Урок в 3 классе по русскому языку по теме: "Корень. Однокоренные слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Костерина Людмила Геннадьевна

 

Урок русского языка 3 класс

 

Тема: Корень. Однокоренные слова.

 

Цель:

1.     Ознакомить с признаками однокоренных слов.

2.     Развития умения распознавать однокоренные слова. Обогащать речь детей новыми словами.

 

3.     Воспитывать чувство патриотизма

Ход урока:

 

1.     Организационный момент. Психологический настрой.

На доске три смайлика

 Учитель

- Ребята, посмотрите внимательно на смайлики. Какой из них вам больше всего нравится?

- Я рада, что вы выбрали смайлик с хорошим настроением, с улыбкой. Я думаю, что хорошее настроение у нас у всех будет весь урок. А девиз нашего урока:

Не забывайте подарить улыбку

Соседям, родственнику, другу.

Она, как истинный волшебник,

                                                 Вернётся к вам по кругу.

 

2.     Минутка чистописания:

image    Письмо строчных букв:  р у д з ф

image    Письмо слов: урок, друг, Родина

image    Письмо добрых слов: доброе утро, добрый день, здравствуйте.

3.     Вводная часть:

 

Учитель

    - Сегодня на уроке мы познакомимся с новой темой «Корень слова. Однокоренные слова». У нас у всех есть мама, папа, братья, сёстры. Это члены нашей семьи.

    - Как можно назвать членов вашей семьи? Кто они? (родственники, родные люди)

    -В семье родственники похожи друг на друга. Дочь  похожа на маму, мама на бабушку. Сын на отца. У сына могут быть мамины глаза, а у дочери папина походка. Я по вашим чертам лица могу узнать ваших родителей. По тому, что вы похожи на своих пап и мам.        Семьи бывают разные: большие и маленькие. В одной семье три человека, у кого - то пять. А есть и большие семьи, где десять и более человек.

      В русском языке тоже есть родственники. Это родственные или однокоренные слова. Эти слова похожи друг на друга. Чем?! Сегодня мы узнаем.

У каждого из нас есть дом. Где бы мы ни были, как долго бы  нас не было, но всегда приятно возвращаться в родной дом где тебя ждут.

   - А как можно ласково назвать дом? (домик)

   -Домой задаю какую работу? (домашнюю)

   - Мультфильм смотрели про кого? (про домовёнка Кузю)

   - Грустное слово « бездомный.» Почему грустно становится на душе при слове «бездомный»?

Чем похожи слова: домик, домашнюю, домовёнок Кузя, бездомный? Что их объединяет?

image 

- Правильно, во всех словах общая часть слова  ДОМ. Это корень слова и обозначается так                            

Все эти слова несут общее лексическое значение: дом, где мы живём.

 

4.     Физминутка. (Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую то левую ногу, согнутую в колене. И также плавно опускает. Следим за спиной.)

 

    Аист, аист длинногий,

    Покажи домой дорогу

   


 

Аист отвечает:

    Топай правою ногою,

    Топай левою ногою,

    Снова правою ногою,

    Снова левою ногою,

    После правою ногою,

    После левою ногою,

    И тогда придешь домой.

5. Слушание и анализ текста:

   - Здравствуй ,Удав!

   - Привет, Мартышка!

   - А твоя бабушка какая? – спросила Мартышка.

   - Она такая! Она очень хвАстливая, – сказал Удав

   - Хвастается? – удивилась Мартышка

   - Ничего не хвастается! Просто у неё хвОст очень длинный

Учитель

  - Почему не поняла Мартышка удава?

  - Правильно. Мы слышим по звучанию одинаковые слова. Но по значению разные.

 

Хвостливая                                           Хвастливая

Хвост                                                     Хвастать                                      

6.Логическая игра.

image    - Докажите ,что данные слова однокоренные.  Родина, родная, родимая, родился.

