Конспект урока обучения грамоте (письмо):"Дифференциация букв З -С" 1 класс. Программа "Начальная школа 21 века"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 г.о. Тольятти
Конспект урока обучения грамоте (письмо).
Тема. «Дифференциация букв З, з – С, с»
(ознакомление с новым материалом).
Составитель. Учитель начальных классов-
Лопатина Екатерина Николаевна
Класс. 1 «А»
Дата проведения.___________
2011/2012 учебный год
Тема урока: «Дифференциация букв З, з – С, с»
Цель: учить дифференцировать буквы и звуки, составлять связный текст по опорным словам.
Задачи:
- развивать фонематический слух, речь, внимание, аккуратность, усидчивость;
- расширять кругозор;
- воспитывать любовь к окружающему миру.
Методы и приёмы работы:
- словесные (художественное слово учителя, беседа);
- наглядные (предметные картинки с изображением птиц);
- практические (работа в прописи коллективная и самостоятельная).
Принципы: научность, доступность, наглядность, сознательность, творческая активность, систематичность и последовательность, максимальная опора на различные анализаторы.
Оборудование: иллюстрации с изображением сычика воробьиного, неясыти, сплюшки, сыча мохноногого.
Ход урока. | УУД |
1. Организационный момент (учитель). - Ребята, сегодня гостьей нашего урока будет загадочная птица, которую часто ругают за разбой, но о которой мало что знают. У нее глаза больше, Хищный клюв – всегда крючком. По ночам она летает, Спит на дереве лишь днем. (Сова) - Прочитайте названия птиц, которые изображены на картинках. - Какое слово лишнее? Почему? ( «Филин», в этом слове нет буквы С.) - Все совы очень похожи друг на друга, их нельзя спутать с какой-нибудь другой птицей. У них большая голова, большие круглые глаза и крючковатый нос. Совы имеют покровительственную окраску: под цвет коры, сухой травы, а также снежно-белую у полярной совы. 2. Новый материал. 2.1 Сообщение темы урока (учитель). - Обратите внимание на глаза совы. Они почти неподвижны. Но зрение у совы уникальное. Она способна видеть добычу на расстоянии 300м. Однако главную роль при ловле добычи у совы выполняет слух. Ученые проводили такие опыты. В абсолютно темном помещении на пол насыпали сухую подстилку, чтобы можно было слышать, как специально выпущенная мышь пробегает по полу. Сова тотчас бросалась вниз и схватывала её. - Сегодня на уроке у вас тоже главными помощниками будут зрение и слух. Сахара для Захара – из сахара Сахара: Там сахарные горы сахарного песка. Почаще бы в Сахару захаживать Захару, Да очень от Захара Сахара далека! (О. Погореловский) - Какие звуки помогли поэту пошутить? Что вы о них знаете? - Сова поможет нам провести сравнение букв З и С. 2.2 Коллективная работа в прописи. - Жили дружно две девочки. Прочитайте на с.48, как их звали? (Лиза и Сима). - Решили они поменяться буквами З и С. Что получилось? (Лиса и зима). - Запишите новые слова. У Лизы и Симы была коза. Во что она превратилась после замены буквы? Запишите. (Коса). - А чем стала роса на лугу, где коза щипала траву? Запишите. (Роза). - Как изменился звуковой состав слов? 2.3 Анализ звуковых схем. - Лиза и Сима любят играть в игру «Любимая буква». Из данных слов надо выбрать такие, в которых есть любимая буква Лизы – буква «З», а затем такие, в которых любимая буква Симы – «С». Дети записывают в первую группу слова с буквой «З»: замок, коза, закон, мимоза. А во вторую с букой «С»: сосна, роса, снег, коса. - Придумайте слова на тему «игрушки», в которых была бы либо буква З, либо буква С. (Самолет, зайка, собачка, грузовик, совок, корзинка) 2.4 Физминутка На горе стоит лесок (круговые движения руками) - Ребята, а знаете ли вы, какие звуки издает наша помощница - сова? (Некоторые виды сов ухают, а другие некое подобие криков.) - Чтобы зрение у нас оставалось таким же хорошим давайте выполним зрительную гимнастику: «Взгляд вверх-вниз» (8 раз в каждом направлении) «Ходики» ( 8 раз в каждом направлении) 2.5 Самостоятельная работа в прописи. Учитель читает стихотворение. На свете странный мальчик есть: Он сам умеет кашу есть, Линкор умеет рисовать И злых собак дрессировать. Но только скажут: «Спать пора»,- Он рев заводит до утра: «Не гасите огня! Не просите меня! Все