Методическая разработка уроков по русскому языку на тему "Несклоняемые имена существительные"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
В данной разработке мною предложены 5 уроков по русскому языку для работы над темой "Несклоняемые имена существительные". Данная разработка не привязана к определенной программе, поэтому может использоваться любым учителем. Работать можно, как с ИКТ-поддержкой, так и с классическими иллюстрациями.
Конечным продуктом может служить создание детьми собственного иллюстрированного словаря несклоняемых имен существительных
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotki_urokov_po_temam_nesklonyaemye_imena_sushchestvitelnye.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Несклоняемые имена существительные
Цель: углубить знания учащихся о склонении имен существительных; дать понятие о несклоняемых существительных, учить определять род несклоняемых существительных, способствовать развитию речи учащихся, расширению их словарного запаса; воспитывать интерес к языку.
1.Организационный момент
3.Минутка чистописания
4. Актуализация опорных знаний
- Ребята, сейчас я вам зачитаю отрывок из полюбившегося вам стихотворения Б. Пастернака, а вы скажите, куда мы отправимся на сегодняшнем уроке-путешествии?
... расположен в парке.
Протягиваем контрамарки.
Входную арку сторожа,
Стоят у кассы сторожа. (В зоопарк)
-Итак, в путь. А по дороге сыграем в «Горячую картошку» на тему «Склонение». (Ученики бросают друг другу мяч и задают вопросы)
вопросы для игры:
-Что называется склонением?
-Сколько склонений в русском языке?
-Как мы определяем склонение существительных?
-Просклоняй существительное указка
-Все ли существительные склоняются?
-Как называются существительные, которые не изменяются по падежам?
5.Работа над новой темой
Я вешаю на доску стенд с заголовком «Зоопарк», записываю на доске слово вольер.
-Вот мы и в зоопарке. Отгадайте загадки и узнаете, каких животных мы посетим, кто живет в вольерах зоопарка. Кстати, вам знакомо это слово? Объясните его значение.
Словарная работа: вольер
А) На этой маленькой лошадке не прочь прокатиться любой из вас (пони)
Б) Вынашивает своего детеныша в сумке (кенгуру)
В) Крупный попугай с пестрым хохолком (какаду)
Г) Самая маленькая птица на земном шаре (колибри)
(Ученики отгадывают загадки, картинки-отгадки вывешивают на стенд «Зоопарк»)
-Молодцы, угадали. А теперь я предлагаю вам определить их склонение. Почему вы молчите? Что вас смутило? (Их окончания не подходят ни к одному из склонении)
-Тогда вот вам еще одна загадка
Д) человекообразная обезьяна, но не горилла и не орангутан? (шимпанзе) Может быть, у этого существительного можно определить склонение? Тоже затрудняетесь.
Может быть, вам удастся определить их склонение по окончаниям косвенных падежей. Составьте с ними предложения, употребив слова в косвенных падежах, в сочетании с предлогами и запишите в тетрадях. Укажите падежи по вопросам.
(Мы спросили у сторожа, как пройти к клетке с кенгуру. (Т п.)
В клетке рядом с какаду (Т.п.) живут волнистые попугайчики.
Мы с удовольствием прокатились на пони.(П.п.)
Без шимпанзе (Р.п.) в зоопарке было бы скучно.)
-Что вы заметили, ребята? Да, они не склоняются, т.е. имеют для всех падежей одну и ту же форму.
-Кто напомнит, как называются такие имена существительные? (несклоняемые)
-А какие названия животных вы подобрали дома? (боа, динго, жако, киви, це-це, чау-чау)
-Ребята, а вам не кажется, что несклоняемые существительные -это просто здорово: не надо склонять, запоминать окончания. Значит, будет меньше ошибок в диктанте. Однако не все с этими словами так просто и гладко, как нам кажется. Выполните-ка такое задание: Подберите подходящие по смыслу прилагательные к этим несклоняемым существительным. (Раздаю карточки с прилагательными)
Маленьк... пони
Длиннохвост... кенгуру
Пестр... какаду
Крошечн... колибри
Смешн... шимпанзе
Интересн... интервью
Строг... жюри
Широк... авеню
-Чего не хватает прилагательным?(окончание)
- Что нужно знать, чтобы правильно подобрать окончания?
(Для этого нужно знать род несклоняемых существительных)
-То, что эти существительные не склоняются, мы выяснили. А как же обстоит дело с категорией рода. Ребята, тут без правила не обойтись.
Слова, называющие лиц женского пола-ж.р
Мужского пола-м.р.
Слова, называющие животных, относятся также к м.р
Опорная схема:
Одушевленные Неодушевленные
Лица муж.пола Лица жен.пола-ж.р. ср.р
или животные-м.р.
