Правописание разделительных ь и ъ знаков
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Правописание разделительных Ъ и Ь
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pravopisanie_razdelitelnykh_i_znakov.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №9
Разделительные
Ъ и Ь знаки
Русский язык 2 класс
Развивающая система Л.В.Занкова
Учитель: Петрова В.В.
Аткарск 2014
Тема урока: «Правописание разделительных ь и ъ знаков»
Цели урока:
Обучающая:
- создать условия для знакомства с правописанием разделительных ь и ъ знаков;
Развивающие:
- способствовать развитию умения видеть проблему, исследовать и добиваться её разрешения;
- способствовать постановке и реализации целей урока;
- способствовать развитию орфографической зоркости;
- способствовать развитию коммуникативных навыков: умение общаться с одноклассниками и взрослыми, обосновывать собственную точку зрения, уважать другую точку зрения, владеть устной диалогической речью.
Воспитывающие:
- содействовать воспитанию ответственности и взаимовыручке;
- содействовать воспитанию стремления к совместному творчеству, позитивному отношению к учебе.
Оборудование: мультимедиапроектор, экран, компьютер, презентация к уроку
Ход урока.
I.Активизация полученных знаний.Самоопределение к учебной деятельности:
гроза | ветер | луна | солнце |
дождь | пыль | ночь | ? |
- Что можете сказать?
- Какое задание можно выполнить?
- Какое слово вы бы поставили вместо вопроса? Почему? (день)
- Что можете сказать о словах нижней строчки?
- Что знаете об этой букве?
Не обозначает звука. | Ь | Разделяет согласные |
Смягчает согласные. | ||
Звуков меньше, чем букв. | Гласные е, ю, я после мягкого знака обозначают два звука. | |
Количество звуков и букв одинаковое. |
- Какая еще буква не обозначает звука? Ъ
- Как вы думаете, зачем тогда нужны эти буквы, может их вообще убрать из алфавита?
Ь Ъ
Эти знаки – буквы две
Верно служат при письме.
Им почет и уваженье
За примерное служенье.
Вот, как видишь, не пустяк
В алфавите каждый знак.
- Сформулируйте тему урока.
2.Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации.
- Прочитайте слова. Какое задание можно выполнить?
крыл…я, в…юга, с…ел, осен…ю, от…езд
-Какое было задание?
- Проверим.
- Сравните две работы? Что скажите?(выполнены по - разному).
(на всякий случай есть работа с ошибками)
-Ребята, задание то было одно, а выполнили его по-разному.
-Сегодня мы попробуем эту проблему исследовать.
– Давайте заполним таблицу.
| Знаю | Хочу узнать | Узнал |
В какой части слова пишется разделительный Ь |
|
|
|
После каких букв пишется разделительный Ь |
|
|
|
Перед какими буквами пишется разделительный Ь |
|
|
|
После какой части слова пишется разделительный Ъ |
|
|
|
После каких букв пишется разделительный Ъ |
|
|
|
Перед какими буквами пишется разделительный Ь |
|
|
|
– Прочитайте данные таблицы, отметьте знаком «+», что вы уже знаете.Дети работают в парах, заполняя таблицу.
– Итак, что вы уже знаете?
– А что же вы хотите узнать?
– Задачи поставлены. За работу
-Посмотрите на доску. Перед вами два столбика слов.
(выставить карточки со знаками после ответа детей на вопрос).
Ь Ъ
веселье съезд
воробьи подъезд
стулья подъём
ружьё объявление
-Что заметили?
( в одном столбике в словах ь, а во втором ъ).
-Попробуем разобраться, в чём здесь дело.
-Поработаем с первым столбиком, а второй пока закроем. Работа в парах.
-Запишите 1 столбик в тетрадь.
-Давайте попробуем определить место написания ь знака в словах.
- Выполняя задания по плану, приготовьтесь ответить на этот вопрос.
Подчеркните букву после, которой написань одной чертой.
Букву, перед, которой написань двумя чертами.
Сделайте вывод.
(ь знак пишется после согласных букв и перед гласными е,и,я,ё..)
-Так какое место занимает ь знак в слове, где пишется?
-Составим схему.
