Программа воспитательной работы «Дорога к совершенству» ( Для учащихся начальной школы)
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) по теме
Авторская программа
по воспитательной работе
«Дорога к совершенству»
учителя начальных классов
Средней школы имени М.Горького с ДМЦ
Байгазаковой Саулеш Турсынбаевны
Планирование воспитательной работы является значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Алматинская область
Каратальский район
Средняя школа имени М.Горького с ДМЦ
Программа
воспитательной работы
«Дорога к совершенству»
( Для учащихся начальной школы)
Автор программы
учитель начальных классов
Байгазакова С.Т.
Авторская программа
по воспитательной работе
«Дорога к совершенству»
учителя начальных классов
Средней школы имени М.Горького с ДМЦ
Байгазаковой Саулеш Турсынбаевны
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Планирование воспитательной работы является значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.
Как организовать воспитательный процесс в школе? Каким содержанием его наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов деятельности, при планировании воспитательной работы? Подобные вопросы постоянно встают перед учителями, такой вопрос вставал и передо мной.
Составить план – значит, продумать и представить себе в общем, и в деталях весь процесс воспитательной работы, её организацию и результаты.
Я разработала свою программу воспитательной работы «Дорога к совершенству» в начальной школе, которая поможет учителю организовать работу в своём классе в течение четырёх лет. С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.
Учитывая, что ребёнок, придя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года обучения становится познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.
На втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», «сострадание» и «милосердие».
Третий год воспитания - год становления коллектива, подчинение своих интересов его интересам.
Четвёртый год – посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности.
Цель данной программы состоит в обеспечении целостного подхода к воспитанию и развитию личности ученика, в создании основы для сознательного, обдуманного управления его развитием с учётом возрастных изменений.
Программа поможет учителю в непосредственной организации воспитательного процесса. Она предусматривает широкий выбор видов и форм деятельности младших школьников, конкретизируя результаты каждого года воспитания.
Пользуясь данной программой, классные руководители найдут немало возможностей для того, чтобы вести целенаправленную и активную работу со всеми учащимися класса. Всё это поможет раскрыть каждому свои способности, задатки, свою индивидуальность.
Задачи программы воспитания:
- Сформировать в каждом ребенке общечеловеческие ценности, добродетели: любовь к ближнему, сострадание, справедливость, гражданственность, веру в прекрасное, ответственность, этическую культуру, нравственные устои.
- Развивать физические, умственные, творческие способности человека.
- Сформировать человеческие устои, понимание добра и зла.
- Научить ориентироваться в обществе, сформировать культуру общения.
- Воспитать потребность в созидательной деятельности, эстетическом развитии, положительном отношении к труду как средству самоутверждения.
Предполагаемым результатом данной воспитательной программы является формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.
Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы.
Деятельность любого вида должна привести к личному успеху, должна быть не бесполезной для людей, а нравственно и экономически значимой.
Ведущие виды деятельности: познавательная, интеллектуальная, эстетическая, физическая, спортивная, духовная.
В общении педагога с учеником должны реализовываться следующие правила:
- умение выслушивать его до конца;
- не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоятельно;
- открытость и доступность учащихся.
Отношения педагога и ученика строятся на взаимном уважении,
доверии, справедливости и требовательности.
Содержание программы
1 класс « Познай себя» - на первом этапе, где дошкольник - уже школьник, где ведущая деятельность – учёба, в которой происходит узнавание себя, даётся оценка собственным взглядам на окружающих.
2 класс «Научись дружить» - на втором этапе - главное не ты мне, а я тебе. Результат совместной деятельности – забота не только о себе, но и о сверстниках, близких.
3 класс «Коллективная жизнь» - на третьем этапе - умение жить и работать в коллективе, подчинение своих интересов интересам коллектива.
