Конспект урока обучения грамоте (письмо), проведённого в 1 «Б» классе, ГБОУ школы №315 Пушкинского района Санкт-Петербурга учителем начальных классов Финогеновой Светланой Владимировной 21 ноября 2014 г.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Финогенова Светлана Владимировна

УМК: «Школа России» (авторская методика Илюхиной В. А.).

Тема урока. Строчная буква «е».

Цель: формирование графического навыка письма строчной буквы «е», различных видов соединений её с другими буквами.

Задачи: 1. Предметные:

- учить писать под диктовку;

- формировать графический навык письма буквы «е» и соединений с ней;
- формировать умение правильно располагать слова в предложении; 
- закреплять графические навыки письма изученных букв и гигиенические навыки при письме;

- проводить пропедевтику грамотного письма;

2. Метапредметные:

а) познавательные УУД:

- способность принимать и сохранять учебную задачу в соответствии с целями урока;

- в соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме; 
- составлять целое из частей; 
- на основе анализа и сравнения группировать языковой материал по заданному основанию; 

б) регулятивные УУД:

- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; 

- оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; 

в) коммуникативные УУД:

- участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в паре); 
- иметь представление о возможности договариваться, приходить к общему решению; 
- задавать вопросы, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач;

3. Личностные:

- формулировать собственное мнение и позицию; 
- строить понятные высказывания; 
- адекватно реагировать на обращение учителя.

Оборудование: пропись Илюхиной В. А., карточки со строчными буквами е из бархатной бумаги, мультимедийная установка (ноутбук, проектор, экран), презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока43.5 КБ
Office presentation icon Презентация к уроку.1.52 МБ

Предварительный просмотр:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Образовательные ресурсы

I. Организационный момент.

Цель:включение учащихся в деятельность на                                    личностно - значимом уровне, «Хочу, потому что могу».


II. Актуализация знаний.

Цель:повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Диктант.
Цель: учить писать под диктовку. 

Рефлексия.

Пальчиковая гимнастика.

III.Определение темы урока.


IV. Изучение нового материала.

1) Анализ образца.  

Физкультминутка.

2) Показ буквы на доске с объяснением.

3) Письмо в воздухе.

4) Обводка буквы из бархатной бумаги пальцем.

5) Пробное письмо.

7) Анализ ошибок.

8) Повторный показ образца написания буквы.

Самопроверка.

Итог.

9) Упражнение в написании соединений.

Анализ написанного.

Рефлексия.

10) Упражнение в написании слов.

а)подготовка слов для чтения

Рефлексия.

11) Упражнение в написании предложения.

Рефлексия.

Анализ написанного.

Пальчиковая гимнастика.

12) Упражнение в составлении схем к словам.

13) Разбор пословицы.


V. Итог урока.


VI. Рефлексия.

Здравствуйте, ребята.

Сегодня мы с вами поднимемся ещё на одну ступеньку знаний. Давайте приготовимся к этому путешествию. Для этого нужно, чтобы наши глазки, ручки и ножки проснулись.

С добрым утром, глазки! (поглаживаю веки глаз)

Вы проснулись? («смотрю в бинокль»)

С добрым утром, ручки! (поглаживаю)

Вы проснулись? (хлопаю)

С добрым утром, ножки! (поглаживаю)

Вы проснулись? (топаю)

С добрым утром, солнце! (раскрываю руки)

Ну, а теперь, когда мы с вами готовы к нашему путешествию, можно отправляться в путь. Какой же ряд сядет тише всех?

Ребята, к нам в гости пришло солнышко. На улице пасмурно, мы его уже заждались. Давайте покажем солнышку, чему вы научились за это время. Я вам буду диктовать описание, а вам нужно догадаться, что это за буквы, и записать их. Откройте тетради. Сядьте удобно. Ноги поставьте в упор, спина касается спинки стула. Между грудью и партой должен поместиться кулачок. Проверьте рабочий наклон головы. Покажите мне, что вы готовы. Сначала напишите под мою диктовку в воздухе. А теперь слушаем меня внимательно.


Ставим ручку на середину рабочей строки, поднимаемся вправо-вверх до 1/3 в дополнительной строке, на 1/3 среднюю поднимаемся по секрету, после разворота ручки на условной (мнимой) строке опускаемся по наклонной до нижней линеечки рабочей строки, задерживаемся на строке, поднимаемся по наклонной и прижимаемся чуть выше середины, выполняем узелок, уходим вправо - вверх до 1/3 и пишем секрет. По секрету наклонная линия вниз, туфелька балерины, крючок до середины, секрет, прячу секрет, петелька, пересекая нижнюю линеечку рабочей строки, веду до середины рабочей строки (ву).

Какой слог получился?

Запишите его на 1-й рабочей строке.

Слушаем следующее описание и сразу записываем.

Ставим ручку на 1/3 сверху в рабочей строке, уходим влево-вверх, пишу мостик, по наклонной опускаемся вниз, задерживаемся на строке, поднимаемся вверх, смыкаем букву. Пишем узелок, уходим вправо-вверх и на 1/3 пишем секрет. По секрету длинная наклонная линия вниз, снимаем ручку, ставим на 1/3 сверху, бугорком уходим вправо-вверх; коснувшись линеечки, опускаемся по наклонной линии вниз, выполняем качалочку и поднимаемся по крючку до середины (ор).

Какой слог получился?

Молодцы, правильно догадались.

Слушаем последнее описание и записываем под диктовку.

Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаемся по наклонной линии вниз, поднимаемся и, не доходя 1/3, бугорком уходим вправо-вверх; коснувшись линеечки, разворачиваем ручку и уходим по наклонной вниз, вновь поднимаемся и, не доходя на 1/3, уходим бугорком вправо-вверх; коснувшись линеечки, разворачиваем ручку и опускаемся по наклонной вниз, качалочка, крючок до середины. Ломаем секрет (или сгибаем), возвращаюсь по мостику, прячу секрет, качалочка, крючок до середины, две части соединяем секретом, по секрету наклонная линия вниз, качалочка, крючок до середины (та).

Сравните свою запись с образцом на доске.

Кто допустил ошибку? Какую?

Подчеркните самый красивый слог.

Молодцы, ребята. Поработали вы очень плодотворно. А теперь давайте отдохнём с вами немножко.

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний,

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики друзья,

Друг без друга им нельзя.

Ребята, солнышко передало мне телеграмму. В ней написано, что кто-то должен к нам сегодня тоже прийти в гости. Но чтобы его узнать, надо отгадать загадки. Сядьте удобно и слушайте внимательно.

Что за чудо-дерево

Зимой и летом зелено?

Высоко стоит,

Далеко глядит.

Весной цветёт,

Летом плод даёт.

Осенью не увядает,

Зимой не умирает.

Что же это такое?

Правильно, молодцы.

Вкус у ягоды хорош,

Но сорви её, поди-ка:

Куст колючий будто ёж,

Вот и назван...

Верно.

Немытое в рот

Ни за что не возьмёт.

И ты будь таким,

Как чистюля

Правильно, умнички. Ребята, а что общего у этих слов-отгадок?

Совершенно верно! А буква е какая?

Кто же к нам пришёл сегодня в гости?

Конечно! Молодцы!

(Открываю занавеску) Посмотрите на букву. На что она похожа?

Правильно, молодцы. Ребята, назовите буквы, которые вами уже изучены.

Назовите элементы, из которых они состоят.

Есть в ней известные вам элементы?

Посмотрите на букву. Откуда начинается её написание?

Правильно, молодцы.

Ой, ребята! Буква-то наша рассыпалась! Скажите скорее, с какой линии мы начнём её писать?

Посмотрите на две линии. Скажете, по какой из них надо подняться, чтобы начать выписывать букву е?

До какой части?

Молодцы, совершенно верно!

А теперь давайте немножко с вами отдохнём. Встали.

В алфавите, в букваре, (хлопки в ладоши)

Проживала буква е.

Как-то раз она шагала (ходьба на месте)

По тетрадке не спеша,

Замечталась и упала,(приседания)

Превратилась в букву ш...

Школьник был, конечно, рад:

(наклоны туловища влево-вправо)

Вот так буква-акробат! (хлопки в ладоши)

А теперь я послушаю, кто же тише всех сядет.

Ну, а теперь, когда мы познакомились с нашей гостьей, такой красивой буквой е, давайте узнаем, как же её написать. Давайте проговорим алгоритм, по которому мы будем действовать. Я буду писать, а вы внимательно слушайте.

Ставим ручку на 1/3 снизу в рабочей строке, уходим по

крючковой наклонной до 1/3 сверху, поднимаемся по секрету, разворачиваем ручку, опускаемся вниз (выполнив перехлёст на середине высоты буквы), выполняем качалочку и поднимаемся по крючку до середины.

Кому непонятно, как мы будем писать букву е?

На с. 10-й. Найдите 2-ю строчку и посмотрите, как выписывается буква е.

Давайте попробуем с вами записать её в воздухе. Приготовили ручки, поставили на локоток. Повторяем за мной: ставим ручку на 1/3 снизу в рабочей строке, уходим по

крючковой наклонной до 1/3 сверху, поднимаемся по секрету, разворачиваем ручку, опускаемся вниз (выполнив перехлёст на середине высоты буквы), выполняем качалочку и поднимаемся по крючку до середины.

Умнички. Отложите ручки.

Ребята, чтобы вы лучше запомнили написание, буква решила сама прийти к вам в гости на парты. Она специально оделась в бархатную одежду, чтобы вы могли её потрогать, узнать. Давайте вспомним алгоритм и по нему проведём по букве и напишем её пальчиками. Приготовили указательный пальчик. Покажите мне указательные пальчики. Молодцы.

Ставим пальчик на 1/3 снизу в рабочей строке, уходим по

крючковой наклонной до 1/3 сверху, поднимаемся по секрету, разворачиваем ручку, опускаемся вниз (выполнив перехлёст на середине высоты буквы), выполняем качалочку и поднимаемся по крючку до середины.

Теперь, думаю, вы все познакомились с буквой поближе и сможете правильно, аккуратно и красиво её написать.

Отложите буквы и положите перед собой прописи. Найдите 2-ю строку (показываю). Обведём с вами сначала все буквы по пунктиру, а затем напишем сами. Сядьте удобно. Ноги поставьте в упор, спина касается спинки стула. Проверьте рабочий наклон головы. Взяли ручки. Покажите мне, что вы готовы. Обведите по пунктирной линии буквы.

А теперь напишите сами 3 буквы.

Ребята, посмотрите на ошибки, которые некоторые из вас допустили. Что не так?

Посмотрите ещё раз, как нужно писать букву е.

(показываю на доске)

Возьмите линейку, простой карандаш и подчеркните лучшую букву, которая, вы считаете, получились правильно, как в образце.

Поднимите руки, кто у себя нашёл такую букву.

Молодцы, вы меня очень порадовали. А остальные постарайтесь, и у вас всё получится.

Посмотрите на слово в самом верху страницы. Что это за слово?

Сколько букв в слове ежевика?

Посмотрите на схему слова на доске. А сколько в нём звуков?

Ребята, почему же в слове ежевика в первом слоге два звука?

Какое правило вы сегодня изучили? (Если затрудняются, открываем азбуку и повторяем правило.)

Конечно, умнички!

Посмотрите на 3- ю строку. Что вы видите?

Прочитайте слоги (вызываю ученика). 

Какие соединения вы увидели?

Почему слог ве написан два раза?

Верно, молодцы. Ребята, обратите внимание, что при переходе к букве е по крючковой уходим до 1/3. Запишите слоги на следующей свободной строке.

Сравните с образцом слогов в прописях. Кто допустил ошибку? Какую? Подчеркните простым карандашом самый красивый слог.

Ребята, какое сейчас время года?

А осенью часто идут дожди. Вот и в словах некоторые буквы разбежались от дождика.Посмотрите на следующую строчку.

Нам нужно восстановить буквы, но для этого слово надо прочитать. Подготовим слово для чтения. Возьмите простой карандаш и поставьте точку под гласной буквой. Найдите сочетание согласной и гласной букв. Теперь соединим дугой сочетания согласной и гласной.

Прочитаем по слогам (вызываю ученика).

А теперь поставим в слове ударение и прочитаем ещё раз. Посчитайте сколько раз написано это слово.

Что оно означает? Когда так говорят?

Проверьте рабочий наклон головы, наклон тетради, расстояние до глаз. Сядьте правильно. Обведите по пунктиру слово.

Напишите 1 раз это слово сами. Отложите ручки.

Проверь написанное. Если ты выполнил по образцу, подчеркни слово.

Сколько звуков буква е обозначает в словах еле-еле?

В следующей строке буквы тоже разбежались. Возьмите простой карандаш и поставьте точку возле гласной буквы. Найдите согласную букву перед гласной. Теперь соединим дугой сочетания согласной и гласной.

Прочитаем по слогам (вызываю ученика).

А теперь поставим в слове ударение и прочитаем ещё раз. Посчитайте сколько раз написано это слово.

Что может быть еловым?

Еловые, – значит чьи, или из чего?

Правильно, молодцы. Проверьте наклон тетради, расстояние до глаз. Сядьте правильно. Обведите по пунктиру слово еловые.

Теперь сами запишите его 2 раза. Отложите ручки.

Обратите внимание, ребята. В слове еловые буква е сколько звуков обозначает и почему?

Найдите следующую строчку. Что вы на ней видите?

Как вы поняли, что это предложение?

Сколько слов в предложении?

Назови каждое слово.  

Найдите слово, в котором звуков больше, чем букв.  

Какой первый звук в слове нору?

А какой второй звук?

Ребята, почему же звук [а] обозначается буквой о?

Ребята, подарите ударение букве!

Молодцы!

Запишите предложение на следующей строке.

Сравните с образцом. Кто допустил ошибку? Исправьте.

Давайте вспомним текст в азбуке. Кто же роет нору?

Как мы ответим на вопрос в прописи?

Сколько слов в этом предложении?

Назови каждое слово.

Какой знак в конце поставим?

Положите перед собой тетрадь для печатания. Начертим схему предложения.

Покажите ручками, как начнём схему?

Правильно. Проверим рабочий наклон головы, спина прямая. Начертите схему предложения у себя в тетради.

Отодвиньте тетради для печатания.

Ребята, разберём слово лиса. Какой первый звук?

А второй звук какой?

Подарите букве ударение. Если одна – лиса, то много – …

Запишите на следующей строке предложение письменно.
Соблюдайте наклон, ширину, высоту букв. Не выходим за линию рабочей строки. Отложите ручки.

Посмотрите на запись. Кто допустил ошибку?

Исправь.

Давайте с вами отдохнём.

Этот пальчик – маленький,

Этот пальчик – слабенький,

Этот пальчик – длинненький,

Этот пальчик – сильненький,

Этот пальчик – толстячок, –

Получился кулачок.

Ребята, посмотрите на следующую строчку. Сколько букв в слове роет?

А теперь посмотрите на схему. Сколько звуков?

Посмотрите на второй слог. Почему одна буква обозначает два звука?

Верно. А какое новое правило вы сегодня изучили?

Конечно! Умнички! Запишите слово по образцу.

Чем похожи слова роет и воет?


Почему?

Молодцы, совершенно верно!

Составьте слово к слову воет.

Посмотрите на последние две строки. Прочитай, что на них написано (вызываю ученика). 

Что же это такое написано?

Верно. А как вы понимаете эту пословицу?

Молодцы, правильно поняли смысл.

Вставьте убежавшие буквы в предложение.

Ребята, отложите свои ручки, закройте прописи.

Какую задачу мы ставили на урок? 

Достигли мы её? Сделали мы открытие?

Кому понравился урок, и у него получилась строчная буква е? А кто считает, что ему ещё нужно постараться?
Ребята, я желаю вам терпения и трудолюбия, пусть у вас всегда будет желание учиться и стараться, достигая новые высоты.Солнышко тоже радо! Спасибо вам за урок. Встали.

Дети приветствуют учителя.

Дети повторяют движения разминки за учителем.

Садятся.

Дети проверяют посадку.

Начинают писать в воздухе под диктовку.

ву

Дети записывают.

Дети записывают.

ор

Дети записывают.

Дети подчёркивают.

Дети разминают пальцы рук.

Ель!

Ежевикой!

Енот!

Они начинаются на букву е.

Маленькая, строчная.

Строчная буква е.

На петельку, на узор.

а, А, о, О, и, И, ы, у, У, н, Н, с, С, к, К, т, Т, л, Л, р, Р, в, В.

Качалочка, секрет, крышечка, мостик (бугорок), крючок (крючковая линия), рыбка-петелька, узелок, клюшка, стульчик.

Крючковая линия (крючок), секрет, наклонная палочка, качалочка, туфелька балерины.

С 1/3 снизу.

По крючковой.

До 1/3 сверху в рабочей строке.

Дети встают и выполняют движения вместе с учителем.

Садятся.

Дети внимательно

слушают.

Дети пишут в воздухе букву е под диктовку учителя.

Дети ведут указательными пальцами по букве, следуя алгоритму.

Проверяют посадку.

Дети обводят по пунктиру первые три буквы.

Дети пишут сами 3 буквы е.

Наклон, высота, ширина.

Дети подчёркивают буквы, которые получились правильно.

Поднимают руки.

Ежевика.

7

8

В начале слова буква еобозначает два звука.

Слоги.

ле, ел, ве

Верхнее и нижнее.

Когда  буква в стоит перед буквой е, то соединение верхнее, а когда после неё – нижнее.

Дети записывают слоги.

Дети оценивают свою работу.

Осень.

Дети ставят точки под буквами.

Соединяют их дугой.

е|ле – е|ле

Еле-Еле.

1 раз.

Когда действие выполняется с трудом, медленно.

Дети проверяют посадку, обводят по пунктиру слово и пишут сами 1 раз.

После мягкого согласного обозначает 1 звук, а в начале – 2 звука.

Расставляют под буквами точки.

Соединяют их дугой.

Е|ло|вы|е

ЕлОвые.

1 раз

Шишки, иголки, изделия.

Из древесины ели.

Дети проверяют посадку, обводят слово по пунктиру, затем пишут сами.

В начале слова и после гласной она обозначает 2 звука.

Предложение.

Оно начинается с большой буквы и все слова написаны раздельно, оканчивается вопросительным знаком.

3 слова.

Кто, роет, нору.

В слове роет.

Звук [н].

Звук [а].

Букве не досталось ударения! Она обиделась, рассердилась и стала опасной. Нужно её проверить!

нОрка

Дети пишут.

Лиса.

Лиса роет нору.

3 слова.

Лиса, роет, нору.

Точку.

Дети ставят на локоть одну руку на другую.

[л`]

Гласный, безударный.

лИсы

Записывают предложение.

Разминают пальцы, повторяя движения за учителем.

4 буквы

5 звуков

Потому что буква е следует сразу за гласной о.

Гласная буква е обозначает два звука, если следует за гласной.

Дети списывают слово роет.

В обоих слова 4 буквы, 5 звуков, первый звук согласный, твёрдый и звонкий; гласная буква е стоит после гласной о, поэтому обозначает два звука.

Дети записывают слово воет.

Пословица.

Если человек ничем не занят весь день, то и день его будет скучным.

Вставляют буквы.

Подняться выше на ступеньку знаний.

Да.

Поднимают руки.

Слайд 1. Солнышко.

Слайд 2. Весёлые пальчики.

Слайд 3. По мере отгадывания детьми загадок, появляются иллюстрации ели, ежевики и енота.  

Слайд 3. Появляются слова с выделенной в них первой буквой е.

Классная доска.

Слайд 4. Ранее изученные строчные буквы, в которых выделен тот же элемент, что и в букве е.

Классная доска.

Прописи.

Карточки на каждой парте с буквами е из бархатной бумаги и строчками, как в прописях.

Прописи.

Классная доска.

Прописи.

Слайд 5. Радостное солнышко.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

е ль е жевика е нот


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте (письмо), проведённого в 1 «А» классе, ГБОУ школы №695 «Радуга» Пушкинского района Санкт-Петербурга учителем начальных классов Финогеновой Татьяной Витальевной 12 декабря 2013 г.

УМК «Школа России»Тема. Письмо слов и предложений с буквой Б.Тип урока: закрепление изученных букв.Цель. Упражнение в написании строчной и заглавной буквы Б, соединений с этой буквой.Задачи.1) Предмет...

Конспект урока обучения грамоте (чтение), проведённого в 1 «Б» классе, ГБОУ школы №315 Пушкинского района Санкт-Петербурга учителем начальных классов Финогеновой Светланой Владимировной 19 декабря 2014 года

УМК. «Школа России»      Тема: Россия – Родина моя. Звуки [ й а ] ,  [ а ]. Буквы Я, я. Двойная роль букв Я, я.Тип урока. Изучение нового материала.Цель. Сформировать уме...

Конспект урока технологии, проведённого в 1 «Б» классе, ГБОУ школы №315 Пушкинского района Санкт-Петербурга учителем начальных классов Финогеновой Светланой Владимировной 24 октября 2014 г.

Тема. Урожай из пластилина.Цель: научить изготавливать муляжи овощей из пластилина.Задачи: 1. Предметные:- познакомить с элементами овощей;- совершенствовать умение работать с пластилином;- совершенст...

Сообщение на МО учителей начальных классов "Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работе учителя начальных классов"

Использование компьютерных технологий – это необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.«Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеск...

Конспект урока русского языка во 2 «Б» классе ГБОУ школы № 34 Невского района Санкт-Петербурга

Тема урока: «Правописание  жи-ши, ча-ща, чу-щу»Целевая аудитория: обучающиеся 2 «Б» классаКласс: 2 «Б»Тип урока: урок-путешествиеЦель урока: правописание  жи-ши, ча-ща, чу-щуЗадачи уро...

Выступление на МО учителей начальных классов по теме: Использование ИКТ в профессиональной деятельности учителя начальных классов в условиях ФГОС

Выступление на МО учителей начальных классов по теме: Использование ИКТ в профессиональной деятельности учителя начальных классов в условиях ФГОС....