Конспект урока русского языка с презентацией по теме : «Упражнение в склонении имен существительных и распознавании падежей (по вопросу и предлогу)».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка.
3 класс.
Тема: «Упражнение в склонении имен существительных и распознавании падежей (по вопросу и предлогу)».
Образовательная задача: закреплять умение склонять имена существительные, учить распознавать падежи имен существительных с помощью вопроса; познакомить учащихся с использованием предлога при определении падежа существительного.
Развивающая задача: развивать интеллектуальные способности детей, речь, внимание, память.
Воспитательная задача: воспитывать интерес к окружающему миру, развивать кругозор учащихся.
Оборудование: таблица «Падежи», карточки и плакаты с интеллектуальными заданиями, физическая карта мира, аудиозапись к мультфильму «Мамонтенок».
Ход урока.
Орг. момент
-Здравствуйте, ребята! Садитесь! Меня зовут Виктория Артуровна! Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Если вы готовы к уроку, начнем.
Постановка целей из задач.
-Сегодня на уроке мы будем продолжать знакомство с такой сложной, но очень интересной темой «Падежи», без которой вам дальше никак не обойтись на уроках русского языка. Но об этом позже. А сейчас скажите, вы любите загадки? Это замечательно. Потому что весь наш урок будет состоять из загадок, но загадок не простых, а загадок, связанных с русским языком.
Минутка чистописания.
-И первая загадка нас ждет на минутке чистописания
а) –Посмотрите на таблички и отгадайте букву, которую мы будем писать на минутке чистописания
а----------в ж----------и н----------п
б з ?
-Какая это буква? Почему?
-Молодцы, вы быстро расправились с первой загадкой.
б) –Тогда перед вами вторая загадка, потруднее.
-Определите порядок написания букв в данном ряду.
Ооб Оов Оог Оо…
в) - Напишите начатый ряд букв до конца строки, соблюдая указанную последовательность и ориентируясь на алфавит.
-Молодцы, и с этой загадкой вы легко справились.
Словарно-орфографическая работа
а) –Тогда получайте очень сложную задачку. Внимательно посмотрите на данную запись:
камыш + напиток + укутан = капитан
орех + ракета + павиан =??
Попробуйте догадаться, с каким новым словарным словом мы будем сегодня знакомиться. Для этого вам необходимо разобраться, как из слов «камыш», «напиток» и «укутан» составили слово «капитан». По этому же принципу составить новое словарное слово.
б) -Что обозначает слово «океан»? Чем океан отличается от моря? Реки? И т.д.
в) –Комментирование и запись слова «океан» в тетрадь (с использованием словаря из учебника)
г) – Составьте предложение, включив в него 2 слова: «капитан» и «океан» (рифма)
д) Какое слово лишнее? Почему? (работа с картой)
Тихий …
Северный Ледовитый…
Атлантический…
Финский…
Индийский…
-Давайте прочитаем хором названия океанов. Запишите по памяти.
-На карте океаны изображаются голубым цветом. Суши меньше, чем океанов, поэтому она лучше изучена, а глубины океанов – это большое белое пятно нашей планеты. Человек побывал на Луне, отправил спутники на Марс, а что делается в глубинах наших морей, мы так до сих пор и не знаем. Поэтому, я думаю, вам будет интересно прочитать небольшой текст об океанах. Читайте внимательно. После текста я вам буду задавать вопросы.
Тихий – самый большой океан на Земле.
Воды Северного Ледовитого океана скованы льдом.
Даже самые опытные моряки со страхом относятся к Индийскому океану. Про Индийский океан ходит дурная слава. Жестокие ураганы свирепствуют над Индийским океаном.
В Атлантическом океане скрыто много тайн.
-Какой океан самый большой?
-Почему Северный Ледовитый океан так назвали?
-Какого океана бояться самые опытные моряки? Почему?
-Кто знает, какие тайны скрывает Атлантический океан?
5. Повторение
а) – Найдите слово, которое есть в каждом из этих предложений.
-Выпишите из каждого предложения слово «океан» вместе с вопросом, на который оно отвечает.
-Как называется изменение существительного по вопросам?
-Итак, сегодня на уроке мы будем повторять, как изменяются существительные по падежам или склоняются.
в) Работа по таблице.
-Сколько падежей в русском языке? Перечислите. (1 ученик ставит карточки на наборное полотно).
-Перечислите вопросы, на которые отвечают существительные каждого падежа. Поставьте карточку с вопросом, который вам достался, к нужному падежу. У каких падежей совпадают вопросы? Как определить падеж существительного?
