Повторяем правописание разделительного Ъ и Ь знаков
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Ануфриенко Ольга Васильева

Разработка урока по русскому языку УМК "Начальная школа ХХI века". Урок с использованием ЭОР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon povtoryaem_pravopisanie_i_.zip21.79 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«ПОВТОРЯЕМ ПРАВОПИСАНИЕ РАЗДЕЛИТЕЛЬНОГО ТВЁРДОГО И РАЗДЕЛИТЕЛЬНОГО МЯГКОГО ЗНАКОВ»

ФИО (полностью)

Ануфриенко Ольга Васильевна

Место работы

МБОУ СОШ с. Маянга Балаковского района Саратовской области

Должность

учитель начальных классов

Предмет

русский язык.

Класс

3

Тема и номер урока в теме

"Повторяем правописание разделительного твёрдого и разделительного мягкого знаков", урок 27

Базовый учебник

Русский язык (Иванов С. В., Евдокимова А. О., Кузнецова М. И., Петленко Л. В., Романова В. Ю. Русский язык: 3 класс), часть 1, учебник с. 49-50, рабочая тетрадь с.19 - 20.

Цель  урока:

создать условия для осознания и осмысления обучающимися правил написания разделительных Ъ и Ь    знаков.

Задачи:

- обучающие

формирование умения обобщать и закреплять полученные знания о разделительных Ъ и Ь знаках;

- развивающие

развитие речи, словарного запаса, мышления, умения работать с ЭОР;

- воспитательные

формирование умение работать в паре, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.

Тип урока

урок отработки умений и рефлексии.

Формы работы учащихся

фронтальная, групповая, индивидуальная

Необходимое техническое оборудование

учебник, рабочая тетрадь, компьютер, проектор

13.    СТРУКТУРА И ХОД  УРОКА                                                                          Таблица 1

Этап урока

Название используемых ЭОР (с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

УУД

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

2 мин

Озвучивает схему работы учащихся, целевую установку на урок (фронтально):

"Прозвенел звонок, начинаем наш урок. Урок русского языка"

  • Откройте свои тетради, запишите дату сегодняшнего урока,  вид работы, выделите орфограммы.

Выполняют задание:

9 октября.

Классная работа

Познавательные (воспринимать информацию, самостоятельно организовать рабочее место)

2. Актуализация знаний и

пробное учебное действие

8 мин

1).Диалог персонажей по теме http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/36b1cd72-888d-11db-b606-0800200c9a66/russ34_kl1_36.swf

2).Вставь пропущенные буквы

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8a379d9f-143f-4f73-886d-dd2052ee991b/%5BNS-RUS_3-11%5D_%5BQS_143%5D.html     

  • Демонстрирует ЭОР, предлагает поставить проблемный вопрос,

определить тему урока (фронтальная)

  • Предлагает выполнить интерактивное задание, вставить пропущенную букву в словах.

  •  А теперь угадайте, о какой букве говорится:

Перед е, ё, и, ю, я

Я в корнях стою, друзья.

Воробьи, семья, жильё –

Перед я, ю, и, е, ё.

– Какую роль выполняет мягкий знак «ь» в словах перед гласными е, ё, и, ю, я?

Закончите рифмованное упражнение дружным ответом.

Было сели, стало съели.

Догадаться вы сумели

Почему случилось так?

Кто виновник?

(Твердый знак.)

– Что вы помните о правописании слов с разделительным твердым знаком «ъ»?

– После каких приставок и перед какими гласными он пишется?

Определяют проблему (Нужны ли буквы Ъ и Ь?) и сообщают тему урока: "Написание разделительного Ъ и Ь знаков"

Работают   в парах.

Читают текст, вставляют пропущенные буквы, сравнивают с эталоном,

оценивают работу, выявляют затруднения.

Извлекают информацию из текста.

Познавательные (логические):

- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

Коммуникативные (умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами).

Регулятивные (умение определять цель деятельности на уроке)

3. Выявление

места и причины затруднений

(постановка

учебной задачи)

2 мин

Предлагает сформулировать учебную задачу, сопоставив Ъ и Ь знаки и выяснив:

Что общего?

Какие общие действия?

Каковы составные части?

Работают в парах.

Дают ответы на поставленные вопросы:

Название: разделительные

Разделяют гласную от согласной

Ь знак стоит в корне, Ъ знак - после приставки

Формулируют задачу урока: развивать умение различать слова с

 Ъ и Ь разделительными знаками 

Познавательные (умение на основе анализа объектов делать выводы)

Коммуникативные (умение оформлять свои мысли в устной форме)

4. Построение

проекта выхода

из затруднения

3 мин

3). Сравнение Ь и Ъ

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bd1f1cef-730c-4224-8a3f-ba12686afe70/%5BNS-RUS_3-11%5D_%5BTI_141%5D.html

После коррекции, пояснения ответов, демонстрирует схему.

Проанализируйте схему, сделайте вывод.

Знакомятся с информацией, делают вывод и фронтально проговаривают.

Разделительный Ъ знак пишется после приставки, оканчивающейся на согласный, перед гласными е, ё, ю, я. Разделительный Ь знак пишется в корне слова перед гласными е, ё, и, ю, я.

Коммуникативные (умение слушать и понимать других)

Физкультминутка - 2 мин

5. Реализация

построенного

проекта

5 мин

Организует работу в рабочей тетради: упражнение 1 (с.19).

Задание: вставьте ь и ъ знак. Объясните свой выбор графически.

Записать в тетрадь в два столбика

Наблюдает за работой учащихся

Выполняют задание в парах, при проверке доказывают свою точку зрения.