                   - Правильно. Где человек родился там его Родина. Родина, семья, дружба, мир – главные слова в жизни каждого человека.

image     - Какое слово, по вашему мнению, лишнее и почему:

                  Горе, гора, горный, горняк

                   Рисунок, рисовать, зарисовка, рис

                   Слеза, слезинка, слезать, слезиться

Учитель

   - Правильно. Значение слов разное.

 

7. Актуализация полученных знаний.

image    Исправь ошибки: «Осина – это такая большая оса. Шёпот – это кто – то шипит». (Осина – дерево, шёпот – тихий голос). Слова не являются однокоренными.

image    Думай и рассуждай:

   - Почему корень слова назвали корнем?

    - Чем похожи корень слова и корень растения? Может ли растение существовать без корня? А слово?

Учитель

 - Правильно. Корень- главная часть растения, потому что питает его. Корень главная часть слова, потому что в нём заключено основное лексическое значение, не будет корня – погибнет растение. Не будет корня слова – не будет самого слова. Про человека говорят: «Пустил корни». Как вы понимаете это выражение?

  - Правильно. Где человек живёт, где его семья, где его Родина- там его корни.

 8. Защита проектов на тему : «Семья слов».

9. Итог урока

                                  Корень слова  - главная, значимая часть.

Родственные связи дарят корню власть.

                                  Выясни умело линию родства,

                                  Однокоренные подбери слова.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon koren-odnokorennye_slova.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка 3 класс

 

Тема: Корень. Однокоренные слова.

 

Цель:

1.     Ознакомить с признаками однокоренных слов.

2.     Развития умения распознавать однокоренные слова. Обогащать речь детей новыми словами.

 

3.     Воспитывать чувство патриотизма

Ход урока:

 

1.     Организационный момент. Психологический настрой.

На доске три смайлика

 Учитель

- Ребята, посмотрите внимательно на смайлики. Какой из них вам больше всего нравится?

- Я рада, что вы выбрали смайлик с хорошим настроением, с улыбкой. Я думаю, что хорошее настроение у нас у всех будет весь урок. А девиз нашего урока:

Не забывайте подарить улыбку

Соседям, родственнику, другу.

Она, как истинный волшебник,

                                                 Вернётся к вам по кругу.

 

2.     Минутка чистописания:

    Письмо строчных букв:  р у д з ф

    Письмо слов: урок, друг, Родина

    Письмо добрых слов: доброе утро, добрый день, здравствуйте.

3.     Вводная часть:

 

Учитель

    - Сегодня на уроке мы познакомимся с новой темой «Корень слова. Однокоренные слова». У нас у всех есть мама, папа, братья, сёстры. Это члены нашей семьи.

    - Как можно назвать членов вашей семьи? Кто они? (родственники, родные люди)

    -В семье родственники похожи друг на друга. Дочь  похожа на маму, мама на бабушку. Сын на отца. У сына могут быть мамины глаза, а у дочери папина походка. Я по вашим чертам лица могу узнать ваших родителей. По тому, что вы похожи на своих пап и мам.        Семьи бывают разные: большие и маленькие. В одной семье три человека, у кого - то пять. А есть и большие семьи, где десять и более человек.

      В русском языке тоже есть родственники. Это родственные или однокоренные слова. Эти слова похожи друг на друга. Чем?! Сегодня мы узнаем.

У каждого из нас есть дом. Где бы мы ни были, как долго бы  нас не было, но всегда приятно возвращаться в родной дом где тебя ждут.

   - А как можно ласково назвать дом? (домик)

   -Домой задаю какую работу? (домашнюю)

   - Мультфильм смотрели про кого? (про домовёнка Кузю)

   - Грустное слово « бездомный.» Почему грустно становится на душе при слове «бездомный»?

Чем похожи слова: домик, домашнюю, домовёнок Кузя, бездомный? Что их объединяет?

