Адаптированная рабочая программа для учащихся с умственной отсталостью по русскому языку 1-4 классы
рабочая программа по русскому языку (1 класс) по теме

Рыжикова Ольга Ивановна

Уро. 

Адаптированная рабочая программа составлена на основе авторской программы В.В.Воронковой и частично реализует Федеральный государственный стандарт начального общего образования по русскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Принято                                                                           «Утверждаю»:

на заседании педагогического                                        Директор МБОУ «Чушевицкая                                                                                                                                                  

совета МБОУ «Чушевицкая  средняя                            средняя общеобразовательная

общеобразовательная школа»                                         школа»

Протокол №15 от 28 августа 2013г.                                _____________ С. .Д.Кузнецова                                          

                                                                                           Приказ №53/1 от 28 августа 2013 г.

 «Согласовано»:

  Зам. директора по УВР:

 Рыжикова О.И.

 «         »  ____________ 2013 г.      

         

Адаптированная рабочая программа

для учащихся с умственной отсталостью

учебного предмета «Русский язык»

1 – 4  классы

                                                                           

                                                                           Автор: Рыжикова О.И..,учитель                    

                                                                                       русского языка и литературы

                                                                                       МБОУ «Чушевицкая средняя

                                                                    общеобразовательная школа»

         

2013 г.

Пояснительная записка

Уровень программы - адаптированный.

Адаптированная рабочая программа составлена на основе авторской программы В.В.Воронковой и частично реализует Федеральный государственный стандарт начального общего образования по русскому языку (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373).

Перечень нормативных документов

1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Подготовительный, 1-4классы: / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: «Просвещение», 2008 г.

2. Федеральный государственный стандарт начального общего образования по русскому языку (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373)

Общая характеристика и ценностные ориентиры учебного предмета

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка»

 (К. Д. Ушинский).

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

        Цель: курс русского языка реализует познавательную и социокультурную  цели:

познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаковосимволического и логического мышления учеников; социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Задачи:

- научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;

-  выработать элементарные навыки грамотного письма;

- повысить уровень общего и речевого развития учащихся;

- научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

- формировать нравственные качества.

Программа строится в соответствии с дидактико-психологическими особенностями обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Главным принципом является развитие речи.

Коррекционные задачи

I. Развитие внимание:

-  учить сосредотачиваться на предлагаемом материале в процессе деятельности;

-  развивать наблюдательность;

-  учить ориентироваться в незнакомом материале;

-  распределять внимание (слушать и одновременно писать, рисовать и т.д.);

-  формировать быстрое переключение с одного вида занятий на другой;

-  развивать интеллектуальную активность;

-  развивать устойчивое внимание;

-  учить умению самостоятельно концентрировать внимание;

II. Развитие восприятия:

-  формировать восприятия величины объектов;

-  формировать восприятия формы объектов;

-  формировать восприятия цветов, цветовых оттенков;

- формировать временные представления.

III. Развитие памяти:

-  развивать двигательную память;

-  развивать эмоциональную память;

-  развивать образную память;

-   развивать словестно-логическую память;

-   развивать смысловую память - механическую.

IV.  Развитие мышления:                                                                                                                                        

-  выделять отдельные свойства предметов;                                                                                      

-  выделять признаки предметов;

-  учить сравнивать похожие, непохожие объекты;  

-  учить устанавливать общие признаки объекта;  

-  учить выделять главное;  

-  учить устанавливать причинно- следственные зависимости;

V. Формирование  пространственных  отношений:

-  формировать  понятия    лево -- право;

-  формировать  пространственные  отношения на плоскости (центр, верхний левый, правый, нижний  левый, правый);

- формировать способность удерживать инструкцию, навык самоконтроля;

-  научить ориентироваться в пространстве;

-  формировать понятия (около, над, под).

VI.  Развитие речи: 

-  активизировать речь;

-  пополнять запас активного и пассивного словаря;

-  расширять запас общих представлений;

-  уточнять сведения об окружающем мире;

-  формировать связную речь.

Место учебного предмета в учебном плане

Класс

1

2

3

4

Количество часов

165

170

170

170

Итого

675

В 1 классе 115 ч. отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч. – урокам русского языка

Учебно-методический комплект

1.Воронкова В.В. Русский язык: учеб. для 2 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/В.В. Воронкова.-М.: Гуманита.изд.центр ВЛАДОС, 2006.-127с.

2. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Русский язык: учеб. для 3 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.-М.: Просвещение, 2007 г.

3. Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г. Русский язык:  учеб. для 4 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.-М.: Просвещение, 2007.

Планируемый уровень подготовки выпускников

Формирование УУД средствами учебного предмета «Русский язык»  личностных и метапредметных результатов:

Личностные универсальные учебные действия:

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.

2. Уважение  к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.

3. Освоение личностного смысла учения;  выбор дальнейшего образовательного маршрута.

4. Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

Регулятивные  универсальные учебные действия:

1. Самостоятельно  формулировать задание: определять его цель, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

2. Использовать  при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.

3. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

Познавательные универсальные учебные действия:

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 

2. Самостоятельно отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

3. Сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

5.Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её,  представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

6. Составлять план текста.

7. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3. Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. 

6. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

7. Понимать точку зрения другого

8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть  последствия коллективных решений.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы:

Письмо и развитие речи.

Учащиеся должны уметь:

-составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения;

-анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать  звуки, устанавливать последовательность звуков  в слове);

-списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;

-писать под диктовку предложения и тексты (30-35 слов).

Учащиеся должны знать:

-алфавит, расположение слов в алфавитном порядке в словаре.

