Презентация для открытого урока на тему "Непроизносимый согласный звук в корне слова"
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (3 класс) по теме

Попова Светлана Анатольевна

Данная презентаци является дополнением к открытому уроку по теме "Непроизосимый согласный звук в корне слова". Сам урок является вводным при изучении данной темы.Основной его задачей сявляется развитие внимание учащихся по отношению к графической форме слов, особенно к тем, где написание не соответствует произношению. Дети самостоятельно определяют мессторасположение данной орфограммы в корне слова, вырабатывают алгоритм проверки слов с непроизносимым согласным звуком в корне слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_k_konspektu_uroka.pptx2.57 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Попова Светлана Анатольевна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 45.

Слайд 2

Предмет Русский язык Класс 3 класс Тема «Непроизносимый согласный звук в корне слова» Место темы в учебном курсе 1 урок из 4 уроков , предусмотренных программой УМК «Школа России» В.П.Канакина , В.Г.Горецкий учебник «Русский язык» 3 класс. Москва «Просвещение», 2013

Слайд 3

Цель урока. Совместно с учащимися определить тему урока и основные задачи для изучения непроизноси - симого согласного зву - ка в корне слова.

Слайд 4

Задачи урока. Образовательные : * познакомить с понятием «непроизносимый согласный звук в корне слова»; * учить находить данную орфограмму в словах; * выработать алгоритм работы над данной орфограммой. Развивающие : * развивать познавательный интерес, устную речь обучающихся, логическое мышление; * совершенствовать навыки установления причинно-следственных связей, сравнения, синтеза и классификации объектов по заданным критериям. Воспитательные: * создать условия для позитивного диалога и коллективного обсуждения с учителем и одноклассниками проблем и вопросов; * поддерживать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока.

Слайд 5

Универсальные учебные действия (УУД): Регулятивные: * уметь определять и формулировать тему и цель урока ; * планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами, вносить коррективы после завершения работы на основе допущенных ошибок; * в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Познавательные: * уметь ориентироваться в собственной системе знаний, отличать новое от уже известного; * уметь добывать новые знания, используя различные источники информации; * проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении заданий. Коммуникативные: * слушать партнера по общению и деятельности; * строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; * осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь. Личностные: * высказывать собственного мнения с приведением аргументации; * способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности; * доброжелательное отношение к окружающим, стремление прислушиваться к чужому мнению.

Слайд 6

Тип урока : урок получения новых знаний Методы: исследовательский иллюстративный частично-поисковый проблемный объяснительно-репродуктивный Формы: фронтальная индивидуальная дифференцированная Оборудование: компьютер мультимедийный проектор экран разноуровневые карточки учебник рабочая тетрадь

Слайд 7

Этапы урока 1. Организационный момент 2 мин. а) Психологический настрой 1мин. Б) Образовательная напряжённость 1 мин. 2. Введение в тему урока 6 мин . а). Слушание презентации проекта «Это загадочное слово «Здравствуй» 3 мин. б). Формулирование проблем, планирование деятельности 3 мин. 3. Создание образовательного продукта 9 мин . а) Работа над первой проблемной ситуацией 1 мин. б) Работа над второй проблемной ситуацией. 3 мин. в) Самостоятельное формулирование темы и целей урока 1 мин. г) Работа над третьей проблемной ситуацией 2 мин. д ) Работа над четвёртой проблемной ситуацией 2 мин. 4. Вывод. Систематизация полученной продукции 3 мин. 5.Физминутка. Релаксация. 2 мин. 6. Демонстрация полученной продукции 4 мин. 7. Продолжение слушания проекта 1 мин. 8. Работа с учебником. Письмо по памяти. 4мин. 9.Дифференцирование задание. 5 мин. 10. Итог урока. Рефлексия. 2 мин. 11. Домашнее задание 2 мин .

Слайд 8

1. Организационный момент (2 мин.) а ) Психологический настрой (1 мин.) Задача: настрой детей на предстоящую деятельность, создание положительного психологического настроя. Ну-ка, детки, встаньте в ряд. Готов работать мой отряд? Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Дети здороваются со всеми присутствующими.

Слайд 9

б)Образовательная напряженность. (1 мин.) Задача: фиксация или создание образовательной напряженности; формулировка проблемы, связанной с изучаемым объектом. Словарь слов с непроизносимым согласным звуком в корне . Сегодня мы начнем ра - боту над составлением словаря с таким назва - нием . Данное название Вам пока ни о чём не го- ворит . А хотите узнать «тайну» этого названия?

