Конспект урока обучения грамоте (письмо):"Дифференциация букв З -С" 1 класс. Программа "Начальная школа 21 века"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Лопатина Екатерина Николаевна

Урок обучения грамоте (письмо).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_z-s.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

                       

Муниципальное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 г.о. Тольятти

                   Конспект  урока обучения грамоте (письмо).

                   

              Тема.  «Дифференциация букв З, з – С, с» 

                         (ознакомление с новым материалом).

                   Составитель. Учитель начальных классов-

Лопатина Екатерина Николаевна

                       Класс. 1 «А»

                     Дата проведения.___________     

                                          2011/2012 учебный год

                                Тема урока: «Дифференциация букв З, з – С, с»

Цель: учить дифференцировать буквы и звуки, составлять связный текст по опорным словам.

Задачи:

- развивать фонематический слух, речь, внимание, аккуратность, усидчивость;

-  расширять кругозор;

-  воспитывать любовь к окружающему миру.

 Методы и приёмы работы:

- словесные (художественное слово учителя, беседа);

- наглядные (предметные картинки с изображением птиц);

- практические (работа в прописи коллективная и самостоятельная).

Принципы:  научность, доступность, наглядность, сознательность, творческая активность, систематичность и последовательность, максимальная опора на различные анализаторы.

Оборудование: иллюстрации с изображением сычика воробьиного, неясыти, сплюшки, сыча мохноногого.

Ход урока.

УУД

1. Организационный момент (учитель).

-  Ребята, сегодня гостьей нашего урока будет загадочная птица, которую часто ругают за разбой, но о которой мало что знают.

У нее глаза больше,

Хищный клюв – всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днем. (Сова)

- Прочитайте названия птиц, которые изображены на картинках.

- Какое слово лишнее? Почему? ( «Филин», в этом слове нет буквы С.)

- Все совы очень похожи друг на друга, их нельзя спутать с какой-нибудь другой птицей. У них большая голова, большие круглые глаза и крючковатый нос.  Совы имеют покровительственную окраску: под цвет коры, сухой травы, а также снежно-белую у полярной совы.

2. Новый материал.

 2.1 Сообщение темы урока (учитель).

- Обратите внимание на глаза совы. Они почти неподвижны. Но зрение у совы уникальное. Она способна видеть добычу на расстоянии 300м. Однако главную роль при ловле добычи у совы выполняет слух. Ученые проводили такие опыты. В абсолютно темном помещении на пол насыпали сухую подстилку, чтобы можно было слышать, как специально выпущенная мышь пробегает по полу. Сова тотчас бросалась вниз и схватывала её.

- Сегодня на уроке у вас тоже главными помощниками будут зрение и слух.

Сахара для Захара – из сахара Сахара:

Там сахарные  горы сахарного песка.

Почаще бы в Сахару захаживать Захару,

Да очень от Захара Сахара далека!

                                      (О. Погореловский)

- Какие звуки помогли поэту пошутить? Что вы о них знаете?

- Сова поможет нам провести сравнение букв З и С.

2.2 Коллективная работа в прописи.

- Жили дружно две девочки. Прочитайте на с.48, как их звали? (Лиза и Сима).

- Решили они поменяться буквами З и С.  Что получилось? (Лиса и зима).

- Запишите новые слова. У Лизы и Симы была коза. Во что она превратилась после замены буквы? Запишите. (Коса).

- А чем стала роса на лугу, где коза щипала траву? Запишите. (Роза).

- Как изменился звуковой состав слов?

2.3 Анализ звуковых схем.

- Лиза и Сима любят играть в игру «Любимая буква». Из данных слов надо выбрать такие, в которых есть любимая буква Лизы – буква «З», а затем такие, в которых любимая буква Симы – «С».

Дети записывают в первую группу слова с буквой «З»: замок, коза, закон, мимоза.

А во вторую с букой «С»: сосна, роса, снег, коса.

- Придумайте слова на тему «игрушки», в которых была бы либо буква З, либо буква С. (Самолет, зайка, собачка, грузовик, совок, корзинка)

2.4 Физминутка

На горе стоит лесок (круговые движения руками)
Он не низок не высок (сесть, встать, руки вверх)
Удивительная птица подает нам голосок (глаза и руки вверх, потянуться)
По тропинке два туриста
Шли домой из далека (ходьба на месте)
Говорят: «Такого свиста, мы не слышали пока» (плечи поднять)

 - Ребята, а знаете ли вы, какие звуки издает наша помощница - сова? (Некоторые виды сов ухают, а другие некое подобие криков.)

