"Программа воспитательной работы с классным коллективом" для обучающихся начальной школы.
рабочая программа (1 класс) на тему

Сергеева Наталья Валерьевна

Программа воспитательной работа "Компетентный гражданин России" разработана для обучающихся начальной школы. Программа содержит приоритетные направления развития воспитания младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitat_progr_1a.docx44.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 9

ПРОГРАММА

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

С КЛАССНЫМ КОЛЛЕКТИВОМ

                     на  2012-2016  учебный год

Классный руководитель             Сергеева Наталья Валерьевна

                                                                           (фамилия, имя, отчество)

г. Комсомольск – на – Амуре

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА..............................................................................3

1.1. Актуальность и принципы...........................................................................           3

1.2. Цели и задачи программы............................................................................           4

1.3. Направления реализации программы..........................................................          5

1.4. Участники программы...................................................................................         5

1.5. Сроки реализации программы......................................................................          5

1.6. Виды занятий, применяемых в ходе реализации программы....................         5

1.7. Ожидаемые результаты                                                                                           5

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.......................................................................         7

 3. МОНИТОРИНГ..................................................................................................       13

4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....... 15

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогами. Воспитывая детей, мы должны обращать их взор к доброму, вечному, благому. В связи с непрерывным процессом развития общества происходит постоянное обновление и усложнение всех условий жизни и деятельности человека.

      Поколение современных детей формируется под влиянием изменяющихся условий жизни, поэтому перед педагогами возникают и более сложные задачи обучения и воспитания.  

        Роль воспитания, пути достижения поставленных целей посредством государственной политики в области образования определены Национальной доктриной образования в Российской Федерации, Концепцией модернизации российского образования.

      В Концепции духовно- нравственного  воспитания российских школьников приведена система базовых национальных ценностей, одной из главных и основополагающих является труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость), а также искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие). Поэтому главной целью духовно- нравственного развития и воспитания учащихся  является:

  Воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного

 в духовных и культурных традициях.

   Воспитательная программа классного коллектива перекликается с программой воспитания  МОУ гимназии № 9 «Компетентный гражданин России».

Актуальность и принципы

Воспитание - великое дело: им решается участь человека.
В.Г. Белинский 

         Школа призвана посредством воспитания и обучения реализовать заложенные психобиологические задатки, трансформировать их в социально - значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка.

        В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры. Существующие в воспитании факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстников) и непрямого влияния (государство, система образования, культура) ставят перед педагогом задачи: способствовать развитию организма ребёнка (физическое развитие), индивидуальности (индивидуальное развитие) и личности (развитие личности). Развитие этих качеств начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство.

       Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества.

     Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

        Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым.

       Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.

      Я разработала программу воспитательной работы «Ступени познания» в начальной школе. С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.

     Учитывая, что ребёнок, приходя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года  обучения становиться познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.

     На   втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», « сострадание» и «милосердие».

    Третий год воспитания - год становления коллектива, подчинение своих интересов его интересам.    

     Четвёртый год – посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности.

      В основе программы заложены принципы:

В основу программы положены следующие принципы и подходы:

- принцип природосообразности (надо принимать ребёнка таким, каков он есть);

-принцип целостности (охватывает образ окружающего мира, образ себя, урочную и внеурочную деятельность);

-принцип сотрудничества (работа строится на отношениях  партнёрства, уважения, доверия);

-деятельностный подход (в деятельности изменяются, укрепляются отношения между воспитанниками);

-личностно–ориентированный подход (уважение личности ребёнка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям).

- ориентация на общечеловеческие ценности (человек, добро, красота, отечество, семья, культура, знания, труд, мир) как основу здоровой жизни;

- ориентация на социально-ценностные отношения (способность обнаружить за словами, событиями, действиями, предметами, поступками внутренний мир человека)

- субъективность (содействие педагога развитию способности ребенка быть субъектом собственного поведения, а в итоге и  жизни);

- принятие ребенка как данности (т.е. признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор).