Региональный компонент: формирование интереса к изучению русского языка на основе занимательного и краеведческого материала.

Содержание учебного материала

1 класс

Добукварный период (10 ч в неделю)

1. Знакомство с классом и школой, с режимом дня. Беседы о том, что находится в классе. Беседы на темы: «Порядок в классе», «Учитель и ученики», «Имя и отчество учителя», «Имена и фамилии учеников», «Ученики и учителя других классов», «Перемены в школе, их назначение», «Я и моя семья», «Окружающий меня мир».

2. Привитие учащимся навыков учебной деятельности: умения правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что-то сказать, просить разрешения выйти из класса.

3. Изучение уровня общего развития и подготовленности учащихся к обучению грамоте в процессе фронтальной и индивидуальной работы.

4. Развитие устной речи учащихся: формирование умения выполнять простые поручения по словесному заданию, внятно выражать свои просьбы и желания, слушать сказки и рассказы в устной передаче учителя, разучивать короткие и понятные стихотворения с голоса учителя, пересказывать сказки с помощью учителя по иллюстрациям и вопросам, называть слова по предметным картинкам, составлять простые предложения по своим практическим действиям, по картинкам и по вопросам.

Специальная работа с учащимися, имеющими недостатки произношения (совместно с логопедом) и расстройства движений рук (совместно с врачом), в течение первого года обучения и в последующих классах до полного исправления дефекта.

5. Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия.

Различение звуков в окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание и др.). Различение звуков и простых звукосочетаний в речи в связи с наблюдениями окружающей действительности и играми.

Выработка у учащихся умения отчетливо повторять произносимые учителем слова и фразы, практически различать слова, сходные по звуковому составу (жук — лук, стол — стул, палка — лапка).

Деление простого предложения (из двух-трех слов) на слова. Деление простых по структуре слов на слоги (у-хо, ру-ка, го-ло-ва). Выделение из слов некоторых гласных и согласных звуков (а, у, м и др.), различение их в словах (узнавание и называние слов, начинающихся с данных звуков).

6. Уточнение и развитие зрительного восприятия учащихся. Различение наиболее распространенных цветов (черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый).

Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций из прямых линий и фигур путем подбора их дубликатов из палочек или бумажных полосок разного цвета (зрительный диктант).

Конструирование простых, хорошо знакомых детям предметов (домик, столик, скамейка, лесенка, забор, оконная рама, елочка и др.).

Выработка у учащихся умения показывать и называть изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном положении).

7. Специальная подготовка к обучению письму.

Привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте тетради и пользования карандашом.

Развитие и координация движений кисти руки и пальцев. Лепка, складывание и разрезание бумаги ножницами по прямым линиям. Составление фигурок из тонких палочек, цветной соломки, бумажных полосок по данному учителем образцу. Игра с мозаикой.

Рисование мелом на доске и карандашом на бумаге прямых линий в различных направлениях (горизонтальные, вертикальные, наклонные), переключение с одного направления на другое, соблюдение пределов при штриховке прямыми линиями. Обведение карандашом на бумаге простейших фигур по трафаретам (круг, квадрат, треугольник), их закраска и штриховка, рисование прямых линий и несложных предметов из них (скамейка, лесенка, конверт, флажок, оконная рама, фигуры в форме букв).

Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетрадях в такой последовательности: прямая палочка, прямые палочки в соединении с наклонной, прямая палочка с закруглением вверху и внизу, овал, полуовал.

Букварный период

Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. Практическое знакомство с гласными и согласными звуками.

1-й этап (1 класс). Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х.

Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале и в конце слова (в зависимости от того, в каком положении этот звук легче выделяется).

Образование из усвоенных звуков и букв слов (ау, уа, ам, ум и др.), чтение этих слов с протяжным произношением.

Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов, сравнение их. Составление и чтение слов из этих слогов.

Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: о, м, с.

2-й этап (2 класс). Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: ш, л, н, ы, р.

Достаточно быстрое соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце).

Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно.

         Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, мы-ла).

Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (сом).

Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: ш, л, а, х, н, р.

Списывание с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов.

Письмо под диктовку букв, слогов после предварительного звуко-буквенного анализа.

3-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, и, з, в, ж, б, г, д, й, ь, т.

Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в начале, в середине, в конце).

Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (па, ли, лук, вил).

Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (пи-ла, со-ло-ма, гор-ка, пар-та, ко-тик).

Чтение предложений из двух-трех слов.

Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: у, п, т, к, в, г, з, ж, и, б, д.

Списывание с классной доски и с букваря (рукописный шрифт) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур; предложений из двух слов.

Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения.

Письмо хорошо знакомых слов под диктовку после анализа их звукового состава.

Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых двухзвуковых и закрытых трехзвуковых слогов с последующей записью.

Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.

4-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ.

Практическое различение при чтении и письме гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твердых и мягких.

Образование и чтение усвоенных ранее слоговых структур со звуками и буквами, изучаемыми вновь, и слогов с чтением двух согласных (тра, кни, пле).

Отчетливое послоговое чтение коротких букварных текстов.

Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э.

Списывание с классной доски и с букваря (рукописный и печатный текст) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, и предложений из трех-четырех слов. Прописная буква в именах людей (практическое ознакомление).

Письмо под диктовку слов и предложений из двух-трех слов с предварительным анализом.

Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трех-четырех букв с последующей записью.

Вставка пропущенной буквы в словах при списывании с доски.

