Конспект урока русского языка по теме "Грамматическая основа предложения".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Конспект урока открытия новых знаний по теме "Грамматическая основа предложения" с использованием технологии проблемно-диалогического обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока русского языка по теме "Грамматическая основа предложения" | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Бриурош С.Н.
Предмет: русский язык
Класс: 3
Тема «Грамматическая основа предложения»
Цели:
Образовательные:
- знакомство с понятием «грамматический центр предложения»;
- формирование умения находить грамматическую основу предложения;
- построение алгоритма нахождения грамматической основы;
Развивающие:
- развитие мыслительных операций анализа и синтеза;
- развитие внимания, мышления, памяти и речи;
- развитие орфографической зоркости;
Воспитательные:
- развитие чувства языка;
- формирование навыков сотрудничества;
- воспитание учебной активности; развитие культуры умственного труда.
Тип урока: открытие новых знаний
Технология: проблемный диалог
Оборудование:
- план урока в виде спирали;
- модель транспортного средства;
- оценочные знаки;
- алгоритм;
- материал для групповой работы;
- схемы предложений;
- «солнышко» для творческого задания;
- тренажёры для физкультминуток
№ | Ход урока | Задачи |
1 | Организационный момент - Рассмотрите схему урока. Что вы заметили? - Как вы считаете, у нас сегодня будет новый материал? Как вы это определили? - Сегодня мы с вами будем двигаться по спирали к центру. А что такое центр? - Отправная точка рефлексия, транспортное средство – автобус под флагом наших знаний. - Мы должны преодолеть все препятствия, добраться до центра, вооружиться новым знанием… А дальше куда ехать? - С багажом новых знаний вернуться той же дорогой к отправной точке. Ведь любое путешествие предполагает возвращение домой. - Готовы? В путь! | Анализ схемы Определение типа урока Определение структуры урока |
2 | Рефлексия на старте - Определите 1-ый этап урока. Для чего он нужен? - Какую большую тему мы изучаем? (Предложение) - В этой теме мы изучили много понятий. Сегодня мы будем опираться на некоторые из них. Найдите их в схеме. - Давайте сделаем самооценку знаний этих понятий через игру «Молчанка». - Положите перед собой оценочные знаки: от – до +. Я буду задавать вопросы по изученной теме, а вы, если справитесь с ответом, убираете один знак. И т.д. Справитесь? 1) Предложение – это … 2) Словосочетание – это … 3) Я знаю три части речи – это … 4) Имя существительное отвечает на вопрос … и обозначает … 5) Глагол отвечает на вопросы … и обозначает … - Какой оценочный знак у вас был последний? Это и есть наша оценка опорных знаний. - Можем отправляться в экспедицию | Определение 1-го этапа урока. Мотивация Прогноз Самооценка опорных знаний |
3 | Актуализация опорных знаний: Работа с предложением - Двигаемся дальше. Какое понятие нам надо вспомнить? (Предложение ) - На каком материале можно это сделать? (Чистописание) - Для чего нужна минутка чистописания на уроке? - Что за знак стоит рядом с чистописанием в схеме? (Массажная разминка) - Для чего она нужна? - Сделайте самомассаж рук с помощью массажных мячиков. - Сегодня в материале чистописания соединения –оро-, -ара-. Где они встречаются? (В словарных словах) - Назовите эти словарные слова. - Давайте пропишем эти соединения в тетради. Вспомните правила посадки при письме - Пропишите. Найдите самое красивое соединение. Подчеркните. Сравните с ним все остальные соединения. Оцените свою работу. - Рассмотрите схемы на доске. Что это за схемы? - Придумайте предложения к этим схемам с нашими словарными словами. Справитесь с этим заданием? - Давайте запишем одно предложение: Маленький воробей купался в луже. - Оцените нашу работу на этом этапе. | Определение следующего этапа Мотивация этапа Мотивация разминки Самомассаж Повторение словарных слов Повторение правил посадки при письме Самооценка Прогноз Самооценка |
Работа со словосочетанием - Двигаемся дальше. Назовите следующее понятие.(Словосочетание) - Что такое словосочетание? - Как вы оцениваете свои знания о словосочетании? - Проверим их на орфографической разминке. Для чего она нужна? - Прочитайте слова. Назовите орфограммы. Справитесь? ёж…к р…ч…ной окун… к…лючий л…са л…сная ч…щ… пуш…стая …ишка в…сёлый - А теперь составьте из этих слов словосочетания. Справитесь? - Какое слово в словосочетании является центром? - Оцените свою работу на этом этапе урока. | Определение следующего этапа Прогноз Мотивация Развитие орфографической зоркости Прогноз Самооценка | |
Физкультминутка для осанки -Для чего нужна физкультминутка для осанки? - Почему она важна именно в начальной школе? | Мотивация | |
4 | Открытие знаний Воспроизведение знаний о частях речи - Мы ближе к центру. Какая следующая остановка? (Части речи) - Давайте воспроизведём знания о частях речи. Для этого составьте в группах схемы о частях речи. Справитесь? (Группы получают материал для составления схемы) - Прикрепите свои получившиеся схемы на доске и отчитайтесь. ЧАСТИ РЕЧИ Имя сущ. Имя прил. Глагол Кто? Что? Какой? Что делать? предмет признак действие - Все части речи по своей сути слова. Как вы думаете, что является центром слова. Почему? (Корень) - Оцените свою работу на этом этапе. | Определение этапа Прогноз Работа в группах Отчёт групп Самооценка |
