Методическая разработка урока по русскому языку по теме: Упражнения в распознавании типа склонения имен существительных, употребленных в косвенных падежах. для 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Конспект урока по русскому языку для 4 класс с мультимедийной презинтацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_po_r.yaz_.docx | 46.92 КБ |
kopiya_russkiy_yazyk.pptx | 363.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по русскому языку 4 класс
Автор: И. А. Титова
Должность: учитель начальных классов
Место работы: г. о. Жуковский М.О. МОУ школа№13 с УИОП
Тема урока: Упражнения в распознавании типа склонения имен существительных, употребленных в косвенных падежах.
Цели урока: Учить определять склонение имени существительного, если оно стоит не в именительном падеже. Обобщать знания детей о склонении имен существительных.
Оборудование: мультимедийная презентация.
Ход урока:
I.Организационный момент
- Сегодня у нас урок-путешествие. А куда мы отправимся в путешествие и какая тема урока, вы узнаете чуть позже. А сейчас откройте тетради, запишите число, классная работа и проведем минутку чистописания.
слайд- Восемнадцатое ноября.
Классная работа.
II. Чистописание
слайд
сжс
Сжс
Седая хозяйка тряхнула перинки – над миром пушинки.
- Прочитайте предложение. Чем оно является? (загадка)
- О чем она? (о зиме)
На экране появляется слайд - Пейзаж зимнего леса
- Зима - прекрасное время года, которому многие художники, писатели и поэты посвятили свои произведения. Вот отрывок из одного из них. Определите автора.
(Учитель читает отрывок из стихотворения). Фонограмма «Времена года Чайковского».
«Чародейкою Зимой
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит».
- Кто автор? Ф. Тютчев
III.Сообщение целей урока и введение в тему урока
- На нашем сегодняшнем уроке мы отправимся в путешествие в зимний лес. Но это еще и волшебный лес, где нас ожидают интересные задания, которые нам предстоит выполнить, чтобы вернуться обратно в класс. И чтобы определить тему нашего урока, мы должны выполнить первое задание: решить кроссворд. Ключевое слово – тема урока.
IV. Словарно-орфографическая работа
слайды - Кроссворда
- Для этого надо отгадать загадки на тему «Зима». Объяснить орфограммы.
1. Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. Снежинка
2. Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год. Декабрь
3. Рассыпала Лукерья
Серебряные перья. Метель
4. Какой это мастер
На стекла нанес
И листья, и травы
И заросли роз?
Мороз
5. По счету первым он идет,
С него начнется новый год. Январь
6. Воет, свистит,
Ветки ломает, пыль поднимает,
С ног всех сбивает. Ветер
7. Два железных коня
Дожидаются меня.
Мчат они меня зимой
По дорожке ледяной. Коньки
8. Ранним утром на дворе
Лед улегся на траве.
И весь луг стал светло-синий.
Серебром сверкает… Иней
9. Последний зимний месяц жаль,
Короткий самый он - … Февраль
Дети отгадывают загадки, комментируют орфограммы в отгадках. Получают ключевое слово: СКЛОНЕНИЕ.
V. Работа по теме урока
1).- На нашем уроке мы будем закреплять умение определять тип склонения имен существительных. Прочитайте тему нашего урока.
слайд – Тема урока
- Сколько типов склонения им. существительных вы знаете? Какие сущ.относятся к 1, 2, 3 склонению? Вспомним таблицу склонений им. сущ.
слайд – Таблица типов склонения
1 скл. 2 скл. 3 скл.
ж.р; м.р. с.р; м.р. ж.р
-а -я -о -е с ь на конце
- Как пользуясь таблицей определить склонение им. сущ? (по роду и оконч.)
- В кроссворде было слово метель. Какой тип склонения? Докажите.
2).Фонетический разбор метель слова
Следующее задание: сделать фонетический разбор этого слова. 1 ученик выполняет задание у доски. ме-тель -2 слога; 2гласн; 3согл; 2-й слог ударный.