-Теперь, зная это правило, вы можете определить род несклоняемых существительных и подобрать к ним прилагательные в нужной форме.
Вывешиваю на доску карту мира, на ней прикреплены слова:-Гоби, Килиманджаро, Онтарио, Конго, Колорадо, Миссисипи, Баку, Сочи.
- Цель нашего путешествия -поиск слов. Какие это слова?
(Географические названия, имена собственные, несклоняемые существительные
- Значит, среди несклоняемых существительных есть и имена собственные-географические названия. Как же определить род этих существительных9
-Слова, обозначающие географические названия имеют тот же род, что и слова их заменяющие (Например: Мехико-м.р., т.к.город-м.р.)
-Наше путешествие закончилось. Мы снова вернулись в наш класс. Какую пользу вы получили благодаря этому путешествию - поиску, что нового узнали, покажут результаты тестирования
6. Подведение итогов урока, выставление оценок
7. Объяснение домашнего задания
1)Поуровневое: составить небольшой рассказ, включив несклоняемые существительные в сочетании с прилагательными по теме:
- «Путешествие вокруг света
- « В зоопарке»
2) Всем: выучить правила.
Тема: Несклоняемые имена существительные
Цель: научить грамотно употреблять в речи несклоняемые имена существительные
Ход урока
1. Организационный момент
2. Минутка чистописания
3. Актуализация опорных знаний
-Дома вы придумывали ситуации с использованием слова «кофе». Давайте разыграем их.
Учащиеся разыграли следующие ситуации:
а) завтрак с президентом
б) ужин у друзей
в) деловой обед
г) собеседование
-Какие вы молодцы, но к сожалению не все люди знают, как правильно употреблять в речи несклоняемые имена существительные. Перед вами стихотворение, прочтите его про себя.
Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне
А вернее, я и ты
Без кашны и без пальты.
Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура
Ходит, бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.
Кенгуру в кафе зашел,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.
Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян.
Тут и взрослый, сняв пенсню,
Хохотал на всю киню.
Интересное кино
Жаль, что кончилось оно
В гардероб пора бежать-
Будут польта выдавать
-Почему вы улыбались, когда читали стихотворение? (Так говорить нельзя)
-Верно, слова кенгуру, метро, кино, домино, шимпанзе, какаду никогда не изменяются.
-Как мы называем такие слова?
-Есть ли у них окончание?
-Верно, конечные гласные таких слов не окончания, а часть корня.
-Как вы думаете, действительно ли автор не знал, как использовать в речи несклоняемые имена существительные? (Нет, это стихотворение про то, как не надо говорить)
-Давайте выпишем все несклоняемые существительные, выделим корень, определим род.
А вот некоторые ученики действительно не знают, что не все имена существительные имеют склонение. Я хочу предложить вам побыть педагогами и помочь мне проверить работы учеников. Я раздам вам карточки и вы зеленой ручкой исправите ошибки.
-Спасибо вам большое. Ребята, помните, мы с вами составляли иллюстрированный толковый словарик несклоняемых имен существительных. Я собрала все ваши работы и посмотрите, какая красота у нас получилась! Давайте вспомним, с какими же словами вы теперь знакомы, значение которых вы уже знаете. Я показываю картинка в словарике, учащиеся дают определение, определяют род, составляют предложения.
4. Подведение итогов
-Что же мы узнали о несклоняемых именах существительных?
-Какие трудности испытывали?
-Чему научились?
Учащиеся отвечают по схеме:
-Я узнал(а)…
-Мне было трудно…
-Я научилась…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по русскому языку в 1 классе УМК "Гармония" по теме "Собственные имена. Продолжение"
Урок русского языка по теме «Собственные имена. Продолжение».в 1 классе по УМК «Гармония».Материал содержит конспект урока, презентацию, тестовое задание.Урок составлен на основе пособий для учи...
открытый урок по русскому языку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей" (3 класс)
открытый урок по русскому языку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей" для 3 класса по УМК "Школа 2100"...
Методическая разработка урока по русскому языку на тему "Имя существительное" 4 класс
Данный урок разработан с целью обобщить и систематизировать знания учащихся по теме "Имя существительное"...
Методическая разработка урока по русскому языку. Тема "Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний"
Методическая разработка урока русского языка в виде технологической карты с мультимедийной презентацией. Урок разработан на основе УМК "Перспективная начальная школа" в соответствии ФГОС НОО.Тип урока...
Методическая разработка урока по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"
Методическая разработка урока по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные" для 2 класса...
Методическая разработка урока по русскому языку на тему «Имя существительное»
Методическая разработка урока по русскому языку соответствует программе 4-го класса. Нацелена на формирование следующих предметных умений:Устанавливать связи слов, вычленять и составлять словосо...