- Чтобы зрение у нас оставалось таким же хорошим давайте выполним зрительную гимнастику:

«Взгляд вверх-вниз» (8 раз в каждом направлении)

«Ходики» ( 8 раз в каждом направлении)

2.5 Самостоятельная  работа в прописи.

Учитель читает стихотворение.

      На свете странный мальчик есть:

      Он сам умеет кашу есть,

      Линкор умеет рисовать

      И  злых собак дрессировать.

      Но только скажут: «Спать пора»,-

      Он рев заводит до утра:

      «Не гасите огня! Не просите меня!

      Все равно не усну! Всю постель переверну!..»

- Решили совы выкрасть этого мальчика:

       «…Раз этот мальчик-чудак

       Ночами не желает спать,

       Ему совенком нужно стать.

       В дупло мальчишку принесем,

       Пять страшных слов произнесем,

       Дадим волшебную траву

       И превратим его в сову!..»

- Ребята, давайте выручать мальчика. А для этого надо восстановить  слова, вставляя пропущенные буквы «З» или «С» на с.49. Подсказкой вам будут служить колокольчики над пропусками букв.

- Скажите, какие звуки мы помечаем в звуковых схемах колокольчиками? (Согласные звонкие) Значит, какую букву вы будете писать под колокольчиком? («З», так как у неё звуки звонкие.)

Затем  подберите слова к двум схемам и запишите предложение письменными буквами.

Дети выполняют самостоятельную работу.

Учитель просит зачитать восстановленные слова.

(Зима, Ася, Зина, Сеня, сок, земля, сосна, санки, заноза, музыка, глаза, морозы.)

Выясняет, какие слова дети выбрали к звуковым схемам (Коза, Соня) и почему не подошли другие слова.

Учитель читает продолжение стихотворения.

       …И мальчик сразу замолчал,

       Как будто в жизни не кричал

       И больше он по вечерам

       Не поднимает тарарам.

       Как только скажут: «Спать пора!» -

       Он засыпает до утра…

- Но сова не сказала, как звали мальчика. Кто знает мужские имена, в которых есть буквы З, С?

(Денис, Захар)

       …А совы по ночам не спят:

       Капризных стерегут ребят.

                                 (По И. Токмаковой.)

3. Подведение итогов.

Рефлексия деятельности.

- Чем довольны в своей работе?

- Чем не довольны?

Регулятивные:

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

Коммуникативные:

  -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

 -активное использование речевых средств  для решения коммуникативных и познавательных задач;

готовность слушать собеседника и вести диалог;

Познавательные: использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации

Регулятивные:

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

Личностные:

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Познавательные:

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации

Регулятивные: 

выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества.

Список литературы:

  1. Обучение грамоте. Письмо. 1 класс: поурочные планы по учебнику Л.Е. Журовой, А.О.Евдокимовой «Букварь» / авт.- сост. И.Г. Смирнова, С.В.Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010;
  2. 1000 игр с буквами и словами / В.В.Волина. – М.: АСТ – пресс, 1996;
  3. Я познаю мир. Птицы: Детс. энцикл. / В.В.Иваницкий. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2000

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте (письмо), проведённого в 1 «А» классе, ГБОУ школы №695 «Радуга» Пушкинского района Санкт-Петербурга учителем начальных классов Финогеновой Татьяной Витальевной 12 декабря 2013 г.

УМК «Школа России»Тема. Письмо слов и предложений с буквой Б.Тип урока: закрепление изученных букв.Цель. Упражнение в написании строчной и заглавной буквы Б, соединений с этой буквой.Задачи.1) Предмет...

Конспект урока обучения грамоте (письмо), проведённого в 1 «Б» классе, ГБОУ школы №315 Пушкинского района Санкт-Петербурга учителем начальных классов Финогеновой Светланой Владимировной 21 ноября 2014 г.

УМК: «Школа России» (авторская методика Илюхиной В. А.).Тема урока. Строчная буква «е».Цель: формирование графического навыка письма строчной буквы «е», различных видов соединений её с другими буквами...

Конспект урока обучения грамоте «Звук [у]. Буква У, у» (УМК «Начальная школа XXI века», 1 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление с гласным звуком [у], буквой У, у; формирование умения моделировать звуковой состав слова, выполнять звуковой анализ слов; развитие фонематического слуха обучаю...

Конспект урока обучение грамоте "Письмо строчной буквы "к" 1 кл. УМК "Школа России"

Конспект урока  обучение грамоте "Письмо строчной буквы "к" 1 кл. УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока Обучение грамоте: "Письмо строчной буквы т" (1 класс, УМК: "Школа России")

Цель урока: формирование графического навыка написания строчной буквы т.  Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Формировать умение писать строчную букву т.2. Форм...