м [м'] - согласный, мягкий, звонкий, непарный;
е [и] - гласный, безударный;
т [т’] - согласный, мягкий, глухой, парный;
е [э] - гласный, ударный;
л [л’] - согласный, мягкий, звонкий, непарный;
ь [ ] – звука не обозначает;
6б;5зв.
- Вы хорошо потрудились пора отдохнуть.
VI Физкультминутка
3)Упражнения в определении типа склонения
-А теперь можно продолжить наше путешествие по зимнему волшебному лесу, но хозяин лесных владений замел тропы и не пускает нас дальше. Нужно выдержать еще одно испытание. Он зашифровал слова. Нам надо разгадать его зимние сюрпризы.
3 задание – расшифровать слова, определить тип склонения у отгаданных слов, распределить в три столбика по типам склонения.
слайды – Зашифрованные слова
ЯЛМЕЗ ЗЕМЛЯ - 1 скл.
НЕГС СНЕГ -2 скл
ЗИМОРОЗЬ ИЗМОРОЗЬ -3 скл
ЦАСИЛИ ЛИСИЦА -1 скл
ЛЬЕ ЕЛЬ -3 скл
ГИНЕСРЬ СНЕГИРЬ -2 скл
4)Упражнение по развитию речи
- Что обозначает слово изморозь? Ответы детей.
Изморозь – иней. Не путать со словом изморось – очень мелкий дождик.
5) Упражнения в распознавании типа склонений у имен существительных в косвенных падежах.
- Какой частью речи являются слова? Определение.
- В каком числе и падеже стоят имена существительные? И.п; ед.ч.
- Повторим, как мы определяли у них тип склонения? (по роду и окончанию)
-А как определить тип склонения у существительных в косвенных падежах?
(ответы детей)
-Правильно. Прочитайте памятку.
слайд - Памятка
Имя существительное нужно поставить в именительный падеж единственного числа и по известной таблице определить тип склонения:
рисовать карандашом – карандаш (2скл.), ехали по улицам – улица (1 скл.)
- Сейчас мы будем определять склонение им. существительных в послании, кот. хозяин леса написал для вас.
- Но пока мы отдыхали, подул сильный ветер, перепутал буквы, унес знаки препинания. Вам предстоит восстановить текст. Вставить пропущенные орфограммы и знаки препинания, объясняя их написание.
слайды – Текста.
Чудесно прогуляться земой по лесу. Диревья стаят в серибристом инее. На ветках шабками лижит пушыстый снек. Прелесна ель в зимнем уборе. И деревья и кусты и лесные паляны залиты солнечным светом.
- Дети исправляют ошибки, объясняя правописание букв и знаков препинания.
слайд – Текст с выполненным заданием.
Чудесно прогуляться зимой по лесу. Деревья стоят в серебристом инее. На ветках шапками лежит пушистый снег. Прелестна ель в зимнем уборе. И деревья, и кусты, и лесные поляны залиты солнечным светом.
- Спишите восстановленный текст. Подчеркивайте выделенные буквы.
-У имен существительных определите тип склонения.
- Проверим с объяснением.
6) Синтаксический разбор предложения.
- Сделать синтаксический разбор третьего предложения. 1 ученик у доски.
7) Самостоятельная работа. Тест.
- Вы справились со всеми заданиями. Хозяин леса благодарит вас за работу, но хочет проверить, как хорошо вы запомнили все, чему научились в его волшебном зимнем лесу. Он прислал вам снежинки-задания. Вам предстоит самостоятельно выполнить эти задания.
Учитель раздает снежинки-тесты.
VI Подведение итогов
- Понравился урок-путешествие?
- Как же определить тип склонения у имен существительных в косвенных падежах?
VII Домашнее задание
- Памятка стр.91; упр.178.
Методическая разработка урока по математике 4 класс
Автор: И.А.Титова
Должность: учитель начальных классов
Место работы: г.о. Жуковский М.О. МОУ школа№13 с УИОП
Тема урока: «Сложение и вычитание многозначных чисел».
Цели урока:
- Познакомить с письменным приемом сложения и вычитания многозначных чисел.
- Закреплять знание нумерации многозначных чисел, умение читать и записывать многозначные числа.
- Закреплять знания учащихся по теме «Величины».
- Развивать умение решать задачи.