Постановка проблемы - Давайте вернёмся к предложению, которое записали в чистописании. - Определите все части речи. прил сущ гл пр сущ Маленький воробей купался в луже. - Найдите центр этого предложения. (Мы не можем) - Как вы думаете, что это может быть? Какие у вас есть гипотезы? Гипотезы: 1) слово 2) несколько слов - Давайте проверим эти гипотезы. | Определение частей речи Столкновение с проблемой Выдвижение гипотез | |
Решение проблемы - Проверим первую гипотезу. Назовите её. - Какое слово может быть центром? Оно должно нести информацию о предложении. - Давайте закроем все слова в предложении. Будем открывать по одному и проверять. - Какой вывод можно сделать? (Эта гипотеза не верна) - Проверим вторую гипотезу. Назовите её. - Будем открывать слова группами. Какая группа несёт информацию о данном предложении? (Воробей купался) - Какой вывод можно сделать? (вторая гипотеза верна.) Центр предложения – это два слова. - Но какие это слова? Давайте вернёмся на станцию «Части речи» И определим, какой частью речи являются главные члены предложения. (сущ. и глагол) - Ну про глагол мы и так знаем, что он главный и важный. Его легко найти в предложении. А как найти главное существительное в предложении? - Нужно найти, о ком или о чём говорится в предложении. В нашем предложении говорится о луже или о воробье? Он что делал? - Как вы думаете, может ли грамматический центр предложения существовать изолированно? - Именно поэтому его называют грамматическая основа предложения или главные члены предложения. - Давайте, сравним наши выводы с правилом в учебнике. - Оцените нашу работу на этом этапе урока. | Проверка гипотез Выводы Самооценка | |
Физкультминутка по мед. показаниям - Для чего нужна такая физкультминутка? - Разделитесь на группы: ЛОР – заболевания – ароматерапия; зрение – тренажёр для глаз; ортопед. – тренажёр для ног (дети в группах самостоятельно выполняют упражнения) | Мотивация Выполнение упражнений на профилактику индивид заболеваний | |
5 | Закрепление знаний - Двигаемся дальше. Возвращаемся на станцию «Словосочетание». - Давайте выясним, является ли грамматический центр словосочетанием. Справимся с этим заданием? - Что вы знаете о словосочетании? (Одно слово главное, другое – зависимое) -Найдите словосочетания в нашем предложении. - Выпишите. Проанализируйте. Найдите главное слово. * Маленький воробей * Купался в луже - А теперь выпишите наш грамматический центр. И найдите главное слово. * * Воробей купался - Какой вывод можно сделать? (Грамматический центр – это не словосочетание, а маленькое предложение. Слова в нём равноправны.) - Давайте построим себе алгоритм нахождения грамматической основы предложения. Для чего он нужен? 1) читаю предложение 2) о ком или о чём говорится в предложении 3) найти действие 4) подчеркнуть главные члены - Давайте проверим его работу на материале учебника: (упражнение выполняется с комментированием у доски и в тетрадях) - Оцените нашу работу на этом этапе урока | Прогноз Выводы Мотивация Построение алгоритма Проверка работы алгоритма Самооценка |
6 | Творческое задание - Двигаемся дальше. Станция «Предложение». - Я предлагаю творческое задание на составление предложений с грамматической основой /солнце спешит/. Справитесь? (На доске солнышко. В центре – грамматическая основа: солнце спешит, а на лучиках второстепенные члены: весеннее согреть землю ласковое разбудить малыша холодное спрятаться за тучу уставшее окунуться в океан - Оцените свою работу на данном этапе урока. | Прогноз Выполнение творческого задания Самооценка |
7 | Рефлексия - Мы вернулись на исходную позицию. - Мы изменились за время путешествия. Как? - Каково наше главное приобретение? - Чему мы сегодня учились? Какую тему разобрали? - Давайте посмотрим на наши «трофеи». Как мы сегодня поработали? | Подведение итогов Озвучивание темы урока Итоговая самооценка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка "А если одного предложения мало?". Знакомство с понятием "Текст". Учебник М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко "К тайнам нашего языка" (2класс).
Мною разработан конспект урока русского языка для 2 класса по учебнику М.С. Соловейчик "К тайнам нашего языка". Тема: «А если одного предложения мало?» Знакомство с понятием «текст».Цель: Формиро...
Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Грамматическая основа предложения".
Цель урока: познакомить учащихся с понятием «грамматическая основа предложения», познакомить с существенными признаками главных членов предложения. Задачи урока: 1. Актуализировать знания учащихс...
Конспект урока русского языка по теме "Грамматическая основа предложения" (2 класс)
Конспект урока русского языка по теме "Грамматическая основа предложения" (2 класс) с подробным описанием хода урока, презентацией, разрезными карточками для фронтальной и индивидуальной раб...
Конспект урока русского языка по теме "Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения".
4 класс, УМК "Перспектива"Знать:- значение понятий , «главные члены предложения», , «грамматическая основа предложения» и использовать их в активном словаре;Уметь:- определять в предложении...
Конспект урока русского языка 2 класс "Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы"
Урок во 2 классе...
Конспект урока русского языка «Простые и сложные предложения»» (УМК "Перспектива"4 класс)
Тип урока: Открытия нового знанияЦель урока: Актуализация знаний о простом и сложном предложении;Планируемые результаты: Предметные: различать простые и сложные предложения, находить грамматичес...