Упражнения в распознавании типа склонений имен существительных, употребленных в косвенных падежах.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
На уроке учимся определять склонение имён существительных, которые стоят не в именительном падеже и узнаем новое о здоровом образе жизни, о здоровом питании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya_v_raspoznavanii_tipa_skloneniya.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока : «Упражнения в распознавании типа склонения имел существительных, употреблённых в косвенных падежах»
Цели урока: -учить определять склонение существительного, если оно стоит не в именительном падеже;
-обобщить знания учащихся о склонении имён существительных;
-обогащать речь учащихся и развивать умения употреблять в речи пословицы и фразеологизмы;
-развивать представление младших школьников о правильном питании, как составной части здорового образа жизни.
Ход урока.
1. Организационный момент и сообщение целей урока.
-На уроке продолжим изучать имя существительное - научимся определять склонение имён существительных, которые стоят не в именительном падеже и узнаем новое о здоровом образе жизни, о здоровом питании.
2. Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний.
2.1. Упражнение № 173.
Рыбы: щука(1скл.), лещ (2скл.), сазан (2скл.), осётр (2скл.), карась (2скл.), окунь (2скл.).
Деревья: тополь (2скл.), осина (1скл.), клён (2скл.), липа (1скл.), черешня (1скл.).
(Слайд №1.)
Объясните, как определили тип склонения существительного щука? Клён?
- Существительных какого склонения нет среди данных?
- Какие существительные относятся к 3-му склонению?
2.2 Выполнение теста « Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные продукты».
Слайд с изображением овощей, ягод, фруктов. (Слайд № 2.)
Самопроверка теста. (Слайд № 3.)
1 вариант.
К 1-му скл. | Ко 2-му скл. | |
Картофель. | * | |
Виноград. | * | |
Слива. | * | |
Арбуз. | * |
Груша. | * | |
Помидор. | * | |
Чеснок, | * | |
Малина. | * | |
Яблоко. | * |
2 вариант.
К 1-му скл. | К 3-му скл. | |
Тыква, | * | |
Груша. | * | |
Капуста. | * | |
Фасоль. | * | |
Смородина. | * | |
Клюква. | * | |
Рожь. | * | |
Свёкла. | * | |
Морковь. | * |
-Почему так назвали тест? Для чего нужны витамины?
3. Чистописание.
3.1 Массаж рук.
Стихотворение Ю. Тувима « Овощи,»
Хозяйка однажды с базара пришла. (Хлопки в ладоши.)
Хозяйка с базара домой принесла: (Постучать в кулачки.)
картошку, (Массаж большого пальца)
капусту, (Массаж указательного пальца)
морковь, (Массаж среднего пальца)
горох, (Массаж безымянного пальца)
петрушку и свёклу. (Массаж мизинца)
Ох!...
3.2 Работа в тетради.
ш ши ошк ашк (Слайд № 4)
-Какой звук обозначает буква « ш »? (ш-{ш}-согл., парн. глух., вс.тв)
-Какие орфограммы надо знать, чтобы без ошибок писать слова с буквой «б».
3.3 Работа со скороговоркой.
- Кошка Крошка на окошке кашу кушала по крошке. (Слайд № 5)
(Ладони поочерёдно ударяют о край стола)
- Объясните правописание орфограмм.
- Определите главные члены предложения и падежи существительных.
- Подберите однокоренные слова к слову « каша».
- Каша, кашка, кашица, кашевар, кашеварить. (Слайд№6)
- Как понимаете выражение «по крошке»?
4. Работа по развитию речи.
4.1-Почему о некоторых людях говорят «он мало каши съел»? (Недостаточно силён, молод, неопытен.)
- Каша - это полезная еда, которая поможет вам стать здоровыми и
сильными. Каша - эликсир бодрости на целый день. Вы можете есть её на
завтрак. Недаром говорят : «Завтрак съешь сам, обедом поделись с другом, а
ужин отдай врагу».
4.2 Фразеологизмы (Слайд № 7)
С ним каши не сваришь. (Не сделаешь дела, не договоришься.)
У него каша в голове.(Беспорядочное состояние, путаница.)
Каши просят (о ботинках, сапогах). (Износились до дыр.)
Доп. мат. Расхлебать кашу. (Распутать хлопотливое дело.)
Заварить кашу. (Затеять хлопотливое дело.)
4.3Пословицы и поговорки о каше. (Слайд № 8)
Геркулесовая каша - завтрак английской королевы.
Маслом каши не испортишь.
Каша без души - пустая.
Доп.мат. Нет ничего вкуснее солдатской каши - да ещё после перехода.
