Урок русского языка во 2 классе по теме «Проверка написания безударных гласных в корне слова»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Урок русского языка во 2 классе, обучение по учебнику "Русский язык" авторы Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова. Образовательная цель данного урока: развивать орфографические умения написания слов с безударной гласной в корне слова; учить находить проверочные слова разными способами (подбором однокоренных слов и изменением формы слова)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_2_klasse_ziganshina_s.v.doc | 136.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2 классе (учитель Зиганшина С.В.)
Тема урока: «Проверка написания безударных гласных в корне слова»
Цели урока:
Образовательная: развивать орфографические умения написания слов с безударной гласной в корне слова; учить находить проверочные слова разными способами (подбором однокоренных слов и изменением формы слова).
Развивающая: способствовать развитию познавательной сферы учащихся и логического мышления (внимания, умения устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно добывать знания, сравнивать, обобщать и делать выводы); - способствовать развитию критерия самооценки; - совершенствовать умение работать в парах, навыки самостоятельной работы, навыки самопроверки и саморегуляции;
Воспитательная: формировать потребности к новым знаниям; воспитывать интерес к изучению русского языка; создать условия для воспитания коммуникативной культуры общения и умения учащихся работать в паре, способствовать созданию благоприятного психологического климата для возможного раскрытия потенциала каждого ребёнка.
Оборудование: мультимедийная установка; авторская презентация, подготовленная с помощью приставки mimio; раздаточный материал.
Формируемые УУД:
- регулятивные (целеполагание, планирование, контроль, коррекция);
- познавательные (общеучебные УУД: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, постановка и формулирование проблемы, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические УУД: анализ объектов с целью выделения признаков, обобщение, построение логической цепи рассуждений, доказательство);
- коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речи в соответствии с нормами родного языка).
Планируемый результат: Знать правило написания безударных гласных в корне. Уметь подбирать проверочные слова, различать проверочное и проверяемое слова.
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I. Организационный момент. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся. Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность, вызвать интерес | ||
- Ребята, сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Улыбнитесь друг другу, мне и гостям. Попробуйте сохранить такое доброе настроение в течение всего урока. Я очень хочу, чтобы вы улыбались, Работою нашей довольны остались. Пусть этот урок нас порадует всех, И каждый из нас ощутит свой успех. Девиз нашего урока: «С маленькой удачи начинается большой успех» - Как вы понимаете эти слова? Я желаю вам, ребята, извлечь из нашего урока как можно больше новых знаний. Спорьте, отстаивайте свою точку зрения, но будьте внимательны и добры к своим товарищам. - На прошлом уроке мы с вами отлично потрудились. Надеюсь, что и сегодня работа будет эффективной. - А что вам нужно для этого? - Начать урок мне хотелось бы с высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни». - Почему важно хорошо знать свой родной язык? - Сегодня на уроке мы продолжим изучать наш русский язык. - Давайте повторим, какие шаги нам нужно сделать для того, чтобы «открыть» новое? (На доске опоры) 1 шаг – понять, что нам известно. 2 шаг – узнать то, что нам неизвестно. | Приветствуют гостей. (На доске опоры) 1 шаг – понять, что нам известно. 2 шаг – узнать то, что нам неизвестно. | Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества) Личностные (Смыслообразование, Учебно-познавательная мотивация, внутренняя мотивация школьника) Познавательные (извлечение из памяти сохраненной информации) |
II. Постановка проблемы урока Цель: Подготовить детей к изучению нового материала через постановку проблемной ситуации. | ||
- Сегодня я вам хочу рассказать историю про одного мальчика, которого звали Миша и учился он как и вы во 2 классе. Была у Миши одна беда, трудно ему давался русский язык и вот какая история с ним произошла. Миша написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята вечером. «Мяч будет, – сказал товарищам Миша. – Колька принесет». Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол. – Почему так получилось? – Какое правило не знал автор записки? – Как правильно записать это слово? с м…чом — с м…чом — |
Оценивают себя по условным знакам: + знаю, умею - не усвоил 0 допускаю 1-2 ошибки ? сомневаюсь | Коммуникативная (умение договариваться с учениками, планирование учебного сотрудничества) Познавательные (моделирование) Познавательные (извлечение из памяти сохраненной информации) Познавательные (умение использовать полученные знания на практике) Познавательные (выделение необходимой информации) Коммуникативные (планирование сотрудничества) Познавательные (поиск и выделение необходимой информации) Логические (анализ) Регулятивные (самоконтроль) |
III. Постановка темы и цели урока Цель: сформулировать и согласовать тему и цель урока, построить план достижения цели.
| ||
– Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока? (Тема нашего урока – «Правописание безударных гласных в корне слова».) – Какие цели поставите перед собой? (Научиться правильно писать слова безударной гласной в корне.)