1.2. Цели и задачи программы

        Цель данной программы - создание воспитательно-образовательной среды, способствующей формированию разносторонне развитой личности гражданина, ориентированной в традициях отечественной культуры, в современной системе ценностей и потребностях современной жизни, способной к социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к началу  трудовой деятельности и продолжению образования, самообразованию и самосовершенствованию.

         Задачи воспитания:

1.Формировать уважительное отношение к одноклассникам, педагогам, родителям, взрослым людям.

2. Развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание другим людям.

3.Создавать условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, творческого, эстетического и физического развития личности.

4. Формировать ответственное отношение к учению, способность применять полученные знания для решения познавательных и практических задач. 

5.Воспитывать чувство ответственности, сознательной дисциплины, культуры поведения.

6.Формировать  навыки здорового и безопасного образа жизни.

7.Воспитывать бережное отношение к природе, чувство ответственности за неё.

8.Воспитывать чувство любви к Родине, родному краю.

9.Формировать информационную культуру  учащихся,   общепользовательскую ИКТ-компетентность.

10.Повышать культуру родителей через совместную деятельность с учащимися класса, проведение тренингов, собраний, консультаций совместно с социальной службой гимназии.

 Объект: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.

Предмет: содержание и формы организации УВП; процесс формирования личности младшего школьника; технологии обучения и воспитания, способствующие созданию  поведенческой модели, отвечающей социальному запросу.

1.3. Приоритетные направления развития воспитания школьников.

Направление 1. «Воспитание гражданственности, патриотизма»

Направление 2. «Воспитание нравственных чувств и этического сознания

Направление 3. «Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни».

Направление 4. «Экологическое воспитание»

Направление 5. «Эстетическое воспитание».

Направление 6 «Семья».    

Направление 7 «Здоровье»

1.4.Участники программы

     Программа рассчитана на  учащихся 1—4-х классов и реализуется в ходе учебно-воспитательного процесса.

     В реализации программы участвуют: учащиеся, родители, педагоги, работающие с данным коллективом детей, администрация школы, социальный педагог, психолог.

1.5.Сроки реализации программы

      Программа рассчитана на  четыре учебных года.

1.6. Виды занятий, применяемых в ходе реализации программы

Теоретические занятия:

-беседы, рассказы, убеждения учителя;

-слушание;

-разрешение проблем;

-обсуждение прочитанной литературы;

-исследование (обучение установлению причинно-следственных связей).

Практические занятия:

-игры;

-ролевые игры;

-рассказывание истории, сказок;

-импровизированные сценки, спектакли;

-дебаты;

-мозговой штурм или мозговая атака;

-изготовление газеты;

-моделирование;

-тренинги;

-опросы, анкетирование.

Экскурсии и выходы( посещение мероприятий) :

-посещение школьной и городских библиотек (Горького, Гайдара, Островского);

-посещение городских музеев,  театров;

-посещение детских развлекательных центров;

-посещение памятных мест города,

-путешествия по городу и краю (Силихино, Эконь, Амурск, Солнечный, Хабаровск  и т.д.)

1.7. Предполагаемым результатом данной воспитательной программы  является

 -активная жизненная позиция школьника;

-приобщение к нравственным, духовным ценностям современного мира;

-патриотическое и гражданское самосознание;

-уважительное отношение к старшим, проявление заботы к младшим;

-эмпатическое и толерантное отношение к окружающим;      

 -постоянное участие родителей в учебно-воспитательном процессе;

- осознание норм социального поведения;

-снижение уровня конфликтности, агрессивности и правонарушений школьников;

-создание условий для поддержание стабильности в состоянии здоровья детей;

 -повышение мотивации к обучению;

-формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления.

     Это необходимо учащимся при переходе  в среднее  звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.

          Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы.

Деятельность любого вида должна привести к личному успеху, должна быть не бесполезной для людей, нравственно и экономически значимой.

