Конспект урока русского языка на тему: "Корень как часть слова" ( 2 класс) УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Глебова Анастасия Юрьевна

Конспект урока русского языка на тему: "Корень как часть слова" ( 2 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_klass_russkiy_2y_konspekt.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                          Конспект урока русского языка

Тема: Корень как часть слова

Класс:2

Тип урока: изучение нового материала

Цель: создание условий на уроке для организации деятельности учащихся по усвоению корня как части слова.

Задачи:

предметные – способствовать формированию понятия «корень»; содействовать формированию умения  подбирать  однокоренные  родственные  слова;  группировать (классифицировать) однокоренные  слова  по отличительным признакам, находить  общую  часть  в  группах  слов; познакомить с новым словарным словом и активизировать его в устной и письменной речи учащихся; содействовать воспитанию внимательного отношения к слову.

Метапредметные – способствовать формированию универсальных учебных действий:

а) регулятивных – принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

б) познавательных – строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

в) коммуникативных – воспринимать другое мнение и позицию;

Личностные УУД – способствовать внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе.

Оборудование: учебники «Русский язык» С.В. Иванова; плакат с изображением письменного алфавита.

Ход урока

Этап урока

Время, мин

Содержание работы

Примечания

1. Организационный момент

2. Каллиграфическая минутка

3. Словарно-орфографическая работа

4. Актуализация опорных знаний

5. Работа над новым материалом

6. Физкультминутка

7. Продолжение работы по теме урока

8. Творческая работа по развитию речи

9. Домашнее задание

9. Рефлексия

2-3

5

3-5

3-4

8-10

1

8-10

5

1-2

1-2

1. Проверка готовности к уроку

2. Повторение правил посадки и подготовки руки к письму

А) упражнение для кистей рук

Б) упражнение для пальцев рук

1. Определение темы минутки чистописания:

- Букву, которую мы будем писать сегодня, вы определите сами, отгадав загадку:

Спать отправились подружки,
Взяли пышные подушки:
Р – одну, а буква …- две.
Что это за буква? (В)

2. Определите последовательность букв в данном ряду:

3. Контроль и оценка выполнения работы

- Подчеркните карандашом те буквы, которые соответствуют образцам в письменном алфавите.

Знакомство с новым словарным словом «корзина».        

1. Логическое задание

- Слово, с которым мы познакомимся на уроке вы узнаете, если прочтете написанное через одну букву:

К П О Е Р Г З В И Б Н М А

2. – Что такое «корзина»?

Этимологическая справка.

3. – Найдите слово в словаре, запишите в тетради. Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную

4. – Скажите, как можно использовать корзину в жизни?

- Придумайте примеры фантастического характера, как можно использовать пальто. (Можно создать корзину-холодильник и т.д)

1. Работа с загадкой.

- Какое слово состоит из 7 букв «я»? (семья)

- Каково значение слова?

- Прослушайте стихотворение:

Возле школьного крыльца посадили деревца:

Петя – клен, ольху – Олег,

Роман Иванович – орех,

А бабушка Нина – березу и калину.

- О какой семье идет речь в стихотворении? (о семье деревьев)

- Назови членов семьи. (Клен, ольха, орех, береза, калина)

- Без чего не может жить семья людей? А семья деревьев? (Без корней).

- Получается без корня деревце жить не сможет. Так и в русском языке у слова есть часть слова, которое называется корень. Без него слово не сможет существовать.

- Как вы думаете, как будут называться слова, имеющие одинаковы корень? (Однокоренные)

2. Звукобуквенный анализ слова «корень»

к - [к] согласный, твердый, глухой;

о - [о] гласный, ударный;

р - [р’] согласный, звонкий, мягкий;

е - [э] гласный, безударный;

н - [н’] согласный, звонкий, мягкий;

ь - [-]

6 букв, 5 звуков.

3. Формулирование темы урока и постановка целей деятельности на урок.

- Откройте учебники на странице 74 и сформулируйте цели урока.

1. Работа с учебниками.

- Прочитайте слова под картинками на странице 74. Одинаковое ли значение у этих слов? (Нет, домик – это маленький дом, а домище – очень большой)

- Что их объединяет? Можно ли сказать, что дом, домик и домище – это формы одного и того же слова? Объясните, почему.

2. Уточнение представлений о корне слова.

- Как называется часть слова, которую мы сегодня изучаем? (Корень)

- Одинаковый ли корень у слов «ворона» и «воровка»?

- Прочитайте информацию на странице 75.

- Как называются слова, имеющие общую часть и близкие по значению? Как называется главная часть слова? В какой части слова содержится основное значение? Как обозначается корень?

3. Выполнение упр.1.