Оборудование: мультимедийная презентация.
Ход урока:
I. Организационный момент
У. – Внимание начинаем урок.
Сегодня на уроке
Задания на внимание,
Умение, терпение,
Сложение, вычитание.
- Есть вопросы по д/з? На какую тему были задания?
Д. – Тема «Величины».
У. – Какие величины знаете?
Д. – Длина, площадь, масса, время.
У. –Для закрепления знаний, выполните следующее задание.
И вы узнаете имя гостьи, кот. придет к нам урок.
II. Устный счет Коллективная работа.
- Заполнить пропуски и расшифровать слово. Слайд
6500дм2 | 5080м | 18ч | 6200кг | 480га |
5км80м = * м - Е
6т2ц = *кг - Д
65м2 = *дм 2 - Г
48000а = *га - А
3/4сут = *ч - Р
У. – Героиня, какой сказки? Вопрос 1 ряду.
- Кто автор? Вопрос 2 ряду.
- В какой стране родился? 3 ряду
Д. – 1уч: «Снежная королева».
- 2уч: Андерсен
- 3уч: Дания
У. – В одном большом городе этой страны жила Герда. У нее был друг Кай. Дети любили зимой рассматривать снежинки за окном. Они пытались их сосчитать. У них получились следующие числа:
2. Математический диктант
- число, которое на один больше 83669; (83670)
- число, в котором 253единицы II класса и 432 единицы I класса;(253432)
- число, содержащее 38 единиц II класса и 40 единиц класса; (38040)
- число, которое содержит 2млн. 3 тыс. 148 ед.; (2003148)
- число, котором 930 единиц II класса и 345 единиц I класса. (930345)
У. – Давайте, проверим, какие числа получились. (Дети читают ответы)
- Проверьте.
Слайд 38040, 83670, 253432, 930345, 2003148
У. – Запишите в порядке возрастания. (1 ученик у доски)
У. – Какие это числа? Как можно назвать эти числа?
Д. – Многозначные.
У. – Что вы знаете о многозначных числах?
Д. – 1). Делятся на классы
2).Каждый класс состоит из трех разрядов
3). В классе, где отсутствует при произнесении разряд, пишем ноль.
III. Постановка учебной задачи
У. – Молодцы. Хорошо знаете многозначные числа.
У. – Сегодня на уроке мы продолжим работать с многозначными числа.
Посмотрите на следующий слайд.
Слайд
+ 534 _ 726 +31268 - 25346
247 358 42957 3407
Сформулируйте тему урока. /Дети формулируют/.
Слайд: Тема урока:
«Сложение и вычитание многозначных чисел».
У. – Но вам предстоит сказать, что новое в этой теме вы открыли.
IV. Знакомство с новым материалом /Возвращаемся к предыдущему слайду/
У. –Запишите примеры. Как надо складывать и вычитать многозначные числа? /ответы детей/
У. – Чем отличаются решение первых двух примеров от двух последних?
Д. – Больше разрядов.
У. –Подумайте, как можно складывать и вычитать такие числа (ответы детей)
У. – Давайте проверим. Решим с объяснением.
Дети решают на доске с комментированием.
У. – Сформулируйте вывод о сложении и вычитании многозначных чисел.
Ответы детей.
У. – Давайте проверим, правильно вы сделали вывод. Откройте учебник стр.62. Прочитайте вывод.
V. Самостоятельная работа
У. – Для закрепления решим № 295. Прочитайте задание.
(Верхняя строка – с комментированием; нижняя –самостоятельно)
У. – Что надо помнить при записи чисел в столбик?
Д.- Ед-цы под ед-ми, десятки под десятками и т.д.
У. – Проверим. Какие ответы в основных примерах? /взаимопроверка в паре/
Слайд
Проверьте ответы.
1 вар. - 634922, 298784
2 вар. – 409098, 251537
VI. Физкультминутка
VII.Решение задач
У. – Вернемся к нашей сказочной гостье. Вспомните сказку, кто похитил её друга? (Ответы детей)
У. –Герда отправилась в царство С.К. спасать Кая. Ей помог Северный Олень. Но он не смог довезти ее до самых владений С.К.
