«Модель организации обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий в образовательном учреждении».
учебно-методический материал по теме

Асанова Наталья Ивановна


Организация дистанционного обучения в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ ДПО «Ставропольский краевой институт

развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Кафедра воспитательной работы, дополнительного образования и технологии

Выпускная работа слушателя краткосрочных курсов повышения квалификации по проблеме: Совершенствование подготовки управленческих кадров в области обучения детей с ОВЗ, детей-инвалидов

Тема: «Модель организации  обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий в образовательном учреждении».

                                                        

                                                           Выполнена:                                                           Асановой Натальей Ивановной,

                                                           заместителем директора                                                                                                                      МБОУ «Начальная школа – детский сад»

города-курорта Железноводска

Ставропольского края

                                                       

                                                       Руководитель:

                                                                 Архипова Лариса Анатольевна, руководитель Центра

дистанционного обучения,

методической и технической поддержки

внедрения информационных технологий в ОУ   

Содержание

Введение.

 Цели использования дистанционного обучения в образовательном учреждении.

 

  1. Основная часть.

   1.1   Формирование материально-технической базы обучения  с  использо-

         ванием  дистанционных образовательных технологий в   образователь-

ном  учреждении.

   1.2    Информационная система обучения с использованием      дистанцион-

ных  образовательных технологий.

   1.3  Решение кадровых вопросов  при организации  обучения  детей –инва-

         лидов на дому с использованием дистанционных образовательных

           технологий.

  1.   Формы обучения детей-инвалидов.
  2.   Работа образовательного учреждении с  семьями, имеющих детей-

инвалидов.

  1. Заключение.

Современные технологии проникли во все сферы деятельности человека. Двадцать лет назад Интернет и сотовые телефоны, казались чем-то непонятным и недостижимым. На сегодняшний день уже сложно себе представить человека, который живет и не пользуется этим. Везде внедряются новые технологии.

        Обеспечение равных прав граждан Российской Федерации на получение качественного общего образования невозможно без широкого использования дистанционных образовательных технологий. Особенно актуально использование дистанционного обучения для детей, которые в силу особенностей своего развития и здоровья не могут посещать школу и нуждаются в обучении на дому.

В Концепции модернизации российского образования заявлен принцип равного доступа детей-инвалидов к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания и состояния здоровья. Одним из направлений реализации этого требования является развертывание новых моделей содержания образования и  его организации, в том числе развитие дистанционного образования.

         В настоящее время из 35,9 млн. детей, проживающих в Российской     Федерации, 4,5%, т.е. 1,6 млн., относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающим их возможностям. Из общего числа детей-инвалидов 30 тыс. рекомендована дистанционная форма обучения. Однако, по данным Минобрнауки РФ, на 1 января 2013 г. на дому в дистанционной форме обучалось лишь 3,9 тыс. детей-инвалидов.
      Дистанционное обучение для детей с ограниченными возможностями здоровья в нашей стране стало доступным благодаря программе реализации приоритетного национального проекта «Образование» на 2009-2012 годы, в который по инициативе Президента Российской Федерации включено мероприятие «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов», предусматривающее поэтапное создание в течение 4 лет в каждом субъекте РФ условий для дистанционного обучения детей-инвалидов.

Сегодня одним из ключевых направлений развития образования, определенных инициативой «Наша новая школа», является создание условий для полноценного включения в образовательной пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Одним из таких направлений является «Развитие дистанционного образования детей -  инвалидов», к реализации которого приступил наш край, наша школа.

Это направление предоставляет возможность реализовать права детей-инвалидов на образование, путем внедрения информационно-коммуникационных образовательных технологий. Детям-инвалидам предложено получать образование в дистанционной форме, через сеть Интернет.

Из сказанного становится ясным: дистанционное обучение для детей-инвалидов необходимо в силу, прежде всего, особенностей развития российской системы образования и специфики психического развития таких детей. При этом дистанционное обучение должно быть включено в рамки специальной образовательной среды, ориентированной на цели образования, развития и социализации детей-инвалидов.