4 класс « В единстве - сила» - на завершающем этапе - от авторитарности управления к демократичности, приём самостоятельных решений, самостоятельный анализ своей деятельности, поступков.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ
Организация воспитания и социализации учащихся осуществляется по следующим направлениям:
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к Казахстану, к своему народу, к своей малой родине; свобода и ответственность; доверие к людям.
- Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье.
Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших;
- Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учебе.
Ценности: трудолюбие; творчество; познание; бережливость.
- Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.
Задачи воспитания и социализации учащихся
по каждому направлению:
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
- представления о символах государства – Флаге, Гербе Казахстана, в котором находится образовательное учреждение;
- интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
- уважительное отношение к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;
- элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории Казахстана;
- интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни страны, населенного пункта, в котором находится образовательное учреждение;
- стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи;
- любовь к школе, своему селу, городу, народу;
- уважение к защитникам Родины;
- первоначальные представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, на природе;
- отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
- Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье:
- различение хороших и плохих поступков;
- знание правил поведения в школе, семье, общественных местах;
- почтительное отношение к родителям;
- уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
- установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
- бережное, гуманное отношение ко всему живому;
- знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
- Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учебе.
- уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
- элементарные представления об основных профессиях;
- ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
- первоначальные навыки коллективной работы, ;
- умение соблюдать порядок на рабочем месте;
- бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
- отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.
- Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
- понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
- интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
- первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
- развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
- ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
- бережное отношение к растениям и животным;
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
- умение видеть красоту природы, труда и творчества;
- интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;
- интерес к занятиям художественным творчеством;
- стремление к опрятному внешнему виду;
- отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАНИЯ
И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ
Данная воспитательная программа нацелена на достижение следующих воспитательных результатов по каждому из направлений воспитания:
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
- ценностное отношение к Казахстану, к своей малой родине, культурно-историческому наследию, государственной символике, родному языку, народным традициям; к Конституции и законам; к старшему поколению;
- первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
- Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье:
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
- Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учёбе:
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда;
- ценностное и творческое отношение к учебному труду;
- трудолюбие;
- элементарные представления о различных профессиях;
- первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
- первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
- потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
- Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
- первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
- первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
- первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
- первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
- первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
- первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
- первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
План реализации программы
Направления | 1 класс «Познай себя» | 2 класс «Научись дружить» | 3 класс «Коллективная жизнь» | 4 класс «В единстве - сила» |
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека |
«Всемирный день прав ребёнка»
«О тех, кто мир нам подарил» |
3. Классный час «Что значит быть счастливым в своей стране» 4. Классный час «История флага» 5. Беседа «Защитники Отечества»
«Царство Закон, царство Беззаконие»
8. Классный час «Патриотизм начинается с малого: с любви к тому месту, где ты живешь» |
«Что означает моё имя»
«Я чувствую себя счастливым, когда…»
«Мудрые заповеди предков»
«О солдатах и генералах» |
«Я и общество»
«Кто я? Какие мы?»
«Что такое мир»
«Казахстан– Родина моя»
|
Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учёбе |
«У кого в порядке книжки и тетрадки»
«Говорящий портфель» |
«Мы труд воспеваем и славим работу»
«Школа – мой второй дом»
«Учимся быть организованными»
«Умелые руки» | 1. Мир моих увлечений» 2. Игра «Умники и умницы»
«Хвала рукам, что пахнут хлебом»
«Люби книгу!»
