Обучение детей грамоте с использованием моделей артикуляции звуков.
статья по русскому языку (1 класс) по теме
В этой статье описываются приемы работы с звуковыми моделями на уроках обучения грамоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dzhan_ekaterina_viktorovna.docx | 17.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение детей грамоте при помощи моделей артикуляции звуокв.
Учитель: Джан Екатерина Викторовна
ГБОУСОШ № 473 г.Санкт-Петебрурга
В современных методико-педагогических исследованиях проблема грамотного письма школьников является одной из самых актуальных.
Формирование навыков грамотного письма непосредственно зависит от степени развития устной речи, от умения анализировать звучащее слово, обобщать и дифференцировать фонемы. Предпосылкой к успешному овладению данными операциями является достаточно развитый фонематический слух. Для решения данной проблемы я на своих уроках использую метод моделирования.
В настоящее время моделирование звучащего слова применяется в любой системе обучения грамоте. Вне зависимости от сложности составляемой схемы-модели звучащего слова в той или иной системе обучения грамоте назначение их одно – помочь ученику зрительно представить себе последовательность звуков в слове, затем выделить из этой последовательности отдельные звуки или звук, изучить его и обозначить соответствующей буквой.
При подготовке к обучению грамоте с применением моделей звуков исходным моментом является формирование у детей умения проводить звуковой анализ и синтез. Даже у детей с нормально развитым фонематическим слухом данное действие вызывает затруднения. Слова для звукового анализа с применением моделей артикуляции звуков подбираются в определенной последовательности: звукослоговая структура их постепенно усложняется. Начинают анализировать сначала слоги состоящие из двух звуков :
- закрытые (УМ, АК) и открытые ( МА, ДО);
- затем слова из двух слогов ( ИРА, УХА);
- из одного слога ( НОС,РАК)
- из двух прямых слогов ( ПАПА, НОГА);
- из одного закрытого и одного открытого слогов ( ПАУК, ОКНА);
- из одного слога (МОРЖ, СЛОН);
- слова из пяти и шести звуков, включающих слоги разных типов (ПАРТА, МАШИНА).
В практике в упражнениях со схемами-моделями звучащего слова наблюдаются следующие типичные ошибки. Первая из них – вместо звучащего слова анализируют готовую схему модель, представленную в учебнике. В данном случае упражнение становиться не эффективным. В современных учебниках авторы предлагают детям составлять схемы-модели непосредственно в учебнике , используя шаблон данного слова., это избавляет от названной ошибки. Вторая ошибка - анализируется звучащее слово, устно устанавливается последовательность слогов и звуков, дается их характеристика и только потом предлагается составление схемы-модели. В данном случае использование схемы-модели не имеет смысла, ученики не ощущают от нее никакой пользы.
На уроках необходим звуковой анализ с одновременным составлением схем-моделей слов. В этом случае ученик произносит слово и фиксирует последовательность звуков на модели. Составив схему-модель, произносит слово по схеме.
В полном объеме звуковой анализ вводится не сразу. Порядок его введения соответствует логике материала, представленного на страницах учебников. При этом в целях урока предусматривается как формирование предметной стороны звукового анализа, так и его деятельностной составляющей. Проведение звукового анализа – это всегда сначала совместная деятельность на доске и на наборном полотне. Все действия учеников сопровождаются их объяснением,, осуществляемой в громкой речи (сначала комментирует учитель, потом сами ученики). Постепенно происходит переход от внешнеречевой формы выполнения действия к выполнению действия во внутренней речи.
На своих уроках для составления схем –модлей наборное полотно.. Они имеются у каждого ученика и у учителя. Наборное полотно представляет собой прямоугольник ( размер 30 см*15 см), на который при помощи контактной ленты прикрепляются круглые пуговицы (диаметр 2 см) синего, зеленого, красного и белого цветов. Синий цвет служит для обозначения твердых согласных звуков, зеленый – мягких согласных звуков, красный – гласных звуков, белый – не изученных звуков. Таким образом появляется возможность оценить правильность составленных схем-моделей у каждого ученика. Так как по завершению составлению схем, ученики поднимают полотно, показывая результат.
Введение моделирования на уроках по обучению грамоте поднимает наглядность на качественно высший уровень – уровень мыслительных операций. В данном случае модели артикуляции звуков можно рассматривать как знаковую поддержку процесса развития мышления.
Использованная литература:
1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М. 1972
2. Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. М. 1978
3. Бунеев Р.Н. , Бунеева Е.В., Пронина О.В. Моя любимая азбука. Учеб . для прервоклассников. М. Баласс. 2011
4. Горецкий В.Г. Уроки обучения грамоте / Хрестоматия по методике русского языка: Методы обучения русскому языку в общеобразовательных учреждениях. Пос. для учителя/ Авт. Сост. М.Р.Львов . М.:Просвещение, 1996
5. Жинкин Н.И. Механизмы речи, М., 1958
6. Хрестоматия по методике русского языка: Методы обучения русскому языку в общеобразовательных учреждениях/Авт. сост. М.Р.Львов. М.:Просвещение, 1996
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Модель организации обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий в образовательном учреждении».
Организация дистанционного обучения в начальной школе....
Система использования моделей артикуляции звуков на уроках
Содержательный компонент подразумевает отбор средств, способствующих предупреждению и коррекции дисграфии у детей с тяжелыми нарушениями речи. После анализа литературы по проблеме (Акименко В.М....
Проблема обучения детей грамоте
Проблема обучения детей грамоте всегда стояла чрезвычайно остро не только в педагогике, но и в социальной жизни, так как грамотность народа – это его оружие в борьбе за культуру. Поэтому достижение вы...
конспект урока по обучению грамоте с использованием логоминутки "Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п".
Как один из аспектов этой работы был задуман (и в настоящее время разрабатывается) комплекс «логопедических минуток» на уроках русского языка. «Логопедические минутки» - это непродолжительные по време...
Использование различных методик и приемов по обучению детей грамоте в добукварный период
Использование различных методик и приемов по обучению детей грамоте в добукварный период (мастер-класс учителя начальных классов )...
Опыт работы педагога-психолога с детьми с РАС в 1 классе (обучение детей с РАС по модели "Ресурсный класс")
Опыт работы педагога-психолога с детьми с РАС в 1 классе (обучение детей с РАС по модели "Ресурсный класс")...
Система использования моделей артикуляции звуков в урочной и внеурочной деятельности в школе для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Статья о системе использования моделей артикуляций звуков...