Правописание разделительных ь и ъ знаков
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Петрова Валентина Викторовна

Правописание разделительных Ъ и Ь

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_pravopisanie_razdelitelnykh_i_znakov.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №9

Разделительные

Ъ и Ь знаки

Русский язык 2 класс

Развивающая система Л.В.Занкова

Учитель: Петрова В.В.

Аткарск 2014


Тема урока: «Правописание разделительных ь и ъ знаков»

Цели урока:

 Обучающая:

  • создать условия для знакомства с правописанием разделительных ь и ъ знаков;

Развивающие:

  • способствовать развитию умения видеть проблему, исследовать и добиваться её разрешения;
  • способствовать постановке  и реализации  целей урока;
  • способствовать развитию орфографической зоркости;
  • способствовать развитию коммуникативных навыков: умение общаться с одноклассниками и взрослыми, обосновывать собственную точку зрения, уважать другую точку зрения, владеть устной диалогической речью.

Воспитывающие:

  • содействовать воспитанию ответственности и взаимовыручке;
  • содействовать воспитанию стремления к совместному творчеству, позитивному отношению к учебе.

Оборудование: мультимедиапроектор, экран, компьютер, презентация к уроку

Ход урока.

I.Активизация полученных знаний.Самоопределение к учебной деятельности:

гроза

ветер

луна

солнце

дождь

пыль

ночь

?

- Что можете сказать?

- Какое задание можно выполнить?

- Какое слово вы бы поставили вместо вопроса? Почему?  (день)

- Что можете сказать о словах нижней строчки?

- Что знаете об этой букве?

Не обозначает

звука.

Ь

Разделяет согласные

Смягчает согласные.

Звуков меньше, чем букв.

Гласные е, ю, я после мягкого знака обозначают два звука.

Количество звуков и букв одинаковое.

- Какая еще буква не обозначает звука? Ъ

- Как вы думаете, зачем тогда нужны эти буквы, может их вообще убрать из алфавита?

Ь        Ъ

Эти знаки – буквы две

Верно служат при письме.

Им почет и уваженье

За примерное служенье.

Вот, как видишь, не пустяк

В алфавите каждый знак.

- Сформулируйте тему урока.

2.Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации.

- Прочитайте слова. Какое задание можно выполнить?
крыл…я, в…юга, с…ел, осен…ю, от…езд

-Какое было задание?

- Проверим.

- Сравните две работы? Что скажите?(выполнены по - разному).

(на всякий случай есть работа с ошибками)

-Ребята, задание то было одно, а выполнили его по-разному.

-Сегодня мы попробуем эту проблему исследовать.

– Давайте  заполним таблицу.

 

            Знаю

Хочу  узнать

        Узнал

В какой части  слова пишется разделительный Ь

 

 

 

После каких букв пишется разделительный Ь

 

 

 

Перед  какими буквами  пишется разделительный Ь

 

 

 

После какой  части  слова пишется разделительный Ъ

 

 

 

После каких букв пишется разделительный Ъ

 

 

 

Перед  какими буквами  пишется разделительный Ь

 

 

 

– Прочитайте данные таблицы, отметьте знаком «+», что вы уже знаете.Дети работают в парах, заполняя таблицу.

– Итак, что вы уже знаете?
– А что же вы хотите узнать?

– Задачи поставлены. За работу

3. Поиск решения.

-Посмотрите на доску. Перед вами два столбика слов.

(выставить карточки со знаками после ответа детей на вопрос).

                                             Ь                       Ъ

веселье              съезд

воробьи             подъезд

                                        стулья                подъём

                                        ружьё                 объявление

-Что заметили?

( в одном столбике в словах ь, а во втором ъ).

-Попробуем разобраться, в чём здесь дело.

-Поработаем с первым столбиком, а второй пока закроем. Работа в парах.

-Запишите 1 столбик в тетрадь.

-Давайте попробуем определить место написания ь знака в словах.

- Выполняя задания по плану, приготовьтесь ответить на этот вопрос.

Подчеркните букву после, которой написань одной чертой.

Букву, перед, которой написань двумя чертами.

Сделайте вывод.

(ь знак пишется после согласных букв и перед гласными е,и,я,ё..)

-Так какое место занимает ь знак в слове, где пишется?

-Составим схему.

