Технологическая карта урока русского языка по теме: "Имена прилагательные. Закрепление.2 класс"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Ольховская Оксана Владимировна

Разработка данного урока поможет ученикам отработать и закрепить материал по теме: Имена прилагательные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka.docx36.71 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку по теме: «Имена прилагательные»

Предмет: русский язык

Класс: 2

УМК: школа России

Тип урока: урок закрепления знаний и способов действий.

Тема урока: закрепление знаний об имени прилагательном.

Цель урока: развивать умение находить имена прилагательные в тексте, умение правильно определять род и число имён прилагательных на основе вопросов, окончаний и связи с именем существительным.

Планируемые результаты:

Личностные

Метапредметные (формирование УУД)

Предметные

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

1. Ценить и принимать следующие ценности: «доброжелательность» «трудолюбие».

#1060;ормирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности (установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом)

#1059;мение уважительно относиться к мнению других ребят, формировать своё мнение.

4. Знать приёмы сохранения зрения и осанки при чтении книги .

#1055;ользоваться основными приёмами сбережения зрения и осанки, делать гимнастику для глаз и туловища.

#1060;ормирование способности к организации своей деятельности.

2. Определять цель выполнения заданий на уроке

3. Прогнозировать работу .

#1042;ыделять и осознавать то, что уже знают и что ещё нужно узнать.

5. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

6. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

#1054;существлять познавательную рефлексию.

#1054;риентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения материала.

2. Развитие умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

#1054;твечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

4. Умение сравнивать, рассуждать.

5. Делать простейшие выводы

1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

#1057;троить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

#1054;формлять свои мысли в устной форме.

#1057;лушать и понимать речь других.

#1057;истематизировать знания учащихся об имени прилагательном.

2. Распознавать имя прилагательное среди других частей речи;

3. Устанавливать связь имен прилагательных с именами существитель-ными;

4. Определять род, число и падеж имен прилагательных.

#1055;омочь приобрести некоторый опыт обращения к словарю.

Формы работы учащихся: фронтальные, индивидуальные, в группах, парах.

Необходимое оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийная презентация урока.

Список дополнительных источников информации:

«Веселая грамматика», В. Волина, М.: Просвещение, 2004

«Учимся играя», В. Волина, М.: Просвещение, 2004

«Толковый словарь русского языка», С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, М.: Просвещение, 2007

«Сборник диктантов и творческих работ», Л.И. Тикунова, В.П. Канакина, М.: Просвещение, 2011

Название этапа

Время, мин

Форма работы

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный

1-2

Включение в деловой ритм. Эмоциональный настрой на работу

«У меня хорошее настроение.

Я могу быть добрым и терпеливым.

Я успею сделать все!

Я буду предельно внимателен на уроке».

Орг. момент. Здравствуйте, ребята!
- Какое сегодня число? (14 марта)
В Древнем Риме март был первым месяцем года и весны и посвящался Марсу, покровителю полей и стад. В его честь месяц так и назвали.
- Запишите число в тетрадь.

Мотивирует обучающихся к учебной деятельности, Контролирует готовность к уроку

Проявление интереса. Эмоциональный настрой на урок.

Регулятивные:

контроль

- Личностные:

самоопределение к деятельности . Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Актуализация знаний. Выход на тему урока.

5-6

Наблюдение постановка опыта, самостояте-льная работа.

Минутка чистописания

(Слова на доске)
Голубое, разговорчивый, ранняя, весеннее, последний, лесная, золотой.
- Что общее в данных словах?(Все слова имена прилагательные)
- Докажите.(отвечают на вопрос какой? какая? какое? обозначают признак предмета)

- Предположите, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? ( об имени прилагательном)

- А мы знакомы с этой частью речи?

- Сегодня мы будем уточнять представление об имени прилагательном, систематизировать наши знания и тренироваться в употреблении их в речи.
- Распределите их на 3 группы (ж. р, с. р, м. р.)Уточните, по какому признаку разделили.
- Составьте цепочку букв для минутки чистописания из окончаний имён прилагательных в следующем порядке.( м. р.,

ж. р., с. р.)
Ойыйий аяяя оеее
- Пропишите эту цепочку до конца строки.

