Урок русского языка в 4 классе УМК "ПНШ" «Правило употребления предлогов о и об»
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме
УМК "Перспективная начальная школа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Правило употребления предлогов о и об | 36.53 КБ |
Презентация к уроку русского языка | 592.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Ф.И.О. учителя: Елина Елена Вячеславовна
Место работы: МБОУ СОШ № 83 г.о.Самара
Должность: учитель начальных классов
Класс: 4 «А»
Предмет: русский язык
Дата: 08.10.2013
Тема и номер урока в теме: «Правило употребления предлогов о и об», урок № 1
Базовый учебник: «Русский язык 4 класс», 1 часть / Н.А. Чуракова. – М.: Академкнига / Учебник, 2013.
УМК «Перспективная начальная школа»
Тип урока: Открытие новых знаний и способов действий решения учебной задачи.
Цели урока: -предметные цели: организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения новой темы; по изучению и первичному закреплению правила употребления предлогов о и об;
-развивающие цели: создать содержательные и организационные условия, ориентированные на развитие у школьников умения ставить цель, формулировать проблему, предлагать пути ее решения, рефлексивные умения; развития коммуникативной культуры школьников; умения переходить от конкретных задач к постановке и решению учебной задачи; обращаться за разъяснениями, четко сформулировав свои сомнения;
-воспитательные цели: актуализировать личностный смысл учащегося на изучение темы, ориентировать на здоровый образ жизни.
Формы работы учащихся: Формы учебного сотрудничества с учителем и сверстниками:
- фронтальная работа, индивидуальная, работа в парах, групповая работа.
Технологии, используемые на уроке: компетентностно – ориентированное обучение, педагогика сотрудничества, информационно – коммуникативные технологии, проблемное обучение, здоровье сберегающие технологии, технология уровневой дифференциации обучения.
Планируемые результаты:
- предметные: осваивают первоначальные представления о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных); умеют использовать знания для решения познавательных, практических задач;
- личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; проявляют мотивы учебной деятельности; выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, активность, желание больше узнать; имеют установку на безопасный, здоровый образ жизни, мотивацию к творческому труду, к работе на результат; задаются вопросом о личностном смысле учения и умеют находить ответ на него;
Характеристика этапов урока
Этап урока | время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Мотивировация (самоопределение) к учебной деятельности | 1 мин. | Приветствует обучающихся, создает эмоциональный настрой, мотивирует их к уроку. Я рада видеть каждого из вас! И пусть прохладой осень в окна дышит, Нам будет здесь уютно, ведь наш класс Друг друга любит, чувствует и слышит. | Приветствуют учителя, настраиваются на урок. | Личностные: проявление эмоциональной отзывчивости на слова учителя. Регулятивные: умение самостоятельно организовать свое рабочее место. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2.Актуализация знаний, подготовка к восприятию нового материала 1. Пословица: «При частой горести придут и болести» 2. Словарная разно-уровневая индивидуальная работа по карточкам (карточка № 1) | 7 мин. | Ориентирует учащихся на здоровый образ жизни Организовывает повторение изученного о предлогах и форме ед.ч. предложного падежа имен существительных. -В чем особенность П.п.? -Что вы знаете о предлогах? Сообщает интересные сведения о предлогах. Как вы думаете, сколько предлогов в русском языке? (около 200) Предлог – с греческого означает «калька», переводится «перед словом» Организует разно-уровневую диагностическую словарную работу, создает ситуацию успеха. -Вставьте пропущенные буквы и запишите имена существительные или словосочетания в форме ед.ч. П.п. | Читают пословицу и объясняют ее смысл. Вспоминают пройденный материал, отвечают на вопросы учителя. Записывают пословицу и находят существительные с орфограммой «безударный гласный в окончании», доказывают правильность написания. Делятся имеющимися знаниями о предлогах. Выбирают уровень сложности работы. Вставляют пропущенные буквы и записывают имена существительные или словосочетания в форме ед. ч. П.п. Слайд №2 | Личностные: жизненное самоопределение – ориентирование на здоровый образ жизни, повышают учебную мотивацию. Познавательные: самостоятельно выполняют предложенные задания, опираясь на полученные знания. Коммуникативные: умение правильно строить свои высказывания и слушать мнения товарищей. Регулятивные: выполнять учебные действия в письменной форме, контролировать себя в процессе. |