равно не усну! Всю постель переверну!..» - Решили совы выкрасть этого мальчика: «…Раз этот мальчик-чудак Ночами не желает спать, Ему совенком нужно стать. В дупло мальчишку принесем, Пять страшных слов произнесем, Дадим волшебную траву И превратим его в сову!..» - Ребята, давайте выручать мальчика. А для этого надо восстановить слова, вставляя пропущенные буквы «З» или «С» на с.49. Подсказкой вам будут служить колокольчики над пропусками букв. - Скажите, какие звуки мы помечаем в звуковых схемах колокольчиками? (Согласные звонкие) Значит, какую букву вы будете писать под колокольчиком? («З», так как у неё звуки звонкие.) Затем подберите слова к двум схемам и запишите предложение письменными буквами. Дети выполняют самостоятельную работу. Учитель просит зачитать восстановленные слова. (Зима, Ася, Зина, Сеня, сок, земля, сосна, санки, заноза, музыка, глаза, морозы.) Выясняет, какие слова дети выбрали к звуковым схемам (Коза, Соня) и почему не подошли другие слова. Учитель читает продолжение стихотворения. …И мальчик сразу замолчал, Как будто в жизни не кричал И больше он по вечерам Не поднимает тарарам. Как только скажут: «Спать пора!» - Он засыпает до утра… - Но сова не сказала, как звали мальчика. Кто знает мужские имена, в которых есть буквы З, С? (Денис, Захар) …А совы по ночам не спят: Капризных стерегут ребят. (По И. Токмаковой.) 3. Подведение итогов. Рефлексия деятельности. - Чем довольны в своей работе? - Чем не довольны? | Регулятивные: - развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; Коммуникативные: -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; -активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; Познавательные: использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации Регулятивные: - развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; Личностные: - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества. |
Список литературы:
- Обучение грамоте. Письмо. 1 класс: поурочные планы по учебнику Л.Е. Журовой, А.О.Евдокимовой «Букварь» / авт.- сост. И.Г. Смирнова, С.В.Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010;
- 1000 игр с буквами и словами / В.В.Волина. – М.: АСТ – пресс, 1996;
- Я познаю мир. Птицы: Детс. энцикл. / В.В.Иваницкий. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока обучения грамоте "Письмо заглавной буквы Д. Формирование дифференцированных зрительно-двигательных образов письменных букв"
Конспект составлен с учётом требований ФГОС...
Конспект урока обучения грамоте (письмо), проведённого в 1 «А» классе, ГБОУ школы №695 «Радуга» Пушкинского района Санкт-Петербурга учителем начальных классов Финогеновой Татьяной Витальевной 12 декабря 2013 г.
УМК «Школа России»Тема. Письмо слов и предложений с буквой Б.Тип урока: закрепление изученных букв.Цель. Упражнение в написании строчной и заглавной буквы Б, соединений с этой буквой.Задачи.1) Предмет...
Конспект урока обучения грамоте (письмо), проведённого в 1 «Б» классе, ГБОУ школы №315 Пушкинского района Санкт-Петербурга учителем начальных классов Финогеновой Светланой Владимировной 21 ноября 2014 г.
УМК: «Школа России» (авторская методика Илюхиной В. А.).Тема урока. Строчная буква «е».Цель: формирование графического навыка письма строчной буквы «е», различных видов соединений её с другими буквами...
Методическая разработка урока обучения грамоте "Письмо строчной буквы я", 1 класс
Методическая разработка...
Конспект урока обучения грамоте «Звук [у]. Буква У, у» (УМК «Начальная школа XXI века», 1 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление с гласным звуком [у], буквой У, у; формирование умения моделировать звуковой состав слова, выполнять звуковой анализ слов; развитие фонематического слуха обучаю...
Конспект урока обучение грамоте "Письмо строчной буквы "к" 1 кл. УМК "Школа России"
Конспект урока обучение грамоте "Письмо строчной буквы "к" 1 кл. УМК "Школа России"...
Технологическая карта урока Обучение грамоте: "Письмо строчной буквы т" (1 класс, УМК: "Школа России")
Цель урока: формирование графического навыка написания строчной буквы т. Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Формировать умение писать строчную букву т.2. Форм...