Организует повторение знаний, закрепление умений. Определяет типичные недостатки.

Демонстрируют знания, умения

-Познавательные:

постановка и решение проблемы;

- Регулятивные:

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

- Личностные:

развитие учебно-познавательных мотивации.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Словарно-орфографическая работа.

4-5

Выборочный диктант

Сегодня словарную работу мы проведем в виде выборочного диктанта. Весна

Наступила весна. В городе уже почти нет снега. На березах набухли темные почки. Ученики расстегнули пальто и побежали к озеру. В субботу, выполнив домашнюю работу, ребята пойдут в парк. Как хорошо весной!

Вычленение и запись словарных слов из текста

Регулятивные: развитие самоконтроля

Конкретизация темы урока. Целеполагание.

2-3

Учебная дискуссия. Задание с недостающими данными.

Прочитайте слова.( запись на доске)

К..пуста, к..ртофель, бл..ны, к..б..чок. Какие знакомые орфограммы вы видите в этих словах? Как проверим? (это сл. слова)

- Найдите лишнее слово. Объясните, почему оно лишнее?( это не овощ, это слово стоит во мн. числе)

Давайте вспомним, что такое блин.

Работа с толковым словарем. (Читает ученик)

Блин - Тонкая лепёшка из кислого жидкого теста, испечённая на сковороде, на жару.

У многих народов мира блины считаются символом Солнца. Поэтому, блины являются непременным атрибутом Масленицы, ведь это именно то время, когда провожают зиму и встречают весну. Изделия из теста, напоминающие наши русские блины, были известны еще в древнем Египте. А на Руси первое упоминание о них относится к 1005 году. Долгое время их называли «млины», от слова «молоть» или «мять». Только с XVI века появляется привычное нам название. Некоторые историки кулинарии приводят интересный случай. По их мнению, такое блюдо как блины появилось совершенно случайно. Одна забывчивая хозяйка, подогревая овсяный кисель, зазевалась. Вот и получился из киселя румяный блин. Почему же мы сегодня заговорили о блинах?( потому что это атрибут праздника – Масленица. Масленица – это проводы зимы. По традиции в этот праздник сжигают чучело зимы, поют заклички, едят блины и веселятся).

-Как вы думаете, какое отношение имеет блин к имени прилагательному – теме нашего урока?

Создает ситуацию познавательных противоречий.

Обращение к жизненному опыту детей и историческим традициям народа.

Вызов на коммуникацию.

Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют. Останавливают свой выбор на целях, связанных с поиском ОСД и личного совершенствования

- Регулятивные:

умение сотрудничать, вступать в дискуссию, умение ставить цели, планировать свою работу..

- Познавательные:

Анализировать доказывать, отстаивать свое мнение -Коммуникативные:

умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем.

Работа по материалу урока. Конкретизация целей и задач.
10-11

Психофизическая тренировка на снятие напряжения глаз.

(1 мин.)

Частично-поисковая деятельность, поиск решения проблемного вопроса, проблемной ситуации. Дидактическая игра. Коллективные формы работы (в парах). Учебная дискуссия. Практическая работа.

Релаксация

- Сегодня у нас на уроке блин не простой, а волшебный.- Он напомнит нам не только о традициях нашего народа, но и научит правильно употреблять в речи имена прилагательные, чтобы сделать нашу речь красивее, выразительнее, богаче.(уточнить. Систематизировать, употреблять в речи)

- Итак, что такое имя прилагательное? (ответ ребенка)

Какие признаки может обозначать имя прилагательное?
С какой частью речи всегда связано имя прилагательное?

- Что еще мы знаем об имени прилагательном?

- Наш блин волшебный, и чтобы он нам помог его нужно похвалить. - Какая часть речи нам поможет «похвалить» блин? (картинка с блинами) слайд

Блин

(какой?)

вкусный

Блин

(какой?)

румяный

Блин

(какой?)