 

- Правильно, во всех словах общая часть слова  ДОМ. Это корень слова и обозначается так                            

 Все эти слова несут общее лексическое значение: дом, где мы живём.

 

4.     Физминутка. (Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую то левую ногу, согнутую в колене. И также плавно опускает. Следим за спиной.)

 

    Аист, аист длинногий,

    Покажи домой дорогу

   

Аист отвечает:

    Топай правою ногою,

    Топай левою ногою,

    Снова правою ногою,

    Снова левою ногою,

    После правою ногою,

    После левою ногою,

    И тогда придешь домой.

5. Слушание и анализ текста:

   - Здравствуй ,Удав!

   - Привет, Мартышка!

   - А твоя бабушка какая? – спросила Мартышка.

   - Она такая! Она очень хвАстливая, – сказал Удав

   - Хвастается? – удивилась Мартышка

   - Ничего не хвастается! Просто у неё хвОст очень длинный

Учитель

  - Почему не поняла Мартышка удава?

  - Правильно. Мы слышим по звучанию одинаковые слова. Но по значению разные.

 

Хвостливая                                           Хвастливая

Хвост                                                     Хвастать                                      

6.Логическая игра.

    - Докажите ,что данные слова однокоренные.  Родина, родная, родимая, родился.

                   - Правильно. Где человек родился там его Родина. Родина, семья, дружба, мир – главные слова в жизни каждого человека.

     - Какое слово, по вашему мнению, лишнее и почему:

                  Горе, гора, горный, горняк

                   Рисунок, рисовать, зарисовка, рис

                   Слеза, слезинка, слезать, слезиться

Учитель

   - Правильно. Значение слов разное.

 

7. Актуализация полученных знаний.

    Исправь ошибки: «Осина – это такая большая оса. Шёпот – это кто – то шипит». (Осина – дерево, шёпот – тихий голос). Слова не являются однокоренными.

    Думай и рассуждай:

   - Почему корень слова назвали корнем?

    - Чем похожи корень слова и корень растения? Может ли растение существовать без корня? А слово?

Учитель

 - Правильно. Корень- главная часть растения, потому что питает его. Корень главная часть слова, потому что в нём заключено основное лексическое значение, не будет корня – погибнет растение. Не будет корня слова – не будет самого слова. Про человека говорят: «Пустил корни». Как вы понимаете это выражение?

  - Правильно. Где человек живёт, где его семья, где его Родина- там его корни.

 8. Защита проектов на тему : «Семья слов».

9. Итог урока

                                  Корень слова  - главная, значимая часть.

Родственные связи дарят корню власть.

                                  Выясни умело линию родства,

                                  Однокоренные подбери слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Корень- главная часть слова. Однокоренные слова"

Конспект урока русского языка по теме " Корень - главная часть слова. Однокоренные слова".  2 класс. УМК "Перспектива". Урок закрепления знаний. презентация к уроку....

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему "Корень - главная часть слова. Однокоренные слова"

Предмет: русский языкКласс: 2Тема урока: корень - главная часть слова. Однокоренные словаЦели урока: формировать умение выделять корень в родственных словах; научить школьников разграничивать однокоре...

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему - "Корень - главная часть слова. Однокоренные слова"

Предмет: русский языкКласс: 2Тема урока: корень - главная часть слова. Однокоренные словаЦели урока: формировать умение подбирать родственные слова для проверки написания букв безударных гласных звуко...

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему - Корень - главная часть слова. Однокоренные слова. Повторение изученных орфограмм

Предмет: русский языкКласс: 2Тема урока: корень - главная часть слова. Однокоренные слова. Повторение изученных орфограммЦели урока: повторить правило проверки орфограммы «Парные по звонкости - глухос...

Конспект урока русского языка на тему: "Корень как часть слова" ( 2 класс) УМК "Школа России"

Конспект урока русского языка на тему: "Корень как часть слова" ( 2 класс)...