Устная речь

Организованное участие в общей беседе (умение слушать вопрос, отвечать на него, используя слова вопроса; говорить отчетливо, не торопясь, не перебивая друг друга). Составление простых нераспространенных предложений на основе демонстрируемого действия и действия, изображенного на картинке; добавление к ним одного пояснительного слова по вопросам чем? что? куда? где? (Саша рисует (чем?) карандашом. Саша рисует (что?) дом. Зина идет (куда?) в школу. Зина учится (где?) в школе).

Правильное употребление форм знакомых слов в разговорной речи.

Использование предлогов в, на и некоторых наиболее употребительных наречий (хорошо — плохо, близко — далеко и др.).

Подготовка к связному высказыванию в виде ответов на 2—3 вопроса.

Повторение пройденного за год (5 ч.)

Грамматика, правописание и развитие речи

2 класс (5 ч. в неделю)

Повторение

 Звуки и буквы. Соотношение звука и буквы, различение звуков и букв. Буквы, сходные по начертанию, их различение.

Наша речь. Слово, слог как часть слова, предложение, текст.

Слова, отличающиеся одним звуком, последовательностью и количеством звуков в слове. Слова со стечением согласных. Составление предложений из двух-трех слов.

Звуки и буквы

Звуки гласные и согласные, их различение.

Гласные ударные и безударные. Их различение в двусложных словах. Постановка знака ударения.

Слова с гласной э.

Слова с буквами и и й, их различение.

Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова и после гласных.

Согласные звонкие и глухие, артикулярно сходные (р — л), свистящие и шипящие, аффрикаты, их различение на слух и в произношении. Написание слов с этими согласными.

Согласные твердые и мягкие, их различение на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ю, я.

Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова.

Практические упражнения в чтении и написании слов с разделительными ь и ъ.

        Слово

Изучение слов, обозначающих предметы:

- называние предметов и различение их по вопросам кто? что?;

- называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов (стол — столы; рама — рамы);

- различение основных частей хорошо знакомых предметов (стул — спинка, сиденье, ножки);

- сравнение двух предметов и определение признаков различия и сходства (стакан — кружка, кушетка — диван).

Умение различать слова по их отношению к родовым категориям (игрушка, одежда, обувь и др.).

Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных.

Изучение слов, обозначающих действия:

- называние действий предметов по вопросам что делает? что делают?

- группировка действий по признаку их однородности (кто как голос подает, кто как передвигается);

- различение предметов по их действиям (птица летает, а рыба плавает);

- умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы.

Знакомство с предлогом как отдельным словом (в, из, на, у, с). Раздельное написание предлога со словом, к которому он относится (под руководством учителя).

Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне, взятых из словаря учебника.

Предложение

Практическое знакомство с построением простого предложения:

- составление предложения по вопросу, картинке, на тему, предложенную учителем;

-  заканчивание начатого предложения (Собака громко...);

- составление предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку;

- выделение предложения из текста.

Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения.

Связная и письменная речь

Расположение двух-трех коротких предложений в последовательном порядке (по картинкам или после устного разбора с учителем).

Составление подписей к серии из двух-трех сюжетных картинок.

Правильное использование личных местоимений вместо имени существительного.

Письмо и чистописание

Совершенствование техники письма.

Письмо строчных и прописных букв, соединение их в слова.

Выполнение с помощью учителя письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.

Списывание рукописного и печатного текстов по слогам. Проверка слов путем орфографического проговаривания.

Письмо под диктовку простых по структуре предложений, состоящих из слов, написание которых не расходится с произношением; списывание слов со вставкой пропущенных букв.

Списывание предложений с дополнением пропущенных слов по картинкам.

Выписывание слов, начинающихся с определенной буквы, определенного слога и т. д.

Составление под руководством учителя из букв разрезной азбуки слов — подписей под предметными рисунками и их запись; составление и запись предложений из трех-четырех данных вразбивку слов.

Запись коротких предложений, составленных с помощью учителя в связи с чтением, работой по картинкам и с календарем природы.

Устная речь

Повторение пройденного за год.

Составление простых распространенных предложений по вопросам учителя на основе демонстрируемого действия, по предметным и сюжетным картинкам, на предложенную тему.

Правильное употребление форм знакомых слов при ответах на вопросы и составление предложений. Использование предлогов у, к, с и некоторых наречий.

Связное высказывание по предложенному плану в виде вопросов (3—4 пункта).

3 класс (5 ч в неделю)

Повторение

Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.

Звуки и буквы

Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре.

Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме.

 Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. Гласные ударные и

безударные.

Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я.

Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь.

Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и.

Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова (гриб — грибы).

Слово

Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте, различать по вопросам кто? что? и правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам кого? чего? кому? чему? и др.).

Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы.

Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?, правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы.

Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий.

Слова, обозначающие признаки (качества) предметов:

- называние признака (качества) данного предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?;

- нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы;

- подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков (качеств), сравнение двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь черный; камень твердый, а вата мягкая);

- согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы.

Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со словами (с помощью учителя).

Разделительный ъ.

Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться словарем, данным в учебнике.

Предложение

Практическое знакомство с построением простого предложения. Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?), родительного падежа (кого? или чего? нет у кого?), дательного падежа (кому? чему?), предложного падежа (где? с предлогами в и на, о ком? о чем?), творительного падежа (кем? чем?).

Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему.

Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам.

Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска).

Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.

Связная письменная речь

 Умение восстанавливать несложный деформированный текст по картинкам.

Последовательное расположение данных учителем предложений по смыслу (в более легких случаях — самостоятельно).

Коллективное составление текстов изложений с последовательной записью предложений, сформулированных под руководством учителя.

Коллективные ответы на вопросы по картинке, по теме, данной учителем.

