Система использования моделей артикуляции звуков в урочной и внеурочной деятельности в школе для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
статья (1 класс)
Статья о системе использования моделей артикуляций звуков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 262.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Система использования моделей артикуляции звуков в урочной и внеурочной деятельности в школе для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
На современном этапе развития специального образования острой становится проблема преодоления и коррекции дисграфии.
Учеными: Левиной Р.Е., Чиркиной Т.В., Лалаевой Р.И, Садовниковой И.Н., Корневым А.Н. в разные годы были разработаны методики по преодолению нарушений письма. Современные условия требуют альтернативных способов преодоления дисграфии у учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
Таким альтернативным способом явилась разработанная система использования моделей артикуляции звуков в урочной и внеурочной деятельности в школе для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.
Целью разработанной системы является предупреждение и коррекция дисграфии у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Средствами, способствующими предупреждению и коррекции дисграфии у детей с тяжелыми нарушениями речи были избраны модели артикуляции звуков.
Каждая модель артикуляции звуков дает практически полную наглядную характеристику звука во всем его фонетическом разнообразии и соответствует положению органов артикуляции в момент произнесения звука.
Модели артикуляции представляют собой карточки трех цветов: красные, синие, зеленые, что применяется и в традиционном обучении грамоте. Так, гласные звуки обозначаются красным цветом, твердые согласные – синим, мягкие согласные – зеленым цветом. На моделях графически обозначается работа органов артикуляции в момент произнесения данного звука.
Работа по данной системе строится поэтапно.
В работе над звуком можно рекомендовать следующие игры с моделями артикуляции:
1. Какой звук встречается чаще?
Оборудование: наборы чистоговорок, скороговорок, модели артикуляции звуков.
Ход игры:
Логопед читает скороговорку, а ребенок показывает модель артикуляции звука, который чаще всего встречается. Например:
Я по камешкам пошел,
Шубу шелкову нашел.
Не найду я ушки
У нашей лягушки.
У ежа ежата, у ужа ужата.
Не живут ужи, где живут ежи.
2. Кто внимательнее?
Оборудование: предметные картинки, модели артикуляции звуков.
Ход игры:
Детям раздаются модели артикуляции звуков, каждому по одной. Логопед показывает картинки. Дети называют их. Ребенок, у которого есть модель звука, находящегося в слове, картинку забирает себе. Выигрывает тот, кто заберет больше картинок.
3. Где спрятался звук?
Оборудование: набор предметных картинок (у логопеда), модели артикуляции, карточка, разделенная на три квадрата (место звука в начале, середине, конце слова).
Ход игры:
Логопед показывает картинку. Дети называют предмет, расположенный на ней, указывают место изучаемого звука в слове, закрывая моделью место звука.
На втором этапе работы дети учатся устанавливать связь между звуком и буквой. Известно, что количество букв алфавита не соответствует количеству звуков русского языка. В букве выражается не каждый отдельный звук. В ней выражаются лишь основные звуки. В букве происходит завершение фонематического процесса.
На этом этапе детям предъявляются следующие задания:
- Чтение и запись слогов, написанных моделями артикуляции:
(ЛА)
(ЛУ)
- Запись слогов, написанных буквами и моделями артикуляции:
у (КУ)
- Запись слов, написанных моделями и буквами:
утки (ШУТКИ)
- Запись слов, написанных моделями артикуляции согласных звуков, гласные при этом пропущены:
--------- (жара, Жора)
-------- (Саша, суша)
-------- (носы)
На данном этапе можно применять следующие игры:
- Живые модели.
Оборудование: модели артикуляции согласных и гласных звуков.
Для игры подбираются слова, состоящие из 3-4 звуков, модели артикуляции которых есть в наборе, например: рак, лак, сок, жук.
Ход игры:
Детям раздаются модели артикуляции звуков. Логопед называет слово. У кого есть модели артикуляции звуков, находящихся в данном слове, строятся в шеренгу, чтобы получилось слово. Затем это слово записывается буквами, например:
(рак)
- Какой предмет спрятался.
Оборудование: набор предметных картинок, с обратной стороны которых нарисована модель артикуляции первого звука, а остальные звуки слова обозначены черточками.
Ход игры:
Показывается схема слова. Дети подбирают и записывают слова.
- Цепочка слов.
Оборудование: модели артикуляции звуков.
Ход игры:
Первое слово при помощи моделей артикуляции звуков логопед выставляет сам, затем дети, заменяя одну модель, составляют цепочку слов и записывают ее в тетрадь. Например:
Сом-сон-сын-сыр-сор-сок-сук-лук-лак-мак-рак-рад - и т.д.
На третьем этапе дети сначала учатся распознавать не различаемые звуки по моделям артикуляции. Большую помощь модели могут оказать при усвоении различий в функциях мягкость-твердость, звонкость-глухость. Изучая буквы русского алфавита, ребенок не узнает о существовании мягких звуков, а модель артикуляции мягкого звука отличается от своей твердой пары. Ребенку с речевой патологией, например, сложно понять, в чем отличие таких слогов, как РА-РЯ. Читая по моделям, помогаем ребенку не допускать ошибок. Эти слоги в моделях выглядят так:
(РА)
(РЯ)
Интересно и легко в моделях идет запоминание различия звонких-глухих согласных, например, звуков Ш и Ж. Ребенок, видя колокольчик, знает, что надо «включить» голос. Отработав данный навык на моделях, он не ошибается в различении букв и звуков по этому признаку:
Дифференциация звуков, замены которых обусловлены несформированностью операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам в моторном звене воспроизводства речи, с применением моделей артикуляции звуков также происходит более успешно по причине расширения наглядности и большей осмысленности.
