Название этапа Время, мин | Форма работы | Содержание взаимодействия с учащимися | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный 1-2 | Включение в деловой ритм. Эмоциональный настрой на работу | «У меня хорошее настроение. Я могу быть добрым и терпеливым. Я успею сделать все! Я буду предельно внимателен на уроке». Орг. момент. Здравствуйте, ребята! - Какое сегодня число? (14 марта) В Древнем Риме март был первым месяцем года и весны и посвящался Марсу, покровителю полей и стад. В его честь месяц так и назвали. - Запишите число в тетрадь.
| Мотивирует обучающихся к учебной деятельности, Контролирует готовность к уроку | Проявление интереса. Эмоциональный настрой на урок. | Регулятивные: контроль - Личностные: самоопределение к деятельности . Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Актуализация знаний. Выход на тему урока. 5-6 | Наблюдение постановка опыта, самостояте-льная работа. | Минутка чистописания (Слова на доске) Голубое, разговорчивый, ранняя, весеннее, последний, лесная, золотой. - Что общее в данных словах?(Все слова имена прилагательные) - Докажите.(отвечают на вопрос какой? какая? какое? обозначают признак предмета) - Предположите, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? ( об имени прилагательном) - А мы знакомы с этой частью речи? - Сегодня мы будем уточнять представление об имени прилагательном, систематизировать наши знания и тренироваться в употреблении их в речи. - Распределите их на 3 группы (ж. р, с. р, м. р.)Уточните, по какому признаку разделили. - Составьте цепочку букв для минутки чистописания из окончаний имён прилагательных в следующем порядке.( м. р., ж. р., с. р.) Ойыйий аяяя оеее - Пропишите эту цепочку до конца строки. | Организует повторение знаний, закрепление умений. Определяет типичные недостатки. | Демонстрируют знания, умения | -Познавательные: постановка и решение проблемы; - Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; - Личностные: развитие учебно-познавательных мотивации. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Словарно-орфографическая работа. 4-5 | Выборочный диктант | Сегодня словарную работу мы проведем в виде выборочного диктанта. Весна Наступила весна. В городе уже почти нет снега. На березах набухли темные почки. Ученики расстегнули пальто и побежали к озеру. В субботу, выполнив домашнюю работу, ребята пойдут в парк. Как хорошо весной! |
| Вычленение и запись словарных слов из текста | Регулятивные: развитие самоконтроля |
Конкретизация темы урока. Целеполагание. 2-3 | Учебная дискуссия. Задание с недостающими данными. | Прочитайте слова.( запись на доске) К..пуста, к..ртофель, бл..ны, к..б..чок. Какие знакомые орфограммы вы видите в этих словах? Как проверим? (это сл. слова) - Найдите лишнее слово. Объясните, почему оно лишнее?( это не овощ, это слово стоит во мн. числе) Давайте вспомним, что такое блин. Работа с толковым словарем. (Читает ученик) Блин - Тонкая лепёшка из кислого жидкого теста, испечённая на сковороде, на жару. У многих народов мира блины считаются символом Солнца. Поэтому, блины являются непременным атрибутом Масленицы, ведь это именно то время, когда провожают зиму и встречают весну. Изделия из теста, напоминающие наши русские блины, были известны еще в древнем Египте. А на Руси первое упоминание о них относится к 1005 году. Долгое время их называли «млины», от слова «молоть» или «мять». Только с XVI века появляется привычное нам название. Некоторые историки кулинарии приводят интересный случай. По их мнению, такое блюдо как блины появилось совершенно случайно. Одна забывчивая хозяйка, подогревая овсяный кисель, зазевалась. Вот и получился из киселя румяный блин. Почему же мы сегодня заговорили о блинах?( потому что это атрибут праздника – Масленица. Масленица – это проводы зимы. По традиции в этот праздник сжигают чучело зимы, поют заклички, едят блины и веселятся). -Как вы думаете, какое отношение имеет блин к имени прилагательному – теме нашего урока? | Создает ситуацию познавательных противоречий.