УЗНАТЬ: НАУЧИТЬСЯ: Моделирование плана урока. – В течение урока будем отвечать на вопросы: Что Где Как надо проверять? Чем Эти вопросы и будут нашим планом урока, который мы постараемся выполнить. Будем внимательными и активными, и обязательно справимся. По ходу урока мы составим с вами ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ. - Для чего он нам нужен? | Проговаривают и совместно с учителем составляют картинный план урока.
(выполняют задания с комментированием) Оценивают себя по условным знакам: + знаю, умею - не усвоил 0 допускаю 1-2 ошибки ? сомневаюсь | Коммуникативная (умение договариваться с учениками, планирование учебного сотрудничества) Познавательные (моделирование) Познавательные (извлечение из памяти сохраненной информации) Познавательные (умение использовать полученные знания на практике) Познавательные (выделение необходимой информации) Коммуникативные (планирование сотрудничества) Познавательные (поиск и выделение необходимой информации) Логические (анализ) Регулятивные (самоконтроль) |
IV. Актуализация знаний Цель: актуализация знаний, достаточных для построения нового знания, фиксация учащимися затруднений в выполнении учебного действия | ||
1. Чистописание. а о и е я - Как вы думаете, почему сегодня на уроке для чистописания я предложила вам вспомнить и прописать именно эти буквы? (В написании слов с этими буквами можно сделать ошибки). - Пропишите строчку букв, чередуя их. Безударных гласных пять Тех, что надо проверять. Вы запомните, друзья, Буквы А, О, Е, И, Я. - Почему мы начали урок с написания этих букв? (Потому что мы работаем по теме “Безударные гласные в корне слова”.) 2. Вернемся к нашему плану урока. - На какие вопросы мы с вами уже можем ответить? – Ответим на первый вопрос: что надо проверять? (Гласные а, о, и, е, я – в слабой позиции.) – Где надо проверять? (Надо проверять в корне слова.) – Как надо проверять? ………………(Надо подобрать однокоренные проверочные слова.) – Чем надо проверять? …………….(Безударная гласная проверяется ударением.) 3. ПОВТОРЕНИЕ ПРАВИЛА (ЦОР) | На доске: надо проверять? Что? а, о, и, е, я Где? в корне Как? подбирать однокоренные слова Чем? ударением | Познавательные (выделение необходимой информации) Логические (сравнение) Познавательные (формулирование проблемы) Логические (обобщение, анализ, выведение следствий) Познавательные (построение устного высказывания) Регулятивные (предположение) Познавательные (работа с информацией) Логические (подведение под понятие) |
V. Фиксация затруднения в пробном действии, выявление места и причины затруднения. Цель: фиксация учащимися затруднений в выполнении учебного действия, составление алгоритма – последовательности действий при проверке гласной в корне слова. | ||
1. Работа в парах и индивидуально. – Составим алгоритм проверки безударной гласной.
Алгоритм
• Прочитай слово. • Поставь ударение. • Выдели корень. • Определи безударную гласную. • Подбери проверочное слово. Проверим. 2. Работа по алгоритму. (ЦОР) | Работа в парах. - составление алгоритма Проверяют с доской и заполняют опорный конспект. | Регулятивные (целеполагание, умение формулировать тему, постановка цели) |
VI. Физкультминутка Цель: снятие утомления через физические упражнения. | ||
Мы поработали. Пора отдохнуть, снять напряжение. | Физкультминутку проводит ученик. На уроке мы писали И, конечно же, устали. Нам пора передохнуть, Потянуться и вздохнуть. Прочь прогоним лень и скуку, Разомнем сначала руки. Покрутили головой, И усталость вся долой! А потом мы приседаем. Это важно, сами знаем. Мы колени разминаем, Наши ноги упражняем. Снова встали - ноги вместе И уже сидим на месте. | Коммуникативные |
VII. Составление и реализация проекта выхода из затруднения. Открытие новых знаний. Цель: апробация способа действий, направленного на решение проблемной ситуации, его вербальное фиксирование. | ||
- Продолжаем работать с нашим планом урока. - На какой вопрос мы сейчас с вами попробуем найти ответ? Как проверять? - А мы разве не знаем? - Обратимся вновь к нашему опорному конспекту. Что заметили? (способы проверки безударных гласных) - Может кто-то уже знает какие способы проверки существуют? - давайте будем разбираться! 1. способ. - Возьмите карточку желтого цвета. Кто прочитает задание. Выполним его. Вставь пропущенные буквы, выдели корень, поставь ударение, подчеркни орфограммы Гл….за – Л…сты – Г…ра - - Как подбирали проверочные слова? Измени форму слова, - Оцените себя. 2 способ * Подбор однокоренных слов, подчеркнуть проверочное слово Л…сник, …. - Какой способ проверки использовали? | Логические (анализ объектов с целью выделения признаков) Познавательные (построение устного высказывания) Регулятивные (самоконтроль, амооценка) | |
VIII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Цель: Организовать решение учащимися практико-ориентированных заданий в парах с целью выявления границ применимости нового знания | ||
Работа в группах (5 групп).