Письмо и чистописание

Выработка навыка правильного письма и списывания с постепенным ускорением темпа письма.

Четкое и графически правильное написание строчных букв и их соединений:

1-я группа — и, й, ш, п, т, н, г, р, у;

        2-я группа — л, м, ц, щ, ь, ы;

3-я группа — б, а, ю, ф, б, в, д, з;

4-я группа — с, е, ё, ч, ъ, я;

5-я группа — э, х, ж, к;

        письмо заглавных букв:

1-я группа — И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А;

2-я группа — О, С, 3, X, Е, Ж, Э, Я;

3-я группа — У, Н, К, Ю, Р, В;

4-я группа — Г, П, Т, Б, Ф, Д.

Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.

Списывание сплошного и печатного текста целыми словами и словосочетаниями.

Списывание слов и предложений со вставкой в них пропущенных букв или слов.

Выборочное списывание по указанию учителя.

Письмо под диктовку предложений с соблюдением изученных правил правописания.

Восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

Устная речь

Правильное составление простых распространенных предложений и сложных с союзом и.

Связное высказывание по плану в виде вопросов, назывных предложений, по картинному плану (серии картинок).

Повторение пройденного за год.

4 класс

Повторение

Практическое построение простого предложения. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме; заканчивание предложений; восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

Звууки и буквы

Алфавит. Употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и.

Сочетания гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов.

Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова (водá — вóды) или подбора по образцу родственных слов (водá — вóдный).

Слово

Различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом.

Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных.

Предлоги до, без, под, над, около, перед. Раздельное написание предлогов с другими славами.

Разделительный ъ.

Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень).

Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике.

Предложение

Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится.

Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам.

Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки).

Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды).

Связная письменная речь

Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок под руководством учителя и самостоятельно.

Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания.

Изложение под руководством учителя небольшого текста (20—30 слов) по данным учителем вопросам.

Восстановление несложного деформированного текста по вопросам.

Описание несложных знакомых предметов и картин по коллективно составленному плану в виде вопросов.

Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Адрес на конверте.

Письмо и чистописание

Выработка навыка правильного и аккуратного письма и списывания с дальнейшим ускорением темпа письма.

Четкое и графически правильное письмо строчных (по необходимости) и прописных букв:

1-я группа — И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А;

2-я группа — О, С, 3, X, Ж, Е, Э, Я;

3-я группа — У, Н, К, Ю, Р, В;

4-я группа — Г, П, Т, Б, Ф, Д.

Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.

Списывание рукописного и печатного текстов целыми словами и словосочетаниями.

Списывание предложений и связных текстов со вставкой пропущенных букв или слов.

Выборочное списывание по указанию учителя.

Письмо под диктовку предложений и связных текстов с соблюдением правил правописания.

Восстановление нарушенного порядка слов в предложении, письмо прописных и строчных букв в алфавитном порядке.

Устная речь

Правильное составление простых распространенных предложений и сложных посредством союзов и, а, но, потому что, чтобы (с помощью учителя).

Связное высказывание по затрагиваемым в беседе вопросам.

Составление небольших рассказов на предложенную учителем тему.

Использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов речи, выражение связей и отношений между реальными объектами с помощью предлогов, союзов, некоторых наречий.

Повторение пройденного.

Примерное распределение часов на изучение основных  разделов программы

1 класс

№ п/п

Тема раздела

Количество часов

1

Добукварный период

160 ч.

2

Букварный период

50 ч.

3

Повторение пройденного за год

5 ч.

2 класс

№ п/п

Тема раздела

Количество часов

1

Повторение

13 ч.

2

Звуки и буквы

92 ч.

3

Слово

34 ч.

4

Предложение

12 ч.

5.=

Повторение пройденного за год.

19 ч.

3 класс

№ п/п

Тема раздела

Количество часов

1

Повторение

15 ч.

2

Звуки и буквы

90 ч.

3

Слово

35 ч.

4

Предложение

15 ч.

5.

Повторение пройденного за год.

15 ч.

4 класс

№ п/п

Тема раздела

Количество часов

1

Повторение

15 ч.

2

Звуки и буквы

90 ч.

3

Слово

35 ч.

4

Предложение

15 ч.

5.

Повторение пройденного за год.

15 ч.

Формы промежуточного   и итогового контроля


Промежуточная аттестация во 2 – 4 классах проходит в форме контрольных работ по итогам учебных четвертей.

Материально-техническое обеспечение

- оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, проектор, экран);

-  цифровое оборудование (ноутбуки, интерактивная доска);

- ЭОР:

 Канакина В.П. и др. Русский язык 1 класс. Электронное приложение,         программы «Отличник», «Знайка»;

-   интернет ресурсы:

http://9151394.ru/?r=lib&p=rusyaz 



Предварительный просмотр:

Принято                                                                           «Утверждаю»:

на заседании педагогического                                        Директор МБОУ «Чушевицкая                                                                                                                                                  

совета МБОУ «Чушевицкая  средняя                            средняя общеобразовательная

общеобразовательная школа»                                         школа»

Протокол №15 от 28 августа 2013г.                                _____________ С. .Д.Кузнецова                                          

                                                                                           Приказ №53/1 от 28 августа 2013 г.

 «Согласовано»:

  Зам. директора по УВР:

 Рыжикова О.И.

 «         »  ____________ 2013 г.      

         

Адаптированная рабочая программа

для учащихся с умственной отсталостью

учебного предмета «Русский язык»

1 – 4  классы

                                                                           

                                                                           Автор: Рыжикова О.И..,учитель                    

                                                                                       русского языка и литературы

                                                                                       МБОУ «Чушевицкая средняя

                                                                    общеобразовательная школа»

         

2013 г.

