит воробушек.) Прочитайте основную часть. (Верх головки серенький, будто серенькая шапочка надета. Грудка и брюшко тоже серенькие, а спинка и крылья потемнее: они коричневые, вверху на крыльях – белая полоска.) Прочитайте заключительную часть. (Воробей с виду незаметная, но очень красивая птичка.) Рассмотрим текст – рассуждение. Прочитайте вводную часть. (В тени деревьев спрятался ландыш. Мы любим этот цветок. Почему?) Прочитайте основную часть.( Между двумя листьями высокая ножка. На ней несколько белых колокольчиков. Ландыш красив и имеет нежный запах. Из этого растения делают лекарство для сердечных больных. ) Прочитайте заключительную часть. ( Не рвите ландышей! Наслаждайтесь их красотой в природе.) Давайте сравним основные части разных типов текстов. Что можем сказать? ( тексте – повествовании знакомимся с тем, что произошло. В тексте –описании узнаем о ком пойдет речь. В тексте-рассуждении сталкиваемся с проблемой «Почему?») Одинаково ли значение вводных частей? Сравниваем основные части. ( в первом тексте узнаем о том, как развивались события дальше. Во втором тексте – непосредственное описание внешнего вида птицы. В третьем тексте указываются причины, по которым ландыш так любим.) Заключительные части. ( в первом тексте узнаем чем заканчивается история. Во втором вывод о внешнем виде воробья. В третьем – призыв к людям и отношение к цветку) Давайте сделаем вывод о том, что должны отражать одни и те же структурные единицы разных типов текстов: Физминутка. Руки в стороны, в кулачок, Разжимай и на бочок. Руки вниз, и в кулачок, Разжимай и на бочок. Руки вверх, в кулачок Разжимай и на бочок. Руки влево, в кулачок Разжимай и на бочок. Руки вправо, в кулачок Разжимай и на бочок. Руки на колени, в кулачок Разжимай и на бочок. Руки за голову, в кулачок Разжимай и на бочок. Руки за спину, в кулачок Разжимай и на бочок. 6.Закрепление изученного материала. Задача этапа: организовать фрагмент самостоятельной исследовательской деятельности учащихся. А сейчас задание такое: тема « Сорока». Вам необходимо составить тексты разных видов. 1 ряд- текст-повествование 2 ряд – текст-описание 3 ряд-текст-рассуждение Сколько частей должно быть в каждом тексте? Что мы должны рассказать в тексте –повествовании? (обращаемся к таблице) Рассказываем что с ней могло произойти 3-4 предложения. Что необходимо назвать в тексте – описании? (описать внешний вид сорока – белобока, значит белые бока) А что нужно отразить в тексте – рассуждении? (Почему сороку называют «воровкой»?) 7.Обсуждение результатов Задача этапа: организовать обсуждение результатов для их корректировки и обобщения. Проверка текстов. (зачитывают 2-3 ученика с каждого ряда) 8. Итог урока Закончите предложения: Несколько предложений, объединенных по смыслу называются …. . Текст, в котором рассказывается о чем произошло, называется-…. . Текст ,к которому можно поставить вопрос КАКОЙ? Называется -… . Текст, в котором говорится о причинах явлений и состояний, к которому можно поставить вопрос ПОЧЕМУ? ,называется -… .
Задача этапа: организовать рефлексию деятельности на уроке. А сейчас нарисуйте на полях тетради такой смайлик, если урок принес вам новые знания Такой, если на уроке не было ничего нового Такой, если на уроке было скучно 10. Выставление отметок Если вы считаете, что на уроке работали в полную силу, то поставьте себе 5. Если считаете, что могли бы работать лучше – поставьте 4. А если вам не подходит ни один из критериев, то значит следует задуматься и сделать для себя вывод, отметку пока не ставьте. 11. Домашнее задание Стр. 117 задание №3 к упражнению 268 | Обобщить знания детей о тексте и о типах текстов (по алгоритму, составленному на предыдущем уроке) Обобщить знания детей о написании слова с непроверяемой гласной, об однокоренных словыах Организация наблюдения над средствами раскрытия основной мысли текстов, над их композиционным построением Систематизация сведений о строении текстов разных видов Обучать воспроизведению текстов с опорой на составленную таблицу-алгоритм Анализ выполненной работы Обобщение знаний, полученных на уроке Побуждать к установлению грани между знанием и «незнанием» Стимулировать деятельность учащихся | Наблюдают, систематизируют знания, делают высказывания на основе алгоритма. Анализируют тест , находят слова, доказывают, что они родственные однокоренные Анализируют и сопоставляют тексты, делают выводы Составляют таблицу- алгоритм, осознают ее значимость для дальнейшей работы Собирают материал для письменного высказывания, к раскрытию темы текста Анализируют и корректируют собственные высказывания Повторяют Анализируют, находят границы между тем, что знали и тем, что узнали. Учатся давать самооценку. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...