золотистый

Блин

(какой?)

масленый

Блин

(какой?)

ароматный

Блин

(какой?)

горячий

- Какие знакомые орфограммы вы увидели в этих словах?

- Что обозначают эти прилагательные? На какой вопрос они отвечают? К какому слову относятся все перечисленные нами прилагательные? (К слову блин.) Посмотрите, как много прилагательных можно подобрать только к одному очень простому слову блин.

Гимнастика для глаз (слайд)

Создает проблемную ситуацию. Побуждает учащихся к обсуждению и выявлению причин возникших затруднений. Организует работу в парах. Побуждает к анализу собственных действий.

Организация психофизической тренировки.

Анализируют проблемную ситуацию, ищут решение, выдвигают и проверяют гипотезу.

Выполняют упражнение

Обобщают собственные знания

Познавательные:

формирование навыков поисковой деятельности. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета.

- Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);

-Коммуникативные:

Формирование умений учебного сотрудничества, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

- Регулятивные:

предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

Работа над пройденным материалом. Закрепление по теме урока.
3-4

Практическая работа. Коллективная работа (фронтально)

- Составьте предложения, используя слова, написанные на доске. Постарайтесь точно употребить прилагательные.

Давайте запишем предложение:

Бабушка угощала ребят горячими и вкусными блинами.

(Комментированное письмо у доски).

- Найдите и подчеркните главные члены предложения, Над главными членами предложения надпишите части речи, которыми они выражены. С какой частью речи связаны прилагательные? Назовите эту связь. (блинами (какими?) вкусными, горячими).

- Подчеркните имена прилагательные волнистой линией.

Организация повторения пройденного материала.

Связь ранее изученного материала с актуальным.

Работают по алгоритму, излагают, объясняют учебный материал.

- Регулятивные:

Умение организовать учебную деятельность, составлять алгоритм действий.

- Личностные:

формирование самостоятельности, ответственности, уверенности в своих силах, положительное отношение к себе. Формирование самооценки, анализа выполненной работы, вычленение проблем.

- Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска.

-Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Работа над пройденным материалом. Закрепление по теме урока.

4-5

Физминутка на снятие статического напряжения.

1 мин.

Выполнение упражнений во взаимосвязи с уже известными знаниями и умениями, способами действий.

Практическая индивидуальная работа.

Люди придумали много загадок, песен, пословиц о блинах. А какие пословицы и поговорки о блинах знаете вы?

Первый блин – комом.

Скоро только блины пекутся.

Это Масленица идет, блин да мед несет.

Он круглый и румяный,
Его любят со сметаной,
И с вареньем и с медком,
Вкус его нам всем знаком.

А четверостишие – это какой жанр русского народного творчества?

Давайте сейчас запишем эту загадку по памяти. ( письмо по памяти)

Прочитайте и повторите про себя, чтобы запомнить.
- Найдите и объясните орфограммы.
- Прочитайте хором орфографически.
- Проговорите орфографически, не глядя на доску.
- Беззвучно проговорите, только шевеля губами, широко открывая рот.
- Закройте глаза и представьте эту загадку, написанную мелом на доске или ярким фломастером на бумаге.
- Откройте глаза, еще раз прочитайте загадку на доске.
- Запишите загадку в тетрадях. (Слайд).
- Подчеркните орфограммы.
-Поменяйтесь тетрадями и проверьте написанное. (Доска открыта). Карандашом можно исправить ошибки и на полях поставить отметку.

Масленица, Масленица,
Дай блинком полакомиться.
Прогони от нас метели,
Прокати на карусели.
Растопи холодный лёд,
Пусть весна скорей придёт!

Организует ситуацию выбора в соответствии с возможностями.

Действия по алгоритму.

Организация взаимопроверки.

Использует приобретенные знания в практической деятельности.

Взаимопроверка

- Познавательные:

умение использовать информацию и вычленять необходимую для решения учебной задачи.

- Личностные:

уточнение собственных возможностей

- Регулятивные:

формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

Групповая работа.