Пояснительная записка

Уровень программы - адаптированный.

Адаптированная рабочая программа составлена на основе авторской программы В.В.Воронковой и частично реализует Федеральный государственный стандарт начального общего образования по русскому языку (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373).

Перечень нормативных документов

1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Подготовительный, 1-4классы: / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: «Просвещение», 2008 г.

2. Федеральный государственный стандарт начального общего образования по русскому языку (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373)

Общая характеристика и ценностные ориентиры учебного предмета

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка»

 (К. Д. Ушинский).

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

        Цель: курс русского языка реализует познавательную и социокультурную  цели:

познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаковосимволического и логического мышления учеников; социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Задачи:

- научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;

-  выработать элементарные навыки грамотного письма;

- повысить уровень общего и речевого развития учащихся;

- научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

- формировать нравственные качества.

Программа строится в соответствии с дидактико-психологическими особенностями обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Главным принципом является развитие речи.

Коррекционные задачи

I. Развитие внимание:

-  учить сосредотачиваться на предлагаемом материале в процессе деятельности;

-  развивать наблюдательность;

-  учить ориентироваться в незнакомом материале;

-  распределять внимание (слушать и одновременно писать, рисовать и т.д.);

-  формировать быстрое переключение с одного вида занятий на другой;

-  развивать интеллектуальную активность;

-  развивать устойчивое внимание;

-  учить умению самостоятельно концентрировать внимание;

II. Развитие восприятия:

-  формировать восприятия величины объектов;

-  формировать восприятия формы объектов;

-  формировать восприятия цветов, цветовых оттенков;

- формировать временные представления.

III. Развитие памяти:

-  развивать двигательную память;

-  развивать эмоциональную память;

-  развивать образную память;

-   развивать словестно-логическую память;

-   развивать смысловую память - механическую.

IV.  Развитие мышления:                                                                                                                                        

-  выделять отдельные свойства предметов;                                                                                      

-  выделять признаки предметов;

-  учить сравнивать похожие, непохожие объекты;  

-  учить устанавливать общие признаки объекта;  

-  учить выделять главное;  

-  учить устанавливать причинно- следственные зависимости;

V. Формирование  пространственных  отношений:

-  формировать  понятия    лево -- право;

-  формировать  пространственные  отношения на плоскости (центр, верхний левый, правый, нижний  левый, правый);

- формировать способность удерживать инструкцию, навык самоконтроля;

-  научить ориентироваться в пространстве;

-  формировать понятия (около, над, под).

VI.  Развитие речи: 

-  активизировать речь;

-  пополнять запас активного и пассивного словаря;

-  расширять запас общих представлений;

-  уточнять сведения об окружающем мире;

-  формировать связную речь.

Место учебного предмета в учебном плане

Класс

1

2

3

4

Количество часов

165

170

170

170

Итого

675

В 1 классе 115 ч. отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч. – урокам русского языка

Учебно-методический комплект

1.Воронкова В.В. Русский язык: учеб. для 2 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/В.В. Воронкова.-М.: Гуманита.изд.центр ВЛАДОС, 2006.-127с.

2. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Русский язык: учеб. для 3 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.-М.: Просвещение, 2007 г.

3. Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г. Русский язык:  учеб. для 4 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.-М.: Просвещение, 2007.

Планируемый уровень подготовки выпускников

Формирование УУД средствами учебного предмета «Русский язык»  личностных и метапредметных результатов:

Личностные универсальные учебные действия:

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.

2. Уважение  к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.

3. Освоение личностного смысла учения;  выбор дальнейшего образовательного маршрута.

4. Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

Регулятивные  универсальные учебные действия:

1. Самостоятельно  формулировать задание: определять его цель, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

2. Использовать  при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.

3. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

Познавательные универсальные учебные действия:

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 

2. Самостоятельно отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

3. Сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

5.Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её,  представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

6. Составлять план текста.

7. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3. Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. 

6. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

7. Понимать точку зрения другого

8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть  последствия коллективных решений.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы:

Письмо и развитие речи.

Учащиеся должны уметь:

-составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения;

-анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать  звуки, устанавливать последовательность звуков  в слове);

-списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;

-писать под диктовку предложения и тексты (30-35 слов).

Учащиеся должны знать:

-алфавит, расположение слов в алфавитном порядке в словаре.

Региональный компонент: формирование интереса к изучению русского языка на основе занимательного и краеведческого материала.

Содержание учебного материала

1 класс

Добукварный период (10 ч в неделю)

1. Знакомство с классом и школой, с режимом дня. Беседы о том, что находится в классе. Беседы на темы: «Порядок в классе», «Учитель и ученики», «Имя и отчество учителя», «Имена и фамилии учеников», «Ученики и учителя других классов», «Перемены в школе, их назначение», «Я и моя семья», «Окружающий меня мир».

2. Привитие учащимся навыков учебной деятельности: умения правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что-то сказать, просить разрешения выйти из класса.

3. Изучение уровня общего развития и подготовленности учащихся к обучению грамоте в процессе фронтальной и индивидуальной работы.

4. Развитие устной речи учащихся: формирование умения выполнять простые поручения по словесному заданию, внятно выражать свои просьбы и желания, слушать сказки и рассказы в устной передаче учителя, разучивать короткие и понятные стихотворения с голоса учителя, пересказывать сказки с помощью учителя по иллюстрациям и вопросам, называть слова по предметным картинкам, составлять простые предложения по своим практическим действиям, по картинкам и по вопросам.