Обращение к жизненному опыту детей и историческим традициям народа.
Вызов на коммуникацию. | Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют. Останавливают свой выбор на целях, связанных с поиском ОСД и личного совершенствования | - Регулятивные: умение сотрудничать, вступать в дискуссию, умение ставить цели, планировать свою работу.. - Познавательные: Анализировать доказывать, отстаивать свое мнение -Коммуникативные: умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем. |
Работа по материалу урока. Конкретизация целей и задач. 10-11
Психофизическая тренировка на снятие напряжения глаз. (1 мин.) | Частично-поисковая деятельность, поиск решения проблемного вопроса, проблемной ситуации. Дидактическая игра. Коллективные формы работы (в парах). Учебная дискуссия. Практическая работа.
Релаксация | - Сегодня у нас на уроке блин не простой, а волшебный.- Он напомнит нам не только о традициях нашего народа, но и научит правильно употреблять в речи имена прилагательные, чтобы сделать нашу речь красивее, выразительнее, богаче.(уточнить. Систематизировать, употреблять в речи) - Итак, что такое имя прилагательное? (ответ ребенка) Какие признаки может обозначать имя прилагательное? С какой частью речи всегда связано имя прилагательное? - Что еще мы знаем об имени прилагательном? - Наш блин волшебный, и чтобы он нам помог его нужно похвалить. - Какая часть речи нам поможет «похвалить» блин? (картинка с блинами) слайд Блин | (какой?) | вкусный | Блин | (какой?) | румяный | Блин | (какой?) | золотистый | Блин | (какой?) | масленый | Блин | (какой?) | ароматный | Блин | (какой?) | горячий |
- Какие знакомые орфограммы вы увидели в этих словах? - Что обозначают эти прилагательные? На какой вопрос они отвечают? К какому слову относятся все перечисленные нами прилагательные? (К слову блин.) Посмотрите, как много прилагательных можно подобрать только к одному очень простому слову блин.
Гимнастика для глаз (слайд) | Создает проблемную ситуацию. Побуждает учащихся к обсуждению и выявлению причин возникших затруднений. Организует работу в парах. Побуждает к анализу собственных действий. Организация психофизической тренировки. | Анализируют проблемную ситуацию, ищут решение, выдвигают и проверяют гипотезу. Выполняют упражнение
Обобщают собственные знания | Познавательные: формирование навыков поисковой деятельности. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета. - Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. - знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности); -Коммуникативные: Формирование умений учебного сотрудничества, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. - Регулятивные: предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; |
Работа над пройденным материалом. Закрепление по теме урока. 3-4
| Практическая работа. Коллективная работа (фронтально)
| - Составьте предложения, используя слова, написанные на доске. Постарайтесь точно употребить прилагательные. Давайте запишем предложение: Бабушка угощала ребят горячими и вкусными блинами. (Комментированное письмо у доски). - Найдите и подчеркните главные члены предложения, Над главными членами предложения надпишите части речи, которыми они выражены. С какой частью речи связаны прилагательные? Назовите эту связь. (блинами (какими?) вкусными, горячими). - Подчеркните имена прилагательные волнистой линией.
| Организация повторения пройденного материала. Связь ранее изученного материала с актуальным. | Работают по алгоритму, излагают, объясняют учебный материал. | - Регулятивные: Умение организовать учебную деятельность, составлять алгоритм действий.
- Личностные: формирование самостоятельности, ответственности, уверенности в своих силах, положительное отношение к себе. Формирование самооценки, анализа выполненной работы, вычленение проблем. - Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска. -Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Работа над пройденным материалом. Закрепление по теме урока.
4-5
Физминутка на снятие статического напряжения. 1 мин. | Выполнение упражнений во взаимосвязи с уже известными знаниями и умениями, способами действий.
Практическая индивидуальная работа. | Люди придумали много загадок, песен, пословиц о блинах. А какие пословицы и поговорки о блинах знаете вы? Первый блин – комом. Скоро только блины пекутся. Это Масленица идет, блин да мед несет.