Главными целями дистанционного обучения является:

  • получение среднего общего образования детьми – инвалидами;
  • осуществление учебного процесса по установленной учебной программе;
  • создание условий, обеспечивающих получение среднего  образования детьми в соответствии с их физическими и умственными особенностями, с учетом специфики заболевания и психофизического развития;
  • создание условий для своевременного использования получаемых знаний и умений для повышения эффективности обучающего процесса и всестороннего развития личностных качеств.

Для реализации целей необходимо решение следующих задач:

  • формирование нормативной базы обучения с использованием дистанционных образовательных технологий;
  • формирование материально-технической базы обучения с использованием дистанционных образовательных технологий;
  • отработка моделей организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий;
  • подготовка кадров, владеющих методиками обучения с использованием дистанционных образовательных технологий;
  • обеспечение методической поддержки преподавателей, работающих в системе обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.

В настоящее время сформированы 3 основные модели внедрения дистанционных образовательных технологий при обучении детей-инвалидов.

  1. Обучение осуществляется непосредственно в Центре дистанционного обучения. В этом случае обучающиеся зачисляются в центр дистанционного обучения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области образования. Обучение детей осуществляется учителями, состоящими в штате центра дистанционного обучения и работающими здесь по основному месту работы или по совместительству.
  2. Обучение осуществляется по месту жительства детей-инвалидов, а центр дистанционного обучения осуществляет методическое сопровождение деятельности образовательного учреждения, обучающего детей-инвалидов по месту их жительства.
  3. Обучение происходит на основе совместного учебного плана двух или более образовательных учреждений.

Практика работы ряда субъектов РФ показала, что в качестве эффективной модели  организации образования детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные учреждения и нуждаются в обучении на дому, целесообразно рассматривать вторую модель внедрения дистанционных образовательных технологий, которую взяла за основу и наша школа. (см. приложение 1,3)

На основе имеющейся нормативной базы  наше образовательное учреждение, использующее дистанционные образовательные технологии,  разработало необходимые локальные нормативные акты, входящие в систему локальных нормативных актов, обеспечивающих деятельность образовательного учреждения.  Локальная нормативная база зависит от выбранной модели обучения с использованием дистанционных образовательных  технологий.

         В связи с этим практическая реализация обучения ребёнка-инвалида предполагала сочетание надомного и дистанционного обучения. Такой способ обучения позволил (особенно на начальном этапе обучения) предотвратить возможные трудности учащегося по освоению им новой информационно-образовательной среды, в которой осуществлялось дистанционное обучение, и позволило постепенно приобрести навык

эффективной деятельности в ней.

       В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», образовательное учреждение самостоятельно в использовании и совершенствовании методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий.

При использовании дистанционных технологий наше образовательное учреждение обеспечило доступ обучающегося, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала к учебно-методическому комплексу, включающему:

  • учебный план образовательного учреждения;
  • индивидуальный учебный план  обучающегося;
  • программы учебных предметов с пояснительной запиской об особенностях обучения (дисциплин, учебных курсов);
  • учебные материалы по учебному предмету (дисциплине, курсу);
  • комплекты электронных образовательных ресурсов, дистанционных курсов.

Формирование материально-технической базы обучения с  использованием дистанционных образовательных технологий

Обязательным условием организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий является наличие в образовательном учреждении руководящих, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала, имеющих соответствующий уровень подготовки, и специально оборудованных помещений с соответствующей техникой, позволяющих реализовывать образовательные программы с использованием дистанционных образовательных технологий.

 Материально-техническая база обучения с использованием дистанционных образовательных технологий должна обеспечивать формирование образовательной среды, включающей следующие основные компоненты:

  • деятельностная;
  • коммуникативная;
  • пространственно-предметная.

Деятельностный компонент представляет собой совокупность различных видов деятельности, необходимых для обучения и развития учащихся. Важнейшие из них:

  • исследовательская деятельность;
  • проектная деятельность;
  • творческая деятельность.