В общении педагога с детьми должны реализовываться следующие правила:

- умение выслушивать его до конца;

- не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоятельно;

- открытость и доступность учащимся.

Отношения педагога и ученика строятся на взаимном уважении, доверии, справедливости и требовательности.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ для личности обучающегося

Умение думать,                                                           Желание заниматься

размышлять, мыслить                                                физкультурой, спортом.

                                                                                      Беречь своё здоровье,

                                                                                      здоровье близких.        

Сформированная                                                        Умение найти себя

привычка трудиться                                                    в творчестве. Умение

на благо людей, школы,                                              самореализовать себя.

посёлка. Чувство                      ЛИЧНОСТЬ

ответственности,

сознательной

дисциплины, культуры

поведения.

Привычка заботиться о                                                Умение формировать своё

близких, о нуждающихся,                                            мнение по вопросам,

престарелых, слабых, а также                                      касающимся жизни класса

животных, любить и беречь                                         и школы.

Родину.

          Для реализации воспитательной программы должны быть созданы следующие условия:

- изучение мнений, интересов, возможностей детей и их родителей;

- изучение состава класса, выявление ученического и родительского актива;

- овладение новыми педагогическими, воспитательными технологиями;

- тесная связь семьи и школы;

- чёткое планирование программы педагогических действий;

- развитие внеурочной работы;

- творчество, инициатива;

- доброжелательный микроклимат.

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 класс «Познай самого себя»- на первом этапе, где дошкольник уже школьник,- ведущая деятельность- учёба. Происходит узнавание себя в ней, в собственном взгляде на окружающих.

2 класс «Учись дружить» - на втором этапе - главное не ты мне, а я тебе. Результат совместной деятельности – забота не только о себе, но и о сверстниках, близких.

3 класс «Азбука коллективной жизни» - на третьем этапе - умение жить  и работать в коллективе, подчинение своих интересов интересам коллектива.

4 класс «Вместе мы сила»- на завершающем этапе - от авторитарности управления к демократичности, приём самостоятельных решений, самостоятельный  анализ своей деятельности, поступков.

Содержание программы я разделила на 6 основных направлений:

Направление 1 «Воспитание гражданственности, патриотизма»

Цель: формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторов поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством,  требующих самостоятельного  осознанного поведения выбора поведения и ответственности за него.

Задачи:

1. Обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами  морального саморазвития.

2. Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.

3. Формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.

Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении:

- Знакомство с законами и правовыми нормами государства и формирование ответственного отношения учащихся к законам и правовым нормам.

- Сотрудничество с  правовыми организациями в  целях правового  просвещения учащихся.

- Организация и проведение  внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения.

- Формирование умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора.

Основные понятия направления:

- право,

- закон,

- права и обязанности,

- правонарушения,

- преступления,

- ответственность,

- долг,

- честь,

- достоинство,

- личность,

- правовые нормы,

- совесть,

- справедливость.

Формы работы классного руководителя в направлении:

- Тематические классные часы.

- Встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка.

- Конкурсы, викторины по правовой тематике.

- Праздники, читательские  конференции по праву. 

Направление 2. «Воспитание нравственных чувств и этического сознания»

Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.

Задачи:

1. Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания.

2. Формировать у учащихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.

Основные моменты деятельности классного руководителя в данном направлении :

- Развитие у учащихся желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.

- Знакомство учащихся нравственными позициями людей прошлого и их нравственным подвигом во имя человечества.

- Формирование у учащихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора, формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

- Развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;

- Принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;

- Готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;

- Способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата;

-  Трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;

- Укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.

Основные понятия  направления:

- нравственный выбор,

- нравственная позиция,

- нравственное поведение,

- нравственные ценности,

- жизненные ценности,

- самоактуализация и самореализация.

Формы работы с классным коллективом в направлении:

- Тематические классные часы по нравственной тематике.

- Беседы  по нравственной тематике.

- Изучение нравственного наследия мира.

- Читательские конференции.