- Решите задачу.
Слайд – Герда проехала на Олене 81246м. А пешком ей осталось пройти на 79405 м меньше, чем проехала. Чему равен весь путь до владений Снежной королевы?
У. – Сделайте чертеж. Составим программу решения. 1) - 2) +
У. - Решите задачу, записывая решение в столбик. Полученный результат выразите в км Ответ: (83087м = 83км 087м)
VII. Решение уравнений
У. – Вот такой путь преодолела Герда и вот она у самых ворот владений С.К.
У. – Чтобы открыть ворота, решим уравнения.
Слайд
(147+ x)-190 =350 (y – 261)+280 =549
x = 393 y =530
У. –Каким компонентом является x, y? Назовите связь между компонентами.
- Решите уравнения по вариантам.
VII. Работа в группах
У. – Преодолев все преграды, Герда нашла Кая. Но он не узнал девочку. Ведь сердце его было холодно, как лед. Поможем Герде растопить этот кусок льда. Выполнять задание будете в группах.
У. – Решить числовой ребус. Найти на плакате свой ответ и прикрепить туда свою карточку.
Каждой группе раздается карточка.
У. – Вместо куска льда у нас расцвела роза. Добро и дружба победили зло!
V Итоги урока
У.- Как выполняется письменное сложение и вычитание многозначных чисел?
-Что новое узнали?
Д. - Запись длиннее, т.к. больше разрядов.
Домашнее задание
Рабочая тетрадь стр.41
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
С Н Е Ж И К А Н 1 2 3 4 5 6 7 8 9
С Н К Е Ж И К А Н Д Е Ь Р Б А 1 2 3 4 5 6 7 8 9
С Н К Л Е Ж И К А Н Д Е Ь Р Б А М Е Т Е Ь 2 1 4 3 5 6 7 8 9
С Н К Л О Е Ж И К А Н Д Е Ь Р Б А М Е Т Е Ь З О Р М 1 2 3 4 5 6 7 8 9
С Н К Л Н О Е Ж И К А Н Д Е Ь Р Б А М Е Т Е Ь З О Р М Ь Р А В Я 1 2 3 4 5 6 7 8 9
С Н К Л Н О Е Е Ж И К А Н Д Е Ь Р Б А М Е Т Е Ь З О Р М Ь Р А В Я Р Е Т В 1 2 3 4 5 6 7 8 9
С Н К Л Н Н О Е Е Ж И К А Н Д Е Ь Р Б А М Е Т Е Ь З О Р М Ь Р А В Я Р Е Т В И К Ь К О 2 1 3 4 5 6 7 8 9
С Н К Л Н И Н О Е Е Ж И К А Н Д Е Ь Р Б А М Е Т Е Ь З О Р М Ь Р А В Я Р Е Т В И К Ь К О Й Е Н 1 2 3 4 5 6 7 8 9
С Н К Л Н И Н О Е Е Ж И К А Н Д Е Ь Р Б А М Е Т Е Ь З О Р М Ь Р А В Я Р Е Т В И К Ь К О Е Й Е Н Ь Л А Р В Ф 1 2 3 4 5 6 7 8 9
С Н К Л Н И Н О Е Е Ж И К А Н Д Е Ь Р Б А М Е Т Е Ь З О Р М Ь Р А В Я Р Е Т В И К Ь К О Е Й Е Н Ь Л А Р В Ф 1 2 3 5 4 6 7 8 9
Тема урока: Упражнения в распознавании типа склонения имен существительных.