Деятельностный  компонент предполагает разработку индивидуальных учебных планов, сочетание очной и заочной форм обучения, использование гибкой системы оценивания, включающей самооценку обучающихся, планирование, реализацию и мониторинг включения обучающихся в разные виды учебной деятельности, повышающие их образовательную потребность.

Коммуникативный компонент представляет собой пространство межличностного взаимодействия в непосредственной или предметно-опосредованной форме. Наиболее важные элементы коммуникативного компонента:

  • гибкое сочетание обучения в процессе совместной деятельности  и самостоятельного обучения;
  • партнерство педагога и ученика;
  • свободная коммуникация всех участников образовательного процесса.

Пространственно-предметный компонент — пространственно-предметные средства, совокупность которых обеспечивает возможность требуемых пространственных действий и поведения субъектов образовательной среды.  Наиболее важные из них в части организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий средства:

  • информационная образовательная среда;
  • средства индивидуального и коллективного письменного, аудио- и визуального онлайн-взаимодействия;
  • средства коллективной работы над материалами;
  • виртуальная медиатека, подкасты как средства доставки контента обучающимся и как средства творческого самовыражения обучающихся.

Материально-техническая база обучения с использованием ДОТ включает следующие составляющие:

  • каналы связи;
  • система дистанционного обучения, обеспечивающая формирование информационной образовательной среды;
  • компьютерное оборудование;
  • периферийное оборудование;
  • программное обеспечение.

Требования к материальной базе обучения с использованием дистанционных образовательных технологий во многом связаны с используемыми моделями обучения, однако независимо от используемой модели необходимо обеспечить достаточную пропускную способность каналов связи.

Образовательное учреждение, реализующее дистанционные образовательные технологии, должно иметь пропускную способность каналов связи не ниже 512 Кбит/с  на одного пользователя, находящегося в здании, для организации взаимодействия в режиме видеоконференций, и 10 Мбит/с на 100 пользователей, одновременно подключенных к системе электронного дистанционного обучения.

Обучающийся должен иметь возможность использовать канал связи с пропускной способностью не ниже: 512 Кбит/с; для более комфортной связи рекомендовано 1 Мбит/с.

Информационная система обучения с использованием дистанционных образовательных технологий

Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий  невозможно осуществлять без использования системы дистанционного обучения.

Формирование информационной среды осуществляется с помощью программной системы дистанционного обучения.

С помощью системы дистанционного обучения:

  • разработчики учебных программ: авторы содержания, веб-дизайнер, программист, художник, методисты совместно разрабатывают и размещают содержательный контент;
  • учитель планирует свою педагогическую деятельность: выбирает из имеющихся или создаёт простейшие, нужные для обучающихся, ресурсы и задания;
  • администрация школы, методические службы, органы управления образованием, учителя, обучающиеся и их законные представители своевременно могут получить полную информацию о ходе учебного процесса, промежуточных и итоговых результатах, благодаря автоматическому фиксированию указанных позиций в информационной среде;
  • обучающиеся выполняют задания (знакомятся, собирают и организуют информацию, создают мультимедиа образовательные продукты, участвуют в форумах и т.д.), обращаются к учителям за помощью;
  • учителя выражают свое отношение к работам обучающихся, в виде текстовых или аудио рецензий, модерации форумов, устных онлайн консультаций;
  • обучающиеся, их законные представители, учителя, получают дополнительные возможности общения внутри школьного социума, выражая своё мнение, выдвигая предложения и инициативы, фиксируя их в информационной среде;
  • все результаты деятельности автоматически собираются и хранятся в информационной среде, на их основании формируются портфолио обучающихся и педагогических работников.

