Конспект урока по русскому языку в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Сазонова Людмила Ивановна

Конспект урока по русскому языку в начальной школе (4 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

4 А класс, русский язык

Тема: Склонение имен существительных. Правописание мягкого знака после букв шипящих в конце имен существительных.

Цели урока:

- обобщить знания о склонении имен существительных, совершенствовать умения учащихся определять тип склонения имен существительных;

- воспитывать доброе отношение к близким, к одноклассникам, интерес к предмету.

                                                      Ход урока:

1.Орнанизационное начало.

Наш урок мне хотелось бы начать вот с таких слов: Слайд 1
        Прикоснись ко мне добротой,
       И болезни смоет волной,
       И печаль обойдёт стороной,
       Озарится душа красотой…

2.Актуализация знаний.

- Ребята, а что такое, по-вашему, доброта?
(Доброта – это когда человек любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и бережёт её, заботится о близких, выручает друзей в беде, никогда ни с кем не ссорится, всегда улыбается. Человек добрый, если он стремится сделать других людей счастливыми.)
- Работа с Толковым словарем под ред. Ожегова

 А вот в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется как «отзывчивость, стремление делать добро другим». (Читает ученик)

- Придумайте однокоренные слова к слову «добро»:

Добро - доброта, добренький, добродетель, задобрить, добряк. Слайд 2.
- Какие слова называются однокоренными?

- Слова, имеющие одинаковый корень и близкие по смыслу, называются однокоренными.

- На какие группы вы разбили бы все однокоренные слова?

- Назовите только имена существительные? Почему, вы сможете доказать, если вспомните определение имени существительного. Но сначала я вас попрошу составить программу/алгоритм (последовательность шагов) для определения понятия имя существительное.

- Из алгоритма/программы действий назовите слова, которые определяли темы нескольких уроков русского языка (склонение, род, падеж)?

Работа по группам:

Группа 1:

-  Продолжите фразу склонение – это …(изменение имен существительных по падежам и числам);

- Назовите, сколько склонений имен существительных в русском языке?

- К 1 –ому склонению относятся имена существительные …Например,…

- Ко 2 –ому склонению относятся имена существительные…Например,…

- К 3 –ому склонению относятся имена существительные … Например,…

- Как определить, к какому склонению относится имя существительное, нужно…

Группа 2:

-  Продолжите фразу падеж – это…(изменение слова по вопросам, с изменением окончания, т.е. словоизменение).

- В русском языке … падежей.

- Как ты думаешь, почему у каждого падежа 2 вопроса?

Группа 3:

Составьте таблицу «Падежи» из опорных слов «Название падежа», «Вспомогательные слова», «Падежный вопрос»

Падежи

Название падежа

Вспомогательные слова

Падежный вопрос

Именительный падеж

существует

Кто? Что?

Родительный падеж

нет

Кого? Чего?

Дательный падеж

дать

Кому? Чему?

Винительный падеж

вижу

Кого? Что?

Творительный падеж

доволен

Кем? Чем?

Предложный падеж

думаю

О ком? О чем?

3. Формулирование темы обучающимися. («Три склонения имен существительных»)

- Определите тему урока.

- Сформулируйте учебные задачи. Чему будете учиться на уроке русского языка?

4. Обобщение и повторение учебного материала.

       А)   с.9 упр.180 (часть II, УМК «Школа 2100»)

Задание. Прочитайте слова, записанные в виде транскрипции. Запишите слова. Подчеркните орфограммы. Определите тип склонения имен существительных.

[дрош], [стр, иш ] , [мыш], [брош],[кл,уч,], [п,эч,]. [пл,аш], [в,эщ,]

- Какие 2 группы слов вы могли бы образовать? (существительные с –Ь, существительные без –Ь; ж.р. и м.р.

- Вспомните, когда пишется –Ь – в русском языке? (для обозначения мягкости согласного звука, как разделительный –Ь-; как показатель определенной грамматической формы слова (формы рода имен существительных).

- Как вы думаете, какой из трех случаев подходит для объяснения к нашему заданию? Объясните свою точку зрения.

Физкультпауза. Тренажеры Агашина. Музыкальное сопровождение «Дорогою добра»

Б) По группам

Группа 1:

Задание.

Запишите имена существительные, выделите окончания, укажите род и склонение.

Колесо, ограда, власть, речь, кино, стекло, дедушка, мальчик, копье, какао.

- У каких существительных вы не смогли выделить окончание и определить склонение? Почему?

Группа 2:

Задание. Замените фразу одним словом – именем существительным. Обозначьте орфограмму. Укажите род и склонение имен существительных.

1.Сильный человек (_________________).

2.Темное время суток (_______________).

3.Предмет круглой формы, с которым выступают гимнастки (____________).

4.Место на берегу моря, реки или озера, где люди загорают, отдыхают (____________).

5.Человек, чья профессия – лечить людей (________________).

Группа 3:

Задание. Запишите слова в 2 столбика. Вставьте, где это нужно, букву –Ь-. Обозначьте орфограмму.

Грач__, полноч___, пейзаж____, этаж____, гуаш___, туш___, меч___, мяч___,

печ___, ковш___, вещ____, корж____, суш____.

5. Обобщение. Итоги урока. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...

Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...

Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»

Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....