3-4

Действие по обобщению: - анализ признаков объекта;

- выделение главных признаков;

- объединение признаков;

- оформление вывода.

Действия по оценке знаний умений и навыков.

Ребята, наши блинчики уже остыли и их можно кушать.

Блины едят с разными добавками, но самые сладкие блинчики получаются с вареньем.

Групповая форма работы.

- Итак ребята! У каждой группы есть карточка, на ней написано имя существительное, от которого вы должны будете образовать имя прилагательное, связанное со словом «варенье». Затем вам нужно будет придумать и записать предложение, где обязательно должно присутствовать составленное вами словосочетание.

Даны карточки со словами:

  1. Вишня #1040;брикос

3. Клубника #1052;алина

5. Персик 6. Слива

На карточкам также показана схема: Прил.+сущ.

От каждой группы выходит один участник, он читает составленное предложение.

- Вот, ребята, какие вкусные и аппетитные блины с вареньем у нас сегодня получились. Всем сразу захотелось полакомиться ими. А какие слова помогли нам так красочно описать угощение? (имена прилагательные).

- Так, зачем нам в речи нужны имена прилагательные? ( для того чтобы наша речь была богатой и красочной)

Организует систематизацию и обобщение совместных достижений.

Выявляют границы применимости знаний и выполнения заданий.
Работа в группах.

- Познавательные:

выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий;

установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования.

-Коммуникативные:

высказывать мнения по результатам сравнения.

- Личностные:

формирование собственных представлений о предмете изучения; реализация личностного потенциала; анализ личностного изменения в процессе учения.

Работа с учебником.

4-5

Самостоятельная работа.

Сейчас открываем учебник на стр.97 упр.167

Про себя читаем задание к упражнению. Один ученик читает вслух. Проговариваем, что нужно сделать в этом упражнении.

Самостоятельная работа

Познавательные: решать поставленную задачу

Рефлексия учебной деятельности (итог урока)

2-3

Подведение итогов.

- Какую задачу ставили в начале урока?

- Удалось ли её решить?

- Что нового узнали на уроке?

- Где можно применить новые знания?

- У себя в тетрадках на полях нарисуйте линейку настроения.

- Оцените свою работу на уроке, отметив на шкале крестиком уровень вашей работы, свою удовлетворенность уроком.

Урок окончен.

Создает ситуацию, связанную с приятными эмоциями, чувством удовлетворения от работы, ощущением собственной компетентности, самоуважения.

Анализируют деятельность.

- Регулятивные:

Формирование самооценки своих достижений на уроке.

- Личностные:

самоопределение

- Познавательные:

Рефлексия мотивации, способов деятельности образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка на тему «Имена существительные собственные и нарицательные»

Технологическая карта урока на тему «Имена существительные собственные и нарицательные». Предмет: русский язык..  УМК «Начальная школа 21 века»....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Имена собственные и нарицательные"

Технологическая карта урока русского языка по теме "Имена собственные и нарицательные"...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол»( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: урок общей методологической направленностиЦель урока: обобщение полученных знаний о глаголе; совершенствование умений находить в тексте глаголы ; определение числа глагола; развитие умений ...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Имя прилагательное как часть речи» ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений  об имени прилагательном как части речи;Задачи урокаДидактические:1)  формировать умения определять...

Технологическая карта урока русского языка. Тема:"Склонение имен прилагательных"(3 класс, УМК "Школа России").

Тип урока: “открытие” нового знания. Цель урока: формирование представлений о склонении имен прилагательных; Задачи урокаДидактические:Познакомить со склонением имен прилагательн...

Технологическая карта урока русского языка на тему «Имена существительные 1-го, 2-го, 3-го склонения»

Технологическая карта урока русского языкана тему «Имена существительные 1-го, 2-го, 3-го склонения»...

Технологическая карта урока русского языка "Дательный падеж имени прилагательного" (4 класс, УМК "Школа России")

Тип урока: урок "открытия" нового знания.Цель урока: формирование у обучающихся понятия о дательном падеже имени прилагательного.Задачи урока:Дидактические:1. Формировать у обучающихся ...