- Организация  цикла  бесед  «Уроки нравственности».

-  Праздники, сюрпризы, конкурсы.

- Экскурсии, поездки, походы по боевым  местам.

- Изучение нравственного наследия своей страны.

- Знакомство с историями жизни людей, оставивших след в нравственной истории страны и мира. 

Направление 3. «Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни»

Цель:  оказание помощи ученикам в развитии в себе способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои трудовые,  интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.

Задачи работы

- Создать условия для формирования навыков самообслуживания, положительного отношения к результатам собственного труда и чужого труда.

- Создать условия для продвижения учащихся в учебной деятельности, в интеллектуальном развитии.

-Формировать  интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность.

- Сохранить любопытство и информационную ненасыщаемость.

Основные моменты деятельности классного руководителя :

1. Педагогический анализ результативности учебной деятельности учащихся класса и организации коррекционной работы.

2. Интеллектуальное развитие учащихся класса, формирование культуры умственного труда.

3. Организация и проведение внеклассных мероприятий,  позитивно влияющих на  интеллектуальное развитие учащихся.

4. Сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместной деятельности по развитию интеллектуальных  умений.

5. Формировать культуру физического труда.

6. Организация и проведение внеклассных мероприятий,  позитивно влияющих на  трудовое  развитие учащихся.

Основные понятия направления :

- умственное развитие,

-физическое развитие,

- способности,

- уровни интеллектуального развития,

- умственные способности,

- фантазии в жизни человека,

- способности к  творчеству,

- культура умственного и физического труда.

Формы работы с классным коллективом в данном  направлении:

-участие  в самообслуживании, генеральных уборках кабинета, дежурстве по кабинету, субботниках, трудовых десантах;

- внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников;

- интеллектуальные игры внутри класса, параллели, среди школ города (Я-Комсомольчанин, Жить – Родине служить и т.д.);

- факультативы (кружки) для  интеллектуального развития учащихся. 

Направление 4 «Экологическое воспитание».

Цель: Воспитание у учащихся ценностного отношения к природе, окружающей среде.

1. Формировать у учащихся экологическую культуру миропонимания.

2. Формировать у учащихся осознание значимости сохранения и восстановления объектов окружающей среды, личного участия в экологических акциях, праздниках, проектах.

Основные моменты деятельности классного руководителя в данном направлении :

- Развитие у учащихся желания поступать сообразно полученным экологическим и нравственным  знаниям в реальных жизненных ситуациях.

- Формирование у учащихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации, связанной с экологической проблемой.  формирование определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

- Готовность и способность выражать и отстаивать свою собственную  позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;

- Развитие у учащихся желания участвовать в экологических конкурсах, проектах, акциях.

- Готовность и способность помочь «братьям нашим меньшим», оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Основные понятия  направления:

-экологическое воспитание,

- экологическая акция,

-экологическая проблема,

-птичья столовая,

-день Земли.

-субботник,

-экология

Формы работы с классным коллективом в данном  направлении:

-участие в акциях «Помоги зимующим птицам», «Елочка», «Семечко»,

-участие в дне Земли,

-экологических месячниках,

-участие в субботниках,

- участие в проектах, в т.ч. проводимых ЭБЦ, ДТДИМ, музеями,

- выпуск газет на экологические темы

Направление 5 «Эстетическое воспитание».

Направление 6 ««Семья».

Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.

Задачи:

1. Организация и совместное проведение досуга  детей родителей.

2. Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.

3. Создание  условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов,  детей и родителей.

4. Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.

Основные моменты деятельности классного руководителя:

- Изучение семей учащихся, ситуации развития  ребенка в семье, нравственных ценностей и традиций  семей, влияющих на нравственные и личностные развития ребенка.

- Сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную  индивидуальную и групповую работу с родителями и детьми.

- Сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и  благополучия ребенка.

- Поощрения родителей, участвующих в жизни класса и школы.