Изучение нового.
а) Подпишите падеж существительного «океан». В каких из падежей встретились затруднения? Почему? Значит, одних вопросов, чтобы определить падеж существительных, недостаточно. Чем еще различаются эти падежи?
б) Работа по таблице.
-У каждого падежа есть свои любимые предлоги. Посмотрите на таблицу. Обратите внимание, у какого падежа нет предлогов? У какого падежа предлоги к, по? Перечислите предлоги предложного падежа? Существительные этого падежа никогда не употребляются без предлогов.
в) –А теперь давайте вернемся к слову «океан». Определите падеж слова, используя предлог. Помог нам предлог?
-При определении падежа надо не только ставить вопрос, но и обращать внимание на предлоги. Предлоги – помощники при определении падежей. Поэтому их следует учить наизусть, постепенно. Сегодня же на уроке мы будем пользоваться таблицей.
Физкультминутка (выполняется под аудиозапис
ь к мультфильму)
Закрепление
а) – Найдите ошибки. Соотнесите названия падежей с вопросами к ним с помощью стрелок.
Запишите в тетрадь (по вариантам).
И. п. (что?) море
Р.п. (к чему?) к морю
Д.п. (о чем?) о море
В.п. (про что?) про море
Т.п. (без чего?) без моря
П.п. (с чем?) с морем
И. п. (кто?) капитан
Р. п. (за кого?) за капитана
Д. П. (с кем?) с капитаном
В. п. (для кого?) для капитана
Т. п. (о ком?) о капитане
П. п. (к кому?) к капитану
б)- Прочитайте предложения. Напишите их в порядке следования падежей, ориентируясь на слово море.
По морю ходили катера.
К вечеру на море поднялась буря.
Легкий ветерок дул с моря.
С утра море тихо плескалось.
В полдень над морем тревожно заметались чайки.
-Проверьте по учебнику (стр. 8 упр.273)
д) Игра «Эстафета» (на случай оставшегося времени)
-Каждый ряд получает карточку со словосочетаниями для всех учащихся. Каждый из вас должен письменно определить падеж одного существительного и предать карточку соседу или сидящем у сзади ученику. Победит тот ряд, который выполнит задание быстрее, а главное правильнее.
Растет на дереве, сидит за партой, поднялся по лестнице, жил за рекой, любовался природой, мечтаю о походе, зашел к другу, вышел за город, поставил на стол.
Падает на землю, смотрел из окна, думал о друге, гулял с собакой, подошел к дому, бродил между деревьями, остановился около калитки, перепрыгнул через лужу.
Сидел за столом, прочитал о моряках, приплыл к берегу, отказался от обеда, гулял во дворе, сделал для сестры, кружились над водой, нес в стакане.
Подведение итогов.
-Какую тему мы сегодня повторяли?
-Что нового вы узнали на уроке?
-Что понравилось?
-Молодцы, вы замечательно работали. Оценки за урок получают …
Д.з.
-Дома вы должны начать учить таблицу падежей с предлогами.
-Задание на карточках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка в 4 классе. Тема: "Правописание падежных окончаний имен существительных в Р. Д. П. падежах "
Упражнения и задания, которые представлены в данной презентации помогут детям закрепить пройденный материал....
Конспект урока русского языка в 4 классе коррекционной школы "Первое склонение имен существительных"
Конспект урока по русскому языку в 4 классе коррекционной школы...
Конспект урока по теме "Упражнение в склонении имён существительных и распознавании падежей. Шесть чудес бобра."
Тип урока: Интегрированный (русский язык, окружающий мир), 3 класс. УМК "Школа России". Цель урока : Развитие умения определять падеж имен существительных, умение правильно употре...
Конспект урока русского языка в 4 классе. Тема: "Правописание безударных окончаний имен существительных в предложном падеже".
Отработка умения правильно писать безударные падежные окончания имён существительных в предложном падеже. Систематизировать знания о существенных признаках родительного, дательного,...
Конспект по русскому языку 4 класс по теме: "Правописание безударного окончания имени существительного в предложном падеже "
Конспект по русскому языку 4 класс по теме: "Правописание безударного окончания имени существительного в предложном падеже "...
Технологическая карта урока русского языка 4 класс по теме "3-е склонение имён существительных" УМК "Школа России"
Технологическая карта урока русского языка 4 класс по теме "3-е склонение имён существительных" с перечнем целей, задач урока, формируемых УУД....