Конспект урока по русскому языку по теме " Грамматическая основа предложения"
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему
Тема урока: « Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое».
Цель урока: познакомить с грамматической основой предложения
Задачи:
развивать умение находить в предложении главные члены - подлежащее и сказуемое;
совершенствовать знания о связи слов в предложении;
продолжить работу по развитию навыков орфографической зоркости;
развивать интерес к русскому языку;
воспитывать потребность пользоваться всем языковым богатством ,совершенствовать устную и письменную речь, делать её более точной и богатой;
формировать ответственность, самостоятельность, чувство товарищества, умение работать в коллективе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka._3_klass._grammaticheskaya_osnova_predlozheniya.docx | 32.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Ярославцева Вера Николаевна
Предмет: русский язык . Класс 3 «В»
Тема урока: « Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое».
Цель урока: познакомить с грамматической основой предложения
Задачи:
развивать умение находить в предложении главные члены - подлежащее и сказуемое;
совершенствовать знания о связи слов в предложении; продолжить работу по развитию навыков орфографической зоркости; развивать интерес к русскому языку; воспитывать потребность пользоваться всем языковым богатством ,совершенствовать устную и письменную речь, делать её более точной и богатой; формировать ответственность, самостоятельность, чувство товарищества, умение работать в коллективе
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом
Вид урока: урок решения познавательных задач
Метод: продуктивный
Оснащение: учебник Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева « Русский язык» 3 класс, часть 2
Е. В. Бунеева, М. А. Яковлева. Русский язык. 3 класс. Методические рекомендации для учителя
С. И. Ожегов. Толковый словарь русского языка. М:Азбуковник, 2003
Оборудование: технические средства обучения( ТСО): аудиомагнитофон; карточки с заданиями, иллюстрация « Весна пришла».
Этапы урока | Содержание этапа | |
1 | Организационный момент | Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: эмоционально настроиться на предстоящую учебную деятельность. Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: подготовить обучающихся к работе на уроке; проверить подготовленность рабочего места обучающихся к уроку, организовать внимание класса к работе на уроке, включить в учебный ритм, создать положительный, эмоциональный настрой у обучающихся. Метод: создание игрового момента Форма работы: фронтальная Приветствие учителя на данном этапе усиливает мотивы обучающихся, ориентирует на предстоящую деятельность. Учитель: - Прозвенел звонок для нас! - Прочитайте пословицу, записанную на доске: «Где труд, там и радость». – Как вы её понимаете? - Поднимите руку, кто готов со мной работать? - Запишем в тетрадях дату. Результат: полная готовность класса, включение обучающихся в деловой ритм |
2 | Постановка проблемы | Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: увидеть проблему, осознать, принять и предложить способы её решения. Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: организовать деятельность обучающихся на поиск решения проблемы, стимулировать познавательную активность через прием создания проблемной ситуации. Форма работы: фронтальная Метод: проблемно-поисковый - Обратите внимание, название какого месяца мы с вами записали? К какому времени года он относится? А какие весенние месяцы вы ещё знаете? Посмотрите на иллюстрацию? Что вы видите? - Прочитайте предложение, написанное на доске: Руч.и б.гут (по) ш.роким ул.цам. - Какое задание можно выполнить? – Запишите предложение самостоятельно, выделите орфограммы. - Кто нам будет помогать объяснять написание орфограмм? - А теперь докажите, что на доске и в ваших тетрадях записано предложение. - Какое оно по цели высказывания? – Сколько слов в этом предложении? – Назовите грамматическую основу. (Затруднение! Проблема!) - Вот и возникла у нас проблема, чтобы её решить, проведём исследовательскую работу.