Основные понятия направления  «Семья»:

- семья,

- уклад жизни и традиции семей,

- родительский дом,

- родословная,

- семейные корни,

- авторитет отца и матери,

- духовное  общение в семье,

-  братья и сестры в семье и их взаимоотношения,

- младшие и старшие дети,

- традиции отношения к старшим в семье,

- положение ребенка в семье.

Формы деятельности классного руководителя в направлении «Семья»:

- родительские собрания;

- индивидуальные консультации ;

- посещение на дому;

-тематические консультации;

- родительские чтения;

- общешкольные родительские собрания.

- тематические классные часы.

- праздники семьи, спортивные состязания с участием мам, пап, бабушек и дедушек.

- походы выходного дня, экскурсии, викторины.

- дни творчества, дни открытых  дверей.

- тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей, тематические беседы с детьми и родителями.

-  встречи с психологом  по проблемам семьи.           

Родители в системе воспитательной работы

Участие в делах                                                         Участие в самоуправлении

класса и школы

Выполнение с детьми                                                           Совет школы

поручений

Экскурсии, походы                          Классное                           Классный

праздники, соревнования               (общешкольное)               (общешкольный)

                                                           родительское                    родительский

                                                           собрание                           комитет

Примерная тематика проведения классных родительских собраний в начальных классах:

1 класс

1.Знакомство с родителями учеников – первоклассников.

2. Проблема адаптации первоклассников в школе.

3. Телевизор и компьютер в жизни семьи и первоклассника.

4. Эмоции положительные и отрицательные.

2 класс

Физическое развитие младшего школьника в школе и дома.

Агрессивные дети, причины и последствия детской агрессии.

Наказание и поощрение в семье.

Итоги прошедшего учебного года – «Перелистывая страницы…»

3 класс

Значение общения в развитии личностных качеств ребенка.

Трудовое участие ребенка в жизни семьи, его роль в развитии работоспособности и личностных качеств.

 Воображение и его роль в жизни ребенка.

Итоги прошедшего года – музыкальный праздник «Мы и наши таланты»

4 класс

Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка.

Учебные способности ребенка, пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности.

Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении школьников.

 Школе мы не говорим: «Прощай!», мы говорим : «До новой встречи!»

Направление 7. «Здоровье»

Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.

Задачи  работы в направлении «Здоровье»:

  - Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования  собственного здоровья.

- Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению  физического и психического здоровья.

Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Здоровье»:

1. Сотрудничество с медицинским персоналом школы с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса.

2. Сотрудничество с  родителями учащихся и учителем физической культуры  в рамках обозначенной проблемы.

3. Сотрудничество с психологической  службой школы с целью формирования у учащихся умений саморегуляции и самовоспитания.

4. Организация и проведение внутриклассных мероприятий, формирующих правильное отношение учащихся к занятиям физкультурой и спортом.

5. Формирование собственной Я-позиции учащихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.

Приоритетные понятия  «Здоровье» в работе с классным коллективом:

  - психическое и физическое здоровье,

- традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья,

- культура сохранения собственного здоровья,

- ответственность за здоровье других людей,

- гармония души и тела, режим дня и здоровье,

- воля и её значение в сохранении здоровья,

- самовоспитание и саморегуляция и здоровье.

Формы работы с классным коллективом в направлении «Здоровье»:

- спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами школы, между школами (Веселые старты, Лыжня России, Кросс Нации и т.д.);

- встречи со  старшеклассниками,  активно занимающимися спортом, победителями спортивных соревнований, спортсменами, семейными династиями, активно занимающимися спортом;

- походы выходного дня, дни здоровья, туристические походы;

- спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, конкурсы газет, посвященных спортивной тематике, устные  журналы;

- беседы и дискуссии на различные темы;

- тематические консультации для родителей;

- обсуждения газетных и журнальных публикаций, просмотр специальных видеосюжетов и художественных фильмов по  этой проблеме.