Специальная работа с учащимися, имеющими недостатки произношения (совместно с логопедом) и расстройства движений рук (совместно с врачом), в течение первого года обучения и в последующих классах до полного исправления дефекта.

5. Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия.

Различение звуков в окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание и др.). Различение звуков и простых звукосочетаний в речи в связи с наблюдениями окружающей действительности и играми.

Выработка у учащихся умения отчетливо повторять произносимые учителем слова и фразы, практически различать слова, сходные по звуковому составу (жук — лук, стол — стул, палка — лапка).

Деление простого предложения (из двух-трех слов) на слова. Деление простых по структуре слов на слоги (у-хо, ру-ка, го-ло-ва). Выделение из слов некоторых гласных и согласных звуков (а, у, м и др.), различение их в словах (узнавание и называние слов, начинающихся с данных звуков).

6. Уточнение и развитие зрительного восприятия учащихся. Различение наиболее распространенных цветов (черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый).

Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций из прямых линий и фигур путем подбора их дубликатов из палочек или бумажных полосок разного цвета (зрительный диктант).

Конструирование простых, хорошо знакомых детям предметов (домик, столик, скамейка, лесенка, забор, оконная рама, елочка и др.).

Выработка у учащихся умения показывать и называть изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном положении).

7. Специальная подготовка к обучению письму.

Привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте тетради и пользования карандашом.

Развитие и координация движений кисти руки и пальцев. Лепка, складывание и разрезание бумаги ножницами по прямым линиям. Составление фигурок из тонких палочек, цветной соломки, бумажных полосок по данному учителем образцу. Игра с мозаикой.

Рисование мелом на доске и карандашом на бумаге прямых линий в различных направлениях (горизонтальные, вертикальные, наклонные), переключение с одного направления на другое, соблюдение пределов при штриховке прямыми линиями. Обведение карандашом на бумаге простейших фигур по трафаретам (круг, квадрат, треугольник), их закраска и штриховка, рисование прямых линий и несложных предметов из них (скамейка, лесенка, конверт, флажок, оконная рама, фигуры в форме букв).

Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетрадях в такой последовательности: прямая палочка, прямые палочки в соединении с наклонной, прямая палочка с закруглением вверху и внизу, овал, полуовал.

Букварный период

Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. Практическое знакомство с гласными и согласными звуками.

1-й этап (1 класс). Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х.

Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале и в конце слова (в зависимости от того, в каком положении этот звук легче выделяется).

Образование из усвоенных звуков и букв слов (ау, уа, ам, ум и др.), чтение этих слов с протяжным произношением.

Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов, сравнение их. Составление и чтение слов из этих слогов.

Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: о, м, с.

2-й этап (2 класс). Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: ш, л, н, ы, р.

Достаточно быстрое соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце).

Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно.

         Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, мы-ла).

Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (сом).

Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: ш, л, а, х, н, р.

Списывание с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов.

Письмо под диктовку букв, слогов после предварительного звуко-буквенного анализа.

3-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, и, з, в, ж, б, г, д, й, ь, т.

Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в начале, в середине, в конце).

Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (па, ли, лук, вил).

Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (пи-ла, со-ло-ма, гор-ка, пар-та, ко-тик).

Чтение предложений из двух-трех слов.

Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: у, п, т, к, в, г, з, ж, и, б, д.

Списывание с классной доски и с букваря (рукописный шрифт) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур; предложений из двух слов.

Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения.

Письмо хорошо знакомых слов под диктовку после анализа их звукового состава.

Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых двухзвуковых и закрытых трехзвуковых слогов с последующей записью.

Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.

4-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ.

Практическое различение при чтении и письме гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твердых и мягких.

Образование и чтение усвоенных ранее слоговых структур со звуками и буквами, изучаемыми вновь, и слогов с чтением двух согласных (тра, кни, пле).

Отчетливое послоговое чтение коротких букварных текстов.

Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э.

Списывание с классной доски и с букваря (рукописный и печатный текст) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, и предложений из трех-четырех слов. Прописная буква в именах людей (практическое ознакомление).

Письмо под диктовку слов и предложений из двух-трех слов с предварительным анализом.

Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трех-четырех букв с последующей записью.

Вставка пропущенной буквы в словах при списывании с доски.

Устная речь

Организованное участие в общей беседе (умение слушать вопрос, отвечать на него, используя слова вопроса; говорить отчетливо, не торопясь, не перебивая друг друга). Составление простых нераспространенных предложений на основе демонстрируемого действия и действия, изображенного на картинке; добавление к ним одного пояснительного слова по вопросам чем? что? куда? где? (Саша рисует (чем?) карандашом. Саша рисует (что?) дом. Зина идет (куда?) в школу. Зина учится (где?) в школе).

Правильное употребление форм знакомых слов в разговорной речи.

Использование предлогов в, на и некоторых наиболее употребительных наречий (хорошо — плохо, близко — далеко и др.).

Подготовка к связному высказыванию в виде ответов на 2—3 вопроса.

Повторение пройденного за год (5 ч.)

Грамматика, правописание и развитие речи

2 класс (5 ч. в неделю)

Повторение

 Звуки и буквы. Соотношение звука и буквы, различение звуков и букв. Буквы, сходные по начертанию, их различение.

Наша речь. Слово, слог как часть слова, предложение, текст.

Слова, отличающиеся одним звуком, последовательностью и количеством звуков в слове. Слова со стечением согласных. Составление предложений из двух-трех слов.

Звуки и буквы

Звуки гласные и согласные, их различение.

