Урок русского языка в 4 классе УМК "ПНШ" «Правило употребления предлогов о и об»
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме

Елина Елена Вячеславовна

УМК "Перспективная начальная школа"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

Ф.И.О. учителя: Елина Елена Вячеславовна

Место работы: МБОУ СОШ № 83 г.о.Самара

Должность: учитель начальных классов

Класс: 4 «А»

Предмет: русский язык

Дата: 08.10.2013

Тема и номер урока в теме: «Правило употребления предлогов о и об», урок № 1                                                                  

Базовый учебник: «Русский язык 4 класс», 1 часть / Н.А. Чуракова. – М.: Академкнига / Учебник, 2013.                                     

 УМК «Перспективная начальная школа»

Тип урока: Открытие новых знаний и способов действий решения  учебной задачи.

Цели урока:                                                                                                                                                                                                                                -предметные цели: организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения новой темы; по изучению и первичному закреплению правила употребления предлогов о и об;

-развивающие цели: создать содержательные и организационные условия, ориентированные на развитие у школьников умения ставить цель, формулировать проблему, предлагать пути ее решения, рефлексивные умения; развития коммуникативной культуры школьников; умения переходить от конкретных задач к постановке и решению учебной задачи; обращаться за разъяснениями, четко сформулировав свои сомнения;

-воспитательные цели: актуализировать личностный смысл учащегося на изучение темы, ориентировать на здоровый образ жизни.

Формы работы учащихся: Формы учебного сотрудничества с учителем и сверстниками:

- фронтальная работа, индивидуальная, работа в парах, групповая работа.

Технологии, используемые на уроке: компетентностно – ориентированное обучение, педагогика сотрудничества, информационно – коммуникативные технологии, проблемное обучение, здоровье сберегающие технологии, технология уровневой дифференциации обучения.

Планируемые результаты:

- предметные: осваивают первоначальные представления о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных); умеют использовать знания для решения познавательных, практических задач;

- личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; проявляют мотивы учебной деятельности; выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, активность, желание больше узнать; имеют установку на безопасный, здоровый образ жизни, мотивацию к творческому труду, к работе на результат; задаются вопросом о личностном смысле учения и умеют находить ответ на него;

Характеристика этапов урока

       Этап урока

время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивировация (самоопределение)      к учебной деятельности

1 мин.

Приветствует обучающихся, создает эмоциональный настрой, мотивирует их к уроку.

Я рада видеть каждого из вас!

И пусть прохладой осень в окна дышит,

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

Личностные: проявление эмоциональной отзывчивости на слова учителя.

Регулятивные:  

умение самостоятельно организовать свое рабочее место.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Актуализация

 знаний, подготовка к восприятию нового материала

1. Пословица:

«При частой горести придут и болести»

2. Словарная разно-уровневая  индивидуальная работа по карточкам (карточка № 1)

7 мин.

Ориентирует учащихся на здоровый образ жизни

Организовывает повторение изученного о предлогах и форме ед.ч.  предложного падежа имен существительных.

-В чем особенность П.п.?

-Что вы знаете о предлогах?

Сообщает интересные сведения о предлогах.

Как вы думаете, сколько предлогов в русском языке? (около 200)    

Предлог – с греческого означает «калька», переводится «перед словом»

Организует разно-уровневую диагностическую словарную работу, создает ситуацию успеха.

 -Вставьте пропущенные

буквы и запишите имена существительные   или словосочетания  в форме ед.ч. П.п.                                          

Читают пословицу и объясняют ее смысл.

Вспоминают пройденный материал, отвечают на вопросы учителя.

Записывают пословицу и находят существительные с орфограммой «безударный гласный в окончании», доказывают правильность написания.

Делятся имеющимися знаниями  о предлогах.

Выбирают уровень сложности работы.

 Вставляют пропущенные буквы и записывают имена существительные или словосочетания в форме ед. ч. П.п.

Слайд №2                                            

Личностные:

жизненное самоопределение – ориентирование на здоровый образ жизни, повышают учебную мотивацию. Познавательные:

самостоятельно выполняют предложенные задания, опираясь на полученные знания.

Коммуникативные:

умение правильно строить свои высказывания и слушать мнения товарищей.

Регулятивные:

выполнять учебные действия в письменной форме, контролировать себя в процессе.

3.Выявление места и причины затруднения.

1.Творческая работа в группах. Сочинение загадок по опорным словам.