3. МОНИТОРИНГ

        Мониторинг результатов осуществляется по направлениям ежегодно, проводится анализ и в случае необходимости коррекция. В конце обучения данная работа позволит проследить динамику формирования знаний, умений, навыков, степень развития отношений к предмету  по направлениям программы.

Отслеживание (выявление) уровня интеллектуального развития и тревожности школьников, мотивации, готовности их к обучению и мотивации успешности обучения;

Изучение межличностных отношений;

Наблюдение и составление карты здорового образа жизни;

Изучение стиля семейного воспитания и разработка практических рекомендаций для родителей.

Диагностический блок.

Основные формы изучения

Наблюдения.

Беседы с учениками, родителями.

1

2

1. Создание условий для развития личности воспитанника

Уровень подготовки дошкольника к обучению в школе

Образовательный статус родителей и уровень их воспитательной активности

Характеристика семьи учащегося

Уровень адаптации учащихся

Состояние отдельных направлений учебно-воспитательной работы в школе

Эффективность учебно-воспитательного мероприятия (урока)

Удовлетворенность обучающихся школьной жизнью

Удовлетворенность родителей результатами воспитания и обучения своего ребенка

2. Сформированность познавательного и творческого потенциалов личности

Количество учащихся, занятых в системе дополнительного образования

Уровень познавательной мотивации школьников

Обученность и качество знаний воспитанников

Профориентационные склонности учащихся

Результативность участия школьников в конкурсах, конференциях, фестивалях научно-исследовательских и реферативных работ учащихся

Результативность участия школьников в предметных олимпиадах

Креативные способности учащихся

Результативность участия школьников в творческих конкурсах, смотрах и фестивалях

Готовность учащихся к переходу в среднее звено

3. Сформированность нравственного и эстетического потенциалов личности

Уровень воспитанности учащихся

Социальная активность учащихся

Личностный рост обучающихся

Склонность к отклоняющемуся поведению

Внешний вид учащихся. Ведение дневников

4. Сформированность физического потенциала личности

Количество учащихся, занимающихся спортом

Результативность участие школьников в спортивных состязаниях и соревнованиях

Состояние здоровья учащихся

Охват учащихся горячим питанием

Количество пропусков уроков по болезни

5. Сформированность коммуникативного потенциала личности

Уровень общительности воспитанников

Уровень развития классного коллектива

Степень конфликтности и степень сплоченности класса

4. Литература  для педагога

К.Фопель Как научить детей сотрудничать(психологические игры и упражнения).- м.,2000

Тренинг партнёрского общения. Под ред. С.В.Поляковой .-М.,1996.

Л.Г.Федоренко.Секреты общения.-С-Пб.,2003.

Организация внешкольного досуга.   Сценарии, программы игр и представлений.-Ростов-на-Дону, 2002.

Журнал «Начальная школа»,№6.2002. 1991, № 9; 1992, № 2; 1994, № 1

Журнал  «Классный руководитель»,№1,2003; №3,1,2004,№2,2005,1997, № 3.

3агре6инаГ.В. Давай устроим праздник! Игры, конкурсы, забавы для младших школьников. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.

Играем с пользой: организаторам развивающего досуга / Авт.-
сост. А.А. Данилков, Е.М. Литвиченко. - Новосибирск: Изд-во Сиб.ун-та, 2005.

Календарь школьных праздников Авт.-сост. СИ. Лобачева,
К.В. Щиголь, О.Е. Жиренко. - М., 2006.

Книга рекордовГиннеса 1993.-Москва-Лондон:Тройка, 1993.

Коган М.С. Игровая кладовая. - Новосибирск: Изд-во Сиб. ун-та, 200

Литература для работы с обучающимися

Командные игры- испытания. сборник игр. -М.: Пед .общество «Россия»,2003.

Загадки русского народа: Сборник загадок, вопросов, притч и задач.-М.:ТЕРРА, 1996.

 Боровик К.А. Популярная энциклопедия вещей. Исторический магазин. - М.: Дрофа-Плюс, 2004.