Результат: планирование учебных действий по решению поставленной проблемы. |
3 | Сообщение темы и целей урока | Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: сформулировать тему и цели урока; учиться сотрудничать в учебном процессе со сверстниками, отстаивая свою точку зрения и принимая позицию других. Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: создать условия для формулирования темы и целей урока обучающимися. Принятые задачи сохраняются при выполнении учебных действий и регулируют весь процесс их выполнения. Форма работы: фронтальная Метод: словесный (беседа) - Попробуйте прочитать предложение без первого слова, без второго, без третьего и четвёртого. - Без каких слов обойтись нельзя? (ручьи бегут) - Какой вывод можно сделать? (это главные слова) – Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке? - Да, ребята, вы правы , мы познакомимся сегодня с главными словами в предложении. – Какие перед нами стоят цели? (Научиться находить в предложении главные слова и отличать их от второстепенных) Результат: цели и задачи сформулированы обучающимися в сотрудничестве с учителем. |
4 | Открытие нового знания | Цель которая должна быть достигнута обучающимися: в процессе работы над текстом упражнения выяснить, что такое грамматическая основа предложения, чем выражена, что такое подлежащее, сказуемое Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: формирование понятия о грамматической основе предложения Форма работы: фронтальная Метод: проблемно-поисковый - Ребята, а сейчас мы с вами поработаем с упражнениями учебника. Они помогут нам реализовать поставленные задачи. - Прочитайте текст упр.397на 125 стр. – Предложения ли это? Почему? Докажите. Какие они по цели высказывания? - Прочитайте ещё раз каждое предложение. О чём говорится? Что именно говорится? - Задайте вопросы к каждому слову. – Достаточно ли этих двух слов, чтобы понять смысл предложения? Почему это так? - Так какие же это слова? - А теперь прочитайте предложения упр. 398. Сравните их с предложениями упр. 397 - Что изменилось? (Добавили слова) - Как изменился смысл предложения? (Оно стало более полным, точным) - Обратите внимание на выделенные слова. Что это за слова? - А теперь прочитайте, как принято называть эти слова в русском языке. ( Грамматическая основа предложения) – Да, ребята, вот так грамотно звучит тема нашего урока. – Но мне хотелось бы узнать, а почему именно основа предложения? –А теперь я вам прочитаю, как объясняет это слово толковый словарь Ожегова. – Итак, на основе предложения как на опорах, держится всё предложение. -- Сколько слов входит в основу? Что они обозначают и на какие вопросы отвечают? - Давайте обобщим наши сведения о грамматической основе предложения - Прочитайте первое определение на стр.126. - Так как же в русском языке принято называть слова в предложении? - Что такое грамматическая основа предложения? (подлежащее и сказуемое) - Может ли предложение состоят только из грамматической основы? Приведите примеры. - Читаем второе определение. - Что такое подлежащее? А сказуемое? – Почему подлежащее и сказуемое – главные члены предложения? - Ребята, молодцы! Результат: открытие нового знания |
Физкультминутка: отдохнём, послушаем мелодии весны, выполним гимнастику для глаз | ||
5 | Первичное закрепление | Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: научиться применять полученные знания на практическом уровне с учетом своих возможностей . Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: развивать умение логически строить цепь собственных суждений; формировать умение взаимодействовать по ходу выполнения задания; развивать умение слушать собеседника в ходе совместной работы. Форма работы: самостоятельная, с последующей проверкой Метод: практический. В ходе выполнения заданий установить связи между отдельными операциями, выполнять действия по алгоритму, уметь выстраивать логическую цепь рассуждении, задавать вопросы, помогающие участникам учебного процесса обнаружить ошибки и верно скорректировать дальнейшую работу. В ходе работы учитель обращает внимание на умение говорящего обосновывать собственное мнение и учитывать мнение других. – Переходим к применению новых знаний на практике. - Выполним упр. 399, стр. 126. Читаем задание.. (По 1 человеку от каждого ряда работают у доски). Результат: Выработка умений оперировать полученными знаниями, решать практические и теоретические задачи. |
6 | Самостоятельная работа | Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: выполнить задание, сверить результат выполненной работы с образцом, определить уровень овладения знаниями. Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: определить практический уровень овладения новым материалом, работать над развитием навыка практического применения знаний. Форма работы: самостоятельная, парно - дифференцированная - Ребята, я думаю, что теперь вы можете поработать самостоятельно - Я приготовила для вас карточки с заданиями. Обратите внимание, что.на карточках зелёного цвета задания проще, чем на карточках голубого цвета. Вы работаете в парах. Посоветуйтесь и возьмите ту карточку, над которой вы решили работать. - Запишите предложения в тетради. Найдите и подчеркните грамматическую основу, советуясь друг с другом. - А теперь проверим, как вы справились с работой. Результат: определить практический уровень овладения материалом. |
7 | Рефлексия. | Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: оценить значимость учебных действий для самого себя. Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: формировать осознанность и критичность учебных действий; осознание того что уже усвоено и что еще нужно усвоить; развивать способности обучающихся разумно и объективно анализировать свою деятельность с точки зрения их соответствия замыслу и условиям Форма работы: фронтальная - В конце любого исследования необходимо сделать выводы.