3.Выявление места и причины затруднения. 1.Творческая работа в группах. Сочинение загадок по опорным словам. (карточка №2) 2.Создание проблемной ситуации. Составление и запись предложения со словами-отгадками. 3.Фиксация новой учебной задачи, определение темы урока. | 6 мин. | Организовывает творческую деятельность учащихся в группах. Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва. Учитель предлагает составить предложение со словами-отгадками, употребив их в П.п. с предлогами О или ОБ. Выдвигает проблему, подводит к теме урока. -Как вы считаете, какой предлог надо написать? -Кто думает по-другому? -Можете ли вы с уверенностью сказать, какой предлог О или ОБ надо написать? -Если нет, то пока предлог писать не будем, оставим для него место. Предлагает определить задачу и тему урока. | Сочиняют в группах загадки по опорным словам, зачитывают, обсуждают. Слайд №3 Учащиеся составляют предложение и записывают. Мы придумали загадки __ листьях,__ осени,__ ягодах. Высказывают разные точки зрения о том, какой употребить предлог О или ОБ, но аргументировать не могут. Фиксируют новую учебную задачу, определяют тему урока. Слайд №4 | Личностные: имеют мотивацию к творческому труду, проявляют активность. Познавательные: пытаются решить задачу известным способом, фиксируют проблему. Коммуникативные: строят понятные для собеседника высказывания, прислушиваются к мнению других, договариваются друг с другом. принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
4. Построение проекта выхода из затруднения и его реализация 1. Работа по учебнику с. 60 (устная) 2. Письменная работа по учебнику с. 61 3.Конструирование нового способа действия (карточка № 3) | 7 мин. | Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. Организовывает письменный анализ учебной задачи по образцу. -А теперь прочитайте размышления Маши и Миши в учебнике. -Воспользуйтесь советом Кости. Запишите два последних столбика слов и возле каждого столбика укажите, с какого звука оно начинается. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. -Теперь вы понимаете, почему слова во 2-ом и 3-ем столбиках используются с разными предлогами? -А почему слова в 1-ом и 3-ем столбиках употребляются с одним и тем же предлогом? Организует учебное взаимодействие учеников для формирования понятия. | Поиск и выделение нужной информации из учебника. Рассматривают в учебнике (с.60), как употребляются существительные с предлогами О и ОБ. Слайд №5 Приходят к единому мнению, что понятно только с первым столбиком: если слово начинается с согласного звука, надо употреблять предлог О. Записывают два последних столбика слов и возле каждого слова указывают, с какого звука оно начинается. Слайд №6 Слайд №7 Слайд №8 Выдвигают гипотезы, обосновывают свой выбор. Работают в парах (карточка № 3) Формулируют правило употребления предлогов О и ОБ. Слайд №9 | Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, активность, желание больше узнать; интерес к предметно – исследовательской деятельности. Познавательные: извлекают информацию из учебного текста; анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения, делают выводы. Коммуникативные: осознанно строят речевые высказывания, воспринимают ответы обучающихся, рефлексия своих действий. |
Физкультминутка | 2 мин. | Проводит физкультминутку | Выполняют движения под видеозапись. Осуществляют профилактику утомления. | Личностные: ориентирование на здоровый образ жизни. |
5.Усвоение новых знаний и способов действий 1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Работа со стихотворением. Презентация. Слайды №11-17 2.Самостоятельная работа с самопроверкой. Упражнение №38 (1ч.) с. 62 3.Коррекционная работа. Продолжение работы с предложением со словами-отгадками. 4. Работа со словосочетаниями. Учебник с.62 | 13 мин. | Организует первичный контроль за правильностью выполнения способа действия. Демонстрирует слайды с текстом стихотворения, в котом пропущены предлоги. Организует практическую самостоятельную работу по учебнику с последующей самопроверкой. Формулирует задание. Контролирует правильность выполнения задания, оказывает помощь. Организует коррекционную работу -Можете ли вы теперь с уверенностью сказать, какой предлог О или ОБ надо написать? Организует применение общего способа действия для решения частных задач -Как вы думаете, со словосочетаниями надо использовать те же предлоги, что и со словами? Предлагает сделать вывод | Читают стихотворение и показывают карточку с предлогом О