- Чтобы проверочные слова быстро приходили в голову, надо почаще собирать гнезда родственных слов. Поработайте в группах. На листочке записан «корень», вам нужно найти его «родственников» и записать. -сад- -ход- -бел- -свист- -боль- - лень- - бег-
• Проверка (зачитываются слова от каждой группы).
– Подчеркните те из них, которые могут быть проверочными. – Почему вы выбрали эти слова? (В этих словах на проверяемую гласную в корне падает ударение.) Оцените себя. |
| Коммуникативные (планирование учебного струдничества) Познавательные (моделирование) Логические (анализ объектов с целью выделения признаков, обобщение) Познавательные (построение устного высказывания) Личностный (учебно-познавательная мотивация) Познавательные (построение устного высказывания) |
IX. Повторение, включение новых знаний в систему знаний. Цель: Применение новых знаний, обогащение словарного запаса. | ||
Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Игра «Найди и исправь ошибку.
- Проверьте Мишин орфографический диктант. Найдите, исправьте ошибку, запишите правильно слово и в уме подберите проверочное. Лисной, вада, бижать, трова, свистеть – Какие способы проверки вы использовали? • Проверка. (Синий – синева, воды – вода, бег – бежать, травы – трава, свист – свистеть.)
– Сколько слов он написал правильно? (Одно.) – Какое? (Свистеть.) – Что вы посоветуете Мише? (Выучить правило правописания безударной гласной в корне слова.) Давайте еще раз повторим правило. | Логические (анализ, обобщение, установление причинно-следственных связей) Личностные (уважение к товарищам) | |
IX. Рефлексия учебной деятельности. Итог урока. Цель: Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, соотнести поставленную цель и результаты, способствовать формированию самооценки своей деятельности | ||
- Подведем итог нашего урока. – Вернемся к нашим вопросам, которые ставили в начале урока. На все вопросы мы смогли найти ответ? - Достигли мы цели урока? - Назовите способы проверки безударных гласных в корне имён существительных. - Где и как вы можете применить новое знание? - Всегда ли можно проверить написание безударного гласного звука в словах? (тема следующего урока) Самооценка собственной работы на уроке. Используется метод: « Незаконченного предложения» « На уроке я узнал ….» « Мне на уроке удалось…..» «Трудным для меня было….» « Мне бы хотелось похвалить……..» « Самым интересным на уроке было…» - А теперь я хочу, чтобы каждый из вас оценил свою работу на уроке. («Лесенка успеха») — У вас каждого есть листочки с лесенкой из пяти ступенек. С ее помощью оцените свою работу на уроке. На какую ступеньку вы себя поставите? Девиз нашего урока: «С маленькой удачи начинается большой успех» | Дети на доску прикрепляют своих смайликов. | Познавательные (рефлексия) Регулятивные (самооценка) Личностные (мотивация на успех) |
XI. Задание на дом Цель: самостоятельно применять полученные знания на практике Предложенные карточки для самостоятельной работы дома, помогут вам достичь цели. (Домашнее задание по индивидуальным карточкам составлено в зависимости от достижений каждого ученика) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Способы проверки написания безударных гласных в корне слова"
Цель урока: применять различные способы проверки безударных гласных в корне слова при выполнении различных упражненийЗадачи урока:а) выполнить упражнения в написании слов с безударными гласными,...
Урок – сказка Тема: Проверка написания безударных гласных в двусложных словах.
Урок – сказка русского языка во 2 классе по тема: «Проверка написания безударных гласных в двусложных словах». Цели: формирование умения проверять написание безударных гласных в словах путём изме...
Технологическая карта урока русского языка, 2 класс по теме "Повторение. Проверяемая безударная гласная в корне слов."
В технологической карте предложены планируемые результаты (УУД, предметные), показана деятельность педагога и обучающихся, что дает возможность работать, используя системно-деятельностный подход...
Урок русского языка в 1 классе по теме Проверка написания безударных гласных в корне слова
урок обобщения знаний...
Конспект открытого урока во 2 классе на тему: "Правописание непроверяемой безударной гласной в корне слова"
Данный урок создан в соответствии ФГОС. Использованы игровые технологии, групповая работа, взаимная проверка, дифференцированное домашнее задание....
Конспект урока русского языка во 2 классе "Алгоритм проверки написания безударных гласных в корне слова".
Конспект урока русского языка во 2 классе "Алгоритм проверки написания безударных гласных в корне слова"....