Гласные ударные и безударные. Их различение в двусложных словах. Постановка знака ударения.

Слова с гласной э.

Слова с буквами и и й, их различение.

Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова и после гласных.

Согласные звонкие и глухие, артикулярно сходные (р — л), свистящие и шипящие, аффрикаты, их различение на слух и в произношении. Написание слов с этими согласными.

Согласные твердые и мягкие, их различение на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ю, я.

Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова.

Практические упражнения в чтении и написании слов с разделительными ь и ъ.

        Слово

Изучение слов, обозначающих предметы:

- называние предметов и различение их по вопросам кто? что?;

- называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов (стол — столы; рама — рамы);

- различение основных частей хорошо знакомых предметов (стул — спинка, сиденье, ножки);

- сравнение двух предметов и определение признаков различия и сходства (стакан — кружка, кушетка — диван).

Умение различать слова по их отношению к родовым категориям (игрушка, одежда, обувь и др.).

Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных.

Изучение слов, обозначающих действия:

- называние действий предметов по вопросам что делает? что делают?

- группировка действий по признаку их однородности (кто как голос подает, кто как передвигается);

- различение предметов по их действиям (птица летает, а рыба плавает);

- умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы.

Знакомство с предлогом как отдельным словом (в, из, на, у, с). Раздельное написание предлога со словом, к которому он относится (под руководством учителя).

Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне, взятых из словаря учебника.

Предложение

Практическое знакомство с построением простого предложения:

- составление предложения по вопросу, картинке, на тему, предложенную учителем;

-  заканчивание начатого предложения (Собака громко...);

- составление предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку;

- выделение предложения из текста.

Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения.

Связная и письменная речь

Расположение двух-трех коротких предложений в последовательном порядке (по картинкам или после устного разбора с учителем).

Составление подписей к серии из двух-трех сюжетных картинок.

Правильное использование личных местоимений вместо имени существительного.

Письмо и чистописание

Совершенствование техники письма.

Письмо строчных и прописных букв, соединение их в слова.

Выполнение с помощью учителя письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.

Списывание рукописного и печатного текстов по слогам. Проверка слов путем орфографического проговаривания.

Письмо под диктовку простых по структуре предложений, состоящих из слов, написание которых не расходится с произношением; списывание слов со вставкой пропущенных букв.

Списывание предложений с дополнением пропущенных слов по картинкам.

Выписывание слов, начинающихся с определенной буквы, определенного слога и т. д.

Составление под руководством учителя из букв разрезной азбуки слов — подписей под предметными рисунками и их запись; составление и запись предложений из трех-четырех данных вразбивку слов.

Запись коротких предложений, составленных с помощью учителя в связи с чтением, работой по картинкам и с календарем природы.

Устная речь

Повторение пройденного за год.

Составление простых распространенных предложений по вопросам учителя на основе демонстрируемого действия, по предметным и сюжетным картинкам, на предложенную тему.

Правильное употребление форм знакомых слов при ответах на вопросы и составление предложений. Использование предлогов у, к, с и некоторых наречий.

Связное высказывание по предложенному плану в виде вопросов (3—4 пункта).

3 класс (5 ч в неделю)

Повторение

Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.

Звуки и буквы

Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре.

Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме.

 Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. Гласные ударные и

безударные.

Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я.

Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь.

Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и.

Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова (гриб — грибы).

Слово

Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте, различать по вопросам кто? что? и правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам кого? чего? кому? чему? и др.).

Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы.

Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?, правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы.

Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий.

Слова, обозначающие признаки (качества) предметов:

- называние признака (качества) данного предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?;

- нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы;

- подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков (качеств), сравнение двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь черный; камень твердый, а вата мягкая);

- согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы.

Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со словами (с помощью учителя).

Разделительный ъ.

Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться словарем, данным в учебнике.

Предложение

Практическое знакомство с построением простого предложения. Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?), родительного падежа (кого? или чего? нет у кого?), дательного падежа (кому? чему?), предложного падежа (где? с предлогами в и на, о ком? о чем?), творительного падежа (кем? чем?).

Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему.

Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам.

Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска).

Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.

Связная письменная речь

 Умение восстанавливать несложный деформированный текст по картинкам.

Последовательное расположение данных учителем предложений по смыслу (в более легких случаях — самостоятельно).

Коллективное составление текстов изложений с последовательной записью предложений, сформулированных под руководством учителя.

Коллективные ответы на вопросы по картинке, по теме, данной учителем.

Письмо и чистописание

Выработка навыка правильного письма и списывания с постепенным ускорением темпа письма.

Четкое и графически правильное написание строчных букв и их соединений:

1-я группа — и, й, ш, п, т, н, г, р, у;

        2-я группа — л, м, ц, щ, ь, ы;

3-я группа — б, а, ю, ф, б, в, д, з;

4-я группа — с, е, ё, ч, ъ, я;

5-я группа — э, х, ж, к;

        письмо заглавных букв:

1-я группа — И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А;

2-я группа — О, С, 3, X, Е, Ж, Э, Я;

3-я группа — У, Н, К, Ю, Р, В;

4-я группа — Г, П, Т, Б, Ф, Д.

Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.

Списывание сплошного и печатного текста целыми словами и словосочетаниями.

Списывание слов и предложений со вставкой в них пропущенных букв или слов.

Выборочное списывание по указанию учителя.

Письмо под диктовку предложений с соблюдением изученных правил правописания.

Восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

Устная речь

Правильное составление простых распространенных предложений и сложных с союзом и.

Связное высказывание по плану в виде вопросов, назывных предложений, по картинному плану (серии картинок).