Познавательные (умение выявлять сущность, особенности объектов; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке)

6. Первичное

закрепление с проговариванием во внешней

речи

 3 мин

4).  Вопрос

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6e59f044-cdb9-4c92-bfa1-18deb7f04909/%5BNS-RUS_3-11%5D_%5BQS_144%5D.html 

Выясняет усвоение материала с помощью интерактивного задания

  • Где пишется Ъ ?
  • Разделительный ь пишется перед буквами...
  • Какое слово лишнее?
  • В словах съедобный,  съежился, объявил пропущена буква...
  •  В какой пословице есть слова с разделительным ь?

Дают ответы, проверяют свои знания  (фронтально)

.

Личностные (умение определять и высказывать общие для всех людей правила)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

10 мин

  • Организует самостоятельную работу по учебнику:

упражнение 2 (с. 50).

Задание: прочитайте строчки слов. Найдите лишнее слово. Запишите остальные слова.

  • Наблюдает за работой учащихся
  • Организует проверку

Выполняют задание самостоятельно (индивидуально), проверяют фронтально.

Регулятивные (умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем)

8. Включение в систему знаний и повторение

2 мин

5). Нужны ли Ь и Ъ? http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6691fc36-6c09-4ae1-baa3-9237700d87e2/%5BNS-RUS_2-14%5D_%5BID_038%5D.swf                   

Предлагает открыть таинственные двери и прочитать народную мудрость, выполнив интерактивное задание (Есть терпенье - будет и уменье!), объяснить прочитанное.

Выполняют интерактивное задание в парах, объясняют пословицу.

Познавательные (умение на основе анализа объектов делать выводы)

Коммуникативные (умение оформлять свои мысли в устной форме)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

3 мин

1).Организует беседу:

–   Что узнали нового?

– Ответили ли на главный вопрос урока?

Оцените свою  работу на уроке, используя фразы:

Сегодня на уроке я (мне):

  • научился...
  • было интересно...
  • было трудно...
  • больше всего понравились задания...
  • мне показалось важным...
  • я понял, что...

2). Дает задание на дом (учебник с.50, упр. 3)

Отвечают на вопросы, подтверждают, что Ъ и Ь знаки нужны, не смотря на то, что звуков не обозначают, а значит проблема урока решена.

Каждый оценивает свою работу с помощью смайликов, выборочно выслушиваются 4-5 ответов.

Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей)

Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию)

Таблица 2

        Приложение к плану-конспекту урока        

 «Повторяем правописание разделительного твёрдого и разделительного мягкого знаков».

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

 

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Диалог персонажей по теме

Анимация.

Информационный.

Мультимедийная

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/36b1cd72-888d-11db-b606-0800200c9a66/russ34_kl1_36.swf

2.

Вставь пропущенные буквы

Интерактивное задание.

Практический.

Текст

анимация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8a379d9f-143f-4f73-886d-dd2052ee991b/%5BNS-RUS_3-11%5D_%5BQS_143%5D.html

3

Сравнение Ь и Ъ

Текст/Текст с иллюстрациями.

Информационный.

Схема

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bd1f1cef-730c-4224-8a3f-ba12686afe70/%5BNS-RUS_3-11%5D_%5BTI_141%5D.html

4

Вопрос

Интерактивное задание Информационный и практический.

Интерактивное упражнение

(анимация)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6e59f044-cdb9-4c92-bfa1-18deb7f04909/%5BNS-RUS_3-11%5D_%5BQS_144%5D.html

5

Нужны ли Ь и Ъ?            

Интерактивное задание Практический (игровое и творческое задания).

Мультимедийная, интерактивная

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6691fc36-6c09-4ae1-baa3-9237700d87e2/%5BNS-RUS_2-14%5D_%5BID_038%5D.swf       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Правописание разделительных ь и ъ знаков»

Презентация к уроку русского языка «Правописание разделительных ь и ъ знаков». 3 класс....

Правописание разделительного ь и ъ знаков 2 класс. УМК "Начальная школа 21в".

Развитие умения сравнивать и различать слова с Ь и Ъ разделительными  знаками, формирование умения и навыка решения проблемных задач....

Урок русского языка в 3 классе по теме "Обобщение знаний о правописании разделительных Ъ и Ь знаков."

Урок по программе "Школа России".  Учебник  "Русский язык"  Л. М. Зелениной,  Т. Е. Хохловой   для 3 класса  2008 г....

Урок русского языка "Правописание разделительного Ь и Ъ знаков", 3 класс

Урок повторения и закрепления:  уметь различать ь и ъ разделительные знаки; отрабатывать написание  безударной гласной в корне слова и непроизносимой согласной....

Технологическая карта урока русского языка «Повторяем правописание разделительного твердого и разделительного мягкого знаков» 3 класс УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: урок-рефлексияЦель урока: создание условий для закрепления знаний у учащихся о правописании разделительного твердого и мягкого знаков.Задачи урокаДидактические:Повторить и систематизировать...

Технологическая карта урока русского языка «Повторяем правописание разделительного твердого и разделительного мягкого знаков» (3 класс, УМК "Начальная школа XXI века")

Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: систематизация знаний о правописании разделительного твердого и мягкого знаков.Задачи урокаДидактические:1. Повторить и систематизироват...

Технологическая карта урока русского языка «Повторяем правописание разделительного твердого и разделительного мягкого знаков» (УМК «Начальная школа XXI века», 3 класс)

Цель урока: систематизация знаний о правописании разделительного твердого и мягкого знаков.Планируемые результатыПредметные:1. Знать правило правописания разделительного твердого и разделительного мяг...