(карточка №2)

2.Создание проблемной ситуации.

Составление и запись предложения со словами-отгадками.

3.Фиксация новой учебной задачи, определение темы урока.

6 мин.

Организовывает творческую  деятельность учащихся в группах.

Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.  

Учитель предлагает составить предложение со словами-отгадками, употребив их в П.п. с предлогами О или ОБ.

Выдвигает проблему, подводит к теме урока.

-Как вы считаете, какой предлог надо написать?

-Кто думает по-другому?

-Можете ли вы с уверенностью сказать, какой предлог О или ОБ надо написать?

-Если нет, то пока предлог писать не будем, оставим для него место.

Предлагает определить задачу и тему урока.

Сочиняют в группах загадки по опорным словам, зачитывают, обсуждают.

Слайд №3

Учащиеся составляют предложение и записывают.

Мы придумали загадки __

листьях,__ осени,__ ягодах.

Высказывают разные точки зрения о том, какой употребить предлог О или ОБ, но аргументировать не могут.

Фиксируют новую учебную задачу, определяют тему урока.

Слайд №4

Личностные:

 имеют мотивацию к  творческому труду, проявляют активность.

Познавательные:

пытаются решить задачу известным способом,

фиксируют проблему.

Коммуникативные:

строят понятные для собеседника высказывания,

прислушиваются к мнению других, договариваются друг с другом.
Регулятивные:

принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

4. Построение проекта выхода из затруднения и его реализация

1. Работа по учебнику с. 60 (устная)

2. Письменная работа по учебнику с. 61

3.Конструирование нового способа действия

(карточка № 3)

7 мин.

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи.

Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

Организовывает письменный анализ учебной задачи по образцу.

-А теперь прочитайте размышления Маши и Миши в учебнике.

-Воспользуйтесь  советом Кости. Запишите два последних столбика слов  и возле каждого столбика укажите, с какого звука оно начинается.

Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

-Теперь вы понимаете, почему слова во 2-ом и 3-ем столбиках используются с разными предлогами?

-А почему слова в 1-ом и 3-ем столбиках употребляются с одним и тем же предлогом?

Организует учебное взаимодействие учеников для формирования понятия.

Поиск и выделение нужной информации из учебника. Рассматривают в учебнике (с.60), как употребляются существительные с предлогами О и ОБ.

Слайд №5

Приходят к единому мнению, что понятно только с первым столбиком: если слово начинается с согласного звука, надо употреблять предлог О.

Записывают два последних столбика слов и возле каждого слова указывают, с какого звука оно начинается.

Слайд №6

Слайд №7

Слайд №8

Выдвигают гипотезы, обосновывают свой выбор.

Работают в парах (карточка № 3)

 Формулируют правило употребления предлогов О и ОБ.

Слайд  №9

Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, активность, желание больше узнать;

интерес к предметно – исследовательской деятельности.

Познавательные:

извлекают информацию из учебного текста;

анализируют,

доказывают,

аргументируют свою точку зрения, делают выводы.

Коммуникативные:

осознанно строят речевые высказывания, воспринимают ответы обучающихся, рефлексия своих действий.

Физкультминутка

2 мин.

Проводит физкультминутку

Выполняют движения под видеозапись. Осуществляют профилактику утомления.

Личностные:

ориентирование на здоровый образ жизни.

5.Усвоение новых знаний и способов действий

1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Работа со стихотворением. Презентация.

Слайды №11-17

2.Самостоятельная работа с самопроверкой.

Упражнение №38 (1ч.) с. 62

3.Коррекционная работа.

Продолжение работы с предложением со словами-отгадками.

4. Работа со словосочетаниями.

Учебник с.62

13 мин.

Организует первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.

Демонстрирует слайды с текстом стихотворения, в котом пропущены предлоги.

Организует практическую самостоятельную работу по учебнику с последующей самопроверкой.

Формулирует задание.

Контролирует правильность выполнения задания, оказывает помощь.

Организует коррекционную работу

-Можете ли вы теперь с уверенностью сказать, какой предлог О или ОБ надо написать?

Организует  применение общего способа действия для решения частных задач

-Как вы думаете, со словосочетаниями надо использовать те же предлоги, что и со словами?

Предлагает сделать вывод

Читают стихотворение и показывают карточку с предлогом О или ОБ, объясняют свой выбор.

Слайд №11-17

Выполняют самостоятельно упражнение № 38 (1ч.)

