Обучение детей грамоте с использованием моделей артикуляции звуков.
статья по русскому языку (1 класс) по теме

Джан Екатерина Викторовна

В этой статье описываются приемы работы с звуковыми моделями на уроках обучения грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dzhan_ekaterina_viktorovna.docx17.39 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение детей грамоте при помощи моделей артикуляции звуокв.

Учитель: Джан Екатерина Викторовна

ГБОУСОШ № 473  г.Санкт-Петебрурга

В современных методико-педагогических исследованиях проблема грамотного письма школьников является одной из самых актуальных.

Формирование навыков грамотного письма непосредственно зависит от степени развития устной речи, от умения анализировать звучащее слово, обобщать и дифференцировать фонемы.  Предпосылкой к успешному овладению  данными операциями является достаточно развитый фонематический слух. Для решения данной проблемы я на своих уроках использую метод моделирования.

  В настоящее время моделирование звучащего слова применяется в  любой системе обучения грамоте. Вне зависимости от сложности составляемой схемы-модели звучащего слова в той или иной системе обучения грамоте назначение их одно – помочь ученику зрительно представить  себе последовательность звуков  в слове, затем выделить из этой последовательности  отдельные звуки или звук, изучить его и обозначить соответствующей буквой.

При подготовке  к обучению грамоте  с применением моделей звуков исходным моментом является формирование у детей  умения проводить звуковой анализ и синтез. Даже у детей с нормально развитым фонематическим слухом данное действие вызывает затруднения.  Слова для звукового анализа с применением моделей  артикуляции звуков подбираются  в определенной последовательности: звукослоговая структура их постепенно усложняется.  Начинают анализировать сначала слоги состоящие из двух звуков :

- закрытые (УМ, АК) и открытые ( МА, ДО);

- затем слова из двух слогов ( ИРА, УХА);

- из одного слога ( НОС,РАК)

- из двух прямых слогов ( ПАПА, НОГА);

- из одного закрытого  и одного открытого слогов ( ПАУК, ОКНА);

- из одного слога (МОРЖ, СЛОН);

- слова из пяти и шести звуков, включающих слоги разных  типов (ПАРТА, МАШИНА).

В практике в упражнениях со схемами-моделями звучащего слова наблюдаются следующие типичные ошибки. Первая из них – вместо  звучащего слова анализируют готовую схему модель, представленную в учебнике. В данном случае упражнение становиться не эффективным. В современных учебниках авторы предлагают детям составлять схемы-модели непосредственно в учебнике , используя шаблон данного слова., это избавляет от названной ошибки.  Вторая ошибка -  анализируется звучащее слово,  устно устанавливается последовательность   слогов и звуков, дается их характеристика и только потом  предлагается составление схемы-модели. В данном случае использование схемы-модели не имеет смысла, ученики не ощущают от нее никакой пользы.

На уроках необходим звуковой анализ с одновременным составлением схем-моделей слов. В этом случае ученик произносит слово и фиксирует последовательность звуков на модели.  Составив схему-модель, произносит слово по схеме.

В полном объеме  звуковой анализ вводится не сразу. Порядок его введения соответствует логике материала, представленного на страницах учебников.  При этом в целях урока предусматривается как формирование  предметной стороны звукового анализа,  так и его деятельностной  составляющей. Проведение звукового анализа – это всегда  сначала совместная деятельность на доске и на наборном полотне. Все действия учеников сопровождаются их объяснением,, осуществляемой в громкой речи (сначала комментирует учитель, потом сами ученики). Постепенно происходит переход от внешнеречевой формы выполнения действия к выполнению действия во внутренней речи.

На своих уроках для составления схем –модлей наборное полотно.. Они имеются у каждого ученика  и у учителя.  Наборное полотно представляет собой прямоугольник ( размер 30 см*15 см), на который при помощи контактной ленты прикрепляются круглые пуговицы (диаметр 2 см) синего, зеленого, красного и белого цветов. Синий цвет служит для обозначения твердых согласных звуков, зеленый – мягких согласных звуков, красный – гласных звуков, белый – не изученных звуков. Таким образом появляется возможность оценить правильность составленных схем-моделей у каждого ученика. Так как по завершению составлению схем, ученики поднимают полотно, показывая  результат.

Введение моделирования на уроках по обучению грамоте поднимает наглядность на качественно  высший уровень – уровень мыслительных операций.  В данном случае модели артикуляции звуков можно рассматривать как знаковую поддержку процесса развития мышления.

Использованная литература:

1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М. 1972

2. Айдарова Л.И. Психологические  проблемы обучения младших школьников русскому языку. М. 1978

3. Бунеев Р.Н. , Бунеева Е.В., Пронина О.В. Моя любимая азбука. Учеб . для прервоклассников. М. Баласс. 2011

4. Горецкий В.Г. Уроки обучения грамоте / Хрестоматия по методике русского языка: Методы обучения русскому языку в общеобразовательных учреждениях. Пос. для учителя/ Авт. Сост. М.Р.Львов .  М.:Просвещение, 1996

5. Жинкин Н.И. Механизмы речи, М., 1958

6. Хрестоматия по методике русского языка: Методы обучения русскому языку в общеобразовательных учреждениях/Авт. сост. М.Р.Львов. М.:Просвещение, 1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система использования моделей артикуляции звуков на уроках

Содержательный компонент подразумевает отбор средств, способствующих предупреждению и коррекции дисграфии у детей с тяжелыми нарушениями речи. После анализа литературы  по проблеме (Акименко В.М....

Проблема обучения детей грамоте

Проблема обучения детей грамоте всегда стояла чрезвычайно остро не только в педагогике, но и в социальной жизни, так как грамотность народа – это его оружие в борьбе за культуру. Поэтому достижение вы...

конспект урока по обучению грамоте с использованием логоминутки "Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п".

Как один из аспектов этой работы был задуман (и в настоящее время разрабатывается) комплекс «логопедических минуток» на уроках русского языка. «Логопедические минутки» - это непродолжительные по време...

Использование различных методик и приемов по обучению детей грамоте в добукварный период

Использование различных методик и приемов по обучению детей грамоте в добукварный период (мастер-класс учителя начальных классов )...

Опыт работы педагога-психолога с детьми с РАС в 1 классе (обучение детей с РАС по модели "Ресурсный класс")

Опыт работы педагога-психолога с детьми с РАС в 1 классе (обучение детей с РАС по модели "Ресурсный класс")...