(Дети повторяют правило)

Д/    СОГЛАСНЫЕ     Ь    ГЛАСНЫЕ  - Е, И, Я, Ё…Ю

-Откройте учебник на странице79, прочитайте правило.

-Чего ещё не хватает в схеме?

(гласной – ю)

-Допишем её в нашу схему.

-А теперь запишите второй столбик.

Выполняем аналогичную работу.

-Что здесь замечаете? Где написан ъ?

(ъ знак пишется после согласных и перед гласными).

-Составим схему.

Д/       СОГЛАСНЫЕ     Ъ    ГЛАСНЫЕ  - Е, Ё, Я  …Ю

-Откройте учебник на странице79, прочитайте правило.

-Ребята, обратите внимание на схемы.

-Что заметили? Где пишутся ь и ъ знаки?

(везде после согл., перед глас.)

-Так в чём же разница? Как нам различить, где какой знак писать?

-Какие будут мнения, предположения?

-Давайте дальше разбираться.

-Сравните слова:       съезд,  подъезд

-Какие это слова? (однокоренные, родственные слова).

-Может кто-то уже догадался?

-Выделите корень.

-А что перед корнем? (приставка)

-На какую букву оканчивается приставка? (согласную).

-А с какой буквы начинается корень? (гласной).

-Сделайте вывод. Где пишется ъ знак?

(ъ знак пишется после приставок оканчивающихся на согласную букву и перед гласными е,ё, я…).

-Добавим графическое обозначение в нашу схему.

● ъ, е, ё, ю, я

-Ребята, давайте вернёмся к тому заданию, с которого начинали урок.

-Давайте проверим задание, пользуясь правилом, с которым мы сегодня познакомились.

Дети проверяют, исправляют ошибки,  доказывая свои действия. Выделяют приставку, корень, подчёркивают орфограмму.

-Давайте ещё раз сформулируем правило, когда и где пишется ь и ъ знаки.

4.Первичное закрепление.

Работа в группах. Задание по выбору.

Вставь пропущенные буквы. Раздели слова на 2 группы.

Дерев..я, с..ехались,  лист...я,  варен…е,  под..ехал,  с…едобный

Спиши предложения,  исправляя ошибки.

Грачи вют гнезда на деревях.  Под елю живут мурави.

5. Рефлексия деятельности.

– А теперь подведём итог нашей работы. Какую задачу ставили перед собой? (Узнать, когда писатьЪ, а когда – Ь)

– Нашли ли мы ответ на вопрос?

Вернитесь к таблице и заполните ее, исправьте – на + если вы хорошо разобрались в теме и поставьте ? если у вас есть сомнения.

– Ребята, как вы думаете, нужно ли нам к этой теме еще вернуться? Для чего?

– На следующем уроке мы закрепим умения писать слова с разделительным Ъ.

Домашнее задание.

Творческое задание (по желанию) сочинить сказку про разделительные ь и ъ знаки.

Выписать из словаря 5 слов с разделительным ъ и разделительным ь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Правописание разделительных ь и ъ знаков»

Презентация к уроку русского языка «Правописание разделительных ь и ъ знаков». 3 класс....

Правописание разделительного ь и ъ знаков 2 класс. УМК "Начальная школа 21в".

Развитие умения сравнивать и различать слова с Ь и Ъ разделительными  знаками, формирование умения и навыка решения проблемных задач....

Урок русского языка в 3 классе по теме "Обобщение знаний о правописании разделительных Ъ и Ь знаков."

Урок по программе "Школа России".  Учебник  "Русский язык"  Л. М. Зелениной,  Т. Е. Хохловой   для 3 класса  2008 г....

Урок русского языка "Правописание разделительного Ь и Ъ знаков", 3 класс

Урок повторения и закрепления:  уметь различать ь и ъ разделительные знаки; отрабатывать написание  безударной гласной в корне слова и непроизносимой согласной....

Конспект урока по русскому языку "Правописание разделительных ъ и ь знаков"

Конспект урока по русскому языку для 3 класса. Урок закрепления пройденного. Конспект построен по сингапурской методике....

Тренажёр по русскому языку "Правописание разделительного ь и ъ знаков"

Тренажер поможет детям закрепить знания по написанию Ъ и Ь знаков. Игра проводится с помощью триггеров....

Повторяем правописание разделительного Ъ и Ь знаков

Разработка урока по русскому языку УМК "Начальная школа ХХI века". Урок с использованием ЭОР....