- Найдите и назовите общую часть в группах слов. Как она называется? Как называются эти слова? Запишите слова в тетрадь.

Гриб – грибок – грибник (Общая часть – гриб, это корень слов. Слова являются родственными.)

Город – городок – пригород (Общая часть – город, это корень слов. Слова являются родственными.)

Правда – правдивый – неправда (Общая часть – правд, это корень слов. Слова являются родственными.)

Лес – лесной – лесок (Общая часть – лес, это корень слов. Слова являются родственными.)

Бросить – бросок – выбросить (Общая часть – брос, это корень слов. Слова являются родственными.)

Трава – травяной – травушка (Общая часть – трав, это корень слов. Слова являются родственными.)

Рыба – рыбак – рыбный (Общая часть – рыб, это корень слов. Слова являются родственными.)

Вывод: Как называются слова, имеющие общую часть и близкие по значению? Как называется главная часть слова?

Под слова речовки «Хомка»

1. Выполним упр.3.

1 ученик находит однокоренные слова

Еловый – ельник, трава – травушка, поле – полевой, осень – осенний, туча – тучка, ветер – ветерок, паук – паутинка.

2 ученик находит формы одного и того же слова

Дождик – дождиком, желтый – желтому, птица – птицы, земля – земли.

Прочитайте внизу упражнения задание. Кто готов доказать свою точку зрения?

Вывод: Как называются слова, имеющие общую часть и близкие по значению? Как называется главная часть слова?

2. Выполним упр.4

- Рассмотрите картинки. Что на них изображено? Чем отличается вторая и третья картинка от первой? Какие слова являются однокоренными, а какие формами одного и того же слова? Обоснуйте свою точку зрения. Запишите пары слов в тетрадь.

- Дети, вы заметили, что сегодня ночью был мороз? Подберите к этому слову два однокоренных слова, чтобы они отвечали на вопросы: какой? что сделал? (морозный, заморозил)

- Можно ли проверить безударную гласную в этих словах? Почему?

- Следующее задание: составьте из предложенных слов предложение:

заморозил В морозный Мороз Ленивицу день. (В морозный день Мороз заморозил Ленивицу.)

- Из какой сказки эти герои?

- Почему в предложении слово Мороз записано с заглавной буквы? (Это имя героя)

- Запишите это предложение в тетрадь. Выделите корень в однокоренных словах.

Вашим домашним заданием будет выполнить упр.2.

Продолжите фразы:

Сегодня я узнал (-а)…, потому что… .

Я научился (-лась)…, потому что … .

Мне было интересно…, потому что… .

Теперь бы я хотел ещё узнать о…, потому что… .

Учащиеся проверяют наличие учебных принадлежностей, необходимых к уроку и их расположение

Используются плакат «Сиди правильно».

Вращательные движение кулачками под счет учителя.

Массаж для укрепления мелкой мускулатуры пальцев.

Используется плакат с изображением письменного алфавита.

Фронтальный опрос

Групповая работа в четверках

Фронтальный опрос

Читает сильный ученик

Запись с комментированием (3 ученика). Указывают корень слов.

Фронтальная работа.

2 человека у доски, остальные в тетради.

Устная работа

Слова записаны на доске.

Записывают предложение в тетрадь.

Записывают д/з в дневники

Фразы для рефлексии записаны на доске


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка «Правописание парных согласных в корне слова». ОС "Школа России"

Урок проведен по учебнику «Русский язык. 2 класс» Л. М. Зеленина, Т.Е. Хохлова.  Используется ИКТ: слайдовая презентация. Урок разработан на основе деятельностного метода. На учебном материале фо...

Конспект урока русского языка по теме "Корень слова. Однокоренные слова". 2 класс

Русский язык. Конспект урока с презентацией. Тема урока "Корень слова. Однокоренные слова". 2 класс, УМК Занкова, программа А,В,Поляковой....

Конспект урока русского языка по теме "Корень- главная часть слова. Однокоренные слова"

Конспект урока русского языка по теме " Корень - главная часть слова. Однокоренные слова".  2 класс. УМК "Перспектива". Урок закрепления знаний. презентация к уроку....

конспект урока русского языка по теме "Корень слова. Однокоренные слова"

Данный урок построен согласно требованиям ФГОС, в основе - деятельностный подход к обучению. Реализуются индивидуальные, парные и групповые формы работы с классом. Хорошо продумана контрольно-оценочна...

Урок русского языка по теме "Корень как общая часть однокоренных слов", 2 класс

Программа "Начальная школа XXI века"Тема: Корень как общая часть однокоренных слов.Тип урока: урок изучения нового материала.Форма урока: урок-исследование. Цель урока: создание условий...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...