Методическая разработка уроков русского языка по теме "Изменение имён существительных по падежам"
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Голубева Ирина Анатольевна
УМК «21 век». Русский язык. 3класс. В данной разработке представлена технологическая карта 4 уроков русского языка. Цели: Сформировать представление об изменение имен существительных по падежам. Ввести алгоритм определения падежа имени существительного в предложении. Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. Основное содержание темы: Введение различий между родственными словами и формами одного и того же слова. Введение понятия «падеж». Изучение падежей русского языка. Освоение алгоритма определения падежа имени существительного в предложении. Изменение существительного по падежам. Термины и понятия :Винительный падеж, дательный падеж, именительный падеж, начальная форма слова, однокоренные слова, падеж, падежный вопрос, предложный падеж, родительный падеж, смысловые вопросы, творительный падеж, форма слова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

3класс

УМК «21 век»

Русский язык  

Технологическая карта темы

Тема

Изменение имен существительных по падежам. (4 часа) 1 слайд

Цели

Сформировать представление об изменение имен существительных по падежам.

Ввести алгоритм определения падежа имени существительного в предложении.

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание темы

Введение различий между родственными словами и формами одного и того же слова. Введение понятия «падеж». Изучение падежей русского языка. Освоение алгоритма определения падежа имени существительного в предложении. Изменение существительного по падежам.

Термины и  понятия

Винительный падеж,  дательный падеж, именительный падеж, начальная форма  слова, однокоренные слова, падеж, падежный вопрос, предложный падеж, родительный падеж, смысловые вопросы, творительный падеж, форма слова.

Планируемый результат

Личностные умения

Проявлять:

- интерес к изучению темы;

-желание помочь Джону в подготовке к конкурсу «Любителей русского языка»;

- позитивное отношение к процессу создания тренировочных упражнений  для  Джона;

- осознание собственной успешности при изучении темы.

Метапредметные умения

Познавательные умения:

- раскрывать значение слов: березняк, ельник, осинник, подосиновик,  подберезовик, озимые, зимующие птицы,  перелесок,  лесничество;

- раскрывать значение понятий «падеж», « винительный падеж», «дательный падеж», «именительный падеж», «косвенный падеж», «начальная форма  слова», «однокоренные слова», «падеж», «падежный вопрос», «предложный падеж», «родительный падеж», «смысловые вопросы», «творительный падеж», «форма слова»  и использовать их в активном словаре;

- определять падежный вопрос для существительного (одушевленного, неодушевленного), и обосновывать свое мнение;

- различать вопросы именительного и винительного падежа и обосновывать свое мнение;

- различать дополнения и обстоятельства в предложении  и обосновывать свое мнение;

- использовать приобретенные знания при создании и оформлении тренировочных заданий  по русскому языку  для Джона.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

-  соотносить учебные действия с известным правилом;

-  выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога;

-  согласовывать позиции с партнером и находить общее решение;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Предметные умения

- строить предложения со словами – омонимами;

- определять падеж имени существительного в предложении, используя известный  алгоритм;

- различать второстепенные члены предложения;

- изменять имена существительные по падежам и вписывать их в текст;

- оформлять тренировочные задания для Джона, которых помогут ему подготовиться к конкурсу «Любителей русского языка».

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Литературное чтение

 Скребицкий Г.А. «Лесной прадедешка»

Паустовский К.Г. «Прощание с летом».

Окружающий мир

«Растительный и животный мир леса».

Информационный материал

Учебник «Русский язык» ч.2, рабочая тетрадь №2.

Демонстрационный материал

Карточки с географическими названиями: Россия, Санкт – Петербург, США.

Изображения предметов: березняк, ельник, осинник, подосиновик,  подберезовик, озимые, зимующие птицы,  перелесок,  лесничество, лесничий.

Интерактивный  материал

Карточки с учебными заданиями.

Электронная презентация.

Фронтальная.

• индивидуальная –

• парная  -

• групповая -

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый  результат

• Мотивировать учащихся к изучению темы.

• Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме Джона.

Слайд 2

Джон из США решил принять участие в конкурсе «Любителей русского языка». При выполнении тренировочного задания, у него возникли трудности, он решил написать письмо своему другу из России, с которым отдыхал летом.  Петя, получив письмо Джона, растерялся, не мог ему помочь выполнить тренировочное задание.

Ребята, почему у Пети возникли трудности при выполнении тренировочного задания по русскому языку для конкурса «Любителей русского языка»?

Школьники высказывают разные версии, но дискуссия показывает, что они пока не имеют определенных знаний и умений убедительно представить свою позицию.

Можем ли мы научить Джона выполнять тренировочные задания по русскому языку, чтобы он смог принять участие в конкурсе «Любителей русского языка»?

Личностные умения:

- проявлять интерес к изучению темы и желание помочь Джону.

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цели деятельности

Учебные задания

на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

Планируемый  результат

Блок А.  Изменение формы имени существительного

Цели:

•Актуализировать знания о понятиях «имя существительное», «окончание».

• Ввести понятие:   «форма слова», «однокоренные слова».

• Научить:

- определять различие формы слова и однокоренного слова,  обосновывать свое мнение;

- ставить и писать слова в нужную форму;

-определять условие изменения формы слова в словосочетании;

- выполнять учебное задание, используя  прием формообразования слова;

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.

Сообщение учителя

            В русском языке слова имеют форму. Форма слова - это вид слова с  изменяемым окончанием. Например: дом – дома, мама – маму. Разные формы одного и того же слова имеют одинаковую основу, но разные окончания. Например, папа – папы, лиса – лису.

            Однокоренные слова – это слова, разные по своему лексическому значению, с одним корнем и разными основами. Например, дом –  домовой, домовитый.

            Различие между формой слова и однокоренным словом в том, что однокоренные слова образуются при помощи приставок и суффиксов, а при изменении форма слова меняется только окончание. Например, книга, книгу, книгой – меняется только окончание – форма слова. Книга – книжка, книжечка – однокоренные слова, образованы при помощи суффикса.

Задание 1 (З)              Слайд 3

Назовите значение выражения «форма слова», «однокоренные слова».

Выпишите из ряда слов только однокоренные слова:

береза, березонька, березняк, березы, подберезовик, березой, березовый.

Задание 2 (П)  

Верно ли, что в словосочетаниях: хитрая лиса, рыжая лисица, о пушистой лисе используется формы одного и того же слова? Обоснуйте свое мнение.

Задание 3 (У) Учебник, с. 5 ,№2.           Слайд 4

Определите однокоренные слова и выделите графически корень и основу.

зима, зимний, зимовка, озимые, зимушка, зимующие птицы.

Задание 4 (У)            Слайд 5

Поставьте слова в нужную форму, напишите каждое словосочетание и выделите графически  окончания.

Сбежал с (гора), вбежал на (гора), любовался (гора), полить (вода), греться около (печь), думать о (друг), подойти к (бабушка), случай из (жизнь).

Сообщение учителя

В русском языке существуют два основания для изменения формы слова. Форма слова изменяется:

- если существительные изменяются по числам. Например: стол – столы, нога – ноги;

- если слова используются с предлогами. Например: с горы, на горе, над горой.

Задание 5 (З)

Расскажите о вариантах изменения формы слова.

Назовите слова, в которых изменяются формы с использованием предлогов: с березы, береза, по березе, березы, через березу, около березы, березами.

Задание 6 (П)

Можно ли утверждать, что в словосочетании «плыть по реке», изменение формы слова зависит от числа? Обоснуйте свое мнение.

Задание 7 (У)                   с взаимопроверкой Слайд 7

Определите условие для изменения формы слова в каждом словосочетании и соедините его стрелочкой с названием этого основания.

Плыл по реке

Красивые цветы

С маленькой елки

ЧИСЛО

ПРЕДЛОГ

Большие дома

Гулял в саду

Колючие ветки

Диагностические задания:

1. Определите однокоренные слова и напишите их, выделяя графически окончания и основу .         Слайд 8

Лес,  лесник,  прелесть, лесной, перелесок, лесенка, лесничий, лесником, лесничество, слесарь, у лесника.

2.Определите основание для изменения формы слова и напишите слова в соответствующую группу:

- число - ………..

- предлог- ……..

Осина, про осину, осины, у осины, к осине, осинник

3. Поставьте каждое слово в нужную форму, напишите его, выделяя графически окончание:

решить (задача)

спустился с (гора)

лежать на (стол)

плыть по (река).

Познавательные умения:

- раскрывать значение слова «падеж», «форма слова», «однокоренные слова»,

использовать их в активном словаре;

- определять различие формы слова и однокоренного слова,  обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание, используя  прием формообразования слова. Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

- ставить и писать слова в нужную форму;

- определять условие изменения формы слова в словосочетании.

Блок Б. Падежи имен существительных

Цели:

• Ввести

- понятие «падеж», «падежный вопрос», слово-помощник, «вспомогательное слово»;

- алгоритм определения падежа существительного.

 Научить:

- определять падежный вопрос для существительного (одушевленного, неодушевленного) и обосновывать свое мнение;

- изменять слова по падежам, используя слова-помощники;

- определять падеж существительного, используя алгоритм;

- изменять существительные по падежам и комментировать свои действия;

- определить падеж имени существительного в словосочетаниях и обосновывать свое мнение;

- выполнять учебное задание, используя алгоритм;

- выполнять взаимопроверку и  самопроверку учебного задания;

- оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию, в рамках учебного диалога.

Сообщение учителя

В русском языке есть шесть падежей, каждый из которых имеет  свое название, вопросы и окончания. Именительный падеж – это начальная форма слова. Все остальные падежи называются косвенными и употребляются с предлогами. Для изменения существительного по падежам используется вопрос и  вспомогательное слово. Например,  дать (кому?) другу, маме.

Падежи русского языка * Слайд 9

Падеж

Вспомогательное слово

Падежный вопрос

Окончание существительного

Окончание существительного

Именительный

падеж (И. п.)

есть

кто?

что?

лиса,

       зима, дело

лиса

зима

Родительный

падеж (Р. П.)

нет

кого?

чего?

лисы,

       зимы, дела

лисы

зимы

Дательный падеж (Д. п.)

дать

кому?

чему?

лисе,

 зиме, делу

лисе

 зиме

Винительный

падеж (В. П.)

вижу

кого?

что?

лису,

зиму, дело

лису

зиму

Творительный

падеж (Т.п.)

доволен

кем?

чем?

лисой,

зимой, делом

лисой

зимой

Предложный  падеж (П.п.)

думаю

о ком?

о чем?

о лисе,

о зиме, о деле

о лисе

о зиме

*Для эффективного освоения  названия падежей учащимся можно предложить выражение: Иван Рубит Дрова, Варвара   Топит  Печь.

Задание  1 (З) 

Назовите значение слова «падеж».

Назовите  известные вам падежи  с вопросами и вспомогательными словами.

Задание  2 (П) 

Можно ли использовать любой вопрос для определения падежа? Обоснуйте свое мнение.

Задание  3 (У) 

Измените слово «страна» по падежам, используя слова – помощники.

Напишите слово «сестра»,  изменяя его по падежам и выделяя графически окончание.

Для выполнения этого задания, используйте сокращенную форму обозначения падежа:

И.п. (есть) кто? ........

Р.п. (нет)   кого? ........

Д.п.  (дать) кому? ......

В.п.  (вижу) кого? ........

Т.п. (доволен) кем?.........

П.п. (думаю)  о ком? ……..

Задание 4 (З)

Измените по падежам существительное «стул» и напишите его вместе с вопросом и вспомогательным словом.

И.п.

есть

что?

 стул

Р.п.

Д. п.

В. п.

Т. п.

П. п.

Задание 5 (З) 

Назовите значение выражения «словосочетание».

Назовите главное и зависимое слова в словосочетании «пишу карандашом».

Алгоритм определения падежа имени существительного Слайд 10

Чтобы определить падеж имени существительного, надо:

1. Определить слово в предложении, которое является именем существительным.  

2. Поставить падежный вопрос от главного слова к зависимому, которое является  существительным.

3. Определить падеж имени существительного, используя вспомогательное слово и вопрос:

. - если в предложении существительное, отвечает на вопрос что?, то оно является подлежащим и стоит в И.п.

- если в предложении существительное, отвечает на вопрос что?, то является дополнением и  стоит в В.п.

4. Выделить графически окончание существительного.

Например: Я пишу карандашом.

  1. Нахожу в предложении существительное «карандашом».
  2. Ставлю падежный вопрос от главного слова к зависимому - пишу (чем?) карандашом.
  3. Определяю падеж  творительный.
  4.  Выделяю окончание    ом.

Задание 5 (З)

Расскажите алгоритм определения падежа существительного в предложении.

Задание 6 (П)

Можно ли определить падеж имен существительного, используя только вспомогательное слово? Обоснуйте своё мнение.

Задание 7 (У) Учебник, с. 9, № 2.                с взаимопроверкой.

Определите падеж выделенного существительного в каждом словосочетании, используя известный алгоритм и образец оформления:

играл (на чем?)  на скрипке.

Иду к дому, говорю с мамой, рассказываю о животных, бегу по траве, соревнуюсь с товарищем, звоню бабушке, урок математики.

Задание 8 (У)

Измените слово «парта» по падежам и прокомментируйте свои действия так,  чтобы Джон научился выполнять это задание.

Задание 9 (У) Слайд 11

Помогите Джону определить падеж имени существительного в словосочетаниях:

Прыгнула с ветки, побежал по тропинке, в светлой комнате, сироп из малины, вьется от березки.

Задание 10  (У)

Определите и подчеркните имена  существительные в указанном падеже.

в Т.п.

с добротой
к дому
со сказкой
в шляпе
от берега

Диагностические  задания:

  1. Измените слова «страна», «сестра» по падежам.

2. Определите падеж имен существительных: Слайд 12

на ёлке  – ….. п.
на дорожку  – …. п.
по стороне  – …. п.
рассказал стих  – …. п.
по берегу  – …. п.
до ветки  – …. п.
по тропинке  –…. п.
к лесу  – …. п.

Познавательные умения:

- раскрывать значение понятий «падеж», «падежный вопрос», «слово-помощник», «вспомогательное слово» и использовать их в активном  словаре;

- определять падежный вопрос для существительного (одушевленного, неодушевленного) и обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения:

 - выполнять учебное задание, используя алгоритм;

- выполнять взаимопроверку и  самопроверку учебного задания.

Коммуникативные умения:

- оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию, в рамках учебного диалога.

 Предметные умения:

- изменять слова по падежам, используя слова-помощники;

- определять падеж существительного, используя алгоритм;

- изменять существительные по падежам и комментировать свои действия;

- определить падеж имени существительного в словосочетаниях и обосновывать свое мнение.

.

.

Блок В. Падеж имен существительных и предлоги

Цели:

• Актуализировать понятие  «вспомогательное слово», «слово-помощник» «члены предложения», «дополнение», «подлежащее».

 Научить:

-  различать имена существительные И.п. и В.п.,  и обосновывать свое мнение;

- различать падежи существительного, используя предлоги;

- рассказывать об употреблении имен существительных с предлогами;

- определять начальную форму слова и писать его;

- определять и обозначать падеж существительного в предложении;

- изменять существительное по падежам;

- определять падеж существительного в тексте;

- различать имена существительные И.п. и В.п., используя вопрос и его роль в предложении;

- выполнять самопроверку и взаимопроверку,  корректировку учебного задания;

- выполнять учебное задание, используя алгоритм;

- согласовывать позиции с партнёром и находить общее решение.

Сообщение учителя

В русском языке бывают ситуации совпадения падежных вопросов. В этом случае, для определения падежа имени существительного, будем  использовать  вспомогательное слово и вопрос:

 - если в предложении существительное  отвечает на вопрос что?, то оно является подлежащим и стоит в И..п.;

- если в предложении существительное отвечает на вопрос что?, то является дополнением и  стоит в В.п.

Например:

Поезд с шумом промчался мимо станции. Подлежащее, стоит в И.п.                                        

На станции разгружают поезд. Дополнение, стоит в В.п., для определения используем слово - помощник (маму).

Задание 1  (З) 

Расскажите о различии И.п. и В.п. существительных, используя тексты предложений:  Слайд 13

На улице идёт снег.                              

Я стою у окна и смотрю на снег.

Молодой капитан поднялся на борт.

Из-под дивана кот вылез, потянулся, прыгнул на диван.

Задание 2  (П) Слайд 14

Джон выполнил задание теста и обозначил падеж каждого  существительного. Верно ли он выполнил задание? Обоснуйте свое мнение.

На осинках висят золотые листья. (И.п.)

Осенний ветер срывает золотые листья.(И.п.)

Строители (И.п.) возводят новую школу. (И.п.)

Крестьяне (И.п.) выращивают хлеб. (В.п.)

Задание 3  (У) Учебник, с.12,  №2.

Поставьте каждое слово с предлогом в начальную форму и напишите его, используя образец: в деревне –  (что?) деревня (И.п., ед.ч.)

На озере, без отдыха, к столу, цветами, за домом, о лесах.

Задание 4  (У)

Определите и обозначьте падеж каждого выделенного слова в предложении, выделите его  графически  как член предложения.

Льды закрыли озера, реки. Снег укутал землю, крыши домов. Красивая снежинка упала на мою ладонь.  Дети во дворе слепили снеговика. На ветку сирени прилетел снегирь.

Сообщение учителя

          В русском языке существительные употребляются с предлогами: без, к, на, об, около, при, которые используются во всех падежных формах, кроме именительного падежа.

Например:

Падеж

Вспомогательное слово

Падежный вопрос

слово

Именительный

падеж (И.п.)

есть

кто?

что?

стол

Родительный

падеж (Р.п.)

нет

кого?

чего?

от стола

Дательный падеж (Д.п.)

дать

кому?

чему?

к столу

Винительный

падеж (В.п.)

вижу

кого?

что?

через стол

Творительный

падеж (Т.п.)

доволен

кем?

чем?

за столом

Предложный  падеж (П.п.)

думаю

о ком?

о чем?

в столе

Каждый падеж имеет свои предлоги: Слайд 15

«Падежи русского языка»

Падеж

Вспомогательное слово

Падежный вопрос

Предлоги

Именительный

падеж (И.п.)

есть

кто?

что?

_____

Родительный

падеж (Р.п.)

нет

кого?

чего?

без, у, от, до с, около, возле, для

Дательный падеж (Д.п.)

дать

кому?

чему?

к, по

Винительный

падеж (В.п.)

вижу

кого?

что?

на, за, под, через, про, в

Творительный

падеж (Т.п.)

доволен

кем?

чем?

над, за, под, с, между, перед

Предложный  падеж (П.п.)

думаю

о ком?

о чем?

в, об, о, на, при

Задание 5  (З)

Расскажите об использовании существительных с предлогами «к», «по»,   использую памятку.

Назовите предлоги, которые имеет родительный падеж, использую памятку.

Задание 6 (П)

При подготовке к конкурсу русского языка Джон составил  таблицу «Падежи русского языка»,  в которой  указал падеж, вспомогательное слово, падежный вопрос. Можно ли утверждать, что мальчик все сделал правильно? Обоснуйте свое мнение.  Слайд 17

Падежи русского языка

Падеж

Вспомогательное слово

Падежный вопрос

слово

Именительный

падеж (И.п.)

есть

что?

дом

Родительный

падеж (Р.п.)

нет

кого?

к дома

Дательный падеж (Д.п.)

вижу

чему?

по дому

Винительный

падеж (В.п.)

дать

что?

за дом

Творительный

падеж (Т.п.)

доволен

чем?

перед домами

Предложный  падеж (П.п.)

думаю

о ком?

о чем?

в доме

Задание 7  (У) Слайд 17

Внесите исправления в таблице Джона «Падежи русского языка».

Измените по падежам существительное «доска», используя вопросы таблицы «Падежи русского языка».

Задание 8  (У) Учебник, с. 14,  №5.                с взаимопроверкой.

Напишите словосочетания, дописывая окончания имен существительных.  Определите падеж имен существительных, выделите графически предлоги.

уйти до  (вечер)

закатился под (диван),

бросил в (окно)

поёт о (весна)

лети над (село)

мокрая от (роса)

вышел на (дорога)

куст перед (окно)

Задание 9 (У)

Спишите текст, определяя и обозначая падеж выделенных существительных. Проверьте правильность выполнения задания, используя таблицу «, с которыми употребляются падежи.

С самого утра перепадал мелкий дождик. Была непостоянная погода. Небо то заволакивалось рыхлыми облаками, то вдруг в отдельных местах расчищалось.  Слабый ветер чуть-чуть тянул по верхушкам деревьев. Листья шумели над моей головой. По их шуму можно было узнать, какое тогда стояло время года.

Задание 10(У)  Слайд 18

Помогите  Джону выполнить задание теста.

Составьте словосочетание с предлогом, используя глагол  и существительное в начальной форме. Определите и обозначьте падеж существительного,  и напишите его по образцу:

ехать …. (дорога ) – .....   п.- ехать по дороге - ( по чему?)- Д.п
жил  …. (сторожка) – …. п.
летел …. (горизонт) – …. п.
выскочил…. (шалаш) – …. п.
приблизился…. (опушка) – ...п.
танцевал …. ( площадь) – ….п.

Диагностические  задания:

Слайд 20

1. Спишите текст, обозначая падеж существительного в скобках. Графически обозначьте грамматическую основу предложения.   Наступила холодная зима (…п.). К окну  (…п.) подлетела синичка (…п.). Бабушка (…п.)   пожалела птичку (…п.). Через открытую форточку (…п.)  она впустила синицу  (…п.) в комнату (… п.).  У синицы (…п.)   были черные глаза (…п.)    с металлическим блеском (…п.)    голова, шея, горло, белые щечки».  Всю долгую зиму (…п.)   прожила синичка (…п.)  в квартире (…п.).

Познавательные умения:

- раскрывать значение понятий «вспомогательное слово», «слово-помощник» «члены предложения», «дополнение», «подлежащее» и использовать их в активном словаре;

-  различать имена существительные И.п. и В.п.,  и обосновывать свое мнение;

- различать падежи существительного, используя предлоги.

Регулятивные умения:

- выполнять самопроверку и взаимопроверку,  корректировку учебного задания;

- выполнять учебное задание, используя алгоритм.

Коммуникативные умения:

- согласовывать позиции с партнёром и находить общее решение.

Предметные умения:

- рассказывать об употреблении имен существительных с предлогами;

- определять начальную форму слова и писать его;

- определять и обозначать падеж существительного в предложении;

- изменять существительное по падежам;

- определять падеж существительного в тексте;

- различать имена существительные И.п. и В.п., используя вопрос и его роль в предложении.

 Блок Г  Роль имен существительных в предложении

Цели:

• Ввести понятие «смысловой вопрос», «дополнение», «обстоятельство».

 Научить:

- рассказывать о различии второстепенных членов: дополнения и обстоятельства в предложении;

- обозначать графически второстепенные члены предложения;

- выписывать из предложения словосочетания с вопросами;

- определять падеж имен существительных в тексте.

Сообщение учителя Слайд 21

Для определения имени существительного как части речи в предложении используется падежный вопрос, а  для определения члена предложения  используется смысловой вопрос.

Например:

Лесник вышел из леса.

вышел (откуда? из чего?) из леса;

откуда – смысловой вопрос, который позволяет определить второстепенный член предложения - обстоятельство;

Обстоятельство – это второстепенный член предложения, зависящий от сказуемого и обозначающий признак действия или признак другого признака.

Например.

На столе стояла чашка.

стояла (где?) на столе – обстоятельство

Обстоятельство в предложении выделяют графически, используя пунктир и  точку: --.--.--.---.--.--.--.

Платье сшили из шёлковой ткани.

Сшили (из чего?) из ткани

Из чего? – падежный вопрос, который позволяет определить второстепенный член предложения дополнение.

Дополнение – это второстепенный член предложения, выраженный существительным (или местоимением), который обозначает предмет или лицо и отвечает на вопросы косвенных падежей («что?», «кого?», «кому?» и т. д.).

Например,

Мама ухаживает за ребенком.

ухаживает (за кем?) за ребенком – дополнение.

Дополнение  в предложении выделяют графически, используя пунктир _ _ _.

Слайд 22

Дополнение, отвечает на вопросы:  

Обстоятельство, отвечает на вопросы:  

Чего? Кого? Кому? Чему? Что? Кем? Чем? О ком? О чем?

Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как?

Например:

Я люблю дышать  свежим воздухом.

                                              ------------

люблю дышать (чем?) воздухом; воздухом  – это дополнение.

Вертолеты поднялись в воздух.

                                     --.--.--.---.-

поднялись (куда?) – в воздух;

в воздух – обстоятельство.

Задание 1 (З) Слайд 23

Назовите значение выражения «дополнение»,«обстоятельство».

Расскажите о различии дополнения и обстоятельства в предложении, используя тексты:

Школьники  занимаются спортом.

В пруду плавают лебеди.

Каждое утро мы ходим в школу.

Музыкант играет на трубе.

Задание 2 (П) Слайд 24

При подготовке к конкурсу русского языка Джон выполнил задание. Джон утверждает, что все второстепенные члены в предложениях являются обстоятельствами. Можно ли согласиться мнением  Джона? Обоснуйте свое мнение.

Сережа сделал кормушку  для птиц.

На берег вышла большая медведица.

Над водой летал стриж.

У колибри длинный клюв.

Задание 3 (У) Учебник, с.19, №5.

Спишите текст. Обозначьте графически  второстепенные члены предложения.

Мы бежали около дороги. Через неделю пришло письмо от сестры.

Тропинка идет к ручью. Завтра мы пойдем гулять к озеру.

Задание 4 (У)  Учебник, с.19, №6.            с взаимопроверкой.

Выпишите из каждого предложения  словосочетания с вопросами и  укажите  падеж имен существительных в скобках. Обозначьте графически главные и второстепенные члены предложения.

Инеем разрисовала зима стекла в домах. Трудно было оставаться дома в первый день зимы. Мы пошли полюбоваться лесными озерами. Земля была запорошена первым легким снежком. Снег таял в черной воде озер, покрывал серым дымом леса. Зима уже хозяйничала над землей. Но мы знали, что под рыхлым снегом, если его разгрести руками, еще можно найти свежие лесные цветы. Мы знали, что с нами свежие лесные цветы. Мы знали, что с нами остались зимовать синицы. И зима показалась нам такой же прекрасной, как лето.

(По К. Паустовский.)

Диагностическое  задание:

Слайд 25

Определите в каждом предложении второстепенные члены.

В скобках укажите падеж имен существительных:

Над степью (….п.) пролетают быстрые ласточки (….п.).

В полдень (….п. ) горячие ветерки (….п. ) пахнут полынью (….п.).

В зеленых оврагах (….п. ) растет сочный щавель (….п.).

Познавательные умения:

- раскрывать значение понятия «смысловой вопрос», «дополнение», «обстоятельство» и использовать их в активном словаре;

- определять главные и второстепенные члены предложения и обосновывать свое мнение;

- различать дополнения и обстоятельства в предложении и обосновывать свое мнение;

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание, используя форму графического обозначения; существительных;

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные умения:

- строить понятные для партнера высказывания в рамках учебного диалога.

 Предметные умения:

- рассказывать о различии второстепенных членов: дополнения и обстоятельства в предложении;

- обозначать графически второстепенные члены предложения;

- выписывать из предложения словосочетания с вопросами;

- определять падеж имен существительных в тексте.

Блок К. Диагностика качества освоения темы

Цель - установить степень усвоения темы, а именно:

- определять падеж имен существительных в словосочетаниях и предложениях;

- определять второстепенные члены предложения;

-  выписывать из предложения словосочетания с вопросами.

Контрольный тест   Слайд 26

1.Измените существительные «лиса», «копье» по падежам напишите каждое слово с вопросом.

И.п.

( кто? что?)

лиса

копье

 ….п.

  …п.

…..п.

…..п.

…..п.

2. Составьте словосочетание с предлогом, используя глагол и существительное в начальной форме. Допишите окончания  существительного. Определите и обозначьте падеж существительного в скобках.

решить проблем…..(….п. )
бежать по троп….. (….п. )
полить сироп…..(….п. )
подняться на  холм…..(….п. )
лежать на трав…..(….п. )
греться около камин…..(….п. )
подарок для  друг…..(….п.)

3. Выпишите из каждого предложения  словосочетание с вопросом.

Определите и обозначьте падеж имени существительного. Обозначьте графически главные и второстепенные члены предложения.

Летний отдых

Нина отдыхает у бабушки в деревне. Дом стоит около леса. Бабушка с внучкой  ходит в лес за грибами.

4. Определите и обозначьте падеж имени существительного «дело».

Велик телом, да мал делом (….п.).
Дело (….п.) шуток не любит.
От слова до
 дела (….п.) целая верста.
И умен, и крепок, и в
 деле (….п.)  гож.
Жизнь дана на добрые дела (….п.).
По твоим
 делам (….п.) о тебе судят.
Дела (….п.) как сажа бела.
Дело (….п.) знай, а правду помни.

Регулятивные умения:

 - проверять написание текста, вносить исправления.

Предметные умения:

- определять  падеж имен существительных;

- определять  главные и второстепенные члены предложения;

-  выписывать из предложения словосочетания с вопросами.

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цели деятельности

Варианты заданий

Планируемый

результат  деятельности

• Стимулировать интерес, воображение к процессу создания и оформления тренировочных заданий для Джона.

• Научить школьников:  

- ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;

- планировать свое действие в соответствии с учебным заданием;

- использовать приобретенные знания для составления и оформления   тренировочных заданий для Джона;

- оформлять тренировочные задания;

- представлять результат свой деятельности.

Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:

  • выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический);
  • выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);
  • самоорганизацию по выполнению задания:

- планирование деятельности;

- выполнение задания;

- представление результатов деятельности.

Джон из США решил принять участие в конкурсе «Любителей русского языка». При выполнении тренировочного задания у него возникли трудности, он решил написать письмо своему другу из России, с которым отдыхал летом.  Петя, получив письмо Джона, растерялся, не мог ему помочь выполнить тренировочное задание.

Ребята, почему у Пети возникли трудности при выполнении тренировочного задания по русскому языку для конкурса «Любителей русского языка»?

Школьники высказывают разные версии, но дискуссия показывает, что они пока не имеют определенных знаний и умений убедительно представить свою позицию.

Можем ли мы научить Джона выполнять тренировочные задания по русскому языку, чтобы он смог принять участие в конкурсе «Любителей русского языка»?

Информативный вариант* Слайд 28

Прокомментируйте свои действия при выполнении заданий так,  чтобы Джон научился выполнять аналогичные задания.

1.Определите падеж имени существительного в словосочетаниях:

Прыгнула с ветки, побежал по тропинке, в светлой комнате, сироп из малины, вьется от березки.

2. В скобках напишите падеж выделенных слов.

На осинках висят золотые листья (…).

Осенний ветер срывает золотые листья (….).

Строители (…) возводят новую школу (…).

Крестьяне (…) выращивают хлеб (…).

3.Подчеркните второстепенные члены в каждом предложении.

Сережа сделал кормушку  для птиц.

На берег вышла большая медведица.

Над водой летал стриж.

У колибри длинный клюв.

Импровизационный вариант** Слайд 29

Сформулируйте тренировочные задания для Джона, используя тесты упражнений. Выполните эти задания.

1.Измените слово «вода» по _______________.

Падеж

слово

Именительный

падеж (И.п.)

вода

Родительный

падеж (Р.п.)

Дательный падеж (Д.п.)

Винительный

падеж (В.п.)

Творительный

падеж (Т.п.)

Предложный  падеж (П.п.)

2.Определите ___________ имен существительных. Выделите _________:

сбился с дороги (…..),

вышел из сторожки (…..),

пошел по аллее(…..),

гнездо белки (…..),

идти без ноши (…..),

боялся собаки(…..).

3.Графически обозначьте _______________ и _____________________ члены предложения.

Весной в саду цвела яблоня. Чудный запах от вишни разносился по всему саду. К сливе прилетали мохнатые пчелы.

Эвристический вариант Слайд 30

Напишите письмо Джону и расскажите, как определить падеж имен существительных, чтобы он хорошо подготовился к конкурсу «Любителей русского языка».

*

Прокомментируйте свои действия при выполнении заданий так,  чтобы Джон научился выполнять аналогичные задания.

1.Определите падеж имени существительного в словосочетаниях:

Прыгнул (с чего?) с ветки (Р.п),

 Побежал (по чему?) по тропинке (Д.п)

 ( В чем?) светлой комнате (П.п)

 Сироп (из чего?) из малины, (Р.п)

Любуюсь (чем?) березкой.  (Т.п)

2. В скобках напишите падеж выделенных слов.

На осинках висят золотые листья.(И.п)

Осенний ветер срывает золотые листья.(В.п.)

Строители (И.п) возводят новую школу. (В.п)

Крестьяне (И.п) выращивают хлеб. (В.п)

3.Подчеркните второстепенные члены в каждом предложении.

Сережа сделал кормушку  для птиц.

На берег вышла большая медведица.

Над водой летал стриж.

.-.-.-.-..-.-.-

У колибри длинный клюв.

- - - - -- -

**

Сформулируйте тренировочные задания для Джона, используя тесты упражнений. Выполните эти задания.

  1. Измените слово «вода» по  падежам.

Падеж

слово

Именительный

падеж (И.п.)

вода

Родительный

падеж (Р.п.)

воды

Дательный падеж (Д.п.)

воде

Винительный

падеж (В.п.)

воду

Творительный

падеж (Т.п.)

водой

Предложный  падеж (П.п.)

о воде

  1. Определите  падеж имен существительных. Выделите окончания:

сбился с дороги (Р.п.);

вышел из сторожки (Р.п.);

 пошел по аллее (Д.п. );

 гнездо белки (Р.п.);

 идти с ношей  (Т.п.);

 рассказал о сестре (П.п).

  1. Графически обозначьте главные и  второстепенные  члены предложения.

Весной в саду цвела яблоня. Чудный запах от вишни разносился по всему

-.-.-.-.-.-.-.-.-.- ====  ______                _____  ----------  ========  _._

саду. К сливе прилетали мохнатые пчелы.

     _.-,_,_,_._._. ========                   _____

Личностные умения:

 - проявлять творческое отношение к процессу создания  и оформления тренировочных заданий для Джона.

Познавательные умения:

- выбирать вариант выполнения задания;

- использовать приобретенные знания для составления и оформления тренировочных заданий для Джона.

Регулятивные умения:

-  выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные умения:

-  адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Предметные умения:

-оформлять тренировочные задания для Джона, которых помогут ему подготовиться к конкурсу «Любителей русского языка».

IV этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

Научить школьников:

- соотносить полученный результат с поставленной целью;

- оценивать результат учебной деятельности.

I. Задание на самоанализ.  Слайд 31

Закончите предложения:

1 Мне важно уметь определять падеж имен существительных, потому что……

2. Чтобы использовать существительные в тексте письма  без ошибок, нужно ………….

II. Задание на самооценку.  Слайд 32

Закончите предложения:

Я доволен(льна) ………………..(очень, не очень) письмом, которое  написал Джону …………..…………(сам, с помощью одноклассника, учителя).

Личностные умения:

- проявлять осознание успешности при изучении темы.

 Регулятивные умения:

- соотносить поставленную цель и полученный результат  деятельности;

- оценивать результат собственной деятельности.

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка учителя

Результат деятельности

• Соотнести полученный результат с поставленной целью.

• Оценить результат своей деятельности.

Цели темы:

Сформировать представление об изменении имен существительных по падежам.

Ввести алгоритм определения падежа имени существительного.

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Ключевые умения темы

Личностные умения:

- проявлять позитивное отношение к процессу составления и оформления   тренировочных заданий для Джона.

Познавательные умения:

- использовать приобретенные знания при создании и оформлении  тренировочных заданий по русскому языку  для Джона.

Регулятивные умения:

- соотносить учебные действия с известным алгоритмом.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

- оформлять тренировочные задания для Джона, которых помогут ему подготовиться к конкурсу «Любителей русского языка».

*Заполняется учителем по окончании изучения темы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

3 класс ИЗМЕНЕНИЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПО ПАДЕЖАМ

Слайд 3

Выпишите из ряда слов только однокоренные слова береза, березонька, березы, березняк, подберезовик, березой, березовый

Слайд 4

Учебник,с.5 ,№2

Слайд 5

Поставьте слова в нужную форму, напишите каждое словосочетание и выделите графически окончание Сбежал с (гора), вбежал на (гора), любовался (гора), полить (вода), греться около (печь), думать о (друг), подойти к (бабушка), случай из (жизнь).

Слайд 6

Проверь себя Сбежал с гор ы , вбежал на гор у , любовался гор ой , полить вод ой , греться около печ и , думать о друг е , подойти к бабушк е , случай из жизн и .

Слайд 7

Определите условие для изменения формы слова в каждом словосочетании и соедините его стрелочкой с названием этого основания. Большие дома Красивые цветы Гулял в саду С маленькой ёлки Колючие ветки Число Предло г Плыл по реке

Слайд 8

Определите однокоренные слова и напишите их, выделяя графически окончания и основу Лес, лесник, прелесть, лесной, перелесок, лесенка, лесничий, лесником, лесничество, слесарь, у лесника.

Слайд 9

Падежи РУССКОГО ЯЗЫКА Падеж Вспомогательное слово Падежный вопрос Окончание существительного Именительный падеж (И. п.) есть кто? что? лиса, зима, дело Родительный падеж (Р. П.) нет кого? чего? лисы, зимы, дела Дательный падеж (Д. п.) дать кому? чему? лисе, зиме, делу Винительный падеж (В. П.) вижу кого? что? лису, зиму, дело Творительный падеж (Т.п.) доволен кем? чем? лисой, зимой, делом Предложный падеж (П.п.) думаю о ком? о чем? о лисе, о зиме, о деле И ван р убит д рова, В арвара т опит п ечь.

Слайд 10

Алгоритм определения падежа имени существительного Чтобы определить падеж имени существительного, надо: 1. Определить слово в предложении, которое является именем существительным. 2. Поставить падежный вопрос от главного слова к зависимому, которое является существительным. 3. Определить падеж имени существительного, используя вспомогательное слово и вопрос: * - если в предложении существительное, отвечает на вопрос что?, то оно является подлежащим и стоит в И.п. *- если в предложении существительное, отвечает на вопрос что?, то является дополнением и стоит в В.п. 4. Выделить графически окончание существительного.

Слайд 11

Прыгнула с ветки Побежал по тропинке В светлой комнате Сироп из малины Вьётся от берёзки Р.п. Д.п. П.п. Р.п . Р.п. Помогите Джону определить падеж имени существительного в словосочетаниях:

Слайд 12

на ёлке – ….. п. на дорожку – …. п. по стороне – …. п. рассказал стих – …. п. по берегу – …. п. до ветки – …. п. по тропинке –…. п. к лесу – …. п. Определите падеж имён существительных

Слайд 13

На улице идёт снег . Я стою у окна и смотрю на снег . Молодой капитан поднялся на борт. Из-под дивана кот вылез, потянулся, прыгнул на диван. Расскажите о различии И.п. и В.п. существительных, используя тексты предложений:

Слайд 14

На осинках висят золотые листья. (И.п.) Осенний ветер срывает золотые листья. Строители (И.п.) возводят новую школу. Крестьяне (И.п.) выращивают хлеб. (В.п.) В.п. (И.п.) ( И.п.) В.п. Верно ли Джон выполнил задание?

Слайд 15

Падежи РУССКОГО языка Падеж Вспомогательное слово Падежный вопрос Предлоги Именительный падеж ( И.п .) есть кто? что? _____ Родительный падеж (Р.п.) нет кого? чего? без, у, от, до с, около, возле, для Дательный падеж (Д.п.) дать кому? чему? к, по Винительный падеж (В.п.) вижу кого? что? на, за, под, через, про, в Творительный падеж (Т.п.) доволен кем? чем? над, за, под, с, между, перед Предложный падеж (П.п.) думаю о ком? о чем? в, об, о, на, при

Слайд 16

Падеж Вспомогательное слово Падежный вопрос слово Именительный падеж (И.п.) есть что? дом Родительный падеж (Р.п.) нет кого? к дома Дательный падеж (Д.п.) вижу чему? по дому Винительный падеж (В.п.) дать что? за дом Творительный падеж (Т.п.) доволен чем? перед домами Предложный падеж (П.п.) думаю о ком? о чём? в доме Верно ли Джон выполнил задание?

Слайд 17

Падеж Вспомогательное слово Падежный вопрос Слово Именительный падеж (И.п.) есть что? дом Родительный падеж (Р.п.) нет чего? у дома Дательный падеж (Д.п.) дать чему? по дому Винительный падеж (В.п.) вижу что? за дом Творительный падеж (Т.п.) доволен чем? перед домом Предложный падеж (П.п.) думаю о чем? в доме Падежи русского языка

Слайд 18

ехать … (дорога) – ехать по дороге ( по чему? Д.п.) жил …. (сторожка) - летел …. (горизонт) - выскочил…. (шалаш) - приблизился…. (опушка) - танцевал ….(площадь) - Составьте словосочетание с предлогом, используя глагол и существительное в начальной форме. Определите и обозначьте падеж существительного, и напишите его по образцу:

Слайд 19

жил в сторожке (в чём? П.п.) сел на ветку (на что? В.п.) выскочил из шалаша (из чего? Р.п.) приблизился к опушке ( к чему? Д.п.) танцевал на площади ( на чём? П.п.)

Слайд 20

Спишите текст, обозначая падеж существительного в скобках. Графически обозначьте грамматическую основу предложения. Наступила холодная зима (…п.). К окну (…п.) подлетела синичка (…п.). Бабушка (…п.) пожалела птичку (…п.). Через открытую форточку (…п.) она впустила синицу (…п.) в комнату (… п.). У синицы (…п.) были черные глаза (…п.) с металлическим блеском (…п.) голова, шея, горло, белые щечки». Всю долгую зиму (…п.) прожила синичка (…п.) в квартире (…п.).

Слайд 21

Лесник вышел из леса. вышел (откуда? из чего?) из леса . Обстоятельство, отвечает на вопросы: Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? Платье сшили из шёлковой ткани. сшили (из чего?) из ткани Дополнение, отвечает на вопросы: Чего? Кого? Кому? Чему? Что? Кем? Чем? О ком? О чем? -.-.-.-.-.-.-. --- --------

Слайд 22

Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей: Обстоятельство отвечает на вопросы: Чего? Кого? Кому? Чему? Что? Кем? Чем? О ком? О чем? Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? Я люблю дышать свежим воздухом. люблю дышать (чем?) воздухом ; воздухом – это дополнение. Вертолеты поднялись в воздух. поднялись (куда?) – в воздух; в воздух – обстоятельство. - - - - - _._._._

Слайд 23

Школьники занимаются спортом. На озере плавают лебеди. Утром мы ходим в школу. Музыкант играет на трубе. - - - - - - _._._._. _._._._ _._._._._ - - - - - - Расскажите о различии дополнения и обстоятельства в предложении, используя тексты:

Слайд 24

Сережа сделал кормушку для птиц. На берег вышла большая медведица. Над водой летал стриж. У колибри длинный клюв. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - Верно ли Джон выполнил задание? Обоснуйте свое мнение.

Слайд 25

Над степью (….п.) пролетают быстрые ласточки (….п.). В полдень (….п. ) горячие ветерки (….п. ) пахнут полынью (….п.). В зеленых оврагах (….п. ) растет сочный щавель (….п.). Определите в каждом предложении второстепенные члены. В скобках укажите падеж имен существительных:

Слайд 26

1.Измените существительные «лиса», «копье» по падежам напишите каждое слово с вопросом И.п. ( кто? что?) лиса копье ….п. .…п. ....п. ....п. ....п. 2. Составьте словосочетание с предлогом, используя глагол и существительное в начальной форме. Допишите окончания существительного. Определите и обозначьте падеж существительного в скобках. решить проблем…..(….п. ) бежать по троп….. (….п. ) полить сироп…..(….п. ) подняться на холм…..(….п. ) лежать на трав…..(….п. ) греться около камин…..(….п. ) подарок для друг…..(….п.)

Слайд 27

3. Выпишите из каждого предложения словосочетание с вопросом. Определите и обозначьте падеж имени существительного. Обозначьте графически главные и второстепенные члены предложения. Летний отдых Нина отдыхает у бабушки в деревне. Дом стоит около леса. Бабушка с внучкой ходит в лес за грибами. 4. Определите и обозначьте падеж имени существительного «дело». Велик телом, да мал делом (….п.). Дело (….п.) шуток не любит. От слова до дела (….п.) целая верста. И умен, и крепок, и в деле (….п.) гож. Жизнь дана на добрые дела (….п.). По твоим делам (….п.) о тебе судят. Дела (….п.) как сажа бела. Дело (….п.) знай, а правду помни.

Слайд 28

Информативный вариант Прокомментируйте свои действия при выполнении заданий так, чтобы Джон научился выполнять аналогичные задания. прыгнула с ветки, побежал по тропинке, в светлой комнате, сироп из малины, вьётся от берёзки. 1.Определите падеж имени существительного в словосочетаниях : 2. В скобках напишите падеж выделенных слов. На осинках висят золотые листья(…). Осенний ветер срывает золотые листья (….). Строители (…) возводят новую школу(…). Крестьяне (…) выращивают хлеб(…). 3.Подчеркните второстепенные члены в каждом предложении . Сережа сделал кормушку для птиц. На берег вышла большая медведица. Над водой летал стриж. У колибри длинный клюв.

Слайд 29

Импровизационный вариант Сформулируйте тренировочные задания для Джона, используя тесты упражнений. Выполните эти задания. Падеж слово Именительный падеж (И.п.) вода Родительный падеж (Р.п.) Дательный падеж (Д.п.) Винительный падеж (В.п.) Творительный падеж (Т.п.) Предложный падеж (П.п.) Измените слово «вода» по _______________. 2.Определите ___________ имен существительных. Выделите _________: сбился с дороги (…..), вышел из сторожки (…..), пошел по аллее(…..), гнездо белки (…..), идти без ноши (…..), боялся собаки(…..). 3.Графически обозначьте _______________ и _____________________ члены предложения. Весной в саду цвела яблоня. Чудный запах от вишни разносился по всему саду. К сливе прилетали мохнатые пчелы.

Слайд 30

Эвристический вариант Напишите письмо Джону и расскажите, как определить падеж имен существительных, чтобы он хорошо подготовился к конкурсу «Любителей русского языка».

Слайд 31

Самоанализ Закончите предложения: 1 Мне важно уметь определять падеж имен существительных, потому что…… 2. Чтобы использовать существительные в тексте письма без ошибок, нужно ………….

Слайд 32

Самооценка Закончите предложения : Я доволен(льна ) ………………..(очень, не очень) письмом, которое написал Джону …………..………… ( сам, с помощью одноклассника, учителя).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка. Тема: "Число имён существительных" УМК "Школа России"

Данную разработку можно использовать во 2 классе при объяснении новрго материала и в 3 классе для повторения изученной темы....

Разработка урока русского языка. Тема: "Число имён существительных" УМК "Школа России"

Данную разработку можно использовать во 2 классе при объяснении новрго материала и в 3 классе для повторения изученной темы....

Методическая разработка урока русского языка "Способы образования имен существительных" 3-й класс

Система учебников  "Начальная школа ХХI века"Раздел « Как устроен наш язык»Тема «Суффикс как часть слова»Формирование универсальных учебных действий:Личностные УУД Формирование положительной...

Методическая разработка урока русского языка на тему «Именительный и винительный падежи имен существительных 1-го склонения» (УМК «Развивающая система Л.В. Занкова», 3А класс)

Тема: Именительный и винительный падежи имен существительных 1-го склонения.Цель: формировать у обучающихся умение определять именительный и винительный падежи имен существительных 1-го склонения.Зада...

Методическая разработка к уроку русского языка. Тема: Изменение имён существительных по падежам. Творительный падеж.

Презентация к уроку русского языка "Изменение имён существительных по падежам. Творительный падеж". 3 класс. УМК "Перспектива". Авторы учебника: Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина....

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе по теме "Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа".

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе по теме "Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа"...

Методическая разработка урока русского языка по теме "Имя существительное" 2 класс

Методическая разработка по русскому языку 2 класс. Тема "Имя существительное" УМК "Перспектива"...