Повторение пройденного за год.

4 класс

Повторение

Практическое построение простого предложения. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме; заканчивание предложений; восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

Звууки и буквы

Алфавит. Употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и.

Сочетания гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов.

Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова (водá — вóды) или подбора по образцу родственных слов (водá — вóдный).

Слово

Различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом.

Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных.

Предлоги до, без, под, над, около, перед. Раздельное написание предлогов с другими славами.

Разделительный ъ.

Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень).

Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике.

Предложение

Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится.

Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам.

Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки).

Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды).

Связная письменная речь

Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок под руководством учителя и самостоятельно.

Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания.

Изложение под руководством учителя небольшого текста (20—30 слов) по данным учителем вопросам.

Восстановление несложного деформированного текста по вопросам.

Описание несложных знакомых предметов и картин по коллективно составленному плану в виде вопросов.

Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Адрес на конверте.

Письмо и чистописание

Выработка навыка правильного и аккуратного письма и списывания с дальнейшим ускорением темпа письма.

Четкое и графически правильное письмо строчных (по необходимости) и прописных букв:

1-я группа — И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А;

2-я группа — О, С, 3, X, Ж, Е, Э, Я;

3-я группа — У, Н, К, Ю, Р, В;

4-я группа — Г, П, Т, Б, Ф, Д.

Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.

Списывание рукописного и печатного текстов целыми словами и словосочетаниями.

Списывание предложений и связных текстов со вставкой пропущенных букв или слов.

Выборочное списывание по указанию учителя.

Письмо под диктовку предложений и связных текстов с соблюдением правил правописания.

Восстановление нарушенного порядка слов в предложении, письмо прописных и строчных букв в алфавитном порядке.

Устная речь

Правильное составление простых распространенных предложений и сложных посредством союзов и, а, но, потому что, чтобы (с помощью учителя).

Связное высказывание по затрагиваемым в беседе вопросам.

Составление небольших рассказов на предложенную учителем тему.

Использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов речи, выражение связей и отношений между реальными объектами с помощью предлогов, союзов, некоторых наречий.

Повторение пройденного.

Примерное распределение часов на изучение основных  разделов программы

1 класс

№ п/п

Тема раздела

Количество часов

1

Добукварный период

160 ч.

2

Букварный период

50 ч.

3

Повторение пройденного за год

5 ч.

2 класс

№ п/п

Тема раздела

Количество часов

1

Повторение

13 ч.

2

Звуки и буквы

92 ч.

3

Слово

34 ч.

4

Предложение

12 ч.

5.=

Повторение пройденного за год.

19 ч.

3 класс

№ п/п

Тема раздела

Количество часов

1

Повторение

15 ч.

2

Звуки и буквы

90 ч.

3

Слово

35 ч.

4

Предложение

15 ч.

5.

Повторение пройденного за год.

15 ч.

4 класс

№ п/п

Тема раздела

Количество часов

1

Повторение

15 ч.

2

Звуки и буквы

90 ч.

3

Слово

35 ч.

4

Предложение

15 ч.

5.

Повторение пройденного за год.

15 ч.

Формы промежуточного   и итогового контроля


Промежуточная аттестация во 2 – 4 классах проходит в форме контрольных работ по итогам учебных четвертей.

Материально-техническое обеспечение

- оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, проектор, экран);

-  цифровое оборудование (ноутбуки, интерактивная доска);

- ЭОР:

 Канакина В.П. и др. Русский язык 1 класс. Электронное приложение,         программы «Отличник», «Знайка»;

-   интернет ресурсы:

http://9151394.ru/?r=lib&p=rusyaz 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированные рабочие программы для детей с умственной отсталостью (VIII вид) 3 класс. Домашнее обучение в общеобразовательной школе

Адаптированные рабочие программы (8 вид), домашнее обучение:по русскому языку (письму) - 2 часа в неделю, математике - 2 часа в неделю, чтению - 2 часа в неделю, развитию устной речи на основе предмет...

Адаптированная рабочая программа для детей с умственной отсталостью . Математика . 1 класс

Адаптированная рабочая программа дл детей с умственной отсталостью....

Адаптированная рабочая программа для учащихся с ОВЗ по предмету «Русский язык»

Адаптированная рабочая программа построена с учетом особенностей развития детей с задержкой психического развития (ЗПР)....

Адаптированная рабочая программа для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант1) по учебному предмету «Ручной труд» 1 класс

Рабочая программа составлена на основе адаптированной образовательной программы МБОУСОШ №1 им. К.Г. Мохова для детей с УО( вариант 1) Рабочая программа по ручному труду в 1 классе рассчитана на 66 ...

Адаптированная рабочая программа для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант1) по учебному предмету «Чтение» 2 класс

Рабочая программа составлена на основе адаптированной образовательной программы МБОУСОШ№1 им. К.Г. Мохова для детей с УО( вариант 1) Рабочая программа по чтению рассчитана во 2 классе на 136 часов...

Адаптированная рабочая программа для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант1) по учебному предмету «Чтение» 1 класс

Рабочая программа составлена на основе адаптированной образовательной программы МБОУСОШ№1 им. К.Г. Мохова для детей с УО( вариант 1) Рабочая программа по чтению рассчитана в 1 классе на 99 часов, 3...

Аннотация к адаптированной рабочей программе для учащихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) учебного предмета «Математика» (1-4)

Основные направления коррекционной работы:-развитие зрительного восприятия и узнавания;- развитие пространственных представлений и ориентации;-развитие основных мыслительных операций;-развитие наглядн...