(Дети повторяют правило)
Д/ СОГЛАСНЫЕ Ь ГЛАСНЫЕ - Е, И, Я, Ё…Ю
-Откройте учебник на странице79, прочитайте правило.
-Чего ещё не хватает в схеме?
(гласной – ю)
-Допишем её в нашу схему.
-А теперь запишите второй столбик.
Выполняем аналогичную работу.
-Что здесь замечаете? Где написан ъ?
(ъ знак пишется после согласных и перед гласными).
-Составим схему.
Д/ СОГЛАСНЫЕ Ъ ГЛАСНЫЕ - Е, Ё, Я …Ю
-Откройте учебник на странице79, прочитайте правило.
-Ребята, обратите внимание на схемы.
-Что заметили? Где пишутся ь и ъ знаки?
(везде после согл., перед глас.)
-Так в чём же разница? Как нам различить, где какой знак писать?
-Какие будут мнения, предположения?
-Давайте дальше разбираться.
-Сравните слова: съезд, подъезд
-Какие это слова? (однокоренные, родственные слова).
-Может кто-то уже догадался?
-Выделите корень.
-А что перед корнем? (приставка)
-На какую букву оканчивается приставка? (согласную).
-А с какой буквы начинается корень? (гласной).
-Сделайте вывод. Где пишется ъ знак?
(ъ знак пишется после приставок оканчивающихся на согласную букву и перед гласными е,ё, я…).
-Добавим графическое обозначение в нашу схему.
● ъ, е, ё, ю, я
-Ребята, давайте вернёмся к тому заданию, с которого начинали урок.
-Давайте проверим задание, пользуясь правилом, с которым мы сегодня познакомились.
Дети проверяют, исправляют ошибки, доказывая свои действия. Выделяют приставку, корень, подчёркивают орфограмму.
-Давайте ещё раз сформулируем правило, когда и где пишется ь и ъ знаки.
4.Первичное закрепление.
Работа в группах. Задание по выбору.
Вставь пропущенные буквы. Раздели слова на 2 группы.
Дерев..я, с..ехались, лист...я, варен…е, под..ехал, с…едобный
Спиши предложения, исправляя ошибки.
Грачи вют гнезда на деревях. Под елю живут мурави.
5. Рефлексия деятельности.
– А теперь подведём итог нашей работы. Какую задачу ставили перед собой? (Узнать, когда писатьЪ, а когда – Ь)
– Нашли ли мы ответ на вопрос?
– Вернитесь к таблице и заполните ее, исправьте – на + если вы хорошо разобрались в теме и поставьте ? если у вас есть сомнения.
– Ребята, как вы думаете, нужно ли нам к этой теме еще вернуться? Для чего?
– На следующем уроке мы закрепим умения писать слова с разделительным Ъ.
Домашнее задание.
Творческое задание (по желанию) сочинить сказку про разделительные ь и ъ знаки.
Выписать из словаря 5 слов с разделительным ъ и разделительным ь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Правописание разделительных ь и ъ знаков»
Презентация к уроку русского языка «Правописание разделительных ь и ъ знаков». 3 класс....
Правописание разделительного ь и ъ знаков 2 класс. УМК "Начальная школа 21в".
Развитие умения сравнивать и различать слова с Ь и Ъ разделительными знаками, формирование умения и навыка решения проблемных задач....
Урок русского языка в 3 классе по теме "Обобщение знаний о правописании разделительных Ъ и Ь знаков."
Урок по программе "Школа России". Учебник "Русский язык" Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой для 3 класса 2008 г....
Урок русского языка "Правописание разделительного Ь и Ъ знаков", 3 класс
Урок повторения и закрепления: уметь различать ь и ъ разделительные знаки; отрабатывать написание безударной гласной в корне слова и непроизносимой согласной....
Конспект урока по русскому языку "Правописание разделительных ъ и ь знаков"
Конспект урока по русскому языку для 3 класса. Урок закрепления пройденного. Конспект построен по сингапурской методике....
Тренажёр по русскому языку "Правописание разделительного ь и ъ знаков"
Тренажер поможет детям закрепить знания по написанию Ъ и Ь знаков. Игра проводится с помощью триггеров....
Повторяем правописание разделительного Ъ и Ь знаков
Разработка урока по русскому языку УМК "Начальная школа ХХI века". Урок с использованием ЭОР....