|
«Мой труд каждый день дома»
«Отчего прибавляется счастья»
«Турнир Шерлока Холмса»
«Путешествие по Королевству любимых предметов»
«Знание - сила»
«В научном городке» |
Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье | 1.Классный час «Мой дом – наведу порядок в нем» 2.Классный час «Правила поведения в общественных местах» 3.Праздник вежливых наук 4.«Самооценка и взаимооценка, как способ познать себя и других» 5. «Мои родные» выставка рисунков 6. «Семейные праздники» (рассказы и рисунки) 7.Викторина «О наших бабушках, мамах, сестрах» 8.Доверительная беседа «Друг в моей жизни» 8.Классный час «Спешите делать добро» |
«Тепло семейного очага»
«Доброе слово- что ясный день»
4.Рассуждение на тему: «Кому нужна моя помощь?» 5. Круглый стол «Что такое правила хорошего тона» 6.Семейный праздник «Род, родные, Родина» 7. Диспут «Что такое хорошо?!» 8.Час общения «Порадовать близких – как это просто» 9.Посиделки с друзьями |
«Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость»
«Вежливость и невежество»
10. Классный час «Путешествие в страну справедливости»
| 1. Исследовательская работа «Родословная моей семьи» 2. Классный час «Школа вежливости» 3. Праздник «Я песню милой маме пою» 4. Беседа «Без друга в жизни туго» 5. Беседа – диспут «За что уважают в семье и обществе» 6. Беседа-диспут «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» 7. Семейная гостиная «Традиции моей семьи» 8.Тестирование «Семейные проблемы глазами детей» 9.Доверительная беседа «Мои мечты, мои желания» 10. Тематическое занятие «Давайте учиться жить»
|
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) |
|
«Птицы наши друзья» (изготовление кормушек для пернатых)
|
«Лесная карусель»
«Природа нашей Родины» |
«Планета Земля в опасности»
«Маленькие тайны большой природы» 9. Путешествия по родному краю |
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни | 1.ПДД «Дорожная мозаика» 2.Классный час «Береги здоровье смолоду» 3.Беседа «Почему сон – это важно» 4. Богатырские забавы 5. Беседа «О вкусной и здоровой пище» 6. Классный час «Личная безопасность» 7. Музыкально-спортивный час «Если хочешь быть здоровым» 8. Прогулка в лес, игры на свежем воздухе. |
«Мы за здоровый образ жизни»
«Опасные предметы»
«Путешествие в страну Здоровья» 8. Весёлые старты «Быстрее, выше, сильнее» 9.ПДД «Что значит быть ответственным» | 1. ПДД «Мы - пешеходы» 2. Час общения «Режим – это скучно или необходимо» 3. Утренник «В гостях у доктора Айболита» 4. Операция «Чистюлька» 5. Классный час «В здоровом теле – здоровый дух» 6. «Светофор здоровья» 7. Беседа «Овощи – кладовая витаминов» 8. Практикум «Скуку, простуду, безделье меняем на бодрость, здоровье, веселье» 9. Игры на воздухе «Мой веселый звонкий мяч» | 1. ПДД «Школа светофорных наук»
«Школа – территория здоровья» 7. Беседа «Чисто не там, где метут, а там, где не сорят», «Чистота – залог здоровья» 8. Беседа «Чем я богат» 9. Весенний марафон «Будь здоров», «Футбол для всех» 10 Спектакль «Дорожный патруль» |
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) |
«Счастливое детство» 2. «В гостях у золотой осени» (конкурс загадок, рисунков, поделок из природного материала)
«Удивительное рядом»
«Сказка-ложь, да в ней намёк»
|
«Короб чудес»
«Что за прелесть эти сказки»
«Чудеса народного искусства»
«У фантазии нет границ»
«В солнечном царстве, эстетическом государстве» 9. «Музей весёлых затей» |
«Мир глазами детей»
«Зажги свою звезду»
«Тропою сказок» 6.Этика общения «Кто опрятен, тот приятен» 7. Весёлая игротека «Счастливый случай» 8. Классный час «Цени прекрасные мгновенья» 9. Конкурс на лучшую поздравительную открытку |
«Вместе весело шагать»
«Мартовская капель»
«Настроение не пустяк»
«Что для тебя красота?»