Информационная система обучения с использованием дистанционных образовательных технологий должна соответствовать следующим требованиям:

  • обеспечивать управление содержанием образования, осуществлять учебное взаимодействие «учитель – ученик»;
  • обеспечивать прозрачность образовательного процесса для администрации, педагогов, учащихся, родителей, органов управления образованием;
  • обеспечивать формирование и корректировку индивидуальных учебных планов учащихся;
  • формировать электронное расписание и доставлять его каждому участнику образовательного процесса через образовательный портал;
  • вести учет результатов образовательного процесса в электронной форме (портфолио и электронный журнал);
  • вести электронные дневники.

Подготовка кадров, владеющих методиками обучения с  использованием дистанционных образовательных технологий

Дистанционное обучение детей-инвалидов должны осуществлять педагогические работники, обладающие необходимыми знаниями особенностей психофизического развития детей-инвалидов различных категорий, а также в области методик и технологий организации образовательного процесса для таких детей в очной и дистанционной формах.

Повышение квалификации педагогов, предполагающих осуществлять обучение с использованием дистанционных образовательных технологий, целесообразно вести с использованием системы дистанционного обучения, в которой в дальнейшем педагогам предстоит работать.  Курсы повышения квалификации должны быть построены таким образом, чтобы часть времени слушатели обучались очно, а часть – с использованием дистанционных технологий.

В результате обучения учителя должны обладать необходимыми знаниями:

  • об особенностях психофизического развития детей, относящихся к разным педагогическим группам;
  • в области методик, технологий, подходов в организации образовательного процесса для детей, относящихся к разным педагогическим группам;
  • о специфическом инструментарии и возможностях, позволяющих технически осуществлять процесс обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.

В результате обучения работники образовательных учреждений должны обладать технологическими умениями, которые можно объединить в группы:

  • умение организовать собственную работу на компьютере;
  • умение выбрать и использовать локальные приложения на компьютере для решения педагогических задач, как собственных, так и при взаимодействии с обучающимися;
  • умение использовать периферийное оборудование до степени свободы, позволяющей помочь в вопросах его использования обучающимся;
  • умение привлекать возможности информационных объектов, находящихся на внешних интернет-сайтах (электронные библиотеки и словари, информационные ресурсы, специализированные по предметной направленности сайты, информацию, размещенную на образовательных порталах и т. п.);
  • умение организовывать собственную деятельность и деятельность учащихся в информационной среде;
  • использование программ для организации онлайн взаимодействия (взаимодействия в реальном времени):  видеоконференций, аудиоконференций,  чата;
  • умение эффективно использовать возможности информационной системы дистанционного обучения как основного инструмента организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий;
  • ведение электронного документооборота.

В рамках предложенного подхода для обучения детей-инвалидов в базовой части применяются традиционные организационные формы обучения: урок, практическая и лабораторная работы, консультация и пр. В условиях предлагаемого подхода в базовой части могут использовать элементы дистанционного образования:

В Ставропольском крае реализуются мероприятия «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов», которые предоставляют возможность детям-инвалидам обучаться в дистанционном режиме, по индивидуальной программе. Семье ребёнка-инвалида передаётся во временное пользование рабочее место ученика (специализированный программно-технический комплекс, принтер, сканер, микрофон, колонки, наушники, веб-камера, графический планшет, цифровой микроскоп, цифровая фотокамера, дополнительное программное обеспечение и дополнительное специализированное оборудование для детей, ограничения здоровья которых не позволяют использовать стандартные инструменты клавиатурного ввода), а также предоставляется бесплатный безлимитный доступ к Интернету.

Дистанционное обучение решает проблему «особых» детей в недостатке общения с другими людьми. У ребенка, обучающегося дистанционно, расширяются возможности пользования образовательными и информационными ресурсами Интернета. Дистанционная форма обучения как нельзя лучше подходит для получения ими качественного образования и в дальнейшем профессиональной занятости.

Не всегда условия в семье бывают благоприятны для развития ребенка. Воспитание здорового полноценного ребенка — достаточно сложный процесс, воспитание ребенка с проблемами в развитии — во сто крат труднее и ответственнее. Если дети, требующие особого внимания, лишены правильного подхода родителей к их развитию, то недостатки углубляются, а сами дети нередко становятся тяжелым бременем для семьи и общества.

Развитие ребенка-инвалида в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, разнообразии воспитательных воздействий. В нормальных условиях ребенок является источником большого числа стимулов, благодаря своей подвижности, забавности и т. п. Ребенок- инвалид — тоже неиссякаемый источник стимулов для своего воспитателя, только качество их совершенно иное, чем в первом случае. Ребенок-инвалид требует больше механической работы, монотонного ухода и присмотра, а отклика со стороны ребенка, радостной удовлетворенности бывает гораздо меньше, это приводит к одностороннему утомлению, даже изнурению. Надо стараться разделить обязанности в семье, и общество должно внести свой вклад.

        Формы обучения и объем учебной нагрузки обучающихся детей-инвалидов.

   Формы обучения и объем учебной нагрузки обучающихся могут варьироваться в зависимости от особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья детей.                                                 В настоящее время органы государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом полномочий по установлению порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому, предоставленных им статьей 18 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", вправе самостоятельно определять количество учебных часов и нормативы затрат на организацию надомного обучения детей-инвалидов в объеме, позволяющем обеспечить качественное образование и коррекцию недостатков развития ребенка.

В качестве рекомендуемого минимального объема учебной нагрузки детей-инвалидов могут рассматриваться нормы часов, содержащиеся в письме Министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988 г. N 17-253-6 "Об индивидуальном обучении больных детей на дому". При наличии соответствующих рекомендаций специалистов количество часов по классам может быть увеличено в пределах максимально допустимой учебной нагрузки, предусмотренной санитарно-гигиеническими требованиями.

Практика показывает, что обучение с использованием дистанционных образовательных технологий значительно расширяет возможности получения детьми-инвалидами образования, позволяет во многих случаях обеспечить освоение обучающимся основной общеобразовательной программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в полном объеме.

Содержание учебно-методического комплекса, позволяющего обеспечить освоение и реализацию образовательной программы при организации дистанционного обучения детей-инвалидов, должно соответствовать государственным образовательным стандартам.

Дистанционное обучение не следует рассматривать как единственную форму проведения учебных занятий, полностью исключающую непосредственное взаимодействие обучающегося с учителем (учителями).

Желательным является сочетание дистанционной формы обучения с посещением детей на дому учителем. Для детей, состояние здоровья которых допускает возможность периодического посещения ими образовательного учреждения, наряду с дистанционным обучением и занятиями на дому целесообразно организовывать занятия в помещениях образовательного учреждения (индивидуально или в малых группах).

При наличии возможности следует также обеспечивать участие детей-инвалидов вместе с другими детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.

Особенности организации образовательного процесса для каждого обучающегося, включая объем его учебной нагрузки, а также соотношение объема проведенных занятий с использованием дистанционных образовательных технологий или путем непосредственного взаимодействия учителя с обучающимся, определяются индивидуально на основании рекомендаций специалистов.

Учащиеся i -школы  имеют возможность заниматься на курсах трех направлений: гуманитарного, естественно-математического, технологического. Среди курсов как направленные на поддержку или получение базового школьного образования,  так и рассчитанные на участие в творческой, проектной,  исследовательской деятельности. Система курсов Центра образования решает также задачи предпрофессиональной подготовки, подготовки в вузы и в средние специальные учебные заведения. Все курсы создают широкие возможности для сетевого общения участников проекта: в форумах и чатах, через электронную почту.

 Палитре курсов в Центре образования может позавидовать ученик даже очень хорошей «традиционной» школы. Здесь изучают такие предметы, как «Информационный поиск», «Интернет-журналистика», «Веб-программирование», «Уроки сочинительства», «Как общаться в Интернете», «Уроки журналистики на английском», «Литературный перевод с английского языка», «Компьютерная графика», «Эффективная анимация во Flash”, “Натурная мультипликация с элементами конструирования», «Рисованная компьютерная анимация», «Цифровое видео», «Моя родословная», «Бисероплетение», «Робототехника», «Основы профессии юриста» и др.

Вся учебная, воспитательная работа проводится дистанционно, через Интернет.

 Обучение осуществляется преимущественно индивидуально или в группах до четырёх человек.  Формы обучения определяются индивидуальными образовательными программами, запросами семьи и медицинскими показаниями.

Дистанционное обучение обладает рядом качеств, которые делают его весьма эффективным при работе с детьми-инвалидами и больными детьми. Главным образом, эффективность достигается за счет индивидуализации обучения: каждый ребенок занимается  по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе; каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения той или иной дисциплины.

Дистанционное обучение позволяет свести до минимума непродуктивное использование времени учащегося. Ребенок не ждет, пока учитель запишет на доске предложения для разбора; электронный лабораторный эксперимент всегда пройдет четко, по заданному сценарию; поисковые системы позволят быстро найти нужные материалы... Это позволяет освоить учебный материал в более сжатые сроки, по сравнению с классно-урочной системой.

 Сегодня технологии дистанционного образования развиваются очень активно, и если в недалеком прошлом в распоряжении сетевого учителя была лишь электронная почта, то теперь специальные учебные среды позволяют организовать учебный процесс, ни в чем не уступающий по своим дидактическим возможностям традиционному, а во многом и превосходящий его.

Вот лишь некоторые структурные элементы занятий в Центре образования: лекция (в режиме реального времени, с элементами контроля, с элементами видео, с элементами аудио); изучение ресурсов (интернет-ресурсов, на электронных носителях, на бумажных носителях, текстовых, текстовых с включением иллюстраций, с включением видео, с включением аудио, с включением анимации); самостоятельная работа по сценарию (поисковая, исследовательская, творческая, др.); конференция в чате; конференция в форуме; коллективная проектная работа; индивидуальная проектная работа; тренировочные упражнения; тренинг с использованием специальных обучающих систем; контрольная работа (тестирование, ответы на контрольные вопросы); консультация. Варьируя комбинации из таких «кирпичиков», сетевой учитель может создавать уроки самых разных типов – в зависимости от возраста детей, от степени их активности и самостоятельности, от специфики предмета и др.

При дистанционном обучении учитель ведет за руку каждого ученика. Специальная учебная среда позволяет прокомментировать каждую работу ученика, дать рекомендации по исправлению ошибки – работать с каждым ребенком до полного решения учебной задачи.

Важной особенностью специальной учебной среды является то, что она создает и хранит отчеты о деятельности (портфолио) каждого ребенка: все сданные им работы, все оценки и комментарии учителя к работам, все сообщения в форуме.

Учитель может создавать и использовать в рамках курса любую систему оценивания. Все отметки по каждому курсу хранятся в сводной электронной ведомости.

Специальная учебная среда позволяет контролировать “посещаемость”, активность ученика, время его учебной работы на каждом уроке.

Специальная учебная среда позволяет организовать обучение в процессе совместного решения учебных задач, осуществлять взаимообмен знаниями, коммуникацию в различных формах. Система поддерживает обмен файлами любых форматов - как между учителем и учеником, так и между учениками. Сервис рассылки позволяет оперативно информировать всех участников курса или отдельные группы о текущих событиях. Форум дает возможность организовать учебное обсуждение проблем, при этом обсуждение можно проводить по группам. К сообщениям в форуме можно  прикреплять файлы любых форматов. Есть функция оценки сообщений – как учителями, так и учащимися. Чат позволяет организовать учебное обсуждение проблем в режиме реального времени, провести «классное собрание». Сервисы «Диалог», «Комментарий» предназначены для индивидуальной коммуникации учителя и ребенка: рецензирования работ, обсуждения индивидуальных учебных проблем. Сервис «Учительский форум» (аналог учительской в традиционной школе) дает педагогам возможность обсуждать профессиональные проблемы.

Вывод: современные дистанционные методики позволяют не только обеспечить ребенка-инвалида качественным образованием, развить его внутренний духовный мир, но и посредством сети Интернет дают ему возможность общения со сверстниками, столь необходимое для нормальной реабилитации и адаптации в обществе. Образовательный процесс в телекоммуникационной компьютерной среде для больных детей и детей-инвалидов становиться частью широкой образовательной среды, и строиться как система гибкого взаимодействия учащегося с учителем и другими учащимися, сверстниками посредством компьютера. Эта система преследует не только образовательные цели, но и помощь в социализации и личностном развитии ребёнка.

Обучаясь в информационной компьютерной среде, ребёнок уже фактически получает профессиональные навыки, которые в дальнейшем обеспечат ему работу и достойное существование.

Сегодня технологии дистанционного образования развиваются очень активно, и если в недалеком прошлом в распоряжении сетевого учителя была лишь электронная почта, то теперь специальные учебные среды позволяют организовать учебный процесс, ни в чем не уступающий по своим дидактическим возможностям традиционному, а во многом и превосходящий его.

В условиях всесторонней информатизации всех сфер развития общества качество жизни и социальный статус человека с ограниченными возможностями здоровья, инвалида, во многом определяется степенью его интеграции  в информационное поле, возможностью участия в информационном обмене. Для него, как и для  любого другого человека, должен быть обеспечен оперативный доступ к необходимой информации, ее обработке, а так же возможность представления результатов своей информационной деятельности. Поэтому дистанционное образование со всеми своими возможностями – это путь к самостоятельной, профессиональной и социальной активности, «мостик» к современным нанотехнологиям.  Для детей с ограниченными возможностями здоровья - это уникальный шанс занять в будущем достойное место в обществе.

Литература.

  1. Вачков И. Дистанционное обучение детей-инвалидов // Школьный психолог. – Издательский дом «Первое сентября» - №38, 2008. – с. 20-22.
  2. Комаров Ю.А. Методика дистанционного обучения биологии детей-инвалидов с сохранным интеллектом // Междисциплинарные исследования в науке и образовании. – 2012. – № 1.- с.23-26.
  3. Михайлина М.Ю. Социально-психологическое сопровождение образования детей с ограниченными возможностями // Психологическое сопровождение образовательного процесса: Материалы областной научно-практической конференции 28 марта 2007 года. – Саратов: Научная книга, 2007.- с. 207-210.
  4.    Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Дистанционное обучение на пороге XXI века. М: «Мысль», 1999. – 368 с.
  5.   Шахмаев Н.М. Технические средства дистанционного обучения. М. – «Знание», 2000. – 276 с.

Приложение 1

Приложение 2

(3)

П

(2)

Инструктор

ЛФК

(1)

Учителя

(27)

Логопеды

(1)

Воспитатели

(7)

Дефектологи

педагоги

(3)

Психологи

(2)

Инструктор

ЛФК

(1)

Учителя

(27)

Логопеды

(1)

Воспитатели

(7)

Дефектологи

(2


Приложение 3



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...

Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе воспитателя СП ГБОУ ООШ № 4 детский сад № 9 Малышевой Светланы Анатольевны

Я работаю с детьми пятнадцать лет. Дошкольный возраст один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в раннем возрасте закладываются основы здоровья, гармоничного умственного...

Формирование толерантного отношения к детям-инвалидам и детям с ОВЗ в классном коллективе образовательного учреждения.

Формирование толерантного отношения к детям-инвалидам и детям с ОВЗ в классном коллективе образовательного учреждения....

Формы обучения при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательной организации

В учебном процессе могут быть реализованы разные формы обучения с использованием цифровых технологий в зависимости от возраста обучающихся, от степени их активности и самостоятельности, от специфики у...

Мониторинг организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях начального образования Красногвардейского района.

Использование дистанционных образователльных технологий в образовательных учреждениях начального образования. О дополнительных эфектах от прохождения обучения с использованием дистанционных образовате...