Он круглый и румяный, Его любят со сметаной, И с вареньем и с медком, Вкус его нам всем знаком.
А четверостишие – это какой жанр русского народного творчества? Давайте сейчас запишем эту загадку по памяти. ( письмо по памяти) Прочитайте и повторите про себя, чтобы запомнить. - Найдите и объясните орфограммы. - Прочитайте хором орфографически. - Проговорите орфографически, не глядя на доску. - Беззвучно проговорите, только шевеля губами, широко открывая рот. - Закройте глаза и представьте эту загадку, написанную мелом на доске или ярким фломастером на бумаге. - Откройте глаза, еще раз прочитайте загадку на доске. - Запишите загадку в тетрадях. (Слайд). - Подчеркните орфограммы. -Поменяйтесь тетрадями и проверьте написанное. (Доска открыта). Карандашом можно исправить ошибки и на полях поставить отметку.
Масленица, Масленица, Дай блинком полакомиться. Прогони от нас метели, Прокати на карусели. Растопи холодный лёд, Пусть весна скорей придёт! | Организует ситуацию выбора в соответствии с возможностями.
Действия по алгоритму.
Организация взаимопроверки.
| Использует приобретенные знания в практической деятельности.
Взаимопроверка | - Познавательные: умение использовать информацию и вычленять необходимую для решения учебной задачи. - Личностные: уточнение собственных возможностей - Регулятивные: формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. |
Групповая работа. 3-4
| Действие по обобщению: - анализ признаков объекта; - выделение главных признаков; - объединение признаков; - оформление вывода. Действия по оценке знаний умений и навыков. | Ребята, наши блинчики уже остыли и их можно кушать. Блины едят с разными добавками, но самые сладкие блинчики получаются с вареньем.
Групповая форма работы. - Итак ребята! У каждой группы есть карточка, на ней написано имя существительное, от которого вы должны будете образовать имя прилагательное, связанное со словом «варенье». Затем вам нужно будет придумать и записать предложение, где обязательно должно присутствовать составленное вами словосочетание. Даны карточки со словами: - Вишня #1040;брикос
3. Клубника #1052;алина 5. Персик 6. Слива На карточкам также показана схема: Прил.+сущ. От каждой группы выходит один участник, он читает составленное предложение. - Вот, ребята, какие вкусные и аппетитные блины с вареньем у нас сегодня получились. Всем сразу захотелось полакомиться ими. А какие слова помогли нам так красочно описать угощение? (имена прилагательные). - Так, зачем нам в речи нужны имена прилагательные? ( для того чтобы наша речь была богатой и красочной) | Организует систематизацию и обобщение совместных достижений. | Выявляют границы применимости знаний и выполнения заданий. Работа в группах. | - Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования. -Коммуникативные: высказывать мнения по результатам сравнения.
- Личностные: формирование собственных представлений о предмете изучения; реализация личностного потенциала; анализ личностного изменения в процессе учения. |
Работа с учебником. 4-5 | Самостоятельная работа. | Сейчас открываем учебник на стр.97 упр.167 Про себя читаем задание к упражнению. Один ученик читает вслух. Проговариваем, что нужно сделать в этом упражнении.
|
| Самостоятельная работа | Познавательные: решать поставленную задачу |
Рефлексия учебной деятельности (итог урока) 2-3 | Подведение итогов. | - Какую задачу ставили в начале урока? - Удалось ли её решить? - Что нового узнали на уроке? - Где можно применить новые знания? - У себя в тетрадках на полях нарисуйте линейку настроения. - Оцените свою работу на уроке, отметив на шкале крестиком уровень вашей работы, свою удовлетворенность уроком.
Урок окончен. | Создает ситуацию, связанную с приятными эмоциями, чувством удовлетворения от работы, ощущением собственной компетентности, самоуважения. | Анализируют деятельность. | - Регулятивные: Формирование самооценки своих достижений на уроке. - Личностные: самоопределение - Познавательные: Рефлексия мотивации, способов деятельности образовательного процесса. |