«В гостях у царевны Эстетики» |
Формы проведения мероприятий
- классный час
- интерактивные игры
- психологические игры
- викторины
- праздники
- конкурсы рисунков, поделок, стихов, сочинений
- фотовыставки
- экскурсии
- спортивные праздники
- конкурсы для всей семьи
- КВН
- театрализованное представление
- исследовательская деятельность
- диагностические исследования
- социально-значимые акции
- «десанты помощи» ветеранам, пожилым людям
Формами и методами контроля успешности проведенных мероприятий являются анкетирование, тестирование, открытые мероприятия.
Методические рекомендации
На первом году воспитания учителю необходимо обратить внимание на вовлечение ребёнка в школьную деятельность, формирование доверительных отношений между учеником и учителем. Поэтому важно большее внимание уделить общению в малых группах, индивидуальным беседам, посещению на дому. Итогом первого года воспитания должно стать осознания себя как ученика.
Мероприятия, проводимые во второй год воспитания, нацелены на пресечение детской эгоистичности, созидание положительных черт характера. Большую помощь в этом могут оказать родители. Поэтому учителю надо более ответственно подойти к проведению родительских собраний и лекториев. Это родительские собрания «Трудовое воспитание в семье», «Воспитание сознательной дисциплины», семейный праздник « Род, родные, Родина». Итогом второго года должно стать формирование устойчивых дружеских отношений.
Итогом третьего года является осознание детьми, что их класс – дружный коллектив. Этому способствуют игры на свежем воздухе, экскурсии, беседы «Я чувствую себя счастливым, когда…»
Четвёртый год воспитания является наиболее ответственным. Дети должны самостоятельно принимать решения, анализировать свою деятельность, поступки. Наиболее актуальны здесь беседы «Встречают по одёжке, провожают по уму», «Моё хочу и моё надо», диспут «За что уважают в семье и в обществе», «Мои мечты, мои желания», «Что значит быть счастливым в своей стране». Итогом данного года и всей воспитательной программы является овладение детьми системой общечеловеческих ценностей, установление гуманистического типа отношений между людьми.
Использованная литература
- Л.Васильева-Гангнус . Азбука вежливости. М.Педагогика, 1982г.
- К.Фопель Как научить детей сотрудничать (психологические игры и упражнения).- М.,2000
- Тренинг партнёрского общения. Под ред. С.В.Поляковой .-М.,1996.
- Л.Г.Федоренко.Секреты общения.-С-Пб.,2003.
- К.Б. Жарикбаев, С.К. Калиев. Антология педагогической мысли в Казахстане, Алматы: Рауан, 1995.
- Кариева А. Т. Семья как зеркальное отражение государства. Астана. 2009.
- Журнал «Начальная школа»,№6.2002. 1991, № 9; 1992, № 2; 1994, № 1
- Журнал «Классный руководитель»№1,2003; №3,1,2004,№2,2005,1997, № 3.
- Книга рекордов Гиннеса 1993.-Москва-Лондон:Тройка, 1993.
- Погорельский ЮМ. Сценарии детских музыкальных представлений. - СПб.: Литера, 2004.
- Современная работа с родителями в начальной школе / Авт.-сост. О.В. Перекатьева, С.Н. Подгорная. - М.: Март, 2004.
- Школа этикета: поучения на всякий случай /Сост. Л.С. Лихачева. - Екатеринбург, 1995.
- Шанцов, А. Изучение особенностей воспитания в семьях / А. Иванцов // Воспитание школьников. - 2000. - № 9. - С. 16-17.
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
Тема: «Имя существительное. Повторение ».
Тип урока: повторение
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о части речи – имени существительном.
Задачи:
- закрепить знания учащихся об имени существительном, повторить грамматические признаки данной части речи;
- совершенствовать умение различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, определять их род и число, изменять по падежам;
- развивать орфографическую зоркость, память, мышление;
- обогащать словарный запас учащихся, формировать образность речи, расширять кругозор, накопление внеязыковой информации;
- формировать навыки связной речи;
- Воспитывать уважение к чужому мнению, умение работать в коллективе, умение работать в группе;
- умение проводить рефлексию своей деятельности и деятельности одноклассников.