Например, сравнивая модели артикуляции звуков С и Ш, дети видят, что при произнесении звука С губы в улыбке – на модели прямоугольник, кончик языка у нижних резцов – (.) под прямоугольником. При произнесении звука Ш губы округлены – на модели круг, кончик языка находится у верхних резцов – стрелка показывает движение языка вверх, а (.) в верху круга – положение кончика языка.
После того, как дети научились распознавать не различаемые звуки по моделям артикуляции звуков, включаем следующие виды занятий:
- выделить не различаемые звуки из потока звуков (одновременно два звука, каждый звук в отдельности) показом соответствующих моделей;
- при произнесении слогов (слов), состоящих из заменяемых звуков, показывать соответствующую модель артикуляции;
- подобрать картинки, названия которых отличаются одним из дифференцируемых звуков. При назывании показывать соответствующую модель артикуляции;
- выделить из текста слова с дифференцируемыми звуками, показывая при этом соответствующую модель артикуляции и т.д.
Практическая значимость данной системы состоит в том, что ее можно использовать не только в урочной и внеурочной деятельности школ для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, но и в коррекционной работе логопедов общеобразовательных школ и при подготовке детей к школе.
Список литературы
- Азова О.И. Особенности овладения орфографией младшими школьниками с общим недоразвитием речи. // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы. Материалы 1-й Международной конференции Российской ассоциации дислексии. М., 2004 г.
- Акименко В.М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2008.
- Демьянов Ю.Г. Клинические особенности младших школьников со стойкими нарушениями успеваемости // Клиническое и психолого-педагогическое изучение детей с интеллектуальной недостаточностью. – М., 1976
- Иншакова О.Б. Некоторые приемы коррекции специфических ошибок чтения и письма // Принципы и методы коррекции нарушений речи. СПб.: Образование, 1997.
- Карпенко Н.П., Подольский А.И. Внимание и коррекция дисграфических ошибок у детей с недоразвитием речи // Вестн. Моск. Ун-та. 1980. Сер. 14, № 3.
- Комарова В.В., Милостивенко Л.Г., Сумченко Г.М. Соотношение дисграфических и орфографических ошибок у младших школьников с нарушениями речи // Патология речи. – СПб, 1992.
- Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. – СПб., «Гиппократ», 1995.
- Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб.: Речь, 2003.
- Левина Р.Е. Недостатки чтения и письма у детей. М.: Учпедгиз, 1940.
- Логинова Е.А. Нарушения письма, особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
- Логинова Е.А. Актуальные вопросы логопедии в изучении дисграфии, организации ее диагностики и коррекции. // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы. Материалы 1-й Международной конференции Российской ассоциации дислексии. М., 2004.
- Парамонова Л.Г. Предпосылки дисграфии у детей дошкольного возраста. //Новости оториноларингологии и логопатологии. Расстройства речи. Мультидисциплинарный подход к изучению, диагностике и коррекции. – СПб., 2000.
- Парамонова Л.Г. Предупреждение и преодоление дисграфии у детей.- СПб,: «Союз», 2001, 2004.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 1997.
- Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Учителю о детях с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 1985.
- Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Дифференцированный подход к проявлениям нарушения письма и чтения у учащихся общеобразовательных школ// Дефектология. – 1988. - № 5.- с.3-9.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД ПЕДАГОГОВ К ОБУЧАЮЩИМСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.
При мониторинге обученности учащихся, кроме определенной системы контроля, мы используем инструмент отслеживания результатов. Таким инструментом технологические карты. На основании резул...
Развитие диалогической и монологической речи у младших школьников на уроках и во внеурочное время в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Выступление на семинаре учителей - логопедов ГБС(К)ОУ школы-интерната №1 Vвида Краснодарского края с опытом работы по "Развитию диалогической и монологической речи у младших школьников на уроках...
Обучение детей грамоте с использованием моделей артикуляции звуков.
В этой статье описываются приемы работы с звуковыми моделями на уроках обучения грамоте....
Программа коррекционного курса для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи "Логопедическая ритмика" (1 класс)
Данная программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО и реализуется в общеобразовательной школе в классе инклюзивного образования, где обучаются дети с тяжелыми нарушениями речи....
Система использования моделей артикуляции звуков на уроках
Содержательный компонент подразумевает отбор средств, способствующих предупреждению и коррекции дисграфии у детей с тяжелыми нарушениями речи. После анализа литературы по проблеме (Акименко В.М....
Рабочая программа по курсу: "Коррекция устной и письменной речи обучающихся с тяжелыми нарушениями речи", вариант 5.2. 1 класс
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекция устной и письменной речи обучающихся с задержкой психического развития» 1 класса разработана в соответствии с требованиями федерального го...
Рабочая программа по предмету «Технология» для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1) 1-4 классов УМК «Начальная школа XXI века»
Рабочая программа по предмету «Технология» для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1) 1-4 классов УМК «Начальная школа XXI века»...