ТРИ СКЛОНЕНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ 1 склонение ж.р., м.р. 2 склонение м.р., ср.р. 3 склонение ж.р. - а - я - о - е
1 склонение 2 склонение 3 склонение Я Л М Е З
1 склонение ЗЕМЛЯ 2 склонение 3 склонение Н Е Г С
1 склонение ЗЕМЛЯ 2 склонение СНЕГ 3 склонение ЗИМОРОЗЬ
1 склонение ЗЕМЛЯ 2 склонение СНЕГ 3 склонение ИЗМОРОЗЬ Ц А С И Л И
1 склонение ЗЕМЛЯ ЛИСИЦА 2 склонение СНЕГ 3 склонение ИЗМОРОЗЬ Л Ь Е
1 склонение ЗЕМЛЯ ЛИСИЦА 2 склонение СНЕГ 3 склонение ИЗМОРОЗЬ ЕЛЬ Г И Н Е С Р Ь
1 склонение ЗЕМЛЯ ЛИСИЦА 2 склонение СНЕГ СНЕГИРЬ 3 склонение ИЗМОРОЗЬ ЕЛЬ
Чудесно прогуляться з_мой по лесу. Д_ревья стоят в сер_бристом инее. На сучьях шапками л_жит пуш_стый сне_ . Прелес_на ель в зимнем уборе. Все залито солнечным светом.
Чудесно прогуляться з и мой по лесу. Д_ревья стоят в сер_бристом инее. На сучьях шапками л_жит пуш_стый сне_ . Прелес_на ель в зимнем уборе. Все залито солнечным светом.
Чудесно прогуляться з и мой по лесу. Д е ревья стоят в сер_бристом инее. На сучьях шапками л_жит пуш_стый сне_ . Прелес_на ель в зимнем уборе. Все залито солнечным светом.
Чудесно прогуляться з и мой по лесу. Д е ревья стоят в сер е бристом инее. На сучьях шапками л_жит пуш_стый сне_ . Прелес_на ель в зимнем уборе. Все залито солнечным светом.
Чудесно прогуляться з и мой по лесу. Д е ревья стоят в сер е бристом инее. На сучьях шапками л е жит пуш_стый сне_ . Прелес_на ель в зимнем уборе. Все залито солнечным светом.
Чудесно прогуляться з и мой по лесу. Д е ревья стоят в сер е бристом инее. На сучьях шапками л е жит пуш и стый сне_ . Прелес_на ель в зимнем уборе. Все залито солнечным светом.
Чудесно прогуляться з и мой по лесу. Д е ревья стоят в сер е бристом инее. На сучьях шапками л е жит пуш и стый сне г . Прелес_на ель в зимнем уборе. Все залито солнечным светом.
Чудесно прогуляться з и мой по лесу. Д е ревья стоят в сер е бристом инее. На сучьях шапками л е жит пуш и стый сне г . Прелес т на ель в зимнем уборе. Все залито солнечным светом.
Чудесно прогуляться з и мой по лесу. Д е ревья стоят в сер е бристом инее. На сучьях шапками л е жит пуш и стый сне г . Прелес т на ель в зимнем уборе. Все залито солнечным светом. 1 скл . 2 скл . 2 скл . 2 скл . 2 скл . 3 скл . 2 скл .
Домашнее задание: Памятка стр.91,упр.178
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по русскому языку по теме:Три склонения имён существительных.4-класс.
Обобщить и углубить знания учащихся о трёх типах склонения имён сущиствительных.Развивать умение работать в парах....
Методическая разработка уроков по русскому языку на тему "Несклоняемые имена существительные"
В данной разработке мною предложены 5 уроков по русскому языку для работы над темой "Несклоняемые имена существительные". Данная разработка не привязана к определенной программе, поэтому может использ...
Упражнения в распознавании типа склонений имен существительных, употребленных в косвенных падежах.
На уроке учимся определять склонение имён существительных, которые стоят не в именительном падеже и узнаем новое о здоровом образе жизни, о здоровом питании....
Урок русского языка "Склонение имен существительных, употребленных в косвенных падежах"
Интегрированный урок русского языка и литературного чтения с использованием игровых технологий....
Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа"
Цель: Выработать правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных.Задачи: 1.Познакомить учащихся со вторым способом определения правописания безударных падежных окончаний ...
Методическая разработка урока по русскому языку на тему "Имя существительное" 4 класс
Данный урок разработан с целью обобщить и систематизировать знания учащихся по теме "Имя существительное"...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА по русскому языку на тему: «Склонение имен прилагательных женского рода» 4 класс УМК «Школа России»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА по русскому языку на тему: «Склонение имен прилагательных женского рода» 4 класс УМК «Школа России»...