Записывают имена людей в два столбика: в первый с предлогом О, во второй- с предлогом ОБ.

Выполняют самоконтроль.

Слайд №18

Обосновывают

правильность выбора предлогов О или ОБ

Слайд №19

Высказывают  свое мнение об употреблении предлогов О и ОБ со словосочетаниями.

Читают текст в учебнике на с.62. Сравнивают со своим мнением.

Делают вывод

Слайд №20

Личностные:

принимают и осваивают социальную роль учащегося, имеют мотивацию к работе на результат.

Познавательные: применяют новый способ, осознают познавательную задачу и решают ее самостоятельно, осуществляют классификацию по заданному критерию.  Коммуникативные:

строят рассуждения, понятные для собеседника; умеют использовать речь для регуляции своего действия.

Регулятивные:

воспроизводят в памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

отрабатывают способ в целом;

осуществляют самоконтроль.

6.Рефлексия учебной деятельности

4 мин.

Предлагает выбрать пословицу, которая объясняет необходимость полученных знаний.

-Закончите предложения

Читают и выбирают пословицу.

Слайд №21                                                  

Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока.

Слайд №22

Личностные: задаются вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и умеют находить ответ на него;

Познавательные: анализируют, строят  рассуждения, делают выводы.

 Коммуникативные: осознанно строят речевые высказывания, воспринимают ответы обучающихся, рефлексия своих действий.

Регулятивные:

оценивают результат.

7. Домашнее задание

Объясняет содержание домашнего задания.

Упр. №39 (обязательно)

Т. №33 (2 часть)

Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития.

Записывают в дневник.

Слайд №23

Приложение:

1. Презентация (в формате Microsoft Word)

2. Страницы учебника (ксерокопия)

3. Карточки с заданиями (раздаточный материал)

Карточка  1

 (индивидуальная работа)

Уровень 1

б_седа -   _________________________                  

в_л_сипед -  ______________________                    

кр_вать - _________________________

пш_ница - ________________________

п_льто - ___________________________

 Уровень 2

приятная  б_седа -   _________________

новый  в_л_сипед -  ________________

широкая  кр_вать - _________________

зрелая  пш_ница - __________________

тёплое  п_льто - ____________________

Карточка 2

(работа в группах)

____________________ в лукошке

____________________горошки. (Ягоды)

____________________ улетают.

____________________ опадают.

____________________ бывает? (Осень)

____________________ лежат,

____________________шуршат. (Листья)

Карточка 3

 (работа в парах)       

 вариант 1

Если слово начинается с согласного звука, оно употребляется

с предлогом  ___,  а если с гласного – с предлогом  ___.

 

вариант 2

Если слово начинается с ___________________ звука,

оно употребляется с предлогом  О ,

а если с ___________________ звука – с предлогом  ОБ.



Подписи к слайдам:

УМК «Перспективная начальная школа» Русский язык4 «А» класс МБОУ СОШ № 83Тема урока«Правило употребления предлогов О и ОБ» Актуализация знаний При частой горести придут и болести. Уровень 1 б_седа - ________________ в_л_сипед - _____________ кр_вать - ________________ пш_ница - _______________ п_льто - _________________ Уровень 2 приятная б_седа - _____________________________________ новый в_л_сипед - _____________________________________ широкая кр_вать - _____________________________________ зрелая пш_ница - _____________________________________ тёплое п_льто - _____________________________________ Занимаемся творчеством _____________ лежат, _____________ шуршат. (Листья)_____________ улетают. _____________ опадают. _____________ бывает? (Осень) _____________ в лукошке _____________ горошки. (Ягоды) Определяем тему и цели урока Мы придумали загадки __ листьях, __ осени, __ ягодах. Правило употребления предлогов О и ОБ Какие цели вы ставите перед собой? Проводим исследование о мальчике об астре о елио девочке об Ольге о ёжикео письме об иволге о юбкео Тане об укропе о ягоде Исследование продолжается Например: об астре [ а] о ели [й*э] Исследование продолжается об астре [ а] о ели [й*э] об Ольге [о] о ёжике [й*о] об иволге [и] о юбке [й*у] об укропе [у] о ягоде [й*а] Делаем вывод о мальчике [м ] об астре [ а] о ели [й*э] о девочке [ д*] об Ольге [о] о ёжике [й*о] о о письме [ п*] об иволге [и] о юбке [й*у] о Тане [т ] об укропе [у] о ягоде [й*а] Формулируем правило(работа в парах) Карточка 3 Если слово начинается с согласного звука, оно употребляется с предлогом__ , а если с гласного – с предлогом __. Если слово начинается с _________ звука, оно употребляется с предлогом О , а если с ________ звука – с предлогом ОБ. Правило Если слово начинается с согласного звука, оно употребляется с предлогом О , а если с гласного – с предлогом ОБ . Упражненяемся в правильном употреблении предлогов О и ОБ Как-то раз карась от скукиИсполнял стихи__ щуке,__ налиме,__ ерше, __ уклейке,__ соме и__ окуне. Упражненяемся в правильном употреблении предлогов О и ОБ Как-то раз карась от скукиИсполнял стихи о щуке,__ налиме, __ ерше, __ уклейке,__ соме и__ окуне Упражненяемся в правильном употреблении предлогов О и ОБ Как-то раз карась от скукиИсполнял стихи о щуке, о налиме,__ ерше, __ уклейке,__ соме и__ окуне Упражненяемся в правильном употреблении предлогов О и ОБ Как-то раз карась от скукиИсполнял стихи о щуке, о налиме, о ерше, __ уклейке,__ соме и__ окуне Упражненяемся в правильном употреблении предлогов О и ОБ Как-то раз карась от скукиИсполнял стихи о щуке, о налиме, о ерше, об уклейке,__ соме и__ окуне Упражненяемся в правильном употреблении предлогов О и ОБ Как-то раз карась от скукиИсполнял стихи о щуке, о налиме, о ерше, об уклейке, о соме и __ окуне. Упражненяемся в правильном употреблении предлогов О и ОБ Как-то раз карась от скукиИсполнял стихи о щуке, о налиме, о ерше, об уклейке, о соме и об окуне. Самоконтроль о Марине об Андрее о Яше об Ане о Володе об Илоне о Юре об Илье о Наташе об Иване о Боре об Ольге о Яне об Элле о Юле об Игоре об Алле об Ульяне Проверяем предположения Мы придумали загадки о листьях, об осени, о ягодах. о листьях - __ осенних листьях об осени - __ золотой осени Делаем вывод о листьях - об осенних листьях об осени - о золотой осени Когда мы выбираем предлог О или ОБ, мы должны обращать внимание на ТОТ звук, с которого начинается следующее за предлогом слово. Знайка по дороге бежит, а незнайка на печи лежит.Грамоте учиться – всегда пригодится.Больше науки – умнее руки.Кто грамоте горазд – тому не пропасть.Кто хочет много знать, тому мало надо спать. Рефлексия Сегодня на уроке:я узнал(а)…я научился…теперь я могу…было интересно…было трудно…могу похвалить себя за то, что…могу похвалить одноклассников за то, что…мне показалось важным…мне захотелось… Домашнее задание упр. 39 ( обязательно),Т. № 33(2 часть) Учитель высшей категории МБОУ СОШ №83 Елина Елена Вячеславовна 2013г.
Благодарю за внимание

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс "Развитие умения различать предлоги и приставки".

Урок направлен на развитие умения различать приставки и предлоги, на составление алгоритма написания и проверки приставок и предлогов....

урок русского языка 4 класс Написание местоимений с предлогами

урок по с. Л.В, Занкова по ФГОС с использованием пед технологий...

презентация к уроку русского языка 2 класс УМК "Школа России" Предлог. Роль предлога в речи"

Презентация к уроку русского языка составлена учителем начальных классов по программе 2 класса УМК "Школа России". Можно использовать для работы с интерактивной доской....

Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Роль предлогов в речи"

Конспект урока русского языка 2 класс "Роль предлогов в речи" Учащиеся получат первоначальное представление о предлогах в речи с помощью одного известного героя мультфильма "Фиксики" Дедуса....

Урок русского языка 3 класс "Правописание приставок и предлогов".

Ценностное отношение к культуре русского языка (Формирование умения различать и правильно писать предлоги и приставки)....

Конспект урока русского языка 3 класс "Значение и употребление глаголов в речи"

Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать глаголы среди других частей речи и навыков употребления глаголов в речи.Планируемые результаты:Предметные:Знать:особенности глагола как част...

Конспект урока русского языка (2 класс) Тема: "Раздельное написание предлогов. Контрольная работа" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: совершенствование знаний по теме предлог; совершенствование умения писать предлоги с другими словами раздельно;Планируемыерезультаты:Предметные:знать:  что такое предло...