Учебный предмет |
| русский язык |
|
|
Учебник |
| Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык. 3 класс: учебник, 1 часть. – М.: Вентана-Граф, 2008 |
|
|
Программа |
| «Начальная школа XXI века» |
|
|
Класс |
| 3 |
|
|
Тип урока |
| урок фиксации и систематизации нового знания |
|
|
Технология построения урока |
| проблемно-диалогическая |
|
|
Тема урока |
| Имя существительное |
|
|
Цель урока |
| создание условий для получения обучающимися новых знаний по теме; для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных); для формирования интереса к предмету |
|
|
Основные термины, понятия |
| часть речи, предмет,значение слова |
|
|
Планируемые результаты |
|
|
|
|
Предметные - познакомить с именем существительным, как частью речи, -наблюдать за значением имён существительных, -уметь классифицировать имена существительные, -учить находить признаки имён существительных, - применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе. |
| Метапредметные Личностные УУД: -формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе; - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; -оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); - определять общие для всех правила поведения; - определять правила работы в парах, в группах; - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - формулировать учебные задачи; - учить планировать свою деятельность на уроке; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. Познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике, тетради; - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; - развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; - строить речевое высказывание в устной форме; - выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; - устанавливать причинно-следственные связи; - делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; - моделировать информацию; - уметь определять уровень усвоения учебного материала. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
|
|
|
Организация пространства |
|
|
|
|
Формы работы |
| Средства обучения |
|
|
Методы обучения По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно – поисковые. По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические. По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.
|
| Технологии исследовательская, технология ТРИЗ, здоровьесберегающие, обучение в сотрудничестве, развивающая, информационно-коммуникативные
|
|
|
Технология изучения |
|
|
|
|
Этапы урока | Формируемые умения | Слайды, видеофрагмент | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Самоопределение к деятельности (1 – 2 мин) | Метапредметные (УУД)
регулятивные: -осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать;
коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
|
| Добрый день, ребята! Сегодня у нас урок русского языка. Скажите, а для чего вы здесь присутствуете? - А хотите ли вы получать новые знания и для чего они вам?
-Чего вы ждете от этого урока?
- Как бы вы хотели, чтобы прошел урок?
- хорошо, тогда пусть наш урок пройдет под девизом «Новый день – новые знания» | - Для того, чтобы получать новые знания.
- Да хотим. Знания нужны для того, чтобы быть образованными, умными, культурными…
- Ждем чего-то нового, интересного, полезного для нас. - С хорошим настроением, весело, чтобы у нас все получилось.
Дети повторяют. |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (5 мин) | Предметные: - называть предметы и их действия; - знать определения подлежащего, частей слова, давать характеристики звукам;
Метапредметные (УУД)
познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы, используя информацию регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; коммуникативные: - слушать и понимать речь учителя; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: -оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); - определять общие для всех правила поведения.
|
| 1. -Что вы любите делать больше всего? - Тогда давайте начнем наш урок с игры ,я предлагаю вам сыграть в игру «Да – нет-ка». - Подлежащее отвечает на вопросы кто? что? - В слове обязательно должен быть суффикс? - В слове вьюга пишется Ъ знак? - Можно назвать звуки [З] и [С] парными согласными? -В слове яблоко первый звук [й]? - Слова глупый и умный – антонимы? - В слове пошел приставка па-? - Приставка стоит перед корнем? - Подлежащее может быть только существительным? - Мы с вами уже все знаем о имени существительном? 2. Затруднения в индивидуальной деятельности - Посмотрите, мнение ваше разделилось. А хотите проверить кто прав? Перед вами карточки со словами, выпишите из них только имена существительные. Учитель вызывает к доске ученика, класс пишет в тетради. (Дерево,смелость бег,красиво,бежать,собака) - А теперь давайте проверим правильно ли вы выписали. - Почему же вы допустили ошибки?
-Как вы думаете в чем трудность? | Играть.
Дети отвечают на вопросы учителя только словами «Да!» или «Нет!» Да.
Нет.
Нет. Да.
Да.
Да.
Нет.
Да.
Нет.Да.
Конечно, хотим. А как?
Дети выписывают слова.
-Мы не смогли правильно задать вопрос к слову,забыли правило,перепутали вопросы.
|
Постановка учебной задачи (2-3 мин) | Предметные: - определять части слова; - находить нужные буквы.