Слайд 10

2.Введение в тему урока. (6 мин.) Задача: сопровождающее отношение учителя к процессу создания учениками образовательной продукции. - Какое слово вы использова - ли для того, чтобы поздоро - ваться с нашими гостями? - Это слово «скрывает» в себе много «загадок». Они связаны с происхождением, произношени - ем, правописанием. Найти отве - ты на эти «загадки» в своем проекте постарались ученицы нашего класса.

Слайд 11

а) Слушание презентации проекта «Это загадочное слово «Здравствуй». (3 мин.) Задача: формулировка проблем, связанных с изучаемым объектом. Дети слушают презентацию проекта.

Слайд 12

Тема: «Это загадочное слово «Здравствуй ! »

Слайд 13

Цель: провести анализ слова «здравствуй ». Задачи: о пределить лексическое значение слова; в ыявить его происхождение; сравнить произношение и написание данного слова; подобрать однокоренные слова; проанализировать, как часто это слово встречается в произведениях литературы.

Слайд 14

Гипотеза Можно ли слово «здравствуй» поместить в словарь слов с не- произносимым согласным зву - ком в корне?

Слайд 15

II значения слова «здравствуй» Употребляется как приветствие при встрече Употребляется как выражение удивления

Слайд 16

Это приветствие родилось из выражения «Я ЗДРАВСТВУЮ ТЕБЯ» , что означает: «Я ЖЕЛАЮ ТЕБЕ ЗДОРОВЬЯ» . Оно пришло к нам из старославянского языка ВЫВОД: слова «здравствуй» и «здоровье» являются родственными.

Слайд 17

Орфография: 1.от др. – греч. « орфос » – «правильный»; 2. от др. – греч. «граф» – «пишу» здра в ствуй

Слайд 18

Орфоэпия: 1.от др.-греч « орфос » – «правильный»; 2.от греч. «эпос» – «речь» [ здраствуй´ ]

Слайд 19

б) Формулирование проблем, планирование деятельности. ( 3мин .) Задача: самостоятельное формулирование проблем, связанных с формированием новой образовательной продукции. познакомиться с орфограммой, которая не изучалась раньше; выяснить месторасположение данной орфограммы в слове; выявить причины, которые объясняют, почему мы не слышим согласные звуки при наличии данной орфограммы; - выработать алгоритм написания слов с данной орфограммой . Дети после сравнения, написания и произношения слова «здравствуй» формулируют проблемы.

Слайд 20

3. Создание образовательного продукта. ( 9 мин.) Задача: личное решение образовательной ситуации с помощью эвристического метода. а) Работа над первой проблемной ситуацией. ( 1 мин.) Вы заметили, что количество звуков и букв не совпадает. Но на данный момент вы знаете только один случай. Назовите его. 2. Почему в данном случае происходит несовпадение количества букв и звуков? Как бы вы назвали данный звук? Дети делают вывод: это новая орфограмма, которая не изучалась раньше.

Слайд 21

б) Работа над второй проблемной ситуацией.( 3 мин .) Задание: дети должны прослушать лексические значения слов, отгадать их, списать их в тетрадь и выделить корень. То же, что и слово здоровье, но употреблялось оно в древнерусском языке; глагол со значением «быть здоровым»; прилагательное. Синоним к словам «правильный», «толковый»; Общее название домов отдыха, санаториев. Здравие, здравствовать, здравый, здравница, здравствуй. Дети делают вывод, что данные слова являются однокоренными, и новая орфограмма будет располагаться в корне слова.

Слайд 22

в)Самостоятельное формулирование темы и целей урока. Задача: соотнести то, что уже известно с тем, что ещё неизвестно. Тема урока: Правописание непроизносимых согласных звуков в корне слова. Цели урока: учиться распознавать данную орфограмму в словах и выработать алгоритм написания данных слов без ошибок. (1 мин.)

Слайд 23

г) Работа над третьей проблемной ситуацией. ( 2 мин.) Задание: записанные слова поделить на 2 группы (устно); объяснить признак, взятый за основу деления. здравие здравствуй здравый здравствовать здравница Дети объясняют, что две группы слов различаются друг от друга наличием или отсутствием непроизносимого согласного звука.

Слайд 24

Дети сравнивают собственные предпо - ложения с записью на диске. Предположения, сделанные детьми: Причиной того, почему мы не слышим данный звук, можно считать наличие в этих словах сочетаний, состоящих из 3 и более согласных букв. Дети прослушивают запись с диска о причине возникновения непроизносимого согласного звука в корне слова и сравнивают со своими предположениями.

Слайд 25

д) Работа над четвёртой проблемной ситуацией. (2 мин.) Задание : вернитесь к записанным словам. Подумайте, почему слова из первого столбика можно считать проверочными ? Дети высказывают свои предположения и сравнивают с правилом в учебнике.

Слайд 26

4. Вывод. Систематизация полученной продукции. ( 3 мин.) Задача : самостоятельное создание алгоритма написания слов с непроизносимым согласным звуком в корне слова.