БушуеваЛ. Книга добрых поздравлений. - М.: РИПОЛ классик, 2005.

Ганжина ИМ. Словарь современных русских фамилий. - М.: Астрель: ACT, 2001.

Гиннес. Мировые рекорды 2007 / Пер. с англ. Н. Григорьевой,
М. Фадеевой. - М: Астрель: ACT, 2006.

Григорьева С.А., Григорьев Н.В., Крейдлин Г.Е. Словарь языка русских жестов. - М.: Вена, 2001.

Гридина В.Т., Завязкин О.В. Читай, рассуждай, отгадывай. - М.:БАО-ПРЕСС, 2005.

Игрушки из бумаги. - СПб: Кристалл, 1997.

Ильин АЛ. Большая энциклопедия выживания. - М.: Эксмо, 2005.

11.Ильин М., Сегал Е. Рассказы о том, что тебя окружает. Книга вторая. Откуда приходят вещи. - М.: Детская литература, 1956.

Ликум А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. -М.: Слово, 1994.

Сибиряков Л.И. Опасные приключения Ванечки и Манечки. -М.: Мир безопасности, 1998.

Энциклопедия для детей. Личная безопасность / Глав. ред.В.А. Володин. - М.: Аванта +, 2001.

Акимушкин И. Кто без крыльев летает. - М., 1992.

Брюсов В.Я. Стихотворения. - М., 1984.

День работой весел (пословицы и поговорки о труде). - М., 1986.

Дорошин М. Что за чудные машины. - Волгоград, 1972.

Есенин С. Собрание сочинений в двух томах. - М., 1991.

Извекова Н.А., Сурьянинова Н.С. Мир вокруг. - М., 1978.

Кольцов А.В. Песня пахаря. -М., 1982.

Крутогоров Ю. Ваше имя? Робот. - М., 1979.

Майков А.Н. Стихотворения. - М., 1982.

Моя Родина (стихи, рассказы). - М., 1975.

Назарова Л.К. Спутник Букваря. - М., 1975.

Соболев А.И. Народные пословицы и поговорки. - ML, 1977.

Науменко Т.Н., Логинов И.М., Меринова Л.Н. Волгоград – город-герой. - М., 1977.

Огарев Н.П. Страна моя родимая. -М., 1982.

Остров сказок (сказки народов СССР). - Волгоград, 1977.

Остров сказок (сказки народов мира). - Волгоград, 1978.

Сборник литературно-художественных и публицистических произведений «Парус». / Сост. В. Никитина. - М., 1983.

Сборник литературно-художественных и публицистических произведений «Парус». / Сост. Л.А. Белая. - М., 1985.

Сказки. / Под ред. В. Тыжнова. - М., 1991.

Сметанников В. Отгадай. - Волгоград, 1976.

Томилин А. Есть ли вода в Море Дождей. - М., 1984.

Тютчев Ф., Фет А. Весенняя гроза. - М., 1977.

Честное слово (сборник). - Калининград, 1976.

Яковлева И. Палеонтология в картинках. - М-, 1977.

Яковлева И. Путь к динозавру. - М., 1

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы клуба "Библиолаборатория" для обучающихся начальной школы.

План работы клуба "Библиолаборатория" для обучающихся начальной школы разработан на базе библиотечно-информационного центра "МОУ СОШ № 34 с УИП" на 2011-2012 учебный год....

Программа воспитательной работы с классным коллективом

Самой трудной и самой значимой деятельностью учителя считала раньше и считаю сейчас -  воспитательную. Воспитание личности ребёнка происходит непрерывно: и на уроке, и на перемене, и вне урока, и...

ПРОГРАММА воспитательной работы с классным коллективом «МЫ В БУДУЩЕЕ» 4а класс. Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Приоритетным смысловым стержнем программы воспитания «Мы - будущее» является   воспитание духовно-нравственного ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлени...

Программа воспитательной работы с классным коллективом

Программа воспитательной работы с классным коллективом ( 1 класс) на 2021-2022 учебный год...