Оборудование: рабочая тетрадь, раздаточный материал, проектор, ноутбук, презентация.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. (Слайд 1)
– Здравствуйте, ребята! Какое у вас настроение? (Ответы детей)
– Хорошее настроение – это не просто так. Это большой положительный заряд на весь день, который помогает вам справиться с проблемами и трудностями. Желаю вам, чтобы ваше хорошее настроение не зависело от погоды. И, не смотря ни на ветер, ни на снег, ни на морозы у вас в душе всегда было бы тепло!
– А каким вы хотите, чтобы получился у нас урок? (Интересным, загадочным, с хитростями и трудностями)
– А вы поможете мне провести такой урок? (Да, поможем)
– Что самое главное мы должны делать на уроке? (Думать, анализировать, обобщать, наблюдать, догадываться)
– И сейчас с хорошим настроением и с радостным чувством мы переходим к работе.
2. Прочитайте словосочетания. (Слайд 2)
- На седьмом небе – быть в полном восторге, в состоянии наивысшего блаженства.
- Зарубить на носу – запомнить крепко-накрепко.
- Как рыба в воде – чувствовать себя уверенно, очень хорошо ориентироваться, хорошо в чем-либо разбираться.
– Как называются такие словосочетания? (Фразеологизмы) Значение фразеологизмов состоит в том, чтобы придать эмоциональную окраску выражению, усилить его смысл.
Я желаю вам быть на уроке как рыба в воде, все запомнить, то есть зарубить на носу.
3. Орфографическая разминка. (Слайд 3)
Списать. Вставить пропущенные буквы.
Въехать в д.ревню, рубить т.пором, посинеть от м.роза, работать на з.воде, помогать т.варищу.
Проверка выполненного задания. Дети выполняют проверку при помощи «лупы».
Чтоб в словах не ошибиться,
Надо с лупой подружиться.
Нам волшебное стекло
Их запомнить помогло!
– Как называются слова, в которые вы вставляли буквы? (Словарные слова)
– Какой частью речи являются? (Эти слова имена существительные)
4. Физминутка
А теперь ребята встали
Быстро руки вверх подняли
В стороны, вперёд и вниз
Улыбайся и садись.
5. Стадия вызова (Слайд 4)
1.Повторение Проверка теорет.знаний (10 мин)
– Сегодня мы будем обобщать знания об имени существительном, мы будем работать с самостоятельной частью речи – имя существительное, учиться делить слова на группы по вопросам и значениям.
Дополнительная информация учащихся:
1 ученик
Имя существительное – самая представительная (по количеству слов) часть речи: по данным «Частотного словаря русского языка», из 9 тысяч наиболее частотных слов существительных – 4 тысячи слов, что составляет 44 %, следовательно, это – самая частотная часть речи: почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное.
2 ученик
Существительное – наиболее самостоятельная часть речи. Уже от них образуются прилагательные.
Имя существительное является ведущей частью речи и в грамматике: с наиболее характерными для русского языка грамматическими понятиями рода, числа, падежа, склонения мы впервые знакомимся, изучая эту часть речи.
3 ученик
Имя существительное – важнейшая часть речи. Ещё первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. По исследованиям учёных существительное появилось в речи в числе самых первых слов. И это вполне понятно. Человек с рождения жадно смотрит на мир и хочет знать и называть все то, что его окружает. Но мы уже немного знакомы с этой частью речи.
_ Что изучает раздел морфология?
_ На какие две группы делится морфология?
_ Какие части речи относятся к самостоятельным?
_ какие части речи относятся к служебным?
_ Что вы знаете об имени существительном?
_ Какие имена существительные надо писать с большой буквы? Как называются такие слова?
_ По какому признаку имена существительные отвечают на два вопроса кто? и что? Приведите примеры.
– Сегодня мы с вами продолжаем изучать имя существительное.
Дети на листочках, каждый самостоятельно составляет свой кластер, все что знают про имя существительное. Обучающиеся выписывают все слова, которые у них ассоциируются с данным словом. Мы многое уже узнали. Посмотрите, как разросся наш кластер.
3. Составление кластера (Кла?стер (англ.cluster скопление) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.)
Коллективная работа по заполнению общего кластера (все, что вспомнили об имени существительном).
6. Стадия осмысления (Работа в группах)
1 группа
Из данных слов составить предложения так, чтобы получились пословицы. Найти имена существительные. Указать число, род имен существительных. Объяснить значение пословиц.
- Кормит, лень, портит, а, труд;
Труд кормит, а лень портит.
- труд, перетрут, терпенье, и, все;
Терпенье и труд все перетрут.
2 группа
Прочитайте слова. Как вы думаете по какому признаку их можно разделить на три группы? Напишите их столбиком.
Слива, яблоко, тыква, морковь, лимон, фасоль, лето, зима, осень, птица, снегирь, ночь, юноша, перо, тетрадь, сирень, поле, осина, пустыня, день, новость.
3 группа
Просклонять существительные.
Гнездо, волна.
4 группа
Составит словосочетания, поставив существительные в нужный падеж. Указать падеж существительного.
Готовились к (отлет), вышел из (лес), кусочек (пирог), остался без (работа), крепость из (песок), плыли по (река), тетрадь (сестра), добежали до (дом).
Выступление представителя от каждой группы. (Каждая группа рассказывает о проделанной работе) Проверка.(Слайды 6-10)
Графический диктант. (Слайд 11)
– А теперь подведём итог нашей работы и напишем небольшой графический диктант. Я буду говорить утверждения, если вы с ним согласны – ставите +, если же это утверждение не соответствует истине, ставите «–».
- Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопрос кто? или что?
- Имя существительное – это часть речи, которая обозначает признак предмета
- Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые.
- Имена собственные пишутся с маленькой буквы.
- Имена существительные изменяются по числам и падежам.
- Изменение имён существительных по падежам называется склонением.
- В русском языке шесть падежей.
- При склонении имён существительных изменяется только окончание.
- Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос – что?, а неодушевленные – на вопрос кто?
- Имена существительные бывают только женского и среднего рода.
7. Рефлексия (Слайд 12)
– Посмотрите на получившейся кластер и послушайте стихотворение загадку об имени существительном.
Все что существует, оно обозначает,
На вопрос кто? и что? верно отвечает.
А чтоб не обижался весь честной народ,
Оно всегда имеет и число, и род.
У него к тому же три склоненья есть,
Падежей различных сразу целых шесть.
Проще так запомнить все про имя существительное? Этим кластером и стихотворением мы будем пользоваться и на следующих уроках, потому что сегодня только повторяли изученное об имени существительном и продолжили изучать имя существительное.
– Кто все понял и запомнил о существительном?
– Кто не донца усвоил какие-либо категории существительного?
– Что из нашего урока вам понравилось? Почему? Оцените себя, как знатока имени существительного.
8. Домашнее задание
Выберите себе домашнее задание того уровня, который вызвал у вас затруднение.
1 уровень Запиши имена существительные в три столбика по склонениям: тетрадь, жираф, окно, роза, ночь, степь, весна, дерево, свёкла
2 уровень Выпиши имена существительные, определи род, число, падеж.
В чужом огороде огурцы вкусней.
3 уровень Спиши, определи, какими членами являются имена существительные:
Олень легко бежит по тайге и переплывает быстрые реки.
Приложение
Дополнительная информация учащихся
1 ученик
Имя существительное – самая представительная (по количеству слов) часть речи: по данным «Частотного словаря русского языка», из 9 тысяч наиболее частотных слов существительных – 4 тысячи слов, что составляет 44 %, следовательно, это – самая частотная часть речи: почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное.
2 ученик
Существительное – наиболее самостоятельная часть речи. Уже от них образуются прилагательные.