Метапредметные (УУД)
познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: - высказывать свое предположение; коммуникативные: - точно и полно выражать свои мысли. Личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?). Метапредметные(УУД) регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности на уроке; - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; - определять последовательность действий на уроке.
|
| Из всего что мы сейчас сказали давайте сформулируем тему нашего урока. О чем мы будем говорить на уроке? Тема урока ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Какие задачи стоят перед нами? Чему будем учиться?
|
.
1.Находить имена существительные среди других слов 2.Учиться правильно задавать вопрос к имени существительному. 3.Узнавать значение имен существительных. 4.Учиться работать вместе, сообща, оценивать свою работу. |
Построение проекта выхода из затруднения (10 мин) | Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; - строить речевое высказывание в устной форме; - выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; - устанавливать причинно-следственные связи; - делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; - моделировать информацию; Регулятивные: - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
|
| 1.Начиная с этого урока мыбудем изучать одну из самостоятельных частей речи – имя существительное. А что мы можем узнать о нем? Давайте прочитаем об этом в учебнике на с.130. Но ведь с именем существительным мы немного знакомы, вспомним что мы знаем о нем. 2.Я предлагаю вам провести исследование слов, для этого поработаем в группах. (Перед работой вспомним правила сотрудничества.) Каждая группа получает лист, на котором написаны слова и алгоритм выполнения исследования: а)подчеркни имена существительные. б)докажи, что они являются именами существительными: -на какой вопрос отвечает слово? -что обозначает слово? в)сделайте вывод . Давайте сформулируем общее правило.
Молодцы!!!
Оцените свою работу в группах. |
Дети вспоминают правило
Затем дети формируют группы, выбирают лидера.
Дети работают
Слова 1 группы:машина,ходьба,корова Слова 2 группы:собака,прыжок,стул. Слова 3 группы: стрельба,цветок,утка
Вывод: все слова отвечают на вопрос кто? или что? Все слова обозначают предмет Дети дают оценку работе в своей группе и группам товарищей. |
Физминутка |
|
| -Мы немного устали. Проведем физминутку для глаз. | Дети глазками следят за объектами на слайде. |
Первичное закрепление во внешней речи. | Личностные УУД: - определять общие для всех правила поведения; - определять правила работы в парах; - оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей). Метапредметные (УУД) регулятивные: - работать по предложенному плану; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - ориентироваться в учебнике; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - уметь находить и выделять необходимую информацию; - уметь сравнивать, называя критерий для сравнения; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
|
| Работа в парах над рубрикой «Давай подумаем.» с.131 Ребята, как вы думаете, что же такое предмет? Что понимают под этим словом? Верны ли наши предположения? Прочитаем об этом в рубрике «Обрати внимание»,с.131 Теперь применим полученные знания и выполним упражнение 2,с.131. Работать будем коллективно – у доски и в тетрадях. Нужно разделить слова на два столбика: 1-слова,которые отвечают на вопросКТО? 2 – слова,которые отвечают на вопрос ЧТО? Комментируем свой выбор. | Дети работают над рубрикой, высказывают свое предположение. Дети делают вывод: имена существительные называют предмет, а под предметом может быть и явление природы, и человек, и животное, и неживые предметы.
Дети выполняют упражнение, комментируя свои действия |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону | Метапредметные (УУД) регулятивные: - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - осуществлять анализ учебного материала; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
|
| -Хотите ли вы проверить свои знания и выполнить самостоятельную работу. Перед вами карточки разного цвета выберете себе ту, которую сможете выполнить. Красная –высокий уровень, зеленая –низкий уровень,желтая – средний уровень. В карточке нужно распределить слова по группам в зависимости от значения. Проверка со слайда. Кто выполнил задание без ошибок? Кто допустил 2 ошибки, 1, более 2? В чем испытывали трудности. | Хотим.
Дети выбирают понравившуюся им карточку и выполняют работу. Затем проверяют работу по эталону
Трудность в том, что не знаем значение некоторых слов, не можем правильно поставить вопрос к задаче. |
Рефлексия | Личностные УУД: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Метапредметные (УУД) регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
|
| Над какой темой работали? Каким правилом пользовались? Где будем использовать полученные знания? Оцените свою работу и работу товарищей. В чем были ваши трудности? Что для этого нужно сделать? Выставляются оценки. Комментируется дом. задание. | Работали над темой имя существительное. Дети еще раз повторяют правило.
|