- Выскажите своё мнение об уроке, начав с этих слов: - Я понял, что… - Я узнал… - Было трудно… - Было легко… - Мне понравилось… Развитие способностей учащихся разумно и объективно анализировать свои суждения, свою деятельность с точки зрения соответствия темы и целей урока.
Результат: осознание обучающимися значимости учебных действий. |
8 | Итог урока. | Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: получить информацию о результатах учения Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы Метод: устный опрос Форма работы: фронтальная - Какие цели в начале урока мы ставили ? - Какие цели мы реализовали? - Что такое грамматическая основа предложения? - Какие главные члены предложения вы знаете? - Что такое подлежащее? Сказуемое? - Над чем еще предстоит поработать? Организация объективации для обучающегося, изменений в учебной деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку. Организация учебного сотрудничества учителя с обучающимися, основанном на взаимном уважении, доверии и признании индивидуальности каждого обучающегося. Результат: адекватность самооценки обучающегося оценке учителя. Получение обучающимися информации о результатах учения. |
9 | Задание на дом | Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: понять цели, содержание и способы выполнения домашнего задания; записать домашнее задание Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. Метод: словесный . Форма работы: фронтальная. - Ребята, я вам предлагаю закрепить полученные знания, выполняя д/з. Информация о домашнем задании, проверка того, как обучающиеся поняли содержание работы и способы её выполнения, соответствие содержания домашней работы уровню развития обучающихся. Д/з: Упр. 4, стр.135 или упр.5,стр.136; определение – стр. 126 Результат: применение обучающимися полученных знаний на практическом уровне. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку по теме : "Повторение о предложении".
Конспект урока по русскому языку, 2 класс, по программе "Школа России"..Тема урока: "Повторение о предложении". Цель урока: систематезировать знания о предложении; развивать умения распозновать ...
Конспект урока русского языка по теме "Грамматическая основа предложения" (2 класс)
Конспект урока русского языка по теме "Грамматическая основа предложения" (2 класс) с подробным описанием хода урока, презентацией, разрезными карточками для фронтальной и индивидуальной раб...
Конспект урока русского языка по теме "Грамматическая основа предложения".
Конспект урока открытия новых знаний по теме "Грамматическая основа предложения" с использованием технологии проблемно-диалогического обучения....
Конспект урока по русскому языку по теме: «Однородные члены предложения» (4 класс). УМК "Школа России"
Авторская разработка урока по русскому языку в 4 классе по теме: "Однородные члены предложения"....
урок русского языка по теме "Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое"
На уроке используются проблемные ситуации, групповая работа, работа в группах, ИКТ. Урок разработан и проведен в соответствии с требованиями ФГОС....
Конспект урока по русскому языку по теме - Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами предложения, соединёнными союзами.
Конспект урока по русскому языку по теме - Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами предложения, соединёнными союзами....
Конспект урока по русскому языку на тему -Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления.
Конспект урока по русскому языку на тему -Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления....