Рабочая программа по русскому языку УМК ПНШ 2 класс УМК ПНШ
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе систематического курса русского языка М.Л. Каленчук, Н.А. Чураковой. О.В. Малаховской, Т.А. Байковой, Н.М. Лавровой, который разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения и концепцией учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_russkiy_yazyk.docx | 122.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа курса «Русский язык. 2 класс»
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе систематического курса русского языка М.Л. Каленчук, Н.А. Чураковой. О.В. Малаховской, Т.А. Байковой, Н.М. Лавровой, который разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения и концепцией учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа».
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.
Учебно-методический комплект по русскому языку отвечает тем общим требованиям, которые «Перспективная начальная школа» предъявляет к своим учебникам. Эти требования касаются структурной организации содержания (внешняя интрига, участниками которой являются сквозные для всего комплекта «Перспективная начальная школа» герои, оформляет предметное содержание), методики разворачивания предметного материала (вокруг конкретной проблемы языка или речи, имеющей практический смысл или представляющей научный интерес), организационных форм работы на уроке (методический аппарат максимально размещен в самом учебнике, что включает и организационные формы, нацеливающие школьников распределять работу с соседом по парте, меняться ролями, проверять работу друг друга, выполнять работу в малой группе и т. д.).
Данный комплект учебников подчиняется требованиям инструментальности и интерактивности (насколько это требование можно реализовать на бумажном носителе) в силу того, что он ориентирован на максимально возможное обеспечение самостоятельной работы на уроке. Это касается не только организационных форм; комплект содержит разнообразный справочный материал, который выполняет роль дополнительного инструментария, необходимого для решения конкретных языковых задач. Интерактивность обеспечивается тем, что учебники завязывают, а научные сотрудники «Академкниги» поддерживают содержательную переписку с учащимися (один раз в конце 1-го класса, по 4 раза — в каникулы, начиная со 2-го класса).
Прописанное в концепции сочетание принципов развивающего обучения с традиционным принципом прочности вызывает к жизни необходимость, с одной стороны, обеспечения устойчивого орфографического навыка, а с другой стороны – организацию работы, связанной с пониманием школьниками внутренней логики языка зарождением интереса к языковым проблемам.
Принципы развивающего обучения, ориентированные на осознанность процесса учения, стали основанием для выстраивания линии последовательной фонетической работы; для выявления механизмов работы буквы в слове, слова — в предложении, предложения — в тексте. Традиционный принцип прочности, ориентированный на усвоение обязательного минимума содержания образования по предмету, лег в основу организации многократного возвращения к одним и тем же теоретическим проблемам и, тем более, к решению одних и тех же орфографических задач.
Решение проблем развития речи опирается на разведение представлений о языке и о речи: язык как система позволяет одно и то же сообщение выразить массой способов, а речь ситуативна — это реализация языка в конкретной ситуации. В связи с этим программой предусматриваются две линии работы: первая поможет школьникам усвоить важнейшие коммуникативные формулы устной речи, регулирующие общение детей и взрослых, детей между собой; вторая линия позволит освоить основные жанры письменной речи, доступные возрасту: от поздравительной открытки и телеграммы до аннотации и короткой рецензии на литературное произведение.
Теоретическими и методическими источниками программы по «Русскому языку» являются идеи, изложенные в научных и научно - методических работах М.В. Панова «Фонемный принцип русской орфографии, характеристика современного русского произношения»; П.С. Жедек «Теория и практика обучения морфологии, методика изучения морфемного состава слова»; П.С. Жедек, М.И. Тимченко «Списывание в обучении правописанию»; Е.С. Скобликовой «Синтаксис простого предложения»; В.В. Репкина «Принципы развивающего обучения русскому языку»; Л.В. Занкова «Принципы развивающего обучения, методика организации деятельности наблюдения»; М.С. Соловейчик «Требования к современному уроку русского языка»; Н.И. Жинкина «Развитие речи младших школьников».
На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, проектно - исследовательское обучение, ИКТ. Для развития устойчивого интереса к учебному процессу на уроках русского языка используются электронные образовательные ресурсы.
Данное планирование определяет достаточный объем знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин.
Цели и задачи курса
В системе предметов курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
- познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
- социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение умениями правильно писать и читать. Участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты – описания и повествования небольшого объёма;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребёнка по другим школьным предметам.
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
Общая характеристика предмета
Программа систематического курса русского языка разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, сделавшего упор на формирование УУД, на использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Материал курса «»Русский язык» представлен следующими содержательными линиями:
- системы языка (основы лингвистических знаний): фонетика, графика, орфоэпия, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
- орфография и пунктуация;
- развитие речи.
Языковой материал призван сформировать научное представление о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.
Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества.
Учёт психологической характеристики современного школьника потребовал пересмотра некоторых важных теоретических позиций, продумывания особого гуманитарного статуса учебно-методического комплекта по русскому языку, включения его в корпус той словарной и орфоэпической работы, которая не практиковалась как система.
- Обязательный учёт реальных норм произношения на территории огромной страны. Это касается разных сторон преподавания языка – и практической, и теоретической. Это понятие должно быть ориентировано не на подчёркивание расхождения между произношением и написанием, а на существование вариантов произношения и необходимость правильного выбора написания.
- Учёт реальных норм произношения предполагает и учёт статистики самых частотных ошибок произношения, связанных, во-первых, с неправильным ударением, а во- вторых с искажением произношения отдельных звуков. Это требует и введения в обиход (и включения в корпус УМК) орфоэпического словаря, к которому школьник постоянно отсылается для решения конкретной орфоэпической задачи.
- Учёт того, что с каждым годом в классах растёт процент учащихся, для которых русский язык является вторым, а не первым языком, на котором они говорят. Задача именно 2 класса: постоянно обращать внимание детей на ПРИЧИНЫ разницы окончаний знаменательных частей речи в словосочетаниях и в предложениях. Постоянная работа с обратным словарём (включенным в корпус УМК), в котором материал выстроен с учётом суффиксального способа словообразования как господствующего в русском языке и флексийного (через окончания) способа связи слов в предложении.
- Учёт того, что практически каждый ребёнок, приходящий в начальную школу, - это ребёнок со своим набором логопедических проблем, потребовал разработки специальной системы упражнений, цель которой – усиленное формирование фонематического слуха на протяжении первых двух лет обучения. Разработанная система упражнений (включающая так называемую звукобуквенную зарядку и последовательную работу с орфоэпическим словарём) постепенно подводит школьников к пониманию многих фонетических закономерностей. Эта система работы в итоге приводит к правильному определению корней слов и – что очень важно – к правильному выделению окончаний.
- Учёт того, что ученик начальной школы – это не только городской, но и сельский ребёнок. Интерактивная переписка, которая заложена как методический приём в комплект учебников, – это тоже форма реакции на восполнение дефицита впечатлений и общения учащихся, нуждающихся в дополнительной эмоциональной поддержке.
- Учёт неврологического образа современного ребёнка вызывает к жизни работу в нескольких направлениях.
- Изучение всего материала строится на реальных коротких стихотворных, часто шуточных, текстах.
- Система заданий представляет собой пошаговое продвижение в рассмотрении языковой проблемы, а сама проблема складывается как система конкретных наблюдений к обобщению.
- Свойственная возрасту и современному неврологическому состоянию сознания неспособность младшего школьника долго удерживать внимание на чём-то одном, а также удерживать в памяти открытую закономерность или правило требует многократного возвращения к уже завоёванным позициям на протяжении всего периода обучения.
- Для создания условий выживания в мире информации, поток которой постоянно возрастает, в УМК продумана система работы, побуждающая школьника постоянно самому добывать информацию и оперировать ею. Речь идёт о системе словарей, которые включены в особый том учебника (начиная со 2 класса) и к которым школьник вынужден постоянно обращаться, решая конкретные языковые задачи. Разработана система заданий, не позволяющая школьнику ответить на вопрос или выполнить задание, пока он не добудет недостающий кусочек знаний в «другой» книге.
- Для создания или восстановления целостной картины мира в учебнике продумана внешняя интрига, герои которой будут сопровождать школьника на протяжении 4-х лет обучения. Эти герои – действующее интеллектуальное окружение школьника, они не только наравне с ним содержательную переписку, чтобы восстановить воспитательный потенциал, который несли в себе прежние идеологические объединения школьников.
Для восстановления целостной картины мира особое внимание в УМК уделяется системе иллюстраций. Огромное психологическое воздействие иллюстраций на сознание ребёнка – хорошо известный факт.
Для построения целостной картины мира, формирования речевой культуры младших школьников, поддержания интереса к занятиям по развитию речи в УМК по русскому языку разработана система работы с живописными произведениями, которая проводится на материале репродукций, помещённых в учебнике «Литературное чтение».
Теоретическими и методическими источниками программы по «Русскому языку» являются идеи, изложенные в научных и научно-методических работах М.В. Панова «Фонемный принцип русской орфографии. Характеристика современного русского произношения»; П.С. Жедек «Теория и практика обучения морфологии, методика изучения морфемного состава слова»; П.С. Жедек, Л.И. Тимченко «Списывание в обучении правописанию», Е.С. Скобликовой «Синтаксис простого предложения»; В.В. Репкина «Принципы развивающего обучения русскому языку»; Л.В. Занкова «Принципы развивающего обучения, методика организации деятельности наблюдения»; М.С. Соловейчик «Требования к современному уроку русского языка»; Н.И. Жинкина «Развитие речи младших школьников».
Описание места предмета в учебном плане
Во 2 классе максимальное количество часов на изучение предмета «Русский язык» составляет 170 часов в год (5 часов в неделю).
Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность. Что предполагает коммуникативную мотивацию при рассмотрении различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. При обучении русскому языку (после обучения грамоте) углубляется изучение системы языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, поздравление и т.п.).
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).
Развитие мелкой моторики и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений. Достижение ритмичности, плавности письма являются задачами совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.
Опережающее развитие устной речи по сравнению с письменной в младшем школьном возрасте требует особого внимания к работе над письменной речью – применение достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.
Содержание предмета
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
1. | Повторение материала 1 класса | 10 |
2. | Морфология и словообразование | 35 |
3. | Лексика | 7 |
4. | Фонетика и орфография | 26 |
5. | Морфология | 10 |
6. | Морфемика и словообразование | 44 |
7. | Фонетика и орфография | 31 |
8. | Повторение изученного во 2 классе | 7 |
Итого | 170 |
Система контрольных и проверочных работ
№ урока | Дата проведения | Вид работы | Тема |
8 | 11.09.2013 | Входная контрольная работа | Повторение пройденного |
18 | 25.09.2013 | Стартовая диагностика по ФГОС | |
25 | 04.10.2013 | Текущая диагностика | Контрольное списывание № 1 |
38 | 23.10.2013 | Промежуточная диагностика | Контрольная работа за 1-ю четверть |
44 | 08.11.2013 | Проверочная работа № 1 | Задание для членов клуба «Ключ и заря» |
59 | 29.11.2013 | Тематическая диагностика | Контрольная работа №1 по теме «Безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением» |
65 | 09.12.2013 | Текущая диагностика | Контрольное списывание № 2 |
74 | 20.12.2013 | Промежуточная диагностика | Контрольная работа за 1-е полугодие |
99 | 07.02.2014 | Текущая диагностика | Контрольное списывание № 3 |
110 | 25.02.2014 | Тематическая диагностика | Контрольная работа №2 по теме «Парный звонкий-глухой согласный в середине и на конце слова» |
117 | 06.03.2014 | Тематическая диагностика | Контрольная работа №3 по теме «Раздельное написание «НЕ» с глаголами» |
125 | 18.03.2014 | Промежуточная диагностика | Контрольная работа за 3-ю четверть |
140 | 16.04.2014 | Текущая диагностика | Контрольное списывание № 4 |
142 | 18.04.2014 | Тематическая диагностика | Контрольная работа № 4 по теме «Написание разделительных Ъ и Ь» |
152 | 06.05.2014 | Итоговая стандартизированная диагностика | Итоговая комплексная работа |
157 | 14.05.2014 | Тематическая диагностика | Контрольная работа № 5 по теме «Непроизносимый согласный в корне слова» |
162 | 21.05.2014 | Итоговая диагностика | Итоговая контрольная работа за год |
164 | 23.05.2014 | Проверочная работа № 2 | Задание для членов клуба «Ключ и заря» |
Календарно-тематическое планирование образовательной программы по русскому языку
Количество часов: всего 170 часов; в неделю 5 часов:
количество часов в I четверти – 40;
количество часов во II четверти – 40;
количество часов в III четверти – 50;
количество часов в IV четверти – 40
График прохождения программы по русскому языку
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания или характеристика деятельности | Требования к уровню подготовки (знать, уметь) | При мене ние ИКТ | Дата проведения | |
По плану | По факту | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 четверть | |||||||
Повторение материала 1 класса (10 часов) | |||||||
1 | Знакомство с учебником «Русский язык». Главное сокровище библиотеки Анишит Йокоповны. Типы словарей: толковый, обратный, словарь «Пиши правильно!», словарь «Произноси правильно!», словарь происхождения слов. Первое заседание клуба «Ключ и заря» | Урок «откры тия» нового знания | Использование толковых словарей русского языка | Знать структуру построения учебника «Русский язык», основные словари русского языка. Уметь пользоваться толковым, обратным, этимологическим, орфографическим словарями | 02.09.2013 | ||
2 | Урок «откры тия» нового знания | 03.09. 2013 | |||||
3 | О пользе звукобуквенной зарядки | Комбинированный урок | Звуки гласные и согласные, буквы, их обозначающие | Знать значение звукобуквенной зарядки. Уметь различать звуки, выделять звуки в слове, давать им характеристику, составлять звукобуквенную схему слова | 04.09. 2013 | ||
4 | Главные и неглавные слова в предложении | Урок «откры тия» нового знания | Разновидности предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения | Знать типы предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске. Уметь выделять основу предложения, находить главное слово и зависимое, ставить вопрос от главного слова к зависимому | 05.09. 2013 | ||
5 | Какие бывают предложения? | Комбинированный урок | Смысловая связь предложений в тексте; тема текста; название текста | Знать определение текста. Уметь находить группу предложений, которые являются текстом; подбирать название к тексту | 06.09. 2013 | ||
6 | Главные и неглавные слова в предложении. Основа предложения | Комбинированный урок | Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения | Знать типы предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске. Уметь выделять основу предложения, находить главное слово и зависимое, ставить вопрос от главного слова к зависимому | 09.09. 2013 | ||
7 | Главные и неглавные слова в предложении. Связь слов в предложении. Окончание | Урок закрепле ния | Разновидности предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения | Знать типы предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске. Уметь выделять основу предложения, находить главное слово и зависимое, ставить вопрос от главного слова к зависимому | 10.09. 2013 | ||
8 | Входная контрольная работа | Урок развиваю щего контроля | Повторение пройденного | Уметь выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, оформленные в письменном виде | 11.09. 2013 | ||
9 | Работа над ошибками. Главные и неглавные слова в предложении. Связь слов в предложении. Форма слова | Комбинированный урок | Разновидности предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения | Знать типы предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске. Уметь выделять основу предложения, находить главное слово и зависимое, ставить вопрос от главного слова к зависимому | 12.09. 2013 | ||
10 | Что такое текст? | Урок «откры тия» нового знания | Смысловая связь предложений в тексте; тема текста; название текста | Знать определение текста. Уметь находить группу предложений, которые являются текстом; подбирать название к тексту | 13.09. 2013 | ||
Морфология и словообразование (35 часов) | |||||||
11 | Окончания слов-названий предметов. Словарный диктант № 1 | Комбинированный урок | Выделение и определение значимых частей слова. Изменяемая часть слова - окончание | Знать роль окончания слов в русском языке. Уметь изменять форму слова; выделять в слове окончание | 16.09. 2013 | ||
12 | . Что такое словосочетание? | Урок «откры тия» нового знания | Понятие о словосочетании. Постановка вопросов к зависимым словам | Знать понятие – словосочетание, основа предложения.. Уметь различать словосочетание и основу предложения. Уметь находить в составе предложения все словосочетания; различать словосочетание и основу предложения | + | 17.09. 2013 | |
13 | Словосочетание и основа предложения | Урок закрепле ния | Значение обнаружения словосочетаний в предложении | Знать понятие – словосочетание, основа предложения. Уметь различать словосочетание и основу предложения | 18.09. 2013 | ||
14 | Основа слова и её окончание | Комбинированный урок | Выделение и определение значимых частей слова. Окончание, основа | Знать понятие основа слова, окончание. Уметь выделять в словах окончание, указывать основу | 19.09. 2013 | ||
15 | Тема текста | Комбинированный урок | Смысловая связь предложений в тексте; тема текста; название текста | Знать определение текста. Уметь находить группу предложений, которые являются текстом; подбирать название к тексту | 20.09. 2013 | ||
16 | Нулевое окончание | Урок «откры тия» нового знания | Различные формы одного и того же слова. Основа и окончание | Уметь противопоставлять слова, имеющие окончание, словам без окончаний; выделять основу слов, которые не имеют окончания | 23.09. 2013 | ||
17 | Слова-названия предметов, у которых нет окончаний | Урок «откры тия» нового знания | Различные формы одного и того же слова. Основа и окончание | Уметь противопоставлять слова, имеющие окончание, словам без окончаний; выделять основу слов, которые не имеют окончания | 24.09. 2013 | ||
18 | Стартовая диагностика по ФГОС | Урок развиваю щего контроля | Мониторинг УУД | Уметь выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, оформленные в письменном виде | 25.09. 2013 | ||
19 | Работа над ошибками. Обобщение о словах – названия предметов, у которых нет окончаний | Урок обобще ния | Различные формы одного и того же слова. Основа и окончание | Уметь противопоставлять слова, имеющие окончание, словам без окончаний; выделять основу слов, которые не имеют окончания | 26.09. 2013 | ||
20 | Построение текста. Начало текста | Комбинированный урок | Тема, основная мысль текста, начало текста, развитие мысли. | Знать, что определённый порядок предложений в тексте позволяет передать развитие мысли и ход событий. Уметь определять тему и основную мысль текста | 27.09. 2013 | ||
21 | Слова – названия предметов, которыми командует слово ОН, ОНА. Словарный диктант № 2 | Урок «откры тия» нового знания | Различные формы одного и того же слова. Основа и окончание | Знать понятие мужской, женский и средний род. Уметь определять род слов-названий предметов, определять род неизменяемых слов | 30.09.2013 | ||
22 | Слова – названия предметов, которыми командует слово ОНО | Урок «откры тия» нового знания | Различные формы одного и того же слова. Основа и окончание | Знать понятие мужской, женский и средний род. Уметь определять род слов-названий предметов, определять род неизменяемых слов | 01.10. 2013 | ||
23 | Единственное и множественное число неизменяемых и изменяемых слов | Урок «откры тия» нового знания | Различные формы одного и того же слова. Основа и окончание | Знать понятие основа слова, окончание. Уметь сравнивать формы единственного и множественного числа | + | 02.10. 2013 | |
24 | Слова-названия предметов разного рода | Урок «откры тия» нового знания | Слова, обозначающие предметы мужского, женского и среднего рода | Знать понятие мужской, женский и средний род. Уметь определять род слов-названий предметов, определять род неизменяемых слов | 03.10. 2013 | ||
25 | Развитие мысли в тексте. Окончание текста. Контрольное списывание № 1 | Урок развивающего контроля | Смысловая связь предложений в тексте; тема текста; название текста | Знать определение текста. Уметь находить группу предложений, которые являются текстом; подбирать название к тексту | 04.10 2013 | ||
26 | Работа над ошибками. Род слов – названий предметов. Основа слова, окончание | Комбинированный урок | Слова-названия предметов изменяются по родам | Знать понятие мужской, женский и средний род. Уметь определять род слов-названий предметов, определять род неизменяемых слов | 07.10. 2013 | ||
27 | Слова-названия предметов разного рода. Окончания слов-названий предметов в мужском, женском и среднем роде | Комбинированный урок | Слова, обозначающие предметы мужского, женского и среднего рода | Знать понятие мужской, женский и средний род. Уметь определять род слов-названий предметов, определять род неизменяемых слов | 08.10. 2013 | ||
28 | Слова-названия предметов разного рода. Нулевое окончание. | Комбинированный урок | Слова, обозначающие предметы мужского, женского и среднего рода | Знать понятие мужской, женский и средний род. Уметь определять род слов-названий предметов, определять род неизменяемых слов | 09.10. 2013 | ||
29 | Окончания слов-названий предметов в мужском, женском и среднем роде. | Комбинированный урок | Слова, обозначающие предметы мужского, женского и среднего рода | Знать понятие мужской, женский и средний род. Уметь определять род слов-названий предметов, определять род неизменяемых слов | 10.10. 2013 | ||
30 | Тема и название текста. Работа с картиной Т. Мавриной «Васильки на окне» | Комбинированный урок | Тема, основная мысль текста, начало текста, развитие мысли, окончание текста | Уметь работать с репродукцией, вглядываться в детали живописной картины и понимать её смысл | + | 11.10. 2013 | |
31 | Слова-названия предметов разного рода. Словарный диктант № 3 | Комбинированный урок | Слова, обозначающие предметы мужского, женского и среднего рода | Знать понятие мужской, женский и средний род. Уметь определять род слов-названий предметов, определять род неизменяемых слов | 14.10. 2013 | ||
32 | Начальная форма слова. Второе заседание клуба «Ключ и заря» | Урок «откры тия» нового знания | Начальная форма слов-названий предметов | Знать понятие начальная форма слова. Уметь сравнивать разные формы одного и того же слова, определять начальную форму | 15.10. 2013 | ||
33 | Начальная форма слов – названий признаков | Урок «откры тия» нового знания | Начальная форма слов, определение рода и числа у слов-предметов и слов-признаков | Знать понятие начальная форма слова, род, число; Уметь сравнивать разные формы одного и того же слова, определять начальную форму слов-предметов и слов-признаков | 16.10. 2013 | ||
34 | Начальная форма слов-названий действий | Урок «откры тия» нового знания | Начальная форма слов-названий действий | Знать понятие начальная форма слова. Уметь определять начальную форму слов-названий действий | 17.10. 2013 | ||
35 | Что такое текст? Азбука вежливости. Как писать письмо | Урок «откры тия» нового знания | Тема, основная мысль текста, начало текста, развитие мысли, окончание текста | Уметь писать письма с соблюдением норм речевого этикета | + | 18.10. 2013 | |
36 | Это слово и другое слово. Третье заседание клуба «Ключ и заря» | Урок «откры тия» нового знания | Разные формы одного слова имеют общую основу и отличаются только окончаниями и предлогами, а родственные слова отличаются основами | Уметь различать формы одного слова и родственных слов | 21.10. 2013 | ||
37 | Общая часть родственных слов | Урок «откры тия» нового знания | Значимые части слова: основа и окончание, родственные слова | Знать понятие корень. Уметь выделять в слове корень, подбирать родственные слова | 22.10. 2013 | ||
38 | Контрольная работа за 1-ю четверть | Урок развивающего контроля | Основные морфемы русского языка, их функции и способы вычленения | Уметь делать работу над ошибками, делить слова на группы по видам орфограмм, проверять сомнительные написания | 23.10. 2013 | ||
39 | Работа над ошибками. Слово и формы этого слова. Родственные слова | Комбинированный урок | Значимые части слова: основа и окончание, родственные слова | Знать понятие родственные слова. Уметь разграничивать разные слова и формы одного слова | 24.10. 2013 | ||
40 | Развитие мысли. Устное изложение «Утята» | Комбинированный урок | Тема, основная мысль текста, начало текста, развитие мысли, окончание текста | Уметь определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном изложении; устно пересказывать текст | 25.10. 2013 | ||
41 | Слово и формы этого слова. Родственные слова | Комбинированный урок | Значимые части слова: основа и окончание, родственные слова | Знать понятие корень. Уметь выделять в слове корень, подбирать родственные слова | 28.10.2013 | ||
2 четверть | |||||||
42 | Правописание родственных слов. Корень слова. Словарный диктант № 4 | Комбинированный урок | Значимые части слова: основа и окончание, родственные слова | Знать понятие корень. Уметь выделять в слове корень, подбирать родственные слова | 06.11. 2013 | ||
43 | Правописание родственных слов. Корень слова | Комбинированный урок | Значимые части слова: основа и окончание, родственные слова | Знать понятие корень. Уметь выделять в слове корень, подбирать родственные слова | 07.11. 2013 | ||
44 | Задание для членов клуба «Ключ и заря» и для всех, кто хочет вступить в клуб. Проверочная работа № 1 | Урок развиваю щего контроля | Различение родственных слов и форм одного слова. Разные формы одного слова (два конверта) | Знать понятие корень. Уметь различать родственные слова и разные формы одного слова | 08.11. 2013 | ||
45 | Тема и основная мысль текста | Комбинированный урок | Тема, основная мысль текста, начало текста, развитие мысли, окончание текста | Уметь определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном изложении; устно пересказывать текст | 11.11. 2013 | ||
Лексика (7 часов) | |||||||
46 | Слова, у которых несколько значений. Многозначные слова | Урок «откры тия» нового знания | Слово и его значение. Использование словарей русского языка | Уметь правильно читать словарную статью, посвященную многозначному слову | 12.11. 2013 | ||
47 | Многозначные слова | Урок закрепле ния | Слово и его значение. Многозначные слова | Иметь представление о многозначных словах. Уметь выделять в слове корень, подбирать родственные слова | + | 13.11. 2013 | |
48 | Разные слова, которые случайно одинаково звучат и пишутся | Урок «откры тия» нового знания | Слово и его значение. Родственные слова | Уметь различать многозначные слова и слова-омонимы | 14.11. 2013 | ||
49 | Разграничение многозначных слов и омонимов | Урок закрепле ния | 15.11. 2013 | ||||
50 | Тема и основная мысль текста. Смысл названия текста | Комбинированный урок | Тема, основная мысль текста, начало текста, развитие мысли, окончание текста | Уметь определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном изложении; устно пересказывать текст | 18.11 2013 | ||
51 | Слова со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся. Синонимы. Словарный диктант № 5 | Урок «откры тия» нового знания | Слово и его значение. Значимые части слова: основа и окончание, родственные слова | Иметь представление о синонимах. Уметь находить синонимы в тексте, понимать, как используются синонимы для объяснения значения слов | 19.11. 2013 | ||
52 | Слова и их дальние родственники. Четвёртое заседание клуба «Ключ и заря» | Урок закрепле ния | Родственные слова, происхождение слов. Этимология | Знать способ проверки слов с учётом их происхождения. Уметь пользоваться этимологическим словарём | 20.11. 2013 | ||
Фонетика и орфография (26 часов) | |||||||
53 | Чередование гласных звуков в корне слова, которого не видно на письме | Урок «откры тия» нового знания | Произношение и обозначение на письме безударных гласных в корне слова | Знать правило проверки безударных гласных в корне слова | 21.11. 2013 | ||
54 | Фонетическое чередование гласных звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме | Урок закрепле ния | 22.11. 2013 | ||||
55 | Главное переживание текста. Работа с картиной Т. Мавриной «Костёр во дворе» | Комбинированный урок | Название, тема, основная мысль текста, начало текста, развитие мысли, окончание текста | Знать понятие тема и основная мысль. Уметь определять тему и основную мысль текста, понимать содержательность названий текста | + | 25.11. 2013 | |
56 | Чередование согласных звуков в корне слова, которого не видно на письме | Урок «откры тия» нового знания | Произношение и обозначение на письме парных согласных в корне слова. Знакомство с историческим чередованием звуков | Знать правило проверки парного согласного в корне. Уметь подбирать проверочное слово | 26.11. 2013 | ||
57 | Фонетическое чередование согласных звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме | Урок закрепле ния | 27.11. 2013 | ||||
58 | Составь свой диктант | Урок комплекс ного примене ния знаний | Написание согласных в корне в середине и на конце слова | Уметь пользоваться Обратным словарём | 28.11. 2013 | ||
59 | Контрольная работа №1 по теме «Безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением» | Урок развиваю щего контроля | Произношение и обозначение на письме безударных гласных в корне слова | Уметь выделять безударную гласную в корне, подбирать проверочное слово | 29.11. 2013 | ||
60 | Работа над ошибками. Тема и основная мысль текста. | Урок коррекции | Тема, основная мысль текста, начало текста, развитие мысли, окончание текста | Уметь определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном изложении; устно пересказывать текст | 02.12.2013 | ||
61 | Чередования звуков в корнях слов, которое видно на письме. Словарный диктант № 6 | Урок закрепле ния | Произношение и обозначение на письме парных согласных в корне слова | Знать правило проверки парного согласного в корне. Уметь подбирать проверочное слово | 03.12. 2013 | ||
62 | Исторические чередования. Работа с обратным словарём | Урок обобщения и систематизации знаний | 04.12. 2013 | ||||
63 | Тайна написаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Пятое заседание клуба «Ключ и заря» | Комбинированный урок | Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу | Знать правила правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу | + | 05.12. 2013 | |
64 | Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу | Урок закрепле ния | 06.12. 2013 | ||||
65 | Работа с текстом. Контрольное списывание № 2 | Урок развиваю щего контроля | Название, тема, основная мысль текста, начало текста, развитие мысли, окончание текста | Уметь определять тему и основную мысль текста, понимать содержательность названий текста | 09.12. 2013 | ||
66 | Работа над ошибками. Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук | Комбинированный урок | Написание слов-названий предметов с основой на шипящий звук | Уметь связывать представление о конечной букве основы слова на шипящий с родом этого слова | 10.12. 2013 | ||
67 | Употребление мягкого знака на конце слов – названий предметов после букв шипящих согласных | Урок закрепле ния | Слово и его значение. Значимые части слова: основа и окончание, родственные слова. | Уметь работать с обратным словарём; связывать представление о конечной букве основы слова на шипящий с родом этого слова | 11.12. 2013 | ||
68 | Повторение пройденного. Различение родственных слов и форм слова | Урок повторения | Корень, родственные слова, безударная гласная в корне, парная согласная. Прямое и переносное значение слов | Уметь выделять безударную гласную в корне, подбирать проверочное слово | 12.12. 2013 | ||
69 | Повторение пройденного. Развитие представления об исторических родственниках слова (о происхождении слова) | Урок повторения | Родственные слова, происхождение слов | Знать способ проверки слов с учётом их происхождения. Уметь пользоваться этимологическим словарём | 13.12. 2013 | ||
70 | Работа с картиной А. Рылова «Полевая рябинка» | Комбинированный урок | Название, тема, основная мысль текста, начало текста, развитие мысли, окончание текста | Уметь определять тему и основную мысль текста, чувствовать и понимать те переживания, которыми делится с нами художник | 16.12. 2013 | ||
71 | Повторение пройденного. Различение омонимов и многозначных слов Словарный диктант № 7 | Урок повторения | Слово и его значение. Родственные слова | Уметь различать многозначные слова и слова-омонимы | 17.12. 2013 | ||
72 | Повторение пройденного. Написание слов с парными звонкими-глухими на конце слова и в середине слова | Урок повторения | Произношение и обозначение на письме парных согласных в корне слова. Знакомство с историческим чередованием звуков | Знать правило проверки парного согласного в корне. Уметь подбирать проверочное слово | + | 18.12. 2013 | |
73 | Повторение пройденного. Безударные гласные в корне слова | Урок повторения | Правописание корневых орфограмм | Знать правило проверки корневых орфограмм и уметь использовать их на письме | 19.12. 2013 | ||
74 | Контрольная работа за 1-е полугодие | Урок развиваю щего контроля | Основные морфемы русского языка, их функции и способы вычленения | Уметь делать работу над ошибками, делить слова на группы по видам орфограмм, проверять сомнительные написания | 20.12. 2013 | ||
75 | Азбука вежливости. Как написать поздравление: открытка к Новому году | Комбинированный урок | Название, тема, основная мысль текста. Произношение и обозначение на письме парных согласных в корне слова
| Уметь писать письмо с соблюдением норм речевого этикета | 23.12. 2013 | ||
76 | Работа над ошибками. Повторение изученного материала | Урок коррекции | Правописание корневых орфограмм | Знать правило проверки корневых орфограмм и уметь использовать их на письме | 24.12. 2013 | ||
77 | Повторение пройденного. Проверка орфограмм в корне слова | Урок повторения | Правописание корневых орфограмм | Знать правило проверки корневых орфограмм и уметь использовать их на письме | 25.12. 2013 | ||
78 | Повторение пройденного. Безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением | Урок повторения | Произношение и обозначение на письме безударных гласных в корне слова | Знать правило проверки безударных гласных в корне слова | 26.12. 2013 | ||
Морфология (10 часов) | |||||||
79 | Повторение пройденного Единственное и множественное число неизменяемых и изменяемых слов | Урок повторения | Различные формы одного и того же слова. Основа и окончание | Знать понятие основа слова, окончание. Уметь сравнивать формы единственного и множественного числа | 27.12. 2013 | ||
80 | Устное и письменное изложение | Комбинированный урок | Тема, основная мысль текста, начало текста, развитие мысли, окончание текста. | Уметь определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении; устно пересказывать текст и записывать его | 30.12. 2013 | ||
3 четверть | |||||||
81 | Заседание клуба, на котором все учились задавать вопросы. Основа предложения. | Комбинированный урок | Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения | Знать типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Уметь задавать вопросы к главным членам предложения, выделять основу предложения | 14.01. 2014 | ||
82 | Основа предложения. Взаимосвязь слов в предложении | Комбинированный урок | Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения | Уметь задавать вопросы к главным членам предложения, выделять основу предложения | 15.01. 2014 | ||
83 | Учимся определять начальную форму слов-названий предметов. Словарный диктант № 8 | Урок «откры тия» нового знания | Начальная форма имён существительных | Уметь ставить существительное в начальную форму, пользоваться обратным словарём | 16.01. 2014 | ||
84 | Начальная форма слов-названий действий | Урок «откры тия» нового знания | Начальная форма имён существительных и глаголов | Уметь ставить глагол в начальную форму, пользоваться обратным словарём | 17.01. 2014 | ||
85 | Начальная форма слов-названий признаков | Урок «откры тия» нового знания | Начальная форма имён существительных, прилагательных и глаголов | Уметь ставить прилагательное в начальную форму, пользоваться обратным словарём | 20.01. 2014 | ||
86 | Что мы знаем о тексте (хокку, пословица) | Урок «откры тия» нового знания | Тема, основная мысль текста, начало текста, развитие мысли, окончание текста | Знать понятия «хокку» | + | 21.01. 2014 | |
87 | Написание Ы после Ц в окончаниях слов-названий предметов | Урок «откры тия» нового знания | Разные способы проверки правописания слов. Корень, родственные слова, безударная гласная в корне. Слова-исключения | Знать правило проверки безударных гласных в корне слова. Уметь применять основное правило написания букв «ы» и «и» после «ц» в окончаниях слов-названий предметов | 22.01. 2014 | ||
88 | Правило написания Ы после Ц в окончаниях слов – названий предметов | Урок закрепле ния | 23.01. 2014 | ||||
Морфемика и словообразование (44 часа) | |||||||
89 | Как делаются слова. Что такое суффикс. | Урок «откры тия» нового знания | Значимые части слова. Суффикс. Значение суффиксов | Знать определение суффикса. Уметь находить суффикс в словах, сравнивать значения родственных слов с различными суффиксами | 24.01 2014 | ||
90 | Суффиксы слов, называющих предметы | Урок «откры тия» нового знания | Образование новых слов с помощью суффиксов. Выделение значимых частей слова. Словообразование
| Знать определение суффикса. Уметь находить суффикс в словах, образовывать новые слова с помощью суффиксов | 27.01. 2014 | ||
91 | Деление текста на части | Комбинированный урок | Тема, основная мысль текста, начало текста, развитие мысли, деление текста на части, окончание текста | Уметь письменно пересказывать текст по плану и делить на части | 28.01. 2014 | ||
92 | Словообразование слов – названий предметов с помощью суффиксов | Урок «откры тия» нового знания | Суффиксы слов, называющих предметы. Выделение значимых частей слова | Уметь строить схему образования нового слова, пользоваться обратным словарём, выделять части слова | 29.01. 2014 | ||
93 | Суффиксальный способ образования имен существительных. Словарный диктант № 9 | Комбинированный урок | 30.01. 2014 | ||||
94 | Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки | Урок «откры тия» нового знания | Начальная форма имён существительных и прилагательных | Уметь ставить существительное и прилагательное в начальную форму, пользоваться обратным словарём | 31.01. 2014 | ||
95 | Закрепление знаний о суффиксе как значимой части слова | Урок закрепле ния | 03.02. 2014 | ||||
96 | Работа с картиной Анри Матисса «Разговор» | Комбинированный урок | Смысловая связь предложений в тексте; тема текста; название текста | Уметь выделять части текста красной строкой, делить текст на части, составлять план | + | 04.02. 2014 | |
97 | Чередование согласных в корнях слов в процессе словообразования | Урок «откры тия» нового знания | Образование новых слов с помощью суффиксов. Выделение значимых частей слова. Сочетания ЧН, ЧК | Уметь составлять схемы образования новых слов, выполнять разбор слов по составу | 05.02. 2014 | ||
98 | Образование сложных слов из основ разных слов | Урок «откры тия» нового знания | Слово и его значение. Значимые части слова. Сложные слова | Знать способы словообразования Уметь объяснять значение сложных слов | 06.02. 2014 | ||
99 | Контрольное списывание № 3 | Урок развиваю щего контроля | Знать изученные орфограммы. Уметь пользоваться орфографическим словарём, самостоятельно выполнять задания | 07.02. 2014 | |||
100 | Работа над ошибками. Как делаются слова. Снова суффиксы слов, называющих предметы | Урок коррекции и повторения | Образование новых слов с помощью суффиксов. Выделение значимых частей слова. Словообразование
| Знать определение суффикса. Уметь находить суффикс в словах, образовывать новые слова с помощью суффиксов | 10.02. 2014 | ||
101 | Работа с картиной К. Петрова-Водкина «Утренний натюрморт» | Комбинированный урок | Название, тема, основная мысль текста, начало текста, развитие мысли, окончание текста | Уметь работать с репродукцией, пользоваться толковым словарём | + | 11.02. 2014 | |
102 | Образование новых слов. Суффиксы слов, называющих предметы. Значение суффиксов | Урок повторения | Образование новых слов с помощью суффиксов. Выделение значимых частей слова. Словообразование
| Знать определение суффикса. Уметь находить суффикс в словах, образовывать новые слова с помощью суффиксов | 12.02. 2014 | ||
103 | Правописание парного согласного в середине и на конце слова. Словарный диктант № 10 | Урок повторения | 13.02. 2014 | ||||
104 | Образование слов с помощью суффиксов | Урок повторения | 14.02. 2014 | ||||
105 | Что такое обращение? | Урок «откры тия» нового знания | Слово, которое выделяется голосом | Знать что такое обращение. Уметь строить обращение в устной и письменной речи | 17.02. 2014 | ||
106 | Азбука вежливости. Как писать письмо. Устное изложение | Комбинированный урок | Тема, основная мысль текста, начало текста, развитие мысли, окончание текста | Уметь писать письмо с соблюдением норм речевого этикета | + | 18.02. 2014 | |
107 | Наблюдения за предложениями с обращением | Комбинированный урок | Знаки препинания в конце предложения. Обращение
| Знать понятие обращение. Уметь находить в тексте обращения и выделять их пунктуационно | 19.02. 2014 | ||
108 | Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки | Урок «откры тия» нового знания | Образование новых слов с помощью приставки. Выделение значимых частей слова | Знать определение и значение приставки. Уметь образовывать родственные слова с помощью приставок | 20.02. 2014 | ||
109 | Различия между приставкой и предлогом | Урок «откры тия» нового знания | 21.02. 2014 | ||||
110 | Контрольная работа № 2 по теме «Парный звонкий-глухой согласный в середине и на конце слова» | Урок развиваю щего контроля | Написание звонкого-глухого согласного в середине и на конце слова | Уметь писать слова с изученными орфограммами | 25.02. 2014 | ||
111 | Как писать изложение | Комбинированный урок | Смысловая связь предложений в тексте; тема текста; название текста | Уметь выделять части текста красной строкой, делить текст на части, составлять план | 26.02. 2014 | ||
112 | Работа над ошибками. Написание частицы «НЕ» со словами, называющими действия | Комбинированный урок | Раздельное написание частицы не с глаголами | Знать правило раздельного написания частицы не с глаголами | 27.02. 2014 | ||
113 | Правописание частицы «НЕ» со словами, называющими действие. Словарный диктант № 11 | Урок «откры тия» нового знания | Раздельное написание частицы не с глаголами | Знать правило раздельного написания частицы не с глаголами | 28.02. 2014 | ||
114 | Образование глаголов приставочным способом | Урок «откры тия» нового знания | Образование новых слов с помощью приставки. Выделение значимых частей слова | Уметь выполнять разбор слов по составу, составлять схему образования новых слов | 03.03. 2014 | ||
115 | Образование родственных слов-названий действий | Урок «откры тия» нового знания | 04.03. 2014 | ||||
116 | Суффиксы слов-названий действий. -ТЬ- - суффикс начальной формы глаголов | Урок «откры тия» нового знания | Начальная форма слов-названий действий. Значимые части слова. | Знать, что суффикс – ТЬ показывает, что глаголы стоят в начальной форме | 05.03. 2014 | ||
117 | Контрольная работа № 3 по теме «Раздельное написание «НЕ» с глаголами» | Урок развиваю щего контроля | Раздельное написание частицы не с глаголами. Приставка и предлог | Уметь писать слова с изученными орфограммами | 06.03. 2014 | ||
118 | Работа над ошибками. Состав слова | Комбинированный урок | Раздельное написание частицы не с глаголами. Приставка и предлог | Знать правило раздельного написания частицы не с глаголами | 07.03. 2014 | ||
119 | Состав слова. Суффиксы начальной формы глаголов | Комбинированный урок | Значимые части слова. Разбор слова по составу | Уметь выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа | 10.03. 2014 | ||
120 | Состав слова. Правописание Ь в начальной форме глагола после Ч | Урок «откры тия» нового знания | Начальная форма слов-названий действий. Значимые части слова | Знать правописание слов-названий действий с основой на –чь, стоящих в начальной форме. Уметь выполнять разбор слова по составу | 11.03. 2014 | ||
121 | Типы текстов: описание, повествование | Комбинированный урок | Типы текстов. Описание и повествование | Знать, что в тексте - описании часто используют приём сравнения Уметь определять тип текста: описание или повествование | 12.03. 2014 | ||
122 | Состав слова. Правописание Ь в словах-названиях предметов и словах-названиях действий с основой на шипящий. Словарный диктант № 12 | Урок закрепле ния | Начальная форма слов-названий действий. Значимые части слова | Знать правописание слов-названий действий с основой на –чь, стоящих в начальной форме. Уметь выполнять разбор слова по составу | 13.03. 2014 | ||
123 | Образование слов с помощью приставки и суффикса | Урок «откры тия» нового знания | Образование слов с помощью суффикса и приставки. Значение суффикса и приставки. Приставочно-суффиксальный способ словообразования | Знать способы словообразования Уметь указывать способ словообразования, читать и составлять схемы слов | 14.03. 2014 | ||
124 | Разбор слов, называющих действие по составу | Урок закрепле ния | 17.03. 2014 | ||||
125 | Контрольная работа за 3-ю четверть | Урок развиваю щего контроля | Основные морфемы русского языка, их функции и способы вычленения | Уметь делать работу над ошибками, делить слова на группы по видам орфограмм, проверять сомнительные написания | 18.03. 2013 | ||
126 | Работа над ошибками. Правильное употребление приставок НА-, О- в словах НАДЕТЬ, НАДЕВАТЬ, ОДЕТЬ, ОДЕВАТЬ | Урок «откры тия» нового знания | Лексическое значение приставок. Правило употребление приставок | Уметь правильно употреблять приставки в словах: одеть – надеть, составлять схемы словообразования | + | 19.03. 2014 | |
127 | Правила употребления приставок НА- и О- | Урок закрепле ния | 20.03. 2014 | ||||
128 | Образование слов. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного | Урок «откры тия» нового знания | Сложные слова с соединительными гласными | Знать способы словообразования. Уметь объяснять значение сложных слов, разбирать их по составу | 21.03. 2014 | ||
4 четверть | |||||||
129 | Образование слов путём слияния двух основ | Комбинированный урок | Сложные слова с соединительными гласными | Знать способы словообразования. Уметь объяснять значение сложных слов, разбирать их по составу | 01.04. 2014 | ||
130 | Соединительные гласные О и Е | Комбинированный урок | Родственные слова. Значимые части слова. Сложные слова | Знать способы словообразования. Уметь объяснять значение сложных слов, разбирать их по составу | 02.04. 2014 | ||
131 | Правописание сложных слов, образованных из двух корней с буквой соединительного гласного | Комбинированный урок | Родственные слова. Значимые части слова. Сложные слова | Знать способы словообразования. Уметь объяснять значение сложных слов, разбирать их по составу | 03.04. 2014 | ||
132 | Правописание сложных слов, образованных из двух корней с буквой соединительного гласного | Комбинированный урок | 04.04. 2014 | ||||
Фонетика и орфография (31 час) | |||||||
133 | Написание разделительных Ь и Ъ. Словарный диктант № 13 | Урок «откры тия» нового знания | Разделительный ь и ъ знаки. Родственные слова. Состав слова | Знать правило написание разделительного ь и ъ знаков. Уметь употреблять разделительный ь и ъ знак на письме | 07.04. 2014 | ||
134 | Правописание слов с разделительным Ь и Ъ | Комбинированный урок | Написание разделительных ь и ъ знаков | Уметь пользоваться орфоэпическим и обратным словарём, правильно писать слова с разделительными ъ и ь знаками | 08.04. 2014 | ||
135 | Текст-описание | Комбинированный урок | Типы текстов. Текст- описание | Знать, что в тексте - описании часто используют приём сравнения Уметь определять тип текста: описание или повествование | 09.04. 2014 | ||
136 | Сходство и отличие в написании разделительных знаков | Комбинированный урок | Написание разделительных ь и ъ знаков | Уметь пользоваться орфоэпическим и обратным словарём, правильно писать слова с разделительными ъ и ь знаками | 10.04. 2014 | ||
137 | Упражнения в написании разделительных Ь и Ъ знаков | Комбинированный урок | 11.04. 2014 | ||||
138 | Написание разделительного Ь знака | Комбинированный урок | 14.04. 2014 | ||||
139 | Написание разделительного Ъ знака | Комбинированный урок | 15.04. 2014 | ||||
140 | Научный и художественный текст. Контрольное списывание № 4 | Комбинированный урок | Типы текстов. Научно-популярный и художественный текст. | Знать типы текстов. Уметь различать научно-популярный и художественный текст | 16.04. 2014 | ||
141 | Правописание слов с разделительным Ь и Ъ | Урок обобщения | Разделительный ь и ъ знаки. Родственные слова. Состав слова | Знать правило написание разделительного ь и ъ знаков. Уметь употреблять разделительный ь и ъ знак на письме | 17.04. 2014 | ||
142 | Контрольная работа № 4 по теме «Написание разделительных Ъ и Ь» | Урок развиваю щего контроля | Разделительный ь и ъ знаки. Родственные слова. Состав слова | Уметь делить слова на группы по видам орфограмм; проверять сомнительные написания | 18.04. 2014 | ||
143 | Работа над ошибками . Чередование настоящего согласного звука с нулевым звуком. | Комбинированный урок | Непроизносимые согласные в корне слова. Значимые части слова. Разбор слова по составу | Знать алгоритм рассуждения при написании слов с непроизносимым согласным в корне. Уметь делить слова на группы по видам орфограмм. | 21.04. 2014 | ||
144 | Чередование настоящего согласного звука с нулевым звуком в корнях слов | Урок «откры тия» нового знания | Непроизносимые согласные в корне слова. Значимые части слова. Разбор слова по составу | Знать алгоритм рассуждения при написании слов с непроизносимым согласным в корне. Уметь делить слова на группы по видам орфограмм. | 22.04. 2014 | ||
145 | Работа с картиной Н. Рериха «Стражи ночи» | Комбинированный урок | Типы текстов. Научно-популярный и художественный текст. | Знать типы текстов. Уметь различать научно-популярный и художественный текст, работать с картиной | + | 23.04. 2014 | |
146 | Правописание слов с непроизносимыми согласными. Словарный диктант № 14 | Урок «откры тия» нового знания | Непроизносимые согласные в корне слова. Значимые части слова. Разбор слова по составу | Знать алгоритм рассуждения при написании слов с непроизносимым согласным в корне Уметь делить слова на группы по видам орфограмм | 24.04. 2014 | ||
147 | Слова с непроизносимыми согласными | Комбинированный урок | 25.04. 2014 | ||||
148 | Правописание слов с непроизносимой согласной и парной звонкой/глухой в корне слова | Комбинированный урок | 28.04. 2014 | ||||
149 | Проверка непроизносимого согласного в корне слова | Комбинированный урок | 29.04. 2014 | ||||
150 | Устное изложение. Работа с картиной Ван Гога «Подсолнухи» | Комбинированный урок | Название, тема, основная мысль текста, начало текста, развитие мысли, окончание текста, план | Уметь работать с репродукцией, определять тему и основную мысль текста, составлять план текста | + | 30.04. 2014 | |
151 | Чередование согласных в корнях слов. Правописание орфограмм в корне слова | Комбинированный урок | Непроизносимые согласные в корне слова. Значимые части слова. Разбор слова по составу | Знать алгоритм рассуждения при написании слов с непроизносимым согласным в корне. Уметь делить слова на группы по видам орфограмм | 05.05.2014 | ||
152 | Итоговая комплексная работа | Урок развиваю щего контроля | Итоговая диагностика | Уметь выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, оформленные в письменном виде | 06.05. 2014 | ||
153 | Словарный диктант № 15. Работа над ошибками | Урок коррекции | 07.05. 2014 | ||||
154 | Непроизносимый согласный с корне слова | Комбинированный урок | Непроизносимые согласные в корне слова. Значимые части слова. Разбор слова по составу | Знать алгоритм рассуждения при написании слов с непроизносимым согласным в корне. Уметь делить слова на группы по видам орфограмм | 08.05. 2014 | ||
155 | Письменное изложение. Работа с картиной Ван Гога «Церковь в Овере» | Комбинированный урок | Название, тема, основная мысль текста, начало текста, развитие мысли, окончание текста, план. | Уметь работать с репродукцией, определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении | + | 12.05. 2014 | |
156 | Обобщение знаний о чередовании согласных в корнях слов | Урок обобщения | Непроизносимые согласные в корне слова. Значимые части слова. Разбор слова по составу | Знать алгоритм рассуждения при написании слов с непроизносимым согласным в корне. Уметь делить слова на группы по видам орфограмм | 13.05. 2014 | ||
157 | Контрольная работа № 5 по теме «Непроизносимый согласный в корне слова» | Урок развиваю щего контроля | Основные морфемы русского языка, их функции и способы вычленения. Словообразовательный, фонетический, морфемный анализ слова | Уметь пользоваться словарями, делить слова на группы по видам орфограмм, проверять сомнительные написания | 14.05. 2014 | ||
158 | Работа над ошибками. Правописание слов с непроизносимой согласной в корне слова | Комбинированный урок | Непроизносимые согласные в корне слова. Значимые части слова. Разбор слова по составу | Знать алгоритм рассуждения при написании слов с непроизносимым согласным в корне. Уметь делить слова на группы по видам орфограмм | 15.05. 2014 | ||
159 | Повторение. Типы предложения по цели высказывания | Урок повторения | Разновидности предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения | Знать типы предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске. Уметь выделять основу предложения, находить главное слово и зависимое, ставить вопрос от главного слова к зависимому | 16.05. 2014 | ||
160 | Как писать изложение. Письменное изложение «Ступеньки» | Комбинированный урок | Смысловая связь предложений в тексте; тема текста; название текста | Уметь выделять части текста красной строкой, делить текст на части, составлять план | 19.05. 2014 | ||
161 | Работа над ошибками. Орфограммы корня | Комбинированный урок | Правописание корневых орфограмм | Знать правило проверки корневых орфограмм и уметь использовать их на письме | 20.05. 2014 | ||
162 | Итоговая контрольная работа за год | Уметь делить слова на группы по видам орфограмм; проверять сомнительные написания | 21.05. 2014 | ||||
163 | Итоговый словарный диктант № 16. Работа над ошибками | Урок развиваю щего контроля | Основные морфемы русского языка, их функции и способы вычленения | Уметь делать работу над ошибками, делить слова на группы по видам орфограмм, проверять сомнительные написания | 22.05. 2014 | ||
Повторение изученного во 2 классе (7 часов) | |||||||
164 | Проверочная работа № 2. Повторение. Правописание слов с изученными орфограммами | Урок повторения | Правописание корневых орфограмм | Знать правило проверки корневых орфограмм и уметь использовать их на письме | 23.05. 2014 | ||
165 | Заседание для членов клуба «Ключ и заря» | Комбинированный урок | Письменный пересказ текста. Типы текстов: описание и повествование | Уметь просматривать текст с точки зрения трудных написаний | 26.05. 2014 | ||
166 | Повторение. Основа предложения и словосочетание | Урок повторения | Понятие о словосочетании. Постановка вопросов к зависимым словам | Знать понятие – словосочетание, основа предложения.. Уметь различать словосочетание и основу предложения. Уметь находить в составе предложения все словосочетания; различать словосочетание и основу предложения | 27.05. 2014 | ||
167 | Повторение. Что такое обращение? | Урок повторения | Знаки препинания в конце предложения. Обращение
| Знать понятие обращение. Уметь находить в тексте обращения и выделять их пунктуационно | 28.05. 2014 | ||
168 | Повторение. Фонетический разбор | Урок повторения | Основные морфемы русского языка, их функции и способы вычленения | Уметь проверять сомнительные написания, жи-ши, ча-ща, чу-щу в разных частях слова, писать словарные слова | 29.05. 2014 | ||
169-170 | Повторение. Морфемный разбор. Задания для членов клуба «Ключ и заря». | Урок повторения | Орфограммы корня. Выделение значимых частей слова | Уметь выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа | 30.05.2014 |
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Русский язык» к концу 2-го года обучения
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
- осознание языка как основного средства человеческого общения;
- восприятие русского языка как явление национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- способность к итоговому и пооперационному самоконтролю;
- овладение словами речевого этикета.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
- способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
- умения выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуации общения понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы;
- самостоятельно формулировать тему и цели урока, составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем, работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- умение анализировать, сравнивать, классифицировать, установление причинных связей и зависимостей между объектами;
- умение работать с таблицами, схемами, моделями;
- умение представлять учебный материал в виде схем, моделей;
- умение анализировать учебные тексты из разных предметных областей (математические, познавательные и др.) с точки зрения лингвистики;
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
- овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение ( в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
- способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Обучающиеся научатся:
- определять в слове количество слогов, находить ударный и безударные слоги;
- соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику отдельных согласных и гласных звуков.
Раздел «Орфоэпия»
Обучающиеся получат возможность научиться:
- правильно употреблять приставки на- и о- в слова надеть, надевать, одеть, одевать;
- правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе (что, чтобы,…).
Раздел «Морфемика и словообразование»
Обучающиеся научатся:
- различать изменяемые и неизменяемые слова;
- различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
- находить значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание);
- выделять в слове окончания (дифференцируя материально выраженное и нулевое окончания) и основу; противопоставлять слова, имеющие окончания, словам без окончаний;
- выделять в слове корень, подбирая однокоренные слова;
- сравнивать слова , связанные отношениями производности, объяснять , какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, сложением основ с соединительным гласным);
- обнаруживать регулярные исторические чередования (чередования, видимые на письме);
- разграничивать разные слова и разные формы одного слова.
Раздел «Лексика»
Обучающиеся научатся:
- выявлять слова, значение которых требует уточнения;
- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника.
Раздел «Морфология»
Обучающиеся научатся:
- определять начальную форму слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов - названий действий;
- изменять слова - названия предметов по числам и команде вопросов; определять их род;
- изменять слова – названия признаков по числам, команде вопросов и родам.
Раздел «Синтаксис»
Обучающиеся научатся:
- различать предложение, словосочетание и слово;
- находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое и ставить от первого ко второму вопрос;
- определять тип предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;
- находить в предложении основу (главные члены) и неглавные члены;
- задавать вопросы к разным членам предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Обучающиеся научатся:
- поверять сомнительные написания (безударные гласные в корне слова, парные по глухости-звонкости согласные, непроизносимые согласные); жи-ши, ча-ща, чу-щу в разных частях слова;
- выбирать букву и или ы в позиции после ц в разных частях слова;
- писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;
- определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника (Словарь «Пиши правильно»);
- различать на письме приставки и предлоги;
- употреблять разделительные ь и ъ;
- находить в тексте обращения и выделять их пунктуационно.
Содержательная линия «Развитие речи»
Обучающиеся научатся:
- определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении;
- членить текст на абзацы, оформлять это членение на письме;
- грамотно писать и оформить письмо элементарного содержания;
- владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях (встреча, прощание и пр.);
- соблюдать орфоэпические нормы речи;
- устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета (встреча, прощание и пр.);
- писать записки, письма, поздравительные открытки с соблюдением норм речевого этикета.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 2-го года обучения
В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся, получат возможность научиться:
- инструментально освоить алфавит для свободной ориентации в корпусе учебных словарей: быстрого поиска нужной группы слов или словарной статьи;
- ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст упражнения , нужные правило или таблицу; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте;
- работать с несколькими источниками информации (с частями учебной книги и тетрадью для самостоятельной работы; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту);
- работать со словарями: находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию.
В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся, получат возможность научиться:
а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
- работать с соседом по парте: распределять работу, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
- выполнять работу по цепочке.
б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
- видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединиться к одной из них;
- использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения.
В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся научатся, получат возможность научиться:
- понимать, что можно апеллировать к правилу для подтверждения своего ответа или того решения, с которым он соглашается;
- научиться проверять выполненную работу, используя правила и словари, а также самостоятельно выполнять работу над ошибками.
Демо-версии итоговых контрольных работ
- Входная контрольная работа по теме «Повторение пройденного»
Летучая белка
Вижу на сосне шар. Серый, пушистый.* Хочу взять в руки. Шар стал плоским и уплыл. Это летяга. Летучая белка. (19 слов)
Слова для справок: летяга.
Примечание. Заголовок диктанта записывается на доске. Сообщается о запятой в предложении, отмеченной звёздочкой. Выделенные написания чётко (орфографически) проговариваются учителем..
Грамматическое задание
1. Найди в 1-м и 3-м предложениях слова-названия действий и подчеркни их ——— .
2. Подчеркни в словах карандашом сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу под ударением.
- Контрольный диктант I полугодие
Снежные загадки
Пришла зима. Кругом лежит пушистый снег. До весны задремали дуб и берёза. Ель и сосна надели зимний наряд. Они укрылись снежными косынками. Красив лес зимой! (25 слов)
Задания к диктанту
1. Выпиши 3 слова, в которых 1 слог.
2. Выпиши из текста родственные слова. Поставь в них ударение.
3. Выдели окончание в словах БЕРЁЗА, СОСНА, ДУБ.
4. Составь схему первого предложения.
Анализ текста диктанта (объём – 25 слов)
В тексте:
- словарные слова – 2 (берёза, косынками);
- слова с безударными гласными в корне – 9;
- слова с парными звонкими согласными на конце слов – 4;
- слова с сочетаниями ЖИ-ШИ – 2.
- Контрольный диктант II полугодие
Птичьи хлопоты
На дворе весна. Ярко светит солнце. Весело журчат ручьи. Кругом молодая травка. Деревья надели зелёные платья. У берёзки золотые серёжки. Всюду слышны птичьи голоса. Весной у птиц много работы. Они вьют гнёзда. Скоро в каждом гнезде запищат птенцы. Хорошо весной! (40 слов)
Задания к диктанту
1. Выдели основу во втором предложении.
2. Покажи, от каких слов образовались слова ТРАВКА и БЕРЁЗКА: травка - …, берёзка - … .
Разбери слова ТРАВКА и БЕРЁЗКА по составу.
3. Выпиши слово ПТИЧЬИ. Найди в тексте и запиши под ним родственное слово, поставив
его в начальную форму. Выдели корни. Покажи, какие звуки чередуются в корне; [ '] /[ ].
Анализ текста диктанта (объём – 40 слов)
В тексте:
1) словарные слова – 4 (весело, берёзки, работы, хорошо);
2) слова с безударными гласными в корне – 12;
3) слова с парными звонкими согласными в середине слова – 3;
4) слова с разделительным Ь – 4
5) слова с непроизносимым согласным звуком – 1.
Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Русский язык» УМК «Перспективная начальная школа»
Учебно-методические пособия для учителя:
- Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности [Текст]: 1-4 кл.: в 2 ч./Сост.Р.Г.Чуракова- М.: Академкнига/ Учебник,2011.-ч.1:240 с. (Проект «Перспективная начальная школа»)
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1.- 4-е изд., перераб.-М.:Просвещение, 2010.- 400с.- (Стандарты второго поколения).
- Чуракова Н.А. Русский язык. 2 класс: Учебник. В 3 ч. Части 1 и 3 — М.: Академкнига / Учебник, 2012.
- Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Чуракова Н. А. Русский язык. 2 класс: Учебник. В 3 ч. Часть 2 — М.: Академкнига / Учебник, 2012.
- Байкова Т. А., Ерышева Е.Р., Малаховская О.В. Тетради для самостоятельной работы № 1 и № 2. 2 класс - М.: Академкнига / Учебник, 2012.
- Чуракова Н. А., Байкова Т.А., Малаховская О.В. Русский язык. 2 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига / Учебник, 2012.
- Лаврова Н.М., Байкова Т.А., Малаховская О.В. Русский язык. Сборник проверочных контрольных работ. 1 – 2 классы: Методическое пособие. – М.: Академкнига/ Учебник, 2011.
Методические пособия для учащихся
- Чуракова Н.А. Русский язык. 2 класс: Учебник. В 3 ч. Части 1 и 3 — М.: Академкнига / Учебник, 2012.
- Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Чуракова Н. А. Русский язык. 2 класс: Учебник. В 3 ч. Часть 2 — М.: Академкнига / Учебник, 2012.
- Байкова Т. А., Ерышева Е.Р., Малаховская О.В. Тетради для самостоятельной работы № 1 и № 2. 2 класс - М.: Академкнига / Учебник, 2012.
Специфическое сопровождение (оборудование):
- интерактивная доска
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;
- магнитная доска;
- персональный компьютер;
- видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие основные темы курса русского языка;
- компьютерные программы, соответствующие тематике программы по русскому языку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по русскому языку во 2 классе...
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по учебнику "Русский язык", авторы Канакина В. П., Горецкий В. Г
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по учебнику "Русский язык", авторов Канакиной В.П., Горецкого В.Г., составлена на 175 часов в год ( 5 часов в неделю, 35 учебных недель) с указанием ст...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана на основе авторской программы В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М.В. Бойкиной, М.Н. Дементьевой, Н.Ф. Стефаненко «Русский язык»
Рабочая программа по русскому языку влючает в себя календарно-тематическое планирование....
.Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3 класса «Русский язык» начального общего образования
.Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3 класса «Русский язык» начального общего образования...
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Изучаем русский язык" к рабочей программе по русскому языку для 3 класса
В настоящее время одной из особенностей контингента учащихся, посещающих общеобразовательные учреждения, является значительное число детей с билингвизмом (двуязычием). Это обусловлено как происходящим...