Имя существительное является ведущей частью речи и в грамматике: с наиболее характерными для русского языка грамматическими понятиями рода, числа, падежа, склонения мы впервые знакомимся, изучая эту часть речи.
3 ученик
Имя существительное – важнейшая часть речи. Ещё первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. По исследованиям учёных существительное появилось в речи в числе самых первых слов. И это вполне понятно. Человек с рождения жадно смотрит на мир и хочет знать и называть все то, что его окружает. Но мы уже немного знакомы с этой частью речи.
Задания учащимся
1 группа
Из данных слов составить предложения так, чтобы получились пословицы. Найти имена существительные. Указать число, род имен существительных. Объяснить значение пословиц.
- Кормит, лень, портит, а, труд;
- труд, перетрут, терпенье, и, все;
2 группа
Прочитайте слова. Как вы думаете по какому признаку их можно разделить на три группы? Напишите их столбиком.
Слива, яблоко, тыква, морковь, лимон, фасоль, лето, зима, осень, птица, снегирь, ночь, юноша, перо, тетрадь, сирень, поле, осина, пустыня, день, новость.
3 группа
Просклонять существительные.
Гнездо, волна.
4 группа
Составит словосочетания, поставив существительные в нужный падеж. Указать падеж существительного.
Готовились к (отлет), вышел из (лес), кусочек (пирог), остался без (работа), крепость из (песок), плыли по (река), тетрадь (сестра), добежали до (дом).
Графический диктант.
- Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопрос кто? или что?
- Имя существительное – это часть речи, которая обозначает признак предмета.
- Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые.
- Имена собственные пишутся с маленькой буквы.
- Имена существительные изменяются по числам и падежам.
- Изменение имён существительных по падежам называется склонением.
- В русском языке шесть падежей.
- При склонении имён существительных изменяется только окончание.
- Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос – что?, а неодушевленные – на вопрос кто?
- Имена существительные бывают только женского и среднего рода.
Домашнее задание
Выберите себе домашнее задание того уровня, который вызвал у вас затруднение.
1 уровень Запиши имена существительные в три столбика по склонениям: тетрадь, жираф, окно, роза, ночь, степь, весна, дерево, свёкла
2 уровень Выпиши имена существительные, определи род, число, падеж.
В чужом огороде огурцы вкусней.
3 уровень Спиши, определи, какими членами являются имена существительные:
Олень легко бежит по тайге и переплывает быстрые реки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитательной работы "Дорогою добра" (4-5 классы)
Програма разработана на 2 года. (4-5 классы).Цель данной программы:Формирование и развитие у школьников стереотипа толерантности как непреходящей ценности современного общества....
Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию учащихся начальной школы «Русь Златоглавая. Ты – её частичка».
Срок реализации программы 4 года, возраст воспитанников 7-10 лет.С первого класса ребята принимают участие в работе школьного духовного центра «Светоч», проводятся факультативные занятия «Изучаем осно...
Программа воспитательной работы "Дорогою добра"
Программа рассчитана на 4 года....
"Программа воспитательной работы с классным коллективом" для обучающихся начальной школы.
Программа воспитательной работа "Компетентный гражданин России" разработана для обучающихся начальной школы. Программа содержит приоритетные направления развития воспитания младших школьников....
Авторская программа воспитательной работы "Дорогою добра"
Программа прошла конкурсный отбор на городском конкурсе "Программ по воспитательной работе- 2006". Вошла в десятку лучших и получила грант на её реализацию в размере 50 тыс рублей...
Программа воспитательной работы "Дорогою добра"
Программа по воспитательной работе расчитана на 4 года обучения. Проблема духовно-нравственного воспитания личности очень актуальна в современном мире. Целью программы является создание условий для ра...
Конспект воспитательного мероприятия "День Неизвестного солдата" для учащихся начальной школы
Разработка воспитательного мероприятия ко Дню Неизвестного солдата. Учащиеся знакомятся с появлением этой памятной даты в России....