Слайд 27

5.Физминутка. Релаксация. (2 мин.) Задача: снятие физической и психологической напряженности. Утром детки все проснулись, Улыбнулись, потянулись, Быстро сделали зарядку: Руки вверх, ноги вниз На носочки поднялись, Ручки ставят на бочок, На носочках скок-скок-скок, А затем вприсядку, Чтоб окрепли лапки. Дети выполняют упражнения под музыку.

Слайд 28

6.Демонстрация полученной продукции .(4 мин.) Задача: применение полученных навыков при написании слов с непроизносимым согласным звуком. а) Задание : подобрать к данным картинкам прилагательные. Используя алгоритм, объяснить правописание орфограммы. Записать слова в тетрадь, выделить корень. Ненастье - ненастный Грусть – грустный Радость - радостный

Слайд 29

7. Продолжение слушания проекта. ( 1 мин.)

Слайд 30

Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный ? А.С.Пушкин

Слайд 31

8.Работа с учебником. Письмо по памяти.(4мин.) Задача: выявление личного опыта по отношению к обозначенному объекту. Задание: используя алгоритм, объяснить написание пропущенных орфограмм во втором двустишии, записать его по памяти. Провести взаимопроверку.

Слайд 32

9. Дифференцированное задание. ( 5 мин.) Задача: формулирование учебного задания в форме, обеспечиваю- щей возможность личного решения образовательной ситуации учени - ками . Задание № 1 Списать текст. Вставить пропу - щенные орфограммы. С утра на улице была ненас … ная погода. У нас было грус … ное настроение. Но в школе мы сказали друг другу: « Здра … ствуй !». И настроение стало радос … ным .

Слайд 33

Задание № 2 Списать текс, заменив выделенные слова слова - ми с непроизносимым согласным звуком. С утра на улице была плохая погода. У нас было невесёлое настроение. Но в школе мы сказали друг другу: «Привет!». И настроение стало хорошим . Дети проверяют выполненное задание с доски.

Слайд 34

10. Домашнее задание. ( 2 мин.) Задача: «снятие» и усвоение использованных методов позна - ния , способов решения возникших проблем. Учащиеся записывают домашнее задание, слушая разъяснение учителя. Задание: создать индивидуальный мини-проект под названием « Это загадочное слово «…». Вместо точек использовать слово по-своему выбору. Но в выбранном вами слове должна присутствовать орфограмма, которую мы изучили на уроке. Работать вы будете по плану. Ваши работы послужат материалом для создания словаря. - Напомните пожалуйста, как будет называться наш словарь? - Теперь вам понятно это название? План определить лексическое значение слова; выявить его происхождение; сравнить произношение и написание данного слова; подобрать однокоренные слова; проанализировать, как часто это слово встречается в произведениях литературы.

Слайд 35

11. Итог урока. Рефлексия. ( 2 мин.) Задача: формулирование окончательного решения образовательной ситуации, её личное решение. Я могу объяснить, какой согласный звук называется непроизносимым. Я принимал участие при создании алгоритма. Я использовал алгоритм при написании слов с данной орфограммой. Я без ошибок выполнил задание «Письмо по памяти». Я сам подобрал слова с непроизносимым согласным звуком в корне. Я не допустил ошибок при списывании. Я весь урок работал активно. Каждый ученик самостоятельно оценивает свою работу на уроке .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе "Обозначение на письме безударных гласных и парных согласных звуков в корне слова"

Тема урока русского языка : "Обозначение на письме безударных гласных и парных согласных звуков в корне слова" Цель. Формирование навыка осознанного правописания  слов с безударными гл...

Школа 2100. Русской язык. 3 класс. Урок с использованием ЭОР. Чередование согласных звуков в корне слова

Школа 2100. Русской язык. 3 класс. Урок с использованием ЭОР. Чередование согласных звуков в корне слова...

Конспект урока по русскому языку для 3 класса. Непроизносимый согласный звук в корне слова.

Конспект урока по русскому языку для 3 класса.Учитель: Чекалина Н.А.Тема, дата: Непроизносимый  согласный звук в корне слова. 17.10.2015 г.Тип урока: Урок повторения и закрепления изучаемого мате...

«Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне слова»

      План-конспект разработан в соответствии с ФГОС НОО по технологии деятельностного метода обучения. Перечислены все этапы урока "Открытия новых знаний", а также для каждого э...

Наблюдение за словами с непроизносимыми согласными звуками в корне слова

Конспект урока русского языка в 3 классе. ОС "Школа 2100"...

Презентация "Чередование согласных звуков в корне слова",

Презентация направлена на развитие умения находить в словах корни с чередующимися согласными....