-А вы знаете из чего варят ваши любимые каши ?
4.4 Словарная работа.
- Назовите словарное слово - профессию специалиста по возделыванию
сельскохозяйственных культур . (Слайд № 9) - Это слово образовано от греческих слов -агрос - «поле, земля» и номос
«з акон». (Слайд № 10) - Записать слово «агроном» три раза, разделив на слоги, выделив
орфограммы и подчеркнув непарные звонкие согласные.
(Демонстрация фотографий с изображением растений.)
Слайд № 11-пшеница. Слайд № 12-гречиха. Слайд № 13 рис. Слайд № 14-просо. Слайд № 15-овёс. Слайд № 16-ячмень.
Дополнительный материал.
Растения | Крупа | Каша |
Пшеница | Манная, пшеничная | 1 .Манная, пшеничная |
Гречиха | Греча (гречка) | 2.Гречневая |
Рис | Рисовая | 3. Рисовая |
Просо | Пшено | 4.Пшённая |
Овёс | Овсяные хлопья | 5. Овсяная (геркулесовая) |
Ячмень | Ячневая, перловая | 6.Ячневая, перловая |
-А вы знаете какую кашу особенно любил Пётр I ? (Ячневую).
5. Физкультминутка.
Раз - подняться, потянуться.
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять - руками замахать.
Шесть - за парту сесть опять.
6. Работа над новым материалом.
6.1 Запись названия растений во всех падежах по порядку, используя
предлоги. (Слайд № 17) -с орфограммами
Пшеница (И. п.), из гречихи (Р.п.), к рису (Д.п.), в просо (В.п.), овсом (Т.п.), об ячмене (П.п.). (Слайд № 18) -с предлогами
-Мы научились определять падеж и изменять по падежам имена существительные. Знаем типы склонения имён существительных,
6.2 Вопрос урока:
-Как определить склонение имени существительного, если оно стоит не в
именительном падеже? (Слайд № 19)
6.3 Определение падежа и склонения существительных, выделенных в
пословицах . (Слайд №20 -пословицы)
(Слайд № 21 - словосочетания)
Завтрак королевы (Р.п.1 скл.), не испортишь маслом (Т.п.,2 скл.), каша без души (Р.п., 1 скл.)
(Слайд №22 - словосочетания с предлогами)
7. Работа с учебником.
7.1. Чтение памятки на стр. 79.
7.2.Выполнение задания упражнения №177 (предложение №2)
(Слайд №23 - кукуруза)
(Из кукурузы (1 скл.) делают крахмал (2скл.), муку(1скл.), крупу (1скл.),
масло (2скл.).) (Слайд №24 - предложение)
-Выполнение морфологического разбора существительного «из кукурузы».
Из кукурузы - сущ., н.ф.- кукуруза, неодуш., цариц., ед.ч., Р.п., ж.р., 1 скл., дополнение.
8.Закрепление нового материала.
8.1. Самостоятельная работа. Упражнение в определении склонения
существительных. (Слайд №25)
Лиса наварила манной каши, размазала её по тарелке и стала угощать журавля.
9. Домашнее задание.
Памятка стр. 79. Упражнение №177 ( 1 и 3 предложения ), Выписать из словаря профессии специалистов сельского хозяйства.
10.Итоги урока.
- Над каким вопросом работали на уроке?
- Что узнали нового о правильном здоровом питании?
- Как сделать кашу особенно вкусной?
- Разгадывание кроссворда «Сухофрукты».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Склонение имен существительных, употребленных в косвенных падежах"
Интегрированный урок русского языка и литературного чтения с использованием игровых технологий....
Методическая разработка урока по русскому языку по теме: Упражнения в распознавании типа склонения имен существительных, употребленных в косвенных падежах. для 4 класс
Конспект урока по русскому языку для 4 класс с мультимедийной презинтацией....
Типы склонения. Алгоритм определения типа склонения имени существительного.
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме "Типы склонения. Алгоритм определения типа склонения имени существительного" (УМК "Школа России")...
Урок по теме «Упражнение в определении склонений имен существительных, стоящих в косвенных падежах».
Основные тезисы урока:1. Организационный момент.2. Чистописание (даны слова на безударную гласную. Необходимо определить лишнее слово,...
Урок русского языка в 4 классе по теме «Определение склонения имен существительных, стоящих в косвенных падежах».
В материалах представлены технологическая карта урока, конспект урока по русскому языку и презентация к уроку....
Презентация к уроку по теме «Упражнение в определении склонений имен существительных, стоящих в косвенных падежах».
Мультимедийное сопровождение основного материала....