или ОБ, объясняют свой выбор. Слайд №11-17 Выполняют самостоятельно упражнение № 38 (1ч.) Записывают имена людей в два столбика: в первый с предлогом О, во второй- с предлогом ОБ. Выполняют самоконтроль. Слайд №18 Обосновывают правильность выбора предлогов О или ОБ Слайд №19 Высказывают свое мнение об употреблении предлогов О и ОБ со словосочетаниями. Читают текст в учебнике на с.62. Сравнивают со своим мнением. Делают вывод Слайд №20 | Личностные: принимают и осваивают социальную роль учащегося, имеют мотивацию к работе на результат. Познавательные: применяют новый способ, осознают познавательную задачу и решают ее самостоятельно, осуществляют классификацию по заданному критерию. Коммуникативные: строят рассуждения, понятные для собеседника; умеют использовать речь для регуляции своего действия. Регулятивные: воспроизводят в памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; отрабатывают способ в целом; осуществляют самоконтроль. |
6.Рефлексия учебной деятельности | 4 мин. | Предлагает выбрать пословицу, которая объясняет необходимость полученных знаний. -Закончите предложения | Читают и выбирают пословицу. Слайд №21 Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока. Слайд №22 | Личностные: задаются вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и умеют находить ответ на него; Познавательные: анализируют, строят рассуждения, делают выводы. Коммуникативные: осознанно строят речевые высказывания, воспринимают ответы обучающихся, рефлексия своих действий. Регулятивные: оценивают результат. |
7. Домашнее задание | Объясняет содержание домашнего задания. Упр. №39 (обязательно) Т. №33 (2 часть) | Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития. Записывают в дневник. Слайд №23 |
Приложение:
1. Презентация (в формате Microsoft Word)
2. Страницы учебника (ксерокопия)
3. Карточки с заданиями (раздаточный материал)
Карточка 1 (индивидуальная работа) Уровень 1 б_седа - _________________________ в_л_сипед - ______________________ кр_вать - _________________________ пш_ница - ________________________ п_льто - ___________________________ Уровень 2 приятная б_седа - _________________ новый в_л_сипед - ________________ широкая кр_вать - _________________ зрелая пш_ница - __________________ тёплое п_льто - ____________________ | Карточка 2 (работа в группах) ____________________ в лукошке ____________________горошки. (Ягоды) ____________________ улетают. ____________________ опадают. ____________________ бывает? (Осень) ____________________ лежат, ____________________шуршат. (Листья) | Карточка 3 (работа в парах) вариант 1 Если слово начинается с согласного звука, оно употребляется с предлогом ___, а если с гласного – с предлогом ___.
вариант 2 Если слово начинается с ___________________ звука, оно употребляется с предлогом О , а если с ___________________ звука – с предлогом ОБ. |
Подписи к слайдам:
Благодарю за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 2 класс "Развитие умения различать предлоги и приставки".
Урок направлен на развитие умения различать приставки и предлоги, на составление алгоритма написания и проверки приставок и предлогов....
урок русского языка 4 класс Написание местоимений с предлогами
урок по с. Л.В, Занкова по ФГОС с использованием пед технологий...
презентация к уроку русского языка 2 класс УМК "Школа России" Предлог. Роль предлога в речи"
Презентация к уроку русского языка составлена учителем начальных классов по программе 2 класса УМК "Школа России". Можно использовать для работы с интерактивной доской....
Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Роль предлогов в речи"
Конспект урока русского языка 2 класс "Роль предлогов в речи" Учащиеся получат первоначальное представление о предлогах в речи с помощью одного известного героя мультфильма "Фиксики" Дедуса....
Урок русского языка 3 класс "Правописание приставок и предлогов".
Ценностное отношение к культуре русского языка (Формирование умения различать и правильно писать предлоги и приставки)....
Конспект урока русского языка 3 класс "Значение и употребление глаголов в речи"
Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать глаголы среди других частей речи и навыков употребления глаголов в речи.Планируемые результаты:Предметные:Знать:особенности глагола как част...
Конспект урока русского языка (2 класс) Тема: "Раздельное написание предлогов. Контрольная работа" УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: совершенствование знаний по теме предлог; совершенствование умения писать предлоги с другими словами раздельно;